На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема профилактики подросткового алкоголизма

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение…………………………………………………………………………3 

     Глава 1. Понятие подросткового алкоголизма  и основные аспекты его изучения в психолого - педагогической и медицинской литературе……………..4
      Девиантное поведение подростков…………………………..………………...4
1.2.     Факторы, оказывающие влияние на подростковый алкоголизм……………10
1.3.     Особенности подросткового алкоголизма…………………………………...20 

            Выводы по главе……………………………………………………………….27 

     Глава 2. Проблема профилактики подросткового  алкоголизма…………….28
2.1.     Меры профилактики подросткового алкоголизма…………………………..28
2.2.     Практическая деятельность социальных  служб по 
            предупреждению алкоголизма….……………………………………………35 

           Выводы по главе………………………………………………………………..40 

     Заключение……………………………………………………………………...41 

     Список  литературы……………………………………………………………..42 

 

ВВЕДЕНИЕ
     В настоящее время алкоголизация  населения является одной из важнейших  проблем общества. По данным ВОЗ в мире смертность из-за алкоголя занимает третье место, остро стоит проблема подросткового алкоголизма.
     Ежегодно сотни молодых людей гибнут в состоянии алкогольного опьянения в автокатастрофах и дорожно-транспортных происшествиях.  До 25—30% всех травм белорусы получают в состоянии алкогольного опьянения. В этом же состоянии совершается до 60% суицидальных попыток. 
     В настоящее время подростки  всё  больше употребляют алкоголь. Многие из них не понимают важности и необходимости  решения проблемы пьянства и алкоголизма.
     Актуальность  исследования данной проблемы подтверждается данными статистики: так в 2005 году в Могилеве к административной ответственности было привлечено 185 родителей несовершеннолетних, дети которых распивали спиртные напитки в общественных местах, а 482 работника торговли и общепита были привлечены к административной ответственности за продажу спиртных напитков подросткам. Это свидетельствует о том, что часто продавцы не замечают серьезной проблемы алкоголизации молодежи и  во многом способствуют ей. 
     Целью данной курсовой работы является изучение научных подходов к проблеме подросткового алкоголизма. Исходя из цели, выделяем следующие задачи:
     - проанализировать психолого-педагогическую  и медицинскую литературу по  проблеме;
     - изучить особенности характера  подростков, склонных к алкоголизму;
     - изучить факторы, способствующие алкоголизации подростков;
     - определить формы профилактики  злоупотребления алкоголем у  подростков; 
    Объект  исследования: подростки от 14 до 18 лет.
    Предмет исследования:  формы профилактики подросткового алкоголизма.
 

      Глава 1. Понятия подросткового алкоголизма и основные аспекты его изучения в психолого - педагогической и медицинской литературе 

      Девиантное  поведение подростков
 
     Проблема  формирования личности подростка —  одна из наиболее сложных и наименее разработанных в возрастной психологии. И. С. Кон подчеркивает, что, говоря о личности подростка, мы должны иметь в виду не только хронологический возраст или фазу развития изучаемого индивида, но также: 1) общие свойства культуры и общества, к которым он принадлежит; 2) его социально-экономическое положение. 3) историческую ситуацию, в которой происходит его развитие; и особенности его поколения; 4) его пол и 5) его индивидуально-типологические особенности[12 , с. 8].
      Подростковый  возраст характеризуется  выраженной эмоциональной неустойчивостью, резкими, «колебаниями» настроения, быстрыми переходами от экзальтации к субдепрессивным  состояниям.
     Пик эмоциональной неустойчивости у  мальчиков приходится на 11 —1З лет, у девочек – на 13 - 15 лет, В старшем  подростковом возрасте фон настроения становится более устойчивым, эмоциональные реакции — более дифференцированными. Бурные вспышки нередко сменяются подчеркнутым внешним спокойствием, ироническим отношением к окружающим. Склонность к самоанализу, рефлексии нередко способствует возникновению депрессивных состояний.
     Для подросткового возраста характерно попеременное проявление полярных качеств  психики: целеустремленность и настойчивость  сочетаются с импульсивностью и  неустойчивостью, повышенная самоуверенность  и безапелляционность в суждениях  сменяются легкой ранимостью и неуверенностью в себе, потребность в общении —  желанием уединиться (Г. Е. Сухарева,  А. Е. Личко) [14, с.23].
     У некоторых подростков переходный период проходит без каких-либо проблем, однако у большинства подростков наблюдается отклонения в поведении (девиации), но для каждого молодого человека этот этап имеет большую важность.
     Девиантное  поведение - отдельные поступки или их совокупность, не соответствующие существующим в обществе нравам, правовым нормам, ценностям, образцам, стандартам жизни и деятельности. [26, с.146].
     Существует  несколько моделей девиантного  поведения на личностном, ситуационном и средовом уровнях. В основу  личностной модели девиантного поведения положен синтез трех модальностей личности: активности, социализации, интегративности. В основе модели девиантного поведения на ситуационном уровне лежит степень противоречий в рамках той или иной ситуации: статусной, ролевой, деятельностной, ценностной ориентации. В основе модели средовой девиации лежат принципы социальной среды: микро- и макросреды [24,   с.71]
     Девиантное  поведение может иметь разнообразную  структуру и динамические характеристики, формироваться как изолированное явление или как явление группового порядка, сочетать в себе несколько клинических форм или единственную, быть устойчивым или неустойчивым, иметь различную направленность и социальную значимость.
      Индивидуальные (изолированные) девиации включают в себя все клинические формы и типы отклоняющегося поведения, при которых оно не носит характера зависимости от поведения окружающих. Нарушение правовых, этических или эстетических норм происходит в данном случае вне связи с микросоциальными нормами поведения. Нередко индивид осознанно стремится к выбору изолированной девиации, желая кардинально отличаться от окружения или конфронтируя со всеми. Иногда он может не обращать внимания на наличие или отсутствие девиантных форм поведения у близкого окружения, т.е. игнорировать реальность.
     К изолированным девиациям относятся коммуникативные формы отклоняющегося поведения (аутистическое и нарциссическое поведения, гиперобщительность), аутоагрессивное поведение в виде суицидальных попыток (хотя возможны и групповые формы так называемых ритуальных суицидов), нарушения пищевого поведения, аномалии сексуального поведения и развития, сверхценные психопатологические увлечения, разновидности маний, злоупотребление веществами, вызывающими изменения психической деятельности.
      Наиболее часто наблюдаются групповые девиации. Их отличительной чертой является повторяемость сходных форм девиантного поведения у близкого окружения, идолов, авторитетных лиц в референтной группе. Подавляющее большинство подростковых вариантов отклоняющегося поведения относится к групповым.  Так, например,  реакции группирования со сверстниками, эмансипации, имитации, оппозиции, а также такие формы девиантного поведения как спортивный, музыкальный или религиозный фанатизм, коллекционирование, как правило, формируются не изолированно, а в группе. Часто такие девиации не могут существовать вне группы или коллектива и корригируются изоляцией человека.
      В основе групповых разновидностей девиантного поведения лежит принцип группового давления.  Групповое давление на индивида способно оказывать как референтная группа, так и семья. Так, профессиональное, конфессиональное, «хоббиальное» или любое иное сообщество людей способно требовать от ее члена соблюдения норм, которые фактически могут носит оттенки отклоняющегося поведения.
       Семейные разновидности групповых девиации демонстрируют отклоняющиеся образцы поведения целой семьи или части ее членов, связанных с процессом группового давления. Семейные девиации представляют собой устойчиво поддерживаемый и поощряемый группой (семьей) поведенческий стереотип.
      Девиантные формы поведения могут быть временными и постоянными, устойчивыми и неустойчивыми. Для временных девиаций характерна малая длительность существования отклоняющегося поведения, часто связанная с групповым давлением и невозможностью быть вне группы. Так, подросток может проявлять девиантные формы поведения лишь в течение срока нахождения в лагере отдыха вместе со сверстниками, быть агрессивным только в группе. К постоянным девиациям относят такие формы отклоняющегося поведения, которые имеют склонность к длительному существованию и малой зависимостью от внешних воздействий. Они составляют большинство девиантных форм поведения. Устойчивые девиации характеризуются монофеноменологичностью, т.е. в поведении человека преобладает лишь какая-либо единственная форма отклоняющегося поведения. При неустойчивой девиации отмечается склонность к частой смене клинических проявлений девиации.
     Выделяются  стихийные и спланированные, структурированные (организованные) и неструктурированные (слабоорганизованные) разновидности отклоняющегося поведения. Стихийные девиации имеют склонность к быстрому, хаотичному и неспланированному формированию. Они возникают под влиянием внешних обстоятельств и характеризуются временным характером. В таком случае девиантное поведение специально не запланировано, однако и не исключено из поведенческой программы. Стечение обстоятельств и эмоциональный настрой индивида являются решающими в появлении неадекватного поведения. Провоцирующим моментом могут служить действия окружающих. Спланированные девиации носят характер регламентированности,  заданности и строгой очерченности. Человек заранее готовится к их реализации, нередко испытывает «предстартовое волнение», радостное и одновременно беспокойное ожидание данного вида деятельности. К спланированным девиациям относятся, например,  употребление алкоголя. При них можно отметить наличие подготовительного периода, во время которого девиант с вожделением ожидает возможности включиться в азартную игру или появления «группы единомышленников». Под структурированной (организованной) девиацией понимается групповая форма отклоняющегося поведения, в рамках которой четко расписаны роли всех ее участников. Для неструктурированной (слабоорганизованной) разновидности группового отклоняющегося поведения характерно отсутствие иерархических взаимоотношений, регламентации поступков.
     Девиантные формы поведения по структуре могут быть также экспансивными и неэкспансивными, альтруистическими и эгоистическими. Экспансивные девиации в отличие от неэкспансивных характеризуются вторжением в сферы жизни и деятельности окружающих людей, зачастую склонностью игнорировать их интересы и даже посягать на их свободы (например, агрессивное или гиперобщительное поведение, сексуальные аномалии). При неэкспансивных девиациях индивид своим поведением формально может не задевать интересы окружающих. Неэкспансивные девиации отличаются саморазрушающим для личности девианта характером, когда неадекватная и неэффективная деятельность приводит к личностной деградации или блокированию личностного роста.
     Подавляющее большинство форм отклоняющегося поведения  можно назвать эгоистически ориентированными. Эгоистические девиации отличаются нацеленностью на получении удовлетворения или личной выгоды. Злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами, сексуальные девиации,  которые пропитаны желанием и стремлением индивида получить новые ощущения,  испытать радость. Альтруистические девиации напротив, направлены на интересы других людей, нередко сочетаются со склонностью к самопожертвованию и самоуничижению. Альтруистические цели может преследовать суицидальное поведение, если человек кончает жизнь самоубийством ради близких, божества, которому поклоняется.
     По  параметру осознаваемости и критичности  можно выделить осознаваемые и неосознаваемые девиации. Осознаваемые девиации представляют собой отклоняющиеся формы поведения, которые человек осознает как отклоняющиеся от нормы и по отношению к которым он может испытывать негативные эмоции и желание их исправить. Неосознаваемые девиации, как правило, характеризуются полной совместимостью отклоняющейся формы поведения с личностью девианта, его убежденностью в том, что поведение носит характер адекватный по сравнению с поступками окружающих и их отношением к нему, а также отсутствием стремления изменить что-либо в своем поведении.
     Используя «теорию ярлыков» Г.Беккера, предлагается выделять две разновидности девиаций, различающихся механизмами формирования: первичные и вторичные. Первичные девиации представляют собой любые формы ненормативного поведения. Вторичные девиации возникают в результате вольного или невольного следования девиантом за приклеенным ему обществом ярлыком, оправдывать их ожидания, стремится подтвердить справедливость их мнений и убеждений в отношении собственного отклоняющегося поведения [17, с.71- 74].
     К основным видам проявления девиантного поведения относят: систематические прогулы учебных занятий, побеги из семьи, конформное поведение, алкоголизация, наркотизация, курение, сквернословие, воровство, пристрастие к азартным играм, искаженные половые влечения [26, с.146].
     Оно имеет разнообразную структуру. Так как в нашей курсовой работе мы описываем подростковый алкоголизм, целесообразно выделить следующий  тип девиантного поведения: аддиктивный.
     Аддиктивное поведение — это одно из проявлений девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций (Ц.П.Короленко, Т.А.Донских) [17, c.39].
     Основным  мотивом личностей, склонных к аддиктивным  формам поведения, является активное изменение неудовлетворяющего их психического состояния, которое рассматривается ими чаще всего как апатичное. Такому человеку не удается обнаружить в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь надолго его внимание, увлечь, обрадовать или вызвать иную существенную и выраженную эмоциональную реакцию. Жизнь видится ему неинтересной в силу ее обыденности и однообразности. Он не приемлет того, что считается в обществе нормальным: необходимости что-либо делать, заниматься какой-нибудь деятельностью, соблюдать какие-то принятые в семье или обществе традиции и нормы. Можно говорить о том, что у подростка с аддитивной нацеленностью поведения значительно снижена активность в обыденной жизни. При этом аддиктивная активность носит избирательный характер — в тех областях жизни, которые пусть временно, но приносят человеку удовлетворение и вырывают его из мира эмоциональной бесчувственности, он может проявлять активность для достижения цели.
     Аддиктивную личность не устраивает традиционная жизнь с ее устоями, размеренностью и прогнозируемостыо. Предсказуемость, заданность собственной судьбы является раздражающим моментом для таких подростков. Кризисные же ситуации с их непредсказуемостью, риском и выраженными аффектами являются для них той почвой, на которой они обретают уверенность в себе, самоуважение и чувство превосходства над другими. У аддиктивной личности отмечается феномен «жажды острых ощущений» (В.А.Петровский), характеризующийся побуждением к риску, обусловленным опытом преодоления опасности[17, с. 80].
     В рамках аддиктивного типа поведения человек не находит удовлетворения чувства «голода» в реальной жизни и стремится снять дискомфорт и неудовлетворение реальностью путем употребления алкоголя.
     Стремление  обманывать окружающих, а также обвинять других в собственных ошибках  и промахах вытекают из структуры аддиктивной личности, которая пытается скрыть от окружающих собственный «комплекс неполноценности», обусловленный неумением жить в соответствии с устоями и общепринятыми нормами.
     Выделяются  следующие типы особенностей характера подростков, склонных к употреблению алкоголя.
      Таким образом, алкоголизм относится к  одному из проявлений девиантного поведения. Существует множество типов характера  подростков, зная которые можно прогнозировать возможные варианты нарушений в  его поведении. 

     1.2 Факторы, оказывающие  влияние на подростковый  алкоголизм 

     В настоящее время среди факторов, влияющих на алкоголизм, выделяют  следующие: социальные, психологические, биологические.
     К социальным факторам относятся социальное положение индивида (пол, возраст, вид деятельности), этническая и религиозная принадлежность и влияние ближайшего окружения. Среди большого числа социальных факторов особое значение имеет влияние микросреды, окружающей подростка, и в первую очередь, семьи.
     Семья – это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе [15, с.149].
       Негативные влияния в семье  сильно сказываются на воспитании  и развитии ребенка. Отрицательный  пример родителей, злоупотребляющих  алкоголем,  накладывает определенный отпечаток на ребенка, который рассмотрит этот пример как положительный.
     Нельзя  расценивать однозначно: хорошая непьющая семья — хорошее влияние, плохая семья — плохое влияние. По  некоторым данным, в семьях, где родители тяжело больны алкоголизмом, нередко дети совершенно не пьют, а дети непьющих родителей наоборот, могут злоупотреблять алкоголем.
     Но  нельзя недооценивать роль семьи  как первичного побудителя к пьянству. Наибольшее значение в этом плане  играют такие социальные факторы такие, как:   алкогольные традиции семьи, низкий культурный уровень и  конфликтные взаимоотношения родителей, отрицательное отношение к образованию; игнорирование общественных интересов и т. п.
     По  данным Е. С. Скворцовой, в 78 % случаев  детей и подростков к алкоголю происходит под влиянием родителей или близких родственников, в семье, где подростку разрешено пить, алкоголизм формируется примерно в 9 раз чаще, чем там, где употребление алкоголя читается недопустимым [24, с.11]. Г. И. Шурыгин указывает, что склонность раннему систематическому употреблению спиртного у детей и подростков в семьях, где родители страдают алкоголизмом и пьянствуют на глазах у детей, примерно в 6 раз выше, чем в семьях, не злоупотребляющих алкоголем. [12, c.131]. Семьи, в которых воспитываются пьющие подростки, отличаются, как правило, социальной неустойчивостью, в них, наряду с пьянством, обычно царит напряженная атмосфера конфликта и нередко процветают разврат. Асоциальное и аморальное поведение часто приводит к лишению родительских прав, судимости.
     По  данным В. Т. Кондрашенко и С. А. Игумнова 26 % родителей  в семьях подростков-алкоголиков  вообще нигде не работали и  вели паразитический образ жизни, а 22 %, наоборот, были ответственными работниками или предпринимателями. Из этого можно сделать вывод, что отсутствие должного контроля со стороны родителей, приводит к негативным последствиям. Дети в неблагополучных семьях обычно лишены внимания  со стороны родителей, они предоставлены сами себе, часто пропускают занятия, отстают в учебе, рано приобщаются к асоциальным группам, совершают противоправные поступки, страдают алкоголизмом[12,c.137].
     На  подростка наиболее существенное влияние  оказывает ближайшее окружение  – бытовое, учебное, производственное и так далее со стороны сверстников или взрослых. Такие влияния оказываются особенно значимыми, в связи со стремлением несовершеннолетних включится в группу для совместного время провождения. Дорожа пребыванием в такой группе, подростки стремятся подрожать лидерам и быть на них похожими по внешнему виду и поведению. Принадлежность к определенной социальной группе и собственное положение в ней чрезвычайно важны для старших школьников. Важную роль играют неформальные группы общения, как правило — разновозрастные и подчиненные нормам специфической юношеской субкультуры[2, с. 37]. Свободное общение подростков — это, прежде всего, средство выражения личности, установления новых межличностных отношений. Во-первых, общение со сверстниками — очень важный специфический канал информации; по нему подростки и юноши узнают многие необходимые вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, это вид межличностных отношений. Разные виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными, где взаимоотношения строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать. Это  также служит ценной жизненной школой. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и позволяет ему чувствовать  эмоциональное  благополучие [18, с.217]. Общаясь со сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни, которые по тем или иным причинам ему не могут дать взрослые (например, информацию о взаимоотношении полов). Группа сверстников вырабатывает у подростка навыки социального взаимодействия. Для несовершеннолетнего очень важно, что о нем говорят и думают сверстники. Принадлежность к компании повышает уверенность в себе и дает дополнительные возможности для самоутверждения. Ориентируясь на сверстников и подражая им, подросток воспитывает в себе те качества, которые особенно ценятся товарищами. Происходит своеобразная иерархия морально-этических требований. При этом нормы и критерии, принятые в кругу сверстников, нередко становятся психологически более значимыми, чем  те, которые существуют у взрослых.
     Условно выделяют организованные, формальные (школьный класс, пионерский лагерь, спортивная секция и т. п.) и неформальные, стихийно образующиеся группы-коллективы.
     Мало  изучено влияние на формирование психики и поведение подростка неформальных групп, которые охватывают примерно 80-85 % подростков. Численность таких групп- 5-15 человек. Состав их обычно смешанный и по возрасту, и по социальной принадлежности. Часто уровень организованности неформальной группе заступает уровню организованности классного коллектива, а иногда и превосходит его. Лидером такой группы обычно бывает подросток, обладающий реальным авторитетом, психологические управленческие качества которого совпадают с его официальным статусом.
     В  среднем и старшем подростковом возрасте неформальные группы носят смешанный характер. По своей функции неформальные группы тесно связаны с подростковой субкультурой,  включающей в себя такие компоненты, как своеобразие, другие, чем у взрослых, способы общения и манеры поведения, обостренное чувство групповой общности и солидарности; специфическое понятие о вкусах, моде, внешнем виде, языке и т. д.
     Молодые люди могут приобщиться к алкоголизму  в процессе социализации, отражая  нормы и правила коллектива, в  котором они находятся. Часто именно в неформальных группах подросток начинает употреблять алкоголь, чтобы выглядеть взрослее и освободиться от стандартов, навязанных обществом. Но, к сожалению, систематическая выпивка может стать предвестником тяжелой болезни.
  Отсутствие определенных занятий у подростков. Особенно у тех, кто закончил девять классов и сейчас нигде не учится и не работает. Над такими подростками, как правило, ослабляется контроль со стороны взрослых, и они начинают вести асоциальный образ жизни. Отсутствие каких-либо увлечений  и стойкого интереса к различным видам деятельности порождает рост алкоголизма  в молодежной среде. 
     Средства  массовой информации -  один из факторов, негативно влияющих на подростка. Сегодня СМИ стали мощнейшим средством не только подростков и молодежи, но и всего социума в целом. СМИ воздействуют на мозг человека, на его информационную базу  [7, c.204].
     Сейчас  многие подростки предпочитают просмотр программ, где пропагандируется праздный образ жизни, алкоголь и наркотики. Для подростков в этот период характерно подражание поведению кумиров, значимым для них людям. Они копируют не всегда лучшие образцы поведения. В СМИ рекламируются спиртные напитки, в частности, пиво. У подростков остается неизгладимое впечатление после просмотра рекламы пива, которая занимает в последние годы львиную долю в телевизионных рекламных блоках. Пиво — это лучший способ утвердиться в компании друзей, пиво — самый быстрый способ расслабиться и получить от жизни удовольствие, в конце концов, пиво - это просто напиток для души, который даже и рядом не стоял с алкоголем [5, c.71].
     Интеллигенция, вместо того чтобы встать в ряды борцов за трезвость, пропагандирует употребление спиртных напитков. Политики обзаводятся  «фамильными» напитками, украшают собственными портретами этикетки горячительных напитков [7, c.205]. Удивляет тот факт, что, чаще всего,  спонсорами различных спортивных соревнований выступают производители спиртных напитков.
     Глобальное  информационное пространство доступно для всех. Кроме того, оно позволяет спрятаться под вымышленным именем. Активное общение в сфере Интернет делает возможным проведение различных провокаций и формирования мнения определенной части населения виртуального мира, большинство жителей которого является молодежь. Становится доступной информация, негативно влияющая на личность подростка  [6, с.35].
     В последнее время СМИ не развивают  человека, а наоборот деградируют  его, особенно сильный отпечаток  они оставляют на несовершеннолетних.
     К психологическим  факторам, прежде всего, относят особенности личности, а также релаксирующее и эйфоризирующее свойства алкоголя, способствующие вызыванию «психического комфорта», облетающие межличностные контакты.  Личность подростка в силу ее психической и социальной незрелости менее защищена от воздействия внешних и внутренних стрессов, чем личность взрослого человека. Поэтому патологическая зависимость от алкоголя у подростков формируется особенно быстро. Все злоупотребляющие алкоголем плохо адаптированы к окружающей обстановке и проявляют низкую толерантность к обычным по силе стрессорам, не способны сопротивляться напряжению и при малейших трудностях склонны прибегать к помощи алкоголя-релаксанта.
     Психологические особенности подростков и взрослых, склонных к злоупотреблению алкоголем сходны: и для тех и других характерны резкие колебания настроения, неустойчивость интересов, чувствительность, повышенная рефлексия и склонность к самоанализу, излишняя самоуверенность, переоценка своих возможностей, одновременное проявление полярных качеств психики (самоуверенность и легкая ранимость, развязность и застенчивость и  т. п.).
     Выделяются  следующие типы особенностей характера  подростков, склонных к употреблению алкоголя.
     Эксплозивный (возбудимый) тип. Встречается чаще у мальчиков и выражается в общей повышенной возбудимости, склонности к бурным аффективным и двигательным реакциям. Наиболее часто эксплозивный тип особенностей характера встречается в старшем подростковом и юношеском возрасте. Основные его проявления  вспыльчивость и с трудом сдерживаемое волнение. Малейший повод вызывает у таких подростков аффективные реакции, которые сопровождаются неустойчивостью, склонностью к агрессии и аутоагрессии. Они конфликтны, требовательны к окружающим, однако эмоциональное напряжение у подростков с эксплозивным типом, легко разряжается. Такие подростки не терпят противоречий и ограничений. Неустойчивость настроения,  повышенная внушаемость и снижение волевой активности способствуют легкому возникновению у них влечения  к алкоголю, наркотикам и других вредных привычек.
  Эпилептоидный (инертно-импульсивный) тип. Близок к эксплозивному, имеет ряд общих с ним признаков, таких, как эмоциональная напряженность, несдержанность, гневливость,  аффективная неустойчивость,  конфликтность, требовательность,  агрессивность. Отличительными, характерными только для этого типа признаками являются инертность эмоций, зацикливание на обидах; мстительность, жестокость, упрямство, болезненно обостренная настойчивость в достижении цели, длительные, продолжающиеся иногда сутками, дисфории. Подростков с эпилептоидными особенностями характера отличает мрачный фон настроения, недоброжелательность в отношениях с окружающими. Привычная обстановка вызывает немотивированное раздражение. В группе сверстников эпилептоиды всегда стремятся занять лидирующие позиции. Интенсивность   влечений   проявляется   стремлением к пъянству и употреблению наркотиков. Пьют такие подростки обычно много, предпочитая крепкие напитки. В состоянии опъянения бывают злобными, жестокими, агрессивными.
     Психастенический  тип. Основные черты характера подростка психастенического (ананкастного) типа — тревожная мнительность, нерешительность, боязливость, склонность к бесконечным сомнениям и самоанализу. Неуверенность и сомнения, сопровождающиеся тревогой, относятся, прежде всего, к собственным поступкам: правильно ли вел себя в той или иной ситуации, так ли решил задачу, не сделал ли ошибки в письменной работе, верно ли ответил учителю. Характерны боязливость, пугливость, чрезмерная совестливость и застенчивость. Они редко испытывают чувство радости, а беззаботное веселье им почти недоступно. Подростки с психастеническими чертами характера плохо переносят любые нарушения привычного жизненного уклада, яркая смена обстановки делает их еще более неуверенными, у них нарастает тревога, боязнь не справиться с новыми трудностями, не любят находиться в центре внимания.
     Страдая от своей нерешительности, неловкости в общении, такие подростки нередко  прибегают к алкоголю как к  средству, помогающему преодолеть эти трудности. В состоянии опьянения они становятся смелыми, решительными, уверенными в себе, легко вступают в контакт с окружающими. Состояние похмелья у таких людей  очень тяжелое. Наутро после выпивки их терзают угрызения совести. Но вечером, чтобы обрести душевный покой и восстановить контакты, они снова прибегают к алкоголю. Появляется патологическая зависимость от него.
     Истероидный тип. Чаще встречается у девочек. Характерные черты – стремление быть в центре внимания, театральность, склонность вызывать удивление и восхищение, склонность к: позерству. Для этого используются все возможные средства: экстравагантная одежда; сверхмодная прическа, эстрада, необычные виды спорта. Подростки озлобляются, если окружающие не замечают их «выдающихся»  качеств или в их присутствии кого-то ставят в пример. Стремление быть объектом внимания создает благоприятную почву для алкоголизма, они стремятся к экстравагантным напиткам (шампанское, импортные вина), могут доводить себя до высокой степени опьянения.
     Неустойчивый тип характеризуется, прежде всего, психической незрелостью, которая проявляется поверхностностью суждений, поспешностью выводов и в итоге приводит к легкомысленным поступкам.  Основные черты неустойчивого типа характера - слабоволие, повышенная внушаемость и пассивная подчиняемость, отсюда невозможность выработать постоянные стойкие формы реагирования. Типично отсутствие устойчивых побуждений, влечений, желаний, стремлений. Такие подростки непослушны, непоседливы, с трудом усваивают правила поведения. Их поступки определяются обычно не внутренней убежденностью, а случайными внешними обстоятельствами. Чаще всего стойких интересов и собственного мнения у них нет. Они склонны к случайным знакомствам, обидчивы,  любят похвалу. Подростки с неустойчивым типом характера простодушны, доверчивы, общительны, но привязанности их нестойки и поверхностны. Не переносят трудностей, не любят преодолевать препятствий. У них рано появляется тяга к праздным развлечениям и асоциальному образу жизни. В поисках удовольствий и развлечений такие подростки нередко прибегают к алкоголю и наркотикам. Приобщаются  к выпивкам рано обычно в семье или компании с асоциальными тенденциями. Для них важно не столько само опьянение, сколько ритуал выпивки, возможность поразвлечься, покуражиться в кругу сверстников. Предпочитают не очень глубокие стадии опьянения. Несмотря на это, алкоголизм  у них формируется достаточно быстро.
     Гипертимный (конституционально-возбудимый) тип. Главная черта лиц с гипертимным типом особенностей характера — постоянно повышенный фон настроения. Такие подростки всегда преисполнены безудержного оптимизма и беззаботного, веселья. Они энергичны и предприимчивы. Мимика их живая и выразительная, движения быстрые и целеустремленные.  Им всегда и до всего есть дело, они ловки и изворотливы, но очень плохо переносят любой режим и дисциплину. Общительны,  любят находиться в кругу сверстников, нередко являются заводилами. Гипертимы плохо переносят любую гиперопеку, не терпят нотаций и нравоучений, бурно реагируют на запреты и ограничения, но не злопамятны и легко прощают обиды.
Такие подростки любят выпить в веселой  компании ради стремления к приключениям, желания выглядеть «героем» в  глазах асоциальных сверстников [12, с.64- 88].
     К биологическим факторам (врожденным и приобретенным) относят нарушения обменных процессов, висцерогуморальные и эндокринные расстройства; неполноценность высших отделов центральной нервной системы, способствующие развитию алкоголизма, а также некоторые психические болезни и патологию характера.
     Накоплен  большой фактический материал, свидетельствующий о том,  что дети, рожденные в семьях алкоголиков, более подвержены алкоголизму, чем дети здоровых родителей. Влияние алкоголя на потомство пьющих родителей идёт по двум направлениям: во-первых, употребление алкоголя сопровождается глубокими изменениями в половой сфере, включая атрофию репродуктивных органов. Второй путь воздействия алкоголя — его прямое действие на зародышевую клетку. Когда мужчина находится в алкогольном опьянении, все клетки его организма оказываются насыщенными этиловым ядом, в том числе и зародышевые. Повреждённые алкоголем зародышевые клетки ведут к началу деградации. Ещё хуже, если женская клетка при слиянии окажется алкоголизированной. Тогда в зародыше происходит накапливание дегенеративных свойств, что особенно тяжело отражается на развитии плода [7, c.204-205].
  По статистике, если пьет отец, то вероятность получения в наследство алкоголизма у сына в 4 раза выше, чем у сверстника из непьющей семьи. [11, c.35]. Однако в настоящее время нет достаточных оснований для категоричного утверждения о том, что алкоголизм — наследственное заболевание. Наследуется, скорее, не сам алкоголизм, а психические (характерологические) и биологические особенности, способствующие его развитию.                        
     К условиям, способствующим развитию алкоголизма  подростков, относят также различного рода экзогенно-органические вредности: перинатальные, антенатальные и  ранние постнатальные воздействия, инфекции, перенесенные в раннем детстве, тяжелые соматогении, черепно-мозговые  травмы и пр. (Н. Е. Буторина И.; В. Я. Семке ) [12, c.139].
     Подводя итоги, следует констатировать, что  в настоящее время единой теории, объясняющей природу алкогольной  зависимости, нет. Можно говорить только об отдельных теоретических концепциях, среди которых наиболее популярны в последние десятилетия слёдующие:
-    биопсихологическая концепция;
-  концепция  развития и поддержания патологической  зависимости, основанная на теории  научения;
-  концепция «опосредующих личностных факторов».
     В рамках биопсихологической концепций употребление алкоголя начинается, чтобы снять напряжение. Вследствие этого продолжение злоупотреблять психоактивным веществом обуславливается стремлением к избавлению от нарастающего ощущения дискомфорта.
   Концепции, основанные на теории научения, концентрируются на механизмах, которые поддерживают зависимость психоактивных веществ. Решающими факторами для первого и всех последующих разов называют любопытство, социальное давление. В качестве позитивных подкрепляющих стимулов выступают дающее эйфорию воздействие алкоголя, асоциальное признание (в микросоциальной группе), повышенная коммуникабельность во время действия алкоголя, а также уменьшение напряжения, заторможенности, чувства неполноценности или страха.
     Исследования, проводимые в рамках концепции  «опосредующих личностных факторов», направлены на поиск чередующих факторов, которые принимают участие при передаче риска от родителей к детям. Среди психопатологических отклонений у членов семей, неблагополучных в плане злоупотребления алкоголем, преобладают тревожные расстройства и депрессия. Но в этом случае непонятно, что считать причиной этого явления: сложности во внутрисемейных отношениях или психопатологические отклонения от нормы одного из родителей.
     Таким образом, наиболее важными факторами  риска формирования пьянства и алкоголизма  у подростков являются:
-     ранний возраст начала алкоголизации  (11- 12 лет); 
-   индивидуальный характер реакций  организма на алкоголь (высокая изначальная толерантность и др.);
-  неблагоприятные  микросоциальные условия (семья   алкоголиков, асоциальная группа  сверстников);
- особенности  характера, преимущественно эксплозивного, неустойчивого, эпилептоиднго и гипертимного типов;    
-      отягощенная наследственность;
-      пограничные нервно-психические  расстройства;
-      плохо поставленное противоалкогольное  воспитание. 

    1. 3 Особенности подросткового  алкоголизма  

     Следует разграничить два понятия «алкоголизм» и «пьянство».
     Пьянство – антиобщественная форма поведения, проявляющаяся преимущественно в злоупотреблении алкоголем. Это почва для последующего развития алкогольной зависимости.   
     Алкоголизм  – прогрессирующее заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков и проявляющееся в психической и физической зависимости от алкоголя, а в сложных случаях – стойкими соматоневрологическим расстройствами и психической деградацией.  [17, c.11]
     Достоверных количественных критериев безопасной по развитию алкоголизма и выпивки на сегодняшний день не существует. Порог и скорость возникновения и прогрессирования болезни подростков может варьироваться от 1 до 5 лет - всё зависит от биологических особенностей организма, а также от наследственности. Риск заболеть алкоголизмом многократно увеличивается при систематическом употреблении  (для подростков это 3—4 раза в месяц). Особенно уязвима к воздействию алкоголя центральная нервная система в подростковом возрасте.
     При опьянении растормаживаются инстинкты  и проявляются скрытые способности личности, контролируемые в трезвом состоянии корой головного мозга. Выпивший подросток становится опасным для общества.
     Алкогольное опьянение — изменение физиологических и психических процессов, возникающих в результате приема алкогольных напитков. Степень опьянения определяют:
-   количеством принятого алкоголя  на 1  кг массы тела;
-   состоянием организма во время  приема спиртного;
-   привыканием к алкоголю, полом  и возрастом, типом нервной системы.
     В клинической и экспериментальной практике различают три степени алкогольного опьянения. Каждой степени характерна своя симптоматика. Первая степень (легкая).   При этом опьяневший ощущает:
-   тепло и приятную расслабленность,  повышение аппетита;
-   общее психическое и физическое удовольствие;
- повышение  настроения, проявление психической и физической активности, яркости чувственных впечатлений.
     По  мере увеличения дозы алкоголя снижаются качества функций:  речь излишне громкая, нередко смазанная, мимика нарушена, концентрация внимания затруднена;
отмечается  переоценка своих качеств и возможностей, исчезает критика в отношении собственных слов и действий; растормаживаются инстинкты и проявляются скрытые особенности личности и переживания, контролируемые в трезвом состоянии.
     Вторая  степень (средняя). Приводит к средней степени алкогольного опьянения. При этом возникают состояния оглушения и сужения сознания, двигательной заторможенности, дискоординации, развиваются сонливость, вялость и наступает глубокий сон. Критика поведения снижается, обнажаются инстинкты. Опьяневшие, как правило, несдержанны, бестактны. После сна наблюдаются выраженная вялость, разбитость, отсутствие или снижение аппетита, ощущение тяжести в голове, ухудшение настроения, недовольство собой и окружающими, раздражительность. Психическая и физическая работоспособность снижена.
     Третья  степень (тяжелая), или алкогольная кома. При тяжелой степени отравления теряется ориентировка в окружающей среде, речь замедляется и перемежается паузами, утрачиваются связь переживаний, эмоциональная и мимическая выразительность.  С нарастанием отравления усиливается нарушение сознания, замедляется дыхание, понижается тонус сердечно-сосудистой системы, оглушение переходит в кому.
     Алкогольная кома — бессознательное состояние, опьяневший находится как бы в тяжелом сне. Смерть может наступить в результате паралича дыхательного или сосудодвигательного центра. Человек не помнит, что происходило с ним в состоянии опьянения. В течение нескольких суток возможны нарушения сна, аппетита, общего самочувствия.
     Концентрация  алкоголя в крови более 5 %, считается  смертельной. Однако при данной концентрации алкоголя в крови степень опьянения у разных людей может быть различной.
     В определенных дозах алкоголь снимает психическое напряжение, повышает настроение, создавая ощущение свободы, раскованности и веселости. Однако ощущения временны и по мере увеличения дозы алкоголя сменяются состоянием возбуждения с утратой самоконтроля  и критической оценки ситуации, ослаблением сдерживающих влияний, нередко злобностью, агрессивностью или угнетенным и подавленным настроением. При однократном приеме больших доз алкоголя  у подростка может развиться тяжелое алкогольное отравление. [16, c.14]
     От  алкоголя в первую очередь страдает центральная нервная система, так как клетки мозга человека богаты жироподобными веществами. Поэтому алкоголь проникает внутрь нервных клеток и изменяет их функцию. Это видно сразу после приема спиртных напитков. Речь становится оживленной, громкой, появляется желание смеяться без повода. Может быть и обратная реакция: человек становится молчаливым. Таким образом, нарушается нормальное соотношение между возбуждением и торможением. Вначале ослабляется активное внутреннее торможение — владение собой. Затем переходит к другому состоянию — повышенной обидчивости и придирчивости, что ведет к совершению неадекватных поступков. Человек переоценивает свои возможности, в результате чего возникают несчастные случаи.
     Головной  мозг составляет в среднем 2 % от общей массы тела человека. Кровоснабжение головного мозга в 16 раз больше, чем нижних конечностей. При этом алкоголь легко накапливается  липидах мозговой ткани. Учитывая все это, по данным литературы, 30 % принятого алкоголя сосредоточивается в головном мозге. Следовательно, после каждого алкогольного опьянения    человек приближается к психической деградации. Экспериментирующие с алкоголем подростки, в отличие от непьющих своих сверстников, испытывают трудности при воспроизведении новой информации. [5, с. 69-70]
     Алкоголь  полностью удаляется из организма  только спустя 15 дней.
      В настоящий момент в обществе появилась  проблема пивного алкоголизма. И  эта проблема  особенно остро  стоит среди молодежи.  Фармакологическое  действие пива таково, что оно способствует отдыху и успокоению. Постоянное потребление пива приучает не только к обычному опьяняющему воздействию алкоголя, но и к его успокоительному влиянию. Проходит немного времени, и пиво становится обязательным элементом отдыха, у несовершеннолетнего начинает развиваться пивной алкоголизм. Являясь самым доступным спиртным напитком как по цене, так и по возможности его приобрести, пиво становится своеобразным полигоном для усвоения молодым человеком алкогольных форм поведения и реагирования. При пивной алкоголизации тяжелее, чем при водочной, поражаются клетки мозга, поэтому быстрее нарушается интеллект, обнаруживаются тяжёлые психопатоподобные изменения. В больших количествах пиво оказывается клеточным ядом. Его последствия — миокардиодистрофия, цирроз печени, гепатит. Сердце у пивных алкоголиков со временем увеличивается в размерах и не может полноценно перекачивать кровь. К тому же пиво может нанести серьёзный удар по мужской половой системе. Спирт,  содержащийся в нём, нарушает процесс развития. При регулярном приёме пива в печени вырабатывается вещество, подавляющее выработку основного мужского гормона, в результате чего у мужчины начинают продуцироваться женские половые гормоны: становится шире таз, увеличиваются грудные железы.
     По  содержанию этилового спирта одна бутылка пива эквивалентна 50 граммам водки, а 10 бутылок пива приравниваются к одной бутылке водки. Бороться с влечением к пиву ещё сложнее, чем с влечением к водке. Наркологи утверждают; если обмен головного мозга нарушен, то нормальная реакция на алкоголь и на пиво не восстановится уже никогда.
       Всё чаще молодёжь добавляет в пиво психотропные вещества, в том числе и галлюциногены. А это уже очень опасно: во время употребления такой смеси человека посещают галлюцинации и развивается кратковременный психоз. Подросток становится невменяемым: в такой момент он может нанести тяжёлое увечье и даже убить. К тому же подросток рискует «приобрести» на всю оставшуюся жизнь психическое заболевание. Проблема еще состоит и  в том, что юридически пиво считается в РБ безалкогольным напитком. [5, c.70-71]
     Проблема  подросткового алкоголизма в  молодежной среде возникает  очень рано. В одной из школ Беларуси проводилось исследование в четвертом классе. 80% опрошенных ответили, что пробовали алкогольные напитки, при чем 50% из них напитки были предложены родителями или близкими родственниками. Первый раз спиртные напитки дети попробовали в возрасте: 5 лет – 10%; 6 лет – 5%, 7 лет – 15%, 8 лет – 20%, 9 лет – 25%, 10 лет – 25% [11, c. 36].
     В. Т. Кондрашенко выделяет несколько степеней пьянства у подростков:     эпизодическое редкое (5-6 раз в год);  эпизодическое частое; систематическое пьянство  [11, с.116].
     Б. Исаков выделяет следующие категории  людей: трезвенники; умеренные алкоголелюбители - пьют от 1-2 раз в год до 1 раза в месяц; средние   -  1-2 раза в месяц до 1 раза в неделю; пьяницы  – 2-3 раза в неделю; алкоголики -  4-5 раз в неделю или каждый день [23, с. 34].
    Я. Л. Мархоцкий выделяет следующие  модели употребления спиртных  напитков:
    -   полная трезвость — это  полное воздержите от алкоголя;
   -   ритуальное употребление  алкоголя — потребление алкоголя в семейных ритуалах или обрядах;
   -   социальное употребление алкоголя — потребление алкоголя за компанию в подходящем месте и подходящее;                        
    -   проблемное употребление  алкоголя — употребление спиртных напитков с целью устранения проблем и отрицательных эмоций. Обычно в этих случаях употребляется слишком много алкоголя и весьма часто. Этот тип модели употребления алкоголя, как правило, усиливает проблемы человека и является разрушающим, а не устраняющим проблемные причины [12, c.12-13].
       У подростков употребление алкоголя имеет ряд особенностей.  В отличие от взрослых у подростков, начинающих пить, большое значение имеют механизмы подражания; подросток очень часто пьет не столько ради вызываемого алкоголем чувства эйфории, сколько ради любопытства. Немаловажное значение при этом имеют такие психологические особенности как: повышенное стремление к самостоятельности, самоутверждению. Девочки чаще пьют тайком или в компании старших подростков.      
     Процесс пьянства у подростков часто носит  характер противопоставления себя окружающим, а поэтому с самого начала подростки могут употреблять большие количества крепких напитков, что приводит к тяжелому опьянению. Но даже при редком эпизодическом пьянстве и относительно небольших дозах алкоголя у подростков вследствие незрелости организма возможно развитие глубоких токсических состояний с тяжелым похмельем и амнестическими расстройствами.
     Было  установлено, что пьют подростки  обычно в компаниях сверстников. С самого начала употребления спиртных напитков для подростков характерны атипичные формы опьянения: в одних случаях прием алкоголя вызывает дисфорию, злобность, сопровождающиеся агрессивностью, противоправными поступками и суицидальный поведением. В других — на фоне двигательной расторможенности отмечается неожиданное, непрогнозируемое поведение, внешне напоминающее импульсивные действия. В третьих — прием даже небольших доз алкоголя вызывает глубокое оглушение, доходящее нередко до стопора.
     Социальная  дезадаптация наступает быстрее, чем  у взрослых. С началом алкоголизации подростки быстро теряют и до того нестойкий интерес к учебе или работе. Выпивки обычно сопровождаются уходами из дома. Чтобы разорвать создаваемую пьянством цепь психотравмирующих ситуаций, подросток чаще, чем взрослый, прибегает к повторной алкоголизации.
  При продолжении пьянства у подростков еще до появления выраженных признаков патологической зависимости от алкоголя отмечаются заметные нарушения памяти, возникают неврастеноподобные состояния с выраженной вегето-соматической неустойчивостью и вегетативно-сосудистыми кризами преимущественно синптоматико-адреналового характера.
     Подростки склонны к употреблению широкого ассортимента алкогольных напитков, но, как правило, в подростковой среде  преобладает водка и пиво.
      Действие  алкоголя на организм проявляется в соответствии с особенностями этого организма и зависит от веса и возраста человека, его ферментативной системы, опыта и продолжительности употребления алкогольных напитков, ожиданий человека от алкоголя, настроения, съеденной пищи до приема алкоголя, количества принятого алкоголя и др. 
     Выделяют  несколько стадий формирования алкогольной  зависимости у подростков.
     Первая  стадия - подросток увлекается спиртным, но пить не умеет. Испытывая влечение к алкоголю, пьет не к месту и не знает меры. В состоянии опьянения способен на неадекватное поведение. Самочувствие на следующий день удовлетворительное, потребности в опохмелении пока нет. Появляются амнезии. Первая стадия продолжается несколько лет, переход во вторую почти неотвратим.
     Вторая  стадия. К симптомам первой стадии присоединяется основной признак алкоголизма абстинентный синдром. В не очень тяжелых случаях алкоголик способен терпеть до вечера и поправляет здоровье только после работы или учебы. Следующий этап зависимости наступает, когда до вечера алкоголик дотерпеть уже не может и опохмеляется все раньше по времени. Опохмеление ранним утром или еще ночью указывает на переход алкоголизма в запойную стадию. Алкоголь занимает основное место в сознании, без спиртного жизнь кажется бессмысленной. Одни пьют почти постоянно, другие — с перерывами, но в обоих случаях болезнь прогрессирует, так как остановить естественное течение алкоголизма может только окончательная трезвость. На этой стадии наступает усталость и ухудшается здоровье.
     Третья  стадия. Закономерный финал многолетнего злоупотребления алкоголем. Стадия деградации. Тяжелый абстинентный синдром, запои, алкогольное поражение печени и других органов, импотенция, эпилептические припадки, алкогольные психозы, расстройства памяти, энцефалопатия, полиневриты, слабоумие, высокая смертность. [15, c.35]
     Таким образом, алкоголизм у подростков формируется  достаточно быстро из-за незрелости оганизма и может привести к серьезным  физическим и психическим проблемам. Формирование алкоголизма у подростков имеет ряд особенностей, как правило, решающую роль играет процесс подражания значимым для несовершеннолетнего людям. 

     Выводы  по главе 

     Таким образом, подростковый возраст часто  сопровождается девиациями, имеющими разнообразную структуру и разные формы проявления. К одной из них относится алкоголизм.
     Алкогольная зависимость в подростковой среде  является одним из индикаторов здоровья общества. Это форма проявления аддиктивного поведения.
  На подростковый алкоголизм оказывают влияние разнообразные факторы: средовые, психологические, биологические, но из-за особенностей подросткового возраста большее значение имеют средовые факторы.  Формирование алкоголизма у подростков имеет ряд особенностей в силу незрелости организма. У несовершеннолетних алкоголизм формируется в 3 – 4 раза быстрее, чем у взрослых, т. е. за два года первая стадия может перерасти в третью стадию алкоголизма, бороться с которой очень сложно. Сформировавшись однажды, эта пагубная привычка может преследовать человека всю жизнь, став главной целью его «существования». 
 

 

      Глава 2. Проблема профилактики подросткового алкоголизма 

      Меры  профилактики подросткового  алкоголизма
 
             Профилактика девиантного  поведения – это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение.
              Осуществление профилактики - необходимое условие для нормального развития подростка. Профилактика проводится с целью ликвидации девиантных форм поведения, в том числе и алкогольной зависимости.
     Методология антиалкогольной пропаганды включает ряд принципов:
      1) Принцип научности, который предполагает объективный анализ закономерностей развития общества и нового социального типа личности, динамики негативных социальных явлений, разработку и внедрение передовых и научно-обоснованных форм и методов работы с подростками, употребляющими алкоголь.
     2) Принцип активности означает активное участие личности и населения в перестройке сознания отдельного человека и общества в отношении употребления алкоголя.
     3) Принцип системности означает комплексное, систематическое взаимодействие всех практических и научных направлений работы по формированию нового человека, новой социальной личности, предупреждение алкогольной деформации.
     4) Принцип дифференцированности предусматривает распределение мер воспитательно-профилактического воздействия по отношению к различным возрастно-половым, социальным и профессиональным группам, с учетом национальных особенностей и конкретного местного материала.
     5) Принцип речевого предупреждения обуславливает нацеленность всей системы социальной защиты от пьянства на раннюю профилактику этого явления, на выявление и устранение негативных предпосылок развития личности [6, с.64-65].
   Выделяют  несколько моделей злоупотребления  психоактивными веществами.
    Модель моральных принципов. Употребление алкоголя является аморальным поведением. Для изменения аддиктивного поведения требуется волевое усилие и опора на нормы морали. Основа изменения – нравственное воспитание подростков.
    В соматомедицинской модели злоупотребление алкоголем рассматривается как болезнь, в формировании которй приоритет отдается биологическим факторам. Лечение ведется преимущественно фармокологическими средствами и направлено на снятие физической зависимости.
    Модель самолечения предполагает устранение истинных причин употребления спиртных напитков. Профилактика направлена на своевременное выявление и устранение личностных патологий. Зависимость в этой модели рассматривается как симптом скрытого нарушения, а употребление психоактивных веществ как средство самолечения.
    Микросоциальная модель определяет употребление алкоголя как следствия нарушения межличностных отношений. Реабилитация ориентирована на работу с близким окружением человека, семьей, школьным классом.
    Макросоциальная модель направлена на работу с обществом в целом:
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.