На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Современные взгляды на функции права

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 16.10.2013. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      СОДЕРЖАНИЕ 

      Введение
      Глава 1. Функции права
        Основные концепции понимания права
            Развитие естественно-правовой
          концепции понимания права
            Позитивистское понимание права
            Нормативизм
      Глава 2. Характеристики функций права
            2.1. Трактовка понятия  «функции права»
            2.2. Классификация  функций права
                  2.1.1. Регулятивная  функция права
                  2.1.2. Охранительная  функция права
                  2.1.3. Воспитательная  функция права
                  2.1.4. Вспомогательные  функции права
      Глава 3. Социальное назначение права
      Заключение 
      Список  использованных источников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение
     В правоведении, как и в любой  другой отрасли знаний, есть много  неясных, дискуссионных вопросов и  нерешенных проблем.  Определения  права столь многочисленны и  разнообразны, что трудно поддаются  строго научной классификации.  Теоретически в одном определении можно  дать ответы на следующие вопросы: установить значение слова «право», раскрыть содержание этого понятия и охарактеризовать право как некую реальность и  др.
     Известный американский ученый-правовед Лоуренс  Фридмен в книге «Введение  в американское право» отмечает, что  слово «право» имеет большое  количество значений, хрупких, как стекло, неустойчивых, как мыльный пузырь, неуловимых, как время. Невозможно, по его мнению, говорить о точном значении слова «право», как если бы право было конкретным объектом в окружающем нас мире, чем-то, что  мы могли бы потрогать, как стул или  собаку.
     Проблема  семантики слова «право» еще  более усложняется, если проанализировать его употребление в других языках. Так, в английском языке слово  «law» употребляется для обозначения  права и закона, а также в  значении правовой науки или публичного права (public law). Для обозначения субъективных прав используется слово «right». Таким  образом, видно, что словом «право»  могут называться самые различные  по форме и содержанию нормативные  системы регулирования социальных отношений.
     Для юридической науки и практической юриспруденции большее значение имеет не определение смысла слова  «право», а определение понятия  права как юридической категории.
     Правом  в собственно юридическом смысле называется регулирование общественных отношений при помощи правовых норм, которые могут полностью и  частично совпадать с другими  социальными нормами или, наоборот, существенно отличаться от них.
     Активная  роль права в жизни общества выражается в его функциях. Поэтому тема данной курсовой работы  звучит следующим  образом: «Функции права».
     Актуальность  этой темы обуславливается тем, что  всегда важно понимать характеристику предмета, его назначение и суть. Теория государства и права - это  изучение государства и права, их взаимосвязи и содержания. С помощью  выяснения функций права, можно  выяснить социальное назначение права. Таким образом, через раскрытие  функций права мы рассмотрим социальное назначение такой категории теории государства и права, как «право».  Что же обозначает термин «функция» применительно к праву? Что такое функция права, и какие функции права выделяют? На эти и на ряд других вопросов я отвечу в своей курсовой работе: Функции права.
            Целью данной курсовой работы является раскрытие современных  взглядов на функции права.
            Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
            - рассмотреть понятие  функции права; 
            - охарактеризовать  системы права; 
            - проанализировать  отдельные функции права.
     Рассматривая  проблематику функций права, рассматривается  одна из наиболее важных частей понятия  права как такового.  И для  более подробного изучения данного  вопроса в данной работе использовались такие методы, как исторический, метод анализа, историко-методологический и другие. Также, был проведен широкий  обзор различной литературы, как  монографий, так и учебных пособий  по данной теме. 
 
 
 

      Глава 1. Функции права, как проявление сущности права
        Основные концепции понимания права
      История теории правовой мысли знает две  основные концепции понимания права: юридическую и легистскую.  Легистская трактовка (от латинского "lex" –  закон) отождествляет право и  закон.  Право по ней – это  продукт, норма официальной власти, государства, которое существует лишь как закон, указ, постановление, судебный прецедент, обычное право, т.е. как  позитивное  (существующее, действующее) право.  Для легизма в целом  характерно пренебрежение правами  человека и гражданина.
      Для юридического типа понимания права (от латинского "jus" – право) характерно, прежде всего, различие права как  социального явления, которое объективно существует и действует независимо от других, со своей сущностью, принципами, функциями и позитивного права, выраженного в законе и государстве.  В рамках юридического правопонимания существуют два подхода: естественно-правовой и современный либертарно-юридический.
      Естественно-правовой подход (юснатурализм) понимает право  как данное человеку изначально (богом, разумом, природой вещей) идеальное, предпозитивное право, которое выражает объективные  ценности и требования человеческого  бытия, и является безусловным источником и абсолютным критерием всех человеческих установлений, включая позитивное право  и государство. Важно заметить, что  всем естественно-правовым концепциям права, в той или иной мере, присущ принцип противопоставления идеального "естественного", права человеческому "искусственному", позитивному  праву, которое справедливо и  правильно постольку и в той  мере, насколько оно соответствует "естественному".
      В рамках современного, либертарно-юридического подхода под правом понимается не естественное право в его различных  формах, а бытие и нормативное  выражение принципа формального  равенства, который понимается как  единство трех основных компонентов  правовой формы: равной для всех субъектов  права нормы и меры, свободы  и справедливости, (которые носят также формальный характер).  Правовые средства (законы, нормативные акты) и государство являются позитивным выражением права[9,c.18].
       
        Развитие естественно-правовой концепции понимания права
 
      Исторически естественно-правовые концепции были первыми, их истоки тянутся к ранним мифологическим и религиозным воззрениям на земные порядки, формы устройства общественной жизни людей.  Они  появились еще во времена формирования первобытных человеческих сообществ.  Согласно ним все правила и  установления, действующие в отношениях между людьми, восходят к сверхчеловеческому, божественному источнику и должны быть земным воплощением естественного (т.е. божественного)  порядка справедливости.  Например, у древних греков выражение  такого порядка воплощено в богине справедливости Фемиде (образ которой  и сегодня символизирует право).  Исследования представлений о праве  в Древней Греции развивались  в целом в русле поисков  объективных основ полиса.
      Так философ Гераклит, рассматривал полис  и его законы как отражение  космического порядка, нечто общее, одинаково божественное и разумное по их истокам и смыслу.  Справедливость состоит в том, чтобы следовать  божественному порядку.  К концепции  Гераклита восходят те естественно-правовые доктрины, которые под правом понимают норму всеобщего разума, подлежащую выражению в позитивном законе.  У Демокрита в развернутом  виде встречается характеристика закона и государства как вторичного по отношению к "природе", соответствие ей Демокрит рассматривал как критерий справедливости.  В дальнейшем многие философы  четко противопоставляют  искусственному закону полиса право  по природе как разумное начало.  Причем некоторые, например, Калликл, утверждали аристократическую концепцию права, по которой законы устанавливают слабые в своих интересах, а естественное право состоит в господстве сильных над слабыми.  Другие, например, Алкидам обосновывали идею естественного равенства и свободы всех людей (включая и рабов).  Они утверждали, что у всех людей естественные потребности, неравенство же проистекает из человеческих законов.
      Сократ  и Платон искали в полисных законах  объективные, т.е. разумные, идеальные, божественные начала.  Так, Сократ считал, что мерой соответствия закона естественной справедливости является знание (о  добродетели, о нравственно-прекрасном).  Согласно Платону, справедливость предполагает "надлежащую меру, определенное равенство", –пропорциональное и количественное.  Эти положения были развиты Аристотелем  в его учении о двух видах права: естественном и волеустановленном (позитивном).  По Аристотелю, естественное право – то, которое везде имеет  одинаковое значение и не зависит  от признания его положений, т.е. объективно существует.  Аристотель трактовал право как политическую справедливость, а справедливость как  норму естественного права.  Всякий закон, по Аристотелю, предполагает в  своей основе право, без чего он вырождается  в средство деспотизма.
      Понимание права и государства в рамках естественно-правовой доктрины характерно и для древнеримской юриспруденции, которая опиралась на древнегреческие  учения.  Поскольку первоначально  право понималось как божественное явление, то и впоследствии, после  появления светского права, –  собственно юриспруденции, принцип  правовой справедливости, т.е. "искусство  добра и эквивалента" (равенства) понимался как божественное, изначально данное, а потому правильное.  У  всех выдающихся римских юристов: Цицерона, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестиана присутствовал единый естественно-правовой подход к закону (позитивному праву) и государству, которое являлось частью правопорядка, причем его соответствие требованиям права носило не просто обязательный, а сакрально-императивный характер, закон понимался как "общая клятва республики", общий обет государства.
      В Средние века юристы внесли заметный вклад в развитие юриспруденции, а римское право было исходным пунктом их деятельности.  С X-XI вв. в результате синтеза римского и  местного, обычного права появляется концепция, в основе которой лежит  разработанная римскими юристами идея правовой справедливости, согласно которой  несправедливая норма может быть отвергнута и заменена правилом, диктуемым  справедливостью. 
      У истоков европейского легизма стояла школа глоссаторов (XI-XIII вв.).  В  ее представлениях, в случае конфликта  между правовой справедливостью  и позитивным правом, его разрешение принадлежит законодательной власти, при этом судья должен придерживаться положительных норм закона. Глоссаторы внесли значительный вклад в разработку позитивного права, отработку его  системной логики.
      Школа постглоссаторов (комментаторов), занявшая доминирующие позиции в XIII-XV вв. трактовала естественное право как вечное, разумное начало, выводимое из природы вещей  и соответствие его критериям  необходимо для признания норм закона (позитивного права).
      С XVI в. в юриспруденции главенствует гуманистическое направление, представители  которого сосредотачивают внимание на согласовании норм римского права  с новыми историческими условиями.  Право для них – прежде всего  позитивное право, хотя они не отрицали полностью нормы естественной справедливости[18,c,57].
      Подобный  подход к праву был развит Т. Гоббсом, который считал, что "правовая сила закона состоит только в том, что  он является приказом суверена".[2,c.214]  Под законом он понимал все действующее, позитивное право.  Такое понимание права в дальнейшем взяли на вооружение представители различных направлений юридического позитивизма.
      Гуго  Гроций источником естественного права  считал саму разумную природу человека как социального существа, которому "присуще стремление к... руководимому собственным разумом общению  человека с себе подобными".   Причем неизменное естественное право  не зависит от бога, а волеустановленное  право делится Гроцием на божественное (закон Божий, выраженный в Библии) и человеческое (выраженное в законах)[3, c.52]. Дж. Локк в XVII в. утверждал, что естественный закон "требует мира и безопасности для всего человечества". Но в естественном состоянии нет достаточных гарантий соблюдения естественного закона, поэтому необходимо общественное согласие, которое ведет к общественному договору об учреждении государства, причем "великой и главной целью объединения людей в государство и передачи себя под власть правительства"  является обеспечение естественного права каждого на жизнь, свободу и собственность[5, c.324].
      Шарль Монтескье в работе "Дух законов" исследовал причины, порождающие законы.  Он представлял их как связь различных  факторов (религиозных, национальных, социальных, культурных, хозяйственных, исторических), которые влияют на законодательство[5, c.325]. Правовой смысл "духа законов" по-разному проявляется в различных формах права (церковном, государственном, гражданском, международном), т.е. речь идет о разработке системы и структуры общего учения о праве с учетом, как их единства, так и различий между ними. 

              Позитивистское понимание  права
 
      Огромное  влияние на развитие теории права  оказало учение Иммануила Канта.  Он разделял "чистое учение о праве" и эмпирическое учение о позитивном праве.  "Чистое", философское, рациональное право – это система  априорных максим (велений, долженствований), вытекающих из требований разума.  Эти  максимы выступают как категорические императивы, т.е. требования должного.  Правовой императив гласит: "Поступай внешне так, чтобы свободное проявление твоего произвола было совместимо со свободой каждого, сообразной со всеобщим законом"[12,c.213]. 
      На  базе философского учения Канта о  праве и государстве, немецкий юрист  Г. Гуго попытался объединить традиционное юридико-догматическое учение о  позитивном праве с его исторического  трактовкой.  Он считал, что юриспруденция  должна состоять из юридической догматики, философии права, и истории права.  В дальнейшем эта идея была воспринята К.Ф. Савиньи, Г.Ф. Пухтой и другими  сторонниками исторической концепции  права.  Они обосновывали первичность  исторически трактуемого права  по отношению к праву позитивному.  Принцип историзма здесь заменяет принцип разума в естественно-правовых концепциях.  Вместо разумного права  представители этого направления  считали "народный дух", т.е. правовые представления каждого народа в  конкретное время основным правообразующим  фактором.  Историчность права означает живую связь права с жизнью народа, с развитием его культуры, языка, нравов.  Отсюда исходит консерватизм исторической концепции.  Так, Савиньи  отмечал, что право, отвечающее характеру, духу и состоянию народа, вначале  создается его нравами и верованиями, а лишь затем – юриспруденцией, не произволом законодателя, а незаметно  действующими внутренними силами народной жизни[13, c.47].
      Георг Гегель считал, что только философия  права является подлинной наукой о праве.  Право, по Гегелю, – это  действительность свободы, "наличное бытие свободной воли", постижение основ которого возможно лишь с помощью  правильного мышления, философского познания права.  Он считал, что "Законы природы абсолютны и имеют  силу так, как они есть....  Чтобы  знать, в чем состоит закон  природы, мы должны постигнуть природу, ибо эти законы верны; ложными  могут быть лишь наши представления  о них", для чего, – "В праве  человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права, и этим занимается наша наука в отличие от позитивной юриспруденции…"[1, c.57].  Такой подход обусловлен представлениями Гегеля о тождестве бытия и мышления.
      В конце XIX – начале XX вв. позитивистский подход доминировал в школе аналитической  юриспруденции.  Видное место в  ней занимает "чистое учение о  праве" Г. Кельзена.  Под "чистым правом" Кельзен имел в виду науку  о позитивном праве, об официальных  установлениях государства, без  использования методов других наук – психологии, социологии, этики, политической теории.  В отличие от  них, опирающихся  на причинно-следственное объяснение действительности, правоведение по Кельзену – это нормативная наука с  нормативными, т.е. формально-логическими  методами, опирающимися на долженствование, т.е. по сути, законоведение.  Согласно его нормативизму "всякое государство и есть правовое государство".  "С точки зрения последовательного правового позитивизма право, как и государство не может быть понято иначе, нежели как принудительный порядок человеческого поведения ….".  При этом он отвергает понятие правового государства, "которое отвечает требованиям демократии и правовой безопасности", поскольку это, – "предрассудок, основанный на теории естественного права" .  Под правопорядком он понимает позитивное право с любым произвольным содержанием.  Такой нормативизм является юридическим оформлением авторитаризма и деспотизма[4, c.123]. 

              Нормативизм
 
      Нормативизм Кельзена оказал большое влияние  на модернизацию позитивистского направления  в XX в.  в неопозитивистском учении Г. Харта о праве.  Система норм, его составляющая, делится на первичные  – правила обязывания и вторичные  – правила признания, изменения  и решения.  "Познавательно-критическая  теория права" О. Вайнбергера относит  к главным дисциплинам правовой науки философию права, догматику  права, историю права, социологию права, сравнительное право.  Каждое из этих учений выполняло свою функцию в рамках систематического разделения научно-юридического труда, содействовало углублению юридических исследований и развитию юридической науки.
      Представители социологического направления (О. Конт, Г. Спенсер) рассматривали общество как органически целое.  Назначение права в их позитивистской социологии, заключается в способствовании  гармонизации и прогрессу общества, утверждению в нем порядка[14, c.177]. Сторонники психологических концепций права – Т. Тард, Ф. Гиддинг, Л. Петражицкий видели основы и истоки права и общества в психике людей.  Так, Тард причиной возникновения права (как и любого социального явления) считал приспособление, подражание, открытие.  Благодаря им первоначальные открытия систематизировались и складывались в систему законов и правительство.  Согласно Гиддингу, причиной возникновения общества, государства и соответственно, права является сознание породы (расы,), т.е. поиск людьми подобных себе.
      Согласно  марксистской концепции, представленной в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса, а также Г.В. Плеханова и В.И. Ленина, право и государство, как  общественные явления, являются настройкой по отношению к базису – производственным отношениям.  Правовые отношения  и соответственно, право возникает  из экономических отношений по поводу частной собственности, обслуживают  эти отношения, и являются необходимой  формой их выражения и существования.  Поэтому негативное отношение к  частной собственности, присущее марксизму, распространяется и на надстроечные явления, порожденные частнособственническим способом производства.  Коммунизм, по Марксу, это прежде всего ликвидация буржуазной частной собственности, и вместе с тем, – всякой частной  собственности, поскольку буржуазная собственность представляет собой  исторически наиболее развитую форму  собственности.  Соответственно, буржуазное право (как и право вообще), подлежит ликвидации, после чего в условиях коммунистического общества какое-либо право невозможно в принципе, поскольку всякое право есть право неравенства[13, c.53].
      Однако  фактически, в условиях Советского государства, установилась, по сути, легистская концепция понимания права, поскольку  в ее основе лежит отождествление права и действующего законодательства, правовыми нормами считались  практически любые субъективные и произвольные приказы и установления власти.
      В XX веке, особенно во 2-й половине концепции  естественного права вновь стали  актуальны, благодаря их антитоталитарной интерпретации.  Этому способствовала ведущая роль его представителей в разработке проблем неотчуждаемых  прав и свобод человека, ценности права, правового государства.  Особую роль в этом сыграла работа Г. Радбруха "Законное неправо и надзаконное право". Он подчеркивал, что юридический позитивизм ответствен за извращение права при национал-социализме, так как он "своим убеждением "закон есть закон" обезоружил немецких юристов перед лицом законов с произвольным и преступным содержанием". Такому подходу Радбрух противопоставляет неокантианскую трактовку справедливости как сущности понятия надзаконного права, которому должно соответствовать позитивное право[13, c.66]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Характеристики функций права
      2.1. Трактовка понятия «функции права»
      Активная  роль права в жизни общества выражается в его функциях. Говоря о функциях права, следует отметить, что функция – это категория, характеризующая деятельность (функционирование) определенного субъекта. В юридической науке термин «функция» употребляется для характеристики социальной роли государства и права. Функции права - это основные виды правового воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права на различных этапах его исторического развития.
      Функции права характеризуют длительность и непрерывность регулятивного  воздействия права на общественные отношения. В них всегда отражается сущность, социальная природа права, обусловленная классовой структурой общества, взаимоотношениями социальных групп населения, политических общественных формирований.
      Функции права – это такие виды его  воздействия на общественные отношения, которые выражают необходимость  самого существования права как  социального явления. В них реализуется  назначение права, посредством их решаются задачи, стоящие перед государством и правом на определенных этапах общественного  развития.  

      2.2. Классификация функций пава
       
      Говоря  о функциях права как об основных направлениях его воздействия на общественные отношения, необходимо учитывать, что содержание этих функций во  многом разнится не только в зависимости от сущности той или иной правовой системы, но и от особенностей ее в каждом конкретном государстве.
      Принято выделять две группы критериев классификации  функций права – внешние и  внутренние. По внешнему критерию выделяют так называемые социальные функции права – политическую, экономическую, идеологическую. Однако в данном случае речь идет не о функциях права, а о сферах, в которых право функционирует. По внутреннему критерию выделяют регулятивную и охранительную функции права, которые вытекают из самой природы права, обусловлены способами его воздействия на общественные отношения и проявляются в формах его реализации.
      Однако  следует отметить, что в зависимости  от того, какие основные задачи функции  права могут решать, возможно, их подразделение на виды. В итоге моно дать определение понятию функции права: «Функции права – основные виды его воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права на различных этапах его исторического развития»[16, с.56]. 

      2.1.1. Регулятивная функция права 

      Важнейшая задача системы права любой цивилизованной страны — упорядочение общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Эту  задачу право решает посредством  регулятивной функции. Второй важной задачей  права является охрана регулируемых общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. Эта задача решается с помощью  охранительной функции права.
        Регулятивная функция — это  направление правового воздействия,  которое призвано обеспечить  четкую организацию общественных  отношений, их функционирование  и развитие в соответствии  с потребностями общественного  прогресса. Но некоторые ученые отмечают, что регулятивная функция неоднородна, и выделяют две ее разновидности – регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую.
      Регулятивно-статическая  заключается в воздействии права  на общественные отношения путем  их закрепления в различных нормативно правовых актах. Осуществление  статической функции происходит с помощью институтов права собственности, основных прав и свобод граждан, разделения властей, организации и деятельности различных ветвей власти.
      Регулятивно-динамическая функция права проявляется в  его воздействии на общественные отношения, прежде всего путем проведения необходимых реформ (экономических, социальных, политических).  Специфическими способами осуществления регулятивно-динамической функции являются:
      Определение и обеспечение правоспособности и дееспособности субъектов права;
      Расширение и гарантирование прав и свобод граждан;
      Изменения в правовых статусах других субъектов права, в том числе государственных органов и организаций, направленные на активизацию их деятельности;
      Преобразования в основаниях возникновения, изменения и прекращения правоотношений;
      Усиление мер по борьбе с правонарушениями и т.п.
     Таким образом, регулятивно-динамическая функция представляет собой такой вид правового воздействия, который предполагает активное, научное обоснование и гарантируемое государством развитие правовых отношений в интересах общества, различных его слоев и отдельных граждан.
        Регулятивное воздействие права связано с положительными явлениями общественной жизни, возникающими в сфере имущественных, финансовых, семейных и других отношений.
      Регулятивная  функция права воздействует на общественные отношения следующим образом:
      Во-первых, путем закрепления этих отношений  в нормативно-правовых актах. Правовые нормы придают обязательную юридическую  форму тем отношениям, которые  составляют основу нормального функционирования общества. Так, в нормах права получают закрепление порядок образования, компетенция органов государства, права, свободы и обязанности граждан.
      Во-вторых, право обеспечивает высокую степень  свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование  и развитие. Такое воздействие  права проявляется в непосредственном регулировании организации общественных отношений в экономическом, социальном строительстве и других сферах. В  результате правового регулирования  устанавливается наиболее оптимальный  порядок общественных отношений, отвечающий интересам всего населения страны. В праве заложены возможности изменения и совершенствования существующих отношений, а также возможность вызывать к жизни новые общественные отношения, потребность в которых возникает на каждом конкретном этапе общественного развития (например, закрепление в законодательных актах разнообразных форм собственности в период перехода от тоталитарного к демократическому правовому государству)[17, c.328].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.