На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Производственная мощность предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    Содержание
    ТЕМА:
    Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь
Введение.
    Структура и роль ТЭК в экономике страны.
    Топливная промышленность Беларуси: проблемы и перспективы развития.
    Электроэнергетика Беларуси.
    Основные направления развития ТЭК Беларуси. Проблемы обеспечения энергетической безопасности страны.
Заключение.
Список  литературы.
 

    
    Введение
    Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшей структурной  составляющей народного хозяйства  Республики Беларусь в обеспечении  функционирования экономики и повышения  уровня жизни населения. ТЭК включает системы добычи, транспорта, хранения, производства и распределения всех видов энергоносителей: газа, нефти  и продуктов её переработки, твердых видов топлива, электрической и тепловой энергии. Отрасли комплекса занимают значительное место в народном хозяйстве республики. На них приходится 26 % капитальных вложений в промышленность, почти пятая часть основных производственных фондов, 14 % валовой продукции промышленности отрасли.
    Беларусь  относится к странам, не обладающим значительными запасами собственных энергетических ресурсов. Их доля в балансе котельно-печного топлива республики составляет около 20 %. Основные энергоресурсы – природный газ, нефть и уголь – импортируются.
    При этом в структуре потребления  топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) доминирует природный газ, доля которого в электроэнергетике республики составляет около 95 %.
    17 сентября 2007 года указом главы государства № 433 была утверждена Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь, в которой определены цели и основные направления обеспечения энергетической безопасности нашей страны.
    Согласно этому документу важнейшими факторами энергетической безопасности Беларуси являются:
    – повышение уровня энергетической независимости  и обеспечение потребности в  энергии за счет собственных энергоисточников;
      – рост эффективности производства, преобразования и использования энергии;
    – повышение надежности систем энергоснабжения.
    Структура и роль ТЭК в экономике страны
    Топливно-энергетический комплекс состоит из 2 отраслей: электроэнергетики и топливной промышленности, включая все системы инфраструктуры, как этих отраслей, так и сопряженных с ними отраслей и производств.
    В ТЭК Беларуси выделяют: 1) топливную  промышленность (нефтяную, газовую, торфяную); 2) электроэнергетическую промышленность.
    Управление  топливно-энергетическим комплексом страны осуществляет Министерство энергетики Республики Беларусь.
    В стратегии развития экономики в  третьем тысячелетии важная роль отводится энергетической безопасности страны, которую невозможно обеспечить без стабильного положения в  отраслях ТЭК. Для любого государства запасы недр, полезные ископаемые, топливно-энергетические ресурсы – стратегическая категория. Для Беларуси значение ТЭК особенно велико. Собственными источниками топлива страна обеспечивает себя лишь на 10-15%.
    Во-первых, учитывая климат республики, обеспечение топливом и электроэнергией экономики и населения – жизненно важный фактор существования страны.
    Во-вторых, сегодня белорусский ТЭК – это большое хозяйство, состоящее из предприятий нефтяной, газовой промышленности, обеспечивающих наполнение бюджетов всех уровней. Вместе с тем ТЭК имеет в республике высокую социальную значимость, оказывая определяющее значение на стабилизацию социально-экономической ситуации в стране. Они не только обеспечивают занятость населения, но и немалую долю поступлений в местные бюджеты.
    В-третьих, ТЭК является экономическим интегратором. Такие концерны, как «Белэнерго», «Белтопгаз», «Белнефтехим» осуществляют свою деятельность практически во всех областях Беларуси, обеспечивая прочные экономические, производственные и технологические связи между ними.
    Топливно-энергетический комплекс способствует более тесной интеграции республики в мировое экономическое пространство. Сегодня предприятия комплекса участвуют в крупнейших международных проектах, осуществление которых позволит обеспечить заказами предприятия многих отраслей промышленности страны и создать большое количество рабочих мест.
    Для ТЭК характерно наличие развитой производственной инфраструктуры. От уровня развития ТЭК зависит всё народное хозяйство страны.
    Нефтяная, газовая промышленность, электроэнергетика  – базовые отрасли экономики. Без надёжной и бесперебойной работы этих отраслей невозможен экономический рост страны.
    Таким образом, стабильная работа топливно-энергетического  комплекса и выполнение всех поставленных перед ним государством задач  являются необходимым условием не только сохранения энергетической независимости  Беларуси, но и обеспечения безопасности страны.
    В течение нескольких последних лет  разработаны и одобрены высшими  органами власти и правительством Концепция  Национальной стратегии устойчивого  развития и Основные направления  Энергетической политики Республики Беларусь.
    Следует отметить, что в перспективе до 2020 г. основным видом топлива для  производства электроэнергии и тепла  остаётся природный газ. Однако его доля должна быть снижена до 60% от общего потребления котельно-печного топлива за счёт увеличения потребления электроэнергетикой мазута до 4,2 млн. т., использования 1,75 млн. т. угля, 3,7 млн т. дров, гидроэнергетических ресурсов.
    Топливная промышленность Беларуси: проблемы и перспективы развития
    Топливная промышленность Беларуси представлена предприятиями по добыче и переработке  торфа и нефти, среди которых доминируют крупнейшие нефтеперерабатывающие предприятия.
    До  середины 60-х годов торф оставался  основным источником топлива республики. Торф – это органический продукт, важный для сельскохозяйственного  производства. Ограничение его пользования  на нужды топлива, переориентация на использование в сельском хозяйстве  стало составляющей политики государства.
    Торфяные  болота – это элементы экосистемы Беларуси. Осушение болот, техническое использование торфа в больших размерах нарушает среду обитания живых организмов, искусственное затопление, создание крупных водных систем также вредно для экологии республики. Проблема торфяной промышленности выходит далеко за пределы использования торфа на топливо. Плановая система хозяйствования с определенными трудностями регулировала добычу торфа. Рыночная система экономики может в этой сфере нанести большой вред, как Беларуси, так и всему Европейскому континенту.
    Запасы  торфа оцениваются в 4,4 млрд. т. находятся  они в 6500 торфяных месторождениях, в  том числе 1600 промышленных. Основные месторождения залегают на землях, используемых в сельском хозяйстве.
    Использование торфа на топливо нецелесообразно. На наш взгляд, торфяная промышленность, торфяные месторождения должны оставаться под полным контролем государства.
    Основной  проблемой функционирования предприятий  отрасли остается постоянный недостаток финансовых средств, вызванный несвоевременным  и недостаточным по объему выделением бюджетных средств на покрытие разницы  между оптовой и розничной  ценами на брикет, поставляемый населению. Ограниченность финансовых ресурсов не позволяет обеспечить необходимое обновление активной части основных фондов, износ которых в целом по отрасли вырос до 61 %. На предприятиях эксплуатируется 82 % полностью изношенного оборудования для добычи торфа, 85 % оборудования для подготовки и ремонта фрезерных полей, до 100 % сушилок, 41 % торфобрикетных прессов.
    Объём добычи нефти в республике находится на уровне 1,8 млн. т в год, что покрывает внутренние потребности в нефтепродуктах на 12 %. Эксплуатационный фонд ПО "Беларуснефть" включает 544 скважины, ежегодные объемы бурения порядка 65 тыс. м обеспечивают прирост промышленных запасов нефти в объеме 500—510 тыс. т, что компенсирует добычу менее, чем наполовину. Происходит прогнозируемое снижение объемов добычи, так как разведанные крупные месторождения находятся в заключительной стадии разработки, а вновь осваиваемые характеризуются малыми размерами и небольшими запасами. Эти запасы относятся к трудноизвлекаемым, для их извлечения требуются новейшие технико-технологические средства.
    Взимание  с 1 января 2010 г. 100-процентной пошлины  на поставляемую из России нефть (за исключением 6,3 млн. т для внутреннего рынка) обусловило существенное снижение объемов нефтепереработки. По итогам года спад объема отраслевого производства составил 20,5%. Новые условия поставок российской нефти негативно отразились на финансовых результатах: в январе рентабельность реализованной продукции оказалась равной-22,3%.
    Однако  перевод заводов на оптимальный  режим функционирования позволил, начиная с марта, изменить ситуацию, и за январь-ноябрь значение упомянутого выше показателя составило 3,1%. Низкая рентабельность нефтепереработки и нефтехимии привела к снижению объема инвестиций в основной капитал концерна «Белнефтехим»: при прогнозном на 2010 г. росте на 25% они фактически увеличились на 0,8%.
    Значительный  рост объемов нефтепереработки (121 % за первое полугодие 2011 г. в сравнении с уровнем аналогичного периода прошлого года вызван, во-первых, эффектом «низкой базы» (спад за 6 мес. 2010 к 6 мес. 2009 г. составил 32,8%). Во-вторых, девальвация позитивно отразилась на объемах экспорта нефтепродуктов: за 5 месяцев в физическом выражении они возросли на 51,5%, а в стоимостном - почти в 2,1 раза.
    Нефтеперерабатывающая промышленность представлена двумя  нефтеперерабатывающими предприятиями. Финансовое положение отечественных НПЗ остается тяжелым. В то же время прослеживается положительная тенденция: по итогам 5 месяцев рентабельность продаж увеличилась с минус 13,1 в январе до 2,8%.
    Причинами финансовых затруднений в условиях девальвации являются:
    1) сдерживание цен внутреннего  рынка на нефтепродукты (в связи  с высокой социальной значимостью  этого товара) при диспаритете цен в сравнении с соседними странами привело к резкому росту объема реализации топлива на приграничных АЗС. В результате переработчики понесли потери, поскольку меньше остается продукции для экспорта по более высоким ценам. Это обстоятельство, по согласованной формуле расчета цены, приводит к увеличению стоимости российской нефти, поставляемой в Беларусь, что негативно отражается на рентабельности работы нефтеперерабатывающих предприятий;
    2) наличие премии к цене на  импортируемую нефть, которая фактически играет роль таможенной пошлины. Средневзвешенный размер премии за первое полугодие 2011 г. составил более 44 долл. за тонну;
    3) существенное повышение экспортных  пошлин на нефтепродукты, полностью зачисляемых в бюджет России. Это касается всех видов нефтепродуктов, и особенно товарных бензинов, пошлины на которые существенно повысились по причине проблем с удовлетворением в России внутреннего спроса на бензин (с 226,2 долл. за тонну на 1 января до 400,5 долл. на 1 июля). За первое полугодие 2011 г. в бюджет России было перечислено более 1,2 млрд. долл. США таможенных пошлин.
    В сложившихся условиях был предпринят ряд мер, направленных на улучшение  результатов функционирования нефтепереработки. В целях защиты внутреннего рынка с 29 марта 2011 г. введено ограничение на разовый отпуск дизельного топлива на 34 приграничных АЗС. С 3 июня введены ограничения по отпуску нефтепродуктов за наличный расчет в белорусских рублях на всех АЗС: для легковых автомобилей - 25 литров, для большегрузных -100 литров. АЗС концерна «Белнефтехим», находящиеся в приграничной зоне и вблизи основных автомагистралей, начали реализацию топлива иностранным лицам только за валюту. Принимаются меры по экономии в стране светлых нефтепродуктов. Постановлением Совета Министров № 341 от 17.03.2011 г. утверждены показатели по снижению потребления светлых нефтепродуктов, которые доведены до республиканских и местных органов госуправления. С одной стороны, эта мера способствует снижению энергоемкости ВВП, с другой - создает предпосылки для наращивания экспорта нефтепродуктов.
    Эффективному  ценообразованию призваны способствовать минимизация перекрестного субсидирования и ликвидация товарного кредитования в подведомственных организациях концерна «Белнефтехим». Эти меры должны быть реализованы к концу текущего года.
    Помимо  решения текущих задач, осуществляется плановая работа по развитию общих рынков нефти и нефтепродуктов в рамках Единого экономического пространства. Реализация мер позволила выйти на положительное сальдо внешней торговли нефтью и нефтепродуктами, которое составило по итогам 5 месяцев 361,7 млн долл..
    Частично  сократить поставки топлива из-за рубежа позволит расширение использования  местных топливных ресурсов Республики Беларусь, таких как нефть, попутный газ, бурые угли, торф, древесина, отходы животноводства. Для Беларуси наиболее реальным источником замещения некоторой  части импортируемого топлива может  стать древесина и древесные  отходы: по примеру скандинавских  стран в ближайшие годы можно  увеличить применение древесины  в качестве топлива в 1,5—2 раза. Но расчеты показывают, что намеченные меры по энергосбережению, максимальному  использованию местных топливных  ресурсов и нетрадиционных источников энергии смогут увеличить обеспеченность собственным топливом лишь до 38—39 %.
    Электроэнергетика Беларуси
    Ядром ТЭК является электроэнергетика, обеспечивающая на базе объединенной энергетической системы потребности народного хозяйства. В энергосистеме Беларуси используется иерархическая многоуровневая автоматизированная система диспетчерского управления на базе современных ЭВМ, созданы оперативные информационно-управляющие комплексы, что позволило достигнуть высокой оснащенности линий электропередачи и оборудования основной сети современными устройствами релейной защиты и противоаварийной автоматики.
    Электроэнергетика — это стратегическая отрасль, состояние  которой отражается на уровне развития государства в целом. В настоящее  время электроэнергетика является наиболее стабильно работающим комплексом белорусской экономики. Предприятиями  отрасли обеспечено эффективное, надежное и устойчивое энергоснабжение потребителей республики без аварий и значительного  экологического ущерба.
    Главным приоритетом энергетической политики нашего государства является повышение  эффективности использования энергии  как средства для снижения затрат общества на энергоснабжение, обеспечения  устойчивого развития страны, повышения  конкурентоспособности производительных сил и охраны окружающей среды.
    Электроэнергетический сектор страны имеет целый ряд  проблем в силу большой зарегулированности и полным отсутствием рыночных реформ. Беларусь является аутсайдером в области реализации большинства рыночных структурных реформ, и в первую очередь, в области реформирования энергетического сектора. По индексу реформ ЕБРР в области электроэнергетики у Беларуси – 1, один из худших показателей среди стран ЦВЕ, отражающий факт отсутствия реформ и наличия рыночного регулятора в секторе. Без изменения текущей политики регулирования сектора электроэнергетика вместо значимого налогоплательщика превратится в объект, требующих значительных бюджетных вложений.
    Самой главной проблемой электроэнергетического сектора, непосредственно влияющей на его конкурентоспособность, является высокий износ основных производственных фондов (ОПФ), использование устаревших технологий и необходимость модернизации. Модернизация ОПФ энергосистемы  крайне необходима. Износ фондов составляет почти 60%, что, согласно Концепции энергобезопасности, близко к предкритическому уровню.
    Второй  проблемой в электроэнергетике  Беларуси является и несбалансированность «портфеля» (структуры) генерирующих мощностей. На данный момент приблизительно 90% электростанций в стране работают на природном газе (хотя в последнее время эта  доля, зачастую искусственно, уменьшается  за счет большего использования древесины, торфа и мазута). Проблема усугубляется ещё и тем, что эффективность большинства белорусских генерирующих источников ниже западных стандартов.
    Третьей проблемой является низкая эффективность  инфраструктуры электроэнергетического сектора. Наблюдавшееся долгие годы недоинвестирование в электросети привело к значительным потерям электроэнергии и вызвало существенный рост потребностей в инвестициях. В Беларуси потери электроэнергии при ее передаче и распределении достигли 12,2%, что сопоставимо с российскими или украинскими данными. Данных по потерям в теплосетях нет, однако по неофициальной информации самих представителей Министерства энергетики, они достигают 20–30%.
    Белорусская энергетика нуждается в масштабных инвестициях. В условиях существующих тарифов финансировать такие  программы модернизации сама энергетика не в состоянии. По подсчетам самого правительства, уже в ближайшие 5-10 лет только в энергетику необходимо вложить около USD 19 млрд. Даже половины соответствующих средств нет ни в бюджете, ни у самих энергетических предприятий.
    Таким образом, текущая политика управления и регулирования сектором не только не способствует улучшению ситуации с обновлением активов и производственных фондов, а наоборот, скорее усугубляет ее.
    Огромной  проблемой является государственное  регулирование тарифов. В электроэнергетике  около 90% затрат занимает природный  газ. Однако тарифы на газ зачастую растут более высокими темпами, чем  тарифы на электроэнергию. Ещё медленнее растут тарифы на теплоэнергию. Тарифы в своей массе регулируются в сторону уменьшения, часть льготных потребителей получает их по сниженным расценкам, кроме того, например, сельское хозяйство, известно тем, что может годами задерживать платежи. Проблемой является и перекрёстное субсидирование тарифов населения промышленностью. Несмотря на то, что согласно экономической логике тарифы для населения должны быть выше тарифов для промышленных предприятий (поскольку выше затраты на доставку энергии), в Беларуси наблюдается обратная картина: тарифы для населения и по газу, и по электроэнергии, и по теплоэнергии ниже, чем для промышленных и прочих потребителей. В результате такой политики собственные средства энергетических предприятий стремительно сокращаются. А ведь финансировать программы модернизации и энергосбережения они должны из собственных средств.
    Другими общими проблемами энергетического  сектора являются низкая производительность труда и отсутствие стимулов для  сокращения затрат на производство как  в силу сложившейся практики государственного управления предприятиями, так и  отсутствия реформы собственности.
    Проблемой является и недостаточная открытость деятельности энергетических предприятий. Например, в электроэнергетике, вследствие вертикальной и горизонтальной интеграции невозможно объективно оценить издержки производства, передачи и распределения  электроэнергии (проблема отсутствия раздельных счетов на каждый вид деятельности). Более того, непрозрачная и устаревшая система учета затрат не позволяет  определить источники неэффективности  в цепочке поставки электроэнергии.
    Такая ситуация не способствует эффективному управлению энергетическим сектором Беларуси. Решения об инвестициях, программы  сокращения издержек и т.д. основываются не на экономическом сравнении затрат, а принимаются сверху, зачастую по неясным или сомнительным критериям. Соответственно, все это снижает  текущую и будущую конкурентоспособность  сектора.
    Таким образом, без изменения текущей  практики регулирования сектора  эффективность и конкурентоспособность  электроэнергетики будет снижаться. Сектор не сможет удовлетворять растущие потребности страны в энергии, а  ее производство будет чрезмерно  дорогим, как в силу отсутствия современных  технологий и оборудования, так и  неэффективной структуры собственности  и управления.
    Поддержание устойчивой работы сектора уже в  среднесрочной перспективе невозможно без в разы увеличенного финансирования в модернизацию (что такое хроническое недоинвестпирование в модернизацию можно наблюдать на примере ряда аварий в российской электроэнергетике).
    В тоже время белорусская экономика  нуждается в как можно более  низких ценах на газ, электро- и теплоэнергию. При этом высокая потребность в инвестициях в инфраструктуру и оборудование должна быть, хотя бы частично, профинансирована частными инвесторами, поскольку бюджетные деньги ограничены и необходимы в социальной сфере (здравоохранении, образовании и пр.). Следовательно, для электроэнергетического сектора нужно создать перспективу устойчивого, ориентированного на прибыль развития. Реформа сектора будет успешной тогда, когда она создаст среду, поощряющую наиболее эффективные предприятия. Определять целесообразность того или иного проекта в энергетическом секторе должен потребитель или инвестор, а не государство.
    Очевидно, что реформы в секторе необходимы. Имеется огромный опыт – как стран  ЦВЕ, так и многих стран СНГ. Правительству  есть из чего выбирать. Топтание на месте  или имитация реформ только приведут к повышению стоимости реализации реформ в будущем. Тем более, что  только реформы могут позволить  сократить издержки в секторе (на фоне роста затрат в виде покупного  газа), провести коммерциализацию и  привлечь частные инвестиции для  полной модернизации сектора.
    Рост  объемов производства в электроэнергетике в 2010 г. на 12,9% был обусловлен низкой вследствие кризиса базой 2009 г., а также увеличением на 11,3% объемов производства основного потребителя электроэнергии - промышленности.
    В то же время остается сложным финансовое состояние отрасли: рентабельность реализованной продукции за январь-ноябрь составила всего лишь 0,2%. В связи с этим представляется проблематичным использование внутренних источников инвестирования, что усиливает значимость зарубежного капитала для модернизации энергетических мощностей. Так, именно за счет привлечения иностранных ресурсов Минэнерго удалось перевыполнить показатель по темпу роста инвестиций в основной капитал - 129,2% при запланированных 125%.
    В настоящее время за счет модернизации и реконструкции энергообъектов на основе новейших технологий решается проблема замены физически и морально устаревшего оборудования. На этой основе увеличение объемов демонтажа устаревшего оборудования на предприятиях отрасли позволит достичь снижения среднеотраслевого износа активной части основных промышленно-производственных фондов с 54,7 до 37 %. Это потребует значительных финансовых средств, основными источниками которых станут отраслевой инновационный фонд, собственные средства энергообъединений, накапливаемые за счет амортизационных отчислений и прибыли, и иностранные инвестиции. В результате реализации предложенных проектов ожидается значительное улучшение эффективности работы энергопредприятий.
    Импульсом для развития нетрадиционной энергетики станет принятая в мае 2011 г. Национальная программа развития местных и возобновляемых энергоисточников на 2011-2015 годы, в результате выполнения которой прогнозируется увеличение использования местных и возобновляемых источников энергии в сравнении с уровнем 2010 г. в 1,9 раза (до 5,7 млн т у т).
    Важнейшими  задачами повышения эффективности функционирования электроэнергетики являются: приближение тарифов на электроэнергию для населения к уровню полного возмещения затрат; ввод энергоисточников на древесном топливе и торфе, внедрение биогазовых установок, гелиоустановок и тепловых насосов, строительство гидроэлектростанций, ветропарков, привлечение иностранного инвестора на этот рынок; увеличение стратегических запасов энергетических ресурсов за счет реконструкции действующих и строительства новых подземных хранилищ природного газа.
    Импорт  электроэнергии для Беларуси выгоден потому, что позволяет оставлять менее эффективные мощности в резерве, способствует улучшению внешнеторгового сальдо за счет уменьшения импорта природного газа. За 5 месяцев 2011 г. физический объем импорта электроэнергии в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 69,7%, стоимостный - на 39,5%.
    Рентабельность  продаж в электроэнергетике остается на уровне, не позволяющем осуществлять модернизацию за счет внутренних источников: 2,4% за 5 месяцев. Невысокая рентабельность объясняется ростом цены импорта российского газа (темп роста за 5 месяцев 2011 г. к аналогичному периоду прошлого года составил 133,3%); увеличением размеров субсидирования населения при продаже энергоресурсов в условиях девальвации белорусского рубля.
    С целью улучшения результатов  функционирования электроэнергетики Министерством экономики Беларуси принято постановление № 90 от 13 июня 2011 г., согласно которому предусмотрены повышающие коэффициенты к тарифам на электроэнергию и ценам на газ для предприятий, не выполняющих задания по экономии энергоресурсов. За перерасход энергоресурсов для предприятий устанавливаются повышающие коэффициенты к тарифам на электроэнергию в размере 1,1; к ценам на природный газ - в размере 1,13.
    Основные направления развития ТЭК Беларуси. Проблемы обеспечения энергетической безопасности страны
    В 2010 году для повышения эффективности и конкурентоспособности отраслей ТЭК органами государственного управления предприняты следующие меры:
    • разработка и принятие ряда важнейших  нормативных правовых документов, регламентирующих перспективное развитие энергетического сектора (Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь; Республиканская программа энергосбережения на 2011-2015 годы; Программа строительства энергоисточников, работающих на биогазе, на 2010-2012 годы; Государственная программа строительства энергоисточников на местных видах топлива в 2010-2015 годах; Государственная программа строительства в 2011-2015 годах гидроэлектростанций в РБ; Закон «О возобновляемых источниках энергии»);
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.