На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Предпринимательский договор. Понятие, система предпринимательских договоров. Антимонопольное законодательство, его содержание и цели

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ   НЕГОСУДАРСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»
 
 
 
                    Факультет: юридический
 
                    Кафедра: юриспруденция
 
 
 
 
 
Контрольная работа
 
 
по дисциплине: Российское предпринимательское право
 
тема  работы: Предпринимательский договор. Понятие, система предпринимательских договоров.
Антимонопольное законодательство, его  содержание и цели.
 
 
 
 
 
 
 
 
                    Выполнила: студентка:
                    402 ЮЗ группы 4 курса
                    заочного  отделения
                    Бутримова Елена 
                    Владимировна
 
                                                                                                                                         Проверила: доцент.
                    Баталова 
                    Татьяна Леонидовна
 
 
 
 
Алматы, 2011г.
 
План
 
Введение…………………………………………………………………..…………3
1. Предпринимательский  договор……………………………………………..4-13
    1.1. Понятие предпринимательского  договора……………………………….4-8
    1.2. Система предпринимательских  договоров……………………………...8-13
2. Антимонопольное законодательство его содержание и цели…………….14-19
2.1. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
……………………………………………………………………………………20-23
Заключение…………………………………………………..……………………24
Список  литературы……………….………………………….….………………...25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
     Актуальность  исследования процессов их правового регулирования и функционирования обусловлена, прежде всего, тем, что с переходом к рыночной экономике в деловой практике стал широко употребляться термин "предпринимательский договор". Выделение предпринимательских договоров обусловлено рядом причин, в частности наличием специальных нормативно-правовых правил регулирования таких договоров, особым порядком рассмотрения споров, связанных с их заключением, изменением, исполнением и расторжением, специальным порядком налогообложения, а также резко возросшим в настоящее время значением договора как основания возникновения обязательственных правоотношений.
     Любые предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью и заключающие предпринимательские договора в сфере купли – продажи, оказании услуг и т. д. должны вести свою деятельность  в соответствии с антимонопольным законодательством. Т. е. предприниматели обязаны соблюдать ценовую политику, товары и услуги должны соответствовать гостам, отвечать технологическим требованиям и т. п. Указанные процессы свойственны Российскому обществу, что нашло свое отражение в гражданском и предпринимательском законодательстве.
     Целью работы является исследование гражданско-правового  положения предпринимательского договора и антимонопольного законодательства. 
     Исследования  в области предпринимательских договоров и антимонопольного законодательства опираются на фундаментальную теоретическую базу. Рассмотрением функционирования и правового положения данных вопросов занимались такие авторы как: Э. С. Жилинский, Н. М. Коршунов, Н. Д. Эриашвили, П. В. Алексия и мн. др. Так же свое отражение данная тема нашла в работе К. А. Писенко, в статье обосновывается необходимость развития отечественного антимонопольного законодательства.1
 
1. Предпринимательский договор
1.1. Понятие предпринимательского договора
     Права и обязанности предпринимателей могут определяться не только официально зафиксированными правилами поведения, но и договорами, в которых сочетаются два важнейших гражданско-правовых института: сделки и обязательства.2
     Сделка  представляет собой юридический  факт, влекущий возникновение, изменение  и прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделка является волевым  актом, направленным на достижение определенного  правового результата. Сделки могут  быть односторонними, когда для их совершения достаточно волеизъявления одного лица. К ним традиционно относятся завещание и доверенность. Двусторонние и многосторонние сделки именуются договорами. Для их совершения требуется согласованная воля двух и более лиц.
     В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором  признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или  прекращении гражданских прав и  обязанностей.
     Одним из видов гражданско-правовых договоров  является предпринимательский договор.
     Предпринимательский договор – заключаемое на возмездной основе в целях осуществления  предпринимательской деятельности соглашение, стороны или одна из сторон которого выступают в качестве субъекта предпринимательства.
     Наука предпринимательского права традиционно выделяет три группы хозяйственных (предпринимательских) обязательств. К первой из них относятся обязательства, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности, ко второй — возникающие при ее регулировании, и к третьей — внутрихозяйственные обязательства.
     Обязательства, возникающие при осуществлении  хозяйственной деятельности, опосредуют так называемые горизонтальные отношения  и представлены предпринимательскими договорами. Одна из их главных отличительных  черт состоит в том, что, будучи направленными, на реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг, они по объективным причинам не могут оказаться вне сферы активного государственного регулирования. 
В самом деле, когда предприниматель продает свой товар, он вправе включать в договор любые правомерные условия, лишь бы покупатель на них согласился, но в то же время связан обязательными, установленными государственной властью требованиями к качеству товара, т.е. техническими регламентами либо сохраняющими свое действие стандартами. Цена, когда товар продает предприниматель, также может находиться под государственным воздействием, если этот товар — электрическая или тепловая энергия и ряд других. В законодательстве указано, что государственное регулирование тарифов (цен) на такие виды энергии осуществляется путем установления размера самих тарифов либо их предельного уровня.

     Не  менее очевидно присутствие госрегулирования в предпринимательских договорах, где стороной является государственное  предприятие.
     В предпринимательских договорах есть две стороны — публично-правовая и частная. В рамках первой из них предприниматель должен выполнять ряд обязательных требований, зато в пределах второй он может действовать более или менее свободно. В правовой науке до сих пор нет общепризнанных представлений, которые позволили бы четко разграничить эти стороны, но один из наиболее удачных взглядов на проблему высказан римским юристом классического периода Ульпианом, который полагал, что критерием различия областей частного и публичного права служит характер защищаемых интересов. К публичному праву принадлежат нормы, ограждающие интересы государства, к частному — посвященные интересам частных лиц.3 Но интерес государства — не что иное, как совокупный интерес граждан данного общества. Поэтому важнейшим признаком предпринимательского договора служит его тесная связь с государственным регулированием бизнеса. И если исходить из того, что любой договор помимо интересов сторон всегда выступает проводником государственной воли, то следует констатировать, что применительно к предпринимательским договорам эта воля реализуется через специфические инструменты, не свойственные регулированию иных обязательств. Общественные интересы диктуют публичный характер предпринимательской деятельности, а утверждение о появлении объективных предпосылок для обоснования существования предпринимательских договоров как особого типа гражданско-правовых договоров входит в противоречие с задачей гармоничного развития экономических отношений в России, которая не может быть решена с ориентацией на частноправовой характер предпринимательских договоров.
     В России отсутствует какой-либо единый законодательный акт, из которого можно  было бы получить общее представление  о государственном регулировании  экономики. Отдельные элементы такого регулирования разбросаны по ряду федеральных законов и множеству подзаконного нормативного материала.
     Что касается частной стороны, то здесь  основная роль принадлежит ГК РФ. Из ГК РФ можно извлечь о предпринимательском  договоре лишь те сведения, которые  отражают его частноправовую сторону. Сам факт присутствия этих договоров в ГК РФ объясняется тем, что в нем нашли место нормы, посвященные и предпринимательству (в пределах, понятно, все той же стороны), и быту; иными словами, в ГК РФ существуют два режима правового регулирования: предпринимательский и бытовой. Первый из них посвящен бизнесу, а второй — удовлетворению личных потребностей граждан. В ч. 2 ГК РФ предпринимательские обязательства — поставка, аренда предприятия, строительный подряд — соседствуют с такими чисто бытовыми договорами, как розничная купля-продажа, прокат и бытовой подряд.
     Предпринимательские договоры представляют собой тот правовой инструмент, который связывает предпринимателя с внешним миром, позволяя ему получать прибыль от передачи своего имущества в пользование другим лицам, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Им свойственны все признаки предпринимательства; помимо этого они обладают особенностями, отличающими их от договоров бытовых, и главной из них служит ответственность независимо от вины.
       Предприниматель отвечает без  вины, потому что в противном  случае вступление с ним в  договорные отношения сопровождалось  бы слишком большой степенью  неопределенности. Каждый случай  нарушения им обязательства требовал  бы рассмотрения вопроса о том, виновен ли он, т.е. принял ли все необходимые меры для надлежащего исполнения договора при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота (п. 1 ст. 401 ГК РФ). В результате всякий, связанный с ним договором, оказался бы в состоянии неопределенности в отношении применения к нему мер ответственности в случае неисполнения договора.
       Для сферы предпринимательства  такая ситуация неприемлема. Здесь  необходим жесткий подход, основанный на положении о том, что нарушение обязательства должно повлечь ответственность. Поэтому вина не является основанием ответственности предпринимателя, и даже такой фактор, как отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, ничего не меняет, поскольку относится к рискам, невыгодные последствия которых ложатся на него самого.
       Единственное, что может освободить  его от ответственности, так  это доказанный факт невозможности  исполнения вследствие непреодолимой  силы.
     В ГК РФ не содержится каких-либо разъяснений о субъектном составе рассматриваемых договоров: в нем отсутствует сам термин «предпринимательский договор», не говоря о его определении. Между тем этот вопрос важен для нас уже потому, что с ним связано определение круга договоров, которые следует считать предпринимательскими. В принципе, предприниматель может вступать в договорные отношения с любым лицом, в том числе — с некоммерческими организациями и гражданами. Это обстоятельство, по-видимому, и дало основание для вывода в литературе о том, что если хотя бы одной стороной договора выступает коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, его уже можно признать предпринимательским.
1.2. Система предпринимательских  договоров
     Предпринимательские договоры должны быть классифицированы, в первую очередь, с позиций государственного регулирования предпринимательства. Необходимо выделить три основных правовых режима данного регулирования. Первый из них, который можно обозначить как режим активного регулирования, имеет своим предметом сферы, особо важные с точки зрения экономической безопасности: производство и транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа, энергоснабжение, связь, формирования государственных резервов и т.д.
     Второй  режим предполагает умеренное государственное  регулирование, ограничивающееся определением параметров деятельности коммерческих организаций (технические регламенты, правила и прочее), но не затрагивающее по общему правилу свободу договора.
     Третий  правовой режим — минимальный  — относится к таким видам  коммерческой деятельности, как организация туризма, зрелищных мероприятий, где возможности для государственного регулирования даже посредством технико-юридических норм практически отсутствуют.4
     Переходя  к классификации предпринимательских  договоров, с точки зрения частного права следует отметить, что попытка разграничить их только по одному какому-нибудь критерию, была бы малопродуктивна. Поэтому для такой классификации используется ряд критериев, а тот из них, который следовало бы считать основным, состоит в разграничении договоров в зависимости оттого, что именно стороны хотят от него получить. Этот результат, если речь идет об имуществе, может быть назван предметом обязательства. В договоре поставки, например, таким предметом служит товар, а в подрядном договоре — заказанная подрядчику вещь. Соответственно, объектом обязательств являются действия поставщика по передаче вещи и подрядчика по ее изготовлению. Иными словами, действия должника, совершения которых вправе требовать кредитор.
     Таким образом, предпринимательские договоры следует различать по объекту и предмету. Поскольку, однако, термин «направленность договора», обладая аналогичным значением, более удобен, мы станем использовать его. 
На первое место необходимо поставить договоры, направленные на передачу имущества. Они представлены в ГК РФ поставкой товаров, в том числе для государственных нужд, контрактацией, энергоснабжением, продажей недвижимости и продажей предприятия.5 Все они, имея в виду передачу имущества в собственность, составляют подвид названных договоров, в то время как другой их подвид связан с передачей имущества во временное пользование. К нему относится аренда, в том числе транспортных средств, зданий и сооружений, предприятий, а также финансовая аренда (лизинг).6 
Следующий вид составляют договоры, направленные на выполнение работ. К ним относится подряд с его разновидностями (строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) и договоры на выполнение научно-исследовательских и прочих близких к ним работ.7

     Характерная черта договора подряда — это  появление в результате его исполнения вещественного результата, который  и составляет его предмет, в то время как объект подрядного договора — работа, и заказчик вправе во всякое время проверять ее ход и качество, а если так предусмотрено соглашением сторон, то и указывать подрядчику на способы выполнения работы.
     Третий  вид представлен договорами, направленными  на оказание услуг. ГК РФ (ст. 779) определяет услуги как действия или деятельность, осуществляемые исполнителем по заданию заказчика; эти действия (деятельность) и составляют объект подобных договоров. Какого-либо вещественного результата обязательства данного вида не создают. Он или вообще отсутствует, либо находится вне правоотношения.8 Услуги в зависимости от характера выполняемых действий (деятельности) подразделяются на два подвида: юридические (поручение, комиссия, агентирование) и фактические (перевозка, хранение и т.п.). И если первые порождают определенный правовой результат, то вторые выражаются в совершении иных полезных действий.
     Направленность  договора на передачу имущества, выполнение работ или оказание услуг не может  служить всеобъемлющим критерием, способным разграничить все договорные обязательства. Последние слишком  разнообразны для того, чтобы уложиться в предлагаемые этим критерием ряды. Вне его, например, остается простое товарищество, суть которого состоит в соединении вкладов участников и их последующих совместных действий для достижения не противоречащей закону цели.9 Данное обстоятельство не ставит под сомнение пользу классификации, оно лишь показывает, что материал, с которым работает правовая наука, не позволяет говорить о ней как о точной науке.
     С направленностью договора, т.е. его  предметом и объектом, связаны  еще, по крайней мере, два критерия, позволяющие различать договорные обязательства. Первый из них состоит в том, что наряду с договорами, в которых предусмотрен один предмет, существуют и такие, где этих предметов более одного. Предмет поставки, например, — товар, передаваемый покупателю, но если вместо уплаты денег он, по условиям договора, произведет какие-либо работы в интересах поставщика, то следует констатировать, что перед нами — смешанный договор. Последний понимается в ГК РФ как обязательство, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных в нормативных актах. К отношениям сторон, как указано в ст. 421 ГК РФ, применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых имеются в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения или существа обязательства. Так и происходит, когда названные правила диспозитивны. Но если они императивны, то стороны, понятно, лишены всякой возможности что-то изменить и должны подчинить всякую часть смешанного договора императивным нормам.
     Направленность  договора предопределяет и еще один разграничительный критерий, по которому обязательства делятся на односторонние и двусторонне обязывающие. Иначе говоря, существуют договоры, где одна сторона не несет никаких обязанностей, обладая лишь правами, в то время как другая обременена только обязанностями. Договор займа, например, возникает не раньше, чем заимодавец передаст деньги заемщику, после чего у первого появляется право требовать возврата долга, а у второго — обязанность вернуть денежную сумму. В двусторонне-обязывающих договорах каждая из сторон является носителем и прав, и обязанностей.
     Все перечисленные правомочия могут  быть использованы присоединившейся к  договору стороной, если она не выступает  в роли предпринимателя. Однако субъект, вступивший в договор присоединения в связи с осуществлением своей предпринимательской деятельности, не может рассчитывать на удовлетворение требования по изменению или расторжению договора, если окажется, что он знал или должен был знать, на каких условиях заключает договор. Следовательно, лишение его какого-либо права, обычно предусматриваемого в договорах данного вида, ограничение ответственности другой стороны и даже явно обременительные условия могут послужить основанием для признания требования о расторжении либо изменении обязательства, только если он докажет, что не имел и не должен был иметь представления об его условиях.
     Вывод: Предпринимательские договоры представляют собой тот правовой инструмент, который связывает предпринимателя с внешним миром, позволяя ему получать прибыль от передачи своего имущества в пользование другим лицам, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Им свойственны все признаки предпринимательства; помимо этого они обладают особенностями, отличающими их от договоров бытовых, и главной из них служит ответственность независимо от вины.
     Обращение к договорам, в которых предприниматель  является одной стороной, а гражданин  — другой (например, при розничной  купле-продаже), показывает, что продавец и покупатель подчинены разным правовым режимам. Первый действует на основании публичных и частноправовых норм, последний не выходит за пределы частной сферы. Продавец подчинен актам государственного регулирования предпринимательства, покупателю достаточно норм гражданского права, к тому же в этих пределах он может воспользоваться правомочиями, имеющимися у него в силу Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 21 декабря 2004 г.)2. Данный договор, если и назвать предпринимательским, то лишь в части, относящейся к продавцу, но не к покупателю; иными словами, он являлся бы предпринимательским обязательством лишь отчасти и уже этим отличался бы от договоров между предпринимательскими структурами.
     Различия  в правовом режиме, на котором действует  предприниматель, с одной стороны, и его договорные партнеры — граждане и некоммерческие организации, с другой, проистекают из разницы стоящих перед ними целей. Предпринимателю необходима прибыль, а названным партнерам — его товары, работы и услуги.
     И только в том случае, когда обе стороны договора — коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, они действуют в одинаковом режиме, с одной и той же целью, подчиняясь особенностям правового регулирования предпринимательских договоров. Поэтому именно договоры с таким субъектным составом должны быть с полным основанием отнесены к числу предпринимательских. Договоры, в которых лишь одна из сторон является коммерческой организацией (индивидуальным предпринимателем), следует квалифицировать как обязательства с участием предпринимателя. В то же время в зависимости от того, кто является другой стороной — гражданин или некоммерческая организация, они могут быть направлены на удовлетворение, соответственно, бытовых потребностей, либо достижение целей, стоящих перед некоммерческими организациями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Антимонопольное законодательство его содержание и цели
 
     Федеральная антимонопольная служба России (сокращенно «ФАС») занимается антимонопольным регулированием в России, осуществляет контроль за экономической концентрацией субъектов хозяйственной деятельности и призвана осуществлять контроль за добросовестностью конкуренции на рынках товаров и услуг. Одним из механизмов антимонопольного контроля является необходимость подачи хозяйствующими субъектами ходатайств и уведомлений о сделках подлежащих контролю и удовлетворяющим определенным требованиям. В частности контролю ФАС подлежат следующие действия:
    Обеспечение единства экономического пространства на территории 
Российской  Федерации. Посредством пресечения и недопущения его  фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.)
    Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, 
слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных  пакетов акций, основных производственных  средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.
     Выполнение  поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности оффшорных компаний, или физических). Кроме того, должно быть повышено качество применения существующих норм, относящихся к регламентации процессов экономической концентрации. В частности, статья 19 закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» должна применяться не только в качестве санкции, то есть пресечения нарушения, но и в качестве средства предотвращения нарушений.
    Снижение барьеров входа на товарные рынки, а также обеспечение более эффективного контроля над поведением хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, посредством мониторинга процесса ценообразования и изъятия доходов, полученных в результате нарушения антимонопольного законодательства.
     В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль.
    Создание эффективных правовых  механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.
    Активизация работы по профилактике  и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
     Особое  внимание при этом предполагается уделять  нарушениям прав интеллектуальной собственности. С этой целью должна быть также  разработана методическая база оценки объектов интеллектуальной собственности для более эффективного применения судебных процедур, а также обеспечение эффективной координации правоохранительных органов с целью пресечения нарушений прав интеллектуальной собственности.
    Упорядочение оказания государственной  помощи.
    Создание условий для развития производительной деятельности малых предприятий.
     В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности  пополнения оборотных средств.
    Организация антимонопольного контроля на финансовом рынке.
     Необходимо  разработать процедуры определения  продуктовых и географических границ рынка, доминирующего положения  финансовых организаций, системы и  порядка применения санкций к  нарушителям. Повышение качества и  объемов предоставляемых финансовых услуг как результат эффективной антимонопольной политики будет важнейшим фактором привлечения средств населения для финансирования инвестиционных проектов.
    Организация систематического наблюдения  за основными товарными рынками  федерального и регионального уровня.
     С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной  статистики, а также разрабатывать  ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике  задач, поставленных перед антимонопольным органом.
     Монополия сопряжена с  целым букетом  резко отрицательных  последствий  для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное  производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических  злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениям пренебрежения интересами потребителя. Выбора-то у последнего все равно нет.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.