Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социально экономическое развитие региона на примере Курганской области

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     Введение……………………………………………………………………….3 
           1  Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития Российских регионов……………………………………………………...6

     1.1 Возвращение России в число  мировых экономических держав………6
     1.2 Место и роль региональной аграрной политики в регионе…………….8
     2 Социально экономическое развитие  региона на примере Курганской  области………………………………………………………………………………22
     2.1 Геоэкономическое состояние Курганской  области…………………...22
     2.2 Основные проблемы социально  - экономического развития Курганской области………………………………………………………………...31
     2.3 Формирование благоприятного налогового  законодательства для инвесторов  в Курганской области………………………………………………...34
     Заключение…………………………………………………………………...36
     Библиографический список…………………………………………………37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальностью выбранной темы является то, что  трансформационный период, который  переживала Россия в 90-е годы, принес с собой децентрализацию власти и управления, что с одной стороны, значительно расширило права региональной власти в области регулирования социально - экономических процессов, а с другой стороны, серьезно обострило взаимоотношения по линии «центр-периферия», ускорило дифференциацию регионов по уровню социально-экономического развития.
     Данные  проблемы серьезно модифицировали динамику развития всех регионов - субъектов РФ.
     Однако  в совокупности российских регионов существенно выделяется группа регионов аграрно-индустриальных, в которых  вышеназванные противоречия проявляются  с особой остротой.
     Существенное усиление социальной напряженности, вызванное ростом безработицы, глубокой дифференциацией уровня жизни городских и сельских жителей, увеличением отрицательного сальдо миграции, долгосрочная стагнация экономики аграрно-индустриальных регионов, требуют разработки «опережающей» стратегии регионального развития, направленной на стимулирование диверсификации региональной экономики, активизацию предпринимательства, и, как следствие, повышение конкурентоспособности регионов данного типа.
     Однако  ее формирование затрудняется в силу отсутствия комплексных методических подходов, учитывающих специфику генезиса и развития аграрно-индустриального региона, и недостаточной разработанности вопросов, связанных с применением современных технологий управления применительно к решению проблем регионов данного типа.
     При этом особого внимания требуют вопросы  повышения конкурентоспособности  аграрно-индустриальных регионов в  условиях резкого усиления процессов  межрегионального перелива капиталов, миграции рабочей силы, ресурсов, а также глобального изменения конкурентного порядка при вступлении России в ВТО.
     Стратегия повышения конкурентоспособности  региона позволяет выявить уровни и направления конкуренции региона, а также реализовать внешние  и что более важно, изыскать внутренние возможности его развития. Таким образом, разработка методологических основ формирования и реализации стратегии повышения конкурентоспособности аграрно-индустриальных регионов, с учетом специфики их хозяйственного профиля и эволюции системы государственной поддержки аграрного сектора, создаст условия для стабилизации деструктивных процессов и повышения привлекательности этих территорий как для хозяйственной деятельности, так и для проживания населения.
     В России существенный вклад в становление  современной и методологии региональных исследований и формирование региональной политики внесли труды экономистов Е.Г. Анимицы, М.К. Бандмана, А.Г. Гранберга. Теоретико-методологические положения, сформулированные в работах этих исследователей, позволяют понять место аграрных регионов в системе регионов РФ, выделить магистральные тенденции регионального развития в современных условиях.
     Широкое распространение феномена аграрно-индустриальных регионов в России, которая значительно  позднее по сравнению с экономически развитыми странами Запада перешла на стадию индустриального развития, и острота противоречий, возникающих на их территории, определяют безусловную практическую значимость и социальную востребованность предлагаемой темы исследования.
     Целью работы является развитие теоретико-методологических представлений об особенностях социально-экономического развития Курганской области.
     Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
      определить место и роль аграрной политики в регионе;
      провести комплексную характеристику современной системы государственного управления регионами с сельскохозяйственной специализацией в РФ.
     Объектом  исследования является Курганская область, которая рассматривается как  типичный аграрно-индустриальный регион.
     Предмет исследования - процессы, тенденции, проблемы социально-экономического развития аграрно-индустриальных регионов и механизмы формирования стратегии повышения их конкурентоспособности.
     Теоретическое значение исследования заключается  в том, что его результаты расширяют  и углубляют теоретико-методологическую базу управления социально-экономическим развитием аграрно-индустриальных регионов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития Российских регионов
     1.1 Возвращение России в число мировых экономических держав
     В середине текущего десятилетия в  России в основном завершен переход к рыночной экономической системе.
     Создана система базовых правовых норм и  других институтов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений между хозяйствующими субъектами. Заработали конкурентные рынки товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. Актуальной становится уже отладка этих институтов, обеспечение их эффективного действия, высокой международной конкурентоспособности.
     Достигнута  высокая степень открытости российской экономики. Внешнеторговый оборот составил 45% ВВП (2007 год), что является одним из наиболее высоких показателей для стран с развитой экономикой.
     Обеспечена  устойчивая макроэкономическая стабильность. Российская экономика защищена от воздействия внешних шоков международными резервными активами Российской Федерации, превысившими в конце 2007 года 470 млрд. долларов США.
     Сформировался мощный слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутренних и внешних рынках и активно привлекающих капитал для своего развития. Капитализация российских компаний достигла почти 130% ВВП и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Российский фондовый рынок превратился в реальный фактор привлечения инвестиций и обеспечения экономического роста страны. Среди населения начал складываться широкий социальный слой инвесторов и акционеров.
     Преодолены  тенденции социальной конфронтации в обществе, наблюдавшиеся в девяностые годы. Развиваются институты гражданского общества. Снизились политические и экономические риски ведения предпринимательской деятельности. О международном признании успехов России свидетельствует получение ею статуса страны с рыночной экономикой и инвестиционного кредитного рейтинга.
     Формируется новая система государственного управления, опирающаяся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь, в рамках программно-целевого подхода.
     Результат системных преобразований в экономике  интегрально выражен в параметрах социально-экономического развития страны. Последние годы российская экономика демонстрирует устойчиво высокие темпы экономического роста (около 7 процентов в год), значительно опережающие динамику мировой экономики (4,7 процентов).
     Преодолен спад производства и потребления  девяностых годов. В 2007 году объем ВВП составил к уровню 1991 года 110%. При этом коренным образом изменилась структура экономики в пользу отраслей, ориентированных на рыночный спрос.
     Объем ВВП (по паритету покупательной способности) превысил 1,9 трлн. долларов США. По этому показателю Россия закрепилась в восьмерке ведущих стран мира.
     Таким образом, за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы, подтверждая свое право находиться в группе крупнейших стран – мировых лидеров как по динамике развития, так и по масштабам экономики. При этом завоевание позиций одного из лидеров мирового экономического роста опиралось на рыночные экономические институты и устойчивое повышение уровня жизни населения.  
 
 

     1.2 Место и роль региональной аграрной политики в регионе
     Основные  направления региональной политики государства. Региональная политика — важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование размещения производительных сил.      Региональная  политика государства — это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и предусматривает следующие основные направления:
     1) определение соотношения движущих  сил регионального развития и  обеспечение их взаимодействия (государственный  и частный секторы экономики,  внутренние и внешние факторы развития региона и средства);
     2) определение соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;
     3) подъем экономики отсталых районов  и освоение новых районов и ресурсов;
     4) решение национально-экономических вопросов (в условиях многонационального государства);
     5) решение проблем урбанизации.
     К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства, которое во всех развитых странах (проводящих активную региональную политику) практически одинаково:
     • освоение слаборазвитых территорий, реконструкция экономики депрессивных промышленных районов;
     • децентрализация агломераций и районов концентрации промышленного производства;
     • образование новых промышленных узлов за пределами городских поселений, не связанных с существующими центрами промышленности. 
Без осуществления такой политики диспропорции как в регионах, так и в масштабе всей страны будут возрастать.

     Региональная  политика играет значительную роль в  наиболее развитых странах, хотя в менее  развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это обусловлено тем, что проведение региональной политики требует значительных средств.
     В развивающихся странах направления  региональной политики следующие:
     • интеграция всех районов страны в единый национальный рынок;
     • смягчение региональных диспропорций и подъем экономики особо отсталых аграрных районов;
     • смягчение противоречий между городом  и деревней, регулирование процесса урбанизации;
     • возможно более полное освоение природных и людских) ресурсов;
     • рациональное размещение новых промышленных проектов.
     Значение  и содержание региональной политики. Для России региональная политика имеет исключительно важное значение: вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий унифицированный подход к регионам здесь невозможен. В период перехода к рыночным отношениям роль региональной политики еще более возрастает.
     Это обусловлено:
     • необходимостью учета специфики  регионов при проведении экономической  реформы, переноса ряда направлений реформы на региональный уровень, учета различных стартовых условий регионов;
     • усилением центробежных, сепаратистских настроений в регионах, дезинтеграцией экономического пространства;
     • незавершенностью и противоречивостью  преобразования национально-государственного устройства России и разграничения компетенций федеральных и региональных органов управления;
     • политической нестабильностью и межэтнической напряженностью в ряде регионов;
     • геополитическими и социально-экономическими последствиями распада СССР;
     • экономическим кризисом, острыми проблемами в регионах.
     В особо тяжелом положении сейчас находятся регионы:
     • с высокой концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных инвестиционных программ;
     • наиболее зависимые от поставок продовольствия, сырья, продукции производственно-технического назначения, т.е. имеющие ограниченные возможности самообеспечения и саморегулирования;
     • с высокой долей отраслей производства, контролируемых государством (по ценам  и другим условиям реализации продукции);
     • с критической экологической обстановкой, требующей закрытия многих производств и принятия особых мер по социальной защите. 
Напряженная социально-экономическая ситуация в регионах, чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях — угроза существованию самого государства, ведущая к его распаду. Региональная политика, таким образом, призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны. Изменившаяся ситуация в стране вызывает необходимость изменения содержания региональной политики.

     В период плановой экономики региональную политику кратко можно охарактеризовать следующим образом:
     • соотношение центрального и регионального уровней управления. В вопросах управления экономическим и социальным развитием приоритет отдавался централизованному управлению, роль регионов была незначительной;
     • решение вопросов подъема экономики  отсталых районов и национально-этнических вопросов. Реализовался принцип выравнивания уровня экономического развития и уровня жизни населения национальных республик часто в ущерб регионам Центра России;
     • освоение новых районов и ресурсов, стимулирование заселение Севера и Востока страны, строительство здесь новых городов, формирование территориально-производственных комплексов. Это имело важное значение для экономического развития страны. Вместе с тем при освоении новых районов недостаточное внимание уделялось комплексному развитию территории, созданию инфраструктуры, решению социальных и экономических проблем. Не были учтены экстремальные природные условия, которые делают исключительно дорогим обеспечение условий для проживания большого количества населения в этих районах. Не были развиты другие отрасли, помимо добывающих. Все это породило ряд острых проблем в этих регионах;
     • решение проблем урбанизации'.
     В этой области проводилась противоречивая и недостаточно эффективная политика.
     Декларированный принцип стирания различий между  городом и деревней не был реализован, что вызывало массовую миграцию сельского  населения в города. Ограничение чрезмерного роста крупных городов осуществлялось административно-запретительными методами — путем ограничения прописки. В то же время в городах развивались производства, не обеспеченные рабочей силой, что заставляло привлекать рабочих «по лимиту». Одновременно проводилась ликвидация мелких сельских поселений — «неперспективных деревень».
     Задачей региональной политики в отношении процесса урбанизации должно быть широкое развитие городского образа жизни, городских удобств во всех типах поселений и сдерживание негативных процессов. 
Гиперурбанизация характерна для развитых, ложная урбанизация — для развивающихся стран.

     Для России характерны обе эти проблемы (ложная урбанизация — в меньшей степени и в несколько другой форме; в России она обусловлена неспособностью городов обеспечить прибывающее население необходимой социальной инфраструктурой). Задачи региональной политики, как правило, имеют инерционный, долговременный характер. Многие из них переходят из прошлого, но трансформируются с учетом новых условий, меняют свои приоритеты, требуют новых методов их решения.
     Качественно новые задачи региональной политики обусловлены следующими обстоятельствами:
     1. Россия стала самостоятельным государством, что принципиально изменило геополитическое положение многих российских регионов, условия и задачи их экономического и социального развития, связи с другими регионами.
     2. Изменилось соотношение центрального  и регионального уровней управления.
     3. Федеративный договор изменил принципы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами, расширил хозяйственную компетенцию субъектов Федерации; вместе с тем актуальной задачей стало сохранение целостности России как объекта государственной, в том числе региональной, политики.
     4. Произошел переход от административной системы управления к системе преимущественно рыночного регулирования.
     Стратегическими задачами регионального развития в настоящее время являются:
     • реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки;
     • преодоление депрессивного состояния  агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земельных угодий;
     • стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, горных районах);
     • продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритетного развития производств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов;
     • стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений науки, ускорения экономического и социального прогресса;
     • переспециализация новых приграничных регионов;
     • развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;
     • преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения  отдельных республик и областей.
     Таким образом, в региональной политике акценты переместились с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление депрессивного состояния старых регионов, с ограничения роста крупных городов — на возрождение малых городов и сельских поселений; изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления, возникли новые проблемы: безработица, достигающая в некоторых регионах критического уровня; появление беженцев и вынужденных переселенцев; резкое ухудшение социально-экономической ситуации во многих регионах.
     В качестве особо важных следует выделить следующие задачи:
     • нормализация экологической ситуации;
     • адаптация беженцев и вынужденных  переселенцев; создание новых рабочих  мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры в регионах;
     • нормализация ситуации в регионах, где отмечается критическое положение на рынке труда;
     • решение проблемы гиперурбанизации — устранение перегруженности крупных городов производственными объектами, населением, устранение чрезмерной экологической нагрузки, перегруженности социальной инфраструктуры крупных городов.
     Изменение содержания региональной политики ставит перед региональной экономикой новые теоретические задачи. В частности, необходимо выработать четкие критерии отнесения регионов к числу проблемных, или территорий приоритетного развития. 
Региональный аспект национальной безопасности. Быстрый переход от командно-распределительной к рыночной экономике привел к временным социально-экономическим потрясениям из-за разной способности регионов быстро адаптироваться к рыночным условиям.

     Особенно  уязвимыми оказались три группы регионов:
     • с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при рыночных ценах или резко потерявших спрос на свою продукцию;
     • удаленные от основных экономических центров — из-за опережающего роста транспортных тарифов, которые в ряде случаев выросли в 5—10 тыс. раз;
     • получавшие ранее из федерального бюджета  значительные дотации и внезапно потерявшие их.
     В то же время ряд регионов, располагавших рыночной инфраструктурой и особенно банковским капиталом (Москва), достаточно быстро оправились от шока. Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большинство регионов России в настоящее время являются проблемными. Основные типы проблемных регионов — это слаборазвитые, депрессивные, экологически опасные, приграничные.
     К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в  силу ряда причин хронически отстают от среднего российского уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (Марий Эл, Алтай, Тыва, республики Северного Кавказа и др.), а также ряд областей европейской части. Более 80% населения этих субъектов находятся ниже официальной черты бедности. Депрессивные регионы характеризуются наиболее глубоким спадом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокий уровень безработицы. В эту группу входят многие индустриально развитые области Северо-Западно-го, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов.
     К экологически опасным относятся  регионы, испытывающие последствия  различных катастроф (Мурманская обл., Поволжье, Урал, Кузбасс, побережье  Каспийского моря). В отдельную группу, принимая во внимание новую геополитическую ситуацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь следует не только поднять экономику, но и создать принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраструктуру, что приведет к коренным изменениям, в том числе уклада жизни. 
Объективные различия стартовых условий, дифференцированое отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие.

     Можно выделить примерно следующие модели политики региональных властей:
     1) формирование рыночных преобразований даже ценой усиления социальной дифференциации (Москва и др.);
     2) ориентация на усиление экспорта с использованием различий в мировых и внутренних ценах и льгот во внешнеэкономической деятельности;
     3) завоевание для своего региона льгот от федерального правительства (налоговые льготы, субсидии и т.п.);
     4) сохранение существенных элементов административно-плановой экономики на региональном уровне (контроль над ценами, нормированное распределение товаров, запрет на их вывоз и т.д.).
     В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и  уменьшение интенсивности межрегиональных связей. Предельная дезинтеграция — это выпадение региона из экономической системы (и государства), его обособление или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции не устранены до настоящего времени (Приморье, Чеченская Республика, Республика Татарстан и др.). Однако политическая опасность распада России ослабевает, начинает активно действовать такой объединяющий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты требуют государственной поддержки.
     Огромные  различия российских регионов по всем предпосылкам развития и федеративное устройство страны обрекают на неудачу унифицированное проведение реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений — регионализации и интеграции. 
Суть регионализации — учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда направлений реформ на региональный уровень (например, реформа в коммунальном секторе); разработка специальных программ реформ для регионов с особыми условиями развития.

     Пространственная  интеграция экономики России включает ряд спецмероприятий:
     • стабилизация интегрирующих систем (магистральный транспорт, связь, энергетическая и водные системы);
     • совершенствование механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов Федерации;
     • проведение единой внешнеэкономической  политики, т.е. создание для всех регионов единых условий для выхода на внешние рынки.
     Тенденции регионализации и интеграции, разумеется, протииворечивы. Не исключена трансформация регионализации в региональный сепаратизм, но и чрезмерная централизация управления нежелательна. Подавление экономической заинтересованности на местах создает базу для регионального сепаратизма, поскольку в регионах усиливается убежденность, что, действуя в одиночку или в составе региональных коалиций, можно добиться большего, чем в централизованном государстве.
     Включение задач, форм, методов региональной политики в программы экономических реформ активизирует такие принципы, как долгосрочность (так как реализация основных задач региональной политики требует длительного времени), активное государственное регулирование, социальная приоритетность. К этому следует добавить, что региональная политика, которая может осуществляться только во взаимодействии ее участников, способствует сплочению нации.
     Главная цель региональной политики — создание условий для вхождения в рынок  всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, для раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики.
     Цель  региональной политики включает три группы подцелей:
     • социальные — формирование в регионах слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики, развитию региональных рынков; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет не только государственных средств, но и средств, поступающих от приватизации, отечественных и иностранных инвесторов;
     • экономические — территориально ориентированная приватизация, проводимая темпами, учитывающими специфические особенности каждого региона России, в целях обеспечения устойчивого состояния региональных хозяйственных комплексов в условиях финансовой нестабильности; создание конкурентной рыночной среды во всех регионах России; содействие демонополизации хозяйства; повышение комплексности использования природных ресурсов на базе развития системы малых и средних предприятий; содействие расширению экспортного потенциала, приграничной торговле, развитию свободных экономических зон; привлечение иностранного капитала на выгодных для России и ее регионов условиях;
     • экологические — содействие восстановлению эколого-экономического равновесия в  легко ранимых регионах на основе распространения экологически чистых (безотходных) технологий; привлечение частного и иностранного капитала к участию в реализации природоохранных мероприятий.
     Стратегические  задачи региональной политики зависят от решения следующих проблем:
     • рациональное сочетание принципов  формирования нового экономического механизма федеративных отношений и направлений совершенствования рационального хозяйственного механизма в условиях рыночной экономики;
     • разработка вариантов и сценариев выхода России и ее регионов из кризиса с максимальным использованием имеющихся благоприятных предпосылок и постепенной перспециализацией в условиях рынка;
     • выбор региональных приоритетов экономического и социального развития, которые должны учитываться при продлении селективной, финансовой, инвестиционной и внешнеэкономической политики России;
     • реализация крупнейших региональных программ с участием частных инвесторов;
     • внедрение системы государственного и рыночного регулирования и стимулирования территориального развития на базе различных форм собственности, включая негосударственный сектор экономики. 
Естественно предположить, что в результате резкого изменения политического и социального укладов страны стратегические задачи не могут быть быстро реализованы.

     Реформирование  российского общества служит тому наглядным  подтверждением: происходят постоянная апробация различных методов достижения конечных (и даже промежуточных) целей, их трансформация, а в ряде случаев и их переориентация. Это просматривается и на примере отношения государства к развитию промышленности — от полного отказа до возвращения к контролю за ее развитием и регулированию структурной перестройкой, а также постоянное изменение взаимоотношений федерального Центра с субъектами Федерации.
     В первые годы экономических реформ, в период надежд на регулирующие возможности «стихийного» рынка, практически не уделялось внимания экономической и техногенной безопасности страны, которые зависят как от внутренней, так и от внешней политики государства и в значительной степени определяют степень национальной безопасности. 
Национальная безопасность — это способность государства адекватно реагировать в условиях постоянного дестабилизирующего воздействия военных, экономических, политических, информационных, демографических и психологических факторов, т.е. реализовывать меры, направленные как на ликвидацию угроз и опасностей, так и на защиту интересов отдельного человека и государства в целом.

     Региональный  аспект национальной безопасности зависит  от изменения целей, задач и методов (или средств) государственной региональной политики. В государственной политике обеспечения национальной безопасности должны быть отражены роль и место каждого региона в достижении общегосударственных интересов. В свою очередь, региональные особенности предопределяют совокупность угроз и опасностей, которые влияют на безопасность не только данного региона, но и страны в целом. 
Место регионального блока в системе понятия «национальная безопасность» определяется той же зависимостью, что и «государственная региональная политика» в системе общероссийской политики. 
Особый интерес представляют экономическая безопасность и важнейшая ее составляющая — региональный аспект экономической безопасности. Экономическая безопасность характеризуется возможностью национальной экономики России и ее регионов обеспечить стабильное поступательное развитие и соответствующую защиту экономическими методами как субъекта, так и Федерации в целом.

     Региональный  аспект экономической безопасности зависит и от внутренних факторов, и от предельно допустимых величин, превышение которых приводит к региональным кризисным ситуациям. 
Региональная кризисная ситуация — это изменение состояния экономики регионов, предотвращение которого требует вмешательства федеральных законодательных и исполнительных органов власти и использования чрезвычайных методов государственного экономического регулирования территориального развития.

     Основные  виды кризисных ситуаций в регионах:
     • изменения в демографической ситуации, приводящие к депопуляции населения, ухудшению генофонда страны и ее регионов;
     • превышение рациональных норм техногенной нагрузки территории при размещении объектов, приводящее к ухудшению экосистемы региона;
     • падение производства в отраслях специализации региона более чем на 50—60%;
     • рост безработицы, превышающий 15% от численности экономически активного населения;
     • изменение профиля региона, приводящее к необходимости массовой переквалификации кадров;
     • появление в трудоизбыточных регионах беженцев, переселенцев и иностранных рабочих, приводящее к межнациональной и социальной напряженности;
     • высокая и постоянно растущая степень зависимости промышленного комплекса (более чем на 50%) от межрегиональных и внешнеэкономических связей;
     • низкая обеспеченность финансовыми ресурсами, дестабилизирующая ситуацию в регионе и усложняющая отношения с федеральным Центром (к примеру, дотации превышают 30% финансовых средств региона);
     • низкая обеспеченность объектами инфраструктуры, ограничивающая возможность дальнейшего развития.
 
 
     2 Социально экономическое  развитие региона  на примере Курганской области
     2.1 Геоэкономическое состояние Курганской области 

     Несмотря  на достаточно широкое обсуждение проблем  регионального экономического развития, вопросы анализа социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности  аграрно-индустриальных регионов в условиях трансформационного периода пока не получили адекватного отражения в современной экономической литературе. Вместе с тем, разработка вопросов, связанных с темой проведенного исследования, создает предпосылки для решения поставленных задач.
     Основы  теории стратегического планирования применительно к корпоративным  объектам, были заложены в работах  Б. Альстренда, Дж. Куинна, Г. Минцберга, М. Портера.
     Однако, протекающие в российских регионах трансформационные процессы, делают невозможным механическое заимствование этих общетеоретических подходов Дурова Е.Г.1
     Курганская  область расположена в юго-восточной  части Западносибирской низменности, в бассейне реки Тобол, перерезающей ее территорию почти посередине2.
     Область занимает удобное географическое положение. На севере и северо-западе она граничит со Свердловской областью, на западе и юго-западе - с Челябинской, на востоке и северо-востоке - с Тюменской, на юге и юго-востоке - с Казахстаном3.
     Курганская  область является своеобразными  воротами Сибири. По ее территории проходит Сибирская железнодорожная магистраль, которая связывает наш регион с важнейшими экономическими районами Европы и Азии.
     Расположение  Курганской области в глубине  огромного континента определяет ее климат как континентальный. Она удалена от теплых морей Атлантического океана, отгорожена с запада Уральским хребтом, находится близко от центра материка, совершенно открыта с северной стороны и очень мало защищена с юга.
     Поэтому на эту территорию легко проникают как арктические холодные массы, так и теплые, сухие - из степей Казахстана, что ведет к неустойчивым метеорологическим условиям. Большое влияние на климат оказывают континентальные воздушные массы умеренных широт, приходящие из Восточной Сибири.
     Самым холодным месяцем является январь (в среднем -18°), самым теплым - июль (+19°). Годовая амплитуда между самой низкой и самой высокой температурами в области отмечена в 1943 году (в январе -50°, в июле +41°).
     Среднегодовое количество осадков по области составляет 300-400 мм, но значительно колеблется по отдельным годам. Минимальное количество осадков выпало в 1952 году (182 мм).
     Реки  Курганской области относятся к  речной системе Оби. Главной рекой  является Тобол, который берет начало в отрогах Южного Урала и на территории Тюменской области впадает в Иртыш. Длина его 1670 км. Тобол является типичной равнинной рекой с медленным течением и непостоянным водным режимом: весной широко разливается, а летом сильно мелеет.
     Исеть - вторая по величине река области. Длина  ее 485 км, истоки - в горном озере Исетском, расположенном в 20 километрах северо-западнее г. Екатеринбурга.
     Протекает по северо-западной части нашей области  на протяжении 412 км и впадает в  Тобол около Ялуторовска. Река Миасс (длина ее 647 км) начинается в отрогах  Уральских гор западнее г. Челябинска.
     Богата  наша область озерами. Больше всего  их в северо-восточных районах: Мокроусовском, Макушинском, Петуховском, Частоозерском.
     Самые крупные - Черное и Стекленей - в Мокроусовском  районе, Малые Донки - в Куртамышском районе Ермакова А.М. Методы трудоустройства безработного и незанятого населения Кургунской области // Наука и образование аграрному производству: Материалы конференции молодых ученых. Курган, 2006. .
     Кроме пресных озер, на территории области  имеются многочисленные соленые, горько-соленые и щелочные озера. В минерализованных озерах залегают мощные отложения ценнейших лечебных грязей. Далеко за пределами Курганской области известны такие курорты, как «Озеро Горькое» Щучанского района, «Озеро Медвежье» в Петуховском районе.
     Вместе  с тем обеспечение населения  водой питьевого качества и в  нормативных количествах в Курганской области остается одной из острейших проблем.
     Наиболее  крупным источником водоснабжения  являются река Тобол, а также озера  в Макушинском, Петуховском, Кетовском районах. Реки Исеть и Миасс, Синара и Теча имеют сильное антропогенное загрязнение на территориях Свердловской и Челябинской областей и не могут быть использованы в качестве источников водоснабжения4.
     В Курганской области имеются разнообразные  полезные ископаемые. Богата она сырьем для производства строительных материалов. Повсеместно имеются месторождения глин, трепелов, есть залежи гипса, известняка, строительного камня, гравия и неограниченные запасы песка. Разведаны железорудные месторождения.
     В Кетовском, Шадринском и других районах области найдены богатые по объемам источники минеральной воды, которая не уступает по своему составу давно известным во всем мире водам «Ессентуки», «Боржоми» и др5.
     Но  главным природным богатством области  является плодородная земля. Значительную часть ее территории занимают пахотные земли, пригодные для интенсивного ведения зернового хозяйства. Суходольные и заливные луга являются прочной кормовой базой для животноводства.
     Курганская  область расположена в зоне лесостепи. Лесная площадь составляет 24% территории области.
     Лес оказывает благотворное влияние  на природу края, развитие сельского  хозяйства, а также является сырьем для лесной и деревообрабатывающей промышленности6.
     В России идет масштабная административная реформа. Меняются принципы организации местного самоуправления, расширяются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается соответствующий демократическому устройству и рыночной экономике доступ к природным ресурсам. Сферы влияния и ответственность между федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления четко разграничиваются. Курганская область располагает значительными природными ресурсами, играющими важную роль в жизнеобеспечении населения и функционировании экономики.
     3 июня в Департаменте сельского  хозяйства прошло совещание по  вопросу совершенствования системы  управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
     После совещания мы побеседовали с одним  из докладчиков, руководителем Управления Росприроднадзора по Курганской области В.П. Шевелевы о состояние и охране природных ресурсов курганской области.
     Самым уникальным и поистине бесценным  источником жизни являются водные ресурсы, 10% территории области занято поверхностными водными объектами, их площадь составляет почти 703 тыс. га. Однако, несмотря на значительную суммарную площадь по запасам пресной воды, область занимает последнее место в Уральском регионе7.
     Согласно  Водному Кодексу в целях поддержания  водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, устанавливаются водоохранные зоны, на которых устанавливается специальный режим их использования и осуществления хозяйственной деятельности.
     Из 449 рек только 125 или 28% имеют проекты  водоохранных зон, а из почти 3 тысяч озер только поэтому, режим ограничения хозяйственной деятельности, ограничение оборота земельных участков, входящих в состав земель водного фонда не подкреплен конкретными проектными материалами. Еще сложнее обстоят дела с водоохранными зонами на территории городов и населенных пунктов, размеры и границы которых устанавливаются утвержденными генеральными планами.
     Ни  по одному населенному пункту границы  водоохранных зон не установлены. Это  приводит к застройке водоохранных зон объектами, размещение которых противоречит законодательству. Нижне-Обское бессейновое управление и Администрации муниципальных образований должны инициировать разработку проектов водоохранных зон, градостроительной документации, предусматривающей установление границ водоохранных зон в черте населенных пунктов.
     Контроль  за охраной и использованием земель водоохранных зон осложняется еще  и тем, что на сегодняшний день земли, занятые водными объектами  и их водоохранными зонами, не переведены в категорию земель водного фонда, как того требует действующее земельное и водное законодательство. В настоящее время эта работа не проводится.
     Нерешение этих и других вопросов приводит к  усилению негативного воздействия  на водные объекты8.
     Сток  основных рек Тобол, Исеть, Миасс, составляет 3,7 куб. км в год, он интенсивно загрязнен промышленными и хозбытовыми стоками Челябинской, Свердловской и Костанайской областей.
     Прессинг  на водные объекты и со стороны  природопользователей Курганской области  не только не снижается, а растет год от года. Доля сбрасываемых загрязненных сточных вод в общем объеме водоотведения в водные объекты ежегодно увеличивается и в 2004 году составила 98%. Достаточно посмотреть, что принимает р. Исеть после г. Катайска, очистные сооружения, которого с 1987 года находятся в стадии реконструкции, а биологическое звено выведено из технологической цепочки очистки. Шадринские городские сооружения биологической очистки из-за их неудовлетворительного технического состояния фактически не являются очистными сооружениями.
     Качество  воды в р. Исеть характеризуется  как «грязная вода» и имеет  тенденцию к ухудшению по большинству  контролируемых показателей. Очистные сооружения г. Кургана на протяжении ряда лет работают с превышением  норм установленного допустимого сброса и остаются источником загрязнения р. Черная и р. Тобол.
     С 1994 г. не ведется строительство объектов, предусмотренных проектом очереди: цеха доочистки и цеха механического  обезвоживания осадка, не решены проблемы возврата и очистки шламовых вод после водоподготовки.
     В результате не выполняются условия  лицензии на пользование водным объектом, в связи с чем решается вопрос о внесении представления на отзыв  лицензии МУП «Курганводоканал»  на водопользование и аннулировании  разрешения на сброс сточных вод в водные объекты.
     В период подготовки к паводку специалисты  Управления Росприроднадзора по Курганской области провели совещание с  главами муниципальных образований  и владельцами гидротехсооружений.
     Можно обратить внимание руководителей на то, что значительную опасность для населения представляют сооружения, находящиеся в аварийном состоянии, и сооружения, построенные без проекта. На сегодняшний день таких сооружений.
     Особую  тревогу вызывают факты несанкционированного вмешательства в природную среду. В течение ряда лет плотина на реке Отнога у деревни Козлово в Кетовском районе создает угрозу населению и нижерасположенному гидротехническому сооружению, ее ежегодно восстанавливают.
     В этом году вынуждены были оштрафовать  руководителей района и решать вопрос по сносу плотины в судебном порядке. Еще ряд руководителей хозяйствующих субъектов понесли административные наказания за самодеятельность на водных объектах, как то, - расчистка водохранилища на р. Утяк Кетовского района, укреплению берега реке Исеть в деревне Ближне-Кубасова Шатровского района, работы были остановлены.
     Запасы  урана в Зауралье оцениваются  в 120-130 тыс. тонн, бентонитовых глин - 15,7 млн. тонн, запасы минеральных вод  позволяют добывать почти 453 куб. м/сут. Балансовые запасы лечебных грязей - составляют 20 млн. куб. м. Имеется надежная сырьевая база для развития строительной индустрии - песок, глины, строительный камень.
     Право пользования недрами дает лицензия. В 2003-2004 гг. работа по лицензированию активизировалась, за этот период было выдано 228 лицензий на право пользования недрами. Сейчас лицензии имеют 407 недропользователей, из них на пользование подземными водами - 343 или 84%.
     Подземные воды являются единственным источником водоснабжения для многих районов  области, водой из скважин пользуются более 30% населения области.
     Практически ежегодно происходит увеличение эксплуатационных запасов подземных вод. По состоянию на 01.01.2011 г. эксплуатационные запасы составляют 181,6 тыс. м/сут.
     На  фоне позитивных сдвигов в улучшении  водоснабжения госконтролем выявлены серьезные нарушения. Согласно законодательству о недрах буровые скважины, не пригодные для эксплуатации или использование которых прекращено, подлежат оборудованию регулирующими устройствами, консервации или ликвидации.
     Количество  таких скважин установить невозможно, даже приблизительно, из-за отсутствия реестра скважин, который должны вести Агентство по недропользованию и его территориальные органы. Администрации районов и муниципальные образования практически устранились от решения данных вопросов.
     Ориентировочно 200 предприятий осуществляют добычу подземных вод, не имея лицензий. Большинство  из пробуренных в последние 3 года скважин переданы в эксплуатацию администрациям сельсоветов, сельхозпроизводителям  и другим организациям. Таких скважин 38, лицензии на них так и не получены.
     Подобное  отношение к такому уникальному  природному ресурсу как пресные  подземные воды может привести к  их загрязнению и, в конечном счете, невозможности дальнейшего использования.
     Ведение лесного хозяйства всеми лесопользователями должно осуществляться в соответствии с утвержденными проектами лесоустройства. На сегодняшний день не имеют утвержденных проектов лесоустройства Шадринский, Звериноголовский и Макушинский лесхозы МПР РФ. С 2002 года не имеют проектов лесоустройства Шатровский и Шадринский сельские лесхозы.
     Этим  лесопользователям запрещается  ведение рубок без заключения экологической экспертизы по каждому  виду рубок. Департаменту сельского  хозяйства Курганской области необходимо завершить работы по лесоустройству лесов, переданных в управление Администрации области.
     Нельзя  не сказать и о лесных пожарах прошлого года.
     Они выявили неудовлетворительное противопожарное  устройство лесного фонда, отсутствие в большинстве лесхозов планов противопожарного устройства лесов (61%), сложности их реализации из-за отсутствия финансирования. Еще более сложное положение в лесах сельхозформирований: во всех сельских лесхозах отсутствуют средства обнаружения пожаров, тушения и связи. Надо, чтобы сельские леса были обустроены в соответствии с разработанными и утвержденными планами противопожарного устройства лесов.
     По-прежнему остро стоит проблема охраны, использования  и воспроизводства городских  лесов, расположенных в границах городов Курган, Шадринск, Куртамыш, Катайск.
     Из-за отсутствия хозяина городские леса захламляются, имеет место самовольный  захват земель под объекты торговли, дорожного сервиса; ведется хаотичная  застройка земель, занятых городскими лесами, при отсутствии утвержденной градостроительной документации на такую застройку.
     Только  взаимопонимание и согласие между  Администрацией Курганской области, федеральными органами, другими организациями, осуществляющими  управление государственным имуществом, контроль и надзор в сфере природопользования, может способствовать решению задач, связанных с использованием, охраной и воспроизводством природных ресурсов, при условии полного выполнения каждой из сторон своих обязанностей. 
 
 

     2.2 Основные проблемы социально - экономического развития Курганской области 

     Курганская область имеет специфичную для областей Урала структуру экономики. При отсутствии добычи полезных ископаемых, собственных топливно-энергетических ресурсов, металлургической базы Администрацией области были определены ключевые направления развития: государственного регулирования экономики, мобилизация собственных средств, активное взаимодействие с регионами. В результате удалось изменить к лучшему социально-экономическую ситуацию в области.
     Основные  направления деятельности были намечены в Программе экономического и социального развития области на 2004-2010 годы, которая зарегистрирована в Министерстве экономического развития и торговли РФ в ноябре 2004 года Газета «Экономическая газета» август 2003 г.. Основная цель Программы - решение ключевых социально-экономических проблем области и повышение на этой основе уровня жизни и обеспечения занятости населения, развития производственного, трудового и интеллектуального потенциала Курганской области.
     Кроме этого в области реализуются областные целевые программы.
     С 2004 года начала действовать областная целевая программа «Сокращения уровня бедности в Курганской области на период до 2015 года», в основе которой лежит создание условий для вовлечения трудоспособного населения в экономическую деятельность.
     Уже сегодня уровень бедности в сравнении с 2000 годом сократился в Зауралье в два раза.
     В целях повышения надежности электроснабжения потребителей области, снижения энергоемкости  действует Региональная энергетическая программа Курганской области на период до 2015 года.
     Разработана концепция «Стратегия развития строительного  комплекса Курганской области до 2015 года».
     С 1999 года Администрация (Правительство) Курганской области занимается внедрением механизма ипотечного жилищного  кредитования. В области реализуется  областная целевая программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004-2015 годы и на перспективу до 2015 года» и целевая программа Курганской области «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2005-2015 годы». В результате расширилась доступность приобретения жилья работниками бюджетной сферы, молодыми семьями. К 2015 году 18 тыс. молодых семей смогут приобрести квартиру. При рождении ребенка молодая семья получает единоразовую субсидию за счет средств бюджета.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.