На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социально экономическое развитие региона на примере Курганской области

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

     Введение……………………………………………………………………….3 
           1  Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития Российских регионов……………………………………………………...6

     1.1 Возвращение России в число  мировых экономических держав………6
     1.2 Место и роль региональной аграрной политики в регионе…………….8
     2 Социально экономическое развитие  региона на примере Курганской  области………………………………………………………………………………22
     2.1 Геоэкономическое состояние Курганской  области…………………...22
     2.2 Основные проблемы социально  - экономического развития Курганской области………………………………………………………………...31
     2.3 Формирование благоприятного налогового  законодательства для инвесторов  в Курганской области………………………………………………...34
     Заключение…………………………………………………………………...36
     Библиографический список…………………………………………………37 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Актуальностью выбранной темы является то, что  трансформационный период, который  переживала Россия в 90-е годы, принес с собой децентрализацию власти и управления, что с одной стороны, значительно расширило права региональной власти в области регулирования социально - экономических процессов, а с другой стороны, серьезно обострило взаимоотношения по линии «центр-периферия», ускорило дифференциацию регионов по уровню социально-экономического развития.
     Данные  проблемы серьезно модифицировали динамику развития всех регионов - субъектов РФ.
     Однако  в совокупности российских регионов существенно выделяется группа регионов аграрно-индустриальных, в которых  вышеназванные противоречия проявляются  с особой остротой.
     Существенное усиление социальной напряженности, вызванное ростом безработицы, глубокой дифференциацией уровня жизни городских и сельских жителей, увеличением отрицательного сальдо миграции, долгосрочная стагнация экономики аграрно-индустриальных регионов, требуют разработки «опережающей» стратегии регионального развития, направленной на стимулирование диверсификации региональной экономики, активизацию предпринимательства, и, как следствие, повышение конкурентоспособности регионов данного типа.
     Однако  ее формирование затрудняется в силу отсутствия комплексных методических подходов, учитывающих специфику генезиса и развития аграрно-индустриального региона, и недостаточной разработанности вопросов, связанных с применением современных технологий управления применительно к решению проблем регионов данного типа.
     При этом особого внимания требуют вопросы  повышения конкурентоспособности  аграрно-индустриальных регионов в  условиях резкого усиления процессов  межрегионального перелива капиталов, миграции рабочей силы, ресурсов, а также глобального изменения конкурентного порядка при вступлении России в ВТО.
     Стратегия повышения конкурентоспособности  региона позволяет выявить уровни и направления конкуренции региона, а также реализовать внешние  и что более важно, изыскать внутренние возможности его развития. Таким образом, разработка методологических основ формирования и реализации стратегии повышения конкурентоспособности аграрно-индустриальных регионов, с учетом специфики их хозяйственного профиля и эволюции системы государственной поддержки аграрного сектора, создаст условия для стабилизации деструктивных процессов и повышения привлекательности этих территорий как для хозяйственной деятельности, так и для проживания населения.
     В России существенный вклад в становление  современной и методологии региональных исследований и формирование региональной политики внесли труды экономистов Е.Г. Анимицы, М.К. Бандмана, А.Г. Гранберга. Теоретико-методологические положения, сформулированные в работах этих исследователей, позволяют понять место аграрных регионов в системе регионов РФ, выделить магистральные тенденции регионального развития в современных условиях.
     Широкое распространение феномена аграрно-индустриальных регионов в России, которая значительно  позднее по сравнению с экономически развитыми странами Запада перешла на стадию индустриального развития, и острота противоречий, возникающих на их территории, определяют безусловную практическую значимость и социальную востребованность предлагаемой темы исследования.
     Целью работы является развитие теоретико-методологических представлений об особенностях социально-экономического развития Курганской области.
     Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
      определить место и роль аграрной политики в регионе;
      провести комплексную характеристику современной системы государственного управления регионами с сельскохозяйственной специализацией в РФ.
     Объектом  исследования является Курганская область, которая рассматривается как  типичный аграрно-индустриальный регион.
     Предмет исследования - процессы, тенденции, проблемы социально-экономического развития аграрно-индустриальных регионов и механизмы формирования стратегии повышения их конкурентоспособности.
     Теоретическое значение исследования заключается  в том, что его результаты расширяют  и углубляют теоретико-методологическую базу управления социально-экономическим развитием аграрно-индустриальных регионов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития Российских регионов
     1.1 Возвращение России в число мировых экономических держав
     В середине текущего десятилетия в  России в основном завершен переход к рыночной экономической системе.
     Создана система базовых правовых норм и  других институтов, обеспечивающих функционирование рыночных отношений между хозяйствующими субъектами. Заработали конкурентные рынки товаров и услуг, капитала и трудовых ресурсов. Актуальной становится уже отладка этих институтов, обеспечение их эффективного действия, высокой международной конкурентоспособности.
     Достигнута  высокая степень открытости российской экономики. Внешнеторговый оборот составил 45% ВВП (2007 год), что является одним из наиболее высоких показателей для стран с развитой экономикой.
     Обеспечена  устойчивая макроэкономическая стабильность. Российская экономика защищена от воздействия внешних шоков международными резервными активами Российской Федерации, превысившими в конце 2007 года 470 млрд. долларов США.
     Сформировался мощный слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутренних и внешних рынках и активно привлекающих капитал для своего развития. Капитализация российских компаний достигла почти 130% ВВП и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Российский фондовый рынок превратился в реальный фактор привлечения инвестиций и обеспечения экономического роста страны. Среди населения начал складываться широкий социальный слой инвесторов и акционеров.
     Преодолены  тенденции социальной конфронтации в обществе, наблюдавшиеся в девяностые годы. Развиваются институты гражданского общества. Снизились политические и экономические риски ведения предпринимательской деятельности. О международном признании успехов России свидетельствует получение ею статуса страны с рыночной экономикой и инвестиционного кредитного рейтинга.
     Формируется новая система государственного управления, опирающаяся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь, в рамках программно-целевого подхода.
     Результат системных преобразований в экономике  интегрально выражен в параметрах социально-экономического развития страны. Последние годы российская экономика демонстрирует устойчиво высокие темпы экономического роста (около 7 процентов в год), значительно опережающие динамику мировой экономики (4,7 процентов).
     Преодолен спад производства и потребления  девяностых годов. В 2007 году объем ВВП составил к уровню 1991 года 110%. При этом коренным образом изменилась структура экономики в пользу отраслей, ориентированных на рыночный спрос.
     Объем ВВП (по паритету покупательной способности) превысил 1,9 трлн. долларов США. По этому показателю Россия закрепилась в восьмерке ведущих стран мира.
     Таким образом, за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы, подтверждая свое право находиться в группе крупнейших стран – мировых лидеров как по динамике развития, так и по масштабам экономики. При этом завоевание позиций одного из лидеров мирового экономического роста опиралось на рыночные экономические институты и устойчивое повышение уровня жизни населения.  
 
 

     1.2 Место и роль региональной аграрной политики в регионе
     Основные  направления региональной политики государства. Региональная политика — важная составная часть экономической политики государства. Она охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование размещения производительных сил.      Региональная  политика государства — это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и предусматривает следующие основные направления:
     1) определение соотношения движущих  сил регионального развития и  обеспечение их взаимодействия (государственный  и частный секторы экономики,  внутренние и внешние факторы развития региона и средства);
     2) определение соотношения общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой;
     3) подъем экономики отсталых районов  и освоение новых районов и ресурсов;
     4) решение национально-экономических вопросов (в условиях многонационального государства);
     5) решение проблем урбанизации.
     К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Отношение государства к каждому из этих направлений и конкретные мероприятия, осуществляемые по ним, составляют содержание региональной политики государства, которое во всех развитых странах (проводящих активную региональную политику) практически одинаково:
     • освоение слаборазвитых территорий, реконструкция экономики депрессивных промышленных районов;
     • децентрализация агломераций и районов концентрации промышленного производства;
     • образование новых промышленных узлов за пределами городских поселений, не связанных с существующими центрами промышленности. 
Без осуществления такой политики диспропорции как в регионах, так и в масштабе всей страны будут возрастать.

     Региональная  политика играет значительную роль в  наиболее развитых странах, хотя в менее  развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это обусловлено тем, что проведение региональной политики требует значительных средств.
     В развивающихся странах направления  региональной политики следующие:
     • интеграция всех районов страны в единый национальный рынок;
     • смягчение региональных диспропорций и подъем экономики особо отсталых аграрных районов;
     • смягчение противоречий между городом  и деревней, регулирование процесса урбанизации;
     • возможно более полное освоение природных и людских) ресурсов;
     • рациональное размещение новых промышленных проектов.
     Значение  и содержание региональной политики. Для России региональная политика имеет исключительно важное значение: вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий унифицированный подход к регионам здесь невозможен. В период перехода к рыночным отношениям роль региональной политики еще более возрастает.
     Это обусловлено:
     • необходимостью учета специфики  регионов при проведении экономической  реформы, переноса ряда направлений реформы на региональный уровень, учета различных стартовых условий регионов;
     • усилением центробежных, сепаратистских настроений в регионах, дезинтеграцией экономического пространства;
     • незавершенностью и противоречивостью  преобразования национально-государственного устройства России и разграничения компетенций федеральных и региональных органов управления;
     • политической нестабильностью и межэтнической напряженностью в ряде регионов;
     • геополитическими и социально-экономическими последствиями распада СССР;
     • экономическим кризисом, острыми проблемами в регионах.
     В особо тяжелом положении сейчас находятся регионы:
     • с высокой концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных инвестиционных программ;
     • наиболее зависимые от поставок продовольствия, сырья, продукции производственно-технического назначения, т.е. имеющие ограниченные возможности самообеспечения и саморегулирования;
     • с высокой долей отраслей производства, контролируемых государством (по ценам  и другим условиям реализации продукции);
     • с критической экологической обстановкой, требующей закрытия многих производств и принятия особых мер по социальной защите. 
Напряженная социально-экономическая ситуация в регионах, чрезмерные региональные контрасты в социальных условиях — угроза существованию самого государства, ведущая к его распаду. Региональная политика, таким образом, призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны. Изменившаяся ситуация в стране вызывает необходимость изменения содержания региональной политики.

     В период плановой экономики региональную политику кратко можно охарактеризовать следующим образом:
     • соотношение центрального и регионального уровней управления. В вопросах управления экономическим и социальным развитием приоритет отдавался централизованному управлению, роль регионов была незначительной;
     • решение вопросов подъема экономики  отсталых районов и национально-этнических вопросов. Реализовался принцип выравнивания уровня экономического развития и уровня жизни населения национальных республик часто в ущерб регионам Центра России;
     • освоение новых районов и ресурсов, стимулирование заселение Севера и Востока страны, строительство здесь новых городов, формирование территориально-производственных комплексов. Это имело важное значение для экономического развития страны. Вместе с тем при освоении новых районов недостаточное внимание уделялось комплексному развитию территории, созданию инфраструктуры, решению социальных и экономических проблем. Не были учтены экстремальные природные условия, которые делают исключительно дорогим обеспечение условий для проживания большого количества населения в этих районах. Не были развиты другие отрасли, помимо добывающих. Все это породило ряд острых проблем в этих регионах;
     • решение проблем урбанизации'.
     В этой области проводилась противоречивая и недостаточно эффективная политика.
     Декларированный принцип стирания различий между  городом и деревней не был реализован, что вызывало массовую миграцию сельского  населения в города. Ограничение чрезмерного роста крупных городов осуществлялось административно-запретительными методами — путем ограничения прописки. В то же время в городах развивались производства, не обеспеченные рабочей силой, что заставляло привлекать рабочих «по лимиту». Одновременно проводилась ликвидация мелких сельских поселений — «неперспективных деревень».
     Задачей региональной политики в отношении процесса урбанизации должно быть широкое развитие городского образа жизни, городских удобств во всех типах поселений и сдерживание негативных процессов. 
Гиперурбанизация характерна для развитых, ложная урбанизация — для развивающихся стран.

     Для России характерны обе эти проблемы (ложная урбанизация — в меньшей степени и в несколько другой форме; в России она обусловлена неспособностью городов обеспечить прибывающее население необходимой социальной инфраструктурой). Задачи региональной политики, как правило, имеют инерционный, долговременный характер. Многие из них переходят из прошлого, но трансформируются с учетом новых условий, меняют свои приоритеты, требуют новых методов их решения.
     Качественно новые задачи региональной политики обусловлены следующими обстоятельствами:
     1. Россия стала самостоятельным государством, что принципиально изменило геополитическое положение многих российских регионов, условия и задачи их экономического и социального развития, связи с другими регионами.
     2. Изменилось соотношение центрального  и регионального уровней управления.
     3. Федеративный договор изменил принципы взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами, расширил хозяйственную компетенцию субъектов Федерации; вместе с тем актуальной задачей стало сохранение целостности России как объекта государственной, в том числе региональной, политики.
     4. Произошел переход от административной системы управления к системе преимущественно рыночного регулирования.
     Стратегическими задачами регионального развития в настоящее время являются:
     • реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экономической обстановки;
     • преодоление депрессивного состояния  агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока; возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земельных угодий;
     • стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией; создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, горных районах);
     • продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах преимущественно за счет нецентрализованных инвестиций и приоритетного развития производств с комплексным использованием добываемого сырья, соблюдения строгих экологических стандартов;
     • стимулирование развития экспортных и импортозамещающих производств в районах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений науки, ускорения экономического и социального прогресса;
     • переспециализация новых приграничных регионов;
     • развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем (транспорта, связи, информатики), обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики;
     • преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения  отдельных республик и областей.
     Таким образом, в региональной политике акценты переместились с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление депрессивного состояния старых регионов, с ограничения роста крупных городов — на возрождение малых городов и сельских поселений; изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления, возникли новые проблемы: безработица, достигающая в некоторых регионах критического уровня; появление беженцев и вынужденных переселенцев; резкое ухудшение социально-экономической ситуации во многих регионах.
     В качестве особо важных следует выделить следующие задачи:
     • нормализация экологической ситуации;
     • адаптация беженцев и вынужденных  переселенцев; создание новых рабочих  мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры в регионах;
     • нормализация ситуации в регионах, где отмечается критическое положение на рынке труда;
     • решение проблемы гиперурбанизации — устранение перегруженности крупных городов производственными объектами, населением, устранение чрезмерной экологической нагрузки, перегруженности социальной инфраструктуры крупных городов.
     Изменение содержания региональной политики ставит перед региональной экономикой новые теоретические задачи. В частности, необходимо выработать четкие критерии отнесения регионов к числу проблемных, или территорий приоритетного развития. 
Региональный аспект национальной безопасности. Быстрый переход от командно-распределительной к рыночной экономике привел к временным социально-экономическим потрясениям из-за разной способности регионов быстро адаптироваться к рыночным условиям.

     Особенно  уязвимыми оказались три группы регионов:
     • с высокой концентрацией производств, ставших нерентабельными при рыночных ценах или резко потерявших спрос на свою продукцию;
     • удаленные от основных экономических центров — из-за опережающего роста транспортных тарифов, которые в ряде случаев выросли в 5—10 тыс. раз;
     • получавшие ранее из федерального бюджета  значительные дотации и внезапно потерявшие их.
     В то же время ряд регионов, располагавших рыночной инфраструктурой и особенно банковским капиталом (Москва), достаточно быстро оправились от шока. Вследствие наложения друг на друга исторически сложившихся диспропорций и факторов переходного периода большинство регионов России в настоящее время являются проблемными. Основные типы проблемных регионов — это слаборазвитые, депрессивные, экологически опасные, приграничные.
     К слаборазвитым (традиционно отсталым) относятся регионы, которые в  силу ряда причин хронически отстают от среднего российского уровня. В эту категорию входит более половины всех республик (Марий Эл, Алтай, Тыва, республики Северного Кавказа и др.), а также ряд областей европейской части. Более 80% населения этих субъектов находятся ниже официальной черты бедности. Депрессивные регионы характеризуются наиболее глубоким спадом промышленного производства (чаще всего это регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие государственный заказ и инвестиционный спрос). Здесь, как правило, наиболее высокий уровень безработицы. В эту группу входят многие индустриально развитые области Северо-Западно-го, Центрального, Поволжского, Уральского, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского районов.
     К экологически опасным относятся  регионы, испытывающие последствия  различных катастроф (Мурманская обл., Поволжье, Урал, Кузбасс, побережье  Каспийского моря). В отдельную группу, принимая во внимание новую геополитическую ситуацию, целесообразно выделить ряд приграничных регионов, так как здесь следует не только поднять экономику, но и создать принципиально новую для них пограничную и таможенную инфраструктуру, что приведет к коренным изменениям, в том числе уклада жизни. 
Объективные различия стартовых условий, дифференцированое отношение федеральных властей к разным регионам и различия в политике региональных властей определяют неравномерность осуществления реформ и их региональное разнообразие.

     Можно выделить примерно следующие модели политики региональных властей:
     1) формирование рыночных преобразований даже ценой усиления социальной дифференциации (Москва и др.);
     2) ориентация на усиление экспорта с использованием различий в мировых и внутренних ценах и льгот во внешнеэкономической деятельности;
     3) завоевание для своего региона льгот от федерального правительства (налоговые льготы, субсидии и т.п.);
     4) сохранение существенных элементов административно-плановой экономики на региональном уровне (контроль над ценами, нормированное распределение товаров, запрет на их вывоз и т.д.).
     В России наблюдаются признаки дезинтеграции: усиление замкнутости регионов и  уменьшение интенсивности межрегиональных связей. Предельная дезинтеграция — это выпадение региона из экономической системы (и государства), его обособление или вхождение в другую систему (государство). Дезинтеграционные тенденции не устранены до настоящего времени (Приморье, Чеченская Республика, Республика Татарстан и др.). Однако политическая опасность распада России ослабевает, начинает активно действовать такой объединяющий фактор, как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции. Эти интеграционные моменты требуют государственной поддержки.
     Огромные  различия российских регионов по всем предпосылкам развития и федеративное устройство страны обрекают на неудачу унифицированное проведение реформ. Для реформирования России необходимо разумное сочетание двух течений — регионализации и интеграции. 
Суть регионализации — учет специфики регионов в общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой политике; перенос ряда направлений реформ на региональный уровень (например, реформа в коммунальном секторе); разработка специальных программ реформ для регионов с особыми условиями развития.

     Пространственная  интеграция экономики России включает ряд спецмероприятий:
     • стабилизация интегрирующих систем (магистральный транспорт, связь, энергетическая и водные системы);
     • совершенствование механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов Федерации;
     • проведение единой внешнеэкономической  политики, т.е. создание для всех регионов единых условий для выхода на внешние рынки.
     Тенденции регионализации и интеграции, разумеется, протииворечивы. Не исключена трансформация регионализации в региональный сепаратизм, но и чрезмерная централизация управления нежелательна. Подавление экономической заинтересованности на местах создает базу для регионального сепаратизма, поскольку в регионах усиливается убежденность, что, действуя в одиночку или в составе региональных коалиций, можно добиться большего, чем в централизованном государстве.
     Включение задач, форм, методов региональной политики в программы экономических реформ активизирует такие принципы, как долгосрочность (так как реализация основных задач региональной политики требует длительного времени), активное государственное регулирование, социальная приоритетность. К этому следует добавить, что региональная политика, которая может осуществляться только во взаимодействии ее участников, способствует сплочению нации.
     Главная цель региональной политики — создание условий для вхождения в рынок  всех заинтересованных регионов, предприятий и граждан, для раскрытия и развития их целевых способностей и предприимчивости с учетом территориальной специфики.
     Цель  региональной политики включает три группы подцелей:
     • социальные — формирование в регионах слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики, развитию региональных рынков; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет не только государственных средств, но и средств, поступающих от приватизации, отечественных и иностранных инвесторов;
     • экономические — территориально ориентированная приватизация, проводимая темпами, учитывающими специфические особенности каждого региона России, в целях обеспечения устойчивого состояния региональных хозяйственных комплексов в условиях финансовой нестабильности; создание конкурентной рыночной среды во всех регионах России; содействие демонополизации хозяйства; повышение комплексности использования природных ресурсов на базе развития системы малых и средних предприятий; содействие расширению экспортного потенциала, приграничной торговле, развитию свободных экономических зон; привлечение иностранного капитала на выгодных для России и ее регионов условиях;
     • экологические — содействие восстановлению эколого-экономического равновесия в  легко ранимых регионах на основе распространения экологически чистых (безотходных) технологий; привлечение частного и иностранного капитала к участию в реализации природоохранных мероприятий.
     Стратегические  задачи региональной политики зависят от решения следующих проблем:
     • рациональное сочетание принципов  формирования нового экономического механизма федеративных отношений и направлений совершенствования рационального хозяйственного механизма в условиях рыночной экономики;
     • разработка вариантов и сценариев выхода России и ее регионов из кризиса с максимальным использованием имеющихся благоприятных предпосылок и постепенной перспециализацией в условиях рынка;
     • выбор региональных приоритетов экономического и социального развития, которые должны учитываться при продлении селективной, финансовой, инвестиционной и внешнеэкономической политики России;
     • реализация крупнейших региональных программ с участием частных инвесторов;
     • внедрение системы государственного и рыночного регулирования и стимулирования территориального развития на базе различных форм собственности, включая негосударственный сектор экономики. 
Естественно предположить, что в результате резкого изменения политического и социального укладов страны стратегические задачи не могут быть быстро реализованы.

     Реформирование  российского общества служит тому наглядным  подтверждением: происходят постоянная апробация различных методов достижения конечных (и даже промежуточных) целей, их трансформация, а в ряде случаев и их переориентация. Это просматривается и на примере отношения государства к развитию промышленности — от полного отказа до возвращения к контролю за ее развитием и регулированию структурной перестройкой, а также постоянное изменение взаимоотношений федерального Центра с субъектами Федерации.
     В первые годы экономических реформ, в период надежд на регулирующие возможности «стихийного» рынка, практически не уделялось внимания экономической и техногенной безопасности страны, которые зависят как от внутренней, так и от внешней политики государства и в значительной степени определяют степень национальной безопасности. 
Национальная безопасность — это способность государства адекватно реагировать в условиях постоянного дестабилизирующего воздействия военных, экономических, политических, информационных, демографических и психологических факторов, т.е. реализовывать меры, направленные как на ликвидацию угроз и опасностей, так и на защиту интересов отдельного человека и государства в целом.

     Региональный  аспект национальной безопасности зависит  от изменения целей, задач и методов (или средств) государственной региональной политики. В государственной политике обеспечения национальной безопасности должны быть отражены роль и место каждого региона в достижении общегосударственных интересов. В свою очередь, региональные особенности предопределяют совокупность угроз и опасностей, которые влияют на безопасность не только данного региона, но и страны в целом. 
Место регионального блока в системе понятия «национальная безопасность» определяется той же зависимостью, что и «государственная региональная политика» в системе общероссийской политики. 
Особый интерес представляют экономическая безопасность и важнейшая ее составляющая — региональный аспект экономической безопасности. Экономическая безопасность характеризуется возможностью национальной экономики России и ее регионов обеспечить стабильное поступательное развитие и соответствующую защиту экономическими методами как субъекта, так и Федерации в целом.

     Региональный  аспект экономической безопасности зависит и от внутренних факторов, и от предельно допустимых величин, превышение которых приводит к региональным кризисным ситуациям. 
Региональная кризисная ситуация — это изменение состояния экономики регионов, предотвращение которого требует вмешательства федеральных законодательных и исполнительных органов власти и использования чрезвычайных методов государственного экономического регулирования территориального развития.

     Основные  виды кризисных ситуаций в регионах:
     • изменения в демографической ситуации, приводящие к депопуляции населения, ухудшению генофонда страны и ее регионов;
     • превышение рациональных норм техногенной нагрузки территории при размещении объектов, приводящее к ухудшению экосистемы региона;
     • падение производства в отраслях специализации региона более чем на 50—60%;
     • рост безработицы, превышающий 15% от численности экономически активного населения;
     • изменение профиля региона, приводящее к необходимости массовой переквалификации кадров;
     • появление в трудоизбыточных регионах беженцев, переселенцев и иностранных рабочих, приводящее к межнациональной и социальной напряженности;
     • высокая и постоянно растущая степень зависимости промышленного комплекса (более чем на 50%) от межрегиональных и внешнеэкономических связей;
     • низкая обеспеченность финансовыми ресурсами, дестабилизирующая ситуацию в регионе и усложняющая отношения с федеральным Центром (к примеру, дотации превышают 30% финансовых средств региона);
     • низкая обеспеченность объектами инфраструктуры, ограничивающая возможность дальнейшего развития.
 
 
     2 Социально экономическое  развитие региона  на примере Курганской области
     2.1 Геоэкономическое состояние Курганской области 

     Несмотря  на достаточно широкое обсуждение проблем  регионального экономического развития, вопросы анализа социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности  аграрно-индустриальных регионов в условиях трансформационного периода пока не получили адекватного отражения в современной экономической литературе. Вместе с тем, разработка вопросов, связанных с темой проведенного исследования, создает предпосылки для решения поставленных задач.
     Основы  теории стратегического планирования применительно к корпоративным  объектам, были заложены в работах  Б. Альстренда, Дж. Куинна, Г. Минцберга, М. Портера.
     Однако, протекающие в российских регионах трансформационные процессы, делают невозможным механическое заимствование этих общетеоретических подходов Дурова Е.Г.1
     Курганская  область расположена в юго-восточной  части Западносибирской низменности, в бассейне реки Тобол, перерезающей ее территорию почти посередине2.
     Область занимает удобное географическое положение. На севере и северо-западе она граничит со Свердловской областью, на западе и юго-западе - с Челябинской, на востоке и северо-востоке - с Тюменской, на юге и юго-востоке - с Казахстаном3.
     Курганская  область является своеобразными  воротами Сибири. По ее территории проходит Сибирская железнодорожная магистраль, которая связывает наш регион с важнейшими экономическими районами Европы и Азии.
     Расположение  Курганской области в глубине  огромного континента определяет ее климат как континентальный. Она удалена от теплых морей Атлантического океана, отгорожена с запада Уральским хребтом, находится близко от центра материка, совершенно открыта с северной стороны и очень мало защищена с юга.
     Поэтому на эту территорию легко проникают как арктические холодные массы, так и теплые, сухие - из степей Казахстана, что ведет к неустойчивым метеорологическим условиям. Большое влияние на климат оказывают континентальные воздушные массы умеренных широт, приходящие из Восточной Сибири.
     Самым холодным месяцем является январь (в среднем -18°), самым теплым - июль (+19°). Годовая амплитуда между самой низкой и самой высокой температурами в области отмечена в 1943 году (в январе -50°, в июле +41°).
     Среднегодовое количество осадков по области составляет 300-400 мм, но значительно колеблется по отдельным годам. Минимальное количество осадков выпало в 1952 году (182 мм).
     Реки  Курганской области относятся к  речной системе Оби. Главной рекой  является Тобол, который берет начало в отрогах Южного Урала и на территории Тюменской области впадает в Иртыш. Длина его 1670 км. Тобол является типичной равнинной рекой с медленным течением и непостоянным водным режимом: весной широко разливается, а летом сильно мелеет.
     Исеть - вторая по величине река области. Длина  ее 485 км, истоки - в горном озере Исетском, расположенном в 20 километрах северо-западнее г. Екатеринбурга.
     Протекает по северо-западной части нашей области  на протяжении 412 км и впадает в  Тобол около Ялуторовска. Река Миасс (длина ее 647 км) начинается в отрогах  Уральских гор западнее г. Челябинска.
     Богата  наша область озерами. Больше всего  их в северо-восточных районах: Мокроусовском, Макушинском, Петуховском, Частоозерском.
     Самые крупные - Черное и Стекленей - в Мокроусовском  районе, Малые Донки - в Куртамышском районе Ермакова А.М. Методы трудоустройства безработного и незанятого населения Кургунской области // Наука и образование аграрному производству: Материалы конференции молодых ученых. Курган, 2006. .
     Кроме пресных озер, на территории области  имеются многочисленные соленые, горько-соленые и щелочные озера. В минерализованных озерах залегают мощные отложения ценнейших лечебных грязей. Далеко за пределами Курганской области известны такие курорты, как «Озеро Горькое» Щучанского района, «Озеро Медвежье» в Петуховском районе.
     Вместе  с тем обеспечение населения  водой питьевого качества и в  нормативных количествах в Курганской области остается одной из острейших проблем.
     Наиболее  крупным источником водоснабжения  являются река Тобол, а также озера  в Макушинском, Петуховском, Кетовском районах. Реки Исеть и Миасс, Синара и Теча имеют сильное антропогенное загрязнение на территориях Свердловской и Челябинской областей и не могут быть использованы в качестве источников водоснабжения4.
     В Курганской области имеются разнообразные  полезные ископаемые. Богата она сырьем для производства строительных материалов. Повсеместно имеются месторождения глин, трепелов, есть залежи гипса, известняка, строительного камня, гравия и неограниченные запасы песка. Разведаны железорудные месторождения.
     В Кетовском, Шадринском и других районах области найдены богатые по объемам источники минеральной воды, которая не уступает по своему составу давно известным во всем мире водам «Ессентуки», «Боржоми» и др5.
     Но  главным природным богатством области  является плодородная земля. Значительную часть ее территории занимают пахотные земли, пригодные для интенсивного ведения зернового хозяйства. Суходольные и заливные луга являются прочной кормовой базой для животноводства.
     Курганская  область расположена в зоне лесостепи. Лесная площадь составляет 24% территории области.
     Лес оказывает благотворное влияние  на природу края, развитие сельского  хозяйства, а также является сырьем для лесной и деревообрабатывающей промышленности6.
     В России идет масштабная административная реформа. Меняются принципы организации местного самоуправления, расширяются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается соответствующий демократическому устройству и рыночной экономике доступ к природным ресурсам. Сферы влияния и ответственность между федеральными, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления четко разграничиваются. Курганская область располагает значительными природными ресурсами, играющими важную роль в жизнеобеспечении населения и функционировании экономики.
     3 июня в Департаменте сельского  хозяйства прошло совещание по  вопросу совершенствования системы  управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
     После совещания мы побеседовали с одним  из докладчиков, руководителем Управления Росприроднадзора по Курганской области В.П. Шевелевы о состояние и охране природных ресурсов курганской области.
     Самым уникальным и поистине бесценным  источником жизни являются водные ресурсы, 10% территории области занято поверхностными водными объектами, их площадь составляет почти 703 тыс. га. Однако, несмотря на значительную суммарную площадь по запасам пресной воды, область занимает последнее место в Уральском регионе7.
     Согласно  Водному Кодексу в целях поддержания  водных объектов в состоянии, соответствующем экологическим требованиям, устанавливаются водоохранные зоны, на которых устанавливается специальный режим их использования и осуществления хозяйственной деятельности.
     Из 449 рек только 125 или 28% имеют проекты  водоохранных зон, а из почти 3 тысяч озер только поэтому, режим ограничения хозяйственной деятельности, ограничение оборота земельных участков, входящих в состав земель водного фонда не подкреплен конкретными проектными материалами. Еще сложнее обстоят дела с водоохранными зонами на территории городов и населенных пунктов, размеры и границы которых устанавливаются утвержденными генеральными планами.
     Ни  по одному населенному пункту границы  водоохранных зон не установлены. Это  приводит к застройке водоохранных зон объектами, размещение которых противоречит законодательству. Нижне-Обское бессейновое управление и Администрации муниципальных образований должны инициировать разработку проектов водоохранных зон, градостроительной документации, предусматривающей установление границ водоохранных зон в черте населенных пунктов.
     Контроль  за охраной и использованием земель водоохранных зон осложняется еще  и тем, что на сегодняшний день земли, занятые водными объектами  и их водоохранными зонами, не переведены в категорию земель водного фонда, как того требует действующее земельное и водное законодательство. В настоящее время эта работа не проводится.
     Нерешение этих и других вопросов приводит к  усилению негативного воздействия  на водные объекты8.
     Сток  основных рек Тобол, Исеть, Миасс, составляет 3,7 куб. км в год, он интенсивно загрязнен промышленными и хозбытовыми стоками Челябинской, Свердловской и Костанайской областей.
     Прессинг  на водные объекты и со стороны  природопользователей Курганской области  не только не снижается, а растет год от года. Доля сбрасываемых загрязненных сточных вод в общем объеме водоотведения в водные объекты ежегодно увеличивается и в 2004 году составила 98%. Достаточно посмотреть, что принимает р. Исеть после г. Катайска, очистные сооружения, которого с 1987 года находятся в стадии реконструкции, а биологическое звено выведено из технологической цепочки очистки. Шадринские городские сооружения биологической очистки из-за их неудовлетворительного технического состояния фактически не являются очистными сооружениями.
     Качество  воды в р. Исеть характеризуется  как «грязная вода» и имеет  тенденцию к ухудшению по большинству  контролируемых показателей. Очистные сооружения г. Кургана на протяжении ряда лет работают с превышением  норм установленного допустимого сброса и остаются источником загрязнения р. Черная и р. Тобол.
     С 1994 г. не ведется строительство объектов, предусмотренных проектом очереди: цеха доочистки и цеха механического  обезвоживания осадка, не решены проблемы возврата и очистки шламовых вод после водоподготовки.
     В результате не выполняются условия  лицензии на пользование водным объектом, в связи с чем решается вопрос о внесении представления на отзыв  лицензии МУП «Курганводоканал»  на водопользование и аннулировании  разрешения на сброс сточных вод в водные объекты.
     В период подготовки к паводку специалисты  Управления Росприроднадзора по Курганской области провели совещание с  главами муниципальных образований  и владельцами гидротехсооружений.
     Можно обратить внимание руководителей на то, что значительную опасность для населения представляют сооружения, находящиеся в аварийном состоянии, и сооружения, построенные без проекта. На сегодняшний день таких сооружений.
     Особую  тревогу вызывают факты несанкционированного вмешательства в природную среду. В течение ряда лет плотина на реке Отнога у деревни Козлово в Кетовском районе создает угрозу населению и нижерасположенному гидротехническому сооружению, ее ежегодно восстанавливают.
     В этом году вынуждены были оштрафовать  руководителей района и решать вопрос по сносу плотины в судебном порядке. Еще ряд руководителей хозяйствующих субъектов понесли административные наказания за самодеятельность на водных объектах, как то, - расчистка водохранилища на р. Утяк Кетовского района, укреплению берега реке Исеть в деревне Ближне-Кубасова Шатровского района, работы были остановлены.
     Запасы  урана в Зауралье оцениваются  в 120-130 тыс. тонн, бентонитовых глин - 15,7 млн. тонн, запасы минеральных вод  позволяют добывать почти 453 куб. м/сут. Балансовые запасы лечебных грязей - составляют 20 млн. куб. м. Имеется надежная сырьевая база для развития строительной индустрии - песок, глины, строительный камень.
     Право пользования недрами дает лицензия. В 2003-2004 гг. работа по лицензированию активизировалась, за этот период было выдано 228 лицензий на право пользования недрами. Сейчас лицензии имеют 407 недропользователей, из них на пользование подземными водами - 343 или 84%.
     Подземные воды являются единственным источником водоснабжения для многих районов  области, водой из скважин пользуются более 30% населения области.
     Практически ежегодно происходит увеличение эксплуатационных запасов подземных вод. По состоянию на 01.01.2011 г. эксплуатационные запасы составляют 181,6 тыс. м/сут.
     На  фоне позитивных сдвигов в улучшении  водоснабжения госконтролем выявлены серьезные нарушения. Согласно законодательству о недрах буровые скважины, не пригодные для эксплуатации или использование которых прекращено, подлежат оборудованию регулирующими устройствами, консервации или ликвидации.
     Количество  таких скважин установить невозможно, даже приблизительно, из-за отсутствия реестра скважин, который должны вести Агентство по недропользованию и его территориальные органы. Администрации районов и муниципальные образования практически устранились от решения данных вопросов.
     Ориентировочно 200 предприятий осуществляют добычу подземных вод, не имея лицензий. Большинство  из пробуренных в последние 3 года скважин переданы в эксплуатацию администрациям сельсоветов, сельхозпроизводителям  и другим организациям. Таких скважин 38, лицензии на них так и не получены.
     Подобное  отношение к такому уникальному  природному ресурсу как пресные  подземные воды может привести к  их загрязнению и, в конечном счете, невозможности дальнейшего использования.
     Ведение лесного хозяйства всеми лесопользователями должно осуществляться в соответствии с утвержденными проектами лесоустройства. На сегодняшний день не имеют утвержденных проектов лесоустройства Шадринский, Звериноголовский и Макушинский лесхозы МПР РФ. С 2002 года не имеют проектов лесоустройства Шатровский и Шадринский сельские лесхозы.
     Этим  лесопользователям запрещается  ведение рубок без заключения экологической экспертизы по каждому  виду рубок. Департаменту сельского  хозяйства Курганской области необходимо завершить работы по лесоустройству лесов, переданных в управление Администрации области.
     Нельзя  не сказать и о лесных пожарах прошлого года.
     Они выявили неудовлетворительное противопожарное  устройство лесного фонда, отсутствие в большинстве лесхозов планов противопожарного устройства лесов (61%), сложности их реализации из-за отсутствия финансирования. Еще более сложное положение в лесах сельхозформирований: во всех сельских лесхозах отсутствуют средства обнаружения пожаров, тушения и связи. Надо, чтобы сельские леса были обустроены в соответствии с разработанными и утвержденными планами противопожарного устройства лесов.
     По-прежнему остро стоит проблема охраны, использования  и воспроизводства городских  лесов, расположенных в границах городов Курган, Шадринск, Куртамыш, Катайск.
     Из-за отсутствия хозяина городские леса захламляются, имеет место самовольный  захват земель под объекты торговли, дорожного сервиса; ведется хаотичная  застройка земель, занятых городскими лесами, при отсутствии утвержденной градостроительной документации на такую застройку.
     Только  взаимопонимание и согласие между  Администрацией Курганской области, федеральными органами, другими организациями, осуществляющими  управление государственным имуществом, контроль и надзор в сфере природопользования, может способствовать решению задач, связанных с использованием, охраной и воспроизводством природных ресурсов, при условии полного выполнения каждой из сторон своих обязанностей. 
 
 

     2.2 Основные проблемы социально - экономического развития Курганской области 

     Курганская область имеет специфичную для областей Урала структуру экономики. При отсутствии добычи полезных ископаемых, собственных топливно-энергетических ресурсов, металлургической базы Администрацией области были определены ключевые направления развития: государственного регулирования экономики, мобилизация собственных средств, активное взаимодействие с регионами. В результате удалось изменить к лучшему социально-экономическую ситуацию в области.
     Основные  направления деятельности были намечены в Программе экономического и социального развития области на 2004-2010 годы, которая зарегистрирована в Министерстве экономического развития и торговли РФ в ноябре 2004 года Газета «Экономическая газета» август 2003 г.. Основная цель Программы - решение ключевых социально-экономических проблем области и повышение на этой основе уровня жизни и обеспечения занятости населения, развития производственного, трудового и интеллектуального потенциала Курганской области.
     Кроме этого в области реализуются областные целевые программы.
     С 2004 года начала действовать областная целевая программа «Сокращения уровня бедности в Курганской области на период до 2015 года», в основе которой лежит создание условий для вовлечения трудоспособного населения в экономическую деятельность.
     Уже сегодня уровень бедности в сравнении с 2000 годом сократился в Зауралье в два раза.
     В целях повышения надежности электроснабжения потребителей области, снижения энергоемкости  действует Региональная энергетическая программа Курганской области на период до 2015 года.
     Разработана концепция «Стратегия развития строительного  комплекса Курганской области до 2015 года».
     С 1999 года Администрация (Правительство) Курганской области занимается внедрением механизма ипотечного жилищного  кредитования. В области реализуется  областная целевая программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004-2015 годы и на перспективу до 2015 года» и целевая программа Курганской области «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей на 2005-2015 годы». В результате расширилась доступность приобретения жилья работниками бюджетной сферы, молодыми семьями. К 2015 году 18 тыс. молодых семей смогут приобрести квартиру. При рождении ребенка молодая семья получает единоразовую субсидию за счет средств бюджета.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.