На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Мозг. Сознание. Способность к абстракции

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат
по  дисциплине
«Естествознание»
Мозг. Сознание. Способность  к абстракции 
 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение
1. Естественнонаучные данные о мозге человека
2. Развитие  воззрений на мозг как орган сознания
3. Связь  мозга с сознанием
4. Механизм  сознания и абстракции
Заключение
Список  использованной литературы
 


ВВЕДЕНИЕ 

     Одной из величайших тайн природы является возникновение сознания. Уже в течение ни одного тысячелетия физики, философы, медики и психологи бьются над решением данной проблемы. В последние годы накопление знаний о работе мозга стремительно увеличивается. Следовательно, наука вплотную подошла к разгадке сознания. Каков же современный взгляд на соотношение сознания и процессов, происходящих в мозге? На этот вопрос крайне сложно ответить, однако, современные технологии позволяют человеку следить за процессом мышления и «следить за мозгом».
     Сознание  человека – это его жизнь, которая состоит из бесконечной смены впечатлений, мыслей и воспоминаний. Загадка нашего мозга многогранна и затрагивает интересы многих наук, исследующих тайны бытия. Основным вопросом является взаимосвязь сознания и мозга. Данная проблема находится на стыке естественнонаучного и гуманитарного знания, поскольку сознание возникает на основе происходящих в мозге процессов, но его содержание в значительной мере определяется социальным опытом.
     Актуальность  исследования данной проблемы заключается в том, что решение загадки о взаимосвязи мозга с сознанием могло бы перекинуть мост между двумя основными видами научного познания и предоставить возможность для создания единой картины мироздания, органично включающей человека и его духовный мир. Возможно это высшая цель науки, достижение которой необходимо для удовлетворения присущего человеку стремления к всеобъемлющему знанию.
     Учитывая  актуальность обращения к данной проблеме, сформулируем цель предлагаемого исследования как раскрытие специфики механизма взаимодействия человеческого мозга и сознания, сознания и абстракции.
     Для достижения указанной цели в ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
    раскрыть сущность понятия «человеческий мозг»;
    изучить логику развития воззрений на мозг как орган сознания;
    определить влияние мозга на сознание;
    провести анализ механизма сознания и абстракции.
     Объектом  исследования является механизм взаимодействия человеческого мозга и сознания.
     Предметом исследования выступает человеческий мозг и сознание.
     Практическая  значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в медицине, образовании, организации труда и отдыха.
     Структура работы сформулирована, исходя из цели и задач исследования, и состоит из введения, четырех параграфов основной части, заключения и списка используемой литературы.
 


1. Естественнонаучные  данные о мозге  человека 

     Человеческий  мозг представляет собой удивительно сложное образование, тончайший нервный аппарат. Это не только самостоятельная система, но и подсистема, которая включена в состав целостного организма и функционирует в единстве с ним, регулирует его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром.
     Деятельность мозга обусловливают тончайшие физико-химические, биофизические и биохимические процессы, которые протекают в нервных тканях и клетках. При этом психические процессы взаимодействуют с физиологическими, так как основу физиологических процессов также составляют разнообразные физико-химические, биофизические и биохимические процессы.
     При этом, чем выше степень организации  объекта управления, тем значительнее роль нервной системы как органа управления. Соответственно, чем совершеннее нервная система, тем больше степень ее воздействия на деятельность организма. Именно у человека нервная система достигла своего наивысшего развития. Нервная система человека и ее высший отдел – головной мозг – являются результатом не только биологической, но и социокультурной эволюции.
     Основные  действующие элементы нервной системы  — это нервные клетки, нейроны. Головной мозг человека состоит из 40 50 млрд. нейронов, каждый из которых имеет до 10 тыс. соединений со своими соседями. Эти соединения осуществляют передачу и переработку информации.
     Поверхность головного мозга — серое вещество, или кора головного мозга, состоит  из тел нервных клеток и имеет  глубину 2-6 мм. Головной мозг человека имеет мозговые извилины, благодаря  которым поверхность мозга оказывается  примерно в три раза больше, чем  поверхность мозга без извилин [3, с.65].
     Мозг  человека имеет три функциональных блока, которые работают в неразрывном единстве:
    блок, обеспечивающий тонус, т.е. нормальную жизнедеятельность;
    блок, обеспечивающий прием, переработку и хранение информации, т.е. являющийся главным аппаратом познавательных процессов;
    блок, программирующий поведение человека, его регуляцию и контроль над всеми поступками и действиями [7, с.43].
     В своей совокупности три вышеперечисленных функциональных блока обеспечивают регуляцию взаимодействия человека с окружающей средой. Основными из этих процессов являются:
     1. Гомеостаз, т.е. поддержание необходимого  для жизнедеятельности человека  внутреннего состояния организма:  дыхания, кровообращения, терморегуляции, пищеварения, сна, бодрствования и т.д.
     2. Эмоции, посредством которых проявляются тревога, боль, стресс, болезни, удовольствие, радость, т.е. все положительные и отрицательные реакции человека.
     3. Обучение и память, связанные с реакцией запечатления (отражения), которые формируют внимание человека, его волю, оказывают воздействие на его интересы и потребности [7, с.44].
     Таким образом, все важнейшие отличия  человека от животных зафиксированы в строении мозга. Поэтому человеческий мозг изучается как естественными, так и общественными и гуманитарными науками. Среди них ведущее место занимает психология, которая в последнее время при исследовании мозга широко использует новейшие методы. Данные методы относятся к нейрофизиологии и психофизиологии и базируются на физических и химических методах исследования. В тоже время приверженцы современного естествознания считают, что все акты сознания возникают в результате совместного действия множества клеток головного мозга, который является организмом сознания. 

2. Развитие воззрений  на мозг как  орган сознания 
 

     Уже многие тысячелетия проблема взаимосвязи сознания и мозга вызывает интерес и является объектом исследования многих наук, каких как физика, философия, медицина, естествознание, психология и т.д. Так, для русской физиологии, начиная со времен И.М. Сеченова и И.П. Павлова, он, в известной мере традиционен. Однако на протяжении длительного времени решение настолько сложной проблемы считалось делом отдаленного будущего.
     Осознание того, что исследование проблемы сознания и мозга является насущной задачей в настоящее время, пришло к физиологам сравнительно недавно: стремительный прогресс науки о мозге вывел данную тему на первые страницы журналов по нейронаукам.
     Это стало причиной возникновения «гонки за сознанием» (согласно образному выражению английского ученого Джона Тейлора) [2, с.364].
     Прорыв  в данной области был во многом связан с появлением методов "изображения  живого мозга", таких как позитронно-эмиссионная  томография, многофункциональный магнитный резонанс и многоканальная запись электрических и магнитных полей мозга [3, с.97].
     Новейшие  приборы позволили увидеть на экране монитора, какие зоны человеческого мозга активизируются при выполнении разного рода задач, которые, в свою очередь, требуют умственного напряжения, а также наиболее точно установить локализацию поражения при заболеваниях нервной системы.
     Таким образом, в настоящее время ученые могут получать соответствующие изображения в виде красочных карт мозга.  
 
 
 

     3. Связь мозга с  сознанием 
 

     Сознание  – наиболее полное отражение окружающего  мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли – то есть обращенности сознания на само себя – мышлению), способность к предметно-практической деятельности [5, с.113].
     Сознание  современного человека представляет собой продукт всемирной истории, результат многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, требуется решить вопрос о том, как оно возникло. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию - формирование биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия наибольшего благоприятствования для возникновения разумного человека. В случае если бы не было данной эволюции, появление человеческого сознания было бы просто невозможно.
     Сознание - высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самом контролировании поведения человека [9, с.128]. “Ядром” сознания, способом его существования считается знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему его миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Следовательно, сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.
     Сознание  это, прежде всего, понимание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего понимать себя индивида; в то же время оно - понимание природы.
     Сознанию  человека присущи такие черты, как самосознание, самоанализ, самоконтроль. Данные свойства формируются лишь в том случае, если человек выделяет себя из окружающей его среды. Самосознание является важнейшим отличием психики человека от психики самых развитых представителей животного мира.
     Традиционно сознание определяется как высшая, свойственная только человеку функция  головного мозга, сущность которой  состоит:
     1. В отражении объективных свойств  предметов внешнего мира.
     2. В предварительном мысленном  построении действий и предвидении  их результатов.
     3. В правильном регулировании и  саморегулировании взаимоотношений человека с общественной и природной действительностью [4, с.287].
     Для объяснения возникновения сознания можно выдвинуть различные гипотезы, опирающиеся на факт наличия мозга  и его связи с сознанием. Например, такие:
     Необходимые для возникновения сознания элементы предопределены генетически, уже существуют в момент рождения, и для их развития и проявления требуется только время. Сознание, таким образом, уже существует, даже если его невозможно выявить.
     Наличия мозга недостаточно для проявления психических функций. Мозг - это только чуткий организатор воздействий  элементов окружающего мира, которые  передаются индивидууму при помощи сенсорных рецепторов и проводящих путей. Восприятие экстрацеребральных факторов - жизненный опыт - играет существенную роль в появлении сознания и служит основным элементом, обусловливающим  его развитие. Инстинктивное поведение  может существовать даже при отсутствии опыта, психическая деятельность никогда.
     Видимо  сознание - это не какое-то неизменное, независимое и врождённое свойство данного индивидуума, а динамичная система сенсорного восприятия окружающего мира, которое взаимодействует и трансформируется через внутренние анатомические и функциональные структуры мозга.
     Зрелый  мозг со всем богатством его прошлого опыта и приобретённых навыков  не способен осуществлять процесс мышления, не способен даже бодрствовать и реагировать, если он лишён своего воздуха - сенсорной  информации. Психическая активность - это не свойство нейронов, а процесс, возникающий в результате извлечения информации, которая мобилизует хранящуюся в мозгу информацию и прошлый опыт, создавая эмоции и идеи [7, с.56].
     Связь мозга и сознания характеризуется еще и тем фактом, что от уровня сложности организации мозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Так, мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, – это сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание малыша формируется, как известно, в связи с развитием его мозга, а когда мозг человека в преклонном возрасте стареет, угасают и функции сознания. Наличие нормальной психики невозможно вне мозга, функционирующего надлежащим образом. По мере нарушения и тем более разрушения утонченной структуры организации материи мозга, разрушаются и структуры сознания.
     В подтверждение вышесказанного можно  привести следующие примеры:
     1) Когда повреждаются лобные доли, больные:
- не  могут продуцировать и осуществлять  сложные программы поведения; 
- они  не имеют устойчивых намерений,
- легко  возбуждаются побочными раздражителями.
     2) При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д.» [3, с.221].
     Известно, что духовный мир человека деформируется, а нередко и просто полностью деградирует, если человек периодически отравляет собственный мозг алкоголем или наркотиками.
     Доказательством того, что сознание является неотъемлемой частью мозга, поскольку невозможно отделить мысль от материи, являются экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др.
     Мозг  с его сложными биохимическими, физиологическими и нервными процессами является материальным субстратом сознания. Наблюдается непрерывная связь между сознанием и протекающими в мозгу процессами. Однако данные процессы не составляют сущность сознания. 
 

     4. Механизм сознания и абстракция 

     Сознательное  отношение субъекта к окружающему  его миру – в отличие от условно-рефлекторной, бессознательной формы его отражения мозгом животного – можно рассмотреть на примере того, что и как делает художник-портретист.
     Живописец, как известно, ставит перед собой  и модель, и холст на подрамнике, а затем начинает целенаправленно приводить изображение на холсте – к сходству, к соответствию с моделью. Портрет или пейзаж, возникающий на холсте, есть отражение, образ модели. Но это отражение – как и сама модель – находится вне художника, как предмет и продукт его деятельности. Сам он – как субъект деятельности – сравнивает изображение с моделью со стороны, с третьей позиции. И предмет изображения, и изображение предмета противостоят ему как два вне его находящихся предмета, сравнимые между собой [1, с.253].
     Механизм  человеческого сознания в полной мере соответствует указанному выше отношению. Следует отметить, это не является аналогией, поскольку художественное отражение считается одной из форм сознательного отражения, его соответствующий вид.
     В форме речи человек точно так  же противополагает самому себе свое собственное сознание, переводит  на экран общественного сознания индивидуально воспринятые им впечатления. Выраженные в речи, индивидуальные впечатления приобретают такую форму, в какой они становятся сравнимы с предметом. На этой основе и становится возможной неведомая животному способность критического отношения к собственным впечатлениям [2, с.76].
     В то же время это означит, что человек создает определенное представление об объекте. Почти на всех языках "представление" и означает что-то, поставленное перед собой, представленное.
     Тайна сознания заключается в акте формирования сознательного представления, т.е. у человека создается представление о вещи (явлении, факте) только посредством ее осознания.
     Недаром вся философия Фихте и Шеллинга указывала на то, что предмет может отпечатлеть свой образ в другом предмете, – в частности в человеческом мозгу. Трудно понять другое – как и почему человеческий мозг приобретает способность различить себя от этого образа, противопоставить его самому себе и тем самым обрести сразу и сознание предмета, и сознание самого себя, образ своего собственного действия – "самосознание" [4, с.265].
     Человек имеет дело с непростой действительностью: сложным механизмом, образующим сознание, способность представления. Сознание в действительности считается сложнейшим продукт природного и общественного развития, в силу чего, понять его рационально сумели лишь на очень высокой ступени развития науки и философии.
     Известно, что даже Фитхе и Шеллинг не сумели осознать как и в силу какой необходимости возникло и развилось сознание. В то же время они в своих трудах описали тщательным образом и точно факты, которые касаются диалектики возникновения и развития сознания.
     Человек как субъект отражательной деятельности (а не просто как объект внешних воздействий, пассивно воспринимающий впечатления и действия извне) и на самом деле ведет себя в акте осознавания так, как это описывает "Феноменология духа". Осознавая чувственные впечатления, он не просто страдательно и пассивно их испытывает в себе, не просто "переживает" некоторое изменение внутри себя. Он их осознает – то есть совершает по отношению к ним особого рода деятельность [9, с.475].
     В своем ощущении человек практически полностью пассивен и определен со стороны предмета, который оказывает воздействие на его органы чувств. Но в процессе осознания данных ощущений, он преднамеренно концентрирует свое внимание на определенных ощущениях, и таким образом вырабатывает сознание, представление о вещи, чувственно-данной ему через органы чувств.
     Однако  способности концентрирования внимания на определенных сторонах действительности и активно рассматривать данные факты, то есть отражать их по-человечески, – непосредственно связаны с речью, со способностью выражать впечатления словами. Следует отметить, что сознание как таковое невозможно при отсутствии речи. Именно по этому слово абстракция оказывается подлинным опосредствующим звеном между неосознанным – и осознанным, – той призмой, преломляясь сквозь которую, чувственные впечатления (физиологически совершенно одни и те же у человека, что и у животного) превращаются в осознанные чувственные впечатления, в представления [8, с.147].
     Для осознания чувственно-данных фактов, человек должен активно и целенаправленно рассматривать их, выбирать в словаре родного языка соответствующие слова или, наоборот, в фактах активно подмечать такие стороны, которые имеют уже соответствующие наименования, "подводятся" под известные понятия, категории.
     Следовательно, процесс отражения, который происходит в голове человека, отличается от процесса отражения, свойственного животному, своим сознательным характером.
     Бессознательные абстракции производит, не осознавая  того, и животное. Условный рефлекс представляет собой абстракцию чистейшей воды, – он тоже фиксирует только неоднократно повторяющееся, только "общее". Это обстоятельство, как известно, резко и категорически подчеркивал Энгельс, а И.П.Павлов показал как экспериментально констатируемый факт [1, с.92].
     Таким образом, абстракция как таковая вовсе не представляет собой чего-либо специфического для человека. Как таковая, абстракция (от лат. отвлечение) — умственная операция, состоящая в вычленении, анализе одного признака, одной стороны объекта, явления и отвлечений от других, в отделении несущественною от существенного и наоборот [6, с.26]. Абстракция позволяет познавать содержание и сущность предметов, явлений, устанавливать связи между ними.
     Способность к абстракции – умственная деятельность, которая часто рассматривается  как критерий интеллектуального  развития; способность оценивать  абстрактные и/или символические  аспекты ситуации, – формируется на основе овладения речью, научными знаниями [6, с.211].
     Различают наглядную и понятийную абстракцию. Наглядная абстракция функционирует при восприятии схем, таблиц, чертежей. Понятийная абстракция выходит за пределы того, что возможно воспринять органами чувств. Она создает с помощью слова понятие, в котором должны быть отражены существенные признаки предмета, явления, иначе понятие будет иметь малосодержательный, поверхностный характер. Познавательные приемы и способы (моделирование, обобщение, классификация, построение гипотез и др.) опираются на понятие «абстракция».
     Больше  ничего об абстракции как о таковой  сказать нельзя – это вообще очень несложная с точки зрения естествознания вещь (хотя и очень сложная с точки зрения физиологии).
     В физиологии понятие абстракции не может подвергаться тщательному анализу. Как сложную реальность ее может рассматривать и психология. Но в логике способность фиксировать "общее", неоднократно повторяющееся, то есть производить абстракцию как таковую, – рассматривать было бы нелепо, поскольку это не является предметом логики как науки.
     В естествознании рассматривается не просто абстракция, а сознательно производимая абстракция. Сознательное же отношение к абстракции предполагает, как мы уже выяснили, что сама абстракция делается предметом особого рода деятельности [4, с.187].
     Человек не просто производит абстракцию (это  делает и любое животное), а фиксирует ее в слове, и в форме слова противополагает ее себе самому, как предмет особого рода идеальной деятельности, как идеальный "предмет", с которым он может производить определенные сознательные действия.
     В данном случае абстракция и становится предметом естествознания. Но в то же время естествознание интересует не слово само по себе, а нечто иное – выражающееся с помощью и в форме слова – сознание, законы его специфического развития.
     Реальность  общественного сознания, то есть сознания как такового, осуществляется индивидуально в каждом человеке через речь. Все то, что индивид не может перевести на язык слов, он не может перевести и в сферу человеческого, общественного сознания, не доводит и до своего собственного человеческого сознания.
     С общественной точки зрения слово как форма общественного сознания не только не менее "реально", чем единичное восприятие единичной вещи единичным индивидом, – но обладает гораздо более устойчивой общественной реальностью хотя бы потому, что в нем выражаются в обобщенной форме миллиарды единичных восприятий единичных вещей [9, с.164].
     В "Феноменологии духа" Гегеля интересует не слово само по себе. Слово его интересует только как та ближайшая форма, через которую реализуется общественный момент в индивидуальном сознании. От слова и его отношения к чувственной достоверности Гегель сейчас же переходит к рассмотрению диалектического отношения между индивидуальным и общественным моментами внутри единичного сознания, в то время, как Фейербах останавливается на абстрактном противопоставлении слова как "общего", как "абстрактного".
     С точки зрения абстрактного индивида он так и не сходит. Общественная ткань сознания поэтому для него кажется чем-то иллюзорным, чем то менее реальным, нежели антропологически толкуемая чувственность отдельного индивида. Единичное отношение индивида к единичной вещи, непосредственно осуществляющееся через непосредственную чувственность, для него представляется единственной достоверной реальностью, а общественное отношение человека к совокупному миру вещей, – в сознании индивида осуществляющееся именно через слово, – превращается в его глазах в чистую абстракцию, в фантом, обладающий чисто идеальным, а не реальным существованием [1, с.269].
     Точка зрения "созерцания индивида", как  исходная точка зрения Фейербаха, не дает возможности разглядеть за "абсолютным субъектом" феноменологии реального общественно-исторического субъекта познания и деятельности, – общественно производящего свою материальную жизнь совокупного, коллективного субъекта, общественное человечество.
     А слово есть как раз элементарная, чувственно воспринимаемая "предметная" реальность общественного сознания. По отношению же к этой реальности первичным является общественное же бытие вещей и людей, а не единичная вещь, чувственно данная индивиду.
     Чувственное созерцание индивида на деле всегда осуществляется внутри и посредством общественного отношения человеческого общества к миру вещей, активно изменяемому человеком в процессе общественного производства. Процесс общественного отношения человека к вещам поэтому и в гносеологии Маркса-Энгельса предстает как нечто по существу "первичное" по отношению к индивиду. общество в целом, в совокупности его отношений к миру вещей, первично по отношению к каждому из индивидов, по отношению к его индивидуальному человеческому взаимодействию с единичной вещью. Все это для Фейербаха попросту не существует. Поэтому он и не может разглядеть "рационального зерна" гегелевской феноменологии, мистифицирующей как раз эту – общественно-человеческую – реальность отдельного сознания [1, с.273].
     В начале Феноменологии раскрыто как  раз противоречие между сугубо индивидуальным характером чувственного восприятия вещей  отдельным "абстрактным" индивидом  – и реализующимся через его  познавательную деятельность общественным процессом осознания этих вещей. В слове впервые индивид переводит индивидуальное восприятие вещи в форму, в которой происходит процесс общественного осознания, в форму, в которой человек доводит до другого человека – а лишь тем самым и для самого общественно значимое содержание своего индивидуального представления. Иначе говоря, эта операция совпадает с первым актом восприятия вещи в общественное сознание, или просто в сознание, так как иного сознания, кроме общественного, в природе нет и быть не может.
     "Невыразимое"  в речи для Гегеля совпадает  – с неосознанным. Поэтому он и противополагает чувственную полноту индивидуального образа – его выражение в речи, которое по необходимости "абстрактно". Абстрактно не слово само по себе. Абстрактно сознание единичного человека, начинающего путь познания чувственно данных ему вещей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.