На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность государства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение

     Раскрыть  сущность государства - значит выявить  нечто главное, определяющее, что  обусловливает его объективную  необходимость в обществе; уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Наиболее важной чертой государства является то, что оно всегда выступает как единственная организация политической власти, управляющая всем обществом. Поэтому сущность государства состоит в том, чтобы обеспечить с помощью аппарата политической власти целостность общества и его надлежащее функционирование.
     Тема  данной курсовой работы - Сущность государства - актуальна в силу того, что без  глубокого и разностороннего  понимания природы и сущности государства невозможно грамотное  и квалифицированное управление им. Каждый человек (гражданин) проживает в том или ином государстве, и знать сущность своего государства должен каждый гражданин. Основной задачей государства является обеспечение нормальной жизнедеятельности людей.
     Целью данной курсовой работы является ознакомление с подходами к понятию государства, понять, в чём заключается его сущность. Рассмотреть неразрывно взаимосвязанный с основной темой, вопрос о политической власти. Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
    Показать различные подходы к сущности государства;
    Описать признаки и функции государства как составляющие сущности государства, формы осуществления функций государства;
    Рассмотреть и описать основные подходы к понятию сущности государства;
    Рассмотреть неразрывно взаимосвязанный с сущностью государства вопрос о государственной (политической) власти;
    Описать понятие и общие черты государственной власти; рассмотреть власть как общесоциологическая категория, политическая государственная власть;
  Таким образом, тема курсовой работы является актуальной, так как в настоящее время на примере нашего государства претерпевает изменения форма государственного устройства и предпринимаются попытки переосмысления функций государства.
  Объектом исследования данной курсовой работы являются общественные отношения, государство и политическая власть.
   Предметом исследования данной курсовой работы являются нормы права, которые регулируют общественные отношения, государство  и государственную власть.
   При написании курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты: Конституция РФ,  Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации», а также работы авторов В. И. Ленина, Г. Кельзена, И. Канта, М. Н. Марченко, Ф. Энгельса, Платона и других авторов.
   Методологической  базой курсовой работы являются общефилософские методы (синтез, анализ, дедукция, индукция, системный метод и редукция) и сравнительно-правовой метод.
   Положения, выносимые на защиту:
    Под сущностью государства следует понимать главное, устойчивое, закономерное, объясняющее необходимость государственной формы организации жизни общества, позволяющее понимать социально-экономические и политико-правовые тенденции, прогнозирующие перспективы развития общества и государства.
    Сущность государства определяется следующими факторами: понятие государства, его признаки, функции, устройство государственной власти, система государственных органов, социальное назначение государства и т. д.

     Глава 1. Сущность государства

     §1Различные  подходы к пониманию  государства

     Многогранность  такого феномена, как государство, предопределяет множественность научных подходов к пониманию его сущности. Государство может рассматриваться с точки зрения социологии, политологии, этнологии и т. д. В юридической науке феномен государства также не имеет однозначного объяснения. Термин «государство», как указывал Г. Кельзен, может употребляться в нескольких аспектах.
     Во-первых, в юридическом смысле. Государство  в данном случае может быть представлено как юридическое лицо, правовой феномен, как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается при этом «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком»1. Государство выглядит как образ действий и порядок поведения людей, который обычно называют правовым порядком.
     Во-вторых, понятие государства может употребляться в социологическом смысле. В данном аспекте государство должно рассматриваться как некая социологическая общность, социальная реальность, существующая независимо от правового порядка и правовой реальности. Для государства, рассматриваемого в социологическом смысле, характерной чертой является исходное (с момента его возникновения и функционирования) рассредоточение власти по различным органам, в результате чего возникает несколько доминирующих в обществе групп и отношений2.
     В-третьих, понятие государства может определяться как «система норм», «нормативный порядок» или же как «политически организованное общество». Государство проявляется как политическая организация, прежде всего потому, что оно устанавливает порядок использования силы, принуждения, власти3.
     Н. М. Коркунов считал, что государство - это общественный союз, представляющий собой властвование над свободными людьми; В. Г. Шершеневич считал, что государство - это соединение людей на одной территории и под одной единой властью; К. Маркс: «государство -  это аппарат угнетения одного класса другим» и множество других взглядов.
     Таким образом, в современной науке  существуют три основных подхода  определения государства:
      государство - это организация политической власти;
      государство - это политическая организация общества;
      государство - это аппарат управления обществом.
     В российской литературе различных периодов также можно найти немало определений  государства. Например, государство  «как объективный факт нашей планеты» представлялось в виде «социального явления кооперативного выполнения за счет населения и для населения страны непременных условий проявления и развития индивидуальной жизни». Государство определялось и как организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и не только признающих эту солидарность, но и поддерживающих ее силой патриотической любви, достойными и мужественными поступками4. Оно рассматривалось и в качестве союза свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти.
     По  мнению Л. Дюги «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором  существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом, - политическая власть»5.
     Л.С. Мамут все имеющиеся представления  о государстве предлагает свести в четыре группы. Первую, по его мнению, должны составить мысленные отражения признаков, выражающих публично-властную натуру государства. Вторую - мнения относительно его генезиса. Третью - взгляды, которые сфокусированы на внешний облик государства, на его композицию. Четвертую - соображения относительно его функциональных свойств, роли, выполняемой в жизни людей6. Как мы видим, в специальной литературе разрабатывается множество определений понятия государства, которые отражают следующие его аспекты:
      государство как организация политической власти;
      государство как аппарат власти;
      государство как политическая организация всего общества.
     Каждый  из указанных аспектов заслуживает  внимания. Действительно, понимание  государства как организации политической власти подчеркивает, что среди других субъектов политической системы оно выделяется особыми качествами, представляет собой официальную форму организации власти, причем единственную организацию политической власти, управляющую всем обществом. Вместе с тем политическая власть - один из признаков государства. Поэтому нецелесообразно сводить к нему понятие государства.
     С внешней стороны государство  выступает как механизм осуществления  власти и управления обществом, как  аппарат власти. Рассмотрение государства через непосредственное воплощение политической власти в аппарате, системе органов - также не раскрывает полностью его понятия. При таком рассмотрении не учитывается деятельность системы органов местного самоуправления и др.
     Государство есть особая политическая реальность. Раскрывая содержание понятия государства, следует подвести его под такое родовое понятие, как политическая организация. Если государство до середины XIX века можно определять как политическую организацию господствующего класса, то позднейшее, и особенно современное, государство - это политическая организация всего общества. Государство вновь пытаются определять как организацию или институт «всех и для всех». В данном случае государство рассматривается как единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом7.
     Государство сегодня - социальный организм, политический способ существования гражданского общества. Это, в свою очередь, означает, что государство призвано существовать не для подавления и угнетения людей.
     Таким образом, неоднозначность восприятия государства - его идеи, представления  о нем, о его понятии, роли и назначении - обусловлена, прежде всего, самим временем, в рамках которого оно возникает и развивается, следовательно, уровнем развития общества, общественного сознания и мышления.
     Государство становится не просто властью, основанной на принуждении, а целостной организацией общества, которая выражает и охраняет индивидуальные, групповые и общественные интересы, обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов, реализует главное, что дает людям цивилизация - народовластие, экономическую свободу, свободу автономной личности. 
 
 
 

     §2. Признаки государства  как составляющие сущности государства

     Определить  общее понятие государства, которое  бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для каждого из его периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Вместе с тем любое государство обладает набором таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. К таким признакам относятся: государственная территория, институт гражданства, публичная политическая власть и государственный суверенитет.
     Рассмотрим  перечисленные признаки более подробно:
     1. Наличие государственной территории
     Понятие государственной территории сформировалось в «процессе исторически обусловленного и необходимого распределения географической среды между историческими группировками человеческого общества»8.
     В современной юридической науке  под государственной территорией  принято понимать пространственную сферу государственной юрисдикции, или, иначе говоря, пространство, на которое распространяется государственный суверенитет. Причем внутренний суверенитет предполагает, что в пределах своей территории государство выступает в качестве субъекта, наделенного высшими властными полномочиями, обладающего возможностью издания императивных предписаний, обязательных для всех категорий населения и обеспечиваемых силой государственного принуждения. Внешний суверенитет государства закрепляет принцип неприкосновенности его территории, недопустимости насильственных действий, направленных на завладение государственной территорией либо ее насильственное расчленение.
     Территория  представляет собой необходимую  материальную основу государственности, подразумевающую наличие естественных материальных ресурсов, и в первую очередь естественных богатств, являющихся предметом труда (уголь, нефть, металлы и т.д.). Без наличия территории невозможно развитие экономических отношений, необходимых для существования и нормального функционирования государства. В научной и учебной литературе иногда встречаются попытки обосновать положение о том, что возможно государство, не обладающее собственной территорией. При этом в качестве примеров приводятся государства кочевников, Организация освобождения Палестины и т.д. Однако все приводимые примеры вряд ли можно назвать удачными. Территория государства включает сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства. Кроме того, в государствоведении существует разделение государственной территории на фактическую и юрисдикционную территории.
     По  мнению М.Ф. Орловой, территория государства является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать. Будучи пространственной сферой осуществления государственной власти, указывает она, территория государства предполагает территориальное верховенство его власти, то есть исключительное право государственной власти распространять свое действие на людей, предприятия, учреждения и организации в пределах территории государства. Таким образом, по ее мнению, территория как признак государства представляет собой пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть9
     Фактическая территория - это пространственная сфера в пределах, определенных государственными границами.
     Составными  элементами фактической территории являются:
    Сухопутная территория, т.е. вся суша в пределах государственных границ.
    Водная территория, охватывающая:
-внутренние  воды, т.е. собственные воды государства  (национальные реки, озера, каналы, внутренние моря);
-пограничные  воды, т.е. воды рек, озер и каналов, по которым проходит государственная граница;
-территориальное  море - полоса прибрежных морских  вод, ширина которых согласно  Конвенции по морскому праву  1982 г., не должна превышать 12 морских  миль.
    Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией, а также территориальным морем»10
     Юрисдикционная  территория - это территория, на которую  распространяется юрисдикция данного  государства (пространство, в пределах которого действует национальное законодательство). Юрисдикционная территория государства складывается из фактической территории, а также территорий с «особым правовым режимом» - участков местности, в географическом смысле не относящихся к данному государству, однако подпадающих под его юрисдикцию вследствие правил, установленных в международно-правовых актах. В качестве подобных территориальных образований могут рассматриваться «зоны экстерриториальности», а также оккупированные территории.
     2. Институт гражданства (подданства)
     Сущность  данного признака заключается в  возникновении в государственно-организованном сообществе качественно нового типа социальных связей. В государстве людей объединяет сам факт наличия у них гражданства в республиках или подданства в монархиях. Становясь гражданами (подданными) государства, индивиды теряют абсолютную свободу передвижения и выбора места жительства. Взамен они получают право требовать от государства защиты своих субъективных прав и свобод, как в самом государстве, так и за его пределами.
     В отечественной юридической науке гражданство определяется как «устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная государственная власть, как в пределах государства, так и вне его границ»11.
     В законодательстве закрепляется схожее определение, в, соответствии с которым гражданство выступает как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
     Из  нормативного определения, очевидно, что  факт устойчивой политико-правовой связи человека с государством означает не что иное, как возникновение у гражданина (подданного) особой группы гражданских прав, которыми не обладают не граждане государства. К исключительным правам, обладание которыми напрямую зависит от обладания гражданством (подданством), государства, относятся: право избирать и быть избранным в представительные органы власти, осуществлять определенные виды деятельности, занимать должности в органах государственной власти и др.
     Взаимодействие  государства и личности в сфере  приобретения и осуществления гражданства (подданства) регулируются действующим законодательством. Так, например, в Российской Федерации действуют такие основополагающие принципы гражданства, как: 1) единство и равенство гражданства; 2) открытый и свободный характер гражданства; 3) запрет на лишение гражданства; 4) сохранение гражданства лицами, проживающими за пределами Российской Федерации; 5) недопустимость автоматического изменения гражданства без должного волеизъявления лица (при заключении или расторжении брака с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации; при изменении гражданства другим супругом); 6) защита и покровительство граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации и др.
     3. Аппарат публичной политической власти
     Важнейшим признаком государства является наличие аппарата публичной политической власти. Сущность данного института  заключается в сосредоточении властных полномочий в руках профессиональных управленцев, выделение которых  в относительно самостоятельную группу есть не что иное, как четвертое крупное разделение труда. В этом смысле следует признать весьма точным утверждение Ф. Энгельса о том, что «существенный признак государства состоит в публичной власти, отделенной от массы народа»12.
     Аппарат государственной власти как организация, осуществляющая деятельность в сфере социального управления, обладает публичным характером - властные предписания, принятые от имени государства, одинаково обязательны для всех членов сообщества, независимо от того, принимали они непосредственное участие в подготовке и принятии этих предписаний или нет. Более того, не имеет значения внутреннее отношение субъекта к устанавливаемому от имени государства общезначимому правилу поведения, действенность которого гарантируется всем государственным механизмом и которое санкционируется государством
     Деятельность  государственной власти направлена на реализацию важнейших функциональных полномочий государства в правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и надзорной сфере. Таким образом, государственную власть от иных властных структур внутригосударственного и международного характера отличает монопольное право на законотворчество, правосудие, государственное принуждение.
     4. Государственный суверенитет
     Являясь комплексным признаком и важнейшим условием жизнедеятельности государства, суверенитет выступает как совокупность факторов: с одной стороны, характеризующих верховенство государственной власти по отношению ко всем другим видам власти в самом государстве, а с другой стороны, означающих право государства на независимость в международной сфере, самостоятельность в определении и реализации основных направлений внутренней и внешней политики.
     Как важнейшая конституционно-правовая и международно-правовая категория  принцип государственного суверенитета закрепляется в основах конституционного строя различных государств и в международных правовых актах. Данный принцип закреплен и в ст. 4. Конституции Российской Федерации 1993 г., где говорится:
     «1. Суверенитет Российской Федерации  распространяется на всю ее территорию.
     2. Конституция Российской Федерации  и федеральные законы имеют  верховенство на всей территории  Российской Федерации.
     3.Российская  Федерация обеспечивает целостность  и неприкосновенность своей территории».
     Таким образом, конституционно закреплены внутренняя и внешняя формы государственного суверенитета.
     Можно выделить ряд признаков характеризующих  государственный суверенитет как  самостоятельный политико-правовой феномен.
     Во-первых, суверенитет тесно связан с понятием политической власти, т. е. с реальной способностью субъекта проводить свою волю в политике13.
     Во-вторых, суверенитет характеризует верховенство власти. Собственно, термин «суверенитет»  происходит от латинского слова (superanus), перешедшего в старофранцузское (sovereins), т. е. верховный14.
     В-третьих, суверенитет характеризуется независимостью. При этом следует отметить, что независимость должна рассматриваться не буквально, а как возможность принимать самостоятельное решение, причем, как правило, в политико-правовой сфере.
     В-четвертых, некоторыми авторами не без основания  выделяются еще и такие свойства, как единство и неотчуждаемость15. т. е. как признак государства суверенитет не может быть частично передан другим субъектам политико-правовых отношений или поделен между ними. Суверенитет - это целостная политико-правовая категория, он либо есть, либо его нет вовсе.
     В-пятых, издает и претворяет в жизнь юридически обязательные веления.
     Именно  государству присущи правовые формы  и средства организации публичной  власти, поскольку без правовых начал, законодательства, правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов государство не становится таковым и не способно выполнять свои функции по руководству обществом.
     Обладание правом дает государству возможность применять для реализации его решений официальное принуждение на легальных основаниях посредством специально создаваемых органов, таких как администрации, судов, органов внутренних дел, служб безопасности, вооруженных сил, налоговых и таможенных органов и т. п.
     С помощью общеобязательных юридических  норм государство упорядочивает  общественную жизнь, способно обеспечить и защищать права человека и гражданина, разрешать социальные конфликты  и противоречия, проводить необходимую  ему политику в экономической, социальной, правовой, культурной и иных сферах жизни. 

     §3. Сущность и функции  государства

 
     Возникновение государства становится возможным  только при наличии ряда условий. При этом формирование данного типа социальной организации предполагает достижение ряда целей и решение комплекса задач. Целевые установки, определяемые для конкретного типа государства, наряду с наиболее общими закономерностями формирования и функционирования государственного механизма, принципами взаимоотношения государства, общества, индивидов в совокупности характеризуют социальную сущность государства. Таким образом, в наиболее общем виде сущность государства может быть определена как его социальное предназначение.
     Попытки выявить социальную сущность государства  усматриваются еще в учениях античных мыслителей. Так, Платон видел социальное предназначение государства в достижении единой цели - блага всего полиса. Философ выстраивал теоретическую модель идеального государства, вся деятельность которого направлена на достижение счастливого существования причем «не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо все в целом»16.
     Аналогичные идеи о сущности государства высказывал и Аристотель. В своем труде  «Политика» он, так же как и Платон, усматривает основное предназначение государства в достижении общего блага. «Поскольку, как мы видим, всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага, то, очевидно, все общения стремятся… к тому или иному благу, причем больше других и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим»17.
     В средневековых учениях сущность государства связывается, прежде всего, с божественным установлением воли. Наиболее ярким выражением политико-правовой мысли данного периода является теологическое учение святого Августина. Мыслитель фактически выдвинул идею прогрессивного развития общества, целью которого является счастье, воплощенное в Боге18. Некоторым сходством с учением Августина обладает теологическая концепция Фомы Аквинского. По его мнению, важнейшая задача государства в лице монарха - вести граждан к добродетельной жизни. Для этого необходимо сохранение мира и обеспечение благосостояния граждан. Но конечной целью и смыслом существования социального бытия является достижение небесного блаженства и к этой цели ведет человека уже не государство, а церковь19.
     Политико-правовая мысль эпохи Возрождения характеризуется противоположным подходом к феномену «государство». Вместо одностороннего и однозначно теологического воззрения концепции государства и права этого периода в целом исходили из земных интересов и потребностей человека.
     Данная  тенденция не могла не отразиться и на понимании социальной сущности государства. Как и в эпоху  Античности политико-правовая мысль  Возрождения, а затем и Просвещения  усматривает основное предназначение государства в служении земным интересам, земному благу. Своей кульминации это подход достиг в доктрине народного суверенитета Ж.-Ж.Руссо. Рассматривая суверенитет как «общую волю» народа, Руссо выделяет три составляющие народного суверенитета: 1) неотчуждаемость; 2) неделимость; 3) верховенство20. Из концепции народного суверенитета французский философ выводил и сущность государства, предназначение которого он усматривал именно в выражении общей воли народа.
     Новым этапом в исследовании проблемы сущности государства стал марксизм. В данном учении особый акцент делался на классовой сущности государства, которое, сообразно классовой теории, «есть машина для поддержания господства одного класса над другим»21. При этом отмечалось, что «если политическая власть в государстве находится в руках такого класса, интересы какого совпадают с интересами большинства, тогда управление государством действительно согласно воле большинства возможно. Если же политическая власть находится в руках класса, интересы коего с интересами большинства расходятся, тогда всякое правление по большинству неизбежно превращается в обман или подавление этого большинства»22.
     В рамках различных политико-правовых концепций отмечалось, что государство  в своей деятельности стремится  к установлению определенного порядка, позволяющего обеспечивать реализацию интересов представителей различных социальных групп или общества в целом, сохранять стабильность социальной системы, противостоять тенденциям деструктивного, разрушительного характера. В зависимости от того, интересы каких социальных групп отстаивает государство, различают общесоциальную и классовую сущность государственной деятельности. Направленность государственной деятельности на обеспечение интересов всех членов общества предполагает общесоциальную сущность государства. В том случае, если основной задачей государства объявляется защита интересов представителей одного класса за счет ущемления интересов других классов, то речь идет о классовой природе государственной деятельности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.