На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Социальные проблемы общения

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
филиал  в г. Мелеуз 

Кафедра ГиСЭН 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Социология»
Тема: Социальные проблемы общения
Вариант 9 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы __________
Вейнбергер  Н.С.
Проверил _________________________ 
 
 
 
 

Мелеуз 2011
СОДЕРЖАНИЕ 
 

Социальные  проблемы общения
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Понятие «общение» и его функции…………………………………………...4
2. Структура  общения…………………………………………………………….5
3. Способы организации  групповой деятельности и общения………………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социальные проблемы общения 

ВВЕДЕНИЕ 

      Роль  и интенсивность общения в  современном обществе постоянно  возрастают. Это связано с целым  рядом причин. Прежде всего, переход  от индустриального общества к информационному  ведет к увеличению объема информации и соответственно возрастанию интенсивности процессов обмена этой информацией. Вторая причина - все большая специализация работников, занятых в разных областях профессиональной деятельности, что требует их кооперации и взаимодействия в ходе достижения целей. Параллельно и очень быстро увеличивается число технических средств для обмена информацией (факсы, электронная почта, Интернет и т.д.). Есть еще одна причина, которая побуждает нас задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и сделать эту проблему предметом специального рассмотрения, - это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. Для профессионалов социономической группы (профессия типа "человек - человек") одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентность в общении. От них требуется умение устанавливать отношения и общаться с людьми, умение точно выражать свои мысли и умение внимательно слушать других.
      От  искусства делового общения руководителя зависит качество работы, эмоциональный настрой работников, стабильность кадрового состава, социально-психологический климат в организации, наличие конфликтных ситуаций, установление и развитие деловых контактов, влияющее на экономическую ситуацию организации в целом.
      Общение - это форма деятельности людей, приводящая к возникновению психического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании. 

1. Понятие «общение» и его функции 

      Общение — процесс обмена между людьми определенными результатами их психической и духовной деятельности: усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами, переживаниями и установками. Понятие общения используется и для характеристики специфики взаимодействия и общения между представителями различных этнических общностей.
      Функции общения — его системные свойства, детерминирующие специфику проявления. Общение выполняет шесть функций:
      - прагматическая;
      - формирования и развития;
      - подтверждения;
      - объединения-разъединения людей;
      - организации и поддержания межличностных отношений;
      - внутриличностная.
      Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.
      Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.
      Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.
      Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.
      Функция организации и поддержания межличностных отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.
      Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, достроенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека.

2. Структура общения

      К структуре общения можно подойти  по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
      Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
      Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
      Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
      Употребление  этих терминов условно, иногда в более или менее аналогичном смысле употребляют и другие: в общении выделяют три функции – информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.
      Рассмотрим  эти три стороны общения поподробнее.
      Коммуникативная сторона общения. Во время акта общения имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, схематично коммуникация может быть изображена так: S. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.
      Коммуникативное взаимодействие возможно только в том  случае, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор) и человек, принимающий ее (реципиент) обладают сходной системой кодификации и  декодификации информации. Т.е. «все должны говорить на одном языке». В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. Сама по себе исходящая от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).
      Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знаковые системы. Вербальная использует в качестве таковой человеческую речь. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации посредством речи менее всего теряется смысл сообщения. Можно обозначить психологические компоненты вербальной коммуникации – «говорение» и «слушание» «Говорящий» сначала имеет определенный замысел относительно сообщения, потом он воплощает его в систему знаков. Для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием.
      Можно выделить три позиции коммуникатора  во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения), отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).
      Невербальная  коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:
      1)Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.).
      2)Оптико – кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика).
      Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: - коммуникативные (заменяющие речь) - описательные (их смысл понятен только при словах) - жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека.
      Мимика – это движение мышц лица.
      Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.
      3)Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса).
      Выделяют четыре дистанции общения:
      - интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней  общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.
      - Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На  ней осуществляется общение между друзьями).
      - Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.
      - Публичная (более 3,7метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.
      4) Визуальный контакт. Визуалика,  или контакт глаз. Установлено,  что обычно общающиеся смотрят  в глаза друг другу не более  10 секунд.
      Интерактивная сторона общения. Это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция. Кооперативное взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.
      Перцептивная сторона общения – это процесс восприятия и понимания людьми друг друга.
      Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом. 

3. Способы организации  групповой деятельности и общения. 

      Группа - это определенный коллектив людей, собравшихся для коммуникации между собой и преподавателем и преследующих одну и ту же цель. Способы организации группы зависят от типа предполагаемого собрания. Обычно различают три основных типа собраний, преследующих каждый свою цель:
      а) собрание, дискуссия, или групповое интервью. Это средство, с помощью которого узнается мнение данной группы на данный вопрос;
      б) собрание исследователей и изобретателей. Это метод, позволяющий группе дать полный простор своей фантазии в поисках решения данной проблемы;
      в) собрание принятия решения. Это собрание, где группа принимает решение по данной проблеме.
      Эффективность групповой работы во многом зависит от того, как она подготовлена и проведена. Поэтому мы уделим этим моментам особое внимание.
      Под групповой работой понимается совместная деятельность людей в группах по 3-9 человек по выполнению отдельных заданий, предложенных преподавателем. Члены группы сами устанавливают регламент общения, самостоятельно направляют свою деятельность, отдавая предпочтение наиболее компетентному и организованному лидеру представить результаты работы группы тем, от кого получено задание, или с кем по сценарию занятия группа вступает во взаимодействие.
      Групповая работа преследует следующие цели:
      1. Улучшение информированности членов группы, при этом развиваются горизонтальные коммуникации и взаимопонимание.
      2. Разработку новых идей, решений, повышение активности членов группы и стимулирование их к нахождению новых вариантов.
      3. Создание коллектива единомышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи.
      4. Осуществление многоаспектной экспертизы любой идеи путем коллективного поиска аргументации ее защиты, критическому анализу, реальному осмыслению и прогнозированию потенциальных проблем.
      Для повышения эффективности групповой работы необходимо соблюсти следующие условия:
      - члены группы должны познакомиться, чтобы общаться;
      - целесообразно объединить в группу людей с разными профессиональными знаниями;
      - проблемы, предлагаемые для обсуждения, должны быть актуальны и понятны, вызывать практический интерес;
      - лидер должен брать на себя в основном координационную, направляющую роль.
      Эффективно работающую группу отличают: естественность внешнего и внутреннего общения; откровенность друг с другом; нацеленность на решение поставленных целей и задач путем сотрудничества и общения; подвижность ролей и регламентов работы; реалистическое отношение к проблеме; максимальное использование способностей всех членов группы; готовность к самосовершенствованию, к проявлению инициативы, стремление к новому; равная ответственность за проделанную работу. Чтобы группа соответствовала перечисленным требованиям, преподаватель должен опосредованно обучать групповой работе. С этой целью можно использовать ряд приемов.
      Важнейшими факторами, оказывающими решающее влияние на структуру общения, являются способы организации групповой деятельности, к которым мы относим как стихийно, так и не стихийно складывающиеся формы руководства. В первом случае это лидерство, во втором — официальное руководство в рамках социальной организации. Они представляют собой персонифицированные формы социального контроля и интеграции всех механизмов и способов социально-психологического воздействия с целью достижения максимального эффекта в групповой деятельности и общении. Как стихийно выдвигающийся лидер, так и руководитель, наделенный официальными полномочиями, могут широко варьировать все способы и средства социально-психологического воздействия.
      Лидерство как объект социально-психологического исследования. Актуальность изучения лидерства как социально-психологического явления определяется прежде всего тем, что последнее представляет собой один из наиболее значимых факторов групповой интеграции, способствующих достижению групповых целей с наибольшим эффектом. За последнее время наметилось значительное возрастание интереса к проблеме лидерства. Это объясняется логикой исследований микросреды малых групп, которая с неизбежностью приводит к установлению факта групповой дифференциации, что в свою очередь позволяет увидеть значение и роль вожаков, организаторов и лидеров контактных групп. Кроме того, ход исследований структуры и динамики психологии малых групп вплотную подводит и к вопросам прикладной социальной психологии, к вопросам эффективного руководства и управления групповой деятельностью, а тем самым и к определению места и роли лидерства в структуре факторов групповой интеграции.
      Понятие и природа лидерства. Под лидерством принято понимать один из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом, детерминированный господствующими в обществе социальными отношениями. Наряду с самим явлением лидерства, предполагающим определенную связь и взаимодействие между инициатором и организатором групповой деятельности, с одной стороны, и членами группы — с другой, необходимо различать и понятие лидера. Лидер — это член группы, который спонтанно выдвигается на роль неофициального руководителя в условиях определенной, специфической и, как правило, достаточно значимой ситуации, чтобы обеспечить организацию совместной, коллективной деятельности людей для наиболее быстрого и успешного достижения общей цели.
      В характеристике самого понятия лидера групповой деятельности представляется существенным подчеркнуть несколько обстоятельств: во-первых, что лидер не выдвигается группой на соответствующий пост, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы; во-вторых, что лидер выдвигается на роль неофициального руководителя, а следовательно, с его личностью идентифицируется специфическая и не исчерпываемая системой официально общепринятых значений система групповых норм и ценностей; в-третьих, что лидер выдвигается на соответствующую роль в условиях не только специфической, но и всегда достаточно значимой для жизнедеятельности группы ситуации. 
Естественно, что для выдвижения на роль лидера группы человек должен обладать определенной совокупностью личных социально-психологических качеств, в частности достаточно высоким уровнем инициативы и активности, опытом и навыками организаторской деятельности, заинтересованностью в достижении групповых целей, информированностью о делах группы и, наконец, достаточной общительностью и личной привлекательностью с соответствующим этим качествам высоким уровнем его престижа и авторитета в группе. Из всего сказанного очевидно, что попытки объяснить природу лидерства либо только как продукт чисто индивидуальных особенностей лидера, либо только как функцию групповой деятельности, либо как функцию и результат ситуации, не являются обоснованными.

      Лидерство по своей природе является результатом одновременно как объективных (интересы, цели, потребности и задачи группы в конкретной ситуации), так и субъективных (индивидуально-типологические особенности индивида как инициатора и организатора групповой деятельности) факторов.
      Динамика лидерства. Под динамикой лидерства подразумеваются всевозможные изменения, связанные как с содержанием (статусом и типами), так и с масштабами лидерства, функционирующего как в социальной микро-, так и в макросреде.
      Применительно к микросреде, к малым группам можно говорить о различной степени устойчивости или динамичности, сменяемости лидеров, о природе и механизмах этой смены одного лидера другим. Причиной смены лидера обычно оказывается его несоответствие требованиям, нормам, целям и задачам группы. Оно может возникнуть как вследствие чрезмерной авторитарности лидера, перестающего считаться с группой, так и в результате неспособности прежнего лидера справиться с новыми, более сложными задачами групповой деятельности.
      Есть основание говорить и о других сторонах динамики лидерства как специфического социально-психологического явления, отличного от официального руководства, в частности о степени распространенности и уровне активизации лидерства в различных конкретно-исторических условиях.
      Возрастающий интерес к проблеме лидерства в зарубежной, например американской, литературе можно объяснить многими причинами, в числе которых прежде всего факт роста стихийных группировок, выходящих за рамки официальной структуры. В числе последних неофициальные группы на производстве и в быту, на улице (клики и банды), в политической сфере (массовые политические выступления и демонстрации и т. д.). Нельзя не учитывать, что сам механизм лидерства несет в себе определенный заряд противопоставления официальному руководству, системе официально культивируемых ценностей, норм и социальных значений. В некоторых случаях лидерство может рассматриваться до известных пределов и как средство восполнения определенных пробелов и пустот в официально сложившейся системе отношений руководства и подчинения.
      Типология лидерства. Весьма распространенным представлением о типах лидерства является различие лидеров по стилю руководства на авторитарный и демократический типы. Однако многообразие ситуаций, в которых обнаруживается необходимость выдвижения лидера, ставит перед исследователем вопрос о необходимости дополнения общепринятой классификации типов лидерства какими-то новыми подходами.
      Типология лидерства нуждается в значительном дополнении с учетом той многофункциональности задач и условий, с которыми приходится сталкиваться стихийно выдвигающимся организаторам групп в процессе межличностного общения с другими членами коллектива.
      Модель типологии лидерства, на наш взгляд, должна быть построена на трех различных основаниях, связанных с определением:
      а) содержания;
      б) стиля;
      в) характера деятельности лидера.
      В таком случае можно говорить о трех следующих ступенях дифференциации лидерства:
      1) По содержанию деятельности:
      а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;
      б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;
      в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором.
      2) По стилю руководства:
      а) авторитарный;
      б) демократический;
      в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.
      3) По характеру деятельности:
      а) универсальный, то есть постоянно проявляющий свои качества лидера;
      б) ситуативный, то есть проявляющий качества лидера лишь в определенной, специализированной ситуации.
      Это, в свою очередь, позволяет в гипотетическом порядке допустить существование следующих восьми типов лидеров:
      1) лидер-вдохновитель (программист) — авторитарный — универсальный;
      2) лидер-программист — авторитарный — ситуативный;
      3) лидер-программист — демократический — универсальный;
      4) лидер-программист — демократический — ситуативный;
      5) лидер-организатор (исполнитель) — авторитарный — универсальный;
      6) лидер-организатор — авторитарный — ситуативный;
      7) лидер-организатор — демократический — универсальный;
      8) лидер-организатор — демократический — ситуативный.
      Руководство относится к числу важнейших факторов социально-психологического общения и может одновременно рассматриваться как специфический способ социального контроля, организации и мобилизации групповой, коллективной и массовой деятельности во всей многообразной системе социальных отношений. Интерес к этим вопросам объясняется как необходимостью дальнейшего совершенствования существующей практики контроля и регулирования социальных процессов, потребностью в более точных и надежных средствах социального прогнозирования, проектирования и корректирования социальных изменений, так и возросшими возможностями и ролью науки в организации труда.
      Существенным фактором, стимулирующим интерес к вопросам руководства, является и все возрастающее осознание значимости момента принятия управленческого решения, от которого зависит эффективность деятельности не только отдельного руководителя, но и целых социальных организаций и институтов.
      Кроме того, актуальность проблемы руководства определяется как значимостью отношений руководства и подчинения в структуре межличностных социальных отношений, так и той ролью, которую играет сам руководитель в числе факторов, определяющих эффективность деятельности любой организации.
      Социально-психологический аспект руководства. В ряду других проблем руководства и управления менее всего исследованными остаются до сих пор те из них, которые связаны с определением места и роли человеческого, психологического фактора в общей системе организации и управления социальными процессами. За этим нередко стоит недооценка социально-психологических проблем, сведение вопросов руководства к решению чисто экономических и технических задач.
      Между тем роль психологического фактора во всей системе социальных отношений, в том числе и отношений руководства и управления, исключительно велика. Нет таких ни экономических, ни технических вопросов руководства, которые бы не требовали учета психологического фактора, мобилизации воли, сознания и энергии людей.
      Психологический фактор может рассматриваться как со стороны объекта, так и со стороны субъекта руководства и управления. С одной стороны, руководитель и организатор имеет дело прежде всего с людьми, обладающими различными психическими свойствами — различной настроенностью и готовностью к той или иной деятельности. С другой — эффективность любой социальной организации зависит от деятельности самого руководителя, его социально-психологических свойств, характерных для него приемов, навыков и стиля работы, способов обращения с людьми, уровня активности и т.д.
      Названные выше подходы к изучению психологии руководства весьма неравномерно представлены в советской и зарубежной научной литературе. Наиболее разработанным в советской психологической литературе является подход к данным вопросам, связанный с характеристикой индивидуальных свойств и качеств руководителя и организатора коллектива.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.