На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Трансформация механизма демонополизации экономики России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   Введение
   Одним из факторов, определяющих хозяйственную  динамику, является конкуренция, выступающая  основой рыночного механизма. Рынок  совершенной конкуренции должен удовлетворять следующим условиям:
• на нем  существует много производителей (продавцов), каждый из которых мал относительно рынка в целом;
• рынок  характеризуется продуктовой однородностью, то есть продукты по своим характеристикам  должны быть существенно однородными;
• покупатели должны быть хорошо информированы о  рыночном предложении;
• должен обеспечиваться свободный вход и выход на рынок, то есть должны отсутствовать рыночные барьеры;
• производители  и потребители имеют возможность  формировать независимые решения, то есть должна отсутствовать возможность  сговора между субъектами рыночной деятельности.
   Однако, очевидно, что в реальных условиях рынки свободной конкуренции  практически отсутствуют, так как  на реальных рынках все эти условия  в подавляющем числе случаев  не удовлетворяются. Обычно как производители, так и торговцы воздействуют на рыночную цену, на объемы выпускаемой продукции, вступают в гласные и негласные сговоры для контроля рыночной ситуации; государство ограничивает доступ на рынок иностранных производителей, не выполняются другие условия из рассмотренных.
   В силу указанных причин подавляющее число рынков относятся к рынкам несовершенной конкуренции. В курсе экономической теории выделяют несколько основных, довольно несхожих между собой рыночных структур (моделей):
   1) чистая конкуренция; 
   2) чистая монополия; 
   3) монополистическая конкуренция;
   4) олигополия. 
   Все три последние модели рынка представляют собой модели несовершенной конкуренции.
   Необходимость изучения рынка несовершенной конкуренции  объясняется тем, что довольно большой  объем экономической деятельности, даже в странах со сложившейся системой рыночного хозяйствования, ведется в условиях, приближенных к чистой монополии. Еще более актуальна эта проблема для современной российской экономики. Кроме того, с аналитической точки зрения изучение чистой монополии полезно для анализа и более характерных рыночных структур: монополистической конкуренции и олигополии.
   Таким образом, все вышесказанное не вызывает сомнений в актуальности темы, чему и посвящена курсовая работа.
   В первой главе своей работы я рассмотрел монополизацию российской экономики , а также ее формы , механизмы и  тенденции. Во  второй  главе  я исследовал этапы антимонопольного  регулирования  отечественной  экономики , а также  оценил результативность применяемых инструментов. Что касается третьей главы, то в ней я исследовал трансформацию механизма демонополизации России.
   Учитывая  вышесказанное, целью данной курсовой работы является изучение теоретических  и практических основ возникновения  рынков несовершенной конкуренции, а также механизм ее нейтрализации.
   К основным задачам относятся:
   - изучение сущности рынков несовершенной  конкуренции;
   - характеристика различных моделей  рынка несовершенной конкуренции;
   - изучение поведения фирм-монополистов  при определении максимальной  прибыли и оптимального объема  продаж;
   - анализ деятельности российских  монопольных компаний;
   - рассмотрение теории и практики  антимонопольной политики государства.
   В процессе подготовки данной курсовой работы я использовал учебную литературу (Капканщиков С.Г. «Макроэкономика» ,Макконел К., Брю С. Л. «Экономикс», Нуреев Р. М. «Курс микроэкономики» и другие), материалы периодической печати и Интернета. 
 

   Глава 1. Монополизация российской экономики
      Монополизация рынков, безусловно, была и остаётся одной из главных, но в месте с тем и самых неоднозначных  проблем российской экономики на современном этапе. Опыт  развитых западных стран показывает, что злоупотребление монопольной властью несёт в себе очень серьёзную опасность для рынка. И действительно, предпосылки и благоприятные условия для возникновения различных форм несовершенной конкуренции возникли ещё в период советской плановой экономики. Строго говоря, монополии были неотъемлемой частью той системы, её характерной чертой, поэтому государство не только не препятствовало, а только способствовало их появлению. Но переход к рыночной экономике, создание и развитие рыночных отношений в нашей стране, и дальнейшее её включение в систему мирового разделения труда требуют создания антимонопольного законодательства и контроля за его выполнением. Кроме того, необходимо учитывать специфику российской экономики, то есть принимать во внимание условия формирования многих рыночных структур.
   В узком смысле под термином «монополия»  подразумевается такая рыночная ситуация, при которой одна фирма  производит уникальный товар, не имеющий близких заменителей, что даёт ей возможность полностью контролировать функционирование отрасли: диктовать монопольно высокие цены, регулировать объём выпуска в зависимости от ожидаемой прибыли и обладать абсолютной информацией об условиях сбыта продукции данной отрасли. При этом подобная фирма защищена от возможной конкуренции непреодолимыми барьерами, среди которых государственные лицензии (почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги), собственность на редкие и невосполнимые ресурсы (компания «Де Бирс» на рынке алмазов), авторские права и патенты, эффект масштаба( преимущества крупного производства), а также нелегальные методы борьбы с потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения.
   Это состояние рынка является антиподом совершенной конкуренции. Однако впоследствии под этим термином стали подразумевать ситуацию, когда небольшое количество производителей контролирует большую часть рынка той или иной продукции, и поэтому имеет возможность оказывать некоторое влияние на цену товара.
   Отдельные формы и признаки проявления монополизма  отмечаются даже в тех экономических  системах, где монополии не занимают господствующего положения. Несмотря на то, что рынок и отдельные  признаки монополизма в ряде стран существовали в течение нескольких тысячелетий (с IV тысячелетия до н. э. до последней трети XIX в.), монополистические тенденции в экономике становятся господствующими только в конце XIX в.
   Возникает вопрос: какие же причины обусловили возникновение монополий? Эти причины связаны, прежде всего, с изменениями в технологическом способе производства. Предпосылкой таких изменений была промышленная революция конца XVIII — начала XIX в., возникновение новых отраслей промышленности и быстрое развитие производства во многих из них, прежде всего, в легкой промышленности вследствие появления важных технических изобретений. Изменения в технологическом способе производства привели к концентрации производства, наряду с которой интенсивно развивался процесс концентрации капитала.
   Каждый  из этих процессов развивается по своим законам. Так, концентрация производства выражает внутренне необходимые, устойчивые и существенные связи между развитием  производительных сил и процессом  концентрации, вследствие действия которых происходит растущее сосредоточение факторов производства (вещественных и личных) на крупных предприятиях. Действие этого закона с различной степенью интенсивности проявляется на всех этапах развития капитализма, движущая сила которого — конкурентная борьба. Чтобы выжить в этой борьбе, получить большую прибыль, предприниматели вынуждены внедрять новую технику, расширять масштабы производства. При этом из массы мелких и средних предприятий постепенно выделяется несколько наиболее крупных. Рано или поздно конкуренты оказываются перед альтернативой: или дальше продолжать между собой изнурительную борьбу, или достичь согласия относительно масштабов производства, цен на продукцию, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй путь, заключая между собой гласные и негласные соглашения, что является одной из наиболее характерных черт монополизированной экономики. Таким образом, возникновение предприятий-монополистов — закономерный результат развития производительных сил, эволюции рынка, действия законов конкуренции.
   Монополии возникают не только вследствие концентрации производства и капитала, но и на основе их централизации. Централизация  производства — это увеличение масштабов  производства продукции в результате объединения нескольких отдельных  предприятий в одно с установлением единого управления. Централизация капитала — это увеличение размеров капитала вследствие объединения или слияния ранее самостоятельных капиталов. Типичный пример такого объединения — акционерные компании. Сегодня в России практически все крупные, подавляющее большинство средних и даже часть мелких предприятий существуют в форме акционерных. Наиболее ярким примером крупных акционерных обществ в России являются: ОАО РАО «ЕЭС России» (Российское открытое акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России») , ОАО «Газпром» , ОАО «РЖД» и.т.д.                           
   1.1 Формы и виды монополии
   Не  следует отождествлять с монополиями  все крупные предприятия, поскольку  не всякое крупное предприятие производит подавляющее количество продукции определенного вида; монополизирует передовые вещественные и личные факторы производства; диктует свои цены на рынке; присваивает монопольно высокие прибыли, вступая в сговор с другими крупными предприятиями. Монополии проникают во все сферы общественного воспроизводства — непосредственное производство, обмен, распределение и потребление.
    Есть различные виды монополий , которые можно классифицировать на три главных:
    1) Естественная;
2) Административная;
3) Экономическая.
      Естественная монополия возникает вследствие объективных обстоятельств. Она отображает ситуацию, когда спрос на данных продукт в наилучшей степени удовлетворяется одной либо несколькими фирмами. Тут конкуренция либо невозможна , либо нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные сервисы, связь и.т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
      Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного вида деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных компаний, когда они объединяются и подчиняются различным министерствам, ассоциациям. Тут, как правило, группируются компании одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего русского союза принадлежала к более монополизированной в мире. Доминирующей там была конкретно административная монополия, до этого всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, была абсолютная монополия страны на компанию и управление экономикой , которая основывалась на господствующей государственной принадлежности на средства производства.
       Экономическая монополия является более распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на базе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о бизнесменах, которые смогли завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии компании , неизменном увеличении его масштабов методом концентрации капитала. Второй ( более стремительный ) основывается на действиях централизации капиталов, то есть на добровольном объединении либо поглощении фаворитами банкротов. Тем либо другим методом либо при помощи обеих, предприятие достигает таковых масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
       Что является предпосылкой появления и развития монополистических тенденции? По этому  вопросу в экономической литературе есть две точки зрения. По первой монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из предпочитателей  таковых взглядов – английский экономист А.Пигу. Он настаивает на том, что «монополистическая власть не возникает случайно».
       Она является логическим завершением стратегии компаний. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А.Смитом принцип экономической выгоды принуждает компании постоянно находить способности роста собственных прибылей. Одной из них, более притягательной и надежной , является создание либо достижение монопольного положения , таковым образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.
       Другой движущей силой предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как понятно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтоб выжить в таковой борьбе, получить огромные прибыли, предприниматели обязаны вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом их массы средних и малых компаний  отделяется несколько более больших. Когда это происходит , у огромнейших предпринимателей возникает альтернатива: либо продолжать меж собой убыточную конкурентную борьбу, либо придти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рыков сбыта и.т.д. Как правило, они выбирают второй вариант , который приводит к появлению сговора меж ними , что является одним из главных признаков монополизации экономики. Таковым образом, напрашивается вывод , что появление компаний-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного компании над малым.
     Современная теория выделяет три типа монополий:
    1) Монополия отдельной компании;
     2) Монополия как соглашение;
    3) Монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
    Достичь монопольного положения первым методом нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Не считая этого, этот путь к монополии можно считать «порядочным» , поскольку он предугадывает неизменное повышение эффективности деятельности, заслуги достоинства над конкурентами.
    Более легкодоступным и распространенным является путь соглашения нескольких больших компаний. Он дает возможность скоро сделать ситуацию, когда торговцы (производители) выступают на рынке «единым фронтом» , когда сводится на нет конкурентная борьба , до этого всего ценовая, клиент оказывается в безальтернативных  условиях.
        Различают пять главных форм монополистических объединений. Монополии
    монополизируют    все     сферы     публичного        воспроизводства:  обмен,
распределение и потребление. На базе монополизации сферы обращения появились простые формы монополистических объединений – картели и синдикаты.
        Картель- это объединение нескольких компаний одной сферы производства,
    участники которого сохраняют собственность на  средства  производства     и
         производственный продукт , производственную самостоятельность, и договариваются о деле в общем объеме производства, ценах , рынках сбыта.
    Очень распространены картельные соглашения, когда олигополисты вступают между собой в сговор по поводу совместной коммерческой деятельности, регулирования сбыта. Для картеля характерен договорной характер объединения  при сохранении его участниками права   собственности на свои предприятия. Тем самым, формально их хозяйственная, финансовая и юридическая обособленность сохраняется, но действуют они не самостоятельно, а по согласованию. В отечественной экономике есть примеры, когда картели выходят за рамки соглашений о единых ценах и начинают договариваться о едином качестве, ассортименте предлагаемых товаров, сервисном обслуживании. Тем самым, картельные соглашения тормозят развитие не только ценовой, но и неценовой конкуренции. Картели тормозят НТП, так как снижают у предприятий мотивационные стимулы к снижению издержек производства, к повышению качества продукции, к дифференциации ассортимента товаров. Картельные соглашения препятствуют эффективному развитию отраслей. Так как политика, построенная на монопольном росте цен, с одной стороны, оказывается в плену цепного роста издержек производства, в результате чего возможности предприятий по наращиванию объёмов производства снижаются, а, с другой стороны, в плену установок на однотипное по качеству и ассортименту предложение товаров, спрос на которые должен превышать предложение. Соглашение об образовании картеля  не всегда бывает оформлено договором. В нашей стране чаще всего картели существуют негласно. Например, в  виде секретных дополнений, приложений к официальным документам, либо в устной форме «джентльменских соглашений». Нередки случаи, когда в отечественном хозяйстве подобные соглашения достигаются в результате шантажа друг друга, т.е. в результате криминализации среды хозяйствования. Часто инициаторами картельных соглашений являются не сами предприятия – участники соглашений, а третьи лица: финансовые структуры, естественные ресурсные монополии, региональные органы власти, которые всегда находиться в тени, но извлекают из этого ощутимую выгоду. Таким образом, истоки и живучесть в отечественной экономике картелей обусловлены не только олигополистичностью отраслевой структуры хозяйствования, слабостью антимонопольного законодательства, но и неограниченными монопольными амбициями естественных монополий, финансовых структур, региональных органов власти, т.е. особенностями не только экономического, но и социально-правового и институционального устройства общества.
   Таким образом, в современных условиях функционирования отечественных отраслей, картельный (синдикатный) сбыт продукции  предприятий отрасли происходит как по причине монополизации  и мафиозной коррумпированности торговой сферы, так и в результате картельных соглашений товаропроизводителей отрасли между собой. Подобные мотивации как товаропроизводителей, так и продавцов обусловливают монопольный рост цен, падение объемов производства. Поэтому подобные отраслевые структуры нельзя признать эффективными1.
   Наиболее  ярким из всех картелей является ОПЕК. ОПЕК - Организация стран-экспортеров нефти (англ. OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) - международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. Членами организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти.
   ОПЕК  как постоянно действующая организация  была создана на конференции в  Багдаде 10-14 сентября 1960 года. Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла – инициатор создания. К этим пяти странам, основавшим организацию, позднее присоединились еще девять: Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973–1992, 2007), Габон (1975—1994), Ангола (2007). В январе 2009 года из состава ОПЕК вышла Индонезия. В настоящее время в ОПЕК входит 12 членов, с учетом изменений состава.
   Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран – участников организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.
   Недавно приступила к работе «газовая ОПЕК», как сейчас называют Форум стран — экспортеров газа.
   Основной  тезис прошедшего в Оране (Алжир) заседания Форума стран — экспортеров  газа (ФСЭГ): цена на голубое топливо  должна быть привязана к стоимости  нефти. В преддверии саммита три ведущих игрока — Россия, Алжир и Катар — обсудили газовые вопросы за круглым столом. Как заявил министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Хелиль, в настоящее время цена газа находится на уровне 13 долл. за миллион британских тепловых единиц (мера измерения в нефтегазовой промышленности), что в шесть раз меньше средней стоимости барреля нефти. «И это при условии, что газ более удобен, менее вреден для окружающей среды и имеет ряд других преимуществ», — отметил министр. «Со всех точек зрения, нет причин для того, чтобы цена газа оставалась на нынешнем уровне», — подчеркнул он.
   Эта организация была основана в 2001 году в Тегеране, но официальный статус получила в декабре 2008 года в Москве, где министры энергетики России, Тринидада и Тобаго, Ливии, Катара, Алжира подписали межправительственное соглашение. 1 октября 2009 года, после завершения процедуры ратификации документов странами-подписантами, Форум стран — экспортеров газа стал международной организацией. Форум стран — экспортеров газа объединяет 11 стран, производящих и экспортирующих природный газ, — Алжир, Боливию, Экваториальную Гвинею, Египет, Иран, Ливию, Нигерию, Катар, Россию, Тринидад и Тобаго, Венесуэлу.
   США и Евросоюз считают, что создание «газовой ОПЕК» поставит под угрозу энергетическую безопасность всего мира и позволит манипулировать ценами. И приводят пример нефтяного картеля, который вправе самостоятельно решать, сокращать добычу или нет. Ведь будучи регулятором на рынке нефти, он является последней инстанцией в вопросе цен и объемов поставок на рынок, конечно, согласно квотам. Члены Форума стран — экспортеров газа утверждают, что основная цель новой группы — наблюдение за рынком газа и проведение совместных исследований, и опровергают слухи о том, что намереваются контролировать цены2.
Чтобы исключить картельные сговоры, в  практику хозяйствования олигополий вводится ценообразование по принципу «издержки  плюс», когда используется методика определения средних издержек на единицу продукции при использовании  производственных мощностей на 75-80% и к издержкам прибавляется планируемая норма прибыли (50%)., чтобы после уплаты налогов получить прибыль на весь вложенный капитал не менее 15%.  Такой метод калькуляции цен позволяет олигополии лучше соблюдать режим экономии ресурсов и устанавливать цену на товары, приближенную к уровню общественного спроса. Как показывает зарубежный опыт, такое государственное регулирование цен для олигополий довольно эффективно, так как среди олигополий, как правило, ценовая конкуренция отсутствует, и цены отличаются крайней негибкостью. Олигополии не заинтересованы в повышении цен из-за угрозы потерять покупателей, так как другие олигополии могут не поднять цены вслед за ней, а захватить ее бизнес. Не заинтересованы олигополии и в снижении цены, так как другие олигополии могут также сыграть на понижение цен и довести ее до банкротства.
          В  России   картельные соглашения  встречается довольно редко, так  как
    российское антимонопольное законодательство запрещает   практически   все    
    (за небольшим исключением)  виды картельных соглашений. С одной стороны
это может быть и хорошо, но есть и другая сторона. В экономике  развитых капиталистических стран (США, Германии, Японии) с более совершенным антимонопольным законодательством и грамотным государственным регулированием существует много примеров, когда картели не только не приносили вреда, но и давали немалый положительный эффект.
    Так  например картельные соглашения помогают развитию малых и средних предприятий, позволяет им удержаться на плаву в конкурентной борьбе с более крупными,  облегчает им выход на внешний рынок (экспортные картели). Картели также создаются с целью преодоления производственных кризисов и восстановления баланса спроса и предложения в определенной отрасли (картель структурных кризисов). Все это конечно происходит в уловиях жесткого контроля со стороны государства , который исключает возможные негативные последствия.
    Возможно, со временем такая практика будет применятся и в нашей стране, тем более что российские малые и средние предприятия очень нуждаются в поддержке.
     Синдикат -  это объединение  ряда  компаний   одной    отрасли   индустрии,
    участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют
    собственность на произведенный  продукт,  а  это  означает,  что  сохраняют
    производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдиката
    сбыт продукта осуществляется общей сбытовой конторой.
                В дореволюционной России действовали такие синдикат как «Продамет», «Продуголь» , «Медь», концентрировавшие сбыт подавляющей (до 90%) массы продукции соответствующих отраслей. В современных условиях синдикат как форма монополистических соглашений отраслевого характера утрачивает своё значение.
      Более сложные формы монополистических объединений появляются тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На данной базе возникает таковая более высокая форма монополистических объединений как трест.
     Трест — это объединения ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого объединяют производство, сбыт, финансы, управление. На сумму вложенного капитала владельцы отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли.
     В прошлом в России тресты  получили распространение в сахарной, металлургической и некоторых  других отраслях промышленности , в строительстве. Создавались  и международные тресты. Для ограничения  некоторых видов деятельности трестов в индустриально развитых странах запада было введено антитрестовское законодательство. Под влиянием антитрестовского законодательства формы монополий претерпели изменения. В современных условиях тресты утратили свое значение как организационная форма управления промышленностью.
     На смену трестам пришел  многоотраслевой концерн- объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и изготовленный продукт, а главная фирма осуществляет контроль за другими участниками объединения.
     Наиболее яркими примерами концерна  в Российской Федерации является ОАО «Концерн Росэнергоатом» ( Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях ) в состав которого входят 10 атомных станций , ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» ( производство военной техники в области противовоздушной и противоракетной обороны), в состав которого входят 46 промышленных и научно-исследовательских предприятий и организаций , ОАО «Концерн Калина» ( производитель парфюмерии, косметики и бытовой химии в России) , состоящий из 188 компаний-дилеров и многие другие.
     Существуют отрасли, в которых сильно монополизированная структура, а зачастую и абсолютная монополия, является экономически обоснованной. Такой вид рыночной структуры называется естественной монополией.
     В соответствии со ст.3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»  «естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».
   При этом деятельность субъектов естественных монополий осуществляется в следующих сферах:
    транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
    транспортировка газа по трубопроводам;
    железнодорожные перевозки;
    услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
    услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
    услуги по передаче электрической энергии;
    услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
    услуги по передаче тепловой энергии;
    услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей3.
   Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий  образуются федеральные органы исполнительной власти, которые вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.
   Таким образом, естественная монополия как объект государственного регулирования — это сфера экономической деятельности, где конкуренция  или экономически неэффективна, или невозможна в силу специфики технологического процесса производства товаров (услуг), или противоречит интересам общества (государства)4
     Наиболее ярким примером естественной монополии в Российской Федерации является ОАО «Газпром». ОАО «Газпром» - это монополист, основной круг интересов которого распространяется на геологоразведку, добычу, транспортировку, хранение, потребление и реализацию газа. Также в оперативном управлении в руках монополиста сосредоточены компании нефтедобычи, энергетики и других компаний промышленно-финансовой сферы; 50% + 1 акция находятся в руках государства; он обладает 25 % мировых запасов газа и 60 % национальных, что составляет более чем трлн. м3 и ставит его в положение стратегического игрока среди представителей развитых и развивающихся рынков в период усиления интеграционных процессов. Добыча газа составляет 20 % в мировом масштабе и 85 % в национальном.

   Национальный  газовый монополист ориентирован в  основном на экспорт, выход на внешние рынки и укрепление транснациональных связей. Это обусловлено, во-первых, темпами развития корпорации: постоянная разведывательная деятельность приводит к новым разработкам и увеличению добычи, диверсификация деловой активности выводит Газпром на новые рынки, на новых потребителей, новые условия ведения бизнеса; во-вторых, экономической целесообразностью. Внутри РФ и со смежными странами, странами СНГ, взаиморасчеты происходят на льготной основе, что выводит Газпром в ранг «государственной корпорации», но наряду с этим лишает его прибылей. Со странами дальнего зарубежья (в большей степени это Европа) цены на газ устанавливаются  с учетом рыночных коэффициентов, что значительно отличается от цен со странами СНГ. Это обстоятельство ориентирует на укрепление связей с Европой, увеличение объемов поставок газа, расширение предоставляемых услуг; в-третьих, тем, что укрепление связей с хозяйственными контрагентами других стран не только выводит российскую газовую ТНК на мировую арену, но и позволяет укрепить национальные экономические связи с остальным миром в целом и позволить отдельным хозяйствующим субъектам, пользуясь открытостью экономики и проложенным Газпромом маршрутом, выходить на внешние рынки5.
   Финансовые  показатели, достигнутые национальным газовым монополистом, в докризисный период были оптимистичными и внушающими уверенность в будущее. Рыночная оценка акций выросла почти в 10 раз за период 2003-2008 гг. Это обусловливалось не только некоторой рыночной недооцененностью акций, но и успешным хозяйственным функционированием на рынке. Цена акций с периода 21 ноября 2003 г. до 16 мая 2008 г. изменилась с 36, 61 руб. за одну акцию до 356, 26 за одну акцию6.
   Вместе  с тем кризис мировой финансовой системы не обошел российского монополиста, акционерный капитал Газпрома потерял в стоимости около 60 %.
   Но  кризис затронул не только Газпром. Падение мировых цен на сырье и промышленный спад больно ударили по всем российским монополиям, которые считались основой отечественной экономики.
   Добыча  газа и объем грузоперевозок по железным дорогам снизились с начала года более чем на 19%, а выработка электроэнергии сократилась почти на 6%. При этом возросли неплатежи за электроэнергию. Но главной опасностью кризиса монополий экономисты считают резкое сокращение инвестиций, которое не позволит России быстро преодолеть спад экономики.
   Потребление электроэнергии в России за пять месяцев 2009 года, по предварительным данным, упало на 5,86%. Динамика по регионам очень разнообразная. Так, в Марий Эл потребление снизилось на 25%, а в Амурской области – выросло на 2,5%. «Самое значительное снижение потребления электроэнергии наблюдается в промышленно развитых регионах. Так, в объединенной системе Урала за четыре месяца падение потребления составило 8%, в системе Средней Волги – 10,8%. В Московском регионе потребление выросло, однако в целом в объединенной энергосистеме Центра снижение все равно составило 5,7%», – отмечает генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян.
   В связи с кризисом упала платежная  дисциплина на оптовом и розничных  рынках электроэнергии. Так, под данным Министерства энергетики, задолженность на оптовом энергорынке в настоящее время достигает 28,3 млрд. руб., а на розничных – 96,6 млрд. руб.
   Между тем падение производства в электроэнергетике  можно считать относительно небольшим  на фоне спада в газодобыче и на железных дорогах. В январе–мае 2009 года Россия снизила добычу газа на 19,3%. А падение погрузки на Российских железных дорогах достигло за четыре месяца 26%. Одновременно более чем на 10% упали и пассажирские перевозки, из-за чего Российские железные дороги сократили движение пассажирских поездов.
   Падение спроса на услуги естественных монополий  вынуждает их сокращать инвестиционные программы. А это уже чревато серьезными проблемами на более длительную перспективу при росте спроса, связанном с выходом экономики из кризиса. Между тем сокращение инвестиций для некоторых монополий оказалось почти двукратным. ОАО «РЖД» сократило свою инвестиционную программу с 442 до 252 миллиардов рублей, ОАО «Мосэнерго» сократило инвестиционную программу в 2,5 раза.
     «Однако газовая промышленность оказалась одной из наиболее пострадавших от последствий кризиса среди всех отраслей российского ТЭК. Наибольший удар был нанесен по самой прибыльной статье доходов «Газпрома» – экспорту, который обвалился в первом квартале разом на 56,2%. Одна только Украина снизила импорт газа на 40%», – отмечает руководитель отдела исследований газовой отрасли ИПЕМ Алексей Белогорьев.
   По  его словам, на первый план для «Газпрома» сегодня выходит угроза инвестиционного дефицита. «Экономический кризис пришелся на самое начало одного из крупнейших инвестиционных циклов в истории отечественной газовой отрасли, сопоставимого по масштабам только с ударной социалистической стройкой 1960–1970-х годов. Суммарный объем необходимых инвестиций в отрасль на ближайшие 20 лет превышает полтриллиона долларов. За этими гигантскими цифрами стоят крупнейшие энергетические проекты 2010–2020-х годов: разработка месторождений Ямала, шельфа северных морей, Восточной Сибири и Дальнего Востока, прокладка новых трубопроводных маршрутов и развитие инфраструктуры сжижения газа. И все эти проекты должны начинаться фактически с нуля. Отказ от этих проектов или их несвоевременный ввод в эксплуатацию грозит возникновением масштабного дефицита газа на внутреннем рынке уже во второй половине 2010-х годов», – предупреждает Белогорьев.
   Естественные  монополии – такие же субъекты рыночной экономики, как и другие предприятия, только обладают некоторыми особенностями, которые ставят их в исключительное положение. Особенности естественных монополий как объекта государственного регулирования заключаются в высоком уровне концентрации основного капитала, требующего крупных масштабов для эффективного функционирования; сложных инфраструктурных взаимодействиях со всеми секторами экономики; особой социальной значимости отраслей естественных монополий; влиянии на конкурентоспособность страны. Вышеперечисленные свойства усиливают необходимость государственного регулирования деятельности естественных монополий, а в условиях российской экономики обусловливают необходимость сохранения их в собственности государства7.
   Поэтому полная приватизация естественных монополий и ускоренная их либерализация представляется преждевременной. Экономика пока не готова к такому реформированию: ее слабая управляемость не способствует передаче естественных монополий в частные руки; низкие доходы населения препятствуют рыночному регулированию цен на продукцию естественных монополий; незавершенность институциональной трансформации также предполагает сохранение естественных монополий в собственности государства. Государственная собственность – это тот инструмент регулирования деятельности естественных монополий, который на данном этапе развития рыночных отношений в России позволяет завершить рыночные реформы в других сферах экономики, сохранить стабильность и нивелировать социальную напряженность8. 

   Глава 2. Этапы антимонопольного регулирования отечественной экономики: оценка результативности применяемых инструментов
   Появление  хозяйственных  объединений различного масштаба, укрепление деловых связей между некоторыми представителями  бизнеса, косвенная, а в некоторых  случаях  и прямая поддержка со стороны государства, реализация  схем  монополизации и концентрации капиталов искажают  справедливую составляющую конкурентного рынка. Государство, как верховный арбитр национальной экономики, вмешивается  в рыночное функционирование с тем, чтобы устранить превосходство, в главной степени, искусственного, хищнического, заговорщицкого характера отдельных участников конкурентной, монопольной гонки за прибылью и восстановить  паритет социально-экономической ответственности бизнеса перед обществом, интересов потребителя и производителя.
   В России проблема защиты конкуренции  активно стала обсуждаться с  момента начала проведения перестроечных  реформ и развала СССР. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» 1991 г. положил основу демонополизации «молодого» рынка России. Реально оградить конкуренцию от монополистической дискриминации не получилось, карательные меры не перенеслись и состояния «де-юре» в «де-факто». Монополистические объединения в сырьевых отраслях и в сфере услуг, имея сильную поддержку со стороны власти, лоббирующей интересы «большого бизнеса», уходили от наказаний в первые годы структурных реформ России.
   Затем с целью развития конкуренции  в национальном масштабе в 2006 г. принимается  федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Этот закон объединил два ранее действовавших закона - Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». При этом в Законе о защите конкуренции не просто формально включены положения двух законов, но и введено много принципиально новых для российского антимонопольного законодательства институтов, концептуально изменены подходы к отдельным ключевым понятиям, процессуальным и процедурным инструментам, действовавшим ранее. Главными целями данного закона стали: контроль за доминирующими компаниями отраслей; развитие конкуренции, пресечение недобросовестной конкуренции; ограничение, регулирование и пресечение деятельности существующих монополий, жесткий контроль за появлением новых; недопущении дискриминации цен, установления монопольно низкой и высокой цены; защиты прав потребителей; осуществление государственной и муниципальной помощи. При этом введем некоторые понятия:
    недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;
    монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;
    доминирующее положение - положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам9.
     В конце августа 2009 года вступили  изменения, внесенные в антимонопольное  законодательство в рамках «второго  антимонопольного пакета».
   Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игорь Юрьевич Артемьев заявил, что одно из главных достижений модернизации антимонопольного законодательства, начатой в 2006 году, является то, что сейчас в законе четко прописаны определение понятий «монопольно высокая цена» и «монопольно низкая цена». Теперь при определении монопольно завышенной цены используется как затратный метод исследования (оценка суммы необходимых расходов для производства товара), так и «метод сопоставимых рынков» (сравнение с ценой, установленной в условиях рыночной конкуренции). Более того снижается порог доминирования на рынке. Если крупнейшая компания на рынке начинает диктовать свои условия и все остальные вынуждены под нее подстраиваться, то действия такой компании могут быть расценены как наущающие антимонопольное законодательство. Но при наличии определенных условий. Например, если субъект может оказывать решающее воздействие на продвижение товара на рынке. Таким образом, практически снят 35-процентный порог доминирования рыночной властью, закрепленный ранее. Также цель принятия  «второго антимонопольного пакета» состоит в том, что в нем предусмотрен ряд ограничений для чиновников. Например, запрет на профессию, запрет на установление ограничивающих конкуренцию соглашений с отдельными своими компаниями, запрет на введение в действие нормативных актов, ограничивающих свободное предпринимательство. Кроме того, введены большие штрафные санкции для чиновников за нарушение антимонопольного законодательства10. Поправки в закон помогут бороться с таким злостным нарушением, как картельный сговор. «Картели наносят огромный вред экономике страны и гражданам и караются «оборотным штрафом для компаний. Вместе с тем мы предусмотрели возможность избежать наказания для тех компаний, которые добровольно заявили в ФАС об участии в антиконкурентных соглашениях и отказались от дальнейшего участия в них. Это так называемая программа смягчения ответственности в действии. За последние два года этой программой воспользовалось около 500 компаний. Мы освобождали от ответственности все компании, которые к нам приходили. Нам удалось очистить рынки от картелей, особенно это заметно на финансовых рынках. Но переходный период закончился. Теперь от наказания будет освобождаться только первая обратившаяся к нам компания. Всем остальным грозит «оборотный» штраф или уголовная ответственность. Такая практика действует в США и в странах Евросоюза. Именно от первого участника сговора, обратившегося в антимонопольные органы, мы получаем максимальную помощь в раскрытии схемы, остальные ничего нового нам не скажут. Однако сегодня и они освобождаются от ответственности, поэтому чувствуют свою безнаказанность»,  - отмечает Игорь Юрьевич Артемьев11.
   Институциональную среду антимонопольного регулирования  также составляют законы № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»,  № 38-ФЗ «О рекламе», № 147-ФЗ « О естественных монополиях» и № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Все перечисленные акты по средствам процесса унификации законодательства, направленного на построение, защиту и развитие конкуренции на национальном рынке РФ, устанавливают правила делового поведения хозяйствующих субъектов независимо от отрасли, размеров бизнеса, страны юридической регистрации, доли рынка и т.д.
   В РФ все же антимонопольное регулирование  находится в зачаточном состоянии  в силу различных причин, одной из которых является лоббирование в правительственных кругах интересов крупного бизнеса, другой же – несовершенство конкурентного законодательства. Не всегда и не все корпорации несут ответственность за ценовую дискриминацию, за злоупотребление доминирующим положением на рынке, за недобросовестную конкуренцию, за обман потребителей.
   Не  функционирует система гибкой и  своевременной реакции на нарушение  конкурентных преимуществ. Усугубляется этой связью бизнеса и власти, их общих интересов. Страдает, в первую очередь, малый и средний бизнес, отсюда вытекает проблема инновационного застоя, сжатия объемов предпринимательского капитала в масштабах всей страны, рентабельность увеличивается не за счет сокращения себестоимости и роста производительности труда, а за счет проворности монополистического механизма.
   Национальная  конкурентоспособность хромает, что  позволяет импортным товарам  успешно конкурировать на внутреннем национальном рынке России не дает повода даже помышлять о конкуренции  товаров нашего реального сектора экономики на внешних рынках12
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.