На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственное регулирование внешней торговли: теоретические аспекты и таможенная политика.

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное регулирование внешней  торговли
Введение
     Вопрос  о государственном  регулировании внешней  торговли открыт еще  со времен меркантилистов и до сих пор  не получил однозначного ответа. С одной  стороны каждая страна нуждается в развитие торгово-политических отношений с другими странами и в их поддержке, а с другой стороны, на этапе развития своих экономических производственных мощностей национальные производители нуждаются в защите своих интересов и в поддержке государства.
     Невозможно  полностью исключить из международной торговли элементы государственного регулирования, но также нельзя допустить, чтобы они мешали развитию торговли между странами. Активное участие государства во внешней торговле, несомненно, обосновано и несет в себе определенные преимущества, однако, вместе с тем, оно способствует повышению цен, несовершенной конкуренции, и мешает развитию международной торговли в целом.
1. Теоретические аспекты  государственного  регулирования внешней  торговли
1.1 Торгово-экономическая  политика стран  и торговые ограничения
     Внешнеторговая  политика – государственная экономическая политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт. Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики. В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.
     Свобода торговли (free trade) – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
     Протекционизм (protectionism) – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
     Дилемма, что лучше – протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными – предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция – страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.
     Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой – это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися – это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой – это товары традиционного экспорта.
     Развитие  протекционистских тенденций позволяет  выделить несколько форм протекционизма:
    селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
    отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
    коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
    скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.
1.2 Инструменты торговой  политики
     В рамках торговой политики тесно переплетаются  экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает  преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.
     Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.
     Основная  задача государства в области  международной торговли - помочь экспортерам  вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.
2. Методы регулирования  внешней торговли
2.1 Тарифные методы  регулирования внешней  торговли
 
   В зависимости  от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные  ее инструменты или различное  сочетание последних. Применяемые  во внешней торговле инструменты  объединяются в 2 основные группы: 

    тарифные  ограничения (таможенные пошлины);
 
    нетарифные  ограничения.
 
   Тарифное  регулирование связано с введением таможенных тарифов и пошлин.  

   Таможенный  тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу страны. Он выполняет несколько функций: 

    защищает  национальных производителей от иностранной  конкуренции;
 
    является  источником поступления средств  в бюджет государства;
 
    служит  средством улучшения доступа  национальных товаров на зарубежные рынки.
 
   Таможенная  пошлина — налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства. Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу. 

   При классификации  таможенных тарифов используются различные критерии: 

    По направлению  движения товара:
 
      импортные — на товары, ввозимые в страну;
 
      экспортные  — применяются к вывозимым  из страны товарам (используются редко, как правило, к товарам, которых  в стране недостаточно, или на продукты нефтепереработки);
 
      транзитные  — за провоз иностранного товаров  по территории данной страны.
 
    По способам установления:
 
      адвалорные  — взимаемые в виде процента от стоимости облагаемого товара;
 
      специфические — твердая денежная ставка с единицы  веса, объема, количества, мощности и т.д.;
 
      смешанные — комбинации адвалорных и специфических  пошлин.
 
    По целям  введения:
 
      преференциальные (пониженные) — для создания благоприятных  условий торговли каким-либо товаром  или с какой-либо страной;
 
      дискриминационные (повышенные) — ответные на определенные действия партнера;
 
      компенсационные — в ответ на субсидирование экспорта в других странах;
 
      антидемпинговые — для выравнивание цен до уровня, считающегося нормальным.
 
    В зависимости  от экономических целей и результатов:
 
      фискальные  — для увеличения притока денег в государственную казну;
 
      протекционистские — для защиты национального производства от более конкурентоспособной зарубежной продукции.
 
     В середине 50-х гг. средняя величина таможенных пошлин в европейских  странах и США составляла 30—40%; в 70-х гг. — 7—10%; в конце 90-х гг. в промышленно развитых странах — 3—5%, в России — 13—16%. 

     Вместе  с тем величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого стране. В международной практике различают режим наибольшего благоприятствования — это нормальные условия торговли, при которых данная страна предоставляет другой стране такие же условия, как и любой из третьих стран, и таможенная пошлина равна базовой. Это главный принцип ГАТТ/ВТО, и страны-члены данной организации должны его автоматически соблюдать.
2.2 Нетарифные методы  регулирования внешней  торговли
     Зачастую  перед правительством возникает  альтернатива: какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Например, куда проще ограничить импорт стали до 3 млн. т путем введения количественного ограничения импорта в размере 3 млн. т, чем высчитывать ту ставку импортного тарифа, которая позволит снизить импорт до желаемой величины. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО).
     Квотирование — количественные ограничения в стоимости или физическом выражении, которые устанавливаются, как правило, на экспорт или импорт того или иного вида продукции правительством в одностороннем порядке или в результате переговоров и соглашений. Разновидностью квот является «добровольное ограничение экспорта» — форма самоограничения поставок, фактически навязываемая иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышения цен. 
 

     Лицензирование — выдача хозяйствующим субъектам спец. разрешений на экспортно-импортные операции. Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты. 

     Эмбарго — полный запрет на проведение экспортно-импортных операций по отношению к определенной стране (группе стран), отдельным видам продукции или к тому и другому одновременно. 

     Валютные  ограничения — регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями, они являются частью валютного контроля государства. Примером может служить обязательная продажа экспортерами РФ части валютной выручки. 

     Налоги  на экспортно-импортные  операции — ими облагаются ввозимые товары, наряду с таможенными пошлинами. 

     Импортные депозиты — форма залога, который импортер должен внести в банк в национальной или иностранной валюте перед закупкой товара за рубежом в определенной доли к стоимости импортируемого товара (в РФ — 100%). 

     Меры  экономического стимулирования экспорта — государственное субсидирование, льготное кредитование, страхование. 

     Административные  барьеры — ограничения, касающиеся потребительских свойств товаров, продаваемых на национальном рынке, и условий их производства и реализации, например, технические стандарты, санитарные нормы, требования к упаковке и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таможенная  политика 

Введение 

     Таможенная  политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.  

     Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов государства принадлежит  таможенной службе - одному из базовых  институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.  

     Путем разумных протекционистских мер  таможенная служба оберегает национальную промышленность.  

     В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала " открытой ", а  государственные границы " прозрачными " или во многих местах " размытыми ", гораздо более сложной и  масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.  

     В ее обеспечении зоной ответственности  таможенной службы является сфера внешнеэкономической  деятельности государства. 

     Главными  направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля. 

    Таможенная  политика
      
     Таможенная  Политика - составная часть внутренней и внешней политики государства, комплекс мер, осуществляемых в целях обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, участия в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка, стимулирования развития национальной экономики. В Российской Федерации осуществляется единая Т.п., являющаяся составной частью таможенного дела, а тж. внутренней и внешней политики РФ. Т.п. включает деятельность государственный органов по применению таможенных пошлин и таможенных сборов, а тж. таможенных процедур и других средств для достижения определенных экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей. Основные средства осуществления Т.п.: система экономических инструментов таможенного регулирования, участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и таможенных конвенциях (соглашениях), установленный режим прохождения грузов через границу, сеть государственный органов таможенного контроля, необходимые законодательные нормы таможенной деятельности. Целями таможенной политики РФ являются: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики РФ, а тж. иные цели, определяемые Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии с ТК РФ и другими законодательными актами РФ. РФ стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в РФ развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.  

     2. Функциональное представление таможенной политики 

     Раскрытие содержания понятия "таможенная политика" имеет принципиальное значение, поскольку  оно должно определять ее место и роль в системе государственной политики, взаимосвязи с другими политиками, ее субъекты, объекты, методы и средства реализации. При разработке таможенных кодексов СССР и Российской Федерации в 1990-1993 гг. и работе над совершенствованием ТК РФ понятие "таможенная политика" было в центре внимания и становилось предметом неоднократного обсуждения учеными и руководящими работниками таможенного ведомства почти на всех научно-практических конференциях, посвященных проблематике таможенного дела. В результате были предложены следующие определения таможенной политики: 

     1. Таможенная политика - это выработанные  государством экономические и  административные меры: таможенные  правила, методы и средства  их применения в процессе регулирования  движения товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурса на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики, наполнения государственного бюджета укрепления мирохозяйственных связей. 

     2. Таможенная политика - это осуществляемая  государством система экономических и административных мер, таможенных правил и процедур, регулирующих движение через таможенную границ товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики, ее интеграции в мировую экономику наполнения доходов государственного бюджета. 

     3. Таможенная политика - это осуществляемая  государством система мер, правил  и процедур, регулирующих движение  товаров через таможенную границу  в интересах национальной экономики. 

     4. Таможенная политика - это система  государственных мер и таможенный  инструмент, направленный на регулирование  внешней торговли и на защиту  экономических интересов государства. 

     5. Таможенная политика - это система  экономических и административных мер, призванная содействовать, с одной стороны, гармоничному вхождению экономики России в сложившуюся систему мирохозяйственных связей, с другой стороны - гармоничному развитию внутренней экономики, в том числе средствами "разумного протекционизма". 

     6. Таможенная политика - это система  экономических, юридических и  организационных мер, направленных  на защиту национальных интересов  России. 

     7. Таможенная политика - это реализация  экономической политики государства  методами и средствами таможенного регулирования, неизменными составляющими которого являются таможенные платежи и таможенный контроль. 

     8. Таможенная политика - это совокупность  мер по регулированию внешнеэкономической  деятельности, определяемых целями  правительства в области национальной экономики, населения и территории страны. 

     9. Таможенная политика - это стратегическая  линия государства, связанная  с ввозом (вывозом) продукции. 

     10. Таможенная политика - это принципы  поведения правительства в сфере  таможенного дела, закрепленные в законодательных актах государства. Эти принципы касаются трех аспектов жизни страны: 

      создания  условий для развития национальной экономики;
 
      защиты  населения и природной среды  от импорта вредных и опасных  товаров и отходов производства;
 
       наполнения доходной части бюджета.
 
     11. Таможенная политика есть разработка  принципов, стратегических целей  государственной политики, а также  определенных методов, средств  и форм (мер) их достижения через  деятельность таможенных органов. 

     12. Таможенная политика - это определение стратегических целей и принципов общегосударственной политики и их реализация с помощью мер (методов, средств, форм), применяемых в таможенных органах. 

     13. Таможенная политика - это определенная, функционально присущая таможенным  органам, деятельность в интересах государства. 

     14. Таможенная политика - это разработка  и реализация законодательной  основы, развитие структуры органов  таможни с целью обеспечения  оптимального регулирования внешней  торговли материальными, трудовыми,  интеллектуальными и другими ресурсами, извлечение максимальной налоговой прибыли, при соблюдении условий всесторонней защиты экономических, социальных и других интересов своего государства и учете интересов стран - торговых партнеров. 

     15. Таможенная политика - это выработанные государством экономические и административные меры, таможенные правила, методы и средства их применения в процессе регулирования движения товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики, наполнения государственного бюджета, укрепления мирохозяйственных связен. 

     16. Таможенная политика - составная  часть внутренней и внешней  политики государства, комплекс  мер, осуществляемых в целях  обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, участия в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка, стимулирования развития национальной экономики. 

     17. Таможенная политика - это система политико-правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов в целях динамичного осуществления политических и социально-экономических преобразований в условиях формирования рыночных отношений. 

     3. Субъекты таможенной политики 

     К субъектам таможенной политики относятся  законодательные и исполнительные органы государства: институты таможни, правовые и административные институты  власти, а также группы интересов и группы политики, связанные с внешнеэкономической сферой деятельности. К ее объектам относятся участники ВЭД, социальные слои, группы, на которых распространяется или оказывает воздействие таможенная политика. 

     К субъектам таможенной политики, формирующим ее, прямо или косвенно принимающим участие в се реализации, относятся: 

     А. Органы общей компетенции: Президент, Федеральное собрание, Правительство  РФ (утверждение целевых программ, заключение международных договоров  в сфере ВЭД, принятие мер по защите внутреннего рынка, установление постановлением Правительства РФ ставок таможенного тарифа).  

     Б. Специальные государственные органы: 

     1. Министерство торговли РФ и  институт уполномоченных Минторга  в регионах, в функции которых  входят: 

       государственное  регулирование ВЭД (формирование  нормативно-правовой базы, организация  импортных поставок для государственных  нужд, контроль за обеспечением  государственных интересов);
 
       координация  действий российских участников  ВЭД (разработка мер по совершенствованию внешнеэкономической политики);
 
       оценка  состояния и прогноз ВЭД;
 
       создание  благоприятного режима для внешнеэкономического  сотрудничества.
 
     2. Министерство экономики РФ. 

     3. Министерство финансов РФ. 

     4. Министерство науки и технологий РФ. 

     5. Министерство транспорта РФ. 

     6. МПС РФ. 

     7. Государственный таможенный комитет  РФ и его система. 

     8. Федеральная служба по валютному  и экспортному контролю (контроль  лицензирования и аудиторские  проверки). 

     В. Содействующие организации: 

     1. Торгово-промышленная палата с входящими в нее региональными отделениями и представительствами за рубежом и относящимися к этой системе внешнеэкономическими предприятиями: Союзэкспертиза, Российское агентство рисков, отраслевые объединения производителен и экспортеров при Минторге и ряд других; смешанные торговые палаты. 

     2. Банки: Банк внешней торговли, Экспортно-импортный банк РФ, Российский  банк реконструкции и развития. 

     3. Ассоциации делового сотрудничества  с зарубежными странами. 

     4. Неправительственные и негосударственные международные организации: Международная торговая палата; экономические форумы; институты ООН, регулирующие ВЭД: ВТО ГАТТ, МВФ, ЮНКТАД (конференция ООН по торговле и развитию), Всемирная таможенная организация, а также международные советы, международные консультативные комитеты и группы, действующие под эгидой ООН. Эти международные структуры формируют механизмы международного регулирования и координации в сфере таможенного дела, настраивающиеся на интересы доминирующих субъектов геополитики и геоэкономики, и реализуют институционально-экономические формы организации потоков трансграничных перемещений и контроля за ними. 

     4. Структура таможенной политики 

     В таможенной политике необходимо различать  идеологическую, правовую, организационную, экономическую, реализационную и политическую (конфликтно-консенсусную) составляющие. 

     Целостность, развитие и реализация таможенной политики обеспечиваются сбалансированностью  ее внутренних компонент, а также  взаимодействием и сбалансированностью  ее отношений с внешней средой. 

     С точки зрения реализационного подхода  в таможенной политике выделяют следующие  основные составляющие: правовую (властную), организационную (институциональную), экономическую, психоэтическую, технико-технологическую, коммуникационную. 

     Правовая  составляющая: обретение, удержание  и использование государственной  власти в сфере регулирования  ВЭД. С этой точки зрения таможенная политика - система, комплекс мер, правил регулирования, способов упорядочения ВЭД посредством нормативно-законодательной базы и мерами административно-властного характера, которыми наделены таможенные органы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.