Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственное регулирование внешней торговли: теоретические аспекты и таможенная политика.

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.9.2014. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное регулирование внешней  торговли
Введение
     Вопрос  о государственном  регулировании внешней  торговли открыт еще  со времен меркантилистов и до сих пор  не получил однозначного ответа. С одной  стороны каждая страна нуждается в развитие торгово-политических отношений с другими странами и в их поддержке, а с другой стороны, на этапе развития своих экономических производственных мощностей национальные производители нуждаются в защите своих интересов и в поддержке государства.
     Невозможно  полностью исключить из международной торговли элементы государственного регулирования, но также нельзя допустить, чтобы они мешали развитию торговли между странами. Активное участие государства во внешней торговле, несомненно, обосновано и несет в себе определенные преимущества, однако, вместе с тем, оно способствует повышению цен, несовершенной конкуренции, и мешает развитию международной торговли в целом.
1. Теоретические аспекты  государственного  регулирования внешней  торговли
1.1 Торгово-экономическая  политика стран  и торговые ограничения
     Внешнеторговая  политика – государственная экономическая политика, оказывающая влияние на внешнюю торговлю посредством налогов, субсидий и прямых ограничений на импорт и экспорт. Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит от экспорта и импорта, государство в законодательном порядке устанавливает определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики. В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.
     Свобода торговли (free trade) – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения.
     Протекционизм (protectionism) – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
     Дилемма, что лучше – протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными – предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция – страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.
     Правда, при этом современный протекционизм концентрируется в относительно узких областях. В отношениях развитых стран между собой – это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися – это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой – это товары традиционного экспорта.
     Развитие  протекционистских тенденций позволяет  выделить несколько форм протекционизма:
    селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
    отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;
    коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
    скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.
1.2 Инструменты торговой  политики
     В рамках торговой политики тесно переплетаются  экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает  преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.
     Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.
     Основная  задача государства в области  международной торговли - помочь экспортерам  вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится, прежде всего, к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.
2. Методы регулирования  внешней торговли
2.1 Тарифные методы  регулирования внешней  торговли
 
   В зависимости  от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные  ее инструменты или различное  сочетание последних. Применяемые  во внешней торговле инструменты  объединяются в 2 основные группы: 

    тарифные  ограничения (таможенные пошлины);
 
    нетарифные  ограничения.
 
   Тарифное  регулирование связано с введением таможенных тарифов и пошлин.  

   Таможенный  тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу страны. Он выполняет несколько функций: 

    защищает  национальных производителей от иностранной  конкуренции;
 
    является  источником поступления средств  в бюджет государства;
 
    служит  средством улучшения доступа  национальных товаров на зарубежные рынки.
 
   Таможенная  пошлина — налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства. Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу. 

   При классификации  таможенных тарифов используются различные критерии: 

    По направлению  движения товара:
 
      импортные — на товары, ввозимые в страну;
 
      экспортные  — применяются к вывозимым  из страны товарам (используются редко, как правило, к товарам, которых  в стране недостаточно, или на продукты нефтепереработки);
 
      транзитные  — за провоз иностранного товаров  по территории данной страны.
 
    По способам установления:
 
      адвалорные  — взимаемые в виде процента от стоимости облагаемого товара;
 
      специфические — твердая денежная ставка с единицы  веса, объема, количества, мощности и т.д.;
 
      смешанные — комбинации адвалорных и специфических  пошлин.
 
    По целям  введения:
 
      преференциальные (пониженные) — для создания благоприятных  условий торговли каким-либо товаром  или с какой-либо страной;
 
      дискриминационные (повышенные) — ответные на определенные действия партнера;
 
      компенсационные — в ответ на субсидирование экспорта в других странах;
 
      антидемпинговые — для выравнивание цен до уровня, считающегося нормальным.
 
    В зависимости  от экономических целей и результатов:
 
      фискальные  — для увеличения притока денег в государственную казну;
 
      протекционистские — для защиты национального производства от более конкурентоспособной зарубежной продукции.
 
     В середине 50-х гг. средняя величина таможенных пошлин в европейских  странах и США составляла 30—40%; в 70-х гг. — 7—10%; в конце 90-х гг. в промышленно развитых странах — 3—5%, в России — 13—16%. 

     Вместе  с тем величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого стране. В международной практике различают режим наибольшего благоприятствования — это нормальные условия торговли, при которых данная страна предоставляет другой стране такие же условия, как и любой из третьих стран, и таможенная пошлина равна базовой. Это главный принцип ГАТТ/ВТО, и страны-члены данной организации должны его автоматически соблюдать.
2.2 Нетарифные методы  регулирования внешней  торговли
     Зачастую  перед правительством возникает  альтернатива: какой инструмент торговой политики – тарифный или нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Например, куда проще ограничить импорт стали до 3 млн. т путем введения количественного ограничения импорта в размере 3 млн. т, чем высчитывать ту ставку импортного тарифа, которая позволит снизить импорт до желаемой величины. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО).
     Квотирование — количественные ограничения в стоимости или физическом выражении, которые устанавливаются, как правило, на экспорт или импорт того или иного вида продукции правительством в одностороннем порядке или в результате переговоров и соглашений. Разновидностью квот является «добровольное ограничение экспорта» — форма самоограничения поставок, фактически навязываемая иностранному экспортеру под угрозой применения более жестких запретительных мер. Такое самоограничение практикуется в виде сокращения поставок, уменьшения их ежегодного прироста или повышения цен. 
 

     Лицензирование — выдача хозяйствующим субъектам спец. разрешений на экспортно-импортные операции. Лицензирование используется многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты. 

     Эмбарго — полный запрет на проведение экспортно-импортных операций по отношению к определенной стране (группе стран), отдельным видам продукции или к тому и другому одновременно. 

     Валютные  ограничения — регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями, они являются частью валютного контроля государства. Примером может служить обязательная продажа экспортерами РФ части валютной выручки. 

     Налоги  на экспортно-импортные  операции — ими облагаются ввозимые товары, наряду с таможенными пошлинами. 

     Импортные депозиты — форма залога, который импортер должен внести в банк в национальной или иностранной валюте перед закупкой товара за рубежом в определенной доли к стоимости импортируемого товара (в РФ — 100%). 

     Меры  экономического стимулирования экспорта — государственное субсидирование, льготное кредитование, страхование. 

     Административные  барьеры — ограничения, касающиеся потребительских свойств товаров, продаваемых на национальном рынке, и условий их производства и реализации, например, технические стандарты, санитарные нормы, требования к упаковке и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таможенная  политика 

Введение 

     Таможенная  политика - часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем, структуру и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. В этот период вводятся высокие таможенные пошлины на импортные товары и, как правило, льготные таможенные пошлины на экспортную продукцию. В последние десятилетия наряду с таможенными пошлинами широко применяются нетарифные методы ограничения импорта: квотирование, стандарты качества и экологической чистоты.  

     Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов государства принадлежит  таможенной службе - одному из базовых  институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.  

     Путем разумных протекционистских мер  таможенная служба оберегает национальную промышленность.  

     В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала " открытой ", а  государственные границы " прозрачными " или во многих местах " размытыми ", гораздо более сложной и  масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации.  

     В ее обеспечении зоной ответственности  таможенной службы является сфера внешнеэкономической  деятельности государства. 

     Главными  направлениями деятельности таможенной службы России, как это определено в разработанной и ныне действующей программе, были и остаются: осуществление фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного оформления и таможенного контроля. 

    Таможенная  политика
      
     Таможенная  Политика - составная часть внутренней и внешней политики государства, комплекс мер, осуществляемых в целях обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, участия в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка, стимулирования развития национальной экономики. В Российской Федерации осуществляется единая Т.п., являющаяся составной частью таможенного дела, а тж. внутренней и внешней политики РФ. Т.п. включает деятельность государственный органов по применению таможенных пошлин и таможенных сборов, а тж. таможенных процедур и других средств для достижения определенных экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей. Основные средства осуществления Т.п.: система экономических инструментов таможенного регулирования, участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и таможенных конвенциях (соглашениях), установленный режим прохождения грузов через границу, сеть государственный органов таможенного контроля, необходимые законодательные нормы таможенной деятельности. Целями таможенной политики РФ являются: обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ, участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики РФ, а тж. иные цели, определяемые Федеральным Собранием РФ, Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии с ТК РФ и другими законодательными актами РФ. РФ стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в РФ развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой.  

     2. Функциональное представление таможенной политики 

     Раскрытие содержания понятия "таможенная политика" имеет принципиальное значение, поскольку  оно должно определять ее место и роль в системе государственной политики, взаимосвязи с другими политиками, ее субъекты, объекты, методы и средства реализации. При разработке таможенных кодексов СССР и Российской Федерации в 1990-1993 гг. и работе над совершенствованием ТК РФ понятие "таможенная политика" было в центре внимания и становилось предметом неоднократного обсуждения учеными и руководящими работниками таможенного ведомства почти на всех научно-практических конференциях, посвященных проблематике таможенного дела. В результате были предложены следующие определения таможенной политики: 

     1. Таможенная политика - это выработанные  государством экономические и  административные меры: таможенные  правила, методы и средства  их применения в процессе регулирования  движения товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурса на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики, наполнения государственного бюджета укрепления мирохозяйственных связей. 

     2. Таможенная политика - это осуществляемая  государством система экономических и административных мер, таможенных правил и процедур, регулирующих движение через таможенную границ товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики, ее интеграции в мировую экономику наполнения доходов государственного бюджета. 

     3. Таможенная политика - это осуществляемая  государством система мер, правил  и процедур, регулирующих движение  товаров через таможенную границу  в интересах национальной экономики. 

     4. Таможенная политика - это система  государственных мер и таможенный  инструмент, направленный на регулирование  внешней торговли и на защиту  экономических интересов государства. 

     5. Таможенная политика - это система  экономических и административных мер, призванная содействовать, с одной стороны, гармоничному вхождению экономики России в сложившуюся систему мирохозяйственных связей, с другой стороны - гармоничному развитию внутренней экономики, в том числе средствами "разумного протекционизма". 

     6. Таможенная политика - это система  экономических, юридических и  организационных мер, направленных  на защиту национальных интересов  России. 

     7. Таможенная политика - это реализация  экономической политики государства  методами и средствами таможенного регулирования, неизменными составляющими которого являются таможенные платежи и таможенный контроль. 

     8. Таможенная политика - это совокупность  мер по регулированию внешнеэкономической  деятельности, определяемых целями  правительства в области национальной экономики, населения и территории страны. 

     9. Таможенная политика - это стратегическая  линия государства, связанная  с ввозом (вывозом) продукции. 

     10. Таможенная политика - это принципы  поведения правительства в сфере  таможенного дела, закрепленные в законодательных актах государства. Эти принципы касаются трех аспектов жизни страны: 

      создания  условий для развития национальной экономики;
 
      защиты  населения и природной среды  от импорта вредных и опасных  товаров и отходов производства;
 
       наполнения доходной части бюджета.
 
     11. Таможенная политика есть разработка  принципов, стратегических целей  государственной политики, а также  определенных методов, средств  и форм (мер) их достижения через  деятельность таможенных органов. 

     12. Таможенная политика - это определение стратегических целей и принципов общегосударственной политики и их реализация с помощью мер (методов, средств, форм), применяемых в таможенных органах. 

     13. Таможенная политика - это определенная, функционально присущая таможенным  органам, деятельность в интересах государства. 

     14. Таможенная политика - это разработка  и реализация законодательной  основы, развитие структуры органов  таможни с целью обеспечения  оптимального регулирования внешней  торговли материальными, трудовыми,  интеллектуальными и другими ресурсами, извлечение максимальной налоговой прибыли, при соблюдении условий всесторонней защиты экономических, социальных и других интересов своего государства и учете интересов стран - торговых партнеров. 

     15. Таможенная политика - это выработанные государством экономические и административные меры, таможенные правила, методы и средства их применения в процессе регулирования движения товаров, капиталов, услуг, интеллектуальных и трудовых ресурсов на внутренний и внешний рынок в интересах защиты и развития национальной экономики, наполнения государственного бюджета, укрепления мирохозяйственных связен. 

     16. Таможенная политика - составная  часть внутренней и внешней  политики государства, комплекс  мер, осуществляемых в целях  обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, участия в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка, стимулирования развития национальной экономики. 

     17. Таможенная политика - это система политико-правовых, экономических, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, направленных на реализацию и защиту внутри- и внешнеэкономических интересов в целях динамичного осуществления политических и социально-экономических преобразований в условиях формирования рыночных отношений. 

     3. Субъекты таможенной политики 

     К субъектам таможенной политики относятся  законодательные и исполнительные органы государства: институты таможни, правовые и административные институты  власти, а также группы интересов и группы политики, связанные с внешнеэкономической сферой деятельности. К ее объектам относятся участники ВЭД, социальные слои, группы, на которых распространяется или оказывает воздействие таможенная политика. 

     К субъектам таможенной политики, формирующим ее, прямо или косвенно принимающим участие в се реализации, относятся: 

     А. Органы общей компетенции: Президент, Федеральное собрание, Правительство  РФ (утверждение целевых программ, заключение международных договоров  в сфере ВЭД, принятие мер по защите внутреннего рынка, установление постановлением Правительства РФ ставок таможенного тарифа).  

     Б. Специальные государственные органы: 

     1. Министерство торговли РФ и  институт уполномоченных Минторга  в регионах, в функции которых  входят: 

       государственное  регулирование ВЭД (формирование  нормативно-правовой базы, организация  импортных поставок для государственных  нужд, контроль за обеспечением  государственных интересов);
 
       координация  действий российских участников  ВЭД (разработка мер по совершенствованию внешнеэкономической политики);
 
       оценка  состояния и прогноз ВЭД;
 
       создание  благоприятного режима для внешнеэкономического  сотрудничества.
 
     2. Министерство экономики РФ. 

     3. Министерство финансов РФ. 

     4. Министерство науки и технологий РФ. 

     5. Министерство транспорта РФ. 

     6. МПС РФ. 

     7. Государственный таможенный комитет  РФ и его система. 

     8. Федеральная служба по валютному  и экспортному контролю (контроль  лицензирования и аудиторские  проверки). 

     В. Содействующие организации: 

     1. Торгово-промышленная палата с входящими в нее региональными отделениями и представительствами за рубежом и относящимися к этой системе внешнеэкономическими предприятиями: Союзэкспертиза, Российское агентство рисков, отраслевые объединения производителен и экспортеров при Минторге и ряд других; смешанные торговые палаты. 

     2. Банки: Банк внешней торговли, Экспортно-импортный банк РФ, Российский  банк реконструкции и развития. 

     3. Ассоциации делового сотрудничества  с зарубежными странами. 

     4. Неправительственные и негосударственные международные организации: Международная торговая палата; экономические форумы; институты ООН, регулирующие ВЭД: ВТО ГАТТ, МВФ, ЮНКТАД (конференция ООН по торговле и развитию), Всемирная таможенная организация, а также международные советы, международные консультативные комитеты и группы, действующие под эгидой ООН. Эти международные структуры формируют механизмы международного регулирования и координации в сфере таможенного дела, настраивающиеся на интересы доминирующих субъектов геополитики и геоэкономики, и реализуют институционально-экономические формы организации потоков трансграничных перемещений и контроля за ними. 

     4. Структура таможенной политики 

     В таможенной политике необходимо различать  идеологическую, правовую, организационную, экономическую, реализационную и политическую (конфликтно-консенсусную) составляющие. 

     Целостность, развитие и реализация таможенной политики обеспечиваются сбалансированностью  ее внутренних компонент, а также  взаимодействием и сбалансированностью  ее отношений с внешней средой. 

     С точки зрения реализационного подхода  в таможенной политике выделяют следующие  основные составляющие: правовую (властную), организационную (институциональную), экономическую, психоэтическую, технико-технологическую, коммуникационную. 

     Правовая  составляющая: обретение, удержание  и использование государственной  власти в сфере регулирования  ВЭД. С этой точки зрения таможенная политика - система, комплекс мер, правил регулирования, способов упорядочения ВЭД посредством нормативно-законодательной базы и мерами административно-властного характера, которыми наделены таможенные органы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.