На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


доклад Историческое развитие финансовых отношений

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
Федеральное агентство по образованию
Саратовский государственный социально-экономический  университет
Кафедра финансов 
 
 
 

Доклад  на тему:
ИСТОРИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 
 
 
 
 

Выполнила:
Студентка II курса,2 группы
Факультета  экономики и менеджмента
Алексеева Екатерина Алексеевна
Проверила:
Крюкова И.В. 

 


История финансов и финансовых отношений
Термин «финансы»  возник в XIII – XV вв. в торговых городах  Италии и сначала обозначал любой  денежный платеж. Далее термин получил  международное распространение  и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений  м/у населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
Данный термин отражал, во-первых, денежные отношения м/у двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов.
Во-вторых, субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них (государство) обладал особыми полномочиями.
В-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, т.е. эти отношения носили фондовый характер.
В-четвертых, регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата.
Финансы – это  совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых  осуществляется формирование и использование  общегосударственных фондов денежных средств для реализации экономических, социальных и политических задач.
Под финансами  понимают экономическую категорию, которая отражает уровень экономических  отношений м/у продавцом и покупателем по поводу денежных средств и инвестиционных ценностей.
Предпосылки возникновения финансов:
1.         В Центральной Европе в результате  первых буржуазных революций  власть монархов была значительно  урезана, произошло отторжение  монарха от казны. Возник общегосударственный  фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не  мог единолично пользоваться.
2.         Формирование и  использование  бюджета стало носить системный  характер, т.е. возникли системы  государственных доходов и расходов  с определенным составом, структурой  и законодательным закреплением. Уже тогда были обозначены 4 направления расходов: на военные цели, управление, экономику и социальные нужды.
3.         Налоги в денежной форме приобрели  преимущественный характер, тогда  как ранее доходы государства  формировались главным образом  за счет натуральных податей  и трудовых повинностей.
Развитие финансов и финансовых отношений неразрывно связано с развитием и становлением государств. Ведь финансы представляют собой отношения по накоплению и  распределению и последующему перераспределению  национального богатства, причем перераспределение  необходимо именно для осуществления  функций государства. С широким  развитием рыночных отношений финансовые отношения становятся более многообразными. В частности, устраняется их единственная связь с казной и прихотями  монарха, короля или шаха. Развиваются  и совершенствуются денежные отношения, некоторые натуральные повинности и оброки заменяются более прогрессивной  формой налогообложения - денежной. 

Совершенствуются  и развиваются функции государства: помимо содержания двора и придворных хозяйств, а также армии и полиции, государство становится активным проводником  экономических интересов крупных  торговцев и производителей, финансируя колониальные захваты и политику протекционизма. Появляется и развивается  контрольная функция финансов: хорошо известен один из лозунгов американской революции "Нет налогообложения  без представителя", который связан с желанием жителей США - тогда  поданных Великобритании - участвовать  в определении направлений и  объемов расходования налоговых  поступлений в бюджет. Тогда же развивается и институт интерполяций - вопросов, задаваемых представителю  исполнительной власти в парламенте. 

Дальнейшее развитие финансовых отношений связано с  демократизацией общества. В большинстве  государств укрепляется парламентская (представительная) власть, зарождается политика социальной стабильности, что подразумевает необходимость перераспределения средств в пользу наиболее бедных слоев, установления социальный гарантий в виде пособий и пенсий (родоначальником пенсионного и вообще социального обеспечения был Бисмарк), внедрения специальных государственных программ по социальной защите и поддержке (медицина, образование, обеспечение занятости и т.д.). 

Особенно быстрые  преобразования в данной области  принес с собой ХХ век; в течение  первой трети совокупность разнообразных  финансовых отношений складывается в финансовую систему в том  виде, в котором она существует и поныне. Таким образом, совершенствование  финансов неразрывно связано с развитием  общества: чем сложнее и выше уровень  отношений между людьми, тем более  совершенной структурой обладают финансы. Они поэтому вообще неотделимы от человека, поскольку представляют собой  распределение и перераспределение  созданных человеком богатств.  

Объекты финансового  рынка 
 

Финансы — государство — товарно-денежные отношения
 Финансы (фр. finance от лат. financia — доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
 Сущность  финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных  отношений и роль в процессе  общественного воспроизводства  определяются экономическим строем  общества, природой и функциями  государства.
 Как историческая  категория финансы появились  одновременно с государством  при расслоении общества на  классы. Во времена первобытно-общинного строя не было классов, не было и государства. Первое крупное деление общества на классы — рабовладельцы и рабы и первое государство — рабовладельческое. Переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств.
 В докапиталистических  формациях большая часть потребностей  государства удовлетворялась путем  установления различного рода  натуральных повинностей и сборов, а денежное хозяйство было  развито только в армии. Главными  расходами рабовладельческих и  феодальных государств были затраты  на ведение войн, содержание двора  монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, оросительных систем, портов, дорог, водопроводов). Главными  доходами были поступления от  государственного имущества (доменов)  и регалий (монопольного права  монарха на отдельные промыслы  и торговлю определенными товарами), военная добыча, дань-с покоренных  народов, натуральные и денежные  сборы и повинности, пошлины, займы.
 С разложением  феодализма и постепенным развитием  в его недрах капиталистического  способа производства все большее  значение стали приобретать денежные  доходы и расходы государства,  а доля натуральных сборов  и повинностей резко сократилась.
 На ранних  стадиях развития государства  не существовало разграничения  между ресурсами государства  и ресурсами его главы: монархи  распоряжались средствами страны  как своей собственностью. Лишь  с выделением государственной  казны и полным, отделением ее  от собственности монарха (XVI—XVII вв.) возникают понятия:
 государственные  финансы;
 государственный  бюджет;
 государственный  кредит.
 Государственные  финансы послужили мощным рычагом  первоначального накопления капитала, происходившего в XVI— XVIII вв. Из  колониальных стран в метрополии  притекали огромные богатства,  которые в любой момент могли  быть использованы в качестве  капитала. Государственные займы  и налоги широко использовались  в производительных целях для  создания первых капиталистических  предприятий. Важная роль в  создании первоначальных капиталов  принадлежала системе протекционизма, которая позволяла первым капиталистам  устанавливать на производимые  промышленные изделия высокие  цены, получать высокие прибыли,  в значительной части направляемые  на расширение производства.
 В условиях  капитализма, когда товарно-денежные  отношения приобретают всеохватывающий  характер,
 финансы выражают  экономические отношения в связи  с образованием, распределением  и использованием фондов денежных  средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.
 Основные  средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.
 Для государственных  финансов капиталистических стран  характерен быстрый рост расходов, что обусловлено прежде всего усилением милитаризации экономики. В конце XIX в. почти во всех капиталистических странах затраты государства на военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись также на содержание государственного аппарата — парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.
XX в. характеризуется  мощным развитием производительных  сил, образованием монополистических  объединений, слиянием государства  с монополиями, расширением функций  капиталистических государств. Государство  не только обеспечивало обороноспособность  страны, охрану частной собственности  на средства производства, свободу  предпринимательства и правопорядок, но и участвует в процессе  производства, распределения и использования  общественного продукта.
 В условиях  государственно-монополистического  капитализма, особенно после Второй  мировой войны, резко возрастают  государственные расходы, в значительной  мере обусловленные затратами  на милитаризм. Скачок государственных  расходов происходит в годы  войн. Так, в США во время  Второй мировой войны вследствие  скачкообразного роста военных  затрат государственные расходы  увеличились в 10 раз. Однако  в послевоенные годы расходы  государства сокращаются незначительно и основная тенденция заключается в постоянном их увеличении.
 Следует отметить, что в структуре государственных  расходов после Второй мировой  войны произошли существенные  изменения. Несмотря на огромный  рост расходов на милитаризацию  (особенно в США), удельный вес  этих затрат по сравнению с  концом XIX и началом XX в. понизился  и существенно увеличились удельный  вес и абсолютные суммы расходов  на социальные цели (образование,  здравоохранение, социальное обеспечение). Демократизация общественной жизни  в условиях развитой рыночной  экономики привела к тому, что  в ряде малых стран Западной Европы (Швеции, Норвегии и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных. Так возникло понятие «шведская модель социализма».
 Значительное  развитие получили расходы по  вмешательству государства в  экономику: возросли государственные  капитальные вложения в электроэнергетику,  угольную, газовую и другие отрасли  промышленности, на поддержку сельского  хозяйства — одной из самых  опекаемых отраслей экономики.
 В главных  капиталистических странах за  счет государственных средств  была создана атомная промышленность. Резко увеличился государственный  сектор экономики. Пытаясь увеличить  занятость населения и сократить  безработицу, правительства выдают  предпринимателям, расширяющим производство, субсидии для капиталовложений. Резко повысились затраты на  научно-технический прогресс (до 50-70% общей суммы расходов на эти  цели). Государство стало активно  помогать монополиям своей страны  в острой конкурентной борьбе  на мировом рынке, предоставляя  экспортным фирмам так называемые экспортные премии.
 Расходы по  регулированию процесса капиталистического  воспроизводства во многих странах  достигли 20% и более общей суммы  расходов государственного бюджета.
 Вмешательство  в процесс воспроизводства и  сферу социальных отношений осуществляется  не только на национальном, но  и на межгосударственном уровне. Так, страны Европейского Союза  (ЕС) создали межгосударственные  фонды денежных средств, используемые  для финансирования сельского  хозяйства, преодоления структурной  безработицы, переподготовки и  передислокации рабочей силы, преодоления  существенных диспропорций в  развитии отдельных регионов  этих стран.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.