На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок труда в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 
 

  Рынок труда в системе экономики  свободного предпринимательства играет совершенно особую роль, что обусловлено  спецификой товара, представленного  на данном рынке. Рабочая сила, носителем которой является человек и которая служит опорой и стержнем формирования личности, выступает на рынке труда в качестве товара. Особенности индивидуальной рабочей силы должны учитываться государством и работодателем при построении отношений занятости в рамках рынка труда любого уровня.
  Происходящая  в настоящее время в России трансформация социально-трудовых отношений связана с формированием  рынка труда в экономической  системе страны. Механизм формирования и функционирования рынка труда в различных странах имеет как ряд общих черт, так и множество отличий, обусловленных спецификой развития. Формирование рынка труда в России имеет определенные преимущества и недостатки по сравнению с эволюционным ходом развития рынка труда, характерного. Для большинства развитых стран. В целом формирование рынка труда протекает под влиянием различных факторов: одни являются предпосылками успешного решения проблем занятости в стране, другие, наоборот, будут провоцировать обострение этих проблем. Несмотря на то, что формирование российского рынка труда еще не завершено, уже сложились определенные закономерности его функционирования. Именно этим объясняется актуальность данной темы.
  Цель  данного исследования – изучение сущности рынка труда и основных особенностей рынка труда России в сегодняшних условиях.
  В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:
  - дать определение, рассмотреть  основные черты рынка труда;
  - раскрыть структуру и классификацию рынка труда; 

  - сделать сравнительный анализ рынка труда России;
  - выявить основные проблемы рынка  труда в экономике современной России и рассмотреть пути их решения
  С учетом специфики данной темы и круга  затронутых вопросов структура работы позволяет последовательно осветить в первой части теоретические вопросы формирования рынка труда, во второй – практический аспект состояния рынка труда в современных российских условиях.
  Объект  исследования – это рынок труда в Российской Федерации.
  Предметом исследования - труды ведущих ученых – юристов российского законодательства.
  Тема  данной курсовой работы носит исследовательский характер и предусматривает всестороннюю характеристику объекта исследования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические аспекты исследования рынка труда  
 

1.1 Сущность и функции рынка труда 

  Любая страна, становясь на путь рыночных преобразований, обретает все рынки, включая и рынок труда. Рынок  труда — это составная часть  структуры рыночной экономики, который  функционирует в ней наряду с  другими рынками: сырья, материалов, товаров народного потребления и услуг, жилья, ценных бумаг и др. Предложение на рынке труда формируют работники, а спрос — работодатели, в то время как государство, создавая соответствующую законодательную базу, выступает в роли арбитра.
  Под рынком труда обычно понимают систему социально-экономических отношений, связанных со спросом на рабочую силу и ее предложением. Рынок труда отхватывает всех работников и претендующих на рабочие места в рамках определенной территории, отрасли или группы профессий.1 Исключение составляют отдельные категории граждан, например, занятые благотворительной работой без оплаты труда, занятые в государственных мобилизационных структурах (солдаты срочной службы, заключенные), учащиеся дневных отделений вузов. Рынок труда реализуется через государственную и коммерческие службы занятости (биржи труда), а также непосредственно через кадровые службы предприятий и учреждений или напрямую между работником и работодателем. Результатом удовлетворения взаимного интереса работника и работодателя является договор найма, трудовой договор или контракт.
  От  того, насколько успешно функционирует  экономика, каково поведение основных субъектов рынка — работника  и работодателя — зависит спрос  на рабочую силу и ее предложение, а соответственно и уровень безработицы. Уровень инфляции и ставки ссудного процента определяют инвестиционную активность, что в свою очередь формирует движение системы рабочих мест: растет или сокращается их число, создаются ли высокотехнологичные рабочие места или они воссоздаются на прежнем техническом уровне. От уровня доходов населения зависит степень его трудовой активности: чем ниже доходы, тем, при прочих равных условиях, относительно большое число людей вынуждено выходить на рынок труда и тем сильнее растет напряженность на нем. Большое влияние на поведение субъектов рынка труда оказывают сложившиеся традиции в трудовой сфере и национальные особенности поведения.     
  Полноценный национальный рынок труда формируется  под влиянием ряда факторов, обеспечивающих единство как экономики страны в целом, так и отдельных ее подсистем. Как экономическое явление рынок труда возникает не сам по себе, а в силу наличия рыночных отношений в экономике и достижения определенного уровня их развития. Рынок труда как составная часть рыночной экономики представляет собой систему общественных отношений по согласованию интересов работодателей и наемной рабочей силы. Рынку труда свойственны следующие характеристики. Рынок труда — это:
  • совокупность экономических связей между спросом и предложением рабочей силы;
  • место пересечения различных  экономических и социальных интересов  и функций;
  • поле взаимоотношений отдельного предприятия  и его работников, потенциальных  или фактических, но заинтересованных в переходе на новое место работы в пределах организации.
  За  последние два года в России изменился  рынок труда. Работодатель (его представитель) в целях эффективной экономической  деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые  кадровые решения: занимается подбором, приемом, расстановкой, увольнением персонала. Портрет кандидата на должность также претерпел серьезные изменения, и этому способствовали активный рост экономики, увеличение объемов производства. На рынке труда открыто огромное количество вакансий, но при этом существует дефицит квалифицированных специалистов.
  Изменилось  отношение к рабочей силе и  у предпринимателей. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами на учебу.
  Вложение  средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических отношений определило политику закрепления кадров, их стабилизации. Поэтому сокращение потребности в рабочей силе в определенные периоды, ранее приводившее к росту безработицы, стало в известной мере регулируемым процессом, встроенным в рыночный механизм. Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние не только на социально-экономические, но и на политические процессы.
  Сейчас  рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы – с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития.2 Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.
  Функции рынка труда определяются ролью  труда в жизни общества, когда  труд выступает важнейшим источником дохода и благосостояния.3 С экономической точки зрения труд – важнейший производственный ресурс, т.к. без него невозможно существование ни одной фирмы или государства, невозможен сам производственный процесс. В соответствии с этим выделяют главные функции рынка труда:
    Социальная функция заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производительных способностей работников.
    Экономическая функция рынка труда состоит в рациональном вовлечении, размещении, регулировании и использовании труда, что позволяет особо выделить размещающую и селективную функции.
    Размещающая функция представляет собой размещение рабочей силы исходя и в соответствии со спросом. Данная функция предполагает, что организация и функционирование рынка труда должны служить рациональному размещению рабочей силы по отдельным предприятиям, отраслям и регионам. Формирование такой сети размещения является основой регулирования рынка труда на всех уровнях управления. Это означает, что эффективность экономики зависит от того, насколько оптимально происходит процесс функционирования системы рынка труда. В основном данная функция проявляется на региональном и макро-региональном уровнях.
    Селективная функция заключается в выборе рабочей силы исходя из спроса и предложения, а также исходя из профессионально-квалификационных характеристик рабочей силы. Наиболее существенно проявляется эта функция на микроэкономическом уровне.
    Стимулирующая функция способствует развертыванию конкуренции между его участниками, повышению заинтересованности в высокоэффективном труде, повышению квалификации и перемены профессии.
 
 
1.2 Структура рынка  труда 

  Структура рынка труда определяется разными  признаками и компонентами, необходимыми для возникновения и начала функционирования рынка труда.
    Главными составными частями рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную силу, и совокупный спрос как общая потребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупный рынок труда.
  Текущий рынок труда образуется за счет естественного  и механического движения рабочей  силы и рабочих мест. Он состоит из отдельных элементов:
  открытый  рынок труда – это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики.
  скрытый рынок труда – это лица, которые формально заняты в экономике, но в тоже время, в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены.
  Рынок труда, как любая система, имеет  свою структуру.4 Она имеет общие элементы в разных странах, но вместе с тем могут быть и некоторые отличия. В зависимости от целей анализа структурирование рынка можно осуществлять по разным критериям. Но, прежде всего, следует выявить структуру рынка труда, как такового, независимо от страновых и других особенностей. Это можно сделать по важнейшим, необходимым для функционирования современного цивилизованного рынка труда, компонентам:
  субъекты  рынка;
  юридические нормы, экономические программы, трехсторонние  соглашения и коллективные договоры;
  рыночный  механизм;
  безработица и социальные выплаты, связанные  с ней;
  инфраструктура  рынка труда;
  альтернативные виды деятельности.
  Субъекты  рынка труда.
  К субъектам рынка труда относятся  наемные работники (и их союзы), работодатели (и их объединения) и государство (его органы).
  Наемные работники - самая многочисленная часть субъектов рынка труда. К ним относятся люди, не имеющие средств производства, живущие за счет продажи своих способностей к труду - рабочей силы.
  Их  благосостояние, воспроизводство зависит  от того, насколько успешно они могут продать свою рабочую силу - заключить контракт, получить работу. В условиях экономического неравенства работника и работодателя более или менее достойной заработной платы наёмные работники могут добиться в профессиональную организацию, которая будет отстаивать их интересы.
  Работодатели. К ним относятся люди, работающие самостоятельно и постоянно нанимающие на работу одного и более человек. Доля работодателей в составе работающего населения невелика, несколько превышает 10%, статистика пока не дает точной величины этого слоя среди занятых. К работодателям относятся как собственники средств производства, владельцы фирм, предприятий, так и наемные управляющие (директора) в крупных акционерных компаниях и на государственных предприятиях. Роль их в экономике велика. От их знаний, умения, предпринимательских способностей во многом зависит эффективность работы предприятий, экономическая жизнь в стране, стагнация или экономический рост, расширение воспроизводства на инновационной основе.
  Государство и органы местного самоуправления, как субъекты рыночных отношений выполняют разнообразные функции. В социально-трудовой сфере к ним можно отнести:
  функции создания условий для развития рыночных отношений, обеспечения полной занятости  путем стимулирования сохранения и создания рабочих мест во всех секторах экономики, развития рабочей силы;
  разработку  законов, юридических норм и правил и обеспечение правопорядка;
  защиту  всех субъектов рынка труда;
  регулирование рынка труда;
  функцию работодателя на государственных и муниципальных предприятиях.
  Государство в современной рыночной экономике  выполняет активную роль, создавая условия ее развития.
  Юридические нормы и экономические программы. Их разработка и совершенствование осуществляется всеми государствами с рыночной экономикой.
  Важное  значение для функционирования рынка  труда имеют федеральные и  региональные программы содействия занятости населения и разработанные  на их основе программы и подпрограммы по отдельным направлениям деятельности государственной службы занятости.5
  Повысить  цивилизованный характер социально-трудовых отношений способно социальное партнерство  и его новая форма - трипартизм. Генеральные, региональные, отраслевые соглашения и коллективные договоры создают для этого определенные предпосылки. Но необязательность их выполнения снижает их ценность. Повышение ответственности всех сторон за их реализацию является актуальной задачей.
  Рыночный  механизм – это важнейший компонент рынка труда.6
  Механизм  рынка труда представляет собой  взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующей рабочей силы). Он имеет определенную структуру, которая включает следующие элементы: спрос на труд (рабочую силу), предложение труда (рабочей силы), цену труда (цену рабочей силы), конкуренцию.
  Взаимодействие  указанных элементов получило название механизма спроса и предложения, или ценового механизма, т.е. такое  же название, как и на любом рынке ресурсов или товаров.
  Спрос на труд (обобщенный покупатель) выражает потребность работодателей в  работниках, необходимых для производства товаров и услуг. Предложение  рабочей силы (обобщенный продавец) выражает определенное количество занятых наёмных работников, обладающих определёнными знаниями и квалификацией, а также ту часть трудоспособного населения, которая желает работать и может приступить к работе с учетом располагаемого дохода и возможностей проводить свое время.
  Цена  рабочей силы - это цена жизненных средств, которые необходимы для нормального воспроизводства рабочей силы.
  Безработица и социальные выплаты, связанные  с ней - является обязательным для современного цивилизованного рынка труда. Действие законов рыночного хозяйства сопровождается постоянным высвобождением с предприятий и привлечением на предприятия рабочей силы. При этом число принимаемых работников не перекрывает полностью число увольняемых. В результате возникает и постоянно поддерживается безработица. Значительная часть безработных нуждается в определенной помощи в поиске работы, переподготовке, в материальной поддержке на период отсутствия работы и заработка.
  Инфраструктура  рынка труда. Хотя исследованию инфраструктуры труда в настоящее время уделяется большое внимание, тем не менее, отдельные вопросы требуют пристального изучения. Прежде всего, требует уточнения понятие инфраструктуры рынка труда, установление взаимосвязи и соподчиненности элементов инфраструктуры рынка труда, их классификация.
  В экономической литературе понятие инфраструктура рынка труда трактуется следующим образом:7
  1. совокупность учреждений и организаций,  государственных и коммерческих  предприятий и служб, обеспечивающих  его нормальное функционирование 
  2. инфраструктура рынка труда включает биржи труда, государственные системы учета спроса на рабочую силу, переподготовки кадров, регулирование миграции, дотаций населения и др.
  3. совокупность институтов содействия  занятости, профессиональной подготовки  и переподготовки кадров, профессиональной ориентации трудоспособного населения. В нее входит целая сеть фондов занятости, бирж труда (центров занятости), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и др.
  Внимание  заслуживает точка зрения И. Бушмарина, по мнению которого инфраструктура рынка труда включает в себя, по сути, всю экономику, многочисленные государственные, общественные и частные институты, а также систему образования, в том числе принадлежащую фирмам, учреждения культуры, здравоохранения, различные некоммерческие социальные организации и, что очень важно, институт семьи.
  Такой подход дает основание рассматривать  инфраструктуру рынка труда в  широком и узком смысле. В широком  смысле инфраструктуру рынка труда  можно рассматривать как совокупность отраслей экономики и правовых институтов, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы. В узком смысле инфраструктуру рынка труда следует рассматривать как совокупность учреждений и организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих полную и рациональную занятость населения, а также достижение интересов, как работников, так и работодателей.
  В настоящее время можно выделить следующие элементы инфраструктуры рынка труда, которые можно классифицировать по ряду признаков. Прежде всего, элементы инфраструктуры рынка труда делятся на государственные и негосударственные.
  Особое  место в системе элементов  инфраструктуры рынка труда занимают государственные структуры. Как  показал опыт стран с развитой рыночной экономикой, проблемы занятости  не могут быть успешно решены без поддержки государства. Европейская модель занятости, прежде всего, связывает создание новых рабочих мест в частном секторе экономики, но при этом государство берет на себя выплаты пособий по безработице.
  Территориальные органы и государственные учреждения службы занятости - это специальные организации, существующие за счет бюджета и осуществляющие свои посреднические функции бесплатно как для работодателей, так и для соискателей. Они трудоустраивают работников любого уровня и квалификации, в любые организации, но в основном, в государственные структуры.
  Органы  службы занятости совместно с  органами власти Российской Федерации  и органами местного самоуправления осуществляют разработку и реализацию государственной политики в области  содействия занятости населения. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.
  Проблемой занятости населения на государственном  уровне занимается биржа труда.8 Биржа труда - это учреждение, осуществляющее посредничество между рабочим и предпринимателем при совершении сделки купли-продажи рабочей силы.
  Биржа труда - наиболее развитая организационная  форма существования рынка рабочей  силы, занимающаяся посредничеством  при найме рабочей силы. Услуги оказываются на бирже, как работодателям, так и работникам, ищущим работу.
  Существующая  конкуренция на рынке труда приводит к тому, что на рынке, наряду с  государственными структурами, все  возрастающую роль начинает играть негосударственная  система занятости, которая также  занимается трудовым посредничеством. Она имеет ряд направлений своей деятельности.
  Негосударственные службы занятости, действующие на рынке  труда, могут оказывать услуги по всем квалификационно-профессиональным разрезам или специализироваться на подборе персонала для предприятий определенной отрасли и трудоустройстве граждан на рабочие места определенной отраслевой принадлежности.
  Все услуги негосударственных служб  занятости подразделяются на типовые  и оригинальные. Через негосударственные  службы занятости можно получить более высококвалифицированную и высокооплачиваемую работу.
  В процессе своей деятельности негосударственные  структуры оказывают большой  спектр услуг консультационного  характера. Проводят работу, связанную  с выявлением потребностей и возможностей конкретного человека или работодателя.
  Эффективность работы негосударственных служб  занятости обусловлена развитием  конкуренции между ними за свою нишу на рынке труда. Поэтому они наиболее подвижны и быстрее откликаются  на требования рынка труда, совершенствуя качество и расширяя количество предоставляемых услуг.
  Кроме рассмотренных выше государственных  и негосударственных структур, на рынке труда определенную роль выполняют  общественные организации, которые  правомерно рассматривать в качестве элементов инфраструктуры рынка труда. Общественные организации и объединения выражают интересы и отстаивают права субъектов отношений на рынке труда (профсоюзы - со стороны работников, ассоциации - со стороны работодателей).
  К элементам инфраструктуры рынка  труда также следует отнести социальные и общественные фонды, финансирующие мероприятия по социальному страхованию и обеспечению занятости, а также информационные механизмы, представленные информационно-аналитическими системами сбора, анализа и прогноза информации о развитии рынка труда и обеспечивающие обмен информацией между его субъектами.
  Деятельность  всех звеньев инфраструктуры рынка  труда регулируется законами, указами, постановлениями, приказами и другими  нормативными документами, устанавливаемыми органами законодательной и исполнительной власти, которые образуют нормативно-правовую основу функционирования инфраструктуры рынка труда.
  Таким образом, правомерно выделять следующие  основные звенья инфраструктуры рынка  труда:
  Государственные службы занятости;
  Негосударственная система занятости;
  Кадровые  службы предприятий и фирм;
  Общественные  организации и объединения, социальные и общественные фонды;
  Информационные  механизмы;
  Нормативно-правовая база.
  Что касается информационных механизмов и  нормативно-правовой базы, то они обеспечивают условия функционирование рынка труда, а также взаимосвязь между работодателями и инфраструктурой рынка труда, с одной стороны, и инфраструктурой рынка труда и потенциальными работниками - с другой стороны.
  Инфраструктура  рынка труда, действуя в определенном социально-экономическом и политическом пространстве, находятся под влиянием внешней и внутренней среды. Причем эти факторы оказывают не прямое, а опосредованное влияние, меняя, прежде всего качественные и количественные характеристики рынка труда, факторы его формирования.
  Альтернативные  виды деятельности. К ним можно отнести общественные работы (оплачиваемые), надомный труд, работы по контракту на определенный срок (выполнение определенного заказа), работа в фирмах временной занятости, трудоустройство несовершеннолетних граждан на временную работу и др.виды гибкой занятости. В отличие от традиционных систем организации труда, регулируемых коллективными договорами, гибкие виды занятости регулируются контрактами. 

1.3 Основные классификации рынков труда 

   Рынок труда можно определить как место или процедуру, где работодатели и работники договариваются об условиях найма, заработной плате, социальных выплатах и льготах, условиях труда и т.п. Это одна из сторон двойственной природы рынка труда. Другая, более широкая, заключается в том, что рынок труда есть система трудовых отношений, отражающих уровень социального развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке труда субъектами: работодателями, работниками, государством, профсоюзами и посредниками.
По критериям  пространственной сферы рынка труда  можно различать применительно  к условиям Российской Федерации  с ее специфическим федеративным типом построения государства и  соответствующим административным делением федеративный рынок труда, республиканские рынки труда, краевые, областные рынки труда, рынки труда крупнейших мегаполисов(Москва, Санкт-Петербург), городские рынки труда, районные рынки труда, сельские рынки труда.
На уровне межгосударственных отношений можно вести речь о международном рынке труда, а также о рынках крупных межгосударственных регионов: Европейский, стран СНГ, среднеазиатский, Латиноамериканский, Африканский и т.д. По критериям временных параметров рынка труда можно различать текущий(реальный), перспективный, потенциальный и прогнозируемый рынки труда. По степени эластичности можно выделить гибкий рынок труда и жесткий рынок труда. По критерию степени регулируемости рынок труда в контексте всей рыночной экономики может быть регулируемым и нерегулируемым. Нерегулируемому рынку присуще практически полное отсутствие социальной защищенности трудящихся, гарантий занятости, охраны труда, социальных гарантий в обмен на предоставление работникам определенного материального вознаграждения, подчас довольно высокого, чтобы привлечь нужных работников.  Регулируемый рынок труда предполагает развернутую нормативную базу, на основе которой строятся взаимоотношения между субъектами рынка труда. Эта нормативная база включает: трудовое и социальное законодательство; коллективно-договорное регулирование; систему трудовых соглашений, индивидуальных контрактов; арбитражные и судебные решения, правила внутреннего распорядка на предприятиях и в учреждениях и т.п. На регулируемом рынке труда главная роль принадлежит государству, которое берет на себя часть социальных издержек по воспроизводству рабочей силы, особенно среди неимущих слоев населения.
По критерию организации различат организованный и неорганизованный рынки труда.9 Организованный рынок труда предполагает два аспекта его качественной характеристики: по институализации и структуризации. К институтам рынка труда можно отнести систему отношений партнеров, выступающих на рынке труда, наличие представительных организаций как работодателей, так и трудящихся, строящих свои взаимоотношения и с государством на принципе "трипартизма", т.е. достижения
сбалансированности  интересов партнеров. Под структуризацией  рынка труда понимается подразделение  его на ряд видов, характеризующихся  общими признаками (по демографическим признакам, профессиональным чертам, сегментам, формам занятости). Неорганизованный (конкурентный) рынок труда - ни фирмы, ни работники не имеют сильного контроля над спросом и предложением. Чисто конкурентный рынок труда характеризуется следующими чертами: 1) большое число фирм конкурируют друг с другом при найме работников конкретного вида труда; 2) многочисленные квалифицированные рабочие, имеющие одинаковую квалификацию,
независимо друг от друга, предлагают данный вид труда; 3) ни фирмы, ни
рабочие не осуществляют контроль над рыночной ставкой заработной платы,
ни те, ни другие не "диктуют заработную плату". На чисто конкурентном рынке труда  каждый предприниматель нанимает такое  небольшое количество рабочих, что  это не влияет на ставку заработной платы в целом.  
По критерию интегрированности выделяются понятия  интегрированного рынка труда и локального рынка труда, который может в свою очередь
дифференцироваться  в территориальном и профессиональном плане. 
По критерию сегментации, например, различают рынок преимущественно физического труда (рабочие); рынок преимущественно умственного труда
(служащие); рынок  преимущественно творческого труда  (научная и
художественная  интеллигенция); рынок труда менеджеров и специалистов
(техническая  интеллигенция, директорский корпус, предприниматели); рынок крестьянского труда.  По критерию соотношения спроса и предложения труда следует выделить понятие равновесного (сбалансированного), дефицитного (спрос превышает предложение) и избыточного (предложение превышает спрос) рынков труда. Эти понятия
имеют региональный и профессиональный срез, отношение как к интегрированному рынку труда, так и к локальным (региональным, профессиональным) субрынкам труда.
В условиях перехода от планово-распорядительной системы  к рыночной рынок труда проходит в своем развитии ряд этапов. По этому критерию можно было бы выделить понятие формирующегося или переходного рынка труда и развитого, зрелого рынка труда.
По критерию моделирования среды выделяют внешний  и внутренний рынки труда.10 Внешний рынок предполагает мобильность рабочей силы между
государствами, между предприятиями и фирмами, ибо исходит из наличия у работников профессий. Внутренний рынок труда основывается, чаще всего, на движении кадров внутри предприятия либо по горизонтали, когда работник перемещается на новое рабочее место, исходное прежнему, либо по вертикали, на более высокие должности или разряды. Внутренние рынки труда формируются на принципе "ценности" трудовых ресурсов и соответственно привязки их к фирме.
Определение моделей и видов рынка имеют важное практическое значение,
поскольку дает возможность выбора стратегии маркетинга в сфере занятости,
исходя из особенностей экономического развития страны в целом  и ее
отдельных регионов, состава трудоспособного населения, политической
ситуации, долговременных и краткосрочных программ социального развития. 
В условиях перехода от планово-распорядительной системы  к рыночной рынок труда проходит в своем развитии ряд этапов. По этому критерию можно было бы выделить понятие формирующегося или переходного рынка труда и развитого, зрелого рынка труда.  Макро- и микрорынки труда представляют собой подсистему единого рынка труда, охватывающего определенную территорию страны, региона. Эти подсистемы находятся в неразрывном единстве и постоянно взаимопроникают друг в друга. 
Макрорынок труда - это интегрированный рынок, включающий различные частные рынки, сегментированные по группам профессий и специальностей.
Интегрированный рынок труда следует понимать не как механическую
сумму специализированных рынков, а как их совокупность, в которой частные рынки взаимодействуют друг с другом, создавая так называемый эмерджентный эффект.
Эмерджентный  эффект может, например, проявляться  в расширении
профессионального профиля субъектов рынка труда, перемене видов
профессиональной  деятельности, интеграции специальности и т.д. 
Развитие рыночных отношений ведет к формированию интегрированного
рынка труда, сегментированных как в территориальном (региональном) плане, так и в разрезе профессий, групп профессий, статусных социальных групп. Кроме того, интегрированный рынок труда включает так называемые внешние (на макроуровне) и внутренние (на микроуровне, на уровне предприятий, фирм), рынки труда.
   Таким  образом, на основе данной главы можно сделать следующий вывод:
Рынок труда  является фундаментом рыночных отношений, поскольку управление экономикой предполагает, прежде всего, управление трудовой деятельностью. Рынок труда является органической составляющей любой рыночной экономики, выполняющей функции механизма распределения и перераспределения общественного труда по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам занятости, по критериям эффективности труда и производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности. Рынок труда — это социально-экономическая система, включающая в себя совокупность общественных отношений, связанных с куплей и продажей рабочей силы; это также экономическое пространство — сфера трудоустройства, в которой взаимодействуют покупатели и продавцы рабочей силы; наконец, это механизм, обеспечивающий согласование цены и условий труда между работодателями и наемными работниками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Характеристика современного российского рынка труда 

2.1 Анализ современного  состояния рынка  труда в России 

  Рынок труда в России неотделим от макроэкономических показателей. Начиная с 1998 г. наблюдается рост численности занятых в экономике страны, что показано в таблице 1. 

  Таблица 1
  Среднегодовая численность занятого населения, человек 
  2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Всего 65573557 65979166 66407163 66791634 67174050 68019237 68473573
 
  Численность экономически активного населения  в декабре 2009г. составила, по итогам обследования населения по проблемам  занятости, 75,4 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны, в их числе 69,2 млн. человек, или 91,8% экономически активного населения были заняты в экономике и 6,2 млн. человек (8,2%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 2,1 млн. человек.
  За  последние годы произошли большие  изменения в численности и  отраслевой структуре занятого населения в Российской Федерации. Изменения в отраслевой структуре занятости, происходившие в России за все годы реформ, нельзя назвать положительными, если считать важнейшей задачу перевода экономики на инновационный путь развития. Данные Росстата свидетельствуют, что до последнего времени наиболее привлекательной для работников оставалась занятость в добывающих отраслях (особенно это касается топливно-энергетических полезных ископаемых) или отраслях, связанных с переработкой полезных ископаемых. Численность работающих в обрабатывающих производствах, отраслях, определяющих инновационный характер экономики, сокращалась, иногда существенно. Значительное сокращение наблюдалось в сельском хозяйстве, при этом оно не сопровождалось технологическим перевооружением отрасли и заметным повышением производительности труда, что привело к росту импорта сельскохозяйственной продукции. Наибольшее сокращение произошло в производственной сфере, в том числе в промышленности – на 7,2 млн. человек, в сельском хозяйстве на 3,3 млн. человек, в строительстве – на 2,8 млн. человек, а также в науке и научном обслуживании – на 1,1 млн. человек. Среди отраслей промышленности больше всего сократилась численность в машиностроении (около 3 млн. человек), легкой промышленности (примерно на 1 млн. человек). Положительными изменениями в структуре занятости по видам экономической деятельности можно назвать лишь рост численности, работающих в сфере бытового обслуживания населения.
  Уровень занятости населения с начала кризиса упал, однако в последнее время наблюдается положительная тенденция (см. приложение 1).
  По  данным обследования населения уровень  занятости населения экономической  деятельностью на конец 2009 г. составил 62,2%
  Аналогичная динамика наблюдается и для уровня безработицы. К 2008 г. уровень безработицы падал, однако с началом кризиса безработица населения выросла (см. таблица 2 и приложение 2). 
 
 
 
 

  Таблица 2
  Динамика  уровня безработицы 2000-2008 гг.
  2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Российская Федерация
10,6 9,0 7,9 8,2 7,8 7,2 7,2 6,1 6,3
       Кроме существенного снижения уровня оплаты труда за последние годы, значительно увеличился разрыв между высокооплачиваемыми и низкооплачиваемыми группами работников, серьезные диспропорции и перекосы сложились в уровнях оплаты труда в разрезе отдельных регионов и отраслей, что, в большинстве случаев, экономически не оправданно. Например, по данным Росстата, средняя заработная плата в области финансов, кредита и страхования была выше, чем этот же показатель в сфере образования: в 1990 г. - в 2 раза, 2002 г. - в 4,3, 2007 г. - в 4 раза.11 В 2007 г. заработная плата в образовании была в 1,6 раза ниже, чем в строительстве, в 3,2 раза ниже, чем в производстве нефтепродуктов, в 4 раза ниже, чем в финансовой деятельности.
  Значителен  и разрыв в уровнях оплаты труда  в добывающих и обрабатывающих отраслях. В 1995 г. заработная плата в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых была в 2,7 раза выше, чем в обрабатывающей промышленности, в 2000 г. - в 3, а в 2007 г. - в 2,6 раза.
  Еще ощутимей различия в оплате труда  по отраслям промышленности. Если в 1990 г. средняя заработная плата работников топливной промышленности была выше, чем в легкой в 1,8 раза, то в 2002 г. - в 5,5, в 2007 г. - в 4,5 раза, в машиностроении и металлообработке, соответственно, в 1,5, 3 и 2,2 раза, в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности - в 1,5, 3,6 и 3,2 раза12.
  Если  принять за 100% общероссийский уровень  среднемесячной оплаты труда, то в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых на начало 2009 г. он составит 220%, производстве кокса и нефтепродуктов - 210, финансовой деятельности - 260%. На другом полюсе по уровню оплаты труда находятся такие отрасли, как сельское хозяйство - 48%; обрабатывающие отрасли в целом - 87 (из них текстильное и швейное производство - 43%, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви - 49, обработка древесины и производство изделий из дерева - 57, производство готовых металлических изделий - 71, производство машин и оборудования - 86%); образование - 71, здравоохранение и предоставление социальных услуг - 83%13.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.