На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Формирование и назначение фондов обязательного медицинского страхования, анализ его бюджета

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


НОУ ВПО МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА 

Специальность МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА
по  дисциплине «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ»
на  тему
    «Формирование и назначение фондов обязательного медицинского страхования, анализ его бюджета» 
     
     
     
     
     
     
     

                                           Выполнила студентка
                                           дневной формы обучения
                                           группы ТМ – 741
                                           Чернобровкина О.В. 

                                           Проверил преподаватель
                                           Измайлова С.А. 

                                           Оценка ______________ 

                                            «___»__________2010 г. 
 
 
 
 
 

МОСКВА  – 2010 

Содержание
Ведение………………………………………………………………………..…2
Глава 1. Основные аспекты обязательного медицинского страхования в Российской Федерации………………………………………………………….6
    1.1 Сущность и основные элементы обязательного медицинского страхования……………………………………………………………….7
     1.2 Особенности обязательного медицинского страхования в России…………………………………………………………….……………..13
    1.3 Организация работы Федерального фонда обязательного медицинского страхования……………………………………….…….18
Глава 2. Анализ бюджета ФОМС 2008 и 2009 годов……………………......23
     2.1 Анализ структуры и динамики расходов бюджетов ФОМС……...23
Глава 3. Проблемы ФОМС и пути их решения……………………………...29
Глава 4. Практическое задание…………………………………………….…35
Заключение……………………………………………………………………..38
Список  использованной литературы……………………………………….…40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Возникновение страховых отношений относится  к глубокой древности. По дошедшим источникам - еще в античные времена, в рабовладельческом обществе были соглашения, в содержании которых просматриваются черты договора страхования. Эти соглашения относились как к недвижимому имуществу, так и к торговым и ссудным сделкам, и, прежде всего, в области морского судоходства.
     В России становление системы страховой  помощи населению вследствие болезни  связывается, прежде всего, с развитием  в конце XIX в. земской медицины, которая  дотировалась за счет казны, ассигнований губернских и уездных властей. В дореволюционной России в силу ее аграрного и очень малого периода пореформенного капиталистического развития, медицинское страхование не получило широкого распространения.
Фабричные страховые кассы начали создаваться  в начале XX в. преимущественно на крупных предприятиях Санкт-Петербурга и Москвы. Закон о введении обязательного медицинского страхования работающих граждан был принят в 1912г. Государственной Думой. К 1916 г. в России уже существовали 2403 больничные кассы, насчитывавшие почти два миллиона членов. В советское время надобность в медицинском страховании отсутствовала, поскольку существовало всеобщее бесплатное медицинское обслуживание, а сфера здравоохранения полностью содержалась за счет средств государственного бюджета, государственных ведомств, министерств и социальных фондов самих предприятий.
     С развитием мировой экономики, увеличением  количества имущественных интересов, росло число страховых компаний, увеличивались их обороты и капиталы, их вложения в другие отрасли хозяйства.
В настоящее  время во всех странах с развитой рыночной экономикой не существует материальных, имущественных объектов или имущественных  интересов, не защищенных страхованием. Только в нашей стране развитие страхования  оказалось замороженным на семь десятилетий, главным образом из-за отсутствия имущества и имущественных интересов у большинства населения, отсутствия частной собственности. В связи с этим актуальность проблемы обязательного медицинского страхования не вызывает сомнений.
     Целью работы является анализ деятельности фондов обязательного медицинского страхования (ОМС), оценка их роль в финансировании расходов на здравоохранение в Российской Федерации.
     В соответствии с поставленной целью  необходимо решать следующие задачи:
1. Рассмотреть основные аспекты ОМС в Российской Федерации: Выделить сущность и основные элементы ОМС
2. Изучить  организацию работы Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС)
3. Рассмотреть  особенности ОМС в России
4 Изучить анализ бюджета ФОМС 2008 и 2009 годов
5.Рассмотреть проблемы ФОМС и пути их решения
     Предметом исследования являются теоретические и практические вопросы сущности и структуры фонда медицинского страхования.
     Объектом  исследования в курсовой работе является фонд обязательного медицинского страхования.
     В процессе изучения и обработки материалов применяются следующие методы экономических исследований: экономический, монографический, экономико-математический, расчетно-конструктивный; балансовый метод и другие.
     Структура курсовой работы состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы.
     В первой главе данной работы будут рассмотрены основные аспекты ОМС: его сущность, основные элементы, организация работы Федерального фонда ОМС, а так же особенности ОМС в России.
     Во  второй главе будет рассмотрен анализ бюджета ФОМС 2008 и 2009 годов.
В третьей главе будет рассмотрены проблемы ФОМС и пути их решения.
В четвёртой главе будет практическое задание.
В заключении изложены основные результаты исследования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Основные аспекты обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
1.1. История медицинского  страхования
     Предоставление  социальной помощи гражданам в случае болезни имеет достаточно давнюю традицию. Еще в Греции и Римской империи существовали организации взаимопомощи в рамках профессиональных коллегий, которые занимались сбором и выплатой средств при наступлении несчастного случая, получении травмы, утраты трудоспособности вследствие длительного заболевания или увечья. В средние века защитой населения в случае наступления или наступления инвалидности занимались цеховые или ремесленные гильдии (союзы) и церковь. В первом случае помощь оказывалась за счет цеховых касс, созданных из членских взносов. Во втором случае материальная и лечебная помощь предоставлялась нуждающимся безвозмездно за счет пожертвований.
     Однако  форму медицинского или, как тогда  было принято называть, больничного  страхования социальная помощь при  болезни получила только во второй половине XIX в. Именно в это время начало активно проявлять себя профсоюзное рабочее движение, одним из важных результатов которого стало создание во многих европейских странах страховых больничных касс. Эти кассы образовывались за счет взносов работодателей и работников и управлялись соответственно представителями администрации предприятия и профсоюзного комитета. Кассы предоставляли своим членам денежную помощь в виде пособия, частично возмещающего трудовой доход, потерянный во время болезни, единовременной выплаты и пенсии семье в случае смерти работника, компенсации роженицам. Кроме того, предусматривалось оказание медицинской и лекарственной помощи. В Германии в 1833 г. был издан первый государственный Закон об обязательном больничном страховании рабочих.  

1.2 Сущность и основные элементы обязательного медицинского страхования
     В Конституции Российской Федерации  и в нормах международного права  закреплено право каждого человека на жизнь. С этим правом связаны другие права человека и гражданина, включая  право на охрану здоровья.
Охрана  здоровья граждан представляет собой совокупность различных мер государства, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, поддержание его активной, долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Поэтому медицинская помощь рассматривается как часть общей государственной системы охраны здоровья населения.
     Право граждан на охрану здоровья гарантируется  путем оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях за счет средств государственного бюджета, страховых взносов, других поступлений, предусмотренных законодательством. Такую медицинскую помощь называют социальной медицинской помощью, таким образом, отделив ее от платной медицинской помощи.
     К медицинской помощи, которая оказывается  названными учреждениями здравоохранения  бесплатно, относятся следующие  ее виды:
- первичная медико-санитарная помощь;
- скорая  медицинская помощь;
- специализированная  медицинская помощь;
- медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями;
-медико-социальная  помощь гражданам, страдающим  заболеваниями, представляющими  опасность для окружающих.
     Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и органами санитарно-эпидемиологической службы. Учреждения здравоохранения независимо от форм собственности могут оказывать такую помощь на основе соответствующих договоров со страховыми медицинскими организациями.
     Скорая  медицинская помощь оказывается в случаях (при состояниях), требующих срочного медицинского вмешательства. Она необходима при несчастных случаях, отравлениях и других состояниях и заболеваниях. Осуществляется такая помощь безотлагательно создаваемой специально службой скорой помощи, а также всеми лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной принадлежности и формы собственности.
     Специализированная  медицинская помощь предоставляется  гражданам при тех заболеваниях, которые требуют специальных методов диагностики и использования сложных медицинских технологий для их лечения. Данную помощь оказывают врачи соответствующего профиля в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих соответствующее разрешение (лицензию) на право ведения такой деятельности.
     Медико-социальная помощь гражданам с заболеваниями, представляющими опасность для  окружающих, оказывается также бесплатно  и согласно специальному перечню  заболеваний, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Некоторым категориям таких больных предоставляются льготы, например, в виде дополнительной жилой площади.
     Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации  бесплатной медицинской помощью утверждается ежегодно постановлением Правительства РФ. Программа предусматривает предоставление определенных бесплатных видов помощи населению, медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, медицинской помощи за счет средств бюджетов всех уровней, а также содержит нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи и подушевые нормативы финансирования Программы.
     В соответствии с этой Программой и  методическими рекомендациями Минздравсоцразвития  России и Федерального фонда обязательного  медицинского страхования (далее ФФОМС) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают свои территориальные программы. В них могут быть предусмотрены дополнительные гарантии оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Причем предоставление дополнительных объемов и видов медицинской помощи осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней.
     Условия и порядок предоставления медицинской  помощи населению определяются Минздравсоцразвития  России по согласованию с ФФОМС.
Бесплатная  медицинская помощь гражданам финансируется, как отмечалось выше, за счет средств бюджетов различных уровней, обязательного медицинского страхования, других источников, не запрещенных законодательством.
     За  счет федерального бюджета предоставляются  все виды медицинской помощи медицинскими учреждениями федерального значения согласно утверждаемому Минздравсоцразвития России перечню медицинской помощи.
     За  счет бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются: а) скорая медицинская помощь, оказываемая  гражданам станциями (отделениями, пунктами) скорой медицинской помощи; б) амбулаторно-поликлиническая; в) стационарная помощь. Последние два вида помощи оказываются в специализированных диспансерах, больницах (отделениях, кабинетах) при определенных заболеваниях, например туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, которые перечислены в Программе. Указанные виды помощи могут предоставляться также за счет бюджетов муниципальных образований.1
     Итак, система финансирования расходов на оказание медицинской помощи населению многоступенчата и довольно сложна. Объемы помощи, бесплатно предоставляемой гражданам субъекта Российской Федерации (региона), определяются исходя из нормативов объема лечебно-профилактической помощи на 1000 человек. Они рассчитываются отдельно по всем видам медицинской помощи.
     Финансовых  средств из государственного бюджета, направляемых на оказание медицинской  помощи населению, в последнее время  все чаще оказывается недостаточно. В целях пополнения данных финансовых ресурсов в начале 90-х годов прошлого века в России появился новый вид страхования - обязательное медицинское страхование. С введением обязательного медицинского страхования была предпринята попытка создания дополнительного источника финансирования медицинской помощи гражданам. Фактически доля расходов средств этого вида страхования значительно превышает бюджетное финансирование. Несмотря на эти попытки, в целом общие затраты на охрану здоровья населения в последние годы не увеличились.
     С принятием Закона РСФСР от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» в стране впервые было введено медицинское страхование, которое осуществляется в двух видах -- обязательном и добровольном.
Обязательное  медицинское страхование (ОМС) является составной частью обязательного социального страхования. Оно должно обеспечивать всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
     Добровольное  медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС.
     Обязательное  медицинское страхование в стране является всеобщим для населения страны. Оно осуществляется за счет двух основных финансовых источников. Первый источник - это ассигнования из государственного бюджета. Они предназначены главным образом на страхование неработающих и иных категорий граждан, определяемых законом. Вторым наиболее существенным финансовым источником этого вида страхования являются страховые взносы работодателей (всех форм собственности) за своих работников, а также некоторых иных категорий граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой.
     Обязательное  медицинское страхование осуществляется на основе договорных отношений между субъектами данного вида страхования. В качестве таких субъектов выступают:
- застрахованные  граждане - работающие и неработающие;
- страхователи - работодатели, индивидуальные предприниматели  и иные категории самозанятого  населения, исполнительные органы  субъектов РФ, местная администрация  районов (городов), муниципальные  органы;
- страховщики  - федеральный и территориальные  фонды ОМС;
- страховые  медицинские организации - юридические  лица, являющиеся самостоятельными  хозяйствующими субъектами, с любыми  предусмотренными законодательством  формами собственности, обладающие  необходимым для осуществления  медицинского страхования уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с законодательством (страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения);
- медицинские  учреждения - лечебно-профилактические  учреждения, имеющие лицензию, дающую  право на оказание медицинской помощи в системе ОМС.
     Цель  договора обязательного медицинского страхования заключается в том, чтобы организовывать и финансировать  предоставление застрахованным работающим гражданам медицинской помощи определенного  объема и качества или иных услуг по программам ОМС.
     Форма и содержание договора строго регламентированы (формализованы) законом. Стороны не могут ухудшить условия (положения) медицинского обеспечения, предписанные договором. Допускается только улучшение  таких условий по отношению к застрахованным гражданам. Каждому российскому гражданину выдается документ - страховой медицинский полис. Его должен иметь каждый гражданин Российской Федерации на всей ее территории.
     Таким образом, указанным законом о  медицинском страховании определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения страны. Цель ОМС заключается в том, чтобы гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования, как отмечалось выше, формируются за счет отчислений страхователей на ОМС.
     Страхователями  являются:
- за  работающих граждан - их работодатели, а в некоторых случаях - лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой;
- за  неработающих граждан - исполнительные  органы государственной власти (области,  края, республики в составе Российской  Федерации, района или города). В последние годы ПФР финансирует дополнительные платежи на ОМС неработающих пенсионеров, получающих трудовую пенсию по старости. Тем самым частично оплачиваются некоторые расходы, связанные с оказанием медицинской помощи неработающим пенсионерам.
     Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы специальные органы - фонды обязательного медицинского страхования. Финансовые средства таких фондов формируются за счет специальных страховых взносов, которые с 1 января 2001 г. уплачиваются страхователями в составе единого социального налога. Порядок исчисления и уплаты ЕСН установлены главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
1.3 Особенности обязательного медицинского страхования в России
     В этом году система обязательного  медицинского страхования перешла в своей истории 15-летний рубеж. Она стала реальным действующим институтом во всех регионах страны, дала возможность снизить остроту социальных проблем и оградить здравоохранение от разрушительных сил экономического кризиса середины 90-х годов, дефолта 1998 года, а также различных чрезвычайных ситуаций, которые неоднократно возникали в нашей стране в сложный период времени. Система ОМС явилась существенным источником финансирования здравоохранения, что позволило обеспечить стабильное функционирование государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
     Однако  большинство задач по дальнейшей модернизации здравоохранения и  реструктуризации системы медицинской  помощи, поставленные еще в 2001 году высшим политическим руководством страны, до сих пор не решены в полной мере.
     Одной из главных причин такого положения  дел является остающаяся неэффективность  модели финансирования отечественного здравоохранения. Качество и доступность  медицинских услуг продолжает снижаться, гарантии бесплатной медицинской помощи все в большей степени принимают декларативный характер. Во многом это связано с задержкой перехода нашего здравоохранения на страховые принципы работы. В достаточной степени возросшие объемы поступления в здравоохранение финансовых средств, в том числе и средств обязательного медицинского страхования, расходуются крайне неэффективно и размываются на содержание сети медицинских учреждений, уже не отвечающей требованиям времени и ожиданиям граждан.
     В то же время, рассматривая итоги развития системы обязательного медицинского страхования за последние 2 года, необходимо отметить выраженную положительную динамику по всем основным направлениям ее деятельности. Особенно возрос финансовый потенциал фондов ОМС. При этом нужно вспомнить, что система ОМС вошла в 2007 год с большим грузом проблем, связанных с деятельностью ряда должностных лиц Федерального фонда ОМС и огромным дефицитом средств, необходимых на реализацию программы дополнительного лекарственного обеспечения. До 2007 года в Федеральном фонде ОМС функционировали непрозрачные механизмы финансирования при распределении дотаций, средств нормированного страхового запаса, отсутствовало эффективное взаимодействие с субъектами Российской Федерации, не было внедрено единое информационное пространство, без чего не может функционировать любая современная финансовая система.2
     В кратчайшие сроки удалось стабилизировать  деятельность Федерального фонда ОМС  и всей системы ОМС в целом  благодаря решению основных задач: разрешена проблема финансового  кризиса программы Дополнительного Лекарственного Обеспечения (ДЛО). В течение 2007 года ФОМС выполнил задачу по урегулированию задолженности за фактически отпущенные в 2006 году лекарственные средства, а также обеспечил финансовую стабилизацию программы в 2007 году. Совместно с субъектами РФ был налажен жесткий контроль за выпиской лекарственных средств и проведена значительная работа на законодательном уровне с целью обоснованного привлечения дополнительных объемов бюджетных ассигнований. Для установления точного объема финансовой задолженности была создана и интегрирована в систему ОМС единая информационно-аналитическая система
     В ФОМС была разработана и утверждена Правлением ФОМС Концепция информатизации системы ОМС на 2008-2010 годы. Реализация концепции направлена на создание единой информационной системы персонифицированного учета в системе ОМС, что позволит не только контролировать текущую деятельность, но и осуществлять стратегическое планирование ресурсов, будет способствовать увеличению доступности и повышения качества медицинской помощи. В прошлом году в рамках реализации концепции осуществлялся анализ программы дополнительного лекарственного обеспечения. В Федеральном фонде ОМС была создана уникальная информационно-аналитическая система, которая дала возможность эффективно выявить неточности при внесении сведений по рецепту в базу данных, ошибки врача, а также факты злоупотреблений при назначении лекарственных средствВ перспективе созданная информационно-аналитическая система позволит обеспечить управление всеми доходами в системе обязательного медицинского страхования, наладить персонифицированный учет оказания медицинских услуг населению, что сделает систему ОМС еще более открытой и прозрачной.
     Необходимо  отметить, что деятельность ФОМС направлена на решение первоочередных задач, поставленных Министерством здравоохранения и социального развития РФ для обеспечения граждан доступной медицинской помощью высокого качества на всех этапах ее оказания.
     Главная проблема системы здравоохранения  на современном этапе - неопределенность роли государства, прав и обязанностей врачей и пациентов. Не описан объем публичных обязательств государства по отношению к застрахованным гражданам. Именно поэтому наши сограждане, посещая лечебные учреждения, чувствуют в них себя незащищенными, страдают от поборов и засилья платных услуг.
     Проект  концепции развития здравоохранения  до 2020 года, подготовленный Министерством  здравоохранения и социального  развития РФ, направлен на решение  задачи выполнения государственных  обязательств по оказанию населению бесплатной медицинской помощи, создания новых эффективных механизмов в деятельности системы ОМС. В соответствии с Концепцией с 2011 года предусмотрен поэтапный переход на преимущественно одноканальное финансирование системы здравоохранения через ОМС, введение персонифицированного учета в системе ОМС, оказание всех медицинских услуг на основе единых медико-экономических стандартов, повышение доступности медицинской помощи, расширение спектра услуг, оказываемых в рамках ОМС за счет внедрения лекарственного страхования, создание конкурентных условий среди ЛПУ.
     В последующем предполагается постепенное  включение в систему обязательного  медицинского страхования расходов на приобретение дорогостоящего оборудования, бюджетных инвестиций, а также  высокотехнологичной медицинской помощи.
Учитывая  высокую социальную значимость и  приоритетность реализации Концепции, в министерстве создан Департамент  развития медицинского страхования. Необходимо отметить уже оказанную им действенную  методическую помощь ФОМС, в том числе при подготовке законопроекта о бюджете Федерального фонда ОМС на 2009 и плановый период 2010-2011 годов. Продолжение совместной работы в ближайшее время будет направлено на совершенствование и динамичное развитие системы ОМС, обеспечивающей соблюдение предоставленных гражданам социальных гарантий в сфере охраны здоровья и достойное материальное положение медицинских работников.
     Другой  важнейшей задачей является создание персонифицированного учета в системе  ОМС для осуществления текущего и стратегического планирования ресурсов. Система персонифицированного учета оказанной медицинской помощи позволит осуществлять сбор и обработку значительных массивов медико-экономической информации для анализа, прогнозирования и оптимизации расходов на медицинскую помощь населению.
     Задачами  персонифицированного учета являются:
- повышение  общей эффективности управления  системой ОМС посредством внедрения  средств современного управленческого  анализа;
- повышение  прозрачности финансовых потоков  в системе ОМС и эффективности контроля рационального использования средств системы ОМС;
- построение  эффективной системы управления  качеством медицинской помощи  в системе ОМС;
- повышение  эффективности и качества государственного  планирования за счет внедрения  современных средств экономико-математического и имитационного моделирования, поддержка управленческих решений.
     Достижение  цели эффективных преобразований в  здравоохранении невозможно обеспечить также без наличия качественной и эффективной лекарственной  помощи. На фоне низкого качества медицинской помощи наблюдается недостаточный уровень потребления лекарственных средств работающими гражданами и низкая культура их потребления населением, которая сводится к непрофессиональному самолечению, что приводит к повышению показателей заболеваемости, инвалидизации и смертности. Все это делает необходимым включение в Программу государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи новых механизмов лекарственного обеспечения:
- перечень  лекарственных средств формируется с учетом медико-экономических стандартов;
- возмещение  затрат на лекарственные средства  осуществляется за счет средств  системы ОМС;
- установление  справедливых цен на лекарственные  средства и солидарных принципов  финансирования;
- включение  в систему лекарственного обеспечения всех категорий граждан.
     Таким образом, для решения главной  задачи в сфере здравоохранения - обеспечения доступности и высокого качества медицинской помощи - государству  предстоит принять решение о  путях совершенствования здравоохранения и системы обязательного медицинского страхования.
     Система обязательного медицинского страхования  должна обеспечить увеличение объемов  финансирования здравоохранения в  соответствии с высокими темпами роста социально-экономического развития страны, а также удовлетворение потребностей населения в получении качественных медицинских услуг.
1.4 Организация работы Федерального фонда обязательного медицинского страхования
     Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) является самостоятельным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Свою деятельность он осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, а также утвержденным от 29 июля 1998 г. Уставом Фонда.
     Основными задачами ФФОМС являются: финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь средств ОМС; обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС; создание условий для выравнивания объема и повышения качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на территории страны в рамках базовой программы ОМС; аккумулирование финансовых средств ФФОМС для обеспечения финансовой стабильности ОМС.
     Временно  свободные финансовые средства ФФОМС  в целях Защиты их от инфляции размешаются  на банковских депозитах и могут  использоваться для приобретения высоколиквидных  государственных ценных бумаг. Имущество ФФОМС является федеральной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления. Фонд также вправе осуществлять приносящую доходы деятельность. Полученные от такой деятельности доходы, а также доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, и приобретенное за счет этих доходов имущество в установленном порядке поступают в распоряжение фонда и направляются для реализации его уставных задач.
     Управление  ФФОМС осуществляется коллегиальным  органом- управлением и постоянно  действующим исполнительным органом -Директором, который назначается на должность и освобождается от должности Правительством РФ. Правление ФФОМС решает многие вопросы:
- утверждает  перспективные планы работы фонда;  рассматривает проекты его бюджета  и отчеты об исполнении;
- утверждает  годовые отчеты о результатах  своей деятельности; определяет  направления и порядок использования  доходов фонда, в том числе  полученных от использования временно свободных средств и нормированного страхового запаса, а также порядок покрытия убытков;
- утверждает  порядок направления финансовых  средств на выравнивание финансовых  условий деятельности территориальных  фондов обязательного медицинского  страхования в рамках базовой  программы обязательного медицинского  страхования, на выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;
- рассматривает  проекты базовой программы обязательного  медицинского страхования и предложений  о тарифе взносов на обязательное  медицинское страхование и разрабатываемые фондом проекты нормативных актов по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования;
- принимает  решения о внесении в установленном  порядке предложений по определению  норматива средств на содержание  ФФОМС, рекомендации по определению  норматива средств на содержание территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций, о формировании ревизионной комиссии фонда.
     Состав  правления утверждается Правительством Российской Федерации со сроком полномочий на 3 года.
     Правление возглавляет председатель, который, как и его заместители, избирается правлением ФФОМС. В состав правления  входят по должности директор фонда, а также представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представители страховых медицинских организаций, различных общественных объединений.
     Директор  осуществляет руководство текущей  деятельностью фонда, несет персональную ответственность за ее результаты и подотчетен правлению фонда. Контроль над деятельностью фонда осуществляет специально созданная ревизионная комиссия. Правление ФФОМС по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей на это лицензию. Отчет о результатах проверки представляется в Правительство Российской Федерации.
     Практическую  работу осуществляет исполнительная дирекция ФФОМС, возглавляемая директором. В  ее структуру входят департаменты, управления, отделы.
     В зависимости от специфики и объема выполняемых работ каждое структурное  подразделение осуществляет организацию  работы по основным направлениям деятельности фонда.
     Основными направлениями деятельности ФФОМС  являются, формирование бюджета и планово-экономическая работа. Эти направления включают в себя следующее: планирование сводного бюджета и бюджетное планирование; разработка и составление смет, штатов; статистика, финансовые расчеты и экономические обоснования; методологическое обеспечение формирования бюджета. Данная деятельность осуществляется работниками отделов, входящих в состав одноименного департамента фонда.
Контрольно-ревизионная  работа фонда ведется его соответствующим подразделением. Она включает в себя осуществление им функций контроля: за поступлением и использованием средств; за хозяйственной деятельностью и использованием имущества; за реализацией материалов ревизий и проверок фонда и федеральных контрольных органов и прочее. Сюда же входит аналитическая обработка информации для обеспечения контрольно-ревизионной деятельности фонда, методологическое обеспечение деятельности органов ОМС.
     Другим  важным направлением деятельности ФФОМС  является ведение финансов, бухгалтерского учета и отчетности. Эту работу осуществляют сотрудники департамента с таким же наименованием. Они выполняют следующие функции: исполнение сметы и хозяйственных операций центрального аппарата; сводная отчетность; методология бухгалтерского учета; анализ финансового состояния исполнительных органов и оперативной отчетности фонда; инвестиционная работа и долговые операции; управление централизованным резервом и финансированием исполнительных органов фонда; автоматизированный сбор, обработка и анализ; финансовая информация.
     Правовое  обеспечение деятельности ФФОМС включает вопросы применения законодательства, правового обеспечения бюджетной и финансовой политики фонда; развития законодательства об этом виде страхования; систематизации нормативных актов и др.
Внедрением  в систему ОМС современных электронных средств связи и обработки данных занимается специально созданное для этого структурное подразделение. В его задачу входит программное обеспечение, включая обеспечение эксплуатации прикладных программных систем и компьютерное обучение; администрирование баз данных; телекоммуникацию и локальные вычислительные сети фонда; техническое обеспечение фонда; защиту информации.
     В состав дирекции ФФОМС входят также  управления и отделы: организационно-кадровой работы, по связям с общественностью, международный, имущества и хозяйственной деятельности фонда и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ бюджета  ФОМС 2008 и 2009 годов
2.1 Анализ структуры и динамики расходов бюджетов ФОМС
     Основные  характеристики бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования:
     На 2008 год общий объем расходов бюджета  Фонда в сумме 123 241,2 млн. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования РФ в сумме 16 600 млн. рублей.
     На 2009 год общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 119 313,2 млн. рублей, в том числе межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования РФ в сумме 17 000 млн. рублей. Уменьшение расходов в 2009 году по сравнению с 2008 годом составляет 3 528 млн. рублей, или 2,52%
     В структуре расходов ФОМС на 2009 год  отсутствуют следующие виды расходов, ранее осуществляемые за счет средств  федерального бюджета:
     На  финансовое обеспечение оказания социальной услуги по дополнительной медицинской  помощи в части, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
     На  финансовое обеспечение выполняемого в соответствии с программами  государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи государственного задания на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-социальную помощь, дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики.
     На  финансовое обеспечение проведения в субъектах РФ пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения с ориентацией на конечный результат с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование.
     По  целевой статье расходов «Проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» наблюдается постоянное неисполнение бюджета ФОМС. Так, в 2007 году исполнение бюджета ФОМС на проведение диспансеризации, находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 62 %, по состоянию на 1 июля 2008 года бюджет ФОМС исполнен на 1,2 %.
     По  целевой статье расходов «Проведение  дополнительной диспансеризации работающих граждан» запланированы средства в сумме на 2009 год - 4 000 млн. рублей. В 2007 и 2008 годах на данные цели также предусматривались средства в объеме 4 000 млн. рублей на финансовый год, которые выделялись из федерального бюджета своевременно и в полном объеме. Однако исполнение бюджета ФОМС по данному виду расходов в 2007 году составило 57,6 %, в I полугодии 2008 года -17,2 %.
Таблица 1.
Состав  расходов бюджета  Федерального фонда  обязательного медицинского страхования (млн. рублей).3

и т.д.................


Наименование Сумма на 2008г. Сумма на 2009г.  
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 123 241,2 119 313,2  
Общегосударственные вопросы 11 111,8 7 937,8  
Международные отношения и международное сотрудничество 0,321 0,348  
Международное сотрудничество

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.