На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Эффективность использования оборотных средств

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
     Государственное  образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования
  «ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ» 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
ФАКУЛЬТЕТ «ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ» 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА
по  дисциплине: «Финансы предприятия»
на  тему: «Эффективность использования оборотных  средств» 
 
 

Выполнила:
студентка группы 3 ФЗС
Овсянникова И.А. 
 
 

Проверила
Збинякова Е.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Орел, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………3-5 

ГЛАВА 1. Оборотный капитал предприятия – теоретический аспект…6
1.1. Формирование  и использование оборотных средств  предприятия……6-12
1.2. Влияние управления оборотными средствами на конечные результаты работы предприятия………………………………………………………….13-17
1.3. Сущность анализа оборотных активов………………………………...18-24
1.4. Анализ наличия и динамики собственного оборотного капитала…...25-26
1.5. Методика  оценки эффективности управления  оборотными активами предприятия…………………………………………………………………….27 

ГЛАВА 2. Анализ эффективности управления оборотными средствами (капиталом) ЗАО «Мценскмебель»………………………………………….31
2.1. Источники информации для проведения анализа оборотных средств….31
2.2.Краткая  характеристика хозяйственной деятельности  ЗАО «Мценскмебель»……………………………………………………………...32-36
2.3.Состав и структура оборотных средств в ЗАО «Мценскмебель»……37-43
2.4 Анализ  эффективности  управления оборотными активами предприятия…………………………………………………………………..44-58 

ГЛАВА 3. Пути повышения экономической эффективности использования оборотных средств ЗАО «Мценскмебель»……………….59
3.1. Резервы повышения эффективности управления оборотными активами предприятия………………………………………………………………….59-64
3.2. Оценка реализации мероприятий по повышению эффективности управления оборотными активами предприятия………………………….65-76 

Выводы  и рекомендации…………………………………………………..77-80 

    Список  использованной литературы…………………………………….81-83 

    Приложения 

Введение
      Одной из главных задач, стоящих перед  экономикой России и каждого хозяйствующего субъекта является финансовое оздоровление. Решение этой задачи невозможно без повышения эффективности использования основных и оборотных средств субъектов рыночного хозяйства. Финансово-кредитный механизм может эффективно функционировать только при условии достаточности собственных средств предприятий.
      Развитие  рыночных отношений в стране обусловило повышение роли финансов в целом  и оборотного капитала в частности. Финансы предприятия стали основным показателем, характеризующим конечные результаты их деятельности. Количественные и качественные параметры финансового состояния предприятия определяют его место на рынке и способность функционировать в экономическом пространстве. Все это привело к повышению роли управления финансами в общем процессе управления экономикой.
      Переход к рыночной экономике потребовал новых подходов и к управлению оборотным капиталом предприятия. Анализ финансового состояния предприятия позволяет наиболее рационально распределить материальные, трудовые и финансовые ресурсы предприятия. Известно, что любые ресурсы ограничены. Отсюда возникает задача добиться максимального эффекта не только за счет регулирования их объема, но и путем оптимального соотнесения разных ресурсов.
      Оборотные средства находятся в неразрывной  связи со многими сторонами хозяйственной  жизни предприятий. В сфере производства они необходимы для обеспечения бесперебойности питания производственного процесса.
      В условиях полной самостоятельности  в управлении и ведении хозяйства, распоряжении ресурсами и результатами труда благополучие предприятий различных сфер деятельности во многом зависит от эффективности использования оборотных средств. Поэтому вопросы по эффективности использования оборотных средств, основанного на научном подходе, приобретает важное значение.
      Необходимость обобщения теоретических исследований по вопросам сущности оборотных средств, углубленного исследования их организации, направлений повышения эффективности использования и определили выбор темы данной работы.
        Настоящая работа имеет целью  исследование теории и практики эффективности использования оборонных средств предприятия и поиск путей повышения эффективности их использования.
      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
      1. Теоретическое  определение оборотного капитала  предприятия, способов эффективного управления.
      2. Анализ  финансового состояния   конкретного  предприятия за  конкретный период.
      3. Анализ взаимосвязи эффективности  управления оборотным капиталом  и конечных результатов предприятия.
      4. Определение путей повышения  эффективности использования оборотных средств предприятия.
      Предметом исследования данной курсовой работы являются финансовые ресурсы предприятия, оценка его платежеспособности и ликвидности, а значит и оценка его финансовой устойчивости. Объектом исследования является производственно–технический центр предприятия ЗАО «Мценскмебель», работающий в области производства корпусной мебели и отдельных изделий для общей комнаты, а также наборов мебели для прихожей.
      В соответствии с поставленной целью  и определенными задачами, курсовая работа построена следующим образом.
      В первой главе рассмотрены теоретические  аспекты процесса управления оборотным  капиталом предприятия. Они касаются, в частности, процесса формирования и использования оборотных средств, влияния управления оборотными средствами на конечные результаты деятельности предприятия, а также методики анализа наличия и динамики оборотных средств.
      Успешная  работа любого предприятия зависит  от ряда условий, одним из важнейших  среди которых является наличие  необходимого объема оборотных средств. В условиях конкурентной среды эффективность производства является основополагающим фактором, позволяющим предприятию занимать ведущие позиции в своей нише рыночной инфраструктуры. Таким образом, проблемы рациональной организации оборотных средств и повышения эффективности их использования, остро встают перед предприятиями, поскольку решение этих вопросов являются залогом обеспечения непрерывности производственного процесса и одним из слагаемых рентабельного производства. Рассмотрение этих проблем в теоретическом плане является целью исследований первой главы и решением первой поставленной задачи.
      Во  второй главе курсовой работы осуществляется анализ финансового состояния ЗАО «Мценскмебель», а также проводится анализ состояния и использования оборотных средств данного предприятия. В этой главе решается задача анализа взаимосвязи эффективности управления оборотным капиталом и конечных результатов предприятия.
      И в заключительной, третьей главе  работы на основе анализа эффективности  управления оборотными средствами ЗАО «Мценскмебель» определяются пути повышения эффективности использования оборотных средств (капитала) предприятия.
ГЛАВА 1. Оборотный капитал предприятия – теоретический аспект.
1.1 Формирование и  использование оборотных  средств предприятия.
      Наряду  с основными фондами для работы предприятия имеет огромное  значение наличие оптимального количества оборотных  средств. Оборотные средства - это совокупность денежных средств, авансируемых создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный кругооборот денежных средств.
      Оборотные производственные фонды это предметы труда (сырье, материалы и полуфабрикаты, вспомогательные материалы, тapa, запасные части и др.); средства труда со сроком службы не больше 1 года - это малоценные и быстро изнашивающие предметы. Фонды обращения - это средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но неоплаченные, а также средства в расчетах и денежные средства в кассе и на счетах. В своем движении оборотные средства проходят последовательно три стадии: денежную, производительную и товарную.
      Денежная  стадия кругооборота средств является подготовительной. Она протекает  в сфере обращения, где происходит превращение денежных средств в  форму производственных запасов.
      Производительная  стадия представляет собой непосредственный процесс производства. На этой стадии продолжает авансироваться стоимость создаваемой продукции, но не полностью, а в размере стоимости использованных производственных запасов, дополнительно авансируются затраты на заработную плату и связанные с ней расходы, а также перенесенная стоимость производственных основных фондов. Производительная стадия кругооборота заканчивается выпуском готовой продукции, после чего наступает стадия ее реализации.
      На  товарной стадии кругооборота продолжает авансироваться продукт труда (готовая продукция) в том же размере, что и на производительной стадии. Лишь после превращения товарной формы стоимости произведенной продукции в денежную авансированные средства восстанавливаются за счет части поступившей выручки от реализации продукции. Остальная ее сумма составляет денежные накопления, которые используются в соответствии с планом их распределения. Часть накоплений (прибыли), предназначенная на расширение оборотных средств, присоединяется к ним и совершает вместе с ними последующие циклы оборота.
      Денежная  форма, которую принимают оборотные  средства на третьей стадии их кругооборота, одновременно является и начальной  стадией оборота средств.
      Кругооборот оборотных средств происходит по схеме:   

      Д-Т..П..Т1 – Д1                                       (1.1)    

      Где: Д - денежные средства, авансируемые хозяйствующим  субъектом,
      Т - средства производства;
        П - производство;
        Т1 - готовая продукция;
        Д1 - денежные средства, полученные от продажи продукции и включающие в себя реализованную прибыль.
      Точки (...) означают, что обращение средств  прервано, но процесс их кругооборота продолжается в сфере производства.
      Оборотные средства находятся одновременно на всех стадиях и во всех формах производства, что обеспечивает его непрерывность и бесперебойную работу предприятия.
      Состав  и классификация оборотных средств  приведены на рисунке 1.1.
Рис. 1.1 Состав и классификация оборотных  средств

      Пунктирная  линия от блока «Денежные средства и средства в расчетах» к блоку «Нормируемые оборотные средства» означает следующее - в различных странах движение денежных потоков отслеживается столь тщательно, что платежные  календари соблюдаются почти со 100-процентной точностью, это позволяет относить указанные средства в сферу нормируемых. В Российской Федерации тип «денежные средства» и «средства в расчетах» с такой точностью нормировать сложно из-за нестабильности ситуации, срывов в расчетах и т д.
      Норматив  оборотных средств устанавливает  их минимальную расчетную сумму, постоянно необходимую предприятию для работы. Фактические запасы сырья, денежных средств и т. д. могут быть выше или ниже норматива или соответствовать ему — это один из наиболее изменчивых показателей текущей финансовой деятельности. Не заполнение норматива оборотных средств может привести к сокращению производства, невыполнению производственной программы из-за перебоев в производстве и реализации продукции. Сверхнормативные запасы отвлекают из оборота денежные средства, свидетельствуют о недостатках материально-технического обеспечения, неритмичности процессов производства и реализации продукции. Все это приводит к недостаточному или неэффективному использованию ресурсов.
      Для формирования оборотных средств  предприятие использует собственные и приравненные к ним средства, а также привлеченные и заемные ресурсы.
      Источниками формирования оборотных средств  могут быть: прибыль, кредиты (банковские и коммерческие, т.е. отсрочка оплаты), акционерный и (уставный) капитал, паевые взносы, бюджетные средства, перераспределенные ресурсы (страхование, вертикальные структуры управления), кредиторская задолженность и др.
      Кредиторская  задолженность означает использование  средств, не принадлежащих предприятию, например задолженность по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; задолженность по неоплаченным в срок счетам; задолженность по плате в бюджет; по выданным векселям; по коммерческим кредитам; по оплате и начислениям на нее и др.
      К кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, относятся: переходящая задолженность по заработной плате, начисления на заработную плату, резервы предстоящих платежей и расходов и др.
      Прирост кредиторской задолженности, постоянно  находящейся в распоряжении хозяйствующего субъекта, выступает в качестве источника финансирования прироста оборотных средств. Остальная сумма прироста оборотных средств финансируется за счет прибыли и др.
      Эффективность использования оборотных средств  оказывает влияние на финансовые результаты деятельности предприятия. При ее анализе применяются следующие показатели: наличие собственных оборотных средств, соотношение между собственными и заемными ресурсами, платежеспособность предприятия, его ликвидность, оборачиваемость оборотных средств и др.
      Наличие собственных оборотных средств, а также соотношение между  собственными и заемными оборотными ресурсами характеризуют степень  финансовой устойчивости предприятия.
      Платежеспособность  предприятия, т. е. его возможность  своевременно и полностью выполнять обязательства, определяется с помощью специальных коэффициентов, учитывающих реальные и потенциальные финансовые ресурсы предприятия, соотношения между его обязательствами и денежными поступлениями, а также другими активами, как в краткосрочные, так и в долгосрочные периоды времени.
      Платежеспособность  предприятия выражает его ликвидность - способность в любой момент совершить необходимые расходы. Ликвидность зависит от величины задолженности и от объема ликвидных средств, к которым обычно относятся денежные средства (в кассе и на счетах), ценные бумаги (прежде всего государственные) и легко реализуемые элементы оборотных средств.
      Оборачиваемость  оборотных средств — важный показатель эффективности их использования. Критерием оценки эффективности управления средствами служит фактор времени: чем дольше оборотные средства пребывают в одной и той же форме (денежной или товарной), тем при прочих равных условиях ниже эффективность их использования  и наоборот. Оборачиваемость оборотных средств характеризует интенсивность их использования.
      Особенно  велика роль показателя оборачиваемости  для отраслей сферы обращения; торговли, общественного питания, бытового обслуживания, посреднической деятельности, банковского  бизнеса и др. Один из основных показателей оборачиваемости - продолжительность одного оборота оборотных средств, рассчитанная в днях по следующей формуле:
      Оборачиваемость в днях позволяет судить о том, в течение какого времени оборотные  средства проходят все стадии кругооборота на данном предприятии. Чем выше оборачиваемость в днях, тем меньше денежных средств необходимо предприятию, тем экономнее используются финансовые ресурсы. При очень высокой оборачиваемости возрастает риск неплатежей и сбоев в поставках сырья, материалов, комплектующих   изделий   и др. Оборачиваемость измеряется тем числом оборотов, совершаемых оборотными средствами за определенный промежуток времени:
      Сопоставление коэффициентов оборачиваемости  в динамике по годам позволяет  выявить тенденции изменения  эффективности использования оборотных средств. Если число оборотов, совершаемых оборотными средствами, увеличивается или остается стабильным, то предприятие работает ритмично и рационально использует денежные ресурсы. Снижение числа оборотов, совершаемых в рассматриваемом периоде свидетельствует о падении темпов развития предприятия и о его неблагополучном финансовом состоянии.
      Ускорение оборачиваемости оборотных средств  способствует их абсолютному и относительному высвобождению из оборота. Под абсолютным высвобождением понимается снижение суммы оборотных средств в текущем году по сравнению с предшествующим годом при увеличении объемов реализации продукции. Относительное высвобождение имеет место, когда темпы роста объемов продаж опережают темпы роста оборотных средств. В этом случае меньшим объемом оборотных средств  обеспечивается больший размер реализации. В связи с ростом общего платежного оборота при высокой инфляции абсолютного высвобождения оборотных средств быть не может, поэтому особое внимание уделяется анализу и созданию условий для относительного высвобождения ресурсов.
      Важным  для предприятия является также  показатель обеспеченности собственными оборотными средствами, который рассчитывается как отношение суммы собственных  оборотных средств к общей  сумме оборотных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Влияние управления  оборотными средствами  на конечные результаты  работы предприятия.
      Как уже отмечалось, эффективность управления оборотными средствами предприятия  оказывает большое влияние на результаты его финансово-хозяйственной деятельности.
      С одной стороны, необходимо более  рационально использовать имеющиеся  оборотные ресурсы — речь идет, прежде всего, об оптимизации производственных запасов, сокращении незавершенного производства, совершенствовании форм расчетов и др.
      С другой стороны, в настоящее время  предприятия имеют возможность  выбирать разные варианты списания затрат на себестоимость, определения выручки  от реализации продукции (работ, услуг) для целей и налогообложения  и др.
      Например, в зависимости от конъюнктуры спроса и прогнозирования объемов продаж предприятия могут быть заинтересованы в интенсивном списании затрат либо в их более равномерном распределении какого-либо периода. Для этого важно выбрать из перечня вариантов тот, который будет отвечать поставленным целям. Необходимо отследить, какое влияние окажут принятые решения на себестоимость, размеры прибыли и налогов.
      Значительная  часть указанных альтернативных возможностей относится к сфере управления оборотными средствами предприятия.
      Анализ  статьи малоценных и быстроизнашивающихся предметов имеет большое значение для эффективного финансового управления. Запасы могут составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных активов, но и в целом в активах предприятия. Это может свидетельствовать о том, что предприятия испытывают затруднения со сбытом своей продукции, что в свою очередь может быть обусловлено низким качеством продукции, нарушением технологии производства и выбором неэффективных методов реализации, недостаточным изучением рыночного спроса и конъюнктуры. Нарушение оптимального уровня материально-производственных запасов приводит к убыткам в деятельности компании, поскольку увеличивает расходы по хранению этих запасов; отвлекает из оборота ликвидные средства; увеличивает опасность обесценения этих товаров и снижения и потребительских качеств; приводит к потере клиентов, если это вызвано нарушением каких-либо характеристик товаров. В этой связи определение и поддержание оптимального объема запасов являются важным разделом финансовой работы.
      Материально-производственные запасы отражаются в отчетности в  соответствии с правилом низшей из двух оценок — по себестоимости  или рыночной цене. Согласно общепринятым стандартам базой оценки материально-производственных запасов является себестоимость, под которой понимаются затраты на их приобретение. Эти затраты не являются постоянной величиной и изменяются в результате колебания цен на эти товары, в связи с чем один и тот же вид товара может иметь различную себестоимость в зависимости от срока его закупки. В условиях большого количества запасов трудно определить фактическую себестоимость товаров, уже находящихся на переработке, и товаров, еще остающихся на складе. Чтобы решить эту проблему, в учете используется допущение, согласно которым последовательность поступления запасов в переработку трактуется не как поток физических единиц товаров, а как движение их стоимостей (flow of costs).
      В соответствии с этим используются следующие  методы оценки запасов: по себестоимости  каждой единицы закупаемых товаров (specific identification method)', no средней себестоимости (a\erag cost), в частности по средневзвешенной (weighted average cost) и скользящей средней (moving average cost); по себестоимости первых по времени закупок ФИФО (first-in-first-out-FIFO); по себестоимости последних по времени закупок — ЛИФО (tast-in-first-out - LIFO).
      Метод оценки на основании определения  себестоимости каждой единицы закупаемых запасовэто учет их движения по фактической себестоимости. Для использования этого метода необходима физическая идентификация всех производимых закупок товарно-материальных ценностей, что довольно сложно сделать в условиях крупносерийного производства. В связи с этим данный метод, несмотря на точность, могут применять только те компании, которые либо выполняют специальные заказы на производство какой-либо продукции, либо совершают операции со сравнительно небольшими партиями дорогостоящих товаров (ювелирные изделия и автомобили, некоторые виды мебели и др.).
      Оценка  запасов по методу ФИФО основана на допущении, что запасы используются в той же последовательности, в какой они закупаются предприятием, т. е. запасы, которые первыми поступают в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок.
      Этот  метод позволяет увеличить остатки производственных запасов при росте их цен. При оценке активов наблюдается рост имущественного положения предприятия. Но при этом будет больше сумма налога на имущество, меньше себестоимость, а значит, выше прибыль и налог на прибыль.
      Сущность  метода ЛИФО  заключается в том, что поступление запасов в производство оценивается по себестоимости последних по времени покупок, а себестоимость запасов на конец периода определяется исходя из себестоимости наиболее ранних закупок. Этот метод позволяет более точно определить себестоимость реализованной продукции и чистую прибыль от реализации, однако искажает себестоимость запасов на конец периода. В настоящее время данный метод на производстве не используется.
      Главной целью управления активами предприятия, в том числе и оборотными средствами, является в общем случае максимизация прибыли на вложенный капитал при обеспечении устойчивой и достаточной платежеспособности предприятия. Задачи максимизации прибыли на вложенный капитал и обеспечения высокой платежеспособности в определенной мере противостоят друг другу. Так, для рентабельности денежные средства должны быть вложены в различные оборотные и необоротные активы с заведомо более низкой, чем деньги, ликвидностью. А для обеспечения устойчивой платежеспособности у предприятия постоянно должна находиться на счете некоторая сумма денежных средств, фактически изъятая из оборота для текущих платежей. Часть средств должна быть размещена в виде высоко ликвидных активов. Таким образом, важной задачей в части управления оборотными средствами предприятия является обеспечение оптимального соотношения между платежеспособностью и рентабельностью путем поддержания соответствующих размеров и структуры оборотных активов.   Необходимо также поддерживать оптимальное соотношение собственных и заемных оборотных средств, так как от этого непосредственно зависят финансовая устойчивость и независимость предприятия, возможность получения новых кредитов и др.
      Для улучшения финансового состояния  предприятия необходимо уменьшить  переток оборотных активов в дебиторскую задолженность, т.е. средства данного предприятия, находящиеся в обороте других предприятии.
      По  определению и по расположению в  балансе дебиторская задолженность  является более ликвидным активом, чем, например, производственные запасы. Поэтому ее наличие должно быть в принципе относительно благоприятнее, чем наличие на ту же сумму излишних запасов.  Это положение верно для развитых стран с сетью финансовых компаний, оказывающих множество разных услуг. Дебиторскую задолженность можно продать банку или другому финансовому институту, занимающемуся факторинговыми или форфейтинговыми операциями.   Но в современной России ликвидность дебиторской задолженности очень низка и часто не поддается достоверной оценке, а ее продажа при наличии высокой инфляции и неразвитости подобны операции на нашем финансовом рынке, в силу высокого риска практически невозможна.
      Необходимо  продуманное отношение к большим  закупкам - впрок сырья, материалов и комплектующих изделий (за исключением активов с устойчивым ростом рыночных цен, опережающим инфляцию, и то в ограниченных пределах). Выгода от таких закупок может быть чисто иллюзорной, так как они, как правило, приводят к занижению себестоимости со всеми вытекающими отсюда «налоговыми последствиями» и к замедлению оборачиваемости оборотных средств, что оказывает негативное воздействие на финансовую устойчивость предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Сущность анализа  оборотных активов.
      Рациональное  и экономное использование  как основных, так  и оборотных фондов является первоочередной задачей предприятия. Поэтому необходимо рассмотреть состав, структуру и взаимоотношение оборотных производственных фондов.
Оборотные средства  являются одной из составных  частей имущества  предприятия. Составление  и эффективность их использования – одно из главных условий успешной деятельности предприятия. Развитие рыночных отношений определяет новые условия их организации. Высокий уровень инфляции, неплатежи и другие кризисные явления вынуждают предприятия изменить свою политику по отношению к оборотным средствам, искать новые источники пополнения, изучать проблему эффективности их использования.
Целью анализа оборотных  активов является повышение эффективности  управления оборотными средствами.
       Целью управления оборотными средствами является определение их объема и структуры, а также источников их покрытия и соотношения между ними, достаточного для обеспечения долгосрочной производственной и эффективной финансовой деятельности предприятия.
     Стратегия и тактика управления оборотными средствами есть поиск компромисса между риском потери ликвидности и эффективностью работы. Это ставит перед предприятием необходимость решения двух важных задач:
     1. Обеспечение платежеспособности.
     2. Обеспечение приемлемого объема, структуры и рентабельности активов.
     Любая рекомендация, связанная с определением уровня денежных средств, дебиторской  задолженности и товаров, рассматривается  как с позиции рентабельности данного вида активов, так и с  позиции оптимальной структуры  оборотных средств.
     При недостаточном анализе и контроле оборотных активов могут возникнуть следующие риски, обусловленные объемом и структурой оборотных средств:
     1. Недостаточность товаров - риск  дополнительных издержек или  остановки деятельности предприятия.
     2. Недостаточность собственных кредитных возможностей – риск потери ликвидности.
     3. Недостаточность денежных средств - риск прерывания производственного процесса, невыполнения обязательств, потерь дополнительной прибыли.
     4. Излишний объем оборотных средств – риск увеличения издержек финансирования и сокращения доходов.
     Оборотные активы – важнейшая экономическая  категория, которая отражает стоимостную  оценку оборотных средств организации, оптимальность объема, состав и структура  которых в значительной степени  влияют на устойчивость ее финансового положения.
     Средства, вложенные в оборотные активы, должны компенсироваться за один оборот, т.е. за короткий период времени, в среднем  соответствующий периоду превращения  денег в деньги.
     Оборотные активы являются одной из главных  составляющих ресурсного потенциала предприятия в целом. Схема оборотных активов организации представлена на рисунке 1. 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1 Схема оборотных активов предприятия
    Оборотные активы
         
      Запасы
     
         
        Сырье, материалы  и другие аналогичные ценности
     
         
        Незавершенное производство
     
         
        Готовая продукция
     
         
        Расходы будущих периодов
     
         
        Товары  для продажи
     
         
      Налог на добавленную стоимость по приобретенным  ценностям
     
         
      Дебиторская задолженность
     
         
        Покупатели-дебиторы
     
         
        Авансы  выданные
     
         
         
        Расчеты с дочерними, зависимыми компаниями
     
         
        Прочая
     
         
      Краткосрочные финансовые вложения
     
         
      Денежные  активы
     
         
      Прочие  оборотные активы
     
 
 
     Оборотные активы ограничены сроком использования до 12 месяцев. Финансовым источником определенной части оборотных активов должен быть собственный капитал. Остальная часть оборотных активов формируется за счет привлечения заемных средств (обязательств), в частности, кредитов, займов, кредиторской задолженности и т.п.
     Достаточность объема, структура формирования оборотного капитала имеют большое значение для обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности, прибыли и  рентабельности организации. В процессе анализа оборотных активов важно  установить, насколько оптимален их объем и структура формирования.
     Дополнительное  наращение оборотных средств  имеет определенные ограничения. Рост оборотного капитала оправдан, если он сопровождается активизацией продаж, а, следовательно, и ростом прибыли. Формирование и использование оборотного капитала сопряжено с риском финансовых потерь, как в условиях нехватки оборотных средств, так и при их избытке. Важно, чтобы не происходил необоснованный рост оборотных средств, следствием которого могут быть временно свободные, бездействующие активы, вызывающие лишние расходы, что, в свою очередь, приводит к снижению прибыли. К таким расходам можно отнести издержки по обслуживанию заемных источников финансирования оборотных активов (проценты по заемным средствам); заготовительные складские и другие расходы; обесценение излишних остатков денежных средств на банковских счетах; потери части стоимости дебиторской задолженности под воздействием инфляционных процессов. Следовательно, на основе тщательного анализа эффективности оборотных активов должна строиться финансовая политика управления оборотным капиталом предприятия, реализация, которой должна обеспечить компромисс между риском потери ликвидности и эффективностью хозяйственной деятельности1.
     В процессе анализа формирования и  использования оборотных средств следует:
     - установить потребность предприятия  в оборотных средствах;
     - определить состав, структуру и  динамику оборотных активов;
    -обосновать оптимальный выбор источников финансирования оборотных активов;
     - рассчитать влияние состояния и скорости оборота оборотных активов на уровень ликвидности и рентабельности;
     - оценить эффективность использования  оборотных средств.
     Оборотные средства обеспечивают непрерывность  процесса производства и сбыта продукции, осуществление общего управления компанией, используя в финансовой деятельности. Их характерная особенность – скорость оборота, влияющая на продолжительность производственно-финансового цикла – периода полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе, которого происходит изменение их материально-вещественной формы.
     В анализе оборотных активов особое значение уделяется их оборачиваемости, т.е. скорости оборота. Показатели оборачиваемости  оборотных активов в виде коэффициентов, отражающих количество оборотов, совершенных  активами, а также в виде показателей средней продолжительности их одного оборота (в днях). Показатели оборачиваемости характеризуют эффективность использования оборотных активов и определяются по каждой статье раздела II бухгалтерского баланса и по его итогу.
       В целях углубленного анализа целесообразно сгруппировать все оборотные активы по категориям риска. К примеру, имеется большая вероятность того, что дебиторскую задолженность будет легче реализовать (преобразовать в денежную форму), чем незавершенное производство или расходы будущих периодов. При этом следует учитывать область применения того или иного вида оборотных средств. Активы, которые могут быть использованы только с определенной целью, имеют больший риск (меньшую вероятность реализации), нежели многоцелевые активы. Чем больше средств вложено в активы, попавшие в категорию высокого иска, тем ниже ликвидность предприятия. Сгруппированные оборотные средства представлены в таблице 12.
     Таблица 1
     Группировка оборотных активов по категориям риска
Степень риска Группа  текущих активов
Минимальная Наличные денежные сродства, легко реализуемые краткосрочные  ценные бумаги
Малая Дебиторская задолженность  предприятий с нормальным финансовым положением + запасы (исключая залежалые) + готовая продукция массового потребления, пользующаяся спросом
Средняя Продукция производственно-технического назначения, незавершенное производство, расходы будущих периодов
Высокая Дебиторская задолженность  предприятий, находящихся в тяжелом  финансовом положении, запасы готовой продукции, вышедшей из употребления, залежалые запасы, неликвиды
 
     Достижение  поставленных целей предполагает выполнение следующей учетно-аналитической  работы.
     1. Оценка рациональности структуры  товаров, позволяющая выявить  ресурсы, объем которых явно  избыточен, и ресурсы, приобретение которых нужно ускорить. Это позволит избежать излишних вложений капитала в товары, потребность в которых сокращается или не может быть определена.
     2. Определение сроков и объемов  закупок товара. Это одна из  самых важных и сложных для современных условий функционирования российских предприятий задач анализа состояния товара.
     Несмотря  на неоднозначность принимаемых  решений для каждого конкретного  предприятия, общим является подход к определению объема закупок, позволяющий  учитывать:
     - средний объем потребления товаров;
     - дополнительное количество (страховой  запас) ресурсов для возмещения  непредвиденных расходов товара (например, в случае срочного заказа) или увеличения периода, требуемого  для формирования необходимых  запасов.
     3. Расчет показателей оборачиваемости  основных товаров и их сравнение  с аналогичными показателями  прошедших периодов, чтобы установить  соответствие наличия запасов  текущим потребностям предприятия. 
      Анализ  наличия и динамики собственного оборотного капитала.
      Важным  методологическим вопросом анализа  финансового состояния предприятия  является определение величины собственного оборотного капитала и его сохранности. Сущность этого показателя состоит  в том, что наличие собственного оборотного капитала обеспечивает необходимые условия для осуществления хозяйственной деятельности предприятия: покупки товарно-материальных ценностей, получения кредитов в банке и расширения объема реализации товаров. Отсутствие или недостаток собственного оборотного капитала — одна из важнейших причин неустойчивого финансового состояния предприятия, его неплатежеспособности. Наличие собственного оборотного капитала определяется как разность между величиной собственного капитала и необоротными активами.
      Если предприятие пользуется долгосрочными кредитами и займами, то для определения величины собственного оборотного капитала необходимо из сумм собственного капитала и долгосрочных обязательств вычесть внеоборотные активы. В связи с тем, что долгосрочные кредиты и заемные средства используются в основном на капитальные вложения и приобретение основных средств, вполне оправдано в расчетах собственного оборотного капитала учитывать сумму долгосрочных обязательств:
      Величина  собственного оборотного капитала может  быть определена и другим способом: путем вычитания из оборотных (текущих) активов краткосрочных (текущих) обязательств. В мировой практике финансового анализа данный показатель получил название - чистого оборотного капитала, или работающего капитала.
      Таким образом, величина собственного оборотного капитала может быть определена двумя путями исходя из формулы модификации баланса.
      При первом способе расчета  величина собственного оборотного капитала определяется как разность между стоимостью оборотных  активов и суммой краткосрочных обязательств.
      При втором способе расчета величина собственного оборотного капитала определяется: как разность между суммой собственного и долгосрочного заемного капитала и стоимостью внеоборотных активов.
      Анализ  собственного оборотного капитала связан также с оценкой характера и причин его изменения. Характер изменения величины этого показателя следует интерпретировать с позиции состояния денежных средств: увеличение собственного оборотного капитала предполагает отток денежных средств, особенно если в составе оборотных активов наблюдается значительный рост доли медленно обратимых в денежные средства активов (запасов). Уменьшение же собственного оборотного капитала сопровождается дополнительным высвобождением или притоком денежных средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.5. Методика оценки эффективности управления оборотными активами предприятия. 

Оборотные активы – это часть имущества  организации, предметы которого участвуют  в одном цикле производства и  обращения товара, последовательно  переносят свою стоимость из одной  стадии кругооборота в другую и возмещают ее из выручки текущего периода.
      Состав  и структуру оборотных активов  можно проанализировать по данным раздела 2 баланса. Цель анализа – проследить изменения в динамике (горизонтальный анализ) и вывить наиболее значимые составляющие (вертикальный анализ). Динамику оборотных активов характеризуют взаимозаменяемые показатели – индекс, темп роста или темп прироста, абсолютный прирост; а структуру – удельный вес (в %) или доля каждой составляющей раздела 2 баланса в итоговой сумме по строке 290.
      Источники формирования оборотных активов  подразделяются на собственные и  заемные (привлеченные). Собственные  оборотные средства – это часть  оборотных активов, которая покрыта  собственным капиталом.
      Для оценки достаточно собственных средств, необходимых для обеспечения  финансовой устойчивости, определяется коэффициент обеспеченности оборотных  активов собственными средствами КО:
      КО = (СК-ВНА)/ОбА,
где СК – стоимость собственного капитала;
ВНА –  стоимость внеоборотных активов;
ОбА –  стоимость оборотных активов.
      В рамках законодательства о банкротстве  коэффициент обеспеченности оборотных  активов собственными средствами (менее 0,1) наряду с коэффициентом текущей ликвидности (менее 2) служит основанием для признания структуры баланса неудовлетворительной, а организации – неплатежеспособной в соответствии с Распоряжением ФСНД от 12.08.2003 № 31-р Оборотные активы обеспечивают непрерывность операционных процессов – ликвидность, их величина должна быть минимально необходимой, но достаточной. Излишние запасы снижают эффективность (рентабельность, оборачиваемость), а недостаток может привести к срывам ликвидности. Поэтому важным элементом управления оборотными активами служит расчет потребности в оборотных средствах или определение необходимого оборотного капитала. Так, при создании новой организации величина оборотного капитала наряду с основным определяет стоимость проекта и объем необходимых инвестиций, а для коммерческой организации оборотный капитал может многократно превышать основной.
      Для оценки необходимого оборотного капитала используются данные из плановой сметы  продаж и текущих затрат – выручка (В), себестоимость готовой продукции (Сгп), материальные затраты (Смз). Величина оборотного капитала зависит от управленческих решений в сфере обеспечения, производства и сбыта (операционная деятельность), от условий платежа и системы расчетов (финансовая деятельность), а именно от обоснованных норм запасов и задолженностей в днях. Эти нормы определяют стоимость каждой составляющей оборотных активов организации и формируют длительность финансового цикла – периода обращения денежной наличности. Так, оборотный капитал, связанный в запасах сырья и материалов (ЗС), зависит от среднего интервала поставки – Тп:
      ЗС = Смз х Тп / 360
стоимость незавершенного производства (НЗП) –  от длительности производственного  цикла – Тпц:
      НЗП = 0,5 (Смз + Сгп) х Тпц /360
запасы  готовой продукции на складе (ГП) и стоимость отгруженной продукции (ОП) – от среднего времени складирования  Тск и периода отгрузки Тот:
      ГП = Сгп х Тск / 360
      ОП = Сгп х Тот / 360
дебиторская задолженность (ДЗ) – от отсрочки платежей  клиентам, т.е. от периода дебиторской  задолженности Тдз
      ДЗ = В х Тдз / 360
общая величина необходимого оборотного капитала складывается из перечисленных составляющих: ОбК = ЗС + НЗП + ГП + ОП + ДЗ.
Его частично покрывает кредиторская задолженность (КЗ), кратная отсрочке платежей Ткз, предоставляемой поставщиками.
      КЗ = Смз х Ткз / 360.
      Чистую  потребность в финансировании оборотных  активов характеризует  чистый оборотный капитал (ЧобК), это оборотный капитал за вычетом кредиторской задолженности.
      ЧобК = ОбК – КЗ.
      По  установленным нормам (задолженностей) можно определить плановую длительность финансового цикла организации  Тфц – отрезка времени, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, т.е. среднего интервала между моментом текущих вложений (отток) и моментом поступлений (приток):
      Тфц = Тп + Тпц + Тск + Тот + Тдз – Ткз.
      Чем меньше чистый оборотный капитал, тем  короче финансовый цикл организации. Укрупненный метод расчета оборотного капитала базируется на нормативе «оборотный капитал в расчете на 100 долл. с оборота», или по аналогии «оборотный капитал на 100 руб. выручки»:
      Оборотный капитал = ((Выручка / 360)/100) х Норматив оборотного капитала.
      Эффективность использования оборотных активов  характеризуют следующие показатели оборачиваемости, значения которых  определяются по каждой позиции раздела 2 баланса и по итоговой стр. 290:
    коэффициент оборачиваемости (Коб) (отношение выручки к среднегодовым остаткам оборотных средств) показывает, сколько оборотов совершают оборотные средства за период;
    период, или длительность оборота (Тоб) (частное от деления длительности отчетного периода – 360,270,180,90 дней – на коэффициент оборачиваемости), характеризует длительность одного оборота в днях (Тоб = 360/Коб).
      Оборотные активы мобильны, изменчивы, реагируют  на внешние и внутренние изменения, что подчеркивает необходимость  текущего (оперативного) анализа и  мониторинга деловой активности. Мониторинг предполагает регулярный контроль остатков оборотных средств, отслеживание и предупреждение рисков срыва ликвидности, координирование действий в случае увеличения сроков поставок, производственных сбоев, задержек платежей и других негативных событий. При росте деловой активности капитал высвобождается, а при снижении требуются дополни тельные финансовые влияния на пополнение оборотных средств:
      ?ОбА = В / 360 х ?Тоб.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Анализ эффективности управления оборотными средствами (капиталом) ЗАО «Мценскмебель».
2.1. Источники информации для проведения анализа оборотных средств.
     Анализ  оборотных активов проводится по данным бухгалтерская отчетность ЗАО «Мценскмебель» за 3 года (2007, 2008, 2009), а именно: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), приложения к бухгалтерскому балансу, приказ об учетной политике предприятия, а также по аналитическим учетным данным. Основными источниками информации служит статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия, как внутригодовая (за неделю, месяц, квартал, полугодие, так и годовая). Наиболее обширная информация содержится в годовом отчете предприятия, где отражаются различные показатели, характеризующие деятельность предприятия в целом за год. Он включает в себя ряд отчетных форм и приложений. Источником информации о показателях за срок менее года служит текущая статистическая и периодическая бухгалтерская отчетность.3  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Краткая характеристика хозяйственной деятельности ЗАО «Мценскмебель».
       Закрытое  акционерное общество «Мценскмебель», именуемое в дальнейшем Общество является юридическим лицом и действует в соответствии с федеральным законом «Об акционерных обществах», иным действующим законодательством РФ и Уставом предприятия. Общество является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный счет и иные счета в учреждениях банков, круглую печать со своим наименованием, штампы и бланки, собственную эмблему, зарегистрированный в установленном порядке знак и другие средства индивидуализации товарный.
      Общество  является собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств. Общество отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся в его  хозяйственном ведении.
      Основными видами деятельности Общества являются:
    обеспечение успешного решения стоящих перед Обществом задач по развитию производства мебели, других товаров и народного потребления и продукции производственно-технического назначения;
    обеспечение других предприятий и организаций материально-техническими ресурсами;
    организация и проведение оптовой и розничной торговли товарами народного потребления и готовой продукции;
    разработка конструкций мебели и технической документации на ее изготовление;
    иные виды деятельности не запрещенные законодательством.
      Органом управления Общества является Общее  собрание акционеров, Совет директоров. Общее собрание акционеров является высшим органом управления общества и проводится ежегодно. На нем рассматриваются  такие  вопросы как избрание Совета директоров, ревизионной комиссии, генерального директора, учреждений аудитора, также утверждаются предоставляемые Советом директоров годовой отчет Общества, годовая бухгалтерская отчетность, в том числе отчет о прибылях и убытках, а также распределение прибыли, в том числе объявление дивидендов и объявление убытков по результатам финансового года.
      Целью деятельности Общества является: изготовление корпусной мебели и отдельных изделий для общей комнаты, а также наборов мебели для прихожей.
      Отрасль деятельности – лесная и деревообрабатывающая.
      Хозяйственная деятельность ЗАО «Мценскмебель» заключается в производстве мебели, а затем продаже. Товар хранится на складах на территории фабрики.
      Потребителями продукции ЗАО «Мценскмебель» являются в основном конечные потребители (индивидуальные заказчики, население), а также предприятия и организации (юридические лица), которые берут мебель для своих офисных помещений.
      ЗАО «Мценскмебель» свое развитие в начале 1959 года.  В те годы производственные площади составляли лишь 227 кв. метров. Большая часть технологического оборудования являлась позиционным, а основное производство больше походило на ремесленную мастерскую, где около шестидесяти человек, увлеченных своим делом, освоили выпуск кухонной мебели. Уже в конце 1959 года Мценская мебельная фабрика была присоединена к Орловской мебельной фабрике № 1, что привело к образованию Орловского мебельного обрабатывающего комбината. Небольшая реконструкция производственных площадей и технологического оборудования в 1972 году позволила увеличить численность работающих на фабрике до 120 человек и начать выпуск кухонной мебели с фасадами отдельными полиэфирными эмалями. За все время с момента созданная, Мценская мебельная фабрика доказала свое право на существование и дальнейшее развитие. И с 1976 года по 1984 год была проведена коренная реконструкция фабрики с ориентацией на выпуск наборов корпусной мебели и отдельных изделий для общей комнаты, а также наборов мебели для прихожей. Объем производства и численность работников возросли. На предприятии полностью обновлено высокотехнологическое оборудование. Установлены полуавтоматические линии, линия отделки, станки и др. За это время не раз изменялся ассортимент продукции, неизменной осталась лишь основная идея создания предприятия – миссия организации.
      Сегодня ЗАО «Мценскмебель» - стабильно работающее предприятие города, продукцию которого хорошо знают не только в Орловской области, но и в странах дальнего и ближнего зарубежья (экспорт). Большой объем мебели отправляется в Ростов на Дону, Волгодонск, Астрахань и др.города РФ.
      ЗАО «Мценскмебель» является организацией с централизованным учетом, учетный  аппарат сосредоточен в главной  бухгалтерии, где  ведется весь синтетический  и аналитический учет на основе первичных  и сводных документов, поступающих от начальников цехов, планового отдела.
      На  настоящий момент ЗАО «Мценскмебель» производит наборы корпусной мебели и отдельных изделий для общей комнаты, а также наборов мебели для прихожей.
      Характер  производства – в основном крупносерийный или мелкосерийный.
      При изготовлении мебели используются самые  передовые технологии и материалы, поэтому качество мебельной продукции  очень высоко. Полностью оснащенное современным импортным оборудованием  и материалами, производство позволяет  изготавливать качественные детали с высокой точностью.
      Используется  широкий спектр материалов: ЛДСП, СПС различных расцветок, декоративные пластики импортного производства, в том числе натуральное дерево.
      Помимо  технологий и оборудования предприятие  располагает:
    собственной сырьевой базой для производства;
    необходимым транспортом;
    производственными и складскими помещениями;
    фирменными салонами.
      В настоящее время на предприятии  работает 169 человек (в 2007 г.-189, 2008 г.-178 человек).
      На  всю продукцию предприятие выдает гарантию не менее чем на пять лет. Практикуется качественное сервисное обслуживание, сборка, доставка, консультирование. Опытные дизайнеры по просьбе заказчика разрабатывают дизайн-проект с учетом размера помещения, функциональности и эргономичности.
      Отношения «ЗАО «Мценскмебель» – Покупатель» – это взаимовыгодный союз и тот сервис, который на сегодняшний день в России предлагают немногие. Под этим в данной фабрике понимается не только выпуск безупречной по качеству продукции, но и:
    минимальный срок выполнения заказов;
    изготовление  мебели в любой комплектации (возможно, самой нестандартной);
    надежное гарантийное обслуживание;
    цены, доступные для каждой российской семьи.
      Все поставщики материалов для производства ЗАО «Мценскмебель» находятся в различных регионах. В связи с этим доставка сырья и комплектующих имеет небольшое затруднение.
      Место расположения ЗАО «Мценскмебель» позволяет без проблем поставлять продукцию покупателям, непосредственно общаться с ними.
      Предприятие проводит гибкую ценовую и сбытовую политику. Рынок реализации продукции постоянно расширяется благодаря усилиям коммерческого директора предприятия.
      Для более точной оценки состояния и  резервов ЗАО «Мценскмебель», его возможностей для реализации инновационного проекта проведем экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности за последние три года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Состав и структура  оборотных средств  в ЗАО «Мценскмебель».
      В данном пункте рассмотрим состав и  структуру оборотных активов  ЗАО «Мценскмебель».
      Под составом оборотных средств понимают совокупность элементов, образующих оборотные средства. Соотношение между отдельными элементами оборотных средств, выраженное в процентах, называется структурой оборотных средств.
     Классификация оборотных средств по степени  их ликвидности и степени финансового риска характеризует качество средств предприятия, находящихся в обороте. Задача такой классификации – выявление тех текущих активов, возможность реализации которых представляется маловероятной. Эффективное управление оборотным капиталом предприятия предполагает как поиск и привлечение дополнительных источников финансирования, так и рациональное размещение их в активах предприятия, особенно в текущих. 

Таблица 1. Основные показатели хозяйственной  деятельности ЗАО «Мценскмебель» за 2008 – 2009 гг.
 

Анализ  данных таблицы показывает, что в  целом предприятие работало в  течение анализируемого периода  не достаточно хорошо, в частности  выпуск товарной продукции в 2009 г. уменьшился на 0,75% или 23 474 руб. по сравнению с 2008 г. на 0,75% или 23 533 руб. снизилось производство мебели. Также следует отметить снижение среднемесячной заработной платы на 0,92% или 1 103 руб., следует также подчеркнуть, что прибыль предприятия в 2009 г. снизилась по сравнению с 2008 г. на 3 242 руб. или 0,59%. 

Таблица 2. Анализ ликвидности и платежеспособности ЗАО «Мценскмебель» за 2008-2009гг.

Анализируя  полученные результаты можно сделать  следующие выводы:
- общий  показатель ликвидности баланса  показывает изменения финансовой ситуации предприятия, который ежегодно уменьшается с 2,78 на 1,42, но соответствует нормативному значению.
- коэффициент  текущей ликвидности, рассчитанный по величине оборотных активов показывает, что в принципе оборотные активы предприятия покрывают его краткосрочные обязательства, но значение коэффициента не соответствует нормативному и, кроме того, в 2007,2008 гг. их значение снизилось по сравнению с 2009 г.  на 0,91 и 0,43;
- коэффициент  быстрой ликвидности, рассчитанный  по величине дебиторской задолженности и сумме денежных средств предприятия также не соответствует нормативному значению, но его значение в 2008 г. снизилось по сравнению с 2007 г., а возросло значение в 2009 г. по сравнению с 2008 г. и составило 1,56, но необходимо подчеркнуть, что рост данного коэффициента произошел преимущественно из-за роста дебиторской задолженности, соответственно рост коэффициента не может рассматриваться как позитивный  момент;
- коэффициент  абсолютной ликвидности рассчитывается  с использованием величины наиболее ликвидных активов предприятия – денежных средств, его значение в 2007 г. показывает, что за счет собственных денежных средств предприятие может погасить 0,05% своих краткосрочных обязательств.
- коэффициент  обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его устойчивости. Значение в анализируемом периоде 2009 г. 0,68 менее 0,1, дает основания для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным.
      Таким образом, предприятие не может быть признано полностью неплатежеспособным и для выполнения обязательств существует вполне объективная необходимость привлечения заемных средств. Для того чтобы оценить насколько предприятие является финансово-устойчивым, рассчитаем в таблице 3 показатели финансовой устойчивости. 

Таблица 3. Показатели финансовой устойчивости ЗАО «Мценскмебель» за 2007-2009гг.

Анализ  данных таблицы показывает, что в 2007 г. финансовое положение исследуемого предприятия  не может быть оценено как устойчивое в связи со следующими обстоятельствами:
- коэффициент концентрации собственного капитала составил 0,72, что на 0,7 ниже показателя 2007 г.-0,02, но выше нормативного значения, что показывает увеличение доли собственных средств в источниках образования имущества предприятия и повышение доли заемных средств.
- коэффициент  концентрации привлеченных (заемных) средств показывает  долю заемного капитала в общей сумме источников формирования капитала и отражает тенденцию зависимости предприятия от заемных источников формирования капитала. Коэффициент концентрации привлеченных (заемных) средств в 2009 году составил 0,28, что на 0,13 больше чем в 2007 году, что соответствует норме, т.е. на каждый рубль собственных средств приходится 0,28 копеек заемных, но соответствует нормативу.
- коэффициент  финансовой независимости возрос  по сравнению с 2007 г. на 0,13 и  составил 0,85 – это означает, что  в каждом из 0,13 руб. вложенного  в активы предприятия 0,85 руб. являются заемными.
- коэффициент  задолженности в 2009 г. возрос  по сравнению с 2007 г. на 0,21 и  составил 0,33.
- коэффициент  обеспеченности собственными средствами  в 2009 г. снизился по сравнению  с 2007 г. на 0,15 и составил 0,68.
- коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств в 2009 г. снизился на 0,08 по сравнению с 2007 г. и составил 0,03 – это означает, что на каждый рубль собственных средств приходится 0,08 заемных.
- коэффициент  маневренности собственных оборотных  средств в 2009 г. составил 0,01 – это означает, что 1% собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, а 99% капитализированы во внеоборотных активах.
      В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) ее производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.
      Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций. Показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования  прибыли и дохода предприятия. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия.
      При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
      Расчет  данных показателей по ЗАО «Мценскмебель» представлен в таблице 4.
 
Таблица 4. Показатели рентабельности продукции ЗАО «Мценскмебель» за 2007-2009гг.

      На  основе расчетов можно сделать следующие выводы.
      Показатель  общей рентабельности за отчетный период уменьшился с 2,38 в 2008 г. до 1,69 в 2009 г., т.е. уменьшился в 4,07 раз. Это говорит о том, что в 2009 г. каждый рубль забирал в среднем около 1 копейки балансовой прибыли. Надо отметить резкое увеличение данного показателя по сравнению с 2007 г., когда он составлял 1,42 и возрос за 2008 г. до 2,38 (т.е. на 1,42%). Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также снизился в 2009 г. с 1,15 на начало года до 0,31 на конец отчетного периода. Это говорит о том, что спрос на продукцию несколько снизился.
      Таким образом, в 2009 г. на 1 рубль реализованной продукции предприятие имело лишь 0,31 копеек чистой прибыли.
      Рентабельность  всей реализованной продукции снизилась  за отчетный период на 1,9% и составила  к концу 2009 г. 5,51%. Это значит, что  в конце отчетного периода  каждый рубль реализации стал приносить на 1 копейку меньше прибыли от реализации.
      Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции очень  низкие. В 2008 г. вследствие снижения спроса на продукцию из-за неплатежеспособности большинства потребителей, а также  вследствие получения убытков от внереализационных операций показатели рентабельности продукции существенно снизилась. 

Таблица 5. Показатели для расчета рентабельности продукции ЗАО «Мценскмебель» за 2007-2009гг.
 

Таблица 6. Таблица финансовых результатов и показатели рентабельности ЗАО «Мценскмебель» за 2009 год (Ф №2)
  На начало года На конец года Изменения
Выручка 107566 85737 -21829
Себестоимость -94414 -77481 -16933
Валовая прибыль (выручка-себестоимость) 13152 8256 -4896
Чистая прибыль 711 -2307 1596
Рентабельность  продаж (валовая  прибыль/выручку от продаж)
0,12 0,10 -0,02
Рентабельность  продукции (валовая  прибыль/себестоимость продукции)
-0,14 -0,11 -0,03
Рентабельность  капитала (прибыль/валюту баланса) 0,14 0,08 -0,06
Рентабельность оборотного капитала (прибыль  / величину оборотных активов)
0,17 0,11 -0,06
 
       В целом можно отметить, что все  показатели рентабельности вложений предприятия  находятся на низком уровне, что  говорит о недостаточно эффективном  вложении средств ЗАО «Мценскмебель». Следовательно, необходимо увеличивать экономическую рентабельность. Добиться этого предприятие может либо, сдерживая рост активов, либо увеличивая массу прибыли, путем снижения себестоимости продукции, либо стремится ускорить оборачиваемость оборотных средств, что также даст увеличение массы прибыли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Анализ эффективности управления оборотными активами предприятия.
      Одним из важнейших элементов производства являются  оборотные средства (активы). Оборотные средства – активы предприятия, возобновляемые с определенной регулярностью для обеспечения текущей деятельности, вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение года или одного производственного цикла. Оборотные средства и политика в отношении управления этими активами важны, прежде всего, с позиции обеспечения непрерывности и эффективности текущей деятельности предприятия. В качестве  основных компонентов оборотного капитала рассматриваются следующие составляющие:
      - производственные запасы предприятия, которые в свою очередь включают: сырье и материалы, незавершенное производство, готовую продукцию и прочие запасы. Так как предприятие вкладывает свои средства в образование запасов, то издержки хранения запасов связаны не только со складскими расходами, но и рисками порчи и устаревания товаров.
      - дебиторская задолженность. Когда предприятие реализует свою продукцию покупателям, это не означает, что оплата будет произведена немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию и составляют большую часть дебиторской задолженности. Специфическим элементом дебиторской задолженности являются векселя к получению, которые по существу представляют собой ценные бумаги.
      - денежные средства и их эквиваленты.  Денежные средства представлены  деньгами предприятия на счетах в банке и в кассе предприятия, а эквиваленты – ликвидные краткосрочные финансовые вложения, в том числе ценные бумаги других предприятий, государственные казначейские билеты, государственные облигации и другие ценные бумаги, выпущенные местными органами власти.
      Сводный аналитический баланс ЗАО «Мценскмебель» представлен в приложении. Данные аналитического баланса за анализируемый  период с 2007 по 2009 гг. показали, что:
- наибольший  удельный вес в составе имущества  предприятия в 2009 г. занимали  оборотные средства или текущие активы, их удельный вес составил 0,8%, что на 0,05% выше аналогичного показателя 2008 г., соответственно доля внеоборотных активов составила 0,2%.
- оценивая  изменения в составе оборотных  активов, следует отметить, что  рост их величины сложился за счет увеличения в 2009 г. на 22515 тыс.руб. дебиторской задолженности по сравнению с 2008 г., таким образом, удельный вес дебиторской задолженности в составе имущества предприятия составил 0,39%.
- также  необходимо обратить внимание  на сокращение всех остальных элементов оборотных активов: величина запасов составила в 2009 г. 23088 тыс.руб., что на 3881 тыс.руб. меньше, чем в 2008 г. соответственно; величина денежных средств предприятия в 20096 г. снизилась по сравнению с 2008 г. на 301 тыс.руб., что неизбежно приведет к снижению ликвидности, т.к. денежные средства – это наиболее ликвидная статья баланса.
- величина  внеоборотных активов предприятия  уменьшилась в 2009 г. по сравнению  с 2008 г. на 3193 тыс.руб., в т.ч.  уменьшилась стоимость основных средств на 3235 тыс.руб. и уменьшилась стоимость незавершенного производства.
- оценивая  изменения в составе источников  образования имущества предприятия,  следует отметить снижение на 2309 тыс.руб. в 2009 г. по сравнению  с 2008 г., также необходимо обратить внимание на рост важным элементом финансовой работы на предприятии является организация расчетов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.