На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


доклад Бюджетное законодательство РФ и направления его совершенствования

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования и науки Российской Федерации
     ФБГОУ ВПО «Ивановский государственный  университет»
     Экономический факультет 

     Кафедра финансов и банковского дела 
 
 
 

     ДОКЛАД
     на  тему: «Бюджетное законодательство РФ и направления его совершенствования» 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил:
     Студент ОДО 4 курса 4к группы
     специальности
       «Финансы и кредит»
     Медведев  М.С. 
 
 
 
 

Иваново – 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Глава.  Понятие бюджетного устройства
2 Глава. Анализ бюджетного устройства Российской Федерации
2.1 Состав  бюджетной системы
2.2 Межбюджетные  отношения
3Глава. Пути совершенствования бюджетной системы Российской Федерации
Заключение
Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Глава. Понятие бюджетного устройства Российской Федерации
Каждое  государство имеет свою организацию  бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное  устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи.
Основы  бюджетного устройства Российской Федерации  определяются Конституцией страны и  ее государственным устройством  как федеративной республики, субъектами Федерации которой являются республики в составе Российской Федерации, края, области, автономные округа.
Бюджетным устройством называют принципы организации и построения бюджетной системы, а также взаимосвязь между отдельными ее звеньями.
Бюджетное устройство любой страны определяется её государственным (административно-территориальным) устройством. Характеристика бюджетного устройства складывается из трех элементов:
а) структуры  бюджетной системы, включая внебюджетные и целевые бюджетные фонды;
б) бюджетной  классификации Российской Федерации;
в) принципов  бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная классификация представляет собой  систему, согласно которой классифицируются доходы и расходы по определенным признакам и сводятся в соответствующие  группы. Бюджетная классификация  в целях облегчения планирования, учета и контроля за состоянием доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы призвана свести все разнообразные подходы по проблемам бюджетов к небольшому числу групп признаков. Классификация производится по сходным или характерным признакам, наиболее полно отражающим процессы, происходящие в бюджетной системе.
Согласно  Бюджетному Кодексу Российской Федерации  бюджетная классификация включает:
– классификацию  доходов бюджетов Российской Федерации;
– функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации;
– экономическую классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
– классификацию  источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;
– классификацию  источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
– классификацию  видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований;
– классификацию  видов государственного внешнего долга  Российской Федерации и государственных  внешних активов Российской Федерации;
– ведомственную  классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетная классификация в части классификации  доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической  классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и  используется при составлении, утверждении  и исполнении бюджетов всех уровней  и составлении консолидированных  бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
Принципы  бюджетной системы Российской Федерации - это основополагающие и руководящие  идеи, ведущие положение, определяющие функционирование этой системы и  в целом бюджетных правоотношений.
Эти принципы имеют важное значение, так как обеспечивают единообразие бюджетного правотворчества и правоприменения на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
К основным (базовым) принципам бюджета относятся  следующие:
1) законности;
2) единство  бюджетной системы Российской  Федерации;
3) разграничение  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации;
4) самостоятельность  бюджетов;
5) полнота  отражения доходов и расходов  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов;
6) сбалансированность  бюджетов;
7) эффективность  и экономичность использования  бюджетных средств;
8) общее  (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
9) гласность;
10) достоверность;
11) адресность и целевой характер бюджетных средств.
Значение  и содержание принципа законности заключается  в том, что бюджет должен быть утвержден  только в надлежащей правовой форме - законом. Данный принцип закреплён  в ст. 11 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с положениями которого федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации (ст. 29 БК РФ) обеспечивается не только единством правовой базы, единой денежной системой, формами  бюджетной документации, единством  принципов бюджетного процесса, но также единой системой санкций за нарушение бюджетного законодательства, единым порядком финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации, ведения  бухгалтерского учета. Этот принцип  дает возможность применять на всех уровнях бюджетной системы такие  законодательные акты, как Бюджетный  кодекс Российской Федерации, Налоговый  кодекс Российской Федерации, Закон  Российской Федерации «О бюджетной  классификации Российской Федерации», а также единую систему бюджетного учета и т.д.
Тесно связаны между собой принципы разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  и принцип самостоятельности  бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы  Российской Федерации означает закрепление  соответствующих видов доходов (полностью  или частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления. Этот принцип  нашел отражение в ст. 49-64, 84-87 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, установивших основы разграничения доходов и  расходов между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и бюджетами муниципальных  образований.
Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной  системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, т.е. в порядке, определенном Бюджетным  Кодексом Российской Федерации, составлять, рассматривать, утверждать и исполнять  бюджет.
Кроме того, принцип самостоятельности  бюджетов подтверждают наличие собственных  источников доходов бюджетов каждого  уровня бюджетной системы, законодательное  закрепление регулирующих доходов  бюджетов и полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов, а также право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с  Бюджетным Кодексом Российской Федерации  определять направления расходования средств соответствующих бюджетов. Наконец, этот принцип означает недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Принцип сбалансированности бюджета тесно  связан с принципом общего (совокупного) покрытия расходов. Сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета  должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления  из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными  расходами бюджета, за исключением  доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных  кредитов, а также в случае централизации  средств из бюджетов других уровней  бюджетной системы Российской Федерации. Этот принцип имеет важное следствие, заключающееся в том, что налоги как важнейший доходный источник бюджета в принципе не могут быть целевыми, т.е. предназначенными для  совершения определенного расхода.
Весьма  важным для бюджетной системы  является принцип достоверности  бюджета (ст. 37 БК РФ). Он означает, что  расчет доходов и расходов бюджета  должен быть реален и основываться на надежных, показателях прогноза социально-экономического развития соответствующей  территории.
Самостоятельным принципом бюджетной системы, характеризующим  бюджетное устройство Российской Федерации, является принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств (ст. 34 БК РФ). Он означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего  объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного  бюджетом объекта средств.
Важное  значение в правоприменительной практике имеет принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Он означает, что бюджетные средства выделяются из бюджета с обозначением направления их на финансирование конкретных целей (ст. 38).
Утвержденный  бюджет и отчет о его исполнении должен быть опубликован в открытой печати. Этого требует принцип  гласности бюджета (ст. 36 БК РФ). Кроме  того, в соответствии с этим принципом  должна быть обеспечена открытость для  общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений  по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе  федерального бюджета. 

2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО  УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Состав бюджетной системы
Бюджетная система Российской Федерации состоит  из бюджетов трёх уровней:
– первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;
– второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;
– третий уровень - местные бюджеты.
Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной  системы Российской Федерации. Федеральный  бюджет - это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона.
Именно  федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального  дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для  регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный  бюджет строится с учетом необходимости  осуществления избранной социально-экономической  стратегии.
Основными функциями федерального бюджета  являются:
– перераспределение  национального дохода и ВВП;
– государственное  регулирование и стимулирование экономики;
– финансовое обеспечение социальной политики;
– контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы  доходов бюджета и в основном состояли из двух платежей - налога с  оборота и платежей из прибыли.
В условиях перехода на рыночные механизмы доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения.
Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 93,5%, а  около 34% от них составляет налог  на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных  налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты.
Исключительно из федерального бюджета финансируются  следующие виды расходов:
– обеспечение  деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания РФ, Счетной  палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
– функционирование федеральной судебной системы;
– национальная оборона и обеспечение безопасности государства;
– фундаментальные  исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
– государственная  поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
– государственная  поддержка атомной энергетики;
– ликвидация стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций
– федерального масштаба;
– содержание учреждений, находящихся в государственной  собственности;
– обслуживание и погашение госдолга РФ;
– компенсация  государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных  пенсий и пособий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
– пополнение государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
– финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;
– официальный  статистический учет и др.
Кроме этого, средства федерального бюджета  используются для финансирования мероприятий  регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы.
Совместно могут финансироваться такие  виды расходов, как:
1) государственная  поддержка отраслей промышленности,
2) сельского  хозяйства, транспорта, связи;
3) обеспечение  правоохранительной деятельности;
4) обеспечение  социальной защиты населения;
5) охрана  окружающей среды;
6) развитие  рыночной инфраструктуры;
7) обеспечение  развития федеративных и национальных  отношений;
8) финансовая  помощь другим бюджетам и прочее.
Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной  системы.
Бюджет  субъекта РФ - это форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ.
Бюджеты субъектов РФ - один из главных каналов  доведения до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется:
– развитие отраслей производственной сферы, в  первую очередь местной легкой и  пищевой промышленности;
– коммунального  хозяйства;
– развитие транспорта и связи.
Важное  значение имеют бюджеты субъектов в осуществлении общегосударственных и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между уровнями бюджетной  системы заложены принципы самостоятельности  бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются  за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью  или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в  соответствующий бюджет, минуя вышестоящие.
К регулирующим доходам относится вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих  бюджетов в нижестоящие с целью  регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.
Федеральный закон о федеральном бюджете  на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов  и платежей субъектов РФ.
С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда оказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона, особо нуждающегося в поддержке».
Статус  «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых  душевой бюджетный доход в  планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.
Статус  «региона, особо нуждающегося в поддержке», предоставляется тем регионам, у  которых объем бюджетных доходов  меньше объема прогнозируемых в планируемом  году бюджетных расходов.
С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся  в поддержке, и регионам, особо  нуждающимся в поддержке. Выделение  регионам средств из указанных частей Федерального фонда финансовой поддержки  регионов согласно их статусу производится на основании установленной доли каждого региона в общем объеме средств соответствующей части  этого дохода
Преимущества  этого способа регулирования  заключаются в том, что средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей бюджетные доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории.
Благодаря этому выделение средств субъектам  федерации осуществляется на объективной  основе - общей для всех регионов формуле расчета выделения средств  из общего фонда финансовой поддержки.
Местные бюджеты составляют третий уровень  бюджетной системы Российской Федерации.
Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как  форму образования и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления.
На местные  органы власти возложена важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий  по социальному обслуживанию населения  в значительной части проводится за счет местных бюджетов.
Наиболее  ярко последствия экономических и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё, социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в муниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетных расходов.
Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его органам власти различных  территориальных образований.
Так, городским  органам подчинена значительная часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%.
В ведении  же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, в  этих бюджетах подавляющая часть  расходов приходится на финансирование социально- культурных мероприятий, оно  составляет порядка 60-80% расходов.
Доходы  местных бюджетов, также как и  доходы бюджетов субъектов федерации  состоят из собственных и регулирующих доходов.
К ним  относятся:
1) Отчисления  от федеральных и региональных  налогов;
2) Средства  фондов финансовой поддержки  регионов;
3) Дотации,  субвенции, субсидии из вышестоящих  бюджетов;
4) Средства, полученные из вышестоящего бюджета  в порядке взаимных расчетов.
2.2 Межбюджетные отношения
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему  страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные  отношения - это отношения между  органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления, связанные с формированием и  исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные  отношения основываются на следующих  принципах:
– распределения  и закрепления расходов бюджетов по определенным
– уровням  бюджетной системы РФ;
– разграничения  регулирующих доходов по уровням  бюджетной системы Российской Федерации;
– равенства  бюджетных прав субъектов РФ, равенства  бюджетных прав муниципальных образований;
– выравнивания уровней минимальной бюджетной  обеспеченности
– субъектов  РФ, муниципальных образований;
– равенства  всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства  местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов федерации.
Исходя  из этих принципов, можно сказать, что  в основе межбюджетных отношений  в России лежит бюджетный федерализм. В строго научном смысле теории бюджетного федерализма, равно как и канонического  определения не существует.
Вместе  с тем анализ построения бюджетно-налоговых  систем в государствах федеративного  устройства позволяет выделить следующие  положения, которые в совокупности выражают суть стандартной модели бюджетного федерализма:
– сосуществование  нескольких уровней бюджетно-налоговой  системы;
– законодательное  или договорное распределение полномочий и ответственности каждого из уровней власти за конкретные направления  и виды деятельности на соответствующей  территории;
– наличие  устойчивых представлений о величине необходимых расходов для реализации каждым уровнем власти его полномочий и ответственности;
– закрепление  за каждым уровнем бюджетной системы  налоговых и неналоговых доходных источников;
– реализация программ поддержки развития отдельных  регионов и т.п.
Все эти  характеристики стандартной модели бюджетного федерализма претерпевают неизбежные изменения при её адаптации  к условиям конкретной страны. «Стандарт» надо приспосабливать к характерному только для данной страны и для  данного периода её истории множеству  взаимосвязанных задач социального, экономического и регионального  развития.
Российская  модель бюджетного федерализма формально  строилась в соответствии с описанным  «стандартом». Она опиралась на конституционно декларированное распределение  предметов ведения между Федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями и исходила из законодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в стране налогов. В её рамках использовался «формульный», внешне свободный от субъективизма механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных трансфертов субъектам РФ.
Главной проблемой российского бюджетного федерализма является его низкая эффективность. Одной из основных причин этого является очень значительная дифференциация регионов по уровню доходов. Так по оценке Министерства финансов, 66% всего налогового потенциала страны сосредоточено в 12 субъектах РФ. Получается, что эти 12 субъектов  получают на своей территории две  трети всех налогов страны, а 76 субъектов - одну треть.
Углубление  горизонтальной дифференциации по доходам  способствует увеличению объема средств, необходимых для подтягивания регионов до среднероссийского уровня. Так как межрегиональная дифференциация усиливается, то всё больший объем ресурсов будет уходить в бедные регионы. Существующая методика выделения трансфертов приводит к тому, что при сокращении собственных бюджетных доходов субъект Федерации имеет больше прав на получение средств из федерального бюджета.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.