На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Институт защиты прав человека

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО  «Тобольская государственная 
социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»
Исторический  факультет 

Кафедра права и методики преподавания обществознания
Выпускная квалификационная (дипломная) работа 

ИНСТИТУТ  ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В МЕЖДУНАРОДНОМ  ПРАВЕ 
 
 

Допустить к защите:                                Выпускная квалификационная
              (дипломная) работа
           студентки 4 курса
Зав. каф._____________                           «социально-экономическое
      образование»
Научный руководитель: направление подготовки
_____________________      юриспруденция
      И.В. Артановой  

                                                               Научный руководитель:
Оценка ГЭК                                                          к. и. н., доцент А.А. Валитов
_____________________
             Рецензент
                                              к. и. н., доцент В.С. Сулимов    
           

Тобольск  – 2011 

Содержание 

 

      Введение
     Актуальность  темы. Проблема защиты прав человека носит не только чисто правовой, но и политический характер. Вопросы соотношения права, политики, морали, пересекаясь и взаимодействуя в процессе риторики прав человека, подчас вызывают неоднозначную реакцию, как со стороны государств, так и со стороны отдельных религиозных, культурных и политических групп или даже отдельных индивидов 1. Чтобы предупреждать нарушения прав человека и выступать против них, нужно знать, что собой представляют права человека.
     Права человека за последнее время превратились в один из самых динамичных разделов международного права, трансформировавшись из относительно маргинального явления в наиболее важную часть всего международно-правового процесса. Права человека стали не только универсальными в своем выражении, но и получили всемирное признание. Здесь следует, прежде всего, упомянуть Всеобщую декларацию прав человека 1948 г.2 и основные международно-правовые конвенции в этой области. В то же время права человека на рубеже XX-XXI веков стали предметом глубокой озабоченности со стороны мирового сообщества, а порой даже политически определялись как цель внешней политики.
     Права человека, являясь особой частью международного права, в корне отличны от остального международного права и прежде всего  в том, что определяют индивида как  естественного обладателя прав, подрывая, по существу, само международное право, которое в течение долгого времени признавало участниками международно-правового процесса в основном лишь государства 3.
     Современный взгляд на международное право в  области прав человека все чаще признает за индивидами право непосредственного доступа к международно-правовым механизмам для обеспечения гарантий своих прав со стороны государств.
     Тема  выпускной квалификационной работы является актуальной, во-первых, потому что одним из важных принципов международного права является закрепление приоритета прав человека и защита их государством; во-вторых, для реализация прав человека необходимы гарантии международной защиты.
     Объект выпускной квалификационной работы – общественные отношения, возникающие в области защиты прав человека в международном праве.
     Предметом является международно-правовые нормы, определяющие международную систему защиты прав человека.
     Целью работы является характеристика международно-правовых основ прав человека и существующей системы в области их защиты.
     Цель  работы предполагает решение конкретных теоретических задач:
     1. Раскрыть правовые особенности института прав человека в международном праве.
     2. Изучить становление норм международной  защиты прав человека.
     3. Привести классификацию международных  органов в области защиты прав человека.
     4. Рассмотреть функции главных и вспомогательных органов ООН по защите прав человека.
     5. Охарактеризовать региональные институты защиты прав человека в международном праве.
     Методологическую  основу исследования составил диалектико-материалистический подход к познанию явлений государственно-правовой действительности в сочетании с различными видами анализа. Для выявления системных характеристик прав человека продуктивным стало применение системного подхода. Необходимость выявления юридических свойств прав человека предопределило применение нормативно-догматического метода. Использовались также и другие частноправовые методы: конкретно-социологический, сравнительного правоведения, статистический, историко-правовой, а также метод моделирования и формально-логического толкования.
     Историографический  обзор
     В работе, мы использовали труды следующих отечественных ученых посвященные международной защите прав человека А. Азаров 4, П.Н. Бирюков 5, М.Р. Валеев 6, В.В. Гаврилов 7, И.В. Гельтман – Павлова 8. Глушкова 9, В.А. Карташкин 10, И.И. Лукашук 11,  Г.Е. Лукьянцев 12 и др.
     Вопросам осуществления прав и свобод человека в международном праве уделяли внимание такие ученые, В.В. Лысенко 13.Однако формирование общеправовой теории прав человека, отражающей новую политико-правовую ситуацию в мире и России, в частности, началось в конце 90-х гг. XX в.
     Проблеме  защиты прав человека посвятили свои работы А.Азаров 14, О.И. Тиунов 15, М.О. Лиц 16 и др.
     К актуальным работам отечественных  авторов последнего времени, рассматривающих некоторые аспекты обозначенной проблемы, необходимо отнести исследование С.А. Александровой 17. В этой работе характеризуются права человека сквозь призму современного нормативного правопонимания.
     Международные источники в области прав человека характеризовали такие ученые как Н.В. Афоничкина 18, Р.М. Валеев 19, Х.П. Шертунова 20.
     Вопросу о классификации прав человека обращается С.В. Бахин 21 и Н.В. Анциферов 22.
     При выявлении юридической специфики  прав человека весьма ценными являются разработки современных юристов в области изучения разнообразных проявлений правовой действительности: Н.А. Богдановой 23, С.И. Глушковой 24, Г.В. Игнатенко 25 и др.
     Значительную  роль в изучении международно-правовых стандартов и норм в сфере прав человека внесли С.А. Горшкова 26 и А. Магденко 27.
     В последние годы появился ряд новых, крупных работ по правам человека. Среди них наиболее всеобъемлющим  трудом стала коллективная под редакцией Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова 28, в которой рассмотрено понятие, сущность и структура прав человека, взаимоотношение концепций прав человека и правового государства, юридические механизмы защиты прав человека в государстве.
     Другое  значительное исследование последних  лет посвящено применению международных  норм о правах человека судами Российской Федерации, рассматриваемые А.А. Юнусовым 29.
     Таким образом, следует отметить, что до настоящего времени окончательно не решена проблема реализации прав человека, согласно современному нормативному правопониманию, с учетом влияния норм международного права и правовых прецедентов Европейского суда по правам человека на национальную правовую систему и отечественную правоприменительную практику в общей теории права 30.
     Характеристика  источников.
     Из  источников, прежде всего, следует отметить два универсальных договора, именуемые пактами, – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г.31 и Международный пакт о гражданских и политических правах1966 г.32 Их предшественницей была Всеобщая декларация прав человека 33, день принятия которой – 10 декабря 1948 г. – отмечается в странах мира как День прав человека. Эта декларация и сегодня сохраняет свое значение как первый комплексный документ в данной области сотрудничества, как своего рода первоисточник, положивший начало процессу формирования международного гуманитарного права в его современном смысле. Но Декларация не содержала обязывающих норм, имела рекомендательное значение, провозглашалась «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства».
     Международные пакты о правах человека – это обязательные для участвующих государств нормативные акты. Ко второму из названных пактов были приняты два факультативных протокола, имеющих самостоятельное нормативное значение. К первому факультативному протоколу34, принятому одновременно с пактами и регламентирующему личные обращения в Комитет по правам человека, СССР присоединился значительно позднее (заявление от 5 июля 1991 г.), он вступил в силу для Российской Федерации 1 января 1992 г. Второй факультативный протокол, имеющий целью отмену смертной казни, был принят 15 декабря 1989 г. (Российская Федерация, как и многие другие государства, в нем не участвует).
     Далее назовем региональные акты, регламентирующие весь комплекс основных прав и свобод применительно к определенной группе государств, к их гражданам и иным находящимся под их юрисдикцией индивидам. Это Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.35, которая является одним из основных документов Совета Европы. Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы для каждого и обязывает государства гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией 36. Главное отличие Конвенции от иных международных договоров в области прав человека — существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского суда по правам человека, рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения конвенции.
     Европейская социальная хартия 1961 г.37, принятая Советом Европы в Турине, которая содержит нормы, защищающие социальные и экономические права граждан и устанавливает контрольный механизм, призванный гарантировать их соблюдение государствами-участниками. Открытая для подписания в 1961 году и вступившая в силу в 1965 году Европейская социальная хартия была пересмотрена в целях её обновления и включения в неё новых категорий прав с учётом произошедших в европейских странах социальных изменений.
     В новой Хартии (которая постепенно заменит первоначальную), открытой для подписания 3 мая 1996г. и вступившей в силу 1 июля 1999г., сведены в один документ права, провозглашённые в Европейской социальной хартии 1961 г., протоколах и дополнениях к ней. В результате расширен объём гарантируемых социальных прав 38.
     В Американской конвенции прав человека 1969 г.39, вступившей в силу 18 июля 1978 г., заложены достаточные правовые основы регулирования проблем, связанных с беженцами и предоставлением убежища в рамках африканского региона.
     В международном гуманитарном праве  ощутимы взаимосвязи его актов  и норм с внутригосударственным  законодательством и его нормами. Эти связи многообразны и проявляются как в воздействии на содержание законов государства о правах и свободах, так и в совместном применении тех и других актов и норм при регламентации, обеспечении и защите прав и свобод40.
     Конституции РФ определяет, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ч. 1. ст. 17) 41. Следует иметь в виду, очевидно, и нормы локального характера, представленные региональными и двусторонними договорами.
     Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что данное исследование позволит лучше понять закономерности становления института защиты прав человека, их необходимость в современном обществе.
     Работа  состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. История развития международной системы защиты прав человека

§ 1. Правовые особенности института прав человека в международном праве

     Международное право прав человека является отраслью международного гуманитарного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств в обеспечении  прав человека.
     Несмотря  на свою короткую историю, эта отрасль  заняла центральное положение в  системе международного права. Не отступая от своего межгосударственного характера, международное право стало гомоцентричным, т.е. все более ориентированным  на человека 42. И в этом нет противоречия, скорее можно говорить о закономерной связи. Уважение прав человека, демократия – важная гарантия мира. В международных актах подчеркивается, что уважение этих прав является основой всеобщего мира 43.
     Оно придало статус императивных норм принципам и нормам о правах человека. И исходит из того, что эти принципы и нормы должны обладать соответствующим статусом и в правовой системе государства. Государство не имеет права, «совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение или неправомерное ограничение любых международно-признанных прав и свобод» 44.
     Права человека как отрасль международного права представляет собой совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности реализации и защиты признаваемых за ними прав и свобод 45.
     Особенностью  отрасли является то, что с целью  максимального расширения числа участников международных конвенций в них содержатся факультативные статьи или разработаны факультативные протоколы к ним по наиболее спорным политико-правовым вопросам касающихся защиты права человека.
     Специфика отрасли и в том, что участниками регулируемых отношений, носителями соответствующих прав и обязанностей являются наряду с государствами индивиды (физические лица) 46.
     В терминологическом отношении для  обозначения данной отрасли международного права употребляются принципиально  разные словосочетания: международная защита прав человека, права человека и международное право, международное сотрудничество в области прав человека 47. Однако все эти словосочетания характеризуют субъективные права, а не право как субъективность норм.
     Ядро  рассматриваемой отрасли образуют общепризнанные принципы и нормы о правах человека 48. В теории и практике их зачастую именуют стандартами. Они отражают исторически достигнутый уровень демократии и гуманности общества на международном и внутригосударственном уровне. Нормы международного и внутреннего права должны им соответствовать. Эти стандарты составляют главное содержание общих принципов права, присущих как международному, так и внутреннему праву 49.
     Дуалистическая  теория соотношения внутригосударственного и международного права является в настоящее время господствующей в мире. Если следовать буквальному ее толкованию, то государство представляет права и свободы отдельным лицам и их коллективам посредством своего национального права. Напрямую от международного сообщества индивид не может получить никаких прав 50.
     В настоящее время подобное толкование дуалистической теории не соответствует  действительности, поскольку всеми  признается верховенство международного права над национальным 51.
     До  сих пор в доктрине встречается высказывание, что права и свободы приобретают качество элементов правового статуса человека только ели они закреплены в национальном законодательстве. Права, сформулированные только в международных документах, не признаются субъективными правами граждан тех государств, во внутреннем законодательстве которых эти права отсутствуют 52.
     Трудно  сказать точно, когда и с чего началась современная история прав человека. Термин «права человека» появился в конце XVIII в., во времена Великой Французской и Американской революций 53. После Второй мировой войны международное сообщество решило ввести права, применимые ко «всем членам человеческой семьи» и составляющие «основу свободы, справедливости и всеобщего мира на земле» 54.
     Права человека носят всеобщий, универсальный характер 55. Всеобщность и универсальность прав и свобод человека имеет несколько измерений.
     Во-первых, все люди, без какой-либо дискриминации, обладают основными правами и  свободами. Международные стандарты  и законодательство демократических  государств гарантируют равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности 56.
     Во-вторых, все права и свободы универсальны с точки зрения признания их содержания. Общепризнанные права человека, такие как право на жизнь, свобода совести, равенство всех перед законом, право свободного передвижения, право на гражданство, право на свободу убеждений – это общие права и свободы всех людей вне зависимости от национальной и религиозной специфики и различных исторических, культурных и религиозных особенностей, общественного строя, политического режима, формы государственного статуса страны, к которой человек принадлежит.
     В-третьих, всеобщность прав и свобод человека выражается и в пространственном, территориальном аспекте. Это означает, что где бы не находился человек, в – любом месте он обладает основными правами и свободами 57.
     Вместе  с тем, сформировалось общее понимание  того, что права и свободы человека представляют собой общий комплекс, систему прав.
     Исторически первоначально складывались нормы, регулирующие поведение государств в период вооруженных конфликтов 58. Правила защиты военнослужащих и гражданского населения называются гуманитарным правом и определяются Женевскими конвенциями 1949 г. Эти нормы регламентировали военные действия таким образом, чтобы ограничить жестокость войны и обеспечить соблюдение гуманитарных стандартов в отношении воюющих, раненых, больных, военнопленных и в особенности гражданского населения. Охрана прав человека необходима, чтобы защищать жизнь людей,  их право на частную жизнь, свободу, физическую неприкосновенность и участие в общественной жизни 59. Система правосудия является важнейшим институтом, обеспечивающим защиту человека от несправедливости.
     В Уставе Организации Объединенных Наций 60 (Далее – ООН) говорится о правах человека и основных свободах. Чаще всего и то, и другое обозначают термином «права человека», поскольку речь идет о явлениях одного порядка. И право, и свобода – гарантированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц 61. Порядок реализации права в той или иной степени регламентируется. Порядок реализации свободы определяет тот, кому она адресована. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которое государство обязуется не вмешиваться.
     Международные нормативно-правовые акты, такие как Всеобщая декларация прав человека 1948 г.62, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.63, Европейская социальная хартия 1965 г.64 применяют понятия «права человека» и «свободы человека». В чем же сходство и отличия этих понятий?
     Если  говорить о юридической природе, нормативном закреплении прав и  свобод в правовых актах, их реализации, а также о механизмах защиты, то трудно провести между ними четкую границу. В этой плоскости это идентичные понятия. Свободы – это те же права. Свободы человека – сферы, области деятельности человека, в которые государство не должно вмешиваться.
     В отличие от понятия «свободы человека», «права человека» фиксируется конкретная область, направление деятельности индивида 65. Безусловным и однозначно определенным является право каждого на жизнь.
     Предлагаем  понимать права человека как признанные международным обществом и отраженные в социальных нормах возможности человека, выражающие основные ценности данной социальной системы, существующие вне зависимости от содержания конкретного внутрисоциального взаимодействия и презюмируемые при вступлении в данное отношение, запрет на реализацию которых, ограничение их реализации в общем случае рассматривается как ситуация девиантного, общественно опасного поведения, а санкцией к такого рода нарушителям выступает мера общественного воздействия или государственного принуждения 66.
     В современном международном праве  довольно популярной является концепция «трех поколений прав человека»67, разработанная в середине 70-х гг. XX в. чешским юристом К. Васаком.
     Первое  поколение прав человека – это  «право на свободу», т.е. политические и гражданские права, сформированные в революционном законодательстве Франции и США XVIII в. Эти права принадлежат отдельной человеческой личности и выражают противопоставление государства и индивида. Реализация права на свободу предполагает политику воздержания: государство должно воздерживаться от каких-либо действий, посягающих на гражданские и политические права личности 68.
     Второе  поколение прав человека – «право доверия» или право на равенство, т.е. экономические, социальные и культурные права, комплекс которых сформировался после октябрьской революции 1917 г. в России и после Второй мировой войны. Право на равенство принадлежит индивиду, но имеет характер верительного права (права доверия), поскольку для его реализации государство обязано выполнять определенные действия.
     Третье  поколение прав человека – «право солидарности», которое сформировалось в середине 60-х гг. XX в. и связано с процессом деколонизации. Право солидарности принадлежит не столько индивиду, сколько коллективу – народу, нации. Реализация этого права нуждается в согласованных действиях всего общества в целом: физических и юридических лиц, общественных и международных объединений, государств, всего мирового сообщества, всех наций и народов. Отдельное государство не способно реализовать это право 69.
     Три поколения прав человека представляют собой комплекс прав и свобод человека, прав нации и народа 70.
     В доктрине существуют и иные концепции  прав человека: естественно-правовая, позитивистская, религиозная, идеалистическая и т.д.71. Имеется и единая, общепризнанная, универсальная концепция межгосударственного сотрудничества в области прав человека:
    Все права человека неделимы, взаимосвязны и взаимозависимы, составляют единый комплекс. Недопустимо противопоставление одного права другому, так как это может привести к ущемлению каких-либо прав. Принцип неделимости человека не отрицает их определенной градации: право на жизнь является важнейшим, без него бессмысленна сама постановка вопроса обо всех остальных правах и свободах. Но только права на жизнь недостаточного для полноценного развития человеческой личности, поэтому необходимо соблюдение всех остальных прав и свобод 72.
    Принцип уважения прав человека и основных свобод как один из когентным принципов общего международного права не противопоставлен другим его когентным принципам, а находится с ними в единстве и гармоничном сочетании. Ссылка на необходимость защиты прав человека не может служить оправданием нарушения других принципов международного права – уважения государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела, запрещения применения силы 73.
    Из принципа государственного суверенитета вытекает, что в основном сфера взаимоотношений государства с собственным населением является внутренним делом каждого государства и регулируется на национальном уровне 74. Однако ООН и других межгосударственных организациях неоднократно отмечалось, что нарушение принципа защиты прав человека представляет собой общую политическую и правовую ситуацию во многих государствах. Государство самостоятельно регулирует свои взаимоотношения с населением, но это не означает, что государство имеет право на произвол 75.
     Теперь  несколько слов скажем об объеме понятия  «прав человека», раскрываемом при  помощи классификации отдельных  прав. В данном случае мы должны констатировать наличие многих моделей классификации  прав человека: авторских и официальных. Не останавливаясь на каждой из них, отметим, что они в основном реализуют задачу упорядочения материала с целью упрощения ориентирования в рамках понятия «права человека», в меньшей степени обращая внимание на прикладную функцию формулирования через предлагаемую модель классификации «системы прав человека» 76.
     Анциферов Н.В. считает целесообразным предложить следующую классификационную систему 77.
     Основанием  деления в рамках данной классификации  может быть критерий цели при реализации права человека. Такой методологический подход позволяет выявить весьма важную иерархическую связь (осознание которой необходимо при создании, и реализации систем обеспечения прав человека) между гражданскими, экономическими, социальными, экономическими, культурными правами – с одной стороны и особой группой прав человека (политическими) – с другой. Такой поход заключается в необходимости определения общего направления деятельностного вектора в сфере обеспечения прав человека.
     Представления о правах человека изменяются во времени и пространстве. Постепенно возникают новые права, в частности — права солидарности, происходит уточнение содержания существовавших ранее прав в свете новых реалий 78. В результате осознания новых проблем, возникших перед человечеством в условиях глобализации, таких как резкое ухудшение состояния окружающей среды, ограниченность природных ресурсов, создание новых видов оружия, увеличение разрыва между развитыми и развивающимися государствам и др. была сформулирована теория устойчивого развития, охватывающая, в том числе, и измерение прав человека 79.
     Эта отрасль занимает особое место среди  других отраслей международного права, определяемое спецификой объекта и  характерными чертами метода правового  регулирования, тесной связью с внутригосударственным правом, значением в системе современных международных отношений и многими другими особенностями80. Характерная черта рассматриваемой отрасли права – создание и функционирование международного механизма, осуществляющего контроль за претворением в жизнь обязательств, взятых государствами по международным соглашениям 81.
     Наличие системы договоров в сфере  прав человека и оформление этой отрасли  права не означают завершения процесса ее развития. Названная отрасль права  обогащается все большим числом различных международно-правовых актов. Ее развитие будет и дальше идти главным образом по пути заключения многосторонних международных договоренностей и усиления контрольного механизма по наблюдению за выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.
     Таким образом, права человека в качестве отрасли современного права представляют собой совокупность принципов и  норм, определяющих обязанность государств по обеспечению и соблюдению основных прав и свобод человека без всякой дискриминации как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, а также устанавливающих ответственность за преступное нарушение этих прав 82.  
 

§ 2. Становление норм международной защиты прав человека

     Международное сотрудничество в сфере защиты отдельных  прав человека имело место еще в  XVIII в. – договоры о веротерпимости, борьбе с пиратством и каперством 83.
     Полномасштабное сотрудничество в области прав человека на универсальном уровне началось после  Второй мировой войны, с принятием Устава ООН 84.
     Первым этапом можно считать принятие III сессией Генеральной Ассамблеи ООН 12 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека85. В сферу гражданских прав Декларация включила права: на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ст. 3); свободу от рабства или нахождения в подневольном состоянии (ст. 4); свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания (ст. 5); признание правосубъективности каждого человека, где бы он ни не находился (ст. 6); равенство всех людей перед законом и равную защиту, без всякого различия, закона; равную защиту от дискриминации и от подстрекательства к ней (ст. 7); эффективное восстановление в правах компетентными судами в случаях нарушения основных прав человека, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8); свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания (ст. 9) и др.
     Специфическую группу источников составляет комплекс международных соглашений, направленных на предупреждение и пресечение грубых и массовых нарушений прав человека.
     Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него 1948 г86. определяет геноцид как деяние, которое совершается с целью полного или частичного уничтожения какой-либо расовой, национальной, этнической или религиозной группы.
     Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.87 предусматривает, что расовая дискриминация – это любое различие, ограничение, исключение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения и имеющее целью установить неравенство в правах человека.
     Конвенция о пресечении преступлении апартеида  и наказании за него 1973 г.88 определяет апартеид как преступление против человечества; это бесчеловечные акты, совершенные с целью установления и поддержания господства одной расовой группы над другой и систематического уничтожения. Апартеид – это политика и практика расовой сегрегации. Государства обязаны принимать меры для предотвращения преступления апартеида и принимать суровые меры наказания за его совершение89.
     Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих  достоинство видов обращения  и наказания 1984 г.90 определяет попытки как любое действие, которым лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, с целью получить от него или от третьего лица сведения или признания, либо наказать его за  какие-то действия, которые совершило это или третье лицо или в совершении которого он подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо.
     Второй  этап сотрудничества начался во второй половине XIX в. и продолжается по настоящее время.
     В это время осуществлялась кодификация  законов и обычаев войны. Этапной  в данном отношении стала Женевская конвенция 1864 г91. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях. Первая же в истории международных отношений кодификация законов и обычаев войны была реализована на первой (1899 г.) и второй (1907 г.) мирных конференциях в Гааге.
     В период, предшествующий созданию ООН, ограниченным количеством государств были заключены первые международные соглашения, в которых в той или иной степени регулировались только некоторые вопросы защиты прав человека. К их числу относятся договоры и конвенции, содержащие положения о борьбе с рабством и работорговлей, о пресечении торговли женщинами и детьми, о защите национальных меньшинств.
     Вторая  группа включает в себя международные  конвенции о защите прав человека в период вооруженных конфликтов. К ним относятся в первую очередь  отдельные положения Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. о законах и обычаях войны, а также четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы к ним, принятые в 1977 г 92.
     Третью  группу составляют международные документы, в которых регламентируется ответственность  за преступное нарушение прав человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов. К названной группе относятся Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1973 г.93 и Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 94.
     Одновременно  с появлением и закреплением прав человека потребовались определенные гарантии для защиты этих прав. Это проявилось в формировании международного контрольного механизма. В рамках этого контрольного механизма действует надлежащая процедура. Международная процедура – это порядок и методы изучения информации и способы реагирования на результаты этого изучения 95.
     Действующая в настоящее время система  конвенционных органов по правам человека появилась сравнительно недавно. До ее создания действовала система представления государствами-членами ООН. Согласно ей, Генеральному секретарю ООН предоставляли для рассмотрения Специальным комитетом доклады об экономических, социальных и культурных правах 96, а также о гражданских и политических правах и свободе информации. Однако после вступления Пактов о правах человека в силу эта система была заменена новой процедурой, предусмотренной в этих международных договорах, одной из главных функций которой является рассмотрение докладов государства 97.
     Комитет по правам человека был одним из первых контрольных органов, созданных на основании универсальных международных конвенций в области прав человека.
     Все эти органы были созданы на основании  соответствующих международных  конвенций. Единственным исключением  является Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах 1976 г.98 государства-участники должны представлять доклады о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению прав, признаваемых в этом Пакте, на рассмотрение Экономическому и Социальному совету ООН (Далее – ЭКОСОС) 99. Однако, в этом международном договоре не было предусмотрено создание специального органа для обсуждения докладов отдельных государств.
     В 1976 г. ЭКОСОС учредил специальную Рабочую группу для рассмотрения таких докладов. В 1985 г. без внесения каких-либо поправок в Пакт было принято решение учредить вместо Рабочей группы Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, который и рассматривает теперь доклады государств-участников 100. Сейчас выдвигаются предложения, чтобы Комитет обсуждал жалобы государств друг на друга о невыполнении ими обязательств, взятых по Пакту, а также сообщения отдельных лиц.
     Совсем  недавно считалось, что тема международной  защиты прав человека важна для различных международных органов и организаций, поскольку главным образом защита прав осуществляется с помощью средств национальной защиты.

     Международную систему защиты прав человека при ОНН, называли международной системой сотрудничества в области прав человека, а сегодня более популярная тема защиты прав человека, международной защиты прав человека, а это совсем разные вещи. Сотрудничество состоит в том, что государства сотрудничают, или какие-то институты государства сотрудничают, слушают друг друга или не слушают, внимательно или невнимательно, но это никого ни к чему не обязывает 101. Так это было, приблизительно, до конца 80-х годов. Сегодня можно прямо говорить о том, что есть система международной защиты прав человека не только потому, что есть договоры, но уже есть международное законодательство по правам человека. Это международно-правовые документы, в которых участвуют те или иные государства, взявшие на себя те или иные соответствующие обязательства.

     Современную систему  защиты прав человека обычно подразделяют на три уровня: международный, региональный и национальный 102. Формирование международных механизмов защиты прав человека и международной правовой базы связывают с возникновением ООН, Уставом ООН 103 и Всеобщей декларацией прав человека 104.

     Сегодня разговор о  международной защите можно начать с того, что Россия участвует не только в ООНовской, но и в Европейской  системе защиты прав человека, имея ввиду наше участие в Совете Европы, и то, что мы подписали Европейскую  Конвенцию о правах и свободах и участвуем в деятельности Европейского Суда по правам человека. Это единственная международная, региональная, а не универсальная система защиты прав человека, которую можно таковой назвать в полном смысле этого слова.

     Органы  ООН, по сравнению с европейским механизмом защиты прав человека, апогеем которого является Европейский суд, имеют своей целью защищать права человека, но иными средствами, применяемыми в международном праве 105. Потому что ни один из механизмов ООН или её органов не может принимать решения, которые являлись бы обязательными для исполнения государствами, поскольку все решения этих органов носят рекомендательный характер 106. Политический и пропагандистский авторитет таких решений, давление, которое может оказываться на то или иное государство в целях выполнения им тех или иных обязательств или тех или иных решений, если государство систематически не выполняет собственных обязательств или рекомендаций каких-то международных органов и организаций, безусловно, велик.
     Если  принимаются решения в рамках ООН индивидуально по государствам, или применяются санкции по отношению к тому или иному государству, либо применяются, скажем, ограничения торговли в отношении этого государства, или санкции дискриминации товаров или услуг этого государства, эффект от применения таких санкций достаточно велик. Это эффект не меньший, если не больший, чем, скажем, решения международного судебного органа. Но это все косвенные последствия. А формальные юридические последствия носят рекомендательный характер. Поэтому они так и называются рекомендации или выводы органов ООН 107.
     Пакты о правах человека и другие договоры (конвенции), являющиеся источниками  международного гуманитарного права, предусматривают комплексную систему  обеспечения и защиты, зафиксированных в этих актах и во внутригосударственном законодательстве прав и свобод 108.
     Существенное  отличие пактов и основанных на них  документов от Всеобщей декларации прав человека проявляется в стремлении в максимально возможной мере гарантировать провозглашаемые права. Можно сослаться на такие нормы Пакта о гражданских и политических правах, как ст. 9, в которой общие формулировки («Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность»; «Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей») 109 дополняются конкретными обеспечительными предписаниями относительно законной процедуры лишения свободы и предотвращения произвола, либо ст. 19, в которой положение о праве каждого человека на свободное выражение своего мнения сопровождается конкретными разъяснениями содержания этого права и вместе с тем установлением определенных ограничений.
     В другом Пакте — об экономических, социальных и культурных правах — обязательство участвующих государств сформулировано, с учетом объекта регулирования и реальных условий, иным образом: «Принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов» 110 меры к постепенному обеспечению полного осуществления признаваемых прав всеми надлежащими способами.
     В соответствии с положениями международных  договоров сложилась определенная система межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека 111.
     Система защиты прав человека в рамках ООН  возникла всего за три года: были созданы главные органы и специализированные учреждения, обладающие компетенцией в области прав человека, а также заключены необходимые конвенции.
     Государства, участвующие в пактах и конвенциях, обязались на регулярной основе представлять в соответствующий комитет, (непосредственно либо через Генерального секретаря ООН) доклады о состоянии в области прав человека и о принимаемых мерах с целью прогресса в реализации прав 112. Комитет изучает доклады, обсуждает их на своих заседаниях и препровождает государствам свои замечания по ним. Комитет может также получать и рассматривать сообщения государств, уведомляющих о невыполнении каким-либо государством своих обязательств по пакту (конвенции), и после изучения вопроса делать рекомендации. Однако указанным положением комитет обладает в отношении только тех государств, которые сделали заявление о признании такой компетенции каждого комитета.
     Исходное  положение о национальном (внутригосударственном) механизме было впервые сформулировано в ст. 8 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом» 113.
     Следующим шагом стало признание того, что  «право на правовую защиту» 114 (термин Пакта о гражданских и политических правах), принадлежащее человеку, реально лишь при соответствующих обязанностях государства и его органов.
     Одновременно  – и это подчеркивает нормативное значение пактов – было установлено, что правовой защите подлежат права и свободы, признаваемые в пактах. Следовательно, на национальные суды и другие компетентные государственные органы возлагалась обязанность защищать не только конституционные, но и международные договорные права.
     Высшей  формой правового регулирования в этой области являлось установление специальных международных средств правовой защиты. Международные средства защиты прав и свобод представляют собой создаваемые в соответствии с международными нормативными актами специальные органы, которые наделяются полномочиями по принятию, рассмотрению и оценке обращений индивидов 115.
     Такие механизмы применительно к отдельным  направлениям правового регулирования  были предусмотрены в Международной  конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и в  Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 116. Комитет по ликвидации расовой дискриминации и Комитет против пыток были уполномочены принимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц (или групп лиц), которые утверждают, что они являются жертвами нарушения государством-участником изложенных в Конвенции прав (соответственно ст. 14 первой и ст. 22 второй Конвенции) 117.
     Права человека с позиции международного права – это существенные характеристики правового положения лица в любом современном обществе 118.
     Уникальная  ценность прав и свобод может быть гарантирована только при условии  всеобщего характера правового  регулирования и правовой защиты. В системе международного права  сформировалась целая совокупность правовых норм, непосредственно ориентированных на человека, формирующих принцип ответственности государств за соблюдение прав человека и принцип допустимости возможных санкций против государства – нарушителя этих прав и свобод. Международное сообщество признало, что защита прав человека является одним из важнейших направлений международного сотрудничества.
     С принятием Всеобщей декларации прав человека 1948 г119, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.120, Международного пакта о гражданских и политических правах 121 и Факультативного протокола к нему 1966 г.122, которые явились и продолжают оставаться основополагающими международными документами по защите прав и основных свобод человека международное сообщество получило стандарт правового положения личности, в соответствии с которым государства должны соизмерять с международными стандартами в сфере защиты прав человека, обращение с собственными гражданами.
     Международное право прав человека представляет собой  совокупность согласованных юридических принципов и норм, устанавливающих обязательный для государств объем прав и свобод индивида, регламентирующих систему международно-правовых гарантий соблюдения и восстановления данных прав в случае их нарушения со стороны государства, а также межгосударственное сотрудничество в области развития и укрепления уважения к правам и свободам человека 123.
     В современном международном праве  отмечается тенденция к регламентации  механизма защиты прав и свобод индивида. Это демонстрируется большим числом документов, касающихся вопросов судебной защиты, оказания юридической помощи и т.д.
     Данные  документы не обладают обязательной юридической силой и носят рекомендательный характер для государств, однако их принятие в рамках главных органов ООН позволяет предполагать, что они имеют вес вспомогательных средств для определения международно-правовых норм 124. Это подтверждается тем, что указанные акты подчеркивают то обстоятельство, что нарушение государствами содержащихся в них норм является нарушением одного из основных принципов международного права, касающегося уважения и защиты прав человека 125.
     Таким образом, основной задачей международно-правового регулирования статуса личности является не выработка какого-либо нового комплекса прав, а поиск средств для наиболее полного осуществления и защиты уже закрепленных в существующих международных документах, касающихся основных прав и свобод человека.
 

Глава II. Деятельность универсальных и региональных органов в области прав человека

§ 1. Классификация международных органов в области защиты  прав человека

     В современном механизме в области  защиты прав человека важная роль принадлежит международным организациям как одной из организационно-правовых форм международного (межгосударственного) сотрудничества области защиты прав человека.
     К основным органам ООН в области  прав человека  относятся: Генеральная  Ассамблея, ЭКОСОС, Совет Безопасности, Совет по Опеке, Секретариат. К вспомогательным: Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по правам ребенка, Рабочие группы и многие другие 126. (См. Приложение 1).
     Под международными организациями в международном праве понимаются объединения государств, созданные на основе международного договора, наделяющего их правами и обязанностями для решения вопросов, затрагивающих общие интересы, и принятия по ним решений 127.
     Международная межправительственная организация (Далее – ММПО) – объединение государств, учрежденное на основе договора для достижения общих целей, имеющее постоянные органы и действующее в общих интересов государств-членов при уважении их суверенитета 128.
     Большое число ММПО требует приведение их к определенной классификации.
     Можно все ММПО классифицировать  по следующим  признакам 129:
     а) по предмету деятельности – политические, экономические, кредитно-финансовые, по вопросам торговли, здравоохранения и др.;
     б) по кругу участников – универсальные (т.е. для всех государств – ООН) и региональные (Организация Африканского Единства);
     в) по порядку приема новых членов – открытые или закрытые;
     г) по сфере деятельности – с общей (ООН) или специальной компетенцией (ВПС);
     д) по целям и принципам деятельности – правомерные или противоправные;
     е) по количеству членов – всемирные (ООН) или групповые (Всемирная Организация Здравоохранения (Далее – ВОЗ).
     Признаками  ММПО являются: членство не менее 3-х  государств; постоянные органы и штаб-квартира; наличие учредительного договора; уважение суверенитета членов-государств; невмешательство во внутренние дела; установленный порядок принятия решений 130.
     Международные неправительственные организации (Далее – МНПО) создаются не на основе межгосударственного договора и объединяют физических и (или) юридических лиц.
     МНПО  бывают:
     а) политическими, идеологическими, социально-экономическими, профсоюзными;
     б) женские организации, по охране семьи  и детства;
     в) молодежные, спортивные, научные, культурно-просветительские;
     г) в области печати, кино, радио, телевидения и др.
     Международные организации (Далее – МО) являются вторичными или производными субъектами международного права и создаются (учреждаются) государствами 131. Процесс создания МО включает три стадии132:
     1. Принятие учредительных документов организации;
     2. Создание ее материальной структуры;
     3. Созыв главных органов - начало функционирования.
     Наиболее  распространенным способом создания МО является заключение международного договора 133. Наименования этого документа могут быть различными: статут (Лига Наций); устав (ООН или Организация Американских Государств); конвенция (Всемирный почтовый союз) и др.
     Международные организации могут быть созданы  и в упрощенном виде – решением другой международной организации. К такой практике чаще всего прибегает ООН, создавая автономные организации со статусом вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи 134.
     Согласованное волеизъявление государств-членов МО также является прекращением ее существования. Чаще всего ликвидация организации  осуществляется путем подписания протокола о роспуске.
     В настоящее время признано, что  государства, учреждая международные организации, наделяют их определенной право- и дееспособностью, чем создают новый субъект права, осуществляющий правотворческие, правоприменительные и правоохранительные функции в сфере международного сотрудничества. Однако это не означает, что правовой статус международной организации идентичен статусу государства, основному субъекту международного права. Отличие правоспособности организаций – меньший и преимущественно целевой (функциональный) характер полномочий.
     Как субъекты международного права МО несут  ответственность за правонарушения и нанесение ущерба своей деятельностью  и могут выступать с претензиями  об ответственности 135.
     Органы  МО – составная часть МО, ее структурное звено, которое создается на основании учредительного или иных актов МО. Орган наделяется определенной компетенцией, полномочиями и функциями, обладает внутренней структурой и порядком принятия решений. Наиболее важным органам МО является орган межправительственный, в которые государства-члены направляют своих представителей, действующих от их имени 136. Совсем не обязательно, чтобы представитель был дипломатом, иногда нужно чтобы он был специалистом в области деятельности организации.
     По  характеру членства можно классифицировать органы следующим образом: межправительственные; межпарламентские (характерно для Европейского союза); административные (из международных должностных лиц, находящихся на службе в МО); состоящие из лиц в личном качестве и др.137.
     В последнее время в деятельности ряда МО наблюдается тенденция к  повышению роли органов ограниченного  членства, важное значение для которых  имеет состав (особенно это касается ООН). Органы должны быть укомплектованы таким образом, чтобы принимаемые ими решения отражали интересы всех государств.
     Международные организации, принявшие нормы о  защите прав человека, предусмотрели определенный механизм анализа ситуаций и предотвращения их нарушений. С точки зрения международного права каждый вправе в соответствии с международными договорами своей страны обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты 138.
     Их  появление было вызвано стремлением независимых суверенных государств к усилению своего влияния на международные отношения через концентрацию интернациональных усилий по использованию результатов научно-технических достижений. Международные организации играют существенную роль в деле сотрудничества государств и осуществление ими многосторонней дипломатии 139.
     Сегодня большинство организаций являются именно межгосударственными. Они не обладают надгосударственной властью, их члены не передают им своих властных функций. Задача таких организаций состоит в регулировании сотрудничества государств 140. Вместе с тем существуют и наднациональные, надгосударственные организации, которым государства передали осуществление некоторых суверенных полномочий. По определенным вопросам они могут принимать решения, непосредственно обязывающие физические и юридические лица. Более того, такие решения могут приниматься большинством голосов. Эти организации имеют механизм принудительного осуществления своих решений. Проблемы, касающиеся соблюдения прав человека, рассматриваются в принципе во всех структурах Организации Объединенных Наций, но с точки зрения защиты прав человека главную роль играет Генеральная Ассамблея ООН,  Совет Безопасности ООН, ЭКОСОС, Международный Секретариат, а также конвенционные (договорные) органы, т.е. различные комитеты, созданные в соответствии с пактами, конвенциями, протоколами 141.
     Существуют  специализированные учреждения ООН. Это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН 142. Связь устанавливается и оформляется соглашением, которое заключается ЭКОСОСом и утверждается Генеральной Ассамблеей ООН 143. В настоящее время существует 16 таких организаций. Их можно разделить на следующие группы:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.