На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности государственной регистрации юридических лиц

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

Российская  академия правосудия

Факультет подготовки специалистов

  для судебной системы 
ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
(ЗАОЧНЫЙ  юридический факультет) 
 

КУРСОВАЯ  работа

 
По дисциплине «Гражданское право» 
 

На  тему: «Особенности государственной  регистрации юридических  лиц» 
 
 
 
 

Выполнил(а): 

Студент 3 курса, 1 группы
заочной формы обучения
(второе  высшее образование)
группа  выходного дня
Нагорнов  Никита Николаевич
                                                            (Ф.И.О. полностью) 
 

Научный руководитель:
к.ю.н., доцент Кулаков В.В.___
 (Ф.И.О., ученая степень, звание преподавателя) 

Дата предоставления работы
«___» ________________2011 г. 
 
 

Москва 2011 г. 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение.....……………………………………………………………………..3
      Государственная регистрация как условие возникновения юридических лиц………………………………………….……...…………5
      Понятие и содержание государственной регистрации                                 юридических лиц……………………………….………………....9
      Правила ведения единого государственного реестра юридических лиц………………………………………………………………… 16
Заключение…………………………………………………………..................23
Список нормативных  правовых актов и  литературы...……………………..25   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Актуальность  выбранной темы обусловлена тем, что с постепенным переходом Российской Федерации к рыночной системе хозяйствования и развитием института частной собственности, растет количество организационно-правовых форм юридического лица, новых форм хозяйствования. Ведь сама конструкция данного субъекта гражданских правоотношений исторически сложилась как основная правовая форма коллективного участия лиц в гражданском обороте. Любой участник гражданского оборота должен четко представлять, что его может ожидать при вступлении в правоотношения с тем или иным контрагентом. Отсутствие четко определенной процедуры государственной регистрации юридических лиц способствует увеличению рисков вступления в гражданско-правовые отношения с данным видом хозяйствующих субъектов, возникновению корпоративных конфликтов, различных злоупотреблений, а также нарушению прав и законных интересов контрагентов.
     Об  актуальности рассматриваемой темы курсовой работы говорит и тот  факт, что проблемы государственной  регистрации юридических лиц  на данный момент плохо освещены в  научной литературе и на страницах периодических изданий.
     Решение данных вопросов частично отражено в  Концепции развития законодательства о юридических лицах1, однако, системного анализа особенностей государственной регистрации в ней не содержится.
     Целью работы является анализ содержания и особенностей процедуры государственной регистрации юридических лиц, а также выявление законодательных «пробелов» и противоречий в данной сфере общественных отношений.
     Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
     - раскрыть понятие и содержание государственной регистрации как условия возникновения юридических лиц;
     - проанализировать особенности процедуры государственной регистрации юридических лиц с учетом положений современных теоретических исследований и изменений действующего законодательства;
     - изучить зарубежный опыт регистрации  хозяйствующих субъектов, судебной практики применения законодательства о государственной регистрации юридических лиц;
     - рассмотреть основные принципы и правил ведения единого государственного реестра юридических лиц;
     - внести предложения по совершенствованию  законодательства в области государственной регистрации юридических лиц.
     Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка нормативных правовых актов и  литературы и обусловлена предметом, целью и задачами исследования.
     Введение  раскрывает актуальность, научная и  практическая значимость темы курсовой работы, характеризует состояние научной  разработки проблемы, цели, задачи, которые ставит перед собой автор исследования.
      Первая глава посвящена государственной регистрации как способа образования юридического лица, вторая глава раскрывает понятие и содержание государственной регистрации юридических лиц, а в третьей главе рассматриваются правила ведения единого государственного реестра юридических лиц.
     В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы и предложения по совершенствованию  действующего в этой области гражданского законодательства и дальнейшей разработке рассматриваемой проблемы. 

   
    Государственная регистрация как условие возникновения юридических лиц
 
 
     Важнейшим условием возникновения юридического лица, выполнение которого завершает процесс его создания, является признание со стороны государства. До государственной регистрации юридическое лицо не существует, и все предварительные действия учредители совершают от своего имени, хотя бы и в интересах будущего субъекта права. После государственной регистрации вновь возникшее юридическое лицо, выражая уже свою волю, может одобрить или не одобрить действия учредителей.
     Согласно  п. 1 ст. 48 ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.2
     Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда – требование обязательной государственной регистрации юридических лиц.3
     Юридические лица могут быть образованы тремя способами: распорядительным, разрешительным и явочно-нормативным. Распорядительный порядок предполагает образование юридического лица в силу прямого распоряжения государственного органа или органа местного самоуправления (государственные и муниципальные унитарные предприятия). При разрешительном порядке инициатива исходит от учредителей юридического лица, однако необходимо согласие соответствующих государственных или муниципальных органов на его создание. В разрешительном порядке создаются лишь некоторые юридические лица, предполагающие заниматься только предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения (согласия) от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица, что обычно служит общим интересам всех участников оборота. В таком порядке создаются коммерческие банки, поскольку их деятельность связана с оказанием финансовых услуг неограниченному кругу потребителей и аккумулированием значительных денежных средств последних. Кроме того, данный порядок используется при создании юридических лиц, могущих занять доминирующее или даже монопольное положение на рынке определенных товаров или услуг с тем, чтобы сохранить в интересах потребителей конкуренцию между существующими товаропроизводителями (услугодателями). Явочно-нормативный порядок означает, что согласие на создание таких юридических лиц уже дано в нормативных актах. После создания учредительных документов достаточно лишь «явиться» для регистрации. Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности не допускается (хозяйственные общества и товарищества).4
     Возникновение юридического лица носит учредительный  характер. Это означает, что юридические лица создаются по воле их учредителей, в качестве которых могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений), а также иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).
     При создании юридического лица разрабатываются  учредительные документы (учредительный договор или устав либо и то и другое). Согласно ст. 52 ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) в них должны быть определены наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью и т.д.5 Предмет и цели деятельности указываются в учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий. Что касается учредительных документов хозяйственных обществ и товариществ, то в них предмет деятельности может и не указываться, поскольку последним разрешено заниматься любой деятельностью.
     Учредительный договор должен включать обязательство  о создании юридического лица, в том числе порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи в собственность юридического лица имущества создателей и участие в его деятельности. В учредительном договоре также фиксируются условия и порядок распределения прибыли и убытков между учредителями (участниками), порядок управления деятельностью юридического лица, условия выхода из состава учредителей (участников).
     В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать  на основании общего положения об организациях данного вида.
     В соответствии с п. 2 ст. 51 ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.6 С этой же даты возникает и правоспособность юридического лица. Государственной регистрации подлежат также все изменения его статуса (состав учредителей или участников, а также органов управления юридического лица, изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капитала и т.д.).
     Изменения учредительных документов приобретают  силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.7
     В соответствии с ГК РФ юридические  лица должны регистрироваться в уполномоченном государственном органе (органе Федеральной  налоговой службы РФ) в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.08.2001                         № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».8
     Постановлением  Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 438 (ред. от 08.12.2008) «О едином государственном реестре юридических лиц»9 утверждены правила ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, где законодателем установлено, что государственный реестр ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами. Документы, относящиеся к государственной регистрации юридического лица, содержатся в регистрационном деле этого юридического лица, которое является частью государственного реестра.
     Следует отличать государственную регистрацию  юридического лица от иной (специальной) регистрации в органах государственной власти некоторых видов организаций (например, кредитных, страховых, общественных, профсоюзных, с иностранными инвестициями, политических партий, средств массовой информации и т.п.). Такая специальная регистрация преследует иные цели, нежели государственная регистрация, предусмотренная ст. 51 ГК, а потому и не заменяет ее. Специальной регистрации подлежат такие юридические лица, у которых предполагается наличие прав и обязанностей, соответствующих целям их деятельности и прямо зафиксированы в их учредительных документах.
     Таким образом, государственной регистрации подлежат все юридические лица независимо способа их возникновения и от того, на базе какого имущества и по чьему волеизъявлению они создаются - государства, муниципального образования, граждан или иных юридических лиц. Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в их уставные документы определяется нормами ГК, Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» и некоторыми специальными законами. 

    Понятие и  содержание государственной регистрации юридических лиц
 
     Государственная регистрация юридических лиц регламентируется ст. 51 ГК и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В ином законодательстве предусмотрены особенности для государственной регистрации отдельных видов юридических лиц.
     Государственная регистрация юридических лиц (далее - государственная регистрация) предусмотрена с целью ведения учета юридических лиц, контроля за их деятельностью, соответствия их учредительных документов требованиям закона.
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах.10
     По  своей природе акт государственной  регистрации юридического лица имеет  гражданско - правовой характер, так как создается субъект гражданского права, фиксируются дальнейшие изменения в правовом положении, имеющие существенное значение для характеристики юридического лица как участника гражданского оборота. Согласно ст. 8 ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Пункт 2 указанной статьи говорит о том, что гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. Акт государственной регистрации юридического лица вполне соответствует приведенной норме ГК.
     Постановление Правительства РФ от 17.06.2002 № 319 (ред. от 25.04.2003) «Об уполномоченном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» определяет, что уполномоченным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба Министерства финансов Российской Федерации. 11 Данный государственный орган осуществляет ведение единого государственного реестра, содержащего сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующие документы.
      Вместе  с тем федеральными законами обязанность  по государственной регистрации  отдельных видов юридических лиц может быть возложена на иные федеральные органы государственной власти.
      В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 07.07.1993                        № 5340-1 (ред. от 23.07.2008) «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г.                № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»12 решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты принимается Федеральной регистрационной службой Министерства юстиции Российской Федерации. На основании решения, принятого Федеральной регистрационной службой (ее территориальным органом), Федеральная налоговая служба (ее территориальный орган) в срок не более 5 рабочих дней со дня получения всех необходимых документов и сведений вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации торгово-промышленной палаты.
      Решение о государственной регистрации  кредитных организаций принимается Банком России, который в целях осуществления им надзорных и контрольных функций ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций.13
      Функции по государственной регистрации средств массовой информации возложены на Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия и ее территориальные органы.14
     Согласно  п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
     а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации  и  (или) на иностранном языке,  в  едином  государственном реестре  юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;
     б) организационно-правовая форма;
     в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
     г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
     д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров;
     е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии   учредительных документов юридического лица;
     ж) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, созданных в результате реорганизации иных юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;
     з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;
     и) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа);
     к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого);
     л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;
     м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;
     н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица;
     о) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;
     п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
     р) номер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:
     - в территориальном органе Пенсионного  фонда Российской Федерации;
     - в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;
     - в территориальном фонде обязательного  медицинского страхования;
     с) сведения о банковских счетах юридического лица.15
     Статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлено, что запрещается требовать представления документов, не предусмотренных указанным Законом.16 Таким образом, приведенный выше перечень документов является исчерпывающим.
     Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2010) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» установлен срок государственной регистрации юридических лиц, который не должен превышать пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.17 Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
     Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр.18
      Гражданское законодательство исходит из принципа свободы деятельности участников гражданских правоотношений. Поэтому регистрирующие органы не вправе запрещать создание юридического лица по причине нецелесообразности его образования. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 51 ч. 1 Гражданского кодекса РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011) отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.19
      К сожалению, действующее законодательство не предусматривает юридическую экспертизу содержания учредительных документов, что приводит к регистрации юридических лиц, положения учредительных документов которых противоречат законодательству. В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случае:
      - непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации юридического лица документов;
      - представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
      - государственной регистрации юридических лиц, учредителем которых выступает юридическое лицо, находящееся в стадии ликвидации; или государственной регистрации юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.
    Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 19 июня 2002 г.    № 439 (с изм. от 09.02.2010) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» утверждены форма решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и форма решения об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.20
     При этом как судебная практика, так  и доктринальный анализ законодательства свидетельствуют, что действующая система государственной регистрации юридических лиц является несовершенной по ряду ключевых позиций и не соответствует подходам, преобладающим в европейском праве.
      Согласно  обобщению судебной практики применения законодательства о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей Арбитражного суда Красноярского края от 06 апреля 2009 года № СР1-7, дела №№ АЗ3-7679/2008, АЗ3-11546/2008 подписание заявления о государственной регистрации создания юридического лица, а также иных представляемых на государственную регистрацию документов неустановленным лицом по поддельным документам является всего лишь основанием для признания незаконным решения о государственной регистрации юридического лица при создании, и никакой ответственности для участников гражданских правоотношений за подобные деяния не предусмотрено.21
     Таким образом, подобные правовые коллизии влекут немало злоупотреблений в этой сфере, во многом связанных с так называемыми корпоративными захватами, созданием «фирм-однодневок» для их участия в цепочках по незаконному отчуждению имущества, переложением на них ответственности по обязательствам, уклонению от уплаты налогов, незаконному возмещению налогов из бюджета и т.п. Эти негативные явления весьма пагубно сказываются на российской экономике, препятствуют нормальному инвестиционному процессу, влекут дополнительные издержки и риски для добросовестных участников гражданского оборота, а также бюджетные расходы государственных органов, в чью компетенцию входят соответствующие функции контроля и надзора.
     Опыт  развитых зарубежных правопорядков показывает, что при регистрации хозяйствующих субъектов, будь-то компании или индивидуальные предприниматели, регистрирующие органы уделяют немало внимания, сил и средств для проверки представляемых для регистрации данных. Например, в законодательстве ФРГ введена уголовная ответственность за представление на регистрацию недостоверных данных. 

    Правила ведения  единого государственного реестра юридических лиц
 
 
     Единый  государственный реестр юридических  лиц является федеральным информационным ресурсом и ведется на бумажных и электронных носителях. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и представления содержащихся в нем сведений, согласно которым государственный реестр состоит из книг учета государственной регистрации, отдельных листов записей реестра, содержащих перечисленные сведения о юридическом лице, и регистрационных дел, содержащих все документы, подаваемые при регистрации, и листы записей реестра.22
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.