На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Нормы Конституционного права

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Нормы Конституционного права – это правило поведения, установленное или санкционированное в Конституции, а также в других Конституционных законах, определяющих статус, принципы, ответственность субъектов Конституционного права.
      Особенности норм Конституционного права:
    Нормы содержатся в Конституции, поэтому обладают высшей юридической силой.
    Нормы содержатся в федеральных Конституционных законах, поэтому обыкновенные законы должны соответствовать федеральным Конституционным законам.
    По кругу субъектов, кому направлены эти нормы (государство, народ, нация, президент, правительство).
    Характер предписаний, которые содержатся в правилах поведения. Этот характер носит обобщенный характер, выражается в принципах, задачах, целях в установлении целостных систем.
    По структуре нормы содержат в основном гипотезу и диспозицию, санкции применяются реже.
 
      Виды  норм Конституционного права.
      По  содержанию нормы  делятся на:
    нормы, регулирующие основы Конституционного строя;
    нормы, регулирующие права человека;
    нормы, регулирующие устройство государства;
    нормы, регулирующие систему органов управления.
      По  территории действия нормы делятся  на:
    общефедеральные;
    республиканские;
    региональные;
    местные;
      По  форме выражения  предписаний нормы  делятся на:
    нормы управомачивающие;
    нормы обязывающие;
    нормы запрещающие.
      По  юридической силе:
    Конституция РФ;
    Федеральные конституционные законы;
    Федеральные законы;
    Конституции (уставы) субъектов РФ;
    Законы субъектов РФ;
    Закон о поправках к Конституции;
    Декларации;
    Регламенты палат;
    Нормативные акты главы государства (указы и распоряжения);
    Постановления Правительства;
    Нормативные акты Конституционного Суда РФ;
    Акты органов местного самоуправления;
    Общепризнанные нормы и принципы международного права;
    Международные договоры;
    Договор об образовании РФ;
    Договор РФ и ее субъектов;
    Договоры субъектов между собой.
      По  функциям, механизму  правового регулирования  нормы делятся:
    нормы принципы;
    нормы задачи;
    учредительные нормы;
    нормы констатации.
      По  методу правового  регулирования нормы  бывают:
    императивные;
    диспозитивные.
      По  особенности выполняемой  роли:
    материальные;
    процессуальные.
      Конституционный институт – это  обусловленная общностью  регулируемых общественных отношений, обособленная и внутренне устойчивая система взаимосвязанных групп Конституционных норм, имеющих единый предмет регулирования.
      Конституционные институты обусловлены  объективными закономерностями политического, экономического, социального и  культурного развития гражданского общества, и составляют основу Конституционного права  как отрасли права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Конституционные нормы имеют:
   а) черты, общие для всех социальных норм; б) признаки, общие для всех правовых норм, отличающих их от иных социальных норм (морали, традиций, обычаев, партийных  норм и др.); в) признаки, отличающие конституционно-правовые нормы от норм иных отраслей права (гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового  и т.д.). С учетом названного триединого методического подхода перечень признаков норм конституционного права выглядит следующим образом.
   1. Как и иные правовые нормы,  в отличие от других социальных  норм (морали, обычаев, традиций и  др.), нормы конституционного права  – это продукт правотворческой  деятельности государства. Государство  создает либо (если исходить из  концепции естественного права)  «открывает» и признает (легализует) нормы права. «Признаются» конституционные нормы о правах и свободах, о принципах общественного строя; а «создаются» государством в процессе его правотворческой деятельности нормы, касающиеся механизма государственной власти, компетенции государственных органов и должностных лиц, государственной принадлежности индивида и др.).
   2. Конституционно-правовые нормы,  как и нормы иных отраслей  права, – это государственно-властные  предписания. Особенность же конституционно-правовых  норм по этому параметру состоит  в том, что они представляют  собой, прежде всего, веления  высшей государственной власти  – органов (должностных лиц), избранных  народом, либо самого народа, выражающего  свою волю посредством форм  непосредственной демократии.
   3. Аналогично иным нормам права,  в отличие от норм морали, обычаев,  традиций и др., конституционно-правовые  нормы являются формально-определенными,  т.е. выраженными в письменной  форме. Однако в сравнении с  нормами иных отраслей права  конституционно-правовые нормы имеют  специфические формальные источники  своего размещения. Значительная  их часть содержится прежде всего в Конституции РФ – основном источнике российского права, обладающем высшей юридической силой во всей системе российского законодательства. Кроме того, нормы конституционного права закреплены в конституционных законах, законах и иных нормативных актах - источниках конституционного права. Важным источником, формирующим нормы конституционного права, являются постановления Конституционного Суда.
   4. В сравнении с иными отраслевыми  правовыми нормами нормы конституционного  права являются исходными либо  часто (по крайней мере, так  должно быть) первичными во всей  конструкции системы внутригосударственного  права. Согласно Г. Кельзену, конституционные нормы – это основополагающие нормы, лежащие в основе всей правовой системы, обладающие особой, высшей юридической силой. Это качество конституционной нормы вытекает из высшей юридической силы Конституции, где, как указывалось, содержится основная часть норм конституционного права, и из иерархии актов, в соответствии с которой «при коллизии, а то и противоречии норм права, находящихся в разных нормативно-правовых актах, но направленных на регулирование одного и того же вида общественных отношений, бoльшую юридическую силу имеет норма права вышестоящего нормативного акта» [1, с. 433].
   5. Конституционно-правовые нормы,  как и нормы иных отраслей  права, имеют обязательный характер, т.е. они обязательны для исполнения  всеми гражданами, их организациями  и объединениями, физическими  и юридическими лицами и органами  государства. В связи с анализом  характера обязательности конституционных  норм заметим, что методологически  несостоятельны утверждения, что  «конституционное регулирование  обладает самой высокой степенью  обязательности» [2, с. 22]. Нельзя говорить, что одни нормативные акты  более обязательны, а другие  – менее. Все нормативные акты  одинаково обязательны для их  исполнения и соблюдения. Нет  факультативных правовых актов  [3, с. 45], обязательность – это  абсолютное свойство каждого  правового акта, если он принят  в порядке надлежащей правовой  процедуры. Этим обязательность  «отличается от юридической силы, которая представляет  
собой релятивное свойство правового акта» [4].

   Обязательность  конституционно-правовых норм, как  и норм иных отраслей права, обусловлена  их государственно-властным характером.
   6. В отличие от иных правовых  норм, нормы конституционного права  имеют специфический предмет  регулирования - фактические конституционные  отношения. Как уже отмечалось, конституционное право посредством  своих норм и институтов регулирует  общественные отношения, которые  составляют фактическую конституцию  общества, «основу всего устройства  общества и государства и непосредственно  связаны с осуществлением публичной,  главным образом государственной,  власти. Это отношения между человеком,  обществом и государством и  основополагающие отношения, определяющие  устройство государства и его  функционирование» [5, с. 34]. Предмет  конституционного права характеризуется  «системой отношений, связанных  с установлением и закреплением  основ конституционного строя,  правового статуса человека и  гражданина, суверенитета народа, институтов  государственной власти, их разделением  и взаимодействием, а также  с местным самоуправлением» [6, с. 19].
   7. Подобно иным нормам права  и иным социальным нормам, конституционно-правовые  нормы - это правила общего  характера. Они рассчитаны на  все сходные ситуации, а не  на конкретную жизненную ситуацию. Вместе с тем конституционные  нормы, в отличие от иных  социальных норм, в том числе  правовых, характеризуются повышенной  степенью обобщенности по сравнению  с нормами других отраслей  права. В конституционно-правовых  нормах процессы общественной  жизни могут отражаться в наиболее  абстрактном и общем виде. Эти  нормы предназначены не только  для установления конкретных  прав, свобод, обязанностей, компетенции,  полномочий и предметов ведения,  но и для определения наиболее  общих принципов правового регулирования. Среди конституционных норм много норм-целей, норм-определений, норм программного характера, бланкетных (отсылочных) норм.
   8. Как и другим нормам права  конституционно-правовым нормам  присуща их неперсонофицированность [1, с. 433]. То есть они адресованы не конкретным субъектам, а всем субъектам права либо отдельным категориям (видам) субъектов. Однако к «неперсонофицированным» адресатам конституционно-правовых норм, в отличие от иных отраслевых норм, относятся специфические категории (классы) субъектов: не только каждый гражданин, юридическое лицо, но и народ, нация, избирательный корпус, местные территориальные сообщества муниципальных образований, Федерация в целом, каждый из субъектов РФ, каждое из муниципальных образований, выборные государственные органы и должностные лица уровня РФ, субъектов РФ и местного самоуправления (Президент РФ, президенты, губернаторы и иные главы субъектов РФ, главы муниципальных образований; Федеральное Собрание России, парламенты субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления и т.д.).
   9. Конституционные нормы, как и  иные отраслевые и правовые  нормы, имеют поведенческий характер. Некоторые специалисты считают,  что часть конституционных норм (нормы-принципы, нормы-цели, нормы-определения)  не имеет поведенческого характера  и не устанавливает правил  поведения [7]. В этой связи высказывается  подчас мнение, что общие положения,  принципы и дефиниции, содержащиеся  в Конституции, не только не  имеют поведенческого характера,  но и не являются нормами  права [8]. Однако более убедительна  позиция специалистов, которые считают,  что, хотя «не все конституционные  положения устанавливают точно  определенные права и обязанности  участников регулируемых отношений», это вовсе не означает, «что  они не обладают качеством  нормативности» [19, с. 8]. Следует согласиться  с выводом, что «даже выраженные  в самой общей форме нормы-принципы, нормы-определения носят поведенческий  характер, ибо с содержащимися  в них установлениями должны  соотносить свое поведение, свою  деятельность любые социальные  субъекты» [3, с. 16].
   10. Конституционно-правовые нормы,  в отличие от иных правовых  норм, имеют специфическую структуру.  Согласно распространенным представлениям, правовые нормы состоят из  трех элементов: гипотезы, диспозиции  и санкции. Под гипотезой понимаются условия, при которых норма подлежит применению; диспозиция – это само правило поведения (т.е., собственно, право, обязанность, полномочия, компетенция); а санкция – это неблагоприятные последствия, лишения, которые наступают в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения требований диспозиции [10, с. 186]. В научной литературе сложилось два подхода к характеристике особенностей структуры конституционно-правовых норм.
   Одни  специалисты (их большинство) считают, что нормы конституционного права  имеют усеченную структуру. Многие из названных норм содержат в себе гипотезы. Хотя для большинства конституционно-правовых норм характерно наличие диспозиции, но, значительное число конституционно-правовых норм не содержит в себе четких указаний на права и обязанности участников правоотношений, т.е. в них отсутствует  диспозиция в традиционном ее понимании. Наконец, по мнению большинства авторов, особенность конституционно-правовых норм заключается и в том, что  в их структуре отсутствуют санкции [11]. В этой связи некоторые ученые, хотя и весьма косвенно, в завуалированных формулировках, ставят под сомнение нормативность конституционных положений и эффективность конституционного регулирования, поскольку, по их мнению, только наличие всех элементов структуры сообщает норме права «свойство особого регулятора общественных отношений, обеспечивает ее регулирующие возможности» [12]. Однако с этой позицией, конечно же, нельзя согласиться.
   Суть  второго подхода к определению  структуры нормы конституционного права (его придерживаются немногие специалисты, но, на наш взгляд, он весьма продуктивен и убедителен) заключается  в том, что нельзя смешивать понятия  «норма права» и «статья закона (конституции)». «Норма права», по их мнению, – это  собирательное понятие; составляющие ее структуру компоненты следует  искать не в одной статье закона (конституции), а в нескольких либо даже в разных нормативных актах. Так, П.Е. Недбайло в свое время писал: «Действительно, ряд статей конституции и других законов не содержит указаний на условия их применения или на последствия их нарушения. В таких случаях гипотезу или санкцию нужно отыскивать в других статьях или в других актах или устанавливать чисто логическим путем» [13, с. 65].
   При таком методологическом подходе  подразумевается вывод, что конституционно-правовая норма имеет не усеченную, а полную структуру и соответствует классическим представлениям о трех составляющих правовой нормы.
   Независимо  от того, какого методологического  подхода придерживаться, бесспорно одно: особенности структуры конституционно-правовых положений не отрицают их нормативной природы и свойств эффективного регулятора общественных отношений.
   11. Конституционно-правовые нормы характеризуются  значительной спецификой содержания  и системы санкций. Своеобразие  содержания и видов конституционно-правовых  санкций обусловлено особенностями  круга субъектов конституционно-правовых  отношений (а следовательно – и конституционно-правовой ответственности). Ими являются органы (должностные лица) публичной власти, прежде всего, высшего уровня государственной организации и местного самоуправления. Другая причина, объясняющая особенности конституционных санкций, заключается в том, что они адресованы не только субъектам конституционных правонарушений, но результатам (продукту) их деятельности. В этой связи можно, допустим, назвать такую, широко применяемую ныне в РФ конституционно-правовую санкцию, как признание закона (иного нормативного акта) недействительным и прекращение (отмены) его действия. Примерами других санкций, адресованных не нарушителю, а продукту его деятельности, является, в частности, приостановление действия акта исполнительной власти и некоторые другие.
   В перечне конституционно-правовых санкций, неблагоприятные последствия которых  прямо адресованы правонарушителю (органу либо должностному лицу публичной  власти), можно назвать: предупреждение выборного высшего должностного лица публичной власти о необходимости  соблюдения и исполнения Конституции; лишение должности высшего должностного лица государственной власти либо местного самоуправления (Президента РФ, либо президента субъекта РФ, либо губернатора субъекта РФ, либо главы (мэра) муниципального образования); отставка правительства (РФ, субъекта РФ); выражение недоверия, отказ в доверии Правительству; роспуск законодательного органа РФ, субъекта РФ в установленном Конституцией и законом порядке); роспуск представительного органа местного самоуправления либо признание итогов выборов (референдума) недействительными, признание выборов (референдума) несостоявшимися и др.
   12. Конституционно-правовые нормы,  тождественно иным правовым нормам, в отличие от иных социальных  норм (морали, традиций и т.д.), обеспечены  в процессе их реализации силой  государственного принуждения. Однако  судебные и несудебные механизмы  государственного принуждения, т.е.  применения санкций в случае  нарушения норм конституционного  права, специфичны в сравнении  с механизмами принуждения, применяемыми  для защиты иных отраслевых  норм. Так, конституционная ответственность  (за нарушения норм конституционного  права как отрасли права) наступает прежде всего перед источником наделения властными полномочиями – например, выборные органы (должностные лица) публичной власти несут конституционную ответственность перед народом, которому принадлежит вся полнота власти (ст. 3 Конституции РФ 1993 г.), перед избирателями, Генеральный прокурор РФ несет ответственность перед Советом Федерации, который назначает его на должность (ст. 129 Конституции РФ), Председатель Правительства несет ответственность (в конечном счете) перед Президентом РФ, поскольку он назначается Президентом с согласия Государственной Думы (пп. 1, 2 ст. 109, ст. 117 Конституции РФ) и т.д.
   Специфика судебных механизмов применения мер  конституционной ответственности  заключается в том, что основная часть санкций конституционных  норм, реализуемых в судебной сфере, применяется специализированным видом  судов - Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ. Так, именно конституционные (уставные) суды вправе признавать закон (иной нормативный акт, внутригосударственный  договор) недействительными и прекращать их действие.
   13. Еще одним свойством конституционных  норм, как и других социальных  и правовых норм, является их  системность. Системность означает, что все конституционно-правовые  нормы органически связаны друг  с другом, взаимодействуют между  собой. Системность предполагает  также, что конституционно-правовое  регулирование осуществляется комплексно, посредством конституционно-правовых  институтов.
   Существуют  разные виды конституционно-правовых норм, различные критерии и варианты их классификаций.
   1. В зависимости от их предназначения  в механизме правового регулирования  нормы конституционного права  делятся на материальные и процессуальные. Разница между ними в следующем. Материально-правовые нормы отвечают на вопрос, что регулируется; таким образом они закрепляют то или иное социальное благо, меру возможного (должного) поведения либо действий субъектов права. Примерами норм этой разновидности, например, являются: основная часть норм о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; нормы о компетенции органов и должностных лиц публичной власти; нормы о предметах ведения и полномочиях РФ и ее субъектов (республик, краев, областей, автономий, городов федерального значения).
   Процессуальные  нормы отвечают на вопрос: как регулируется? Они устанавливают форму, последовательность (порядок) реализации норм материального  права. В качестве примеров процессуальных норм можно назвать большую часть  норм о выборах, референдумах, нормы  о порядке работы парламента, о  законодательном процессе. Так, в  Конституции РФ записано, что Совет  Федерации и Государственная  Дума (Палаты Федерального Собрания - Парламента России) заседают раздельно (п. 1 ст. 100 Конституции  РФ 1993 г.). Или еще один пример: согласно Конституции, «федеральные законы принимаются  большинством голосов от общего числа  депутатов Государственной Думы», а «принятые Государственной  Думой федеральные законы в течение  пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации» (пп. 2, 3 ст. 105 Конституции РФ). Очень много процессуальных норм содержится в Регламентах Совета Федерации и Государственной Думы, которые в этой связи могут быть охарактеризованы как специальные своды процедурных норм [14, с. 11].
   Для конституционного регулирования России в версии Конституции 1993 г. характерно значительное расширение и процессуальных норм о правах и свободах. Они  сформулированы в ст.ст. 47-51 Конституции  РФ. Здесь, например, закрепляются такие  судебно-процессуальные права: «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем  судьей, к подсудности которых  оно отнесено законом»; «обвиняемый  в совершении преступления имеет  право на рассмотрение его дела судом  с участием присяжных заседателей  в случаях, предусмотренных федеральным  законом»; «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана…»; «никто не может быть повторно осужден  за одно и то же преступление».
   2. По критерию функциональной направленности  нормы конституционного права  делятся на регулятивные (правоустановительные) и охранительные. Бoльшая часть конституционных норм имеют регулятивную природу. Охранительные нормы чаще представляют собой запреты. Так, положение Конституции о том, что «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (п. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г.)» - это регулятивная норма. А формула, определяющая, что «законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ» (там же) – это пример охранительной нормы.
   3. На основе такого критерия, как специфика содержания, т.е. особенность круга регулируемых общественных отношений (или, что идентично - по критерию особенностей объекта правового регулирования) - конституционно-правовые нормы дифференцируются на следующие виды: нормы, регулирующие основы конституционного строя; нормы о правах и свободах; нормы о федеративном устройстве России; нормы об организации законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти; нормы о местном самоуправлении.
   4. С учетом особенностей формы их выражения, т.е. по источникам, видам нормативных актов, в которых они содержатся, различаются нормы конституционного права, которые устанавливаются: а) Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ; б) нормы, закрепляемые конституционными законами и иными законами РФ и субъектов РФ; в) нормы, фиксируемые указами Президента РФ, постановлениями Правительства; г) нормы конституционного права, сформулированные в Федеративном и иных внутригосударственных договорах; д) нормы конституционного права, содержащиеся в Регламентах Палат Парламента РФ – Федерального Собрания, Регламенте Правительства РФ и Регламенте Конституционного Суда РФ и аналогичных документах республик, краев, областей и автономий РФ (субъектов РФ); е) нормы, включенные в такой из источников конституционного права, как декларации РФ и субъектов РФ; ж) отдельные нормы конституционного права, закрепляемые в актах органов и должностных лиц местного самоуправления. Таким образом, система норм конституционного права не исчерпывается только конституционно-правовыми нормами, т.е. нормами, содержащимися в Основных Законах двух уровней.
   5. Дифференциация норм конституционного  права осуществляется также с  учетом иерархии нормативных  актов – источников конституционного  права, в которых содержатся  те или иные нормы конституционного  права. По юридической силе, т.е. в зависимости от вида правового акта, в котором сформулирована та или иная норма конституционного права, они разделяются на такие виды: а) нормы, изложенные в гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ 1993 г. (они имеют высшую юридическую силу не только в сравнении с нормами, содержащимися в конституционных законах, законах РФ и субъектов РФ, подзаконных нормативных актах, но и имеют приоритет в юридической силе в сопоставлении с нормами, установленными в остальных главах (разделах) Конституции РФ); б) нормы, зафиксированные в иных главах Конституции РФ (гл.гл. 3-8) (имеют высшую юридическую силу в сравнении с нормами конституционного права, содержащимися в конституционных и иных законах, в иных нормативных актах РФ и субъектов РФ); в) нормы конституционного права, закрепленные в подзаконных нормативных актах, - источниках конституционного права и т.д.
   6. По способу воздействия на  субъекты права различаются: у  п р а в о м о ч и в а ю щ и е (дозволяющие), о б я з ы в а ю щ и е и з а п р е щ а ю щ и е нормы. Управомочивающие (дозволяющие) нормы – это все нормы, закрепляющие предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов, компетенцию государственных органов и должностных лиц (Президента, Совета Федерации, Государственной Думы и др.), права и свободы человека и гражданина. Специалисты считают, что к управомочивающим относятся и конституционные нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п.: «Хотя они и содержат установления, сформулированные в самой общей форме, обращены к неопределенному кругу субъектов, вместе с тем их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний». Такова, в частности, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью [14, с. 10].
   О б я з ы в а ю щ и е н о р м ы возлагают на субъекты обязанности совершать определенные действия, предусмотренные этими нормами, «избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям» [15]. Как справедливо отмечается в юридической литературе, «к этой группе относятся нормы, закрепляющие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается иной вариант действия, чем тот, который предусмотрен в норме права».
   Примером  обязывающих конституционных норм, адресованных физическим и юридическим  лицам, являются закрепленные в ст. ст. 57-59 Конституции РФ обязанности  каждого: «платить законно установленные  налоги и сборы»; «сохранять природу  и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам»; долг и  обязанность гражданина защищать Отечество. А среди обязывающих конституционных норм, адресованных государственным органам и должностным лицам, можно, в частности, назвать: обязанность Президента РФ в течение семи дней подписать и обеспечить опубликование ранее отклоненного им федерального закона, если при повторном рассмотрении этого закона возражения Президента были отклонены Парламентом и Государственная Дума и Совет Федерации вновь одобрили закон в ранее принятой ими редакции (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ 1993 г.).
   В качестве примера диспозитивной  нормы как нормы, допускающей  регулирование отношений по соглашению сторон и устанавливающей правило  лишь на случай отсутствия соглашения, называют, в частности, ст. 6 ФЗ от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и  вступления в силу федеральных конституционных  законов, федеральных законов, актов  палат Федерального Собрания». В  ней устанавливается, что «федеральные конституционные законы, федеральные  законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат  не установлен другой порядок вступления их в силу» [16]. Другой пример обязанности, обращенной к государственному органу (должностному лицу) – формула ст. 106 Конституции РФ, где сказано, что  обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной  Думой федеральные законы по шести  видам вопросов - федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, статуса и защиты государственной  границы, войны и мира и др.
   Возвращаясь к теоретическому определению обязывающих  норм, хотелось бы сказать следующее. Применительно к государству, его  органам и должностным лицам  обязывающий характер имеют не только нормы, формулирующие собственно обязанности  этой категории субъектов конституционного права. Помимо этого, и нормы о  полномочиях органов и должностных  лиц публичной власти, хотя они  и сформулированы как меры возможного поведения (действий), являются не только управомочивающими, но одновременно и обязывающими нормами. Такая квалификация обусловлена публично-правовым характером статуса государства и государственных образований, как и государственных органов и должностных лиц. Для последних полномочия, составляющие их компетенцию, не являются личной привилегией, а имеют публично-правовой характер. Реализация указанных конституционных полномочий – это не только права, но и обязанность государства, государственных образований, государственных органов и должностных лиц. Ответственность указанных субъектов наступает не только за неисполнение обязанностей, но и за неиспользование (ненадлежащее осуществление) своих полномочий.
   З а п р е щ а ю щ и е н о р м ы – это нормы, предусматривающие запреты на совершение определенных действий. В форме запретов фиксируются, например, ряд принципов конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина в РФ. Так, согласно Конституции РФ 1993 г., «никто не может присваивать власть в РФ» (п. 4 ст. 3); «гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его» (п. 3 ст. 6); «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию» (п. 2 ст. 21); в РФ «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п. 1 ст. 14); «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13 Конституции РФ 1993 г.).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.