На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Развитие малого предпринимательства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
    Введение
    Развитие малого предпринимательства в Японии
    Малое предпринимательство в Германии
    Развитие  малого предпринимательства в США
    опыт Великобритании
    Заключение
    Список литературы
 
 

Введение
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников». По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль.
Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг.
Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью  собственников малых и средних предприятий.
Шансы фирмы  на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном  владельце, приносят более высокий  и стабильный доход, чем фирмы, которые  часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины - владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.
Для экономики  в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке.
Зарубежный  опыт:

Развитие  малого предпринимательства  в Японии

     Благодаря успешному развитию Японии в послевоенные годы в области технических достижений и экономического роста, страна вошла  в тройку наиболее развитых стран мира. Этому способствовала огромная государственная поддержка малого предпринимательства. Доля малого предпринимательства в экономике Японии составляет около 40%, несмотря на наличие в стране огромного количества научных компаний и крупных концернов, занимающихся производством автомобилей, аудио и видеотехники и другой технической продукции. Следует заметить, что изготовлением наукоемкой продукции и разработкой инновационных технологий в Японии занимаются только крупные организации, а малое предпринимательство страны сосредоточено в области строительства, легкой промышленности и сферы услуг. Поэтому экономическая политика Японии направлена на развитие технического и наукоемкого производства в малом предпринимательстве.                                                                      
     Законодательные акты по регулированию предпринимательской  деятельности, принимаемые правительством Японии, выделяют статус предприятий малого бизнеса и устанавливают размер льгот для них в соответствии с видом деятельности. Большое количество законодательных актов регулирует антимонопольную деятельность в Японии.
     Законодательство Японии проводит жесткое регулирование рыночной стоимости выпускаемой продукции, вводя ограничения на размер ее повышения/понижения. В случае выявления неподтвержденных скидок либо при наличии спекулятивных цен, субъекты малого предпринимательства лишаются права осуществления своей деятельности. Данные действия распространяются на все предприятия. Развитие рыночных механизмов позволяют Правительству Японии контролировать неподтвержденный рост цен и возникновение инфляции. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в Японии существуют хорошие условия для развития малого предпринимательства.  
     Регулированием  деятельности малого предпринимательства  в Японии занимается Управление малых предприятий, которое подчиняется Министерству внешней торговли и промышленности Японии. Управление малых предприятий занимается контролем выполнения антимонопольного законодательства, обеспечением государственной защиты интересов малого предпринимательства страны, ограничение контроля владельцев бизнеса, определением ответственности заказчиков и исполнителей при заключении между ними договорных соглашений. 
     С целью облегчения процедур получения  кредитов субъектами малого предпринимательства  и правительством Японии была создана  Корпорация страхования малого и  среднего предпринимательства и ассоциации по гарантированию кредитов подобно созданию Государственных фондов для развития и поддержки малого предпринимательства Китая, США и других стран. 
     Правительство Японии на всех уровнях власти выделяют субсидии на всех этапах развития субъектов малого предпринимательства, которые принимают активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной промышленности. Государство выделяет для них займы и оказывает помощь в получении кредитов путем предоставления поручительств и иных способов кредитных гарантий. Вместе с тем при государственной поддержке осуществляется обучение специалистов в специально созданных центрах и предоставляется квалифицированное консультирование предпринимателей. 
     К основным целям, на которые предоставляются субсидии, кредиты на специальных льготных условиях и займы относятся:
    усовершенствование и модернизация производства предприятий наукоемкой отрасли;
    внедрение разработанных совместно с научными заведениями инновационных технологий;
    содействие развитию легкой и пищевой промышленности;
    разработка и внедрение новых видов продукции;
    создание и развитие новых субъектов малого предпринимательства в регионах Японии с плохо развитым уровнем промышленности.

    Критерии отнесения к малому предпринимательству
Критерии  отнесения к малому предпринимательству
Количество  работающих (чел) По видам деятельности До 50; 100; 300
Уставной  капитал ($ тыс) По видам деятельности До 474; 948; 2844

Малое предпринимательство  в Германии: торгово-промышленные

палаты

     Малое предпринимательство в Германии является одним из важнейших секторов экономики. Правительство осуществляет поддержку малого предпринимательства как финансовую, так и технологическую. Существуют специально разработанные программы для развития малого предпринимательства, занятого в сфере науки.
     Правительство Германии предоставляет льготы для  получения кредита для развития малого предпринимательства для  следующих объектов:
        предпринимателей малого и среднего бизнеса, занятых в сфере научных разработок;  
    предприятий, разрабатывающих проекты для сохранения и улучшения условий окружающей среды и заботящихся об экологической ситуации в стране;
    малых предприятий, которые участвуют в улучшении развития слаборазвитых с экономической точки зрения районов страны;
    предпринимателей, которые заняты в области строительства и решения жилищных условий;
    малых предприятий, разрабатывающие проекты в области улучшения условий производства. 
     К основным программам, направленным на развитие малого и среднего предпринимательства в Германии относятся:
    «Концепция развития научно-технической политики по отношению к предприятиям малого и среднего предпринимательства»;
    «Стимулирование сбережений для открытия собственного бизнеса».
     С помощью первой программы осуществляется обеспечение финансирования малого предпринимательства страны. Вторая программа благоприятствует для открытия своего дела с применением проектов «start-up». Для реализации и контроля выполнения данных программ был создан специальный орган государственного назначения – Кредитный совет по восстановлению, который относится к федеральному руководству Германии. Также данные программы способствуют получению кредитов субъектами малого предпринимательства для развития их бизнеса с применением низких процентных ставок по кредитам (5-8%) и увеличением срока пользования кредитными средствами до 5-15 лет.
     Малое предпринимательство Германии отличается определенной спецификой и историей развития. Начиная с эпохи зарождения капитализма, в стране появились первые крупные предприятия и торгово-промышленные палаты (ТПП), ставшие первыми объединениями предпринимателей с целью сотрудничества в области развития торговли и производства. В настоящее время ТПП функционируют на уровне государственных организаций, которые обязывают всех субъектов малого предпринимательства стать участником палаты. В Германии все законодательные акты, относящиеся к регулированию деятельности малого предпринимательства, должны быть одобрены, согласованы и утверждены ТПП.
     Все торгово-промышленные палаты Германии объединены в специальную ассоциацию, представляющую интересы субъектов малого предпринимательства на государственном уровне. Члены ассоциации тесно сотрудничают с представителями ТПП других стран Европейского союза. Все ассоциации входят в Объединение ТПП Европейского сообщества. 
     Сегодня все торгово-промышленные палаты Германии принимают участие в формировании бюджетов на всех уровнях, совершенствованию  отраслей строительства и промышленности, разработке законодательных актов в отношении регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. ТПП влияют на все направления деятельности общества путем участия в заседаниях местных органов власти и принятия важных социально-экономических решений для развития экономики страны в целом. Основной задачей ТПП является предоставление поддержки малому предпринимательству Германии. 

     Критерии  отнесения к малому предпринимательству
Критерии  отнесения к малому предпринимательству
:Количество работающих (чел) От 1 до 49
Складочный  капитал (не более) 5 млн. евро
Годовой оборот (не более) 7 млн. евро 

Развитие  малого предпринимательства  в США

     Малое предпринимательство в США начало развиваться со времен Великой Депрессии, благодаря чему уровень его развития неизменно растет. Многие программы, разрабатываемые в настоящее время во многих странах, в США были введены с 1932 года. В то время правительство обеспечивало субсидиями субъекты малого предпринимательства, которые понесли убытки в результате войны. Благодаря функционированию малых предприятий создавались рабочие места, что подтверждало социальную значимость предпринимательства.  
     В 1953 году в США было создано Федеральное  агентство – Администрация по делам малого бизнеса США, защищающая интересы малого предпринимательства на уровне государства и в наши дни. Все крупные города имеют отделения этой организации, благодаря чему происходит распространение поддержки малого предпринимательства во всех штатах. Администрация по делам малого бизнеса и ее филиалы выполняют следующие функции:
    содействие в кредитовании малого предпринимательства с целью развития бизнеса; 
    обеспечение технической и информационной поддержки малого предпринимательства в США;
    предоставление гарантий для кредитования предпринимательства;
    предоставление субсидий и выдача кредитов субъектам малого предпринимательства с помощью собственных средств.
     США строго регулируют критерии определения  малого предпринимательства, которые связаны с направлением деятельности предпринимателей. Они зависят от численности рабочих на предприятии, а также от величины дохода и оборота средств. 
     С целью соответствия законодательным  нормам предпринимателей был организован Адвокатский отдел, отстаивающий интересы предпринимательства в суде и в Конгрессе. Правительство США придает большое значение малому предпринимательству при развитии экономики. Многие члены Правления считают, что малое предпринимательство способствует оздоровлению экономики всей страны. 
     Здесь мы видим основное отличие развития малого предпринимательства в США  от нашей страны. В России Правительство начало придавать значение малому предпринимательству в течение последнего времени, поэтому предприниматели самостоятельно развиваются и разрабатывают различные схемы для снижения величины налогов. 
     В США малое предпринимательство  всегда играло важную роль в развитии экономики и имело значительную поддержку государства. Опыт США в развитии малого предпринимательства имеет большое значение, поскольку разработанные Правительством страны программы поддержки малого предпринимательства доказали свою правильность и предусмотрены способы их реализации.
    Критерии отнесения к малому предпринимательству:
Критерии  отнесения к малому предпринимательству
Количество  работающих По видам деятельности До 100; 500; 750; 1000; 1500
Объем годового дохода По видам деятельности От $0,75 до $20 млн.
 
 
 
 
Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Великобритании 

Интерес к малому бизнесу усилился в Великобритании в начале 70-х годов, когда консервативное правительство Э.Хита сформировало комиссию Болтона (1971 г.) для обследования ситуации в секторе мелкого предпринимательства и выработки соответствующих рекомендаций. В период последнего правления консерваторов были созданы максимально благоприятные условия для оживления частного предпринимательства. Сектор мелких и средних предприятий (96% которого составляют фирмы с числом занятых менее 20 человек)1 органично вписался в структуру рыночной экономики, став необходимым условием ее существования. Не последнюю роль в развитии малого бизнеса сыграло стремление консерваторов представить Великобританию "нацией собственников", обеспечив себе таким образом массовую поддержку избирателей.
Правительство лейбористов, сменившее консерваторов  в мае 1997 г., продолжает поддерживать принятые ранее законы и программы  по созданию и сохранению малого бизнеса.
Сегодня на долю мелкого бизнеса приходится 21% внутреннего товарооборота, в  нем сконцентрировано 36% рабочей  силы страны. Каждый восьмой взрослый занят индивидуальным бизнесом.
Государственная поддержка
Значительная  роль в стимулировании малого бизнеса  принадлежит бюджетной (налоговой  и кредитной) политике правительства. К мерам общего характера относятся  установление для мелких фирм пониженной ставки налога с корпораций, отложенная оплата счетов, составление баланса для расчета налога на добавленную стоимость лишь после оплаты счетов, эффективная система скидок при уплате просроченных ссуд.
Кроме бюджетных мер мелким фирмам предоставляются  льготы при взимании местного налога на имущество, что помогает отчасти разрешить проблему ликвидности.
Отдельные министерства (торговли и промышленности, занятости, экологии, энергетики) разработали  четыре категории программ помощи мелкому  бизнесу.
n Программы  консультаций новым и действующим  фирмам. С этой целью созданы такие специальные организации, как Служба мелких фирм, занимающаяся разработкой и внедрением региональных программ развития (
n Программы  оказания финансовой помощи. К  их числу относятся: "Схема  грантов"; "Агентство помощи  предприятиям местного значения", представляющее ассоциацию примерно 200 самостоятельных бюро, осуществляющих финансовую поддержку мелких фирм на региональном уровне; "Схема содействия в создании предприятий", предусматривающая финансовую помощь безработным, намеренным начать собственное дело; "Гарантирование кредитов" - программа рассчитана на три года и предусматривает выплату страховых премий от имени преуспевающих бизнесменов. Специальные программы обеспечивают финансовую помощь молодым людям при создании или расширении их бизнеса, подготовку предпринимателей в сфере малого бизнеса, помощь муниципальным властям в деле создания и развития мелкого предпринимательства в городах.
n Региональные  программы помощи мелким фирмам, действующим в Шотландии, Уэльсе, Северной Ирландии. По программе  "Служба совершенствования бизнеса" стоимостью 40 млн ф.ст. в этих регионах разрабатывается рыночная стратегия для таких фирм (более 50% ассигнований идет на маркетинговые исследования, остальное - на профессиональную подготовку занятых в мелком бизнесе). В региональных программах принимает участие Европейский региональный фонд развития, который оказывает помощь мелкому бизнесу в отсталых отраслях, стимулируя создание новых рабочих мест.
n Программы,  поощряющие экспортную деятельность  мелких фирм. Они осуществляются в основном специальным органом - Бюро британской заморской торговли.
Правительство со своей стороны разработало  ряд программ под общим названием "Предпринимательская инициатива" с целью стимулирования деятельности малого бизнеса и повышения его  конкурентоспособности. Одна из программ предусматривает проведение ежегодного конкурса среди мелких фирм (до 50 занятых) на лучшие разработки коммерческой стратегии в сфере высокотехнологичной продукции. На реализацию этой программы министерство торговли и промышленности ассигновало 70 млн ф.ст. Конкурсантам предоставляются субсидии в размере 75% их расходов (последние не должны превышать 50 тыс. ф.ст.). По другой программе средние фирмы с числом занятых до 500 человек премируются за создание новой продукции или развитие производств, требующих технологических нововведений.
Профессиональную  подготовку мелких бизнесменов осуществляют специальные советы по подготовке специалистов. Правительство предусматривает  их создание во всех регионах страны, особенно в Англии и Уэльсе. Кроме того, разработаны "Схемы содействия предпринимательской инициативе". В таможенном комитете, налоговом ведомстве, акцизном управлении, министерстве финансов с этой целью созданы специальные органы.
Проблемами  мелкого и среднего бизнеса занимается департамент, возглавляемый чиновником в ранге министра. Ему помогают министерства торговли и промышленности, экологии, здравоохранения, занятости, социальной защиты.
Они исследуют  государственную налоговую политику, доходы и расходы населения, общую экономическую ситуацию в стране и на основании полученных данных принимают законы в отношении малого и среднего предпринимательства.
Правительство способствовало также принятию новых  законов, предоставляющих дополнительные права органам местного самоуправления в отношении мелких фирм.
Одной из серьезных проблем, с которой  постоянно сталкиваются мелкие фирмы, являются неплатежи. Система межфирменных расчетов в Великобритании - самая  несовершенная в Западной Европе. По данным Конфедерации британской промышленности, каждая пятая фирма прекращает существование именно из-за задержки в оплате своих товаров и услуг. В 1992 г. для борьбы с неплатежами мелких предприятий была создана специальная группа, которая в законодательном порядке взимает проценты с фирмы, не погасившей в срок свою задолженность.
С помощью  льготных налогов и кредитов правительству  удалось переломить тенденцию к  замедлению роста малого бизнеса.
Условия кредитования
Корпорация "Финансирование промышленных и  торговых предприятий", контролируемая Банком Англии и клиринговыми банками, предоставила в 90-е годы кредиты 20% мелких компаний (инвестировав более 500 млн ф.ст. в 3900 фирм).
Каждый  банк имеет собственную систему  кредитования. Например, Barklays Bank разработал две программы для создания и  расширения бизнеса. Согласно первой размер кредита составляет от 5 до 100 тыс. ф.ст. и предоставляется сроком на 5 лет. Проценты (15-17%) взимаются с годового оборота фирмы, а не с суммы кредита. По второй программе величина кредита составляет от 5 до 500 тыс. ф.ст., он выдается на срок от 2-х до 20 лет на покупку завода, оборудования и т.п. Процент за такой кредит устанавливается в соответствии с действующей ставкой Банка Англии либо определяется самим банком.
Правительственная Программа гарантирования кредитов распространяется на большую часть (70-80%) кредитов, предоставляемых банками мелкому бизнесу. Ежегодно в бюджете выделяется около 50 млн ф.ст. на покрытие гарантий банкам. Несмотря на столь мощную поддержку банков со стороны правительства, мелкие фирмы часто разоряются.
Правление Федерации мелкого бизнеса и  Конфедерация британской промышленности считают, что одной из главных  причин этого являются недостатки налоговой  системы. В конце 80-х годов принят ряд мер для упрочения позиций  малого предпринимательства: освобождение мелких фирм от уплаты налогов с первых 50 тыс. ф.ст. инвестиций в здания и оборудование; увеличение норматива их доходов, облагаемых корпоративным налогом (ставка которого 35%), с 200 до 250 тыс. ф.ст., а остальных фирм с 1 до 15 млн ф.ст.; освобождение от налога на наследство делового имущества мелкой фирмы.
Кроме того, в начале 90-х годов Конфедерация британской промышленности в "Программе  расширения бизнеса" предусмотрела  дополнительный источник финансирования мелкого предпринимательства путем взимания специального взноса с юридических и физических лиц, связанных с данным бизнесом и заинтересованных в его развитии.
Союз  крупного и малого бизнеса
Активное  участие в становлении мелких фирм принимают крупные компании. Например, Royal Datch Shell, ICI, Control Data практикуют командирование квалифицированных управляющих со своих предприятий на мелкие фирмы на срок до двух лет. Компания British Gas инвестировала 15 млн ф.ст. в развитие малого бизнеса, связанного с разработкой новых технологий для нефтяной и газовой промышленности. Для поиска и подбора мелких фирм, занятых разработкой новых технологий либо производством товаров и услуг для нефтяной промышленности, создано специализированное дочернее предприятие British Gas Ventures.
Особенно  ощутима помощь крупного бизнеса в период становления мелкого предприятия. Такие гиганты, как Royal Bank of Scotland, Rank Xerox, British Telecom, разработали серию программ, предусматривающих возмещение мелкому предприятию транспортных и гостиничных расходов, обеспечение компьютерами, копировальным и телекоммуникационным оборудованием. Все эти услуги существенно облегчают деятельность начинающего предпринимателя. Значительна в стартовый период и поддержка банков.
Разумеется, помощь крупных компаний мелким предпринимателям не бескорыстна. В результате такого содействия банк Royal Bank of Scotland овладел 45% рынка мелкого бизнеса в Шотландии, а компания British Gas обеспечила развитие новых технологий для собственного производства исключительно с помощью мелких фирм. 

Правительство консерваторов заложило фундамент  новых взаимоотношений крупного и малого бизнеса, в частности  получила развитие интеграция мелких предприятий в структуру крупных  компаний. В этих случаях крупный  бизнес помимо собственных подразделений организует сеть мелких и мельчайших автономных хозяйственных единиц, управляемых их арендаторами или владельцами. Все большую роль приобретают различного рода контрактные соглашения между крупным и мелким бизнесом. Примером может служить бум франчайзинга. Согласно такому контракту, крупная компания предоставляет мелкому предпринимателю возможность пользоваться ее именем и торговым знаком, поставляет необходимое оборудование, транспортные средства. Действуя на принципах франчайзинга и выплачивая часть выручки, составляющую, как правило, 2-10% оборота, мелкий предприниматель приобретает финансовую и техническую помощь крупной компании.
Исследования, проведенные в автомобильной, электротехнической, пищевой и текстильной отраслях, свидетельствуют о том, что взаимоотношения мелких и крупных фирм претерпели существенные изменения. Если в начале 80-х годов крупные компании окружали себя мелкими партнерами, поставляющими товары по самым низким ценам, то десятилетие спустя они изменили подход к подбору поставщиков, выдвинув на первый план требования к качеству продукции и уровню обслуживания. Товары должны производиться по соответствующим спецификациям и стандартам при снижении брака до минимума и иметь полное описание качественных характеристик. В случае необходимости поставщик должен решать любые проблемы на месте, требуется также тщательная разработка программы сбыта товаров с конкретным графиком и адресами поставок.
Мелкие  фирмы, получившие статус партнера, как  правило, совместно с крупным  предприятием разрабатывают дизайн и новые технологии, контролируют качество продукции. Таким образом, сосуществование крупного и малого бизнеса принимает рациональную форму, сочетающую заинтересованность мелких предприятий с выгодой для крупных корпораций.
Правительство поощряет сотрудничество мелких и крупных хозяйственных структур. Национальный совет экономического развития подготовил специализированный каталог мелких фирм, с помощью которого крупные компании могут выбрать потенциальных партнеров. Кроме того, создан специальный центр, способствующий контактам между крупными и мелкими фирмами. Значительную помощь малому бизнесу оказывают информационные центры фирм General Electric, National Computer, а также министерство торговли и промышленности.
Серьезное внимание уделяется программам подготовки специалистов в области малого и среднего бизнеса. Общая программа обучения включает несколько видов школ. Самый престижный курс существует в пяти университетских школах бизнеса - в гг. Дюраме, Глазго, Лондоне, Манчестере, Ворвике. Продолжительность обучения - 16 недель, из которых 4-6 недель посвящены интенсивному изучению общих проблем экономики бизнеса, а 10-12 - созданию собственного дела. Плата за обучение, составляющая 4 тыс. ф.ст., не покрывает всех издержек (остальная часть финансируется спонсорами). Такие школы ежегодно оканчивают 200 человек.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.