На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности функционирования АРМБ по учету производственных запасов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И  ПРОДОВОЛЬСТВИЯ УКРАИНЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО РЫБНОГО  ХОЗЯЙСТВА УКРАИНЫ
КЕРЧЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ 
УНИВЕРСИТЕТ
Технологический факультет
Кафедра учета и аудита 
 

 
 
 
 
Работа  к защите ст. преподаватель  Рысина В.А.
__________________________
«_______»_____________2011 г.
Работа защищена с оценкой ст. преподаватель  Рысина В.А.
_____________________________
«______»___________2011 г.
 
 
Особенности функционирования АРМБ по учету производственных запасов 
на примере
Государственного  предприятия
«Керченский комбинат хлебопродуктов» 
 

Курсовая  работа
По дисциплине «Управленческие информационные системы  в анализе и аудите» 
 
 
 
 

                                                                                       Курсовую работу
                                                                                Выполнил
                  студент группы ЗБУ- 6
                  _________________________
                  _________________________  
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Керчь, 2011 

Введение
    Современный бухгалтер занимает одно из ведущих  мест в управлении предприятием. Он занимается не только ведением бухгалтерских  счетов, но и осуществляет большую  работу, включающую планирование, контроль, анализ, оценку, обзор деятельности, проводит аудит и разработку управленческих решений относительно деятельности предприятия.
    Организация материального учета - один из наиболее сложных участков учетной работы. На промышленном предприятии номенклатура материальных ценностей исчисляется  десятками тысяч наименований, а  информация по учету производственных запасов составляет более 30% всей информации по управлению производством. Поэтому  организация учета и контроля за движением, сохранностью и использованием материальных ценностей связана с большими трудностями. Важное значение имеет автоматизация всех учетных работ, начиная от выписки учетных документов и заканчивая составлением необходимой отчетности.
    Необходимым условием совершенствования учета  и управления является коренная реконструкция  его технической и информационной базы на базе автоматизированной системы  учёта с использованием автоматизированных рабочих мест бухгалтера (АРМБ). Одной  из важнейших задач является дальнейшее развитие и совершенствование информационных систем предприятий с использованием современных методов управления и технических средств.
    Рациональное  использование материальных ресурсов и снижение материалоемкости может  быть обеспечено только в условиях функционирования современных средств  вычислительной техники с использованием АРМ бухгалтера. Таким образом, из вышесказанного вытекает, что вопрос автоматизации учета производственных запасов весьма актуален.
    Целью работы является изучение особенностей функционирования АРМБ по учету производственных запасов предприятия.
    Для реализации цели нами поставлены следующие  задачи:
    дать заключение о состоянии бухгалтерского учета на предприятии;
    рассмотреть экономическое содержание производственных запасов, дать их классификацию и оценку;
    изучить степень автоматизации учетных, контрольных и аналитических работ на ГП «Керченский КХП»;
    осуществить постановку одной из управленческих задач, решаемой на предприятии.
    Для написания курсовой работы были использованы как законы Украины, инструкции, так  и другая учебная литература. 

 


Глава 1. Особенности автоматизации  учетных работ  на предприятии
      Учет производственных запасов в условиях его автоматизации.
    К информационным системам учета, действующим  на предприятии, следует отнести  комплекс программ и баз данных, функционирующих в среде программного комплекса «1С: Бухгалтерия 7.7». А именно в данной программе осуществляются следующие работы: производственным сектором - ввод первичных документов и формирование оборотных ведомостей по счетам 361, 362, 363, 641, 643, 649, 635, 638; материальным сектором – учет по счетам 631, 632, 372 (в части наличного расчета). На предприятии создано автоматизированное рабочее место бухгалтера по учету кассовых операций и расчетам с подотчетными лицами при помощи пакета прикладных программ автоматизации 1С: Бухгалтерия 7.7.
    Следует отметить, что, не смотря на частичную  автоматизацию, значительный объем  учетных работ по-прежнему выполняется вручную.
    Заместителями главного бухгалтера на основании составляемых журналов вводятся все бухгалтерские  проводки, на основании которых составляются Баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет о собственном капитале, Отчет о движении денежных средств, а также Примечания к годовой отчетности.
    Учетные информационные системы на предприятии  реализованы в виде автоматизированных рабочих мест бухгалтера (АРМБ) на базе персональных компьютеров, объединенных в локальную вычислительную сеть с возможностью, на отдельных АРМ, выхода в Интернет. В качестве операционной системы на предприятии выбрана Windows XP. Система автоматизации ГП «Керченский КХП» требует коренного изменения. Для совершенствования управления предприятием необходимо использовать современные технические средства построения информационных систем. И прежде всего необходимо произвести реконструкцию информационной базы и программного обеспечения на основе внедрения автоматизированной системы учета, контроля и анализа.
    Бухгалтерский учет отличается от других функций  управления целями, задачами и методами решения. Эти отличия позволяют разграничить функции между собой. Такие разграничения следует учитывать при организации АРМБ, чтобы избежать дублирования одних и тех же задач. На предприятии необходимо автоматизировать весь комплекс задач, связанных с бухгалтерским учетом, контролем, анализом и управлением предприятием. Если какая-либо задача не будет автоматизирована, то это непосредственно скажется на эффективности функционирования всего комплекса. Автоматизация обработки учетной и контрольной информации на предприятии должна охватывать весь комплекс задач по синтетическому и аналитическому учету.
    Автоматизированное  рабочее место бухгалтера (АРМБ) является массовым средством автоматизации  труда учетного персонала, и представляет собой функциональную специализированную человеко-машинную систему, включающую программно-технический комплекс, информационное и дополнительное инструктивно-методическое и организационно-технологическое  обеспечение. Основная концепция построения АРМБ заключается в децентрализованной автоматизированной обработке информации на рабочих местах учетного работника, создании персональных баз данных, целей, знаний, локальных, глобальных сетей АРМБ на базе персональных ЭВМ и интеллектуальных терминалов.
    Бухгалтерские документы, соответственно обработанные в бухгалтерии и сгруппированные  по принципу однородности в пачки, сдаются  в вычислительный центр, где переносятся  на материальные носители. После этого  на ЭВМ производится обработка первичных  данных, учетная регистрация, обобщение  текущей информации и получение выходной информации.
    Решение учетных задач с помощью таблично - автоматизированной формы ведения бухгалтерского учета позволило увеличить действенность выполняемых учетных работ, обеспечить упорядоченное формирование и получение информации.
    Учет  запасов на предприятии обеспечивает контроль за их наличием, движением, сохранностью на складах и расходованием производстве, а также выявления неиспользуемых (для реализации). Условием правильной постановки учета является:
    соблюдения установленного порядка документации;
    нормальная организация склада учета;
    наличие измерительных и других приборов;
    заключение договоров о материальной ответственности
    наличие технически разработанных норм расхода материалов на детали
    периодическое проведение инвентаризации.
    С помощью ПК на ГП «Керченский КХП» автоматизирована работа по выписке  и обработке первичных документов.
    Для автоматизации учета ТМЦ применяются  следующие классификаторы:
    подразделений предприятия;
    складов и МОЛ;
    синтетических счетов и субсчетов;
    операций движения ТМЦ;
    затрат;
    ТМЦ
    единицы измерения.
    Большое значение для совершения учета материалов и его автоматизации на ГП «Керченский  КХП» имеет, рационализация форм первичных  документов. Применение типовых форм обусловлено тем, что учет на промышленных предприятиях осуществляется преимущественно  по единой методике.
    Функционирование  назначение АРМБ по учету материальных ценностей состоит в выполнении следующих системных учетных  операций:
    Автоматизация документирования всех операций по движению ТМЦ, выявление и отражения затрат, связанных с их заготовлением;
    Оперативный контроль за движением материальных ценностей, соблюдением установленных нормативным законодательством, прав. отпуском материальных ценностей на производство;
    Обеспечения процесса слежения за остатками материальных ценностей;
    Систематизация и обобщения данных в различных аспектах о наличии и движению производственных запасов, выдача выходной информации по запросам.
    При функционировании  на ГП «Керченский  КХП» АРМБ по учету материальных ценностей  упорядочено делятся на комплексные  системы организации первичной  и выходной информации, которая обеспечивает организацию трех категорий (уровней) информации обменивающейся между ними.
    На  АРМ I категории возлагаются задачи по документированию, оформлению операций и первичной обработке данных по учету материальных ценностей, а также ведется аналитический учет в местах хранения материальных ценностей.
    На  основании вводимой информации создается  информационная база – складская  картотека, в которой отражается движение и остатки материальных ценностей: приход, расход, списание, остатки  на определенную дату или за определенный период времени сформированная информация складской картотеки отображается на устройстве или в виде карточки складского учета. В запросном режиме выходная информация выдается по требованию пользователя.
    На  АРМ II осуществляется расчет и формирование выходной информации регламентного, и справочного характера.
    На  АРМ III производится анализ, прогнозирование, аудит и принятие управленческих решений в целом по предприятию или структурному подразделению.
    АРМ по учету производственных запасов  тесно взаимосвязаны с другими  смежными АРМ и информационными  системами АСУП.
    При решении задач по учету производственных запасов единая база бухгалтерских  записей, в диалоговом режиме позволяет  получить всю необходимую информацию для аналитического, синтетического и управленческого учета и  отчетности.
    Входная информация поступает из различных  источников в виде первичных данных, отражающие разнообразные хозяйственные  операции по движению материалов, а  также в  виде информации на магнитных  носителях.
    Процесс обработки состоит в выполнении всех необходимых операций по вводу, обработке, хранению и выдаче требуемой  информации, группировке данных на счетах, с целью контроля за наличием и расходами производственных запасов со своевременным отчетом.
    Конечным  результатом решения всех задач  по учету материальных ценностей  является формирование сведений о хозяйственных  операциях различной степени  обращения, которые отражаются на уровнях  аналитического и синтетического учета.
    Функции АРМ по учету материальных ценностей  предусматривает применение типовых  классификаторов, используемых при  автоматизации бухгалтерского учета  предприятия.
    Работа  комплекса программ АРМБ по учету  производственных запасов и выбор  функций осуществляется автоматично  в диалоговом режиме через головной модуль учета материальных ценностей  с использованием меню.
    Работа  с помощью АРМБ  УМЦ  предполагает выполнения четырех функций:
    ввод данных;
    печать отчетов;
    специальные режимы;
    выписка документов.
     Первая  функция предназначена для ввода, корректировки и печати текущей информации с первичных документов по приходу и расходу материальных ценностей. Она включает следующие режимы:
    Режим «Оформление прихода» обеспечивает внимательность ввода информации с первичных документов. Информация вводится по документам с обращением к БД НСИ для дописания цены, а если цена отсутствует, пользователь вводит ее сам и заносит в ценник материальных ценностей. Экранная форма документа состоящий из 2 частей. Первая часть включает постоянные реквизиты документа: склад, синтетический счет и субсчет, шифр затрат. Вторая часть содержит переменные данные: материальные ценности, единица измерения, количество. Цена, сумма.
    Режим «Оформление расхода» обеспечивает ввод данных с расходных документов по той схеме, что и для прихода.
    Режим « Корректировка, просмотр» позволяет выполнить просмотр и корректировку введения информации по приходу и расходу (обычно журналы документов)
     Вторая  функция «Печать отчетов» выполняется  обычно после того, как закончен ввод информации по приходным и расходным  документам. Для получения каждые фирмы выполняют такие процедуры: расчет, выбор нужных реквизитов для  сводки, просмотр или печать сводок.
     Функция «специальные режимы» включает следующие  режимы:
    работа с НСИ – позволяет производить корректировку имеющихся данных НСИ:
      справочник внешней организации;
      справочник сотрудники;
      справочник структурных подразделений;
      справочник счетов;
      справочник ТМЦ;
      справочник коррекции счетов и типовых операций.
    коррекция остатков – предназначен для ввода и корректировки остатков ТМЦ.
     Функция «Выписка документов» необходима для формирования первичных документов типовой формы. 

1.2 Особенности организации  учетных работ  на предприятии.
    На  современном этапе развития экономики  важнейшее место в системе  управления хозяйствующего субъекта занимает бухгалтерский учет. При этом с  увеличением трудоемкости учетных  процедур возрастает необходимость  совершенствования методологии  бухгалтерского учета и его автоматизации.
    Бухгалтерский учет на ГП «Керченский КХП» организован в соответствии с  Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности».
    ГП  «Керченский КХП» ведет бухгалтерский  учет имущества и результатов  своей производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности в натуральных, трудовых измерителях и в обобщенном денежном выражении путем непрерывного, документированного и взаимосвязанного их отражения в национальной денежной единице Украины. Цель учета заключается в том, чтобы обеспечить получение достоверной, качественной, своевременной и доступной для понимания информации с целью контроля за хозяйственной деятельностью и принятия  действенных управленческих решений.
    Для достижения данной цели перед бухгалтерским  учетом ставятся следующие задачи:
      обеспечение контроля за выполнением обязательств, наличием и движением имущества, использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
      своевременное недопущение негативных явлений финансово - хозяйственной деятельности;
      формирование полной достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах хозяйственной деятельности.
    Главная бухгалтерия ГП «Керченский КХП» является самостоятельным структурным подразделением в системе управления заводом и подчиняется непосредственно генеральному директору. Возглавляется она главным бухгалтером, который назначается на эту должность генеральным директором, и на которого возложена вся ответственность за организацию бухгалтерского учета.
    На  ГП «Керченский КХП» применяется мемориально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета.
    Мемориально-ордерная форма учета основана на использовании принципа систематизации и накапливания данных первичных документов непосредственно в регистрах аналитического и синтетического учета. Основными регистрами при мемориально-ордерной форме учета являются мемориальные ордера, которые ведутся по кредиту синтетических счетов и дебету корреспондирующих. Используются также регистры аналитического учета: ведомости, таблицы, книги, карточки. В конце каждого месяца итоговые данные кредитовых оборотов из мемориальных ордеров переносятся в Главную книгу, в которой подсчитываются обороты по дебету каждого счета. Главную книгу используют для обобщения данных мемориальных ордеров, взаимной сверке сделанных записей по отдельным счетам и составления баланса и отчетности.
    В соответствии с учетной политикой  предприятие использует рабочий  план счетов. Учет расходов ведется с применением 9 класса счетов. Для ведения первичного учета применяются первичные документы отраслевых форм. На ГП «Керченский КХП» все первичные документы, учетные регистры и бухгалтерская отчетность должны составляться и представляться в главную бухгалтерию предприятия своевременно.
    Последовательность учетных записей при мемориально-ордерной форме приведена на рис. 1.21 
 
 
 
 
 

    Схема журнально — ордерной формы учета





           сверка  итогов                 последовательность учетных записей
Рис. 1.21 

    Организационная структура управления на ГП «Керченский  КХП» представлена в приложении (см. Прилож. 1).
 


    Глава 2. Функционирование АРМ бухгалтера по учету производственных запасов.
    2.1 Характеристика исходных  данных, формируемых  на АРМБ.
    Правильность  и своевременность учета операций, связанных с поступлением производственных запасов на предприятие, обеспечивается их документальным оформлением. Документальное оформление операций с товарно-материальными  ценностями регламентируется Приказом Минстата Украины "Об утверждении  типовых форм первичных учетных документов по учету сырья и материалов" № 193 от 21.06.1996 г. и др., в котором приведен перечень и порядок заполнения первичных типовых форм, которые заполняются для учета движения сырья и материалов.
    Все документы, оформляющие поступление  материальных ценностей, подразделяют на документы, составленные поставщиком  и направленные на предприятие, и  документы, которые составляются на предприятии.
    Важным  условием правильной организации бухгалтерского учета наличия товарно-материальных ценностей является своевременное  составление первичных документов и соблюдение правил их приемки и  отпуска. Товарно-материальные ценности, поступающие от поставщиков, принимаются  на складе материально ответственными лицами путем взвешивания, обмера, пересчета  и сличения их с данными, указанными в сопроводительных документах. Одновременно проверяется качество поступающих  ценностей и их соответствие техническим условиям.
    Вместе  с материалами от поставщика поступают  сопроводительные документы, вид которых  зависит от способа доставки товарно-материальных ценностей. К сопроводительным документам относятся: накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, железнодорожные накладные, сертификаты качества и др. В этих документах содержатся сведения о поступивших товарно-материальных ценностях: наименование, количество, цена, сумма, номер договора, наименование поставщика, его адрес и номер расчетного счета, дата выписки документа, станция назначения и др.
    Накладная на отпуск товарно-материальных ценностей (форма № М-20) выписывается поставщиком при отпуске ТМЦ и одновременно является основанием для:
    списания ценностей у предприятия-поставщика;
    обеспечения возможности вывоза с территории поставщика;
    оприходования этих же ценностей у предприятия-покупателя;
    ведения складского, оперативного и бухгалтерского учета.
      Накладная  выписывается  в   трех  экземплярах  на  основании  договора купли-продажи или другого  документа, регулирующего отношения  сторон. Первый экземпляр передается  покупателю и служит сопроводительным документом; второй – остается на складе предприятия-продавца и является основой для проведения списания ТМЦ; третий – выписывается при необходимости в случае отпуска ТМЦ со склада поставщика и передается на пропускной пункт для осуществления контроля вывоза.            
    Оформление  накладной производится в следующей  последовательности. Под заголовком (или непосредственно после него) указываются номер и дата выписки  накладной. Номер накладной является порядковым номером в соответствии с перечнем учета выписанных накладных. По строке «Производитель (поставщик)»  производится запись названия предприятия (организации), которое производит отпуск ТМЦ, с указа нием идентификационного кода по ЕГРПОУ. В некоторых случаях, по желанию предприятия, в накладной указываются и банковские реквизиты предприятия, то есть в некоторой степени в одном документе совмещаются накладная и счет-фактура.
    По  строке «Заказчик (получатель)» указывается  название предприятия, которое является получателем ТМЦ. В строке «Основание» указываются номер и дата договора купли-продажи или другого документа, регулирующего отношения сторон. Строка «Через кого» предназначена для указания фамилии, имени, отчества материально-ответственного лица, осуществляющего получение ценностей, а также номера и даты выдачи доверенности.
    Далее приводится полный перечень отпускаемых  предприятием материальных ценностей с указанием единиц измерения, количества, цены единицы (без НДС), а также общей суммы (без НДС) по каждому наименованию   ТМЦ. Затем приводятся итоговые данные о стоимости отпускаемых ТМЦ (без учета НДС), суммы НДС (с указанием ставки) и общей стоимости ТМЦ, состоящей из стоимости без НДС и суммы НДС. В строке «Всего отпущено» проставляется количество отпущенных ТМЦ, а в строке «На сумму» прописью указывается общая стоимость отпущенных ТМЦ. В заключение по строкам «Отпустил» и «Получил» указываются материально-ответственные лица, осуществившие, соответственно, отпуск и получение ТМЦ.
    Товарно-транспортная накладная (типовой формы № 1-ТН) (Прилож.2) – это единый первичный документ, являющийся основанием для списания ТМЦ у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя при перевозке грузов в пределах Украины, а также для их складского, оперативного и бухгалтерского учета. Она оформляется грузоотправителем на каждый выезд автомобиля и для каждого грузополучателя в отдельности. Товарно-транспортную накладную выписывают в четырех экземплярах:
    первый экземпляр остается у грузоотправителя и является основанием для списывания товарно-материальных ценностей;
    второй экземпляр водитель сдает грузополучателю как основание для оприходования товарно-материальных ценностей;
    третий экземпляр является основанием для осуществления расчетов за транспортные услуги;
    четвертый экземпляр является основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.
    Грузоотправитель  при необходимости может выписывать дополнительные экземпляры товарно-транспортной накладной, число которых устанавливается по договоренности с перевозчиком. Для грузов нетоварного характера, по которым не ведется складской учет, но проводится учет путем измерения, взвешивания, геодезического замера и т.д., товарно-транспортную накладную выписывают в трех экземплярах.
    В тех случаях, когда в разделе  «Ведомости о грузе» товарно-транспортной накладной невозможно перечислить  всего ассортимента и характеристик, предъявленных к перевозке товарно-материальных ценностей, к товарному разделу  прибавляется – как неотъемлемая ее часть – надлежащим образом  оформленная специальная форма  товарной накладной (сертификат или другая форма первичного учета), которая применяется предприятием для оформления операций передачи товарно-материальных ценностей.
    При этом если в товарном разделе товарно-транспортной накладной об этом делается соответствующая  отметка, то товарно-транспортная накладная без добавленной к ней товарной накладной специальной формы считается недействительной и не может использоваться для расчетов с грузоотправителем и грузополучателями, а также для учета выполненных объемов перевозок и начисления заработной платы водителю.
    При перевозке однородных грузов от грузоотправителя в адрес грузополучателя на одно и то же расстояние при условии обеспечения целостности груза допускается оформление одной товарно-транспортной накладной на весь объем груза, перевезенного автомобилем. При этом оформление промежуточных поездок проводится путем выдачи грузоотправителем водителю автомобиля талона на каждую отдельную поездку. Порядок оформления талона устанавливается по договоренности между грузоотправителем и грузополучателем. Реквизиты талона должны включать сведения о количестве перевезенного груза, времени работы автомобиля и его простое при каждой поездке, а также иные показатели, необходимые для последующего их занесения в товарно-транспортную накладную.
    Счет-фактура (Прилож. 3) обычно используется как документ, на основании которого производится заполнение расчетных документов предприятием-покупателем для осуществления оплаты за полученный товар (выполненные работы, оказанные услуги). Это связано с тем, что структура счета-фактуры предполагает наличие банковских реквизитов поставщика. Счет-фактура выписывается на основании документов на отпуск, отгрузку или доставку товаров (оказание услуг) в двух экземплярах, первый из которых остается у поставщика, а второй – в составе сопроводительных документов передается покупателю.
    При поступлении товара железнодорожным  транспортом в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная. В ней указываются:
    полное наименование и местонахождение поставщика и покупателя (грузоотправителя и грузополучателя);
    их  банковские  реквизиты;
    основание отпуска товара (номер, дата договора, наряда, заказа);
    полная номенклатура товара с указанием количества, цены;
    сумма к оплате (с выделением НДС).
    Товарный  раздел накладной заполняется поставщиком. Транспортный раздел железнодорожной  накладной заполняется при перевозке  и передается представителю покупателя на основе доверенности на получение товара. В случае если при приемке товара были выявлены нарушения целостности вагонов или недостачи сверх норм естественной убыли, представителями железной дороги составляется коммерческий акт и делается отметка в железнодорожной накладной.
    В целях контроля за поступлением (оприходованием) товарно-материальных ценностей и их оплатой все счета поставщиков подлежат регистрации в специальном журнале, который ведет лицо, ответственное за материально-техническое снабжение предприятия.
    Поступление запасов на предприятие оформляется  соответствующими документами, типовые  формы которых утверждаются Госкомстатом Украины и другими центральными органами исполнительной власти. Если для оформления хозяйственной операции типовые формы первичных документов отсутствуют, то предприятие составляет такие первичные документы, которые  бы содержали обязательные реквизиты, предусмотренные законодательством и другими нормативно-правовыми актами.
    Основными типовыми документами по оприходованию  материалов на предприятии являются накладные, товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты и  т.п. На поступившие производственные запасы согласно первичным документам заполняются приходные ордера или накладные. Возможны такие варианты оформления прихода: непосредственно на документе поставщика или путем выписывания приходного ордера. В первом случае кладовщик подписывает один экземпляр документа, ставит штамп приема, во втором – оформляет приходный ордер.
    Все поступившие на склад предприятия  товарно-материальные ценности подлежат оприходованию материально ответственными лицами; для этого оформляют приходный ордер (типовая форма № М-4) (Прилож. 4). Приходный ордер составляется в одном экземпляре в день фактического  поступления товаров на склад и используется для  количественно-суммового учета материалов, поступающих от поставщиков или с переработки. При всей простоте его заполнения некоторые реквизиты требуют внимания. В частности, реквизит «Номер паспорта» используется только в случаях операций с ТМЦ, содержащих драгоценные металлы и камни, а реквизит «Синтетический счет» – для отнесения износа малоценных необоротных материальных активов.
    При поступлении на склад запасов  собственного производства (готовой продукции, полуфабрикатов, вспомогательных материалов) оформляется накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (типовая форма № М-11) (Прилож. 5), которая составляется в двух экземплярах и подписывается лицом, которое передает указанные запасы, и их получателем. Такими же накладными-требованиями оформляются поступившие на склад материалы от разборки временных сооружений, приспособлений и устройств от ликвидации основных средств.
    При получении запасов в качестве взноса в уставный капитал оформляется приходный ордер, акт о приемке материалов или товарно-транспортная накладная.
    Обмен запасов на другие подобные и неподобные запасы оформляется теми же документами: приходным ордером, актом о приемке материалов или товарно-транспортной накладной и т.п.
    Запасы, полученные безвозмездно, оформляются  накладной-требованием на отпуск (внутреннее перемещение) материалов или товарно-транспортной накладной с использованием штампа (обозначения) об оприходовании, или актом о приемке материалов, или приходным ордером. Приходный ордер составляется материально ответственным лицом в день принятия запасов.
    Приемка и оприходование запасов, поступивших  от поставщиков или от переработчиков на стороне, оформляется товарно-транспортной накладной (типовая форма № 1-ТН) с использованием штампа (обозначения) об оприходовании или приходным ордером.
    При выявлении несоответствия количества или качества поступивших производственных запасов данным сопроводительных документов, а также для материалов, поступивших без платежных документов, составляют акт о приемке материалов (типовая форма № М-7). Для проверки производственных запасов и составления акта организуется комиссия, в которую обязательно включаются материально ответственное лицо, представитель отдела снабжения и представитель поставщика; при его неявке акт составляется с участием представителя незаинтересованной организации. В акт вносятся данные только о тех ТМЦ, по которым установлены расхождения; материальные ценности, по которым расхождения не установлены, в акте не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта: «По остальным товарно-материальным ценностям расхождений нет».
    Акт составляется в двух экземплярах: первый вместе с приложенными сопроводительными документами передается в бухгалтерию предприятия-покупателя, а второй передается в отдел снабжения (поставок) или юридический отдел для направления письма-претензии поставщику. В случае составления акта приходный ордер не выписывается.
    При получении грузов с железнодорожной  станции экспедитор обязан проверить соответствие количества мест, которые поступают, и знаков маркировки на них с данными сопроводительных документов. Если груз прибыл в исправном вагоне без признаков взлома, экспедитор должен добиться выборочной проверки массы и состояния прибывших материалов. Если при приеме груза, поступившего по железной дороге, водным или воздушным транспортом,  установлены расхождения с данными, указанными в транспортных документах, или возникли вопросы относительно целостности груза, составляют коммерческий акт. Данный акт является основанием для предъявления претензий к железной дороге (или пароходству) о возмещении убытков.
    При приемке запасов на ответственное  хранение составляется акт о приемке материалов. Такие запасы на складе хранятся обособленно от запасов, признанных активами предприятия.
    При поступлении запасов от физических лиц, не зарегистрированных субъектами предпринимательской деятельности, торговые предприятия и заведения ресторанного хозяйства оформляют закупочный акт. В закупочном акте фиксируются дата и место составления; название предприятия; единица измерения хозяйственной операции; содержание и объем (количественный и стоимостный) хозяйственной операции; должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления; личная подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать должностное лицо предприятия, принимавшее участие в осуществлении хозяйственной операции.
    При поступлении запасов для реализации на условиях комиссии оформляются  квитанция и товарный ярлык (формы № 1-ВТ, № 3-ВТ).
    Для внутреннего перемещения запасов, их отпуска производственным подразделениям и другим структурным подразделениям предприятия, расположенным на другой, нежели отпускающее их подразделение, территории, используется накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов.
    Полученные  производственные запасы согласно выписанным сопроводительным документам доставляются на склад предприятия или материально ответственному лицу. Во время приема производственных запасов их тщательно проверяют на соответствие количества, ассортимента и качества данным, указанным в сопроводительных документах.
    При мелких покупках материалов за наличные (например, канцелярских принадлежностей) подотчетное лицо обязано сдать  материалы на склад, а кладовщик  на счете поставщика должен поставить  отметку о дате, номер приходного ордера и подпись.
    Первичные документы поставщика регистрируются в журнале регистрации документов. Каждому первичному документу присваивается порядковый номер. При выписке платежных документов указывается сумма налога на добавленную стоимость (НДС), которая в стоимость материала не входит, а записывается отдельно суммой. Данная сумма определяется как произведение фактической стоимости материалов на процент НДС, устанавливаемый законодательством Украины. На основании данных документов выписывается налоговая накладная (Прилож. 6).
    Под расходом материальных ценностей со склада подразумевается отпуск их в производственные подразделения предприятия (цеха, отделы, участки и т.д.) для изготовления продукции и на различные хозяйственные нужды, а также отпуск на сторону для переработки, реализации или же перемещение материалов внутри предприятия. Отпуск материальных ценностей со склада производится материально ответственными лицами по надлежаще оформленным документам. Выдача материалов со склада осуществляется на основании лимитно-заборных карт, накладных-требований на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, акта-требования на замену (дополнительный отпуск) материалов.
    Лимитно-заборные карты (типовые формы №№ М-8, М-9, М-28, М-28а) выписываются на одну или несколько позиций материалов, относящихся к определенному виду продукции (работ, услуг). Отпуск материалов в производство, как правило, должен осуществляться на основе предварительно установленных лимитов. Лимитирование отпуска материальных ценностей на производство основывается на утвержденных прогрессивных нормах расхода материальных ценностей, объемах производственных программ отдельных подразделений с учетом переходящих запасов неизрасходованных материальных ценностей на начало и конец месяца.
    При отпуске материальных ценностей  по лимитно-заборным картам один экземпляр карты передается потребителю материалов, другой остается на складе. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенных материалов и выводит остаток лимита по каждому номенклатурному номеру материалов. В случае выписки лимитно-заборной карты в одном экземпляре работник, получающий материалы, расписывается в карточке складского учета в получении материальных ценностей.
    При замене в лимитно-заборной карте  какого-либо материала делают запись "Замена, смотри требование №__" и уменьшают остаток лимита. Не использованные в производстве и возвращенные на склад материалы записываются в лимитно-заборную карту без составления каких-либо документов. Применение лимитно-заборных карт значительно сокращает количество разовых документов. На ГП «Керченский КХП» лимитно-заборные карты не применяются.
    Всякий  сверхлимитный отпуск материальных ценностей на производство оформляется  выпиской специального акта-требования на дополнительный отпуск материалов (типовая форма № М-10). В акте-требовании указывается причина сверхлимитного отпуска: дополнительный отпуск материалов при перевыполнении подразделением производственных программ, при перерасходе материальных ценностей по уважительной причине, на возмещение брака и др. Акт-требование выписывается в двух экземплярах, один из которых предназначен для получателя, другой остается у кладовщика. В соответствии с отпущенным количеством материальных ценностей кладовщик делает отметки в акте-требовании и выводит остаток материалов.
    Для оформления одноразового отпуска материальных ценностей оформляется накладная-требование на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (типовая форма № М-11). Данная накладная выписывается в двух экземплярах, один из которых остается на складе или в кладовой, а другой передается получателю (цеху, отделу, участку и т.д.). Они должны быть подписаны лицами, уполномоченными на это руководителем предприятия.
    При перемещении внутри предприятия  от одного материально ответственного лица к другому отпуск материалов также оформляется накладной-требованием на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, которую выписывает склад-отправитель в двух экземплярах. Это дает возможность использовать ее на складе-получателе как приходный документ, а на складе, отпустившем материал, – как расходный.
    Также на ГП «Керченский КХП» для оформления расхода запасов или их списания вследствие того, что они пришли в негодность может быть составлен  акт (Прилож. 7, 8).
    Сторонним организациям выдача материалов оформляется  приказами и накладными, товарно-транспортными документами, счетами-фактурами. Выдача материальных ценностей на сторону осуществляется непосредственно представителям покупателя на основании надлежаще оформленных доверенностей на право получения ценностей и при оформлении соответствующих операций. Если производственные запасы отпускаются с последующей оплатой, то первый экземпляр служит также для выписки бухгалтерией расчетно-платежных документов. При перевозке производственных запасов вместо накладной выписывается товарно-транспортная накладная.
    Для упрощения документооборота по отпуску  производственных запасов можно  вместо первичных документов использовать карточку складского учета. С этой целью  получатели производственных запасов  расписываются в самих карточках  складского учета, которые становятся в связи с этим оправдательными  документами. При этом в карточках  проставляют код производственных затрат с целью последующей группировки записей по объектам калькуляции и статьям затрат. Такое совмещение расходных документов и карточек складского учета уменьшает объем учетной работы и усиливает контроль за соблюдением норм складских запасов.
    В конце месяца ГП «Керченский КХП» составляет мемориальный ордер по поступлению запасов (Прилож. 9) и по расходу запасов (Прилож. 10, 11), а также составляется группировочная ведомость (Прилож. 12). На конец отчетного периода предприятие формирует все виды финансовой отчетности: Баланс (Прилож.13), Отчет о фин. Результатах (Прилож. 14), Отчет о движении денежных средств (Прилож. 15), Отчет о собственном капитале (Прилож. 16), Примечания к годовой финансовой отчетности (Прилож. 17).
      Состав и классификация нормативно-справочной информации АРМБ.
    Значительное  место в базе данных (БД) автоматизированной системы учета занимает нормативно-справочная информация (НСИ). Нормативную информацию составляет совокупность норм, нормативов, цен, расценок, тарифов, процентных ставок и других величин, вычисленных до начала формирования бухгалтерской информации в процессе технической подготовки производства, ценообразования и т.д.
    Состав  показателей НСИ охватывает натуральные, абсолютные и относительные данные.
      Специфика информации об объектах учета диктует  необходимость группировки НСИ  по этим объектам (НСИ для учета  основных средств, учета производственных запасов и т.д.), причем каждая из характеристик объекта также  имеет свои отличительные черты  и должна, по возможности, иметь единообразное  представление.
    Нормативная информация занимает важное место в  информационном фонде и представляет систему научно-обоснованных нормативов. Она подразделяется на:
    1) первичные – пооперационные нормативы  трудовых затрат, материальных подетальных  затрат и т.п.;
    2) сводные (вторичные) – сводные  нормы расходов материалов, подетальные  нормы трудовых затрат (по цеху, например).
    Специальная постоянная информация подразделяется на следующие виды:
    расценочную – цены на материалы, готовую продукцию;
    справочную – данные, носящие расшифровочный характер (справочники различных признаков);
    планово-договорную – планы выпуска изделий, сметы расходов;
    учетную – характеризует те или иные объекты, предметы, ресурсы, которые длительное время остаются без изменений, а сведения о них многократно используются в производственно-хозяйственной деятельности (ОС, труд и т.п.)
    табличную – заранее вычисленные величины и коэффициенты (ставки налогов, нормы амортизации).
      По  назначению НСИ используются для:
    идентификации единиц информации;
    информационно-поисковых целей;
    формирования характеристик объектов учета;
    обеспечения информационных взаимосвязей и расчетов.
      В зависимости от назначения НСИ группируются в различные информационные совокупности:
    по структуре построения НСИ может быть представлена в виде списка, таблицы или в линейном виде;
    по сфере применения различается универсальная и специальная НСИ;
    по источнику формирования НСИ делится на первичную и производную.
      Универсальная НСИ пригодна для использования в нескольких автоматизированных информационных системах. В более узком смысле (с точки зрения бухгалтерского учета, контроля и аудита) универсальная НСИ обслуживает функционирование всех учетных задач.
      Специальная НСИ участвует в решении конкретных задач или определенного комплекса задач. К специальной НСИ относятся локальные классификаторы и словари.
      К первичной НСИ относятся данные учетного и нормативного характера. Производная НСИ формируется в результате преобразования первичной НСИ.
      Первичную и производную НСИ, используемую без какой-либо предварительной  доработки, в пределах бухгалтерского учета называют базовой НСИ.
      Необходимо, чтобы вся НСИ, формируемая другими  автоматизированными системами, для  решения учетных задач представлялась в готовом к потреблению виде, не требующем какого-либо преобразования, т.е. она должна быть базовой НСИ.
      В системе НСИ выделяются следующее  виды данных: классификаторы, справочники, таблицы соответствия и входимости, словари.
      Классификаторы  информации — это систематизированные  перечни наименований и кодовых  обозначений классифицируемых объектов. Для НСИ объектами классификации  могут быть различные элементы данных, сгруппированные по определенным признакам.
      Общегосударственные классификаторы должны создаваться  для решения задач по различным  функциям управления. Данные классификаторы разделяют на три вида:
      1) общая для всех информационных  систем информация, описывающая  различные ресурсы предприятия, - это классификатор единиц измерения,  кодов предприятий и т.д.;
      2) классификаторы, содержащие уникальную  для различных информационных  систем информацию, отражающую характеристику  ресурсов, - классификаторы основных  средств, материальных ценностей,  трудовых, денежных ресурсов;
      3) классификаторы, используемые только  в пределах учета, контроля, анализа  и аудита, - это классификаторы  синтетических счетов, субсчетов  и кодов аналитического учета,  хозяйственных операций и т.д.  Перечень основных классификаторов  НСИ, используемых при автоматизации  учета, контроля, анализа и аудита, приведен в таблице№2.21.
      Таблица №2.21
      Перечень  основных классификаторов  НСИ, используемых при  автоматизации учета, контроля, анализа  и аудита
    Наименование Система кодирования
    Классификатор календарных месяцев Код двузначный, соответствует порядковому номеру месяца
    Классификатор календарных лет № четырехзначный, соответствует порядковому номеру года
    Классификатор календарных кварталов Кодовое обозначение  соответствует порядковым номерам  кварталов
    Классификатор структурных подразделений Кодовое обозначение  пятизначное 1 знак — номер предприятия, последующие два знака - номер  высшего структурного подразделения, последние два знака соответствуют  низшим звеньям управления
    Классификатор учетных номенклатур Кодовое обозначение  семизначное два знака — синтетический  счет, один знак — субсчет, четыре знака  — код аналитического учета
    Классификатор профессий рабочих Кодовый словарь  разрабатывается в соответствии с тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих
    Классификатор видов оплат и удержаний Классификатор разрабатывается на предприятии на основании введенных форм и видов оплат и удержаний
    Классификатор типовых хозяйственных операций Классификатор разрабатывается на основании анализа  хозяйственных операции и соответствующих  им бухгалтерских проводок
    Классификатор номенклатура-ценник готовой продукции, выполненных работ и услуг Классификатор разрабатывается на предприятии  самостоятельно
    Классификатор экономических элементов Классификатор разрабатывается самостоятельно Структура  классификатора наименование элемента и его код
    Классификатор статей калькалькуляции Классификатор разрабатывается с учетом специфики  учета затрат на производство и имеет  следующую структуру наименование статьи и ее код Код калькуляции  состоит из двух знаков первый знак позволяет получить затраты в  целом по статье, второй знак дает возможность  дифференцировать затраты по их видам  в разрезе подстатей
    Классификатор групп основных средств Классификатор разрабатывается в соответствии с требованиями и группировками, принятыми при составлении годового отчета, форма N 3
    Классификатор инвентарных номеров Классификатор разрабатывается на основании имеющихся основных средств с присвоением инвентарных номеров Инвентарные номера присваиваются по порядково-серийной системе кодирования
    Классификатор норм амортизационных отчислений Классификатор разрабатывается согласно существующих норм амортизационных отчислений
    Классификатор поставщиков, подрядчиков Классификатор разрабатывается предприятием самостоятельно на основании имеющихся на предприятии расчетов со сторонними организациями
    Классификатор хозяйственных операций Классификатор разрабатывается на основании анализа  проведенных по учету хозяйственных  операций
      Справочник  представляет собой сборник справок, т.е. фрагментальных сведений, получаемых по запросу.
      Справочники служат для описания объектов учета, установления взаимосвязи информации посредством идентификации сходных  признаков, для распечатки в выходных документах постоянных реквизитов.
      По  содержанию и сфере применения могут  быть разнообразные справочники. Они  могут содержать описание возможных  значений объектов, субъектов, процессов  и их отдельных свойств.
      Справочники, подобно классификаторам, могут  быть как общего, так и локального назначения. Перечень справочников, используемых в автоматизированной системе учета, контроля, анализа и аудита, приведен в таблице № 2.22.
      Таблица № 2.22
      Перечень  основных справочников, используемых в автоматизированной системе учета, контроля и аудита
Наименование Система и состав справочников
Справочник  списочного состава Табельный номер, фамилия, имя, отчество, код подразделения, должность, вид оплаты, категория  работника, оклад, дата приема на работу, постоянные доплаты
Справочник  видов оплаты и удержаний Код видов оплат  и удержаний, наименование, код производственных затрат
Справочник  номенклатура-ценник материальных ценностей Код материала, наименование, учетная цена, код  счета
Справочник  внешних организаций Код организации, наименование организации, юридический  адрес, банковские реквизиты, код организации
Справочник  допустимости корреспонденции счетов Код дебета основного  счета, субсчет, код корреспондирующего счета, субсчет, допустимость корреспонденции
Справочник  материально-ответственных лиц Код структурного подразделения, фамилия, имя, отчество, табельный номер
Справочник  договоров Код плательщика, наименование плательщика, банковские реквизиты, способ расчета, количество и сумма поставок продукции по месяцам, метод исчисления наценок
Справочник  формирования годовой и периодической  отчетности Код строки, код  графы, код формы, код операции, счет, субсчет, код аналитического учета
 
      Структура показателей и кодовое обозначение  НСИ должны быть едиными для всех информационных систем предприятия. Система  кодирования НСИ должна обеспечивать сопоставимость реквизитов и показателей  по содержанию и наименованию, а  также их взаимоувязку при переходе с одного уровня управления на другой и при обмене информацией между  различными информационными системами  и органами управления. НСИ, поступающая  от других автоматизированных систем, по содержанию и структуре данных должна соответствовать требованиям  бухгалтерского учета в смежной  автоматизированной системе. Работы по ведению НСИ должны быть направлены на поддержку созданной БД в рабочем  состоянии и обеспечивать контроль за всеми изменениями по ее корректировке.
      Организация нормативного хозяйства представляет собой процесс создания и ведения  нормативно-справочной информации, в  котором выделяются следующие основные операции:
    создание системы обозначения экономической информации;
    подготовка и сдача первичных документов в службу нормативного хозяйства;
    создание информационного фонда НСИ на машинных носителях;
    поддержание информационного фонда НСИ в рабочем состоянии;
    создание информационного фонда НСИ в виде эталонных и контрольных экземпляров;
    оповещение пользователей информационного фонда НСИ о производимых изменениях;
    выдача информации по разовым запросам пользователей.
      Основные  данные, необходимые для создания информационного фонда НСИ, содержатся в учетной и технологической  документации. В настоящее время  на многих предприятиях внедряются и  действуют единые типовые системы  документации. С целью исключения дублирования информации все документы  должны быть увязаны в единую систему  и отвечать основным требованиям  электронной обработки информации.
      Зафиксированная в различных действующих документах нормативно-справочная информация должна быть упорядочена и приспособлена  к нуждам автоматизированной обработки  информации. С этой целью формируются  дополнительные документы, содержащие промежуточные данные, получаемые из действующих документов. Выбор показателей  и их расположение в промежуточных  документах должны соответствовать  структуре создаваемых баз данных. Корректировка базы данных НСИ производится на основании извещения об изменениях. При этом проставляется дата изменения  и составляется список измененных показателей. Если объем изменений НСИ велик, целесообразно не производить корректировку  существующей БД, а создавать новую.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.