На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Кризис середины жизни

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 

Содержание
Введение….......................................................................................................3
1.Общая  характеристика зрелого возраста……………………………………4
   1.1. Специфические проблемы периодезации  индивидуального развития взрослого  человека …………………………………………………………….4
  1.2. Социальная ситуация развития…………………………………………5
2. Психофизиологические  функции в зрелом возрасте ……………………8
   2.1. Развития психофизиологических  функций в зрелом возрасте ….........8
3. Ведущая  деятельность…………………………………………………….10
  3.1. Профессиональное становление……………………………………….10
4. Межличностные  отношения в зрелом возрасте ………………………….12
  4.1. Личное Я – Идентичность, близость, генеративность………………..13
5. Родительство……………………………………………………………….15
  5.1. Отношения со стареющими родителями …………………………….20
6. Кризис  середины жизни……………………………………………………22
  6.1. Мужчины в середине жизни……………………………………………25
  6.2. Женщины в середине жизни……………………………………………27
Заключение…………………………………………………….………………30
Литература……………………………………………………………………..31
 

введение 

     Противоречия  и кризисы, успехи и неудачи, самопознание и самосовершенствование, поиски смысла жизни и пути их достижения, надежды  и разочарования, конфликты и  их разрешение (в семье, на работе, в  межличностных отношениях), оптимистическая  и пессимистическая жизненная позиция  – всё это и многое другое присуще  людям в зрелом возрасте.
     В данной работе изложены основные характеристики зрелого человека, так как именно в этом возрасте личность находится  в центре возрастной периодизации и  ответственность которую он несёт  за свою жизнь, за жизнь старшего и  будущего поколения целиком лежит  на его плечах. Рассмотрим развитие психофизиологических функций в данном возрасте. Большое внимание уделено профессиональному, а также межличностным и семейным отношениям.  
 

 

      1. Общая характеристика  зрелого возраста 

     Индивидуальное  развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с  заложенной в нём филогенетической программой. В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя  через стадии молодости, взрослости, зрелости, старости. Завершается этот цикл смертью человека (которая, разумеется, может наступить и на более  ранних этапах, чем старость — из-за неизлечимой болезни, несчастного  случая, суицида и т.д.). 

     1.1 Специфические проблемы  периодизации индивидуального  развития взрослого  человека 

     Не  существует жёстких границ начала и  завершения каждой стадии. Это зависит  от закономерностей созревания организма  и инволюционных процессов в  нём. Как показали многочисленные исследования специалистов, для процессов созревания и инволюции характерны неравномерность  и гетерохронность. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других. В самом деле, можно быть тридцатилетним стариком — и творчески и физически активным, «молодым» семидесятилетним и старше.
     Гетерохронность зрелости — это существенная характеристика в индивидуальном развитии человека: не совпадают во времени физическая зрелость, умственная, гражданская и др. Эти трудности привели к тому, что в современной психологической литературе довольно часто понятие «зрелость» заменяется понятием «взрослость», что позволяет избежать многих сложностей и, как правило, выделяют 3 стадии:
     Ранняя  взрослость от 20 до 40
     Средняя взрослость от 40 до 60

     Поздняя взрослость от 60 и старше

     Психологический возраст индивида связан с уровнем развития личности и также варьируется в зависимости от конкретных исторических условий, уровня развития общества, принадлежности к социальной группе, а также индивидуальных условий развития личности. Однако можно рассматривать эту категорию и с другой точки зрения, связав возраст индивида с его индивидуальными ощущениями своего возраста. Субъективно индивид может ощущать себя моложе или старше календарного возраста в зависимости от темперамента, характера, эмоциональности, состояния здоровья и самочувствия, обстоятельств его жизнедеятельности, внешних по отношению к нему обстоятельств и других причин.

     Социальный  возраст оценивается по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам, с ожиданиями и требованиями общества по отношению к социальной роли индивида, его статусу в данном возрастном периоде. Определяя сущность данного понятия, Г. Крайг приводит следующий пример: «На 50-летнего мужчину с тремя детьми смотрят иначе, чем на 50-летнего холостяка, завязывающего знакомства в баре, в поисках партнерши...» [5].

     Вывод. 1. Не существует жёстких границ начала и завершения каждой стадии развития индивида.
     2. С учётом влияния внешних и внутренних по отношению к индивиду причин скорость и качество развития его организма, процессы развития и старения, а значит и их итоги, к определённому периоду времени будут сугубо индивидуальными.
     1.2. Социальная ситуация  развития
     Социальная  ситуация развития в период зрелости связана с активным включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением  своей личностной индивидуальности в воспитании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности. Взрослый человек стремится занять ключевое место в обществе [6].
     К концу периода молодости (примерно к 30 годам) человек переживает кризисное  состояние, некий перелом в развитии, связанный с тем, что представления  о жизни, сложившиеся между двадцатью  и тридцатью годами, не удовлетворяют  его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и  внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени  и сил потрачено впустую, что  он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать и т.п. Иными  словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «Я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей  жизни, в себе: семью, профессию, привычный  образ жизни. Самореализовав себя на данном этапе жизни, в период молодости, человек вдруг осознаёт, что, в сущности, стоит перед той же задачей — поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учётом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень — возраст взрослости. Обратим внимание на то, что «кризис тридцати» — условное название. Это состояние может наступить и раньше и позднее, ощущение кризисного состояния может наступать на протяжении жизненного пути неоднократно (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс развития идет по спирали, не останавливаясь. Кризисное состояние человека (в случае нормы, а не патологии) — явление положительное, так как даёт импульс к дальнейшему совершенствованию (самосовершенствованию) личности в её развитии [5].
     Выводы. 1. Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Но даже если принимать её по минимуму, продолжительность зрелости составляет более четверти века.
     2. Зрелый человек стремится занимать ключевое место в обществе.
     3. Жизненный путь человека в периоды юности, молодости, взрослости, зрелости и пожилом возрасте, является целостным процессом, в котором профессиональное самоопределение и развитие являются его неотъемлемой частью. 
 

 

      2. Психофизиологические  функции в зрелом  возрасте 

     В связи с увеличением роли психологического фактора в современном производстве все более повышаются требования к особенностям психического развития взрослого человека. В условиях непрерывного образования, которое осуществляется не только в школьный период, но и  на протяжении всей дальнейшей жизни  человека, контингент взрослых людей  тоже включен в процесс обучения. Повышение требований к интеллекту взрослого человека, к его мобильности  и способности непрерывно обучаться  происходит в условиях технического перевооружения производства, появления  новых профессий, гигантского роста  информации и расширения масштабов  человеческой деятельности. 

     2.1 Развитие психофизиологических функций в зрелом возрасте 

     Многочисленными исследованиями установлено, что в  различные периоды жизни человека наблюдается неравномерное развитие его психических функций. Так, наиболее высокая степень восприимчивости  социального и профессионального  опыта отмечается в пору от 18 до 25 лет. В эти годы происходят наибольшие изменения в интеллектуальных функциях. Это свидетельствует о подвижности  и гибкости взаимосвязей между памятью  и вниманием.
     В 26—29 лет внимание по своему развитию опережает память и мышление. Это  связано с резкой перестройкой личности: определяются жизненные позиции, меняется положение человека в семье, в  трудовом коллективе. В 30—33 года вновь  наступает высокое развитие всех интеллектуальных функций — памяти, мышления и внимания, которое снижается  к 40 годам. Затем быстрота приёма информации, её переработки и реакции на неё, интенсивность внимания, а также  эмоциональная уравновешенность и  другие психологические показатели понижаются.
     У взрослого человека при различных  формах творческой активности интеллектуальная деятельность достигает наиболее высокого уровня. Экспериментальные исследования отечественных и зарубежных психологов показали, что кульминационные моменты  научного творчества относятся к 35—40 и 40—45 годам жизни. Средний максимум творческой активности для многих специальностей отмечается в 35—39 лет. При этом пик  творческих способностей проявляется  до 30—34 лет в таких науках, как  математика, физика, химия; в 35—39 лет  — у геологов, медиков и других специалистов; между 40 и 55 годами —  кульминационные моменты достижений у представителей научной, философской  и политической областей деятельности. При этом наиболее выраженной по критериям  научного вклада, общей полезности и численности публикаций является продуктивность в 47 лет. Таким образом, период взрослости и начало зрелости является наиболее продуктивным в отношении высших достижений интеллекта [5].
     Таким образом, к 23 - 25 годам многие психофизиологические функции достигают своего максимального  развития и сохраняются на достигнутом  уровне до 40 лет. 
 

 

      3. Ведущая деятельность в зрелом возрасте 

     Под ведущей деятельностью в зрелом возрасте, видимо, следует понимать основную цель жизненного пути, в отношении  которой насыщаются смыслом другие виды деятельностей, развивается личность, изменяются психические процессы. С  позиции акмеологии в зрелом возрасте ведущей деятельностью можно считать максимальную реализацию сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества, вхождение в которую сопряжено с профессиональным становлением личности. Однако под реализацией сущностных сил человека в самом широком смысле, следует понимать физические, социальные (моральные), нравственные (духовные), ментальные и многие другие достижения в развитии взрослого человека. 

     3.1. Профессиональное становление 

     Под профессиональным становлением понимается индивидуальный личностный процесс, основным элементом которого является личный выбор.
     Достижение  профессионализма в акмеологическом понимании связано с развитием личностных качеств (целеустремлённости, инициативности, организованности), черт характера (упорства, настойчивости, последовательности), интеллектуальных качеств, в совершенствовании и обогащении профессиональных умений, раскрытием творческого потенциала личности и её нравственным совершенствованием. Поэтому профессионализм связан с личностно-профессиональным развитием.
     Личностно-Профессиональное развитие - это процесс формирования личности (в широком понимании) и ее профессионализма в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессионализма в саморазвитии, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействий [1].
     Обобщение проведенных исследований позволяет утверждать, что в процессе личностно-профессионального развития происходят следующие структурные изменения личности:
     1. Изменение направленности личности:
     • расширение круга интересов и  изменение системы потребностей;
     • актуализация мотивов достижения;
     • возрастание потребностей в самореализации и саморазвитии;
     2. Увеличение опыта и повышение квалификации:
     • повышение компетентности;
     • развитие и расширение умений и навыков:
     • освоение новых алгоритмов решения профессиональных задач:
     • повышение креативности деятельности.
     3. Развитие сложных частных способностей.
     4. Развитие профессионально важных качеств, определяемых спецификой деятельности.
     5. Развитие личностно-деловых качеств.
     6. Повышение психологической готовности.
     Если  деятельность специалиста характеризуется  высоким профессионализмом с  опорой на данную систему показателей, то считается, что у него высокий  акмеологический уровень. 
 
 
 
 
 

 

      4. Межличностные  отношения в зрелом  возрасте 

     Фрейд считал, что благополучие человека во взрослой жизни определяется его  способностью любить и трудиться. Большинство  психологов пользуются иными терминами  в своих определениях, но смысл  последних остается неизменным.
     Основы  современного исследования психологии взрослых заложил Э. Эриксон.
     Центральный психологический момент в ранней зрелости (25 – 35) лет установление интимности, близких личных связей с другим человеком.
     Если  человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиться  чувство изоляции, ощущение, что  ни на кого в мире он не может положиться, кроме себя.
     Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый по значению и ширине охвата. Прежде всего, он имеет в виду интимность как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, или другим родственникам. Однако он говорит и о собственно интимности, то есть способности «слить воедино вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе»[2].

     Развитие  взрослого человека можно описать  в контексте трёх самостоятельных  систем, которые соотносятся с  различными аспектами его Я. Они  включают развитие личного Я, Я как  члена семьи (взрослый, ребёнок, супруг(а) или родитель) и Я как работника.

     Эти системы взаимосвязаны. Например, исследования показали, что чем большее удовлетворение приносит отцу трудовая деятельность, тем выше его самоуважение и тем  вероятнее, что ему будет свойственен  принимающий, любящий и поощряющий стиль родительского поведения.
     Эти системы претерпевают изменения  как под влиянием различных событий  и обстоятельств, так и во взаимодействии с более широким социальным окружением и культурой.
     Развитие - это динамичный, двунаправленный  процесс, включающий в качестве взаимодействующих  элементов непосредственное окружение  индивидуума, социальную среду, а также ценности, законы и традиции той культуры, в которой индивидуум живёт.
     Все эти взаимодействия - и личные перемены, которые из них проистекают, продолжаются в течение всей жизни. 

     4.1 Личное Я – идентичность, близость, генеративность 

     Главная опасность ранней зрелости, по мнению Эриксона, заключается в излишней поглощённости собой и избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Погружённые в себя люди могут вступать в совершенно формальные личностное взаимодействие (работодатель - работник) и устанавливать поверхностные контакты (клубы здоровья). Эти люди ограждают себя от любого проявления настоящей вовлечённости в отношения, потому что повышенные требования и риск, связанные с интимностью, представляют для них угрозу. Им также свойственно занимать позицию отчуждённости и незаинтересованности в отношениях с сослуживцами. Наконец, как утверждает Эриксон, социальные условия могут задержать становление чувства интимности - например, препятствуют интимности условия урбанизированного, обезличенного технологического общества [5].
     Большинство взрослых, будь они состоящими в браке или просто живущими вместе, разведёнными, овдовевшими или выбравшими холостяцкую жизнь, стремятся к близким отношениям с другим человеком. Близость - неотъемлемая часть устойчивой, приносящей удовлетворение эмоциональной связи, является основой любви. Собственно интимности, то есть способности «слить воедино вашу идентичность с идентичностью другого человека без опасения, что вы теряете нечто в себе», именно этот аспект интимности (то есть слияние собственной идентичности с идентичностью другого человека) Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака [5]. Иными словами, для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у индивидуума было определённое сознание того, что он собой представляет. Напротив, подростковая «любовь» может оказаться ничем иным, как попыткой проверить собственную идентичность, используя для этой цели другого человека. Это подтверждается следующим фактом: юношеские браки (в возрасте от 16 до 19 лет) не так продолжительны, как браки тех, кому за двадцать [6]. Эриксон усматривает в этом факте, доказательство того, что многие, особенно женщины, вступают в брак с целью обрести собственную идентичность в другом человеке и благодаря ему [4]. С его точки зрения невозможно построить здоровые интимные отношения, стремясь к идентичности таким путём. Несмотря на то, что интимность обычно проявляется в условиях супружества, одинокие люди также могут завязываться отношения - хотя и на временной основе.
     Выводы: 1. Эриксон полагал, что развитие близости - это важнейшее достижение ранней взрослости.
     2.Неспособность  устанавливать спокойные и доверительные  личные отношения ведёт к чувству  одиночества, социального вакуума  и изоляции.
     3. Для того, чтобы находиться в истинно интимных отношениях с другим человеком, необходимо, чтобы к этому времени у индивидуума было определённое сознание того, что он собой представляет.
     4. Близость - неотъемлемая часть устойчивой, приносящей удовлетворение эмоциональной  связи, является основой любви. 
 

 

      5. Родительство 

     Переход к родительству является одним из основных периодов в семейном цикле. Родительство требует новых ролей и обязанностей со стороны матери и отца. Кроме того, родительство возлагает на них ответственность и наделяет новым социальным статусом. С рождением ребёнка резко возрастают эмоциональные нагрузки супругов, связанные с нарушением сна и привычного уклада жизни, финансовыми расходами, повышенной напряжённостью и конфликтами по поводу распределения обязанностей и соблюдением определённого порядка. Мать утомлена, отец чувствует себя отвергнутым и оба испытывают ограничение своей свободы. Появление нового члена семьи ослабляет связь и общение между мужем и женой; младенец оказывается в центре заботы одного или обоих родителей.
     Ряд исследований показал, что в период беременности оба родителя вносят в  свою жизнь определённые коррективы. Им необходимо решить вопросы, касающиеся родов, подготовить дом к появлению  в нем младенца, определить, будут  ли продолжать работать оба родителя и т.д. кроме того, будущие родители часто бывают озабочены тем, сумеют ли они справиться с новой для себя ролью и каким будет их ребёнок. В течение этого периода супруги обычно оказывают друг другу эмоциональную поддержку.
     Хотя  некоторые заботы у родителей  оказываются общими, отцы и матери могут демонстрировать различные  реакции на появление ребёнка.
     Женщины, как правило, изменяют свой образ  жизни. Во время первой беременности, женщина испытывает противоречивые состояния, связанные с подготовкой  к будущему материнству, которое  становится частью её новой жизни, и  долгие годы будет занимать в ней  центральное месть. Отныне все дела приходится соотносить с ожидаемым  рождением ребёнка, которого она  еще даже не знает. С беременностью  отныне связаны многие противоречивые чувства. Однако для женщин труднее  всего, быть может, осознать, что, с одной  стороны, она хочет стать матерью  и иметь ребенка, а с другой - боится его, т.е. что её чувства амбивалентны [5].
     Причина, по которой женщины стремятся  родить ребенка и стать матерью, разнообразны. Для некоторых рождение ребёнка составляет смысл жизни  или же средство скрасить одиночество. Многие женщины считают, что только с рождением ребёнка брачный  союз становится семьей, и они хотят  иметь эту семью, общаться с другими  такими же семьями, принадлежать к их числу. Другие женщины хотят пережить чувства, связанные с беременностью, родами, хотят кормить грудью, ухаживать  за ребёнком, следить за его ростом и развитием. Некоторые надеются через рождение ребенка улучшить супружеские отношения. Наконец, женщина  может стремиться к материнству, чтобы приобрести статус взрослой личности, настоящей женщины и тем самым  повысить свою значимость, завоевать  большее уважение.
     В то же время существует множество  причин, которые заставляют женщину  избегать рождения ребёнка. К их числу  относится, прежде всего, противоречие между материнством и работой. Для  современной женщины, часто имеющей  хорошее образование и интересную профессию, трудно смириться с мыслью, что она не может полностью  отдавать себя работе, что ей придется хотя бы на время расстаться с коллегами  и в значительной мере отказаться от личной свободы и независимости. Второе противоречие состоит в трудности  быть одновременно матерью и женой. После рождения ребенка у супругов остается гораздо меньше времени, которое  они могут посвятить друг другу, а появление третьего в отношениях между двумя часто вызывает ревность. Отец может ревновать ребёнка  к матери, но и матери также трудно смириться с близостью между  отцом и ребёнком. Женщине не всегда легко принять и ту ответственность  перед родственниками и обществом, которая возлагается на неё с  рождением ребёнка. Беспокоят и  грядущие экономические заботы или  даже просто необходимость тратить  на детские принадлежности средства, которые могли бы быть использованы для личных нужд [6].
     Отношения женщины со своими родными и близкими также существенно влияет на то, как она переносит беременность. Например, если не сложились отношения  с мужем, ей может не доставать  чувства безопасности, а при плохих отношениях с матерью, она может  чувствовать себя неуверенно как  женщина, как мать. Если женщина очень  молода и у неё ещё слабо  развито самосознание, ей трудно принять  роль матери.
     Эриксон подчёркивал, что идентичность личности формируется не ранее чем в 20-летнем возрасте и лишь после этого женщина готова к браку и рождению детей.
     К своим амбивалентным чувствам женщина  может относиться по-разному. Она  может полностью игнорировать положительные  чувства и подчёркивать лишь отрицательные  или же игнорировать отрицательные  и подчёркивать только положительные. Если же женщине хватает психических  ресурсов и она пользуется пониманием и поддержкой близких, то она может одобрять свои амбивалентные чувства, изучать их и, наконец, управлять ими. В этом случае у нее формируется исходная позиция для решения всех противоречий новой роли.
     Чтобы преодолеть противоречие между работой  и материнством, женщина должна правильно  оценить для себя значение своей  работы и найти равновесие между  ней и материнством. Она может  частично отказаться от личного времени  и честолюбивых стремлений и в  то же время сохранять профессиональный интерес, пойдя на некоторый компромисс. Противоречия между супружеством и  родительскими обязанностями разрешаются  гораздо легче, если отношения супругов позволяют им совместно обсуждать  текущие и надвигающиеся затруднения. Лишь посредством совместной работы можно избежать, в частности, осложнений и трудностей в распределении  труда после рождения.
     Во  время первой беременности часто  изменяется отношение к своей  матери. Будущая мать начинает лучше  её понимать и одобрять её поступки и действия Она начинает чувствовать  себя наравне со своей матерью, становится более независимой, легче принимает от неё помощь, давая со своей стороны ей возможность испытывать чувство быть бабушкой.
     Когда женщина, сталкиваясь с переживанием амбивалентных чувств, принимает  их, она лучше узнает саму себя, вырабатывает способность принимать себя такой, какая она есть. Тогда женщина  может стать матерью, исходя из своих  возможностей, не пытаясь никому подражать  и не испытывая при этом неуверенности.
     Мужчины же чаще всего начинают больше работать, чтобы лучше обеспечить семью. Появление  ребенка становится причиной новых  стрессов и трудностей. Изменение  ролей происходит внезапно. Оба родителя испытывают новые для себя чувства  гордости, волнения, к которым примешивается  чувство возросшей ответственности, иногда непомерной - и потому тяготеющей. Некоторые мужчины завидуют способности  супруги производить на свет потомство  и тем тесным эмоциональным связям, которые возникают между матерью  и малышом. Супругам приходится сокращать  время, которое они уделяли друг другу и своим увлечениям. У  многих после рождения ребенка возникают  проблемы коммуникативного и сексуального характера, они начинают чаще конфликтовать [1].
     Выводы: Переход к родительству характеризуется:
     1. Изменением идентичности и внутренней  жизни. К этому относится изменения  чувства Я родителей и их предположений о семейной жизни.
     2. Перераспределением ролей и переменами  в супружеских отношениях. Когда  оба супруга измучены недосыпанием и невозможностью быть вместе в их жизни происходят перемены, связанные с неизбежным разделением труда.
     3.Переменами  в ролях и отношениях старшего  поколения. Переход к родительству затрагивает как родителей, так и бабушек и дедушек.
     4.Изменениями  ролей и отношений вне семьи.  Внешние изменения касаются, главным  образом матери, так как ей  приходится оставить работу, хотя  бы на время, чтобы посвятить  себя заботам о ребёнке.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.