На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Политичесие права граждан РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План  курсовой работы: 

Введение……………………………………………………………………......….2
Развитие прав и свобод личности в историческом процессе…………………..5
Понятие и содержание политических прав личности………………….…...…10
Механизм реализации политических прав личности……………………...…..18
Конституционно-правовые гарантии политических прав граждан………......22
Заключение………………………………………………………………………24
Библиографический список использованной литературы…………………....25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

        Я полагаю, что выбранная мною тема является актуальной, поскольку политические права являются одними из важнейших прав в любом государстве. В современном развитом государстве существование политических прав и свобод во всем их объеме и многообразии не ставится под сомнение, как и наиболее общие условия их реализации – всеобщий характер, равенство граждан в обладании ими и т.д. Вместе с тем, становление данного института в подавляющем большинстве стран сталкивалось с многочисленными проблемами, одни из которых порождались господствовавшей системой общественных и государственных отношений, а другие – практикой реализации политических прав. Россия в этом смысле не являлась исключением: ей также пришлось пройти путь от полного игнорирования государством этой категории свобод до вполне демократического признания таковых. Особенность нашей страны в данном вопросе обусловлена тем, что отношения, связанные с политическими правами, начали получать подлинную институционализацию позднее целого ряда государств, а также тем, что их подлинная реализация в России была прервана советским периодом развития государства.
Обращение к  проблемам формирования института  политических прав и свобод в России в начале ХХ века имеет огромное значение для понимания исторических и правовых процессов, которые происходят в настоящее время в данной области правового регулирования. В настоящее время Российская Федерация проходит период укрепления властных институтов, создания принципиально новой системы регулирования отношений между политическими партиями и общественными объединениями, упорядочивания избирательной системы.  В этой связи нередко высказываются мнения о чрезмерном усилении вмешательства государства в политические права граждан, необоснованном их ограничении, отступлении от демократических подходов в данной сфере. Схожие мнения по рассматриваемым вопросам высказывались и в начале ХХ века, когда государство также стремилось к укреплению своего влияния в области реализации гражданами политических прав.
Трагический опыт революционного развития  событий  в последующем, одной из причин которых явилось недовольство населения ограничительной политикой в области политических прав, показывает сложность этой проблемы, её многогранность и необходимость исследования.
Я думаю, что исследование историко-правовых аспектов формирования института политических прав в России в начале ХХ века позволит выявить закономерности его развития, выработать рекомендации по совершенствованию современных правовых подходов в рассматриваемой сфере и избежать возможных ошибок в будущем.
Теоретической основой моей курсовой работы явились труды отечественных ученых-правоведов, философов, политологов, социологов, а также зарубежных авторов. Это Бердяев Н.А., Радищев А.Н., Т. Кипп, Гроций Г., Спиноза Б., Локк Д. и др.
Целью написания  данной работы является рассмотрение постепенного развития прав и свобод людей в древности и, используя метод сравнительного анализа, рассмотрение текущего положения, значимости политических прав в Российском государстве. Для более полного исследования темы я опишу механизмы реализации политических прав личности, а так же конституционно-правовые гарантии политических прав граждан.
В своей работе я применял следующие методы исследования: анализ исторических фактов и обобщение  материала.
Структура курсовой работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Она состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1. Развитие прав и свобод личности в историческом процессе. 

Историческое  развитие начал свободы и права в человеческих отношениях представляет собой прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Через механизм права – формального равенства – первоначально несвободная группа людей постепенно преобразуется в свободных индивидов. Можно сказать, что степень и характер развитости прав человека определяются уровнем развития права в данном обществе.
Древнегреческие воззрения о правах человека сформировались под действием мифологических представлений  о том, что полис (город-государство) и его законы имеют сакральный характер и опираются на божественную справедливость. Право вообще и права отдельных людей – членов полиса восходят, согласно подобным представлениям, не к силе, а к божественному порядку справедливости.
Естественно-правовые идеи древнегреческих мыслителей о  свободе и равенстве всех людей  получили дальнейшее развитие в Древнем  Риме.
В естественно-правовой концепции Сенеки неминуемый и божественный по своему характеру «закон судьбы»  играет роль того права природы, которому подчинены все человеческие установления, в том числе государство и законы. Вселенная, согласно Сенеке, естественное государство со своими естественными правами, признание которых – является необходимым. Членами этого государства по закону природы являются все люди независимо от того, признают они это или нет. Отдельные государственные образования и их установление – случайны и значимы не для всего человеческого рода, а лишь для ограниченного числа людей.
Существенный  вклад в развитие юридических представлений о правах человека внесли римские юристы. Большое значение имели разработанные ими положения о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве и т.д.
Опираясь на источники действующего права, римские  юристы в своей трактовке прав индивидов использовали сложившиеся  правовые нормы в духе их соответствия требованиям справедливости и в  случае коллизий изменяли старую норму  с учетом новых представлений о справедливости и справедливом праве. Такая деятельность римских юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников права и содействовала сочетанию стабильности и гибкости в развитии и обновлении юридической конструкции прав индивида как основного субъекта права.
Романист Т. Кипп писал: «Ни одно из самых блестящих  положений римского права не обеспечивало за ним в такой мере право на бессмертие, как его отношение  к справедливости. Справедливость есть, прежде всего, нравственное понятие, означающее честь, правильность. Представляя с субъективной стороны лишь известную добродетель, в то же время определяла содержание норм». 1
Таким образом, римская юриспруденция, распространяя на государство единое понятие права, трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения.
Античные идеи свободы и равенства людей  были восприняты и развиты светскими  и религиозными мыслителями средневековья.
Ряд средневековых  мыслителей защищали идею свободы, равенства  всех перед законом. Характерна в  этом отношении антикрепостническая  позиция известного французского юриста 13 в. Бомануара, утверждавшего, что «каждый  человек свободен», и стремившегося  к конкретизации и обоснованию данной идеи в своих юридических трудах.
Новое звучание и смысл античные идеи естественно-правового  равенства и свободы всех людей  получили в христианстве.
Зародившись в  эпоху рабовладения, христианство выступило  как религия свободы и сыграло значительную роль в процессе становления универсальных понятий прав человека. Согласно христианству, все люди равны как «дети Божии». Это всеобщее равенство сочетается в христианстве с всеобщей свободой. «Закон Христов есть закон совершенный, закон свободы, ибо дан не рабам, но детям Божьим, которые побуждаются исполнять его не рабским страхом, но живущею в них любовью Христовой». Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и д.р.).
В духе античных естественно-правовых идей Фома Аквинский  утверждал что, цель государства  – это «общее благо» его членов, обеспечение условий для их достойной  жизни. При этом он противопоставлял политическую монархию тирании и обосновывал право народа на свержение тиранического строя.
Возникшая в  древности идея всеобщего равенства  людей не прекратила своего существования  в средние века, она продолжала развиваться с различных позиций, в разных формах и направлениях, в творчестве светских и религиозных авторов.
Средневековые идеи получили дальнейшее развитие в  трудах мыслителей Нового времени. Юридическое  мировоззрение нового восходящего  строя утверждало новые представления  о свободе человека посредством  господства режима права и в частных, и в публично-политических отношениях.
Новая рационалистическая теория прав человека была разработана  в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, Д. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта и других мыслителей. Своей критикой феодального строя и обоснованием новых идей о правах и свободах личности, о необходимости господства права в отношениях между человеком и государством эта теория внесла большой вклад в формирование нового юридического мировоззрения, в идеологическую подготовку буржуазных революций и юридическое закрепление их результатов.
Важным элементом  этого процесса стала концепция  общественного договора как источника  происхождения и правовой основы деятельности государства. Разрабатывая договорную теорию государства Г. Гроций писал: «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». 2 С таким пониманием государства, содержавшим идею правовой государственности, связано и положение о естественном человеческом праве оказывать сопротивление насилию властей, нарушающих условия общественного договора. Развивая естественно-правовые воззрения и договорную концепцию государства, Б. Спиноза отмечал, что «цель государства в действительности есть свобода». 3 Он подчеркивал, что «естественное право каждого в гражданском состоянии не прекращается»4, поскольку и в естественном, и в гражданском состоянии человек действует по законам своей природы, побуждается страхом или надеждой. Полное лишение людей их естественных прав привело бы к тирании.
Последовательная  либеральная доктрина неотчуждаемых  естественных прав и свобод человека на основе идей господства права, правовой организации государственной жизни, разделения властей и верховенства закона была разработана Д. Локком.
Большим достоинством локковского учения о правах человека является сравнение необходимой внутренней связи между свободой и законом. «Несмотря на всевозможные лжетолкования, - писал Локк, - целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы… Там, где нет законов, там нет и свободы». 5
Общественный  договор – это, по Локку, постоянно  действующий фактор политической жизни, договорные отношения народа с политической властью – непрерывный процесс, протекающий в соответствии с принципом согласия индивидов и народа в целом с действием властей.
Права и свободы  человека и гражданина, провозглашенные  во французской Декларации 1789 г., приобрели  общемировое звучание и стали  новой вехой общественных и государственных порядков.
Эта декларация, испытавшая влияние предшествующего  опыта в области прав и свобод человека (в частности, англосаксонских  традиций в составлении и принятии Биллей о правах 1689 г., Декларации независимости  США 1776 г., Конституции США 1787 г. и т.д.), в дальнейшем сама оказала огромное влияние на процесс борьбы против «старого режима» во всем мире, за повсеместное признание и защиту прав человека и гражданина. Все последующее развитие теории и практики в области прав человека и гражданина, правовой государственности, господства права, по моему мнению, испытывало и продолжает испытывать на себе определенное влияние этого исторического документа.
Большое непосредственное воздействие идеи Декларации прав человека и гражданина 1789 г. оказали на взгляды передовых мыслителей тех стран (Германии, России, других стран Восточной Европы), которым еще предстояли прогрессивные буржуазные преобразования.
Под заметным влиянием передовой европейской политико-правовой мысли и революционных преобразований в 18 веке в США и во Франции естественно-правовые идеи о равенстве всех людей, о неотчуждаемых правах и свободах человека постепенно получили распространение в царской России.
Одним из первых защитников таких идей в России был  А.Н. Радищев. Эти идеи он использовал для критики российского самодержавия и крепостничества. С естественно-правовых позиций он развивал представления о свободе и равенстве всех людей в естественном состоянии, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, равный суд, свободу мысли и слова, о суверенитете народа и его праве свергнуть несправедливый строй. 6
По мнению Бердяева, любое государство, если оно не имеет тоталитарных претензий, должно лишь признать свободу человеческой личности, которая изначально принадлежит человеку как духовному существу, а не дана ему какой-то внешней властью. «Эта основная истина о свободе, - отмечает Бердяев, - находила свое отражение в учении о естественном праве, о правах человека, не зависящих от государства, о свободе не только как о свободе в обществе, но и свободе от общества, безграничного в своих притязаниях. Бенжамен Констан видел в этом отличие понимания свободы в христианский период истории от понимания ее в античном греко-римском мире».7
Я полагаю, что  само зарождение идеи прав и свобод человека в 6-5 веках до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными группами, а то и полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая его ступень добавляла другие качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это в борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, ее расширение и обогащение.
Процесс исторического творчества человека в значительной мере зависит от объема его прав и свобод, определяющего его социальные возможности и блага, обеспечивающие уровень жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых противостояний, которые велись за обладанием правами, за расширение прав, фиксировавших статус человека в обществе. И каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и расширения свободы. История показывает, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает за вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой ценности для каждого из нас, как свобода и права человека.
Из вышесказанного мною в данной главе, следуют следующие выводы : права человека формировались из многократно повторяемых актов деятельности людей, связей и устойчивых форм отношений. В процессе человеческой деятельности, включающей множество индивидов со своими потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство их интересов. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни (материальных и духовных), получению которых должны содействовать общество и государство.
Объем этих благ и условий исторически всегда определялся положением индивида в социально-экономической структуре общества, в системе материального производства. Эти блага условно могут быть названы правами человека. Такая условность определяется резкими различиями общества на разных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразием цивилизаций (европейская, азиатская и д.р.), которые не давали возможности правам человека обрести признак всеобщности на основе принципов свободы и формального равенства, получить современное понимание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 2. Понятие и содержание политических прав личности. 

В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством  государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права “каждому”, политические - “гражданам”.
Основные политические права начинают действовать непосредственно  с момента достижения гражданином  Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо выражено в ст.60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что: Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.8
Именно с достижения 18-летия гражданина устанавливается полная дееспособность гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин Российской Федерации осуществляет права во всех областях: политической, экономической и личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий. 

Право участия в управлении делами государства, быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, равный доступ к государственной службе и участие в отправлении правосудия. 

Прежде всего, следует уделить внимание тому, что  наиболее затрагивающим все иные политические права и свободы, является право участвовать в управлении делами государства9, которое закреплено в ст.32 Конституции РФ ч.1, Ст.3 ч.2.
Каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:
1) принимать  участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
2) голосовать  и быть избранным на подлинных  периодических выборах, производимых  на основе всеобщего и равного  избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
3) допускаться  в своей стране на общих  условиях равенства к государственной  службе.
Участие граждан  в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем  референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти.
Референдум есть голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые на референдуме, сами по себе обладают юридической силой и в каком-либо утверждении не нуждаются. Согласно Конституции, референдум назначается Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным конституционным законом.
Выборы  – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается определением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способов формирования государственных органов, замещения должностей.
Свободными считаются  выборы, которые проводятся без какого-либо принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или «против»). Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких баллотирующихся кандидатур,
Согласно Конституции  Российской Федерации, порядок выборов  Президента и депутатов Государственной  Думы устанавливается федеральным  законом.
Именно референдум обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.
Избирательное право граждан наступает с  момента их совершеннолетия, когда  гражданин становится (как и указывалось  выше) полностью дееспособным лицом  и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами. Следует отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления 10(ст. 32 ч.2 Конституции РФ) наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее и с наличием особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборами, а так же обладание гражданством РФ).
Участие же в  референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другим ограничениями.
Можно сказать, что всеобщее избирательное право  не означает, что не существует никаких  ограничений в этой области. В  частности, это касается граждан, которые  не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность - т.е они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).
Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу.
Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к государственной службе.
Это одна из новых  норм для Конституции Российской Федерации. Ее включение означает не только приведение Конституции и  законодательства в соответствии с  нормами международного права, но и  снятие ограничения на партийность (обязательное членство в КПСС), национальность, родственники за границей и т.д.
Это право означает равенство исходных возможностей и  отсутствие дискриминации по каким - либо признакам. 11Ст. 26 ч.1, Ст. 19 ч.2, Ст. 28.
  Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации,  достигшие 18 лет, но не старше 60 лет, если иное не установлено законами Российской Федерации. Не допускается  установление  при  приеме  на  государственную службу каких  бы то  ни было  прямых или  косвенных ограничений  в зависимости от  расы,  пола,  национальности,  языка,  социального происхождения,   имущественного   положения,   места   жительства, отношения к  религии,  убеждений,  принадлежности  к  общественным объединениям.
Прием  на государственную  службу осуществляется в порядке назначения или  конкурса при наличии соответствующего образования, опыта работы, квалификации по государственной должности, если иное не предусмотрено законом Российской Федерации.
Участие граждан  в отправлении правосудия долгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время осуществляется в России поэтапное введение института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по существу (виновен - невиновен) как основы приговора суда. Это так же предусматривает открытое разбирательство дел во всех судах, что предполагает пассивное участие граждан в отправлении правосудия.
Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи из 12 присяжных заседателей; в его работе обязательно участвуют государственный обвинитель и защитник. 

Право граждан на коллективное обращение в государственные  органы и органы местного самоуправления.12 

Конституционно  закрепленное право граждан на коллективные обращения (ст. 33 Конституции РФ) является важным средством защиты прав  свобод граждан. Впервые в основном законе это право было закреплено в Конституции  СССР 1977г., а также в Конституции РСФСР 1978г.
Обращения граждан  содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они различаются по своей юридической  направленности  и влекут разные правовые последствия. Термин "обращение" носит собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр.
Действующее законодательство не дает определения понятий "жалоба", "предложение", "заявление". Однако многолетняя судебная практика выработала свои критерии их разграничения.
Предложение - это такой вид обращения, который, как правило, не связан с нарушением прав граждан, в нем обычно ставится вопрос о необходимости решения конкретной технической, научной, творческой, юридической проблемы, об улучшении деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, общественной организации и т.д.
Заявление - обращение гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации с просьбой о реализации принадлежащего ему права, предусмотренного Конституцией или текущим законодательством (право на получение пенсии, на очередной отпуск, на обмен жилой площади).
Жалоба - обращение гражданина в государственные органы, либо органы местного самоуправления с требованием о восстановлении права или законного интереса, нарушенного действиями юридических или физических лиц. Это важное средство защиты прав, свобод и законных интересов граждан. Жалоба всегда содержит информацию о нарушении субъективных прав обратившегося или прав других конкретных лиц. 13
Право на обращение  закреплено не только за гражданами, но и за общественными организациями, в частности, творческие союзы, а  так же учреждения, предприятия и  должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Закреплено право на коллективные обращения, когда затрагиваются законные интересы группы лиц.
Нормативным актами предусмотрено право граждан (юридических  лиц) осуществлять обращения  в письменной и устной форме, а за соответствующими лицами закреплена обязанность  эти обращения принимать в порядки и сроки, установленные законодательством. В частности, предложения граждан рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений, которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему предложение. Заявления же граждан решаются в срок до одного месяца со дня его поступления, а те, которые не нуждаются в проверке, - безотлагательно, но не позднее 15 дней со дня получения заявления. Предложения и заявления граждан рассматриваются теми органами, к непосредственному ведению которых относятся затрагиваемы в них вопросы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.