На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Правовое государство

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 РАЗВИТИЕ  КОНЦЕПЦИИ  ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА  …………………
    1.1 Античные  философы о правовом государства……………………………………
    1.2 Идеи правового государства в XVIII-XIX вв ……………………………………
    1.3 Тема правового государства в русской политико-правовой мысли…………
Глава 2 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА…………………………
    2.1. Какое государство  называется правовым……………………………………
    2.2 Признаки  правового государства………………………………………………
    2.3 Основы правового  государства…………………………………………………
Глава 3 ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА……………………………
3.1 Верховенство  Закона…………………………………………
3.2  Разделение  властей………………………………………………………
3.3 Права  и свободы человека в системе  ценностей…………………
3.4 Взаимеая  ответственность личности и государства…………………
Глава 4 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО………
4.1  Характеристика и понятие гражданского общества…………………
4.2 Основные  тенденции и перспективы развития государства и права в современном гражданском обществе………………………………………………
4.3 Проблемы  и перспективы формирования правового  государства в                                 России…………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Выбранная мной тема "Правовое государство" вызвала у меня интерес тем, что при ее освещении необходимо постоянно проводить сравнение между продекларированными законодательством идеями и реальной жизнью.
Мы живем  в стране, которая по Конституции  Российской Федерации является правовым государством. Но то, что пишется  в основном законе, не дает нам повода утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А в России общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы.
     Актуальна эта тема еще тем, что представляется возможным сравнить уровень развития гражданского общества, демократии, плюрализма, прав и свобод за рубежом и у нас в стране, понять их социальную значимость для построения правового государства.
     Знание  основ теории государства и права  дает возможность грамотно оценить  публичные заявления политиков  и практические шаги государственных органов власти на пути формирования правового государства. Такие знания помогают понять, на каком уровне строительства правового государства мы находимся.
 

ГЛАВА 1 РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ  ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
     Государство и право теснейшим образом связаны друг с другом. Государство использует право во всех сферах своей деятельности, в свою очередь правые нормы всегда санкционируются государством. Но правовое государство — это совсем особый тип взаимоотношений права и государства. .
      1.1 Античные философы о правовом государстве
    Первые  представления о правовом государстве  как об определенном государственном  устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться  еще в Древнем мире. Значительное влияние на формирование теоретических представлений, а затем и практики правовой государственности, оказали политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, античный опыт демократии. Идею единения силы и права в организации Афинского государства на демократических началах проводил в своих реформах уже в VI в. до н. э. древнегреческий архонт Солон, один из знаменитых семи греческих мудрецов.
    Главное направление поиска таких мыслителей античности, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др., связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Античные философы последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничное функционирование общества и при котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.
    Самое раннее из дошедших до нас определений  государства как правового сообщества принадлежит Цицерону. В своем труде «О государстве» он писал о том, что государство (res publica) есть дело народа как «соединения многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».
Таким образом, ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире, а теоретически развитые концепции и доктрины правового государства были сформулированы уже в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя.  

      1.2 Идеи правового государства в XVIII-XIX вв 

    В период буржуазных революций возникают  новые подходы к идее правового  государства. В борьбе с абсолютизмом рождается идея правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
    Значительный  вклад в теорию правового государства  в этот период внесли Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, П. Гольбах, Т. Джефферсон и другие видные мыслители XVIII—XIX вв. С их именами связана разработка нескольких важных идей: естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.
    Размышляя о пределах государственной власти, Д.Локк, например, среди неотчуждаемых прав особо выделяет собственность, свободу мнений. Любое покушение на право собственности (лишение части собственности, повышение налогов) рассматривается Локком как проявление деспотизма. Чтобы не допустить злоупотребления властей, он предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Другим средством от произвола, по Локку, является законность. «Ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из законов этого общества».
    Наконец, Локк решительно отстаивает и право  народа на разрыв соглашения с правительством, и право на восстание для восстановления попранной свободы. Однако восстание не должно быть актом меньшинства.
    С именем Монтескье связано детальное  обоснование принципа разделения властей и идеи правления законов, а не людей. Согласно Монтескье, главная цель государства — примирять противоречия, возникающие между людьми в обществе, и разрешать споры между частными лицами правовым путем, используя силу, если кто-то не пожелает подчиняться правопорядку.
    Понимание права у Монтескье направлено против абсолютистских юридических  доктрин. Он первый во Франции стал разрабатывать систему светских правовых взглядов, противопоставляя феодальному произволу естественное право и идеалы Просвещения.
    На  качественно новую ступень обоснование  идеала правового государства было поднято в теории родоначальника классической немецкой философии Иммануила Канта (1724-1804 гг.). Согласно знаменитому определению государства, сформулированному Кантом в «Метафизике нравов», оно представляет собой «объединение множества людей, подчиненных правовым законам». Хотя Кант не употреблял еще термина «правовое государство», он использовал такие близкие по смыслу понятия, как «правовое гражданское общество», «прочное в правовом отношении государственное устройство», «гражданско-правовое состояние». Особенность кантовского определения заключалась в том, что конститутивным признаком государства здесь было названо верховенство правового закона. Его основополагающие идеи о роли государства базировались на представлении о том, что, каждый человек является абсолютной ценностью; никто не может рассматриваться в качестве средства или орудия для выполнения хотя бы и самых благороднейших планов. Все то, что ограничивает произвол одного по отношению к другому на основе категорического императива, по Канту, и есть право. Государство, по Канту не должно опекать подданных, посягать на их самостоятельность в обеспечении себе средств к существованию. Попытки власти регламентировать каждый шаг подданных он рассматривал как деспотию. Цель государства — торжество права. Оно должно руководствоваться правом, если не хочет потерять доверие граждан.
    Народу, согласно Канту, принадлежит законодательная  власть. Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение.
    Под влиянием идей Канта в Германии сформировалось представительное направление, сторонники которого сосредоточили свое внимание на разработке теории правового государства. К числу наиболее видных представителей этого направления принадлежали Роберт фон Моль (1799-1875 гг.), Карл Теодор Велькер (1790-1869 гг.), Отто Бэр (1817-1895 гг.), Фридрих Юлиус Шталь (1802-1861 гг.), Рудольф фон Гнейст (1816-1895 гг.).
    Термин  «правовое государство» (по-немецки - Rechtstaat) ввел в научный оборот Роберт фон Моль, и таким образом он прочно утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в.
    Иеринг, Еллинек, Дюги, Ориу, Паунд, Спенсер  и другие мыслители конца XIX в. также внесли в теорию правового государства немалый вклад. Они сходились во мнении, что правовым можно считать лишь такое государство, где законодатель так же подзаконен, как и гражданин. Лишь при господстве права процветает национальное благосостояние, торговля и промыслы, развертываются присущие народу «умственные и нравственные силы».
                1.3.   Тема правового государства в русской политико-правовой мысли
    В русской политико-правовой мысли  тема правового государства поднималась  трудах Д.И. Писарева, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, А.И. Радищева, П.И. Пестеля, Н.М. Муравьева и других мыслителей.
    В завершенном виде русская концепция  правового государства сложилась  в работах видных правоведов и  философов предоктябрьского периода: Н.М. Коркунова, С.А. Котляревского, П.И. Новгородцева, С.А. Муромцева, В.М. Гессена, Г.Ф. Шершеневича, Б.Н. Чичерина, Н.А. Бердяева и других. Большинство из них принадлежали к представителям русского либерализма. Либерализм в России во второй половине XIX в. стремился преобразовать государственный строй Российской империи в соответствии с образцами европейского пути развития.
    Основными идеями либеральных доктрин были права и свободы личности, светский характер общества, политический плюрализм, всеобщее избирательное право, парламент, правовое государство и режим законности.
    Наиболее  известной фигурой либеральных мыслителей второй половины XIX в. является Б.Н. Чичерин. Он обладал необычайной широтой научных интересов, и его работы в области права не потеряли своего теоретического и практического значения до сегодняшнего дня. Б.Н. Чичерин исходил из необходимости приоритета государства в осуществлении общественных преобразований, выступал за парламентский и конституционный строй, считал, что правом определяется область свободы человека. По его мнению, начала права вытекают из природы человеческой личности и определяют взаимные отношения свободы разумных существ. Но, как и нравственность, — это формальное начало. Его содержание дается экономическими отношениями. Они, в свою очередь, только тогда покоятся на твердой почве, когда ограждаются принудительными определениями права. Тут есть взаимодействие, в котором, однако, право является господствующим началом, ибо оно устанавливает обязательные формы.
    Другой  видный представитель либерального правоведения и социологической школы права С.А. Муромцев понимал под правом правовой порядок, который рассматривался как совокупность субъективных прав, защищающих систему существующих общественных отношений. В соответствии со своей теорией социальной защиты С.А. Муромцев полагал, что юридическая защита составляет основное отличительное свойство права. Она ограждает фактические отношения от случайного произвола. Юридические нормы составляют важнейший фактор правопорядка, поскольку они направляют действия органов и лиц, которые держат в своих руках юридическую защиту отношений: административных властей, суда, субъектов гражданских прав. Однако сила власти, формулирующей нормы, не абсолютна. Она действует рядом и совместно с другими силами, которые таким образом оказывают влияние на образование правового порядка.
    В специально посвященной правовому  государству работе В. Гессен подробно рассмотрел сущность государственности  такого типа и ее отличительные черты. По мнению этого известного ученого, государство путем своих законов связывает и обязывает ими не только подчиненных ему индивидов, но вместе с тем, посредственно или непосредственно, и самое себя. Закон налагает известные обязанности на граждан, предоставляя соответственные права правительству; но в то же время закон налагает известные обязанности на правительство, предоставляя гражданам соответственные права. «Государство, в лице своей правительственной власти, так же подчинено закону, как каждый, в отдельности, гражданин», - считал Гессен. По мнению Гессена, реализация этого принципа возможна только в условиях обособления власти, в условиях конституционного государственного строя.
    Советская государственно-правовая наука идею правового государства считала буржуазной.
    В период перестройки и после краха  социалистической системы в нашей  стране произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право, обозначились новые подходы к оценке их роли в политической системе общества. Опираясь на научный потенциал прошлого и настоящего, практический опыт построения и функционирования правовой государственности в современных демократических государствах, отечественное правоведение и политическая мысль наметили реальные контуры будущего правового государства в нашем обществе.
 

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
     2.1. Какое государство называется правовым
     Для того чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик, определенной системой принципов и норм. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства. В настоящее время существует множество определений правового государства. У них одна суть, но подчеркивают они разные грани одного многоугольника.
     Правовое  государство - это демократическое  государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
       2.2Признаки правового государства 

Неотъемлемыми признаками правового государства  является:
    Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
    Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
    Взаимная ответственность личности и государства.
    Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
    Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
    Стабильность законности и правопорядка в обществе.
     К числу дополнительных факторов и  условий становления правового  государства можно отнести следующие:
    преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
    выработка высокой политико-правовой грамотности;
    появление действенной способности противостоять произволу;
    разграничение партийных и государственных функций;
    установление парламентской системы управления государством;
    торжество политико-правового плюрализма;
    выработка нового правового мышления и правовых традиций.
 
Существует  множество определений термина "правовое государство". Каждое из них уникально и раскрывает его понятие по-своему:
     Правовое  государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность.
     Правовое  государство - путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, само ценности человека.
     Понятие «правовое государство» - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.
     Вместе  с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
    Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.
    Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.
    Располагает специальным государственным механизмом.
    Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.
    Существует благодаря налогам и другим сборам.
    Обладает государственным суверенитетом.
 
2.3 Основы правового государства
Рассмотрим  основы правового государства: экономическую, социальную и нравственную.
     - Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
     В правовом государстве собственность  принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
     - Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.
     - Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
     В правовом государстве существуют определенные гарантии законности, которые обеспечивают соблюдение и исполнение закона. Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъектами правовой сферы, в то время как правовое государство предъявляет подобное требование к государственным структурам, выполняющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима правового государства означает торжество закона, прежде всего в деятельности властных структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению закона в самостоятельную, объективную силу.  
 
 
 
 

ГЛАВА 3 ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО  ГОСУДАРСТВА 

     3.1 Верховенство Закона
В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо,
коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на
закон. За его нарушение они несут  строгую юридическую ответственность. Когда
мы ведем  речь о верховенстве закона как нормативно-правового  акта,
обладающего высшей юридической силой, то имеем  в виду, что все подзаконные
акты  должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся  от
его исполнения и тем более не нарушать его. Также  недопустимо вкладывать в
его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме
того, и  все рядовые граждане должны в  своем поведении руководствоваться
законом. А для этого помимо всего прочего, они должны быть информированы о
его содержании.
Правовое  государство также предполагает правовую устойчивость Конституции так
как Конституция  представляет собой общую правовую модель общества, которой
должно  соответствовать все текущее  законодательство.
Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и  обновление. Ибо тогда
она перестает  быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным
характером. Вот почему бесконечные изменения, которые вносил Верховный Совет
Российской  Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе.
Укрепление  законности остается актуальнейшей  задачей, ибо это – центральная категория правового государства. Новая Конституция Российской Федерации в соответствии с принципом разделения властей внесла коррективы в иерархию
нормативно-правовых актов. Конституцией Российской Федерации  к федеральным
законам отнесены: федеральные конституционные  законы и федеральные законы.
Статья 76 устанавливает, что по предметам  ведения Российской Федерации
принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По
предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации -
федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Федерации. Вне пределов ведения
Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное правовое
регулирование. К правовым актам субъектов Федерации  отнесены конституции
республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных
областей  и автономных округов, законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Федерации.
Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, не могут противоречить
Конституции Российской Федерации, федеральные  законы не могут противоречить
федеральным конституционным законам (ст.76, ч.3). Законы и иные нормативные
правовые  акты субъектов Федерации не могут  противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным  законом и иным актом, изданным в
Российской  Федерации, действует федеральный  закон.
Федеральные конституционные законы принимаются по следующим вопросам: о
статусе субъекта Федерации, о референдуме, о порядке деятельности
Правительства РФ (ст.114, ч.2); о судебной системе  РФ (ст.118, ч.3), о
порядке введения военного положения на территории РФ или в отдельных ее
местностях (ст.87) и др. Предусмотрено принятие федеральных законов по
вопросам: реализации прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в
главе 2; статуса столицы РФ (ст.70, ч.2), о  системе налогов и сборов (ст.70,
ч.2), федерального устройства государства; общим принципам организации
представительных  и исполнительных органов, выборов  Президента, депутатов
Государственной думы, формирования Совета Федерации  и др.
По вопросам, отнесенным Конституцией к ведению  Совета Федерации (о назначении
счетной палаты) и Государственной Думы (акт об амнистии) каждая палата
принимает собственные постановления. По всем другим вопросам, прямо не
отнесенным  к компетенции палат Федерального Собрания, возможно лишь принятие
федеральных законов.
Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые не
противоречат  Конституции и обязательны на всей территории Российской
Федерации. Правительство Российской Федерации  издает постановления и
распоряжения, обеспечивает их исполнение. Они обязательны  к исполнению на
всей территории Российской Федерации и основываются на Конституции Российской
Федерации, федеральных законах, нормативных  указах Президента.
Конституция Российской Федерации - юридическая  база всего законодательства, в
которой закреплены основы экономической, социальной и политической
организации общества, устанавливается механизм государственной власти и
управления, основные права и обязанности  граждан. Отсюда и значение
Конституции как Основного Закона государства. Необходимо максимально
стремиться  к тому, чтобы Конституция занимала реальное место в правовой
системе, имела практическую ценность. Конституция  закрепляет основные
положения всех сторон государственной и общественной жизни, поэтому для
практической  реализации ее норм, как правило, необходимы вторичные
законодательные акты, детализирующие конституционные  установления в такой
мере, в  какой это необходимо для их претворения  в жизнь. Однако в важнейших
вопросах  и сама Конституция должна быть в  достаточной степени конкретной,
чтобы выступать в качестве источника норм прямого действия, обязательных для
государственных органов, должностных лиц. К числу  таким норм, относятся те,
которые закрепляют основные права, свободы  и обязанности граждан, реальность
которых не должна увязываться с наличием или отсутствием специального акта,
касающегося механизма реализации указанной  группы конституционных норм.
Тщательный  подход к разработке законодательных  актов, с одной стороны, и
готовность  внести в них необходимые исправления  и поправки, вызванные
реальной  жизненной практикой, с другой, - представляют собой те правила,
которыми  должен руководствоваться законодатель. Законодательные акты, даже
те, которые  касаются важнейших сторон государственной  и общественной жизни,
часто не отвечают требованиям нормативности  и гарантированности. При таких
условиях  эти акты не становятся реальными  регуляторами общественных
отношений, не приводят к сколько-нибудь значительному  социальному эффекту,
несмотря  на все призывы и даже борьбу за соблюдение и применение таких актов.
Необходимо установить высокое качество законодательства, а также установить
механизм  самореализации правовых норм, которые  будут способствовать
становлению правового государства.
Конкретно-исторический опыт становления и развития правовой государственности
определяется социально-экономическими и политическими условиями, уровнем
общественного правосознания,  субъективными факторами, национальными и
историческими традициями. Одним из таких условий  является существование единого
правового пространства в границах данного государства. Ученые-юристы,
занимающиеся  разработкой проблем правового  государства и связывающие
формирование  его основ, прежде всего с реализацией  принципа верховенства закона
как основной общедемократической ценностью, уделили  внимание понятию правового
закона, необходимости придания законам, в  том числе и Конституции, прямого
действия, упорядочения ведомственного и локального нормотворчества, создания
правовых  механизмов, обеспечивающих их полное соответствие закону.
Но реализация этих идей возможна лишь при наличии единого правового
пространства  как определяющего условия становления  правовой государственности.
В ряде статей Конституции Российской Федерации (статьи 4, 15, 76 и др.)
закреплено  верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных
законов на всей территории России. Ст.  15 гласит: "Конституция Российской
Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на
всей  территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты,
принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции
Российской  Федерации". Согласно статье 72 Конституции  Российской Федерации
обеспечение соответствия конституций и законов  республик, уставов и иных
нормативных правовых актов краев, областей, городов  федерального значения,
автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и
федеральным законам находится в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации. Таким образом, единое правовое пространство
как необходимое  условие становления и формирования правового государства
отсутствует. Необходимо обеспечить соответствие конституций  и законов
республик, уставов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов
федерального  значения, автономной области, автономных округов Конституции
Российской  Федерации и федеральным законам. Такую функцию выполняет
Конституционный Суд Российской Федерации. Статья 125 Конституции Российской
Федерации устанавливает, что Конституционный  Суд Российской Федерации
разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных
законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конституций
республик, уставов, а также законов и  иных нормативных актов субъектов
Российской  Федерации, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов
государственной власти Российской Федерации и совместному  ведению органов
государственной власти Российской Федерации и органов  государственной власти
субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной
власти  Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской  Федерации, договоров между органами государственной власти
субъектов Российской Федерации; не вступивших в  силу международных договоров.
А также  разрешает споры о компетенции  между федеральными органами
государственной власти, между органами государственной  власти Российской
Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
В современном  демократическом государстве эффективность  правового закона
сопряжена с наличием единого правового  пространства, в котором приоритетное
значение  имеет принцип верховенства законов, принимаемых от имени народа и
выражающих  его суверенную волю, над всеми  действующими в стране нормативными
актами. Подзаконные акты, включая ведомственные  распоряжения, приказы,
инструкции, подлежат конституционному контролю. Это означает, что они могут
быть  опротестованы, обжалованы и аннулированы по мотивам нарушения законности
или, напротив, после определенной судебной процедуры  подтверждены как
соответствующие конституции и иным законам.
Идея  единого правового пространства становится национальной. В странах
Западной  Европы концепция правового пространства наряду с концепцией
европейского  экономического пространства, получает все большее признание, и
выражается  в борьбе с терроризмом, защитой  прав человека, праве убежища,
отношениями между правоохранительными органами.
В правовом государстве существуют определенные гарантии законности, которые
обеспечивают  соблюдение и исполнение закона. Это - социально-экономические,
политические, юридические и международные  гарантии. Политические гарантии
законности - это прежде всего демократизм общественного и государственного
строя Российской Федерации, политический и  идеологический плюрализм, активное
участие граждан в управлении делами государства. Социально-экономические
гарантии  законности - многообразие форм собственности, создание необходимых
условий для их развития, обеспечение им равной защиты, свободное
предпринимательство, право граждан распоряжаться  своими способностями к
производительному и творческому труду, справедливые условия найма,
увольнения, оплаты и охраны труда и т. д. К  юридическим гарантиям относятся
следующие: нормативная урегулированность  законами или подзаконными актами
всех  общественных отношений, нуждающихся  в правовом закреплении, эффективная
деятельность  специальных органов, контролирующих соблюдение законов, а также
правоохранительных  органов, привлечение к юридической  ответственности
должностных лиц, посягающих на права и свободы  граждан. К международным
гарантиям относятся: деятельность международных  организаций,
специализированных  органов ООН по контролю за соблюдением прав человека в
различных странах, инспекционные поездки  их представителей в регионы, где
нарушается  законодательство, закрепляющее права  и свободы граждан, право
граждан обращаться в международные органы за защитой своих нарушенных прав.
Законность и правовое государство - категории во многом тождественные, но у них
несколько разные акценты. Законность требует  безусловного соблюдения
законодательства  всеми субъектами правовой сферы, в  то время как правовое
государство предъявляет подобное требование к государственным структурам,
выполняющим функции публичной власти. Поэтому  реализация режима правового
государства означает торжество закона прежде всего  в деятельности властных
структур - государственных органов власти, управления, суда и прокуратуры и их
должностных лиц. В итоге законность и правовое государство ведут к превращению
закона  в самостоятельную, объективную  силу жизнедеятельность которой  не зависит
от отношения  к ней. Таким образом, верховенство закона, и прежде всего
Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность
справедливого правового порядка в обществе. 

                3.2  Разделение властей
                    
Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это
обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти
правом, но и тем, как организована государственная  власть, в каких формах и
какими  органами она осуществляется. Здесь  необходимо обратиться к теории
разделения  властей, ведь для правового государства  необходимо наличие реального
разделения  властей с их эффективным взаимодействием  и контролем, с развитым
социальным  контролем политики и власти.
Согласно  этой теории смешение, соединение властей (законодательной,
исполнительной, судебной) в одном органе, в руках  одного лица чревато
опасностью  установления деспотического режима, где невозможна ни демократия, ни соответственно свобода личности. Поэтому для того, чтобы предотвратить
возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной  правом эти ветви
власти  должны быть разграничены, разделены, обособлены. Еще И. Кант сделал
важнейшее предложение об организации государственной  власти: “Все три власти,
во-первых, координированы между собой., то есть одна дополняет другую для
совершенства, но, во-вторых, они также и подчинены друг другу. таким образом,
что одна из них не может узурпировать функции  другой., в- третьих, .они каждому
подданному предоставляют его права”.
Одним из первых концепцию разделения властей  выдвинул Дж. Локк. Разделение
властей рекомендуется им для противодействия искушению людей, находящихся у
власти, сосредоточить в своих руках  всю полноту власти.
С помощью  разделения властей правовое государство  организуется и
функционирует правовым способом: государственные  органы действуют в рамках
своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль,
сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных  органов,
осуществляющих  законодательную, исполнительную и  судебную власть.
Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную
означает, что каждая из властей действует  самостоятельно и не вмешивается  в
полномочия  другой. Этот принцип определяет, с  одной стороны, верховенство
законодательной власти, а с другой – подзаконность  исполнительной и судебной
властей. При его последовательном
проведении  в жизнь исключается всякая возможность  присвоения той или иной
властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится
жизнеспособным, если он еще и обставляется системой "сдержек и противовесов"
властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для
узурпации полномочий одной власти другой и  обеспечивает нормальное
функционирование  органов государства.
Классическим  образцом в этом отношении являются США. Согласно теории разделения
властей в ней законодательная, судебная и исполнительная власти, действуют  как
три силы в замкнутом круге своих полномочий. Но при этом предусмотрены формы
воздействия органов одной власти на органы другой. Так, президент наделен
правом  налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом. В свою очередь оно
может быть преодолено, если при повторном  рассмотрении законопроекта в его
пользу  отдадут голоса 2/3 депутатов каждой из палат Конгресса. Сената наделен
полномочием утверждения членов правительства, назначаемых президентом. Он также
ратифицирует  договоры и иные международные соглашения, заключаемые президентом.
В случае совершения президентом преступлений, Сенат обращается в суд для
решения вопроса о вынесении ему "импичмента", т. е. об отстранении от
должности. "Возбуждает" же дело об импичменте Палата Представителей. Но
могущество  Сената ослабляется тем, что ее председателем  является
вице-президент. Но последний может принимать  участие в голосовании лишь в  том
случае, если голоса разделяются поровну. Конституционный контроль в стране
осуществляет Верховный суд США.
Необходимо  обратить внимание на то, что в современных  демократических
государствах (таких, как США, Германия и др.) наряду с классическим делением
государственной власти на "три власти" - федеративное устройство является
также способом децентрализации и "разделения" власти, предупреждающим ее
концентрацию.
Теперь, основываясь на Конституции Российской Федерации рассмотрим принцип
разделения  властей в России. Ст. 10 Конституции  Российской Федерации гласит:
"Государственная  власть в Российской Федерации  осуществляется на основе
разделения  на законодательную, исполнительную и  судебную. Органы
законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. " К
органами  законодательной власти в Российской Федерации относятся: Федеральное
Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума - две палаты Собрания),
Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации;
органы  власти других субъектов Российской Федерации; местные органы
государственной власти. К органам исполнительной власти в Российской
Федерации относятся: Совет Министров Российской Федерации; Высшие должностные
лица  республик, избираемые гражданами или  Законодательными Собраниями;
Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской
Федерации. К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:
Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный  Суд Российской Федерации;
Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации ; суды республик и других
субъектов РФ; районные народные суды; суды специальной юрисдикции.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации  является
представительным  и законодательным органом Российской Федерации. Совет
Федерации одобряет законы, принятые Государственной  Думой. Закон считается
одобренным  Советом Федерации, если за него проголосовало  более половины от
общего  числа депутатов либо, если в течение  четырнадцати дней он не будет
рассмотрен  Советом Федерации. В случае отклонения закона Советом Федерации
палаты  могут создавать согласительную комиссию для преодоления возникших
разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению
Государственной Думой. Государственная Дума принимает  законы большинством
голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией
Российской  Федерации. Принятые законы в течение  пяти дней передаются на
рассмотрение  Совету Федерации. Президент Российской Федерации является главой
государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод
человека  и гражданина; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в
международных отношениях; представляет Государственной  Думе предложение о
назначении  Председателя правительства; ставит перед  Государственной Думой
вопрос  об отставке правительства; представляет Государственной Думе
кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка
Российской  Федерации и ставит вопрос перед  ней об его освобождении; формирует
правительство Российской Федерации путем назначения на должность по
предложению Председателя Правительства Российской Федерации заместителей
Председателя  Правительства, федеральных министерств; представляет кандидатуры
для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда,
Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора  Российской Федерации;
назначает судей других федеральных судов; формирует Администрацию Президента
Российской  Федерации, назначает и освобождает  ее руководителя; назначает и
освобождает высшее командование Вооруженных Сил  Российской Федерации.
Реализуя  идею разделения властей, российское общество подчас упускает из виду,
что это  разделение не должно вести к безвластию или многовластию, что эта
власть  едина как государственная власть, но организация этой власти в
демократическом государстве предполагает ее разделение по функциям в сфере
управления, других сферах.
Для демократического общества принцип разделения властей  особо важен и значим.
Он выражает не только разделение труда между  государственными органами, но и
умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее
концентрацию, превращение ее в авторитарную и  тоталитарную власть. Этот принцип
в демократическом  обществе предполагает, что все три  власти одинаковы,
равновелики по силе, служат противовесами по отношению  друг к другу и могут
"сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них. Например,
превращения управленческой власти в авторитарную, а законодательной - во в
тоталитарную  власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие. Разделение
властей способствует обеспечению взаимного  контроля функционирующих органов, их
взаимодействию, взаимодополнению. Но даже если соблюдено требование разделения властей, задействована система "сдержек и противовесов", то государство еще не обязательно является правовым.
3.3 Права и свободы человека в системе ценностей.             
Верховенство  закона подразумевает не только приоритет закона как разновидности
нормативно-правового  акта в отношении подзаконных  актов, сколько широкий аспект
прав  и свобод, закрепленных за членами  общества действующим законодательством.
В правовом государстве любое ущемление  прав человека недопустимо. Более того
оно обязано  последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и
защищать  их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение
предполагает  создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое
равенство. Главной функцией государства в  цивилизованном обществе может и
должна  стать охрана интересов человека, защита его прав. В отношении “человек –
государство”  приоритет должен принадлежать человеку. Государство и его  мощные
структуры находят оправдание только в том  случае, если их деятельность
подчинена защите, охране прав человека.
Перечень  прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому
государству, содержится в международных актах. Это, прежде всего Всеобщая
декларация  прав человека, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря
1948г., Международный  пакт об экономических, социальных  и культурных правах,
Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI
сессии  Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.
Перечень  прав и свобод, провозглашенных в  указанных актах закреплен и
гарантирован  в конституциях правовых государств. Особое значение в них
придается юридической защищенности личности, которая немыслима без презумпции
невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно
демократическое государство признает, что все  вопросы, связанные с
виновностью или невиновностью граждан в  совершении того или иного
преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при
рассмотрении  уголовных дел по которым может  быть вынесен смертный приговор,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.