На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Россия в мировом сообществе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ 
УНИВЕРСИТЕТ
          Факультет социального страхования, экономики и социологии труда 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат
  Дисциплина: Социология
Тема: «Россия в мировом сообществе» 
 
 
 
 

                      Выполнила:
                      Густова Н.Г.
                      Группа: ЭКН-Д-2-1 

                      Проверила:
                      Долгорукова И.В. 
                       
                       

                                                     
                                                        2010 г. 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

        Проблема самоопределения России, поиска ею своего места в мире не нова. Всякий раз, когда Россия оказывается на пороге перемен, возобновлялись и разгорались споры об ее будущем развитии. По этому поводу существует много точек зрения, среди которых, например, «западники» мыслят развитии России  в пределах региональных группировок - Европейского союза или Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества. Существует совершенно иное мнение «антизападников», которые исходят из представлений о культурной «самобытности» России и об ее особом значении  в пути развития всего мирового сообщества.
         Меня как гражданина России, как  патриота своей страны, как человека, которому вместе с моими сверстниками  строить будущее нашего государства  также волнует проблема самоопределения России, ее места в мире. Именно поэтому я выбрала тему реферата «Россия в мировом сообществе». В своей работе я попытаюсь раскрыть проблему статуса и роли России в мировом сообществе, исследовать этот вопрос с нескольких сторон: сквозь экономическое развитие РФ, ее влияние на мировую экономику, политическое и экономическое сотрудничество с ведущими странами планеты. Также в своей работе я хочу рассмотреть проявление в России такой глобальной проблемы как терроризм и меры борьбы с терроризмом в нашей стране.
        В настоящее время Россия вовлечена  в тесное взаимодействие с  другими странами. Я считаю, что  вопрос о роли РФ в мире  является одной из главных  задач нашего государства, так  как он напрямую связан с  национальными интересами и национальной безопасностью. Поэтому очень важен статус России в мировом сообществе, важно насколько эффективно отстаиваются интересы нашего государства. Этим и обусловлена актуальность моей работы.
       Кроме того, сегодня Россия переживает  непростой этап в своем развитии - период реформирования, построение нового постсоветского государства, создание эффективного аппарата управления, укрепление основных государственных институтов. Все эти внутренние проблемы  отражаются на положении нашей страны в мире, что также определяет актуальность изучения выбранной мною проблемы.

Глава 1. Внешнеэкономические  связи России

1.1. Положение России  в мировой экономике.

        Вопрос о месте и роли России в мире традиционно связан с ее геополитическом и экономическом положением, с ее внутреннем состоянием.  В данной главе я попытаюсь охарактеризовать внешнеэкономическое положение и связи России, определить ее место в мировой экономике.
        На рубеже XXI века внешнеэкономические  связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений. Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ является интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики.
     Сегодня  Россия, с одной стороны, является  одной из богатейших держав  мира. По расчетам Госкомстата РФ и РАН, национальное богатство РФ составляет 340-380 трлн. долл., и на душу населения национальных богатств здесь в два раза больше, чем в США, и в 22 раза больше, чем в Японии. В России сосредоточено более 21% мировых запасов сырьевых ресурсов, в том числе 45% мировых запасов природного газа, 13% нефти, 23% угля. На одного жителя России приходится 0.9 га пахотной земли, на 30% больше, чем в США. [1]  Все это автоматически отводит ей значимое место в развитии мировой экономики. Она является одним из мировых лидеров в добыче и экспорте полезных ископаемых, особенно в энергетическом секторе. Это позволяет России традиционно влиять на экономику и безопасность Европы, а в последнее время значительно активизировать свою энергетическую роль и в "восточном" векторе политики.  Место России как ведущего поставщика стабильной и дешевой энергии на значительную часть Евразийского рынка усиливается ключевой ролью России в формировании единой европейской энергетической стратегии. Уже сегодня Германия обеспечивает свои потребности российским газом на 42%, Италия - на 32%, Франция - на 30%, Австрия - на 75%, а в целом его получает каждый четвертый европейский потребитель. Предполагается, что только за 15 ближайших лет объем общих поставок газа в ЕС будет удвоен. Такая же ситуация характерна и для других видов энергетического сырья. Также Россия выступает крупным экспортером интеллектуальных услуг, поставщиком высокообразованных и перспективных кадров за рубеж, которые вносят ощутимый вклад в процветание стран пребывания и мировой прогресс. Перспективными отраслями российской экономики, несомненно, остаются: авиационная промышленность, военная, химическая, металлургическая отрасли. [2]
        С другой  стороны, в современной  системе мирохозяйственных связей  Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в научно-технический и информационный обмен. Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров (т.н. монокультура экспорта), прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Экономический рост в России в настоящее время носит экстенсивный характер. В экспорте России преобладают товары, отличающиеся низкой ценовой эластичностью (т. е. спрос на них слабо меняется при изменении цен), неустойчивостью ценовой динамики, наличием — в долгосрочном плане - тенденции к понижению цен и довольно медленными темпами расширения спроса. К тому же рынки некоторых таких товаров не являются свободными. Так, рынок нефти и нефтепродуктов находится под контролем стран ОПЕК, рынок черных металлов уже давно регулируется крупнейшими западными странами (с помощью квот и антидемпинговых мер), сбыт природного газа ограничивается наличием и проводимостью трубопроводной сети. [3]
          Ничтожен удельный вес в российском  экспорте машин и оборудования, являющихся по всем параметрам  самой перспективной категорией товаров в мировой торговле (особенно это относится к высокотехнологичной продукции, которой в экспорте РФ, если не считать военной техники, почти нет). Доля машин и оборудования в экспорте России примерно в 5 раз ниже, чем в экспорте «средней» высокоразвитой западной страны, и в 2—2,5 раза ниже аналогичного показателя в развивающихся странах.
          В импорте России слишком большое  место занимают продовольственные  товары и сельскохозяйственное  сырье, спрос на которые остается высоким даже в условиях повышения цен и падения доходов населения. При данном состоянии сферы материального производства Россия попала в значительную зависимость от зарубежных поставок и по многим простейшим промышленным товарам, не говоря уже о высокотехнологичной, наукоемкой продукции.[4]
          Россия остается также и страной  не доведенных до конца реформ. Большинство неудач в сфере  российской экономики и ее  реформирования было обусловлено  слабостью институтов власти, отсутствием  необходимой политической воли к созданию истинно эффективной рыночной экономики и формированию демократического строя. Недостаточный профессионализм, неграмотность и неопределенность в принятии решений, бездеятельность, а порой и прямой саботаж при их выполнении на разных уровнях государственной власти, слияние последней с финансовой и частнопредпринимательской средой превратились в обычное явление в системе нынешнего управления в России. Все это не может не сказаться самым негативным образом на характере развития нашей экономики.
        Таким образом, сегодняшнее внутреннее положение России, связанное с реформированием всех сторон общественной жизни, в том числе экономической, отражается на положении России в мире. Несмотря на множество трудностей, связанных с экономическим развитием РФ, наша страна все же играет далеко не последнюю роль в мировом хозяйстве, об этом свидетельствуют приведенные выше данные.

1.2. Внешнеэкономические  связи России.

          О внешнеэкономических связях России свидетельствует то, что на сегодняшний день наша страна является постоянным членом такой международной организации, как ООН, участницей саммитов «Россия - Европейский союз», членом Совета «Россия - НАТО». В течение 90-х годов Россия вступила в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), заняла место СССР в Европейском банке реконструкции и развития, была принята в Парижский клуб стран-кредиторов, с 1997 г. начало действовать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС (хотя затем взаимоотношения со странами Европейского Союза ухудшились), продолжаются переговоры о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО), ведется постоянная работа по урегулированию внешнего долга. [5]                                                                                                     
       Рассмотрим основные направления внешнеэкономических связей России. 
1) Азиатско-Тихоокеанское направление. Страны АТР бурно развиваются в последнее время. Экономические интересы России в регионе АТР стимулируются наличием в нем капиталов, технологий, а также нужного стране сырья, относительно дешевых транспортных путей через Тихий океан и по трансарктическим маршрутам. Со своей стороны Россия способна участвовать в региональных интеграционных процессах своими сырьевыми ресурсами, технологиями, предоставлять кратчайшие транзитные пути в Европу, телекоммуникационные системы, свой рекреационный потенциал в Сибири и на Дальнем Востоке, передавать опыт борьбы со стихийными бедствиями и развития малых народов, использовать свой транспортный и рыболовный потенциал в Тихоокеанском бассейне.  
       В рамках АТР следует выделить североамериканское направление, которое является сосредоточением самых передовых технологий, однако пока используется нами в основном для импорта продовольствия. Несмотря на политические разногласия между Россией и США перспективным является сотрудничество во многих сферах (металлургическая, авиакосмическая, автомобильная, атомная промышленности, научно-техническое сотрудничество и др.). 
2) Европейское направление. Среди важных мер по преодолению перекосов во внешнеэкономическом комплексе России следует выделить необходимость соблюдения принципа сбалансированного развития внешнеэкономических связей по географическим направлениям, исходя из экономической эффективности и геополитической целесообразности. Нам пора серьёзно задуматься над тем, как преодолеть сложившийся евроцентризм во внешнеэкономической сфере, при котором доля товарооборота России со странами ЕС составляет запредельный пороговый показатель национальной экономической безопасности – практически 55% (по оценке специалистов ООН, доля экспорта и импорта из одного источника не должна превышать 1/3). Направления и особенности этих связей будут во многом зависеть как от развития и трансформации самого ЕС, так и от развертывания процессов интеграции в рамках СНГ. По мнению российских специалистов, главным вопросом в экономических взаимоотношениях России и ЕС в ближайшие годы станет создание зоны свободной торговли и разработка механизма ее функционирования. 
3) Направление СНГ. Как известно, среди приоритетов российской внешней политики на первом месте числятся страны СНГ. К сожалению, России пока не удаётся преодолеть негативную тенденцию снижения доли этих стран в её внешнем товарообмене, которая понизилась за последние годы до 15%. Постсоветское пространство продолжает дробиться и переходить под враждебный нам контроль, возникает все больше разногласий, как в политических, так и экономических вопросах. Однако рынки стран СНГ богаты сырьем, продовольствием, дешевой рабочей силой. Также существуют военно-стратегические мотивы сотрудничества. Поэтому недопустимо упускать возможность тесной взаимовыгодной работы с рынками стран СНГ. При наличии продуманной долгосрочной политики России на этом направлении оно вполне может стать хозяйственной зоной, тяготеющей к России. 
4) Россия и Япония. Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений двух стран. Основные направления российско-японского сотрудничества в экономической сфере: поощрение взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР, транспорт, наука и технологии, атомная энергетика, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства. Речь идет, в частности, о проекте строительства энергомоста Россия- Япония, в рамках которого можно было бы экспортировать в Японию электроэнергию с электростанций на Сахалине и других районов Дальнего Востока, прокладке магистральных газопроводов в Японию и другие страны АТР с месторождений в восточной части России, строительстве тоннелей Япония Сахалин, что позволило бы связать Японию железнодорожным сообщением с Европой через Транссибирскую магистраль, и о некоторых других предположениях.

5) Россия и Китай. Особое значение для России имеют торгово-экономические отношения с Китаем. Российский экспорт в КНР включает самолеты, автомобили, сельскохозяйственную технику, горноперерабатывающее и нефтеперерабатывающее оборудование, оборудование для текстильной промышленности, продукцию химической промышленности, стальной прокат, древесину и др. Основными статьями российского экспорта в Китай остаются удобрения и черные металлы, на них приходится свыше 50% общего объема российских поставок.  Китай поставляет в Россию главным образом потребительские товары, продукты питания. Большого эффекта можно ожидать от развития производственной кооперации между Китаем и Россией, особенно регионов Сибири и Дальнего Востока. Например, некоторые предприятия Дальнего Востока можно полностью или в значительной мере переориентировать на выпуск интересующей Китай продукции.
6) Внешнеэкономические  связи России с развивающимися странами предстают как необходимое звено в механизме ее внешних отношений со странами мира. Тем более что потенциал российских торгово-экономических связей со многими развивающимися странами в значительной степени не востребован. Сложившаяся взаимодополняемость экономик России и ряда развивающихся стран, сравнительно невысокая требовательность их рынков, взаимные интересы и другие факторы превращают эти страны по многим позициям в наиболее вероятных потребителей российской продукции. В свою очередь, многие развивающиеся страны рассматривают товарообмен с Россией как дополнительный и альтернативный источник в торгово-экономических связях с Западом. По оценке российских специалистов, именно рынок развивающихся государств может стать базой для наращивания, облагораживания структуры и диверсификации российского экспорта как в плане расширения географии экспорта, так и его реального товарного исполнения. [6]
       На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что  
сегодня Россия активно включена в экономические связи практически со всеми крупными странами мира, развитыми и развивающимися. Внешнюю экономическую политику России, в первую очередь, определяет наличие на ее территории огромных запасов полезных ископаемых, экспортером которых она и выступает. Многие страны напрямую энергозависимы от России, что определяет особое место нашей страны в мире. Кроме того, перспективными в России остаются отрасли машиностроения, химическая, металлургическая, авиационная, военная отрасли, продукция которых также выступает экспортным товаром, пусть и не в таком большом количестве, как экспорт нефти и газа. Что касается международного экономического сотрудничества, то здесь существуют некоторые  разногласия между РФ и международными организациями (например, до сих пор Россия не является участницей Всемирной торговой организации), но в целом же сотрудничество России и других стран носит положительный характер.

Глава 2. Положение России на международной  политической арене.     

2.1. Россия в мировой  политике.  

        Изменения в мировой политике  после окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране  демократизация поставили Россию в положение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитической деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отношений. [7]
         В политическом плане Россия  выступает державой с многовекторными глобальными интересами и общепризнанным международным авторитетом. Являясь постоянным членом Совета Безопасности (СБ) ООН, представителем других влиятельных международных организаций, она активно участвует в развитии и укреплении на демократической основе содружества наций, реформировании модели международных отношений в соответствии с новыми политическими реалиями. Принципиальным показателем положения России в мировом сообществе остается состояние и уровень ее отношений с США как наиболее могущественным государством мира. [8]
         В своем стремлении к многополярному  миру Россия не одинока и  находит все больше поддержки  среди ведущих стран Европы, что  обусловило одну из политических  причин усиления ее популярности  в европейском сообществе.  
Параллельно с развитием новых отношений со странами Запада, Россия активизировала свои отношения со странами Востока. Наша страна стремится вернуть себе былой авторитет и строить взаимовыгодные отношения с крупнейшими государствами этого региона. В свою очередь, ряд наиболее динамично развивающихся стран Азии нуждаются в политической и экономической поддержке России, что усиливает их международный статуе. Например, за последние 15 лет только между Россией и КНР подписано более 180 соглашений. В 2006 г. в Китае прошел Год России, а 2007 год объявлен Годом Китая в России. 
          Россия как евразийская держава объективно претендует на важнейшее место геополитического моста и роль активного игрока и посредника в отношениях между странами Запада и Востока. Более того, в последние годы характерной чертой активности российской дипломатии стало интенсивное развитие сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Персидского залива, Латинской Америки, Южной Африки, традиционно считавшихся сферой американских интересов. 
          Статус России в мировом сообществе проявляется также через ее место и роль в СНГ. Став правопреемницей бывшего Советского Союза, Россия фактически возложила на себя ответственность за будущее постсоветского пространства, обеспечение стран СНГ политической и экономической поддержкой. Благодаря своему потенциалу и авторитету, она стала консолидирующей силой для большинства бывших союзных республик, активно противодействуя попыткам внутри и извне расколоть Содружество. В сложнейших условиях Россия не раз становилась гарантом стабилизации обстановки на постсоветском пространстве. Она выступает инициатором совершенствования модели СНГ с конечной целью создания оптимальной военно-политической и экономической системы, которая должна обеспечить эффективное развитие каждого из ее участников

      Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие:
– создание новой  системы взаимоотношений с бывшими  социалистическими странами;
– вхождение  в европейское и мировое сообщество;
– разработка новых  принципов межгосударственных отношений  с бывшими республиками СССР;
– разработка новой  военно-политической доктрины в изменившемся геополитическом пространстве;
– активизация  отношений с Китаем, странами Юго-Восточной Азии;
– равноправное развитие отношений с США;
– противодействие  установлению «однополюсного» мира под эгидой США;
– участие в  миротворческих акциях прекращения  вооруженных конфликтов под эгидой ООН.[9]
        Роль и место России в современном  мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.
         Для России немаловажным является  вопрос: будет ли она контролировать  нефтепотоки с открытых крупных  месторождений нефти и газа  на шельфе Каспия? Каспийский  бассейн, как Черноморский и  Балтийский, составлял значительную часть российского геостратегического потенциала. Одна из закономерностей геополитического процесса заключается в том, что если контроль над пространством теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. «Тюркский» и «исламский» фактор в условиях ослабления России как геополитического субъекта стал активно проявлять себя в направлении Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные плацдармы, в том числе и азербайджанский.
         Для российского геополитического  положения небезразличны изменения,  происходящие на европейском  пространстве и связанные с  продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает  вторжение Запада в ту сферу,  которая исконно была «незападной». Ряд стран Центральной Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом составляли для России плацдарм и буфер, а сейчас - только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону стабильности между Россией и НАТО. [10]
          Сегодня Россия занимает ведущее положение в мировой политике. Имея мощный военный потенциал и ядерное оружие, РФ, тем не менее, выступает за мирное существования государств, за разоружение, сокращение ядерного оружия. Россия всегда старается придерживаться своей политической линии (война в Ираке, конфликт между Грузией и Южной Осетией) по всем мировым вопросам, именно поэтому она часто вступает в  противоречивые отношения с другими странами. Несмотря на внутренние проблемы экономического и политического характера, нельзя приуменьшать роль России в мире.

2.2. Россия и международные  организации в  определении основных  направлений мировой  политики.

      Рассмотрим основные направления  отношений России с крупнейшими  международными организациями.
   1) ООН и Совет безопасности ООН. Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматривается Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность. Снижение роли Совета Безопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оценивается как опасная тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России. Это может существенно уменьшить значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизить порог применения военной силы.                                          2) Содружество Независимых Государств и Организация договора о коллективной безопасности. Отношения с Содружеством Независимых Государств являются для России важнейшим направлением внешней политики. Россия будет стремиться и дальше развивать потенциал координации военно-политической деятельности стран СНГ в рамках существующих структур и институтов. Договор о коллективной безопасности стран СНГ определяет структуру военно-политических обязательств России перед своими союзниками. Россия рассматривает обеспечение безопасности и неприкосновенности границ стран-членов ОДКБ в качестве приоритета своего военного планирования. 3)Организация Северо-Атлантического договора (НАТО) и Европейский Союз (ЕС). Отношения России с Организацией Северо-Атлантического договора (НАТО) определяются Римской декларацией 2001 года. Россия внимательно следит за процессом трансформации НАТО и рассчитывает на полное изъятие прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности и из военного планирования, и из политических деклараций стран-членов Альянса.  Однако, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, включая изменение российской ядерной стратегии. Россия рассчитывает на дальнейшее развитие конструктивных политических и экономических отношений и со странами Европейского Союза, исходя из необходимости формирования взаимовыгодных, справедливых и недискриминационных отношений, а также безусловного признания территориальной целостности Российской Федерации и уважения ее права на борьбу со всеми проявлениями международного терроризма.    4)Стратегическое партнерство России и США. Россия рассчитывает на расширение сотрудничества с США в политической, военно-политической и экономической сферах, на конструктивное взаимодействие с США в деле обеспечения региональной стабильности и нераспространения ОМП на региональном уровне. Россия поддерживает усилия по борьбе с международным терроризмом, в рамках антитеррористической коалиции, являющейся элементом глобальной стабильности и средством установления более справедливого нового мирового порядка. Россия исходит из того, что, несмотря на отдельные различия в подходах к решению региональных проблем, консенсус должен быть найден на базе уважения норм международного права и взаимного уважения национальных интересов.                                                                              3)Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС). Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала ШОС сформируется зона мира и стабильности на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях, исключающая возникновение крупномасштабной военной угрозы. Если произойдет полная или частичная ренационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и общей военно-политической нестабильности. [11]

Глава 3. Терроризм и борьба с ним

3.1.Проблема  терроризма в России

          Терроризм в любых формах своего  проявления превратился в одну  из самых опасных проблем, с  которыми человечество вошло  в XXI столетии. Терроризм в России, к сожалению, становится явлением  все более обыденным. По данным Следственного комитета при прокуратуре РФ, на конец октября 2009 года в стране совершено 11 терактов и свыше 500 преступлений террористической направленности, и эти показатели растут, заявил глава ведомства Александр Бастрыкин. По информации МВД, за 9 месяцев текущего года предотвращено 64 теракта, бойцы ОМОНа обнаружили и обезвредили более 2 тыс. взрывных устройств.
     Всплеск терроризма начался в России еще  в 1991 году, после начала первой Чеченской  войны. Большинство терактов имеют "кавказский след", однако тактику террора уже начали использовать и русские радикальные националисты. Так, именно ультраправые взяли на себя ответственность за целую серию недавних преступлений в Санкт-Петербурге: три убийства, взрыв 25 ноября на автобусной остановке, установку муляжа бомбы в петербургском метро и даже подрыв "Невского экспресса", недавние теракты в московском метро.
         В конце 90-х и начале 2000-х  террористы устраивали взрывы  поездов, вокзалов и жилых домов,  захватывали заложников в больницах, автобусах, школах и театральных комплексах. Их основным требованием был вывод российских войск из Чечни, предоставление права на "национальное самоопределение вплоть до отделения". Сейчас и тактика, и цели террористов изменились. Жертвами взрывов, которые почти каждый день гремят на Кавказе, становятся, в первую очередь служащие МВД и представители власти. Террор стал одним из методов борьбы за власть между несколькими группами кланов. Действия экстремистов преследуют сразу несколько целей: запугать представителей власти, усилить нестабильность в регионе и продемонстрировать местному населению неспособность властей защитить не только мирное население, но и самих себя. Кроме того, "нынешняя диверсионно-террористическая борьба в Ингушетии, Чечне или в Дагестане ориентирована на создание общекавказского исламистского проекта. [12]
         В России ежегодно прослеживается увеличение в  2,5 раза учтенных деяний, связанных с терроризмом. Расширяется также информационная, тактическая, взаимная ресурсная поддержка террористических сообществ и групп как в отдельно взятой стране, так и в международном масштабе. Происходит сращивание политического и уголовного терроризма, слияние нелегальных и легальных структур экстремистского толка с националистическими, религиозно-сектантсткими, фундаменталистскими и другими сообществами на основе взаимовыгодных интересов.
        Анализ причин активизации терроризма как социального явления позволяет более точно определить степень угрозы обществу и способы влияния (противодействия) терроризму. К основным внутренним причинам террористических проявлений в России относятся - острая борьба за передел собственности и политическую власть; борьба за изменение государственно-правового статуса отдельных регионов, межэтнические противоречия и конфликты, идеологический раскол и криминализация общества, рост организованной преступности и коррупции, образование устойчивых очагов сепаратизма. События на Северном Кавказе свидетельствует о том, что терроризм превратился в серьезную угрозу не только национальной безопасности России, но даже ее территориальной целостности. Внешние причины заключаются в проявлении или реанимации геополитических притязаний ряда сопредельных с Россией и СНГ государств к Российской Федерации, переносе на российскую территорию противостояния некоторых зарубежных политических сил (палестинские, курдские и др.) с их политическими противниками, активизация антироссийских устремлений ряда зарубежных религиозных и национал-радикальных (в том числе эмигрантских) экстремистских организаций. [13]
    Таким образом, проблема терроризма является острой проблемой для любого государства, в том числе и России, так как ставит под угрозу жизни людей. Борьба с этим жестоким преступлением должна стать общей задачей всех стран мира.

3.2.Борьба с терроризмом

         Рост масштабов международного терроризма в целом и наметившаяся тенденция использования террористами внушительного арсенала средств, включая возможность радиационного, химического и бактериологического поражения, создает реальную угрозу мировому сообществу, для всех стран без исключения, независимо от их финансового состояния и экономического развития, политического устройства и отношения к религии (Ирландия, Россия, США, Израиль, Филиппины, Таиланд, Кения, Танзания и др.). Сегодня это хорошо понимают руководители ведущих мировых держав. Стремление к взаимному сотрудничеству государств в предупреждении терроризма как всеобщей угрозы обнаруживается в большинстве принятых международных актов, заявлений, деклараций и т.п. Так, в Совместном заявлении об общих вызовах безопасности на рубеже 21 века (Москва, 2 сентября 1998) Президенты Российской Федерации и Соединенных штатов Америки заявили "о категорической неприемлемости терроризма во всех его формах и проявлениях, независимо от мотивов, и согласовали ряд шагов, которые являются ответом на растущую угрозу терроризма"
           Нарастающая опасность терроризма активизировала процесс правового обеспечения борьбы с этим явлением. Принятый 25 июля 1998 г. Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" законодательно определил понятие терроризма как уголовно-правовой категории, направления и цели борьбы с терроризмом, субъекты антитеррористической деятельности, способы противодействия терроризму. Безусловно, принятие этого закона было знaчимым событием в обеспечении правовых основ борьбы с террористическими актами и террористической деятельность на территории Российской Федерации. В отсутствие закона "О чрезвычайном положении" уполномоченные органы государства смогли, опираясь на закон "О борьбе с терроризмом", развернуть контртеррористическую операцию по вытеснению ваххабитов с территории Дагестана в 1999 году, продолжив ее на территории Чеченской Республики, многонациональное население которой и до настоящего времени является заложником международного терроризма.       
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.