Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Россия в мировом сообществе

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ 
УНИВЕРСИТЕТ
          Факультет социального страхования, экономики и социологии труда 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат
  Дисциплина: Социология
Тема: «Россия в мировом сообществе» 
 
 
 
 

                      Выполнила:
                      Густова Н.Г.
                      Группа: ЭКН-Д-2-1 

                      Проверила:
                      Долгорукова И.В. 
                       
                       

                                                     
                                                        2010 г. 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

        Проблема самоопределения России, поиска ею своего места в мире не нова. Всякий раз, когда Россия оказывается на пороге перемен, возобновлялись и разгорались споры об ее будущем развитии. По этому поводу существует много точек зрения, среди которых, например, «западники» мыслят развитии России  в пределах региональных группировок - Европейского союза или Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества. Существует совершенно иное мнение «антизападников», которые исходят из представлений о культурной «самобытности» России и об ее особом значении  в пути развития всего мирового сообщества.
         Меня как гражданина России, как  патриота своей страны, как человека, которому вместе с моими сверстниками  строить будущее нашего государства  также волнует проблема самоопределения России, ее места в мире. Именно поэтому я выбрала тему реферата «Россия в мировом сообществе». В своей работе я попытаюсь раскрыть проблему статуса и роли России в мировом сообществе, исследовать этот вопрос с нескольких сторон: сквозь экономическое развитие РФ, ее влияние на мировую экономику, политическое и экономическое сотрудничество с ведущими странами планеты. Также в своей работе я хочу рассмотреть проявление в России такой глобальной проблемы как терроризм и меры борьбы с терроризмом в нашей стране.
        В настоящее время Россия вовлечена  в тесное взаимодействие с  другими странами. Я считаю, что  вопрос о роли РФ в мире  является одной из главных  задач нашего государства, так  как он напрямую связан с  национальными интересами и национальной безопасностью. Поэтому очень важен статус России в мировом сообществе, важно насколько эффективно отстаиваются интересы нашего государства. Этим и обусловлена актуальность моей работы.
       Кроме того, сегодня Россия переживает  непростой этап в своем развитии - период реформирования, построение нового постсоветского государства, создание эффективного аппарата управления, укрепление основных государственных институтов. Все эти внутренние проблемы  отражаются на положении нашей страны в мире, что также определяет актуальность изучения выбранной мною проблемы.

Глава 1. Внешнеэкономические  связи России

1.1. Положение России  в мировой экономике.

        Вопрос о месте и роли России в мире традиционно связан с ее геополитическом и экономическом положением, с ее внутреннем состоянием.  В данной главе я попытаюсь охарактеризовать внешнеэкономическое положение и связи России, определить ее место в мировой экономике.
        На рубеже XXI века внешнеэкономические  связи России переживают сложный период глубоких качественных преобразований, связанных с осуществлением реформ и поиском путей интегрирования в систему мирохозяйственных отношений. Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ является интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики.
     Сегодня  Россия, с одной стороны, является  одной из богатейших держав  мира. По расчетам Госкомстата РФ и РАН, национальное богатство РФ составляет 340-380 трлн. долл., и на душу населения национальных богатств здесь в два раза больше, чем в США, и в 22 раза больше, чем в Японии. В России сосредоточено более 21% мировых запасов сырьевых ресурсов, в том числе 45% мировых запасов природного газа, 13% нефти, 23% угля. На одного жителя России приходится 0.9 га пахотной земли, на 30% больше, чем в США. [1]  Все это автоматически отводит ей значимое место в развитии мировой экономики. Она является одним из мировых лидеров в добыче и экспорте полезных ископаемых, особенно в энергетическом секторе. Это позволяет России традиционно влиять на экономику и безопасность Европы, а в последнее время значительно активизировать свою энергетическую роль и в "восточном" векторе политики.  Место России как ведущего поставщика стабильной и дешевой энергии на значительную часть Евразийского рынка усиливается ключевой ролью России в формировании единой европейской энергетической стратегии. Уже сегодня Германия обеспечивает свои потребности российским газом на 42%, Италия - на 32%, Франция - на 30%, Австрия - на 75%, а в целом его получает каждый четвертый европейский потребитель. Предполагается, что только за 15 ближайших лет объем общих поставок газа в ЕС будет удвоен. Такая же ситуация характерна и для других видов энергетического сырья. Также Россия выступает крупным экспортером интеллектуальных услуг, поставщиком высокообразованных и перспективных кадров за рубеж, которые вносят ощутимый вклад в процветание стран пребывания и мировой прогресс. Перспективными отраслями российской экономики, несомненно, остаются: авиационная промышленность, военная, химическая, металлургическая отрасли. [2]
        С другой  стороны, в современной  системе мирохозяйственных связей  Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в научно-технический и информационный обмен. Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров (т.н. монокультура экспорта), прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Экономический рост в России в настоящее время носит экстенсивный характер. В экспорте России преобладают товары, отличающиеся низкой ценовой эластичностью (т. е. спрос на них слабо меняется при изменении цен), неустойчивостью ценовой динамики, наличием — в долгосрочном плане - тенденции к понижению цен и довольно медленными темпами расширения спроса. К тому же рынки некоторых таких товаров не являются свободными. Так, рынок нефти и нефтепродуктов находится под контролем стран ОПЕК, рынок черных металлов уже давно регулируется крупнейшими западными странами (с помощью квот и антидемпинговых мер), сбыт природного газа ограничивается наличием и проводимостью трубопроводной сети. [3]
          Ничтожен удельный вес в российском  экспорте машин и оборудования, являющихся по всем параметрам  самой перспективной категорией товаров в мировой торговле (особенно это относится к высокотехнологичной продукции, которой в экспорте РФ, если не считать военной техники, почти нет). Доля машин и оборудования в экспорте России примерно в 5 раз ниже, чем в экспорте «средней» высокоразвитой западной страны, и в 2—2,5 раза ниже аналогичного показателя в развивающихся странах.
          В импорте России слишком большое  место занимают продовольственные  товары и сельскохозяйственное  сырье, спрос на которые остается высоким даже в условиях повышения цен и падения доходов населения. При данном состоянии сферы материального производства Россия попала в значительную зависимость от зарубежных поставок и по многим простейшим промышленным товарам, не говоря уже о высокотехнологичной, наукоемкой продукции.[4]
          Россия остается также и страной  не доведенных до конца реформ. Большинство неудач в сфере  российской экономики и ее  реформирования было обусловлено  слабостью институтов власти, отсутствием  необходимой политической воли к созданию истинно эффективной рыночной экономики и формированию демократического строя. Недостаточный профессионализм, неграмотность и неопределенность в принятии решений, бездеятельность, а порой и прямой саботаж при их выполнении на разных уровнях государственной власти, слияние последней с финансовой и частнопредпринимательской средой превратились в обычное явление в системе нынешнего управления в России. Все это не может не сказаться самым негативным образом на характере развития нашей экономики.
        Таким образом, сегодняшнее внутреннее положение России, связанное с реформированием всех сторон общественной жизни, в том числе экономической, отражается на положении России в мире. Несмотря на множество трудностей, связанных с экономическим развитием РФ, наша страна все же играет далеко не последнюю роль в мировом хозяйстве, об этом свидетельствуют приведенные выше данные.

1.2. Внешнеэкономические  связи России.

          О внешнеэкономических связях России свидетельствует то, что на сегодняшний день наша страна является постоянным членом такой международной организации, как ООН, участницей саммитов «Россия - Европейский союз», членом Совета «Россия - НАТО». В течение 90-х годов Россия вступила в Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), заняла место СССР в Европейском банке реконструкции и развития, была принята в Парижский клуб стран-кредиторов, с 1997 г. начало действовать Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС (хотя затем взаимоотношения со странами Европейского Союза ухудшились), продолжаются переговоры о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО), ведется постоянная работа по урегулированию внешнего долга. [5]                                                                                                     
       Рассмотрим основные направления внешнеэкономических связей России. 
1) Азиатско-Тихоокеанское направление. Страны АТР бурно развиваются в последнее время. Экономические интересы России в регионе АТР стимулируются наличием в нем капиталов, технологий, а также нужного стране сырья, относительно дешевых транспортных путей через Тихий океан и по трансарктическим маршрутам. Со своей стороны Россия способна участвовать в региональных интеграционных процессах своими сырьевыми ресурсами, технологиями, предоставлять кратчайшие транзитные пути в Европу, телекоммуникационные системы, свой рекреационный потенциал в Сибири и на Дальнем Востоке, передавать опыт борьбы со стихийными бедствиями и развития малых народов, использовать свой транспортный и рыболовный потенциал в Тихоокеанском бассейне.  
       В рамках АТР следует выделить североамериканское направление, которое является сосредоточением самых передовых технологий, однако пока используется нами в основном для импорта продовольствия. Несмотря на политические разногласия между Россией и США перспективным является сотрудничество во многих сферах (металлургическая, авиакосмическая, автомобильная, атомная промышленности, научно-техническое сотрудничество и др.). 
2) Европейское направление. Среди важных мер по преодолению перекосов во внешнеэкономическом комплексе России следует выделить необходимость соблюдения принципа сбалансированного развития внешнеэкономических связей по географическим направлениям, исходя из экономической эффективности и геополитической целесообразности. Нам пора серьёзно задуматься над тем, как преодолеть сложившийся евроцентризм во внешнеэкономической сфере, при котором доля товарооборота России со странами ЕС составляет запредельный пороговый показатель национальной экономической безопасности – практически 55% (по оценке специалистов ООН, доля экспорта и импорта из одного источника не должна превышать 1/3). Направления и особенности этих связей будут во многом зависеть как от развития и трансформации самого ЕС, так и от развертывания процессов интеграции в рамках СНГ. По мнению российских специалистов, главным вопросом в экономических взаимоотношениях России и ЕС в ближайшие годы станет создание зоны свободной торговли и разработка механизма ее функционирования. 
3) Направление СНГ. Как известно, среди приоритетов российской внешней политики на первом месте числятся страны СНГ. К сожалению, России пока не удаётся преодолеть негативную тенденцию снижения доли этих стран в её внешнем товарообмене, которая понизилась за последние годы до 15%. Постсоветское пространство продолжает дробиться и переходить под враждебный нам контроль, возникает все больше разногласий, как в политических, так и экономических вопросах. Однако рынки стран СНГ богаты сырьем, продовольствием, дешевой рабочей силой. Также существуют военно-стратегические мотивы сотрудничества. Поэтому недопустимо упускать возможность тесной взаимовыгодной работы с рынками стран СНГ. При наличии продуманной долгосрочной политики России на этом направлении оно вполне может стать хозяйственной зоной, тяготеющей к России. 
4) Россия и Япония. Экономическое сотрудничество России и Японии является одним из наиболее важных аспектов выгодных взаимоотношений двух стран. Основные направления российско-японского сотрудничества в экономической сфере: поощрение взаимной торговли и японских инвестиций в российскую экономику, взаимодействие в освоении энергоресурсов Сибири и Дальнего Востока в целях стабилизации энергоснабжения в АТР, транспорт, наука и технологии, атомная энергетика, освоение космоса, содействие интеграции российской экономики в мирохозяйственные связи, поддержка экономических реформ России, включая подготовку кадров для рыночного хозяйства. Речь идет, в частности, о проекте строительства энергомоста Россия- Япония, в рамках которого можно было бы экспортировать в Японию электроэнергию с электростанций на Сахалине и других районов Дальнего Востока, прокладке магистральных газопроводов в Японию и другие страны АТР с месторождений в восточной части России, строительстве тоннелей Япония Сахалин, что позволило бы связать Японию железнодорожным сообщением с Европой через Транссибирскую магистраль, и о некоторых других предположениях.

5) Россия и Китай. Особое значение для России имеют торгово-экономические отношения с Китаем. Российский экспорт в КНР включает самолеты, автомобили, сельскохозяйственную технику, горноперерабатывающее и нефтеперерабатывающее оборудование, оборудование для текстильной промышленности, продукцию химической промышленности, стальной прокат, древесину и др. Основными статьями российского экспорта в Китай остаются удобрения и черные металлы, на них приходится свыше 50% общего объема российских поставок.  Китай поставляет в Россию главным образом потребительские товары, продукты питания. Большого эффекта можно ожидать от развития производственной кооперации между Китаем и Россией, особенно регионов Сибири и Дальнего Востока. Например, некоторые предприятия Дальнего Востока можно полностью или в значительной мере переориентировать на выпуск интересующей Китай продукции.
6) Внешнеэкономические  связи России с развивающимися странами предстают как необходимое звено в механизме ее внешних отношений со странами мира. Тем более что потенциал российских торгово-экономических связей со многими развивающимися странами в значительной степени не востребован. Сложившаяся взаимодополняемость экономик России и ряда развивающихся стран, сравнительно невысокая требовательность их рынков, взаимные интересы и другие факторы превращают эти страны по многим позициям в наиболее вероятных потребителей российской продукции. В свою очередь, многие развивающиеся страны рассматривают товарообмен с Россией как дополнительный и альтернативный источник в торгово-экономических связях с Западом. По оценке российских специалистов, именно рынок развивающихся государств может стать базой для наращивания, облагораживания структуры и диверсификации российского экспорта как в плане расширения географии экспорта, так и его реального товарного исполнения. [6]
       На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что  
сегодня Россия активно включена в экономические связи практически со всеми крупными странами мира, развитыми и развивающимися. Внешнюю экономическую политику России, в первую очередь, определяет наличие на ее территории огромных запасов полезных ископаемых, экспортером которых она и выступает. Многие страны напрямую энергозависимы от России, что определяет особое место нашей страны в мире. Кроме того, перспективными в России остаются отрасли машиностроения, химическая, металлургическая, авиационная, военная отрасли, продукция которых также выступает экспортным товаром, пусть и не в таком большом количестве, как экспорт нефти и газа. Что касается международного экономического сотрудничества, то здесь существуют некоторые  разногласия между РФ и международными организациями (например, до сих пор Россия не является участницей Всемирной торговой организации), но в целом же сотрудничество России и других стран носит положительный характер.

Глава 2. Положение России на международной  политической арене.     

2.1. Россия в мировой  политике.  

        Изменения в мировой политике  после окончания «холодной войны», а также начавшаяся в стране  демократизация поставили Россию в положение страны, которая должна заново определить свое место в мировой политике, выявить те приоритеты своей внешнеполитической деятельности, которые определят ее роль и влияние на мировой арене. Выработка же такой стратегии и тактики определяется не только перспективными планами обновления страны, она в полной мере испытывает на себе влияние политических традиций, массовых и элитарных стереотипов, современных внешнеполитических отношений. [7]
         В политическом плане Россия  выступает державой с многовекторными глобальными интересами и общепризнанным международным авторитетом. Являясь постоянным членом Совета Безопасности (СБ) ООН, представителем других влиятельных международных организаций, она активно участвует в развитии и укреплении на демократической основе содружества наций, реформировании модели международных отношений в соответствии с новыми политическими реалиями. Принципиальным показателем положения России в мировом сообществе остается состояние и уровень ее отношений с США как наиболее могущественным государством мира. [8]
         В своем стремлении к многополярному  миру Россия не одинока и  находит все больше поддержки  среди ведущих стран Европы, что  обусловило одну из политических  причин усиления ее популярности  в европейском сообществе.  
Параллельно с развитием новых отношений со странами Запада, Россия активизировала свои отношения со странами Востока. Наша страна стремится вернуть себе былой авторитет и строить взаимовыгодные отношения с крупнейшими государствами этого региона. В свою очередь, ряд наиболее динамично развивающихся стран Азии нуждаются в политической и экономической поддержке России, что усиливает их международный статуе. Например, за последние 15 лет только между Россией и КНР подписано более 180 соглашений. В 2006 г. в Китае прошел Год России, а 2007 год объявлен Годом Китая в России. 
          Россия как евразийская держава объективно претендует на важнейшее место геополитического моста и роль активного игрока и посредника в отношениях между странами Запада и Востока. Более того, в последние годы характерной чертой активности российской дипломатии стало интенсивное развитие сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, Персидского залива, Латинской Америки, Южной Африки, традиционно считавшихся сферой американских интересов. 
          Статус России в мировом сообществе проявляется также через ее место и роль в СНГ. Став правопреемницей бывшего Советского Союза, Россия фактически возложила на себя ответственность за будущее постсоветского пространства, обеспечение стран СНГ политической и экономической поддержкой. Благодаря своему потенциалу и авторитету, она стала консолидирующей силой для большинства бывших союзных республик, активно противодействуя попыткам внутри и извне расколоть Содружество. В сложнейших условиях Россия не раз становилась гарантом стабилизации обстановки на постсоветском пространстве. Она выступает инициатором совершенствования модели СНГ с конечной целью создания оптимальной военно-политической и экономической системы, которая должна обеспечить эффективное развитие каждого из ее участников

      Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие:
– создание новой  системы взаимоотношений с бывшими  социалистическими странами;
– вхождение  в европейское и мировое сообщество;
– разработка новых  принципов межгосударственных отношений  с бывшими республиками СССР;
– разработка новой  военно-политической доктрины в изменившемся геополитическом пространстве;
– активизация  отношений с Китаем, странами Юго-Восточной Азии;
– равноправное развитие отношений с США;
– противодействие  установлению «однополюсного» мира под эгидой США;
– участие в  миротворческих акциях прекращения  вооруженных конфликтов под эгидой ООН.[9]
        Роль и место России в современном  мире во многом определяется ее геополитическим положением, т.е. размещением, мощью и соотношением сил в мировой системе государств. Геополитическое положение России специалисты рассматривают с учетом географических, политических, военных, экономических и других факторов.
         Для России немаловажным является  вопрос: будет ли она контролировать  нефтепотоки с открытых крупных  месторождений нефти и газа  на шельфе Каспия? Каспийский  бассейн, как Черноморский и  Балтийский, составлял значительную часть российского геостратегического потенциала. Одна из закономерностей геополитического процесса заключается в том, что если контроль над пространством теряет один из геополитических субъектов, то его приобретает другой субъект. «Тюркский» и «исламский» фактор в условиях ослабления России как геополитического субъекта стал активно проявлять себя в направлении Центральной Азии, Поволжья и Северного Кавказа, используя при этом разные плацдармы, в том числе и азербайджанский.
         Для российского геополитического  положения небезразличны изменения,  происходящие на европейском  пространстве и связанные с  продвижением НАТО на Восток. Геополитически это означает  вторжение Запада в ту сферу,  которая исконно была «незападной». Ряд стран Центральной Европы, присоединившиеся к НАТО, в прошлом составляли для России плацдарм и буфер, а сейчас - только буфер, т.е. слабо милитаризованную зону стабильности между Россией и НАТО. [10]
          Сегодня Россия занимает ведущее положение в мировой политике. Имея мощный военный потенциал и ядерное оружие, РФ, тем не менее, выступает за мирное существования государств, за разоружение, сокращение ядерного оружия. Россия всегда старается придерживаться своей политической линии (война в Ираке, конфликт между Грузией и Южной Осетией) по всем мировым вопросам, именно поэтому она часто вступает в  противоречивые отношения с другими странами. Несмотря на внутренние проблемы экономического и политического характера, нельзя приуменьшать роль России в мире.

2.2. Россия и международные  организации в  определении основных  направлений мировой  политики.

      Рассмотрим основные направления  отношений России с крупнейшими  международными организациями.
   1) ООН и Совет безопасности ООН. Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматривается Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность. Снижение роли Совета Безопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оценивается как опасная тенденция, в перспективе способная создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России. Это может существенно уменьшить значение и эффективность политических инструментов разрешения кризисных ситуаций и значительно понизить порог применения военной силы.                                          2) Содружество Независимых Государств и Организация договора о коллективной безопасности. Отношения с Содружеством Независимых Государств являются для России важнейшим направлением внешней политики. Россия будет стремиться и дальше развивать потенциал координации военно-политической деятельности стран СНГ в рамках существующих структур и институтов. Договор о коллективной безопасности стран СНГ определяет структуру военно-политических обязательств России перед своими союзниками. Россия рассматривает обеспечение безопасности и неприкосновенности границ стран-членов ОДКБ в качестве приоритета своего военного планирования. 3)Организация Северо-Атлантического договора (НАТО) и Европейский Союз (ЕС). Отношения России с Организацией Северо-Атлантического договора (НАТО) определяются Римской декларацией 2001 года. Россия внимательно следит за процессом трансформации НАТО и рассчитывает на полное изъятие прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности и из военного планирования, и из политических деклараций стран-членов Альянса.  Однако, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, включая изменение российской ядерной стратегии. Россия рассчитывает на дальнейшее развитие конструктивных политических и экономических отношений и со странами Европейского Союза, исходя из необходимости формирования взаимовыгодных, справедливых и недискриминационных отношений, а также безусловного признания территориальной целостности Российской Федерации и уважения ее права на борьбу со всеми проявлениями международного терроризма.    4)Стратегическое партнерство России и США. Россия рассчитывает на расширение сотрудничества с США в политической, военно-политической и экономической сферах, на конструктивное взаимодействие с США в деле обеспечения региональной стабильности и нераспространения ОМП на региональном уровне. Россия поддерживает усилия по борьбе с международным терроризмом, в рамках антитеррористической коалиции, являющейся элементом глобальной стабильности и средством установления более справедливого нового мирового порядка. Россия исходит из того, что, несмотря на отдельные различия в подходах к решению региональных проблем, консенсус должен быть найден на базе уважения норм международного права и взаимного уважения национальных интересов.                                                                              3)Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС). Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. В случае дальнейшего укрепления политического и военно-политического потенциала ШОС сформируется зона мира и стабильности на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях, исключающая возникновение крупномасштабной военной угрозы. Если произойдет полная или частичная ренационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и общей военно-политической нестабильности. [11]

Глава 3. Терроризм и борьба с ним

3.1.Проблема  терроризма в России

          Терроризм в любых формах своего  проявления превратился в одну  из самых опасных проблем, с  которыми человечество вошло  в XXI столетии. Терроризм в России, к сожалению, становится явлением  все более обыденным. По данным Следственного комитета при прокуратуре РФ, на конец октября 2009 года в стране совершено 11 терактов и свыше 500 преступлений террористической направленности, и эти показатели растут, заявил глава ведомства Александр Бастрыкин. По информации МВД, за 9 месяцев текущего года предотвращено 64 теракта, бойцы ОМОНа обнаружили и обезвредили более 2 тыс. взрывных устройств.
     Всплеск терроризма начался в России еще  в 1991 году, после начала первой Чеченской  войны. Большинство терактов имеют "кавказский след", однако тактику террора уже начали использовать и русские радикальные националисты. Так, именно ультраправые взяли на себя ответственность за целую серию недавних преступлений в Санкт-Петербурге: три убийства, взрыв 25 ноября на автобусной остановке, установку муляжа бомбы в петербургском метро и даже подрыв "Невского экспресса", недавние теракты в московском метро.
         В конце 90-х и начале 2000-х  террористы устраивали взрывы  поездов, вокзалов и жилых домов,  захватывали заложников в больницах, автобусах, школах и театральных комплексах. Их основным требованием был вывод российских войск из Чечни, предоставление права на "национальное самоопределение вплоть до отделения". Сейчас и тактика, и цели террористов изменились. Жертвами взрывов, которые почти каждый день гремят на Кавказе, становятся, в первую очередь служащие МВД и представители власти. Террор стал одним из методов борьбы за власть между несколькими группами кланов. Действия экстремистов преследуют сразу несколько целей: запугать представителей власти, усилить нестабильность в регионе и продемонстрировать местному населению неспособность властей защитить не только мирное население, но и самих себя. Кроме того, "нынешняя диверсионно-террористическая борьба в Ингушетии, Чечне или в Дагестане ориентирована на создание общекавказского исламистского проекта. [12]
         В России ежегодно прослеживается увеличение в  2,5 раза учтенных деяний, связанных с терроризмом. Расширяется также информационная, тактическая, взаимная ресурсная поддержка террористических сообществ и групп как в отдельно взятой стране, так и в международном масштабе. Происходит сращивание политического и уголовного терроризма, слияние нелегальных и легальных структур экстремистского толка с националистическими, религиозно-сектантсткими, фундаменталистскими и другими сообществами на основе взаимовыгодных интересов.
        Анализ причин активизации терроризма как социального явления позволяет более точно определить степень угрозы обществу и способы влияния (противодействия) терроризму. К основным внутренним причинам террористических проявлений в России относятся - острая борьба за передел собственности и политическую власть; борьба за изменение государственно-правового статуса отдельных регионов, межэтнические противоречия и конфликты, идеологический раскол и криминализация общества, рост организованной преступности и коррупции, образование устойчивых очагов сепаратизма. События на Северном Кавказе свидетельствует о том, что терроризм превратился в серьезную угрозу не только национальной безопасности России, но даже ее территориальной целостности. Внешние причины заключаются в проявлении или реанимации геополитических притязаний ряда сопредельных с Россией и СНГ государств к Российской Федерации, переносе на российскую территорию противостояния некоторых зарубежных политических сил (палестинские, курдские и др.) с их политическими противниками, активизация антироссийских устремлений ряда зарубежных религиозных и национал-радикальных (в том числе эмигрантских) экстремистских организаций. [13]
    Таким образом, проблема терроризма является острой проблемой для любого государства, в том числе и России, так как ставит под угрозу жизни людей. Борьба с этим жестоким преступлением должна стать общей задачей всех стран мира.

3.2.Борьба с терроризмом

         Рост масштабов международного терроризма в целом и наметившаяся тенденция использования террористами внушительного арсенала средств, включая возможность радиационного, химического и бактериологического поражения, создает реальную угрозу мировому сообществу, для всех стран без исключения, независимо от их финансового состояния и экономического развития, политического устройства и отношения к религии (Ирландия, Россия, США, Израиль, Филиппины, Таиланд, Кения, Танзания и др.). Сегодня это хорошо понимают руководители ведущих мировых держав. Стремление к взаимному сотрудничеству государств в предупреждении терроризма как всеобщей угрозы обнаруживается в большинстве принятых международных актов, заявлений, деклараций и т.п. Так, в Совместном заявлении об общих вызовах безопасности на рубеже 21 века (Москва, 2 сентября 1998) Президенты Российской Федерации и Соединенных штатов Америки заявили "о категорической неприемлемости терроризма во всех его формах и проявлениях, независимо от мотивов, и согласовали ряд шагов, которые являются ответом на растущую угрозу терроризма"
           Нарастающая опасность терроризма активизировала процесс правового обеспечения борьбы с этим явлением. Принятый 25 июля 1998 г. Федеральный закон "О борьбе с терроризмом" законодательно определил понятие терроризма как уголовно-правовой категории, направления и цели борьбы с терроризмом, субъекты антитеррористической деятельности, способы противодействия терроризму. Безусловно, принятие этого закона было знaчимым событием в обеспечении правовых основ борьбы с террористическими актами и террористической деятельность на территории Российской Федерации. В отсутствие закона "О чрезвычайном положении" уполномоченные органы государства смогли, опираясь на закон "О борьбе с терроризмом", развернуть контртеррористическую операцию по вытеснению ваххабитов с территории Дагестана в 1999 году, продолжив ее на территории Чеченской Республики, многонациональное население которой и до настоящего времени является заложником международного терроризма.       
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.