На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Рынок труда в России. Трудовая миграция населения в России: тенденции и проблемы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
1. Международная миграция  рабочей силы.
     1.1 Причины и виды миграций рабочей силы 

     Миграция  рабочей силы – это перемещение  трудоспособного населения, вызванное  причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают  миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению  трудовых ресурсов между регионами  страны или между городом и  селом, но численность населения  страны при этом не меняется. Внешняя  миграция влияет на численность населения  страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы  данной страны (эмигранты).
     Можно выделить два основных вида международной  миграции рабочей силы 1:
    международная переселенческая миграция;
    международная трудовая миграция.
     Исторически первоначально преобладала переселенческая  миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых  других стран. Она предполагала перемещение  мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.
     При исследовании миграции условно выделяют три направления движения населения: во-первых, миграцию рассматривают  как многообразие пространственного  перемещения людей независимо от его характера и целей; во-вторых, пространственные перемещения между  населенными пунктами влекут за собой  постоянную или временную смену  места жительства и работы; в-третьих, процесс миграции населения ведет  к территориальному перераспределению. В настоящее время именно третий вид миграции, как правило, приводит к тому, что жители из одного государства  с достаточно высокой плотностью населения перемещается на территорию другого государства, где плотность  населения ниже и существует избыток  рабочих мест. Таким образом, любое  территориальное перемещение, совершенное  между разными населенными пунктами либо государствами, вне зависимости  от продолжительности, регулярности и  целевой направленности представляет собой миграцию.
     Термин  «миграция» (от лат. migratio) означает перемещение  или переселение 2. Миграция представляет собой сложное общественное явление, которое отличается значительными масштабами и разнообразием. Она представляет собой один из лучших индикаторов социально-экономического состояния общества.
     Миграция  рабочей силы – это перемещение  трудоспособного населения, вызванное  причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают  миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению  трудовых ресурсов между регионами  страны или между городом и  селом, но численность населения  страны при этом не меняется. Внешняя  миграция влияет на численность населения  страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну, и, уменьшая на количество людей, которые  выехали за пределы данной страны.
     Международная миграция рабочей силы возникла многие столетия назад и за прошедшее  с тех пор время претерпела серьезные изменения. Наиболее активная теоретическая разработка проблем  международной миграции началась с  конца 60-х годов в рамках моделей  экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное  перемещение рабочей силы, как  одного из факторов производства, оказывает  влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в уровне оплаты труда.
     Под влиянием научно-технической революции  и увеличением неравномерности  в уровнях развития стран, увеличиваются  масштабы миграции специалистов в развитые страны.
     Участники современных миграционных процессов  подразделяются на следующие категории: мигрант, эмигрант, иммигрант. К категории  мигрантов относятся лица, совершающие  миграцию, т.е. переселение, как внутреннее, так и внешнее. Эмигрантом считается  человек, выезжающий на постоянное место  жительства в другое государство, покинувший страну своего гражданства или постоянного  проживания.
     К иммигрантам относятся граждане одного государства, поселяющиеся на постоянное или длительное время на территории другого государства. Всю миграцию, как правило, делят на внутреннюю и внешнюю. Под внутренней миграцией  подразумевают территориальные  перемещения жителей внутри страны. Внешняя миграция предполагает прибытие и убытие граждан иностранных  государств и лиц без гражданства.
     В соответствии с классификацией Международной  организации труда (МОТ) различают  пять основных типов современной  международной миграции 3:
     1. переселенцы, переезжающие на  постоянное место жительства;
     2. работающие по контракту, в  котором четко оговорен срок  пребывания в принимающей стране;
     3. профессионалы, имеющие высокий  уровень подготовки, соответствующее  образование, практический опыт  работы, а также преподаватели  и студенты, перемещающиеся в  мировой системе высшего образования;
     4. нелегальные иммигранты, в число  которых включаются также иностранцы  с просроченной или туристической  визой, занимающиеся тем не  менее трудовой деятельностью;
     5. беженцы – лица, вынужденные эмигрировать  из своих стран из-за какой-либо  угрозы.
     В мировой практике сложилась следующая  классификация форм миграции рабочей  силы (таблица 1.1.).
рынокмиграциятрудовоймеждународный
     Табл. 1.1. Классификация форм миграции рабочей  силы
    По направлениям
    миграция из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;
    миграция между промышленно развитыми странами;
    миграция между развивающимися странами;
    миграция квалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;
    миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны.
    По территориальному охвату
      межконтинентальная;
      внутриконтинентальная (между государствами; между макрорегионами).
    По времени
    безвозвратная;
    временная (краткосрочная, долгосрочная);
    сезонная.
    По степени законности
    легальная;
    нелегальная.
    По мотивам
      добровольная;
      вынужденная;
      принудительная.
 
     Миграция  населения воздействует на общественное развитие посредством осуществления  своих функций. Функции – это  те конкретные роли, которые играют миграции населения в жизнедеятельности  общества. Естественно, что функции  миграции выражают ее сущность, обусловливают  свойства этого явления.
     Функции миграции населения не однозначны. Одни из них независимы от типа социально-экономической  системы и особенностей отдельных  обществ, характер других определяется социально-экономическими условиями  конкретных обществ. Первые – общие  функции миграции, вторые – специфические  функции той или иной общественно-экономической  формации.
     Первой  функцией миграции является перераспределениенаселения, связанное с размещением производительных сил, между отдельными территориями страны, в том числе между природными зонами, районами, разными типами сельских и городских поселений. Особенность перераспределительной функции обусловлена ее межтерриториальным характером, поскольку для перераспределения необходимо взаимодействие населения по крайней мере двух регионов.
     Вторая  функция миграции селективная. Суть ее в том, что неравномерное участие в миграции различных социально-демографических групп ведет к изменению качественного состава населения разных территорий. Опыт показывает, что мужчины и лица трудоспособных возрастов участвуют в миграции более активно, чем нетрудоспособные и женщины. Велики различия в миграционной подвижности лиц разных национальностей, а также коренных жителей того или иного района и недавно вселившихся туда из других местностей.
     Миграция  в различных социально-экономических  условиях выполняет специфические  присущие этим условиям функции, наиболее важными из которых являются экономическая и социальная. Экономическая функция миграции населения состоит в обеспечении соединения территориально распределенных средств производства с необходимой рабочей силой и их функционирования в процессе производства. Осуществление в полной мере этой задачи на основе реализации общих функций миграции: ускорительной, перераспределительной и селективной – приводит к обеспечению количественного и качественного соответствия между вещественными и личностными факторами производства.
     Социальная  функция миграции – это стремление благодаря изменению места проживания более полно удовлетворить свои потребности. Она способствует повышению  жизненного уровня и социального  развития трудящихся.
     Процессы  глобализации в сфере экономики, растущее перемещение капитала, расширение экономических, торговых, финансовых связей между странами, бурно происходящая интернационализация производства сопровождаются углубляющейся интеграцией  национальных рынков труда, активизацией процессов в сфере международной  трудовой миграции 4.
     Одна  из распространенных точек зрения относительно расширения и привлечения и использования  иностранной рабочей силы сопровождается усилением трудностей в сфере  занятости, главным образом в  связи с ростом нелегальной трудовой иммиграции.
     Другая  версия теории делает упор на то, что  активизация внешней трудовой миграции в Россию – это нормальное явление  в условиях выздоравливающей экономики, обеспечивающее большую сбалансированность на рынке труда.
     Таким образом, на сегодняшний день все  большее число стран вовлекается  в орбиту мировых миграций и участвует  в международном обмене трудовыми  ресурсами. Международная трудовая миграция стала неотъемлемой частью современной системы мирового хозяйства, нормой существования большинства  государств.
     Причины международной трудовой миграции делятся  на экономические и неэкономические. Причины экономического характера  кроются в различном экономическом  уровне развития отдельных стран. Рабочая  сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более  высоким уровнем. Объективно возможность  миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы  за ту или иную профессиональную деятельность.
     Существенным  экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие  органической безработицы в некоторых  странах, прежде всего слаборазвитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирование международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей  силы к капиталу, либо перемещение  капитала в трудоизбыточные регионы. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному  развитию международной трудовой миграции.
     К экономическим причинам миграции рабочей  силы в мировой экономике относятся5:
      различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, страновые различия в уровнях заработной платы, жизни, социального обеспечения;
      различия в уровне обеспеченности различных стран трудовыми ресурсами;
      несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;
      состояние национального рынка труда.
     К причинам неэкономического порядка  относятся политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и другие условия, ведущие к миграции, носящей  зачастую стихийный, внезапный и  даже массовый характер6.
     Одним из мотивов участия в международной  трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только «не  умереть с голода». Такая причина  наиболее характерна для миграции малоквалифицированной  рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и  высоким уровнем безработицы. Она  имеет место в основном из азиатских  и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной  и Восточной Европы в более  развитые страны Западной Европы.
     В промышленно развитых странах важным мотивом миграции становятся поиск  конкретной работы в целях самовыражения, «социальный комфорт» в стране иммиграции, социально-культурные и психологические  условия жизни и т.п. Экономические  причины миграции здесь также  присутствуют, но имеют иной смысл: например, высокий уровень подоходного  налога в Швеции вызывает волну эмиграции  квалифицированной рабочей силы и работников умственного труда  в другие развитые страны.
     В настоящее время практически  все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей  силы. Государственное регулирование  направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий  международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия  этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов. 

     1.2 Государственное регулирование и международно-правовые основы международной миграции рабочей силы 

     Основой миграционной политики является регулирование  трех фаз миграционного цикла, включая  выезд рабочей силы из стран, пребывание за границей и возвращение на родину. На практике это регулирование сводится к соблюдению следующих принципов7:
    обеспечение прав работников на свободу перемещения и трудоустройство;
    гарантии возвращения мигрантов на родину;
    обеспечение поступления в страну и эффективного использования валютных переводов трудящихся-мигрантов;
    содействие смягчению безработицы, благодаря выезду тех работников, профессии которых не пользуются спросом;
    ограничение выезда занятых в тех секторах экономики, потребности которых в рабочей силе не удовлетворены;
    совершенствование внутреннего рынка труда посредством приема репатриантов, освоивших за рубежом специальности, необходимые для развития народного хозяйства;
    предоставление социальных гарантий трудящимся-эмигрантам. Большинство развитых стран вводят в миграционную политику протекционистские меры, призванные защитить интересы собственного населения и национальную экономику.
     Российское  законодательство, регулирующее труд иностранных работников-мигрантов  состоит из:
     • Конституция РФ 1993 г., статьи 2, 7, 15, 17, 27, 30, 34, 37, 39, 40, 41, 43, 45, 46, 62
     • Трудовой кодекс 2001 г. с изменениями, внесенными несколькими Федеральными законами
     • Федеральный закон от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
     • Федеральный закон от 19.04.1991 г. №1032–1 «О занятости населения в РФ» (в ред. от 18.10.2007)
     • Федеральный закон от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. От 30.12.2008)
     • Федеральный закон от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»
     • Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. №683 г. Москва Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации.
     Принятием в 2002–2003 гг. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и ФЗ «О гражданстве РФ», внесены чрезвычайно важные для бывших советских граждан поправки в него. Но, главное, как мы уже отметили, была принята Концепция регулирования миграционных процессов в РФ, что свидетельствовало о стремлении определить и обозначить общие приоритеты миграционной политики, утвердить позицию государства в данной области и упорядочить ее нормативно-правовую базу.
     Концепция регулирования миграционных процессов  представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления  деятельности органов государственной  власти РФ в области управления миграционными  процессами, включает в себя характеристику современной миграционной ситуации, цели, принципы и задачи регулирования  миграционных процессов, основные направления  деятельности и, конечно, механизм реализации.
     Главными  целями новой миграционной политики провозглашается обеспечение устойчивого  социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения  на территории страны, использование  интеллектуального и трудового  потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания РФ8.
     В ряду ее основных направлений указываются:
    обеспечение контроля за иммиграционными процессами в РФ;
    создание условий для интеграции вынужденных мигрантов;
    содействие привлечению иммигрантов на работу в РФ, исходя из необходимости обеспечения экономики страны трудовыми ресурсами;
    обеспечение вхождения РФ в международный рынок труда и регулирование экономической миграции;
    создание условий для добровольного возвращения в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания;
    поддержка и развитие взаимоотношений с соотечественниками за рубежом;
    оптимизация внутренних миграционных процессов и содействие эффективному использованию трудовых ресурсов;
    создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах РФ;
    содействие добровольному переселению соотечественников из государств – участников СНГ и государств Балтии.
     Как нам представляется, миграционная политика должна стать сферой активного сотрудничества между всеми заинтересованными  сторонами: странами происхождения  мигрантов, странами их назначения и  транзитными государствами. Эффективность  такого сотрудничества непосредственно  зависит от того, насколько будут  поняты и учтены взаимные интересы. Нынешние острые вопросы, относящиеся  к миграции, такие как Калининградский  транзит, подчеркивают правильность этой идеи. Поле, на котором может развиваться  сотрудничество между расширяющимся  Европейским Союзом и его восточными соседями, обширно и может охватывать различные аспекты – от технической  помощи до линии на постепенное углубление интеграции в ЕС. 

     Международно-правовые документы, регулирующие процессы миграции рабочей силы между странами внутри интеграционных группировок, как правило, имеют либеральный характер. Однако и здесь имеются свои проблемы. Параграф 52 Римского договора 1957 г. об образовании Общего рынка (вступил в силу в 1968 г.) предоставляет гражданам стран – членов ЕС право поиска работы по всей территории ЕС. Шенгенское соглашение с 1993 г. установило единые визовые правила. Дублинская конвенция 1990 г. установила правила предоставления убежища. В декабре 1989 г. была принята Хартия основных социальных прав рабочих ЕС.
     Междунардные  правовые нормы по вопросам миграции:
     • Всеобщая декларация прав человека, принята  в 1948 г.
     • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принят в 1966 г.
     • Международная конвенция о защите прав всех работников-мигрантов и  членов их семей, принята в 1990 г.
     • Конвенция МОТ (пересмотренная) о  работниках-мигрантах, принята в 1949 г.
     • Конвенция МОТ о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении  работникам-мигрантам равенства  возможностей и обращения, принята  в 1975 г.
     Процессы  международной трудовой миграции регулируются как государством, так и международно-правовыми  актами. В основе регулирования этого  процесса лежат две противоположные  тенденции. С одной стороны, следование принципам открытой экономики требует  от государства соблюдения принципа свободного перемещения трудовых ресурсов и населения, а с другой – реальная обстановка в стране заставляет применять  разного рода запреты и ограничения.
     Всеобщая  декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., провозглашает свободный выбор места жительства и работы как основополагающее право человека9. Однако реальные условия каждой страны диктуют выработку национальной миграционной политики, включающей комплекс законодательных, организационных и других мер, позволяющих регулировать въезд в страну и выезд из нее. Государственное регулирование экспорта рабочей силы направлено как на защиту прав интересов трудящихся-мигрантов в странах, применяющих иностранную рабочую силу, так и на возмещение потерь от выезда национальной рабочей силы за рубеж.
     Российские  власти также используют определенные меры для регулирования въезда иностранной  рабочей силы в страну. Указом Президента было утверждено Положение о привлечении  и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей  силы10. В нем устанавливался порядок трудовой деятельности работников-иммигрантов на территории России. Это дало государству определенные возможности контроля процесса их привлечения, квотирования количества рабочей силы на уровне субъектов Федерации с учетом состояния региональных рынков труда.
     Разрешение  на привлечение рабочей силы из-за рубежа может выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с  иностранными инвестициями, действующими на территории России, а также отдельным  российским, иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживающим в нашей стране, использующим труд наемных работников в личном хозяйстве. Привлечение рабочей  силы из-за рубежа делает весьма актуальной проблему бесконтрольного въезда на территорию России граждан из стран  с неразвитой экономикой. Официальная  численность этой категории иммигрантов  будет составлять ежегодно (в ближайшие  годы) около 100 тыс. человек11. Все вышеизложенные соображения характеризуют Россию как активного участника потоков международной миграции, выступая одновременно в качестве страны, посылающей и принимающей мигрантов, а также транзитной страны.
     К сожалению, регулирование миграции в рассматриваемых странах отличается низкой эффективностью, что связано  с отсутствием четкой концепции  миграционной политики, часто происходящими  структурными реорганизациями государственных  ведомств, занимающихся вопросами миграции, и сменой руководящих лиц, с неповоротливостью  и частичной коррумпированностью  бюрократического аппарата, отсутствием  опытных кадров и нехваткой финансовых средств. Важным дополнительным фактором в этом списке является также недостаточно тесное сотрудничество между правоохранительными  органами и миграционными службами государств бывшего СССР и их коллегами  из соседних стран, в частности, в  борьбе с незаконной миграцией.
     Неразвитое  и не адекватное реалиям национальное законодательство искусственно сужает легитимное поле для законной миграции и соответственно расширяет масштабы незаконной миграции. Однако, миграционное законодательство развивается не в  вакууме. Оно является проявлением  официальной миграционной политики. В России, например, дискуссия о  концепции миграционной политики продолжается уже более десяти лет, однако, до сих пор не сформировалось единой позиции в этом отношении ни среди  политиков, ни в обществе в целом. Многие призывают сейчас к ужесточению  миграционной политики, особенно в  области иммиграции и транзитной миграции. В том случае, если это  будет означать совершенствование  пограничного контроля, ограничение  незаконной миграции и нелегальной  занятости, такая жесткость может  быть оправдана. Однако, если она будет  направлена на ограничении трудовой миграции и иммиграции на постоянное место жительства в Россию, она  может нанести ущерб национальным интересам страны (главным образом, экономическим и демографическим  интересам).
     Кроме несовершенства законодательной базы в области регулирования миграции, другие проблемы связаны с ведомственной  чехардой. На этот раз во главу угла была поставлена деятельность, направленная на борьбу с незаконной миграцией. После  террористических атак в США в  мире развернулась широкая кампания борьбы с терроризмом, которая в  конкретных российских условиях стала  синонимом борьбы с миграцией  в Россию в целом.
     Однако  мировой опыт борьбы с незаконной миграцией убедительно доказывает, что она не может быть преодолена путем «административной атаки». Для России этот вопрос особенно чувствителен, поскольку большая часть миграций на территории бывшего Советского Союза  является результатом исторических причин, и меры в отношении этих миграций должны быть иными, чем в  отношении миграций извне региона. Поэтому важно соблюсти баланс между  запретительными и регулирующими  мерами миграционной политики. Конечно, России необходимо улучшить состояние  пограничного контроля.
     Российское  законодательство должно быть усовершенствовано  в плане разработки наказаний  за организацию и пособничество  в торговле мигрантами и нелегальную  переправку граждан третьих стран  через территорию России. Однако эти  запретительные меры не должны вступать в противоречие с реальностью, а  именно с тем, что сотни тысяч  «незаконных» мигрантов из стран  бывшего СССР являются постоянными  жителями России12. При разработке стратегии сотрудничества в области регулирования миграции между ЕС и Россией следует иметь в виду, что вместе с окружающими ее «новыми суверенными государствами», это пространство представляет собой самостоятельную миграционную систему. Нынешнее и будущее развитие этой системы во многом определяется различиями в демографических и экономических потенциалах между странами региона, на фоне которых, с одной стороны, формируется тенденция образования единого рынка труда, а с другой стороны, существуют сложившиеся тесные взаимоотношения системы в целом с европейскими странами, особенно с вступающими в ЕС государствами.
     Более или менее утвердившимся является мнение о том, что стихийный характер миграционных процессов на территории России и других государств СНГ должен быть поставлен в законные рамки. Это касается как временных, так  и постоянных миграций. После того, как будет создана легитимная база для регулирования миграции, откроются более широкие возможности  для международного сотрудничества и соглашений в этой области.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.