На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Особенности формирования социально-экономического развитие региона

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФПГБОУ  ВПО «РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ЧЕБОКСАРСКИЙ ФИЛИАЛ « РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА  И ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»  

Кафедра экономики и финансов 

Реферат на тему:
Особенности формирования социально-экономического развитие региона. 
 

                                                               Специальность: Государственное и
              Муниципальное управление.
              Специализация: Региональное управление
              Выполнил: студентка группы 08-Г-12
              Громова Ольга Константиновна
              Научный руководитель: к.э.н., доцент
              Бондаренко  Н.В. 
               
               
               

Чебоксары 2011 г.
Содержание 

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Общая характеристика региона, региональной экономики
и региональной политики…………………………………………………………5
1.1. Миссия и стратегические цели федеральной политики
регионального развития…………………………………………………………12
Глава 2. Цели и критерии социально-экономического развития региона……14
Заключение  …………………………………………………………….................24
Список  используемой литературы………………………………………………26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Проблемы  регионального деления, устойчивого  и согласованного социально-экономического развития страны в целом и отдельных регионов являются как никогда актуальными на современном этапе становления России как равноправного и стабильного члена мирового сообщества.
   Федерализм в России во многом уникален. Ему трудно подобрать аналоги в истории и современном мире. Он не сводится ни к национально-государственному устройству (что отличало советскую модель), ни к территориальному (свойственному многим странам). Поэтому попытки применить опыт США, Германии и других государств расходились с российскими реалиями и противоречили интересам развития страны. Асимметрия, присутствующая в конституционных положениях о федеративной организации России, отразила ее сложный состав и прошлое страны. Почти три четверти субъектов Федерации не обладают статусом государства в составе РФ, а некоторые субъекта образованы по этническому признаку, парадоксальность федерального устройства РФ состоит также в том, что российские субъекты федерации в ряде случаев территориально пересекаются или один находится на территории другого. Например, в Тюменскую область входят два автономных округа. Эти округа являются субъектами Российской Федерации. Одновременно Тюменская область тоже субъект федерации. Такое странное положение сбивает всю иерархию регионального управления.
     До недавних пор приоритет в развитии регионов отдавался экономической составляющей. Это соответствовало до поры общемировым тенденциям регионального развития эпохи индустриализации, в которую региональная политика государств была нацелена в первую очередь на транспортно-инфраструктурное развитие, технологические и инженерно-строительные проекты.
Это проявилось в первую очередь в понимании  того, что региональные ресурсы для  индустриального развития исчерпаемы и зачастую невосстановимы, это касается как трудовых, так и природных ресурсов; что фундаментальной ценностью является предоставление всем гражданам государства определенной совокупности социальных благ - повышение «качества жизни».
Целью данной работы является в изучении формирования социального и экономического развития региона.
Достижение  поставленной цели предполагает решение  следующих задач:
- определить понятие «региона» и основные цели региональной экономики
- рассмотреть  основные цели и критерии социально-экономического развития региона
    
 
 
 
 
 
 
 
 

Общая характеристика региона, региональной экономики и региональной политики
 Социально-экономическое развитие регионов существенно зависит от государственного регионального управления. Оно предполагает регулирование экономического и социального развития регионов с помощью активной региональной политики. Основными его целями являются: укрепление единства и целостности государства; преодоление существенных различий между регионами по факторам развития, уровню жизни, пресечение регионального сепаратизма, максимальное использование потенциала межрегионального обмена, создание предпосылок для саморазвития регионов, функционирования без дотаций.
Формами непосредственного участия государства  в регулировании развития регионов являются федеральные региональные программы, финансируемые на долевых началах из Федерального бюджета.
В условиях формирования и развития рыночных отношений  для научного обоснования экономических  реформ особое значение приобретает  региональная экономика - область научных  знаний о размещении производительных сил, социально-экономических процессах в тесной увязке с природно-экономическими условиями на отдельных территориях страны. Содержание региональной экономики способствует выработке рациональной, научно обоснованной региональной политики.
Слово "регион" в переводе с латинского означает "страна, область, пространство". Под регионом понимается определенная подсистема народного хозяйства, которая организуется на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда.
С позиции  системного подхода регион есть:
относительно  обособленная воспроизводственная  система;
относительно  обособленная социально-экономическая  система;
подсистема  хозяйственных взаимосвязей с другими  регионами, взаимообусловленность.
Регион  как хозяйственная подсистема - более сложное образование, чем отрасль. Если отрасль - совокупность предприятий и производств, однотипных в технологическом отношении, регион - совокупность самых различных отраслей, охватывающих производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.
В настоящее  время, в связи с быстрым вхождением регионов в рынок, предлагается новый  критерий вычленения региона как  субъекта рыночных отношений, а именно емкость рынка какой-либо территории. Известно, что объем рынка неразрывно связан со степенью специализации общественного труда, т. е. разделением труда. Чем глубже общественное разделение труда, тем сильнее кооперационные связи между предприятиями какой-либо территории, тем глубже интеграция.
При всем различии мнений экономистов в трактовке  понятия региональной экономики общим является признание объективной основы выделения региона - территориальное разделение труда, а практическим применением - территориальный аспект планирования.
Таким образом, регион - это социально-экономическая  пространственная целостность, характеризующаяся структурой производства, наличием всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, духовной жизни человека из расчета на единицу пространства и времени, имеющая местные органы управления своей территорией (область, край, республика).
Классифицировать  регионы можно по источникам основной специализации производства:
    агропромышленные,
    транспортно-промышленные,
    морепромышленные,
    рыбопромышленные,
    газонефтепромышленные и другие.
Одинаковых  регионов нет,- есть давно освоенные и недавно освоенные, центральные и периферийные, где численность населения растет и где падает; в одних преобладает население старших возрастных групп, в других высок удельный вес молодежи. Регионы различаются по уровню насыщенности производительными силами, социальной структуре, наличию сырьевой базы и полезных ископаемых, расстоянию от высокоразвитых промышленных, культурных и столичных центров. Все эти и другие различия в региональной экономике необходимо учитывать, особенно при выработке рекомендаций по стабилизации и выходу экономики из кризиса, развитию рыночных отношений. Важно также иметь в виду, что экономическая наука уже в ближайшее время должна определить новое экономическое районирование с учетом формирующихся суверенных национально-территориальных образований в России.
Регион  сегодня становится главным объектом экономических и политических отношений, и очень важно в этой ситуации определить специфику и приоритеты формирования региональной экономики, основанные на сравнительных преимуществах того или иного региона, особенностях его исторического и культурного развития.
Целью функционирования региональной экономики  является обеспечение достаточно высокого уровня и качества жизни населения  соответствующего региона.
Региональная  экономика должна базироваться на использовании трех основных принципов:
1) тщательный  учет потребностей населения  региона, состояния и динамики  формируемых рынков, интересов государства  и отдельных предприятий;
2) создание  условий для максимального приспособления  структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам;
3) активная  реализация региональных интересов.
Функции региональной экономики следующие:
- в области  производства: выпуск продукции  и предоставление услуг по  региональным программам для  внутреннего и внешнего рынков; производство общественных товаров (авиалинии, железные и автомобильные дороги, очистные установки, зеленые насаждения и т. д.); оказание общественных услуг (туризм, образование, медицина, жилье, культурные мероприятия и др.);
- в области  ценообразования: регулирование цен и тарифов, разработка всевозможных льгот и штрафных санкций, определение налоговой политики;
- в области  распределения: формирование региональных  каналов распределения товаров  и услуг;
- в области  обмена: стимулирование реализации товаров и услуг, послепродажное сервисное обслуживание, организация рекламы, формирование системы общественной информации, региональных систем телекоммуникаций, статистических баз данных и др.;
- в области  потребления: обеспечение рационального  уровня потребления.
Успешное  функционирование региональной экономики  во многом зависит от возможностей и умения администрации регионов принимать оптимальные решения, учитывающие интересы центра и регионов. Лицо каждого региона определяется не формами собственности, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания общенациональных и региональных социально-экономических интересов, которые могут находиться в противоречии. Все это определяет разумную и Действенную региональную экономическую политику.
В основе региональной политики лежит учет специфики  регионов в масштабе страны, перенос  основных направлении экономических  реформ на региональный уровень, всемерное развитие местного самоуправления, развитие предпринимательства на местах, решение внутри регионов социальных и экологических проблем, рационального использования природных ресурсов.
Для выполнения этой цели в условиях становления  и развития рыночных отношений региональная политика призвана выполнить следующие основные задачи:
- сохранение  единого внутреннего рынка страны, единства инфраструктуры систем  энергетики, транспорта, связи, общей  денежно-кредитной системы, единой  налоговой системы, общего контроля за экспортом и импортом продукции при наличии свободы экономических, научно-технических и других договорных отношений между предприятиями по всей территории страны, свободной конкуренции производителей разных форм собственности, свободного движения товаров и капиталов;
- обеспечение  достойного уровня жизни населения  в каждом регионе, его постепенное  выравнивание, исключение чрезмерных  контрастов в социальных условиях  на основе увеличения выпуска  продукции для обеспечения повседневных  нужд населения и устойчивой работы предприятий, расширение горизонтальных связей между регионами, формирование рынка труда и межрегионального регулирования занятости, создание рынка капиталов путем развития системы акционерных компаний, фондовых бирж, коммерческих банков и др.;
- оздоровление  экологической обстановки, модернизация  инфраструктуры и улучшение жизненной  среды в сельской местности  путем развития разных форм  собственности и предпринимательства,  упорядочение внешнеэкономических  связей и др.;
- обеспечение  стабильности в политическом отношении, недопущение межэтнической напряженности и противоречивости.
Реализация  этих задач исключает унифицированный  подход к проведению экономических  реформ, ориентированных на средние  условия. Необходима гибкая региональная политика с учетом особенностей каждого региона, различных стартовых условий вхождения в рынок, природно-ресурсного и трудового потенциала, экологической обстановки и природных условий в отдельных регионах.
Таким образом, региональная политика опирается  на развитие региональной экономики, смещение центра тяжести от общих территориальных проблем на региональный уровень с учетом рациональности развития отдельных районов, не разрушая единого экономического пространства государства в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1. Миссия и стратегические цели федеральной политики регионального развития
Миссией политики регионального развития Российской Федерации является содействие социально-экономическому развитию регионов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  с целью:
·         повышения благосостояния и качества жизни населения на территории России;
·         обеспечения устойчивых темпов качественного экономического роста;
·         усиления конкурентных позиций России и ее регионов в мире
Именно  за счет мобилизации активности российских регионов и повышения эффективности использования их ресурсов возможно провести социально-экономические преобразования, с одной стороны, позволяющие значительно увеличить ВВП, а с другой - провести комплекс мер по снижению уровня бедности.
Стратегическими целями региональной политики Российской Федерации на данном этапе развития страны являются:
 Обеспечение  глобальной конкурентоспособности  России и ее регионов.
Достижение  цели направлено:
- Прежде  всего, на обеспечение эффективной  интеграции регионов в мировой рынок, ускорение социально-экономического развития Российской Федерации за счет правильного (в соответствии с логикой действия рыночных сил) распределения производительных сил по территории, развития системы расселения и повышения связанности страны, что должно открыть доступ территорий и их населения к источникам социально-экономического роста;
- На  развитие инфраструктурной базы  социально-экономического роста  в территориях;
- На  формирование конкурентоспособных  в глобальном масштабе территориальных производственных кластеров, в том числе в инновационно-емких секторах экономики;
- На  обеспечение перехода к поляризованному  развитию и создание нового  пространственного каркаса страны из «опорных регионов».
Стимулирование  процесса новой «регионализации» - консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики. 
Данная  цель направлена на:
- Обеспечение  сплоченности территорий и единства  экономического пространства страны  при сохранении самостоятельности региональных и местных властей в принятии решений в рамках своей компетенции;
- Устранение  барьеров на свободное перемещение  рабочей силы, товаров и услуг,  капиталов, открытие региональных рынков;
- Устранение  препятствий для реализации инвестиционных проектов, развития малого бизнеса на региональном и местном уровне и т.д. 
 

Глава 2. Цели и критерии социально-экономического развития региона
    В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель — здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.
   Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:
    ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
    интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);
    величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.
В межрегиональном  сравнении, точно так же, как и  в международном анализе, можно  использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.
Наряду  с интегральными показателями можно  использовать и отдельные частные  показатели развития региона. Среди  них:
    национальный доход на душу населения;
    уровень потребления отдельных материальных благ;
    степень дифференциации доходов;
    продолжительность жизни;
    уровень физического здоровья;
    уровень образования;
   Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей — становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.
Критерии  экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:
    привлечение новых видов бизнеса;
    расширение существующего бизнеса;
    развитие малого бизнеса;
    развитие центра города;
    развитие промышленности;
    развитие сферы услуг;
    повышение уровня занятости населения региона.
Особое  значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень  производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете  на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).
Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста  душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста — жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона.
Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.
Экономическое развитие многих стран и регионов сопровождается изменением структуры  общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть — непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве.
Так называемые базовые отрасли перестают быть таковыми и никогда не станут базовыми опять. Потребление индивидуализируется, тиражность производства падает, происходит так называемая демассификация производства. Углубляется его интеллектуализация, основными факторами производства становятся информационные ресурсы. Добавленная стоимость создается главным образом в нематериальной сфере, при этом труд приобретает новые черты: в нем начинают преобладать творческие функции, превалирующим типом работника становится творческая личность, приверженная своему делу и стремящаяся привнести в свою работу новые элементы. Стираются различия между низко- и высокотехнологичными отраслями: все отрасли становятся наукоемкими, абсорбируя поток управленческих, финансовых и коммерческих инноваций. Навыки работников и наличие прогрессивной технологии становятся важнее низких затрат на рабочую силу и других обычных факторов конкурентоспособности. Традиционные преимущества стран и регионов начинают утрачивать былое значение. Все названные тенденции проявляются почти во всех странах мира в большей или меньшей мере.
Нематериальное  производство становится парадигмой экономического развития, что заставляет по-новому оценивать степень богатства стран и регионов. Традиционно страны и регионы оцениваются с точки зрения богатства лесом, полезными ископаемыми, почвами, климатическими условиями, основными фондами, географическим положением. Новые представления о нематериальном производстве как о сфере, где создается большая часть стоимости, меняют критерии оценки богатства стран и регионов. На первое место выдвигаются такие факторы, как богатство людьми и их квалификацией, управленческими технологиями, рыночной инфраструктурой, сетью бизнеса, культурой организаций. Новые представления об источниках и факторах экономического развития позволяют по-новому посмотреть на образование, науку, медицину, телекоммуникации, навыки менеджмента как на те сферы общественной жизни, которые оказывают решающее влияние на темпы и направление экономического развития страны в целом.
Итак, на уровне региона можно рассматривать  следующие критерии и соответствующие  им показатели социально-экономического развития:
    ВНП или ВВП (абсолютная величина и на душу населения) и темпы роста этих показателей;
    средний уровень доходов населения и степень их дифференциации;
    продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей;
    уровень образования;
    уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг), обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования;
    уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, аптеками, больницами, диагностическими центрами и услугами скорой помощи, качество предоставляемых медицинских услуг);
    состояние окружающей среды;
    равенство возможностей людей, развитие малого бизнеса;
    обогащение культурной жизни людей.
Стандартным способом оценки экономического развития региона является оценка уровня производства (к тому же, как правило, материального производства). Такая оценка является сегодня односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке экономического развития стран заставляют при оценке уровня развития региона рассматривать не только объем производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окружающей среды, равенство возможностей в экономической сфере, личная свобода и культура жизни. Вполне уместно в качестве интегрального показателя развития региона использовать индекс развития человека, разработанный и применяемый Программой развития ООН для оценки развития отдельных стран.
При управлении экономическим развитием отдельного региона целесообразно выделять все вышеперечисленные относительно самостоятельные цели и осуществлять мониторинг их достижения. В частности, наряду с мониторингом состояния регионального производства и динамики денежных доходов населения необходимо отслеживать и другие важнейшие параметры экономического развития.
Наличие и уровень качества школ, детских  садов, других образовательных учреждений и их доступность, а также уровень  образования и квалификации людей — важнейшие параметры уровня развития любого региона. Снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке — это также параметры оценки уровня регионального развития. Уровень физического и психического здоровья населения, продолжительность жизни, уровень развития системы здравоохранения и ее доступность, состояние окружающей среды — также важные оценочные критерии социально-экономического развития региона.
Даже  если предположить, что большая часть  российских регионов выйдет из экономического кризиса в узком смысле этого слова, т.е. возобладает положительная динамика роста производимой продукции, то вряд ли еще можно будет говорить о позитивных сдвигах в динамике социально-экономического развития в современном понимании, так как экологическая составляющая будет тормозить продвижение регионов вперед.
В настоящее  время ближайшие пригороды многих российских городов представляют собой  одну большую разрастающуюся свалку. Многие так называемые дачные поселки  расположены в месте складирования  собственных же отбросов. Значительная часть земель безвозвратно утрачивается под напором наступающего невежества в экологической сфере, усиленного общим недостатком финансовых средств. Это лишь один незначительный аспект комплексной проблемы экологического благосостояния людей.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.