На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимосвязь цен и денежного обращения

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Федеральное государственное образовательное  учреждение
профессионального высшего образования
«Пермская государственная сельскохозяйственная академия
имени академика  Д.Н. Прянишникова» 
 
 

Кафедра отраслевой и региональной экономики 
 
 

Курсовая работа
по дисциплине:
«Ценообразование»
Взаимосвязь цен и денежного обращения
  
 

Выполнил: студент 3 курса факультета заочного
обучения  по специальности 
«Экономика  и управление на предприятии 
(в оценке  недвижимости)»
Проверил:  
 
 
 

Пермь 2011г.
Содержание 

     Введение…………………………………………………….........................3
    Взаимосвязь цен и денежного обращения…………………………………...5
2. Экономический анализ деятельности предприятия…………………………9
     2.1 Характеристика деятельности предприятия  ОАО «Цементная торговая компания»……………………………………………………………….9
     2.2 Анализ себестоимости продукции…………………………………...13
     2.3 Анализ себестоимости цемента  по калькуляционным статьям……18
     2.4 Оценка основных направлений  ценовой политики предприятия….22
3. Совершенствование системы ценообразования на предприятии ОАО «ЦТК»…………………………………………………………………………….29
     Выводы  и предложения…………………………………………………..32
     Список  использованных источников……………………………………36
     Приложение……………………………………………………………37-48 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     На  современном этапе перехода к  рыночным отношениям в нашей стране формирование ценовой политики предприятия  начинает играть важную роль для успешной деятельности любого предприятия. Возросшая  конкуренция вынуждает предприятия  – изготовителей идти на все большие  уступки потребителям и посредникам  в сбыте своей продукции с  помощью ценовой политики. Кроме  того, объективным фактором возрастания  роли ценовой политики является то, что эффективность рекламы снижается  из-за растущих издержек и рекламной  тесноты в средствах массовой информации. Поэтому все большее  число предприятий прибегает  к формированию эффективной ценовой  политики предприятия, как к средству, которое может эффективно поддержать конкурентоспособность предприятия.
     Ценообразование на предприятии является важной составляющей хозяйственной деятельности, способом обеспечения эффективного хозяйствования.
     Цена  – сложная экономическая категория. При всем многообразии понятия “цены” существует и единое определение, которое  приемлемо для всех её видов. Так, с точки зрения экономической  теории цена – это денежное выражение  стоимости товара, т.е. количество денежных единиц, характеризующее стоимость. Цена играет исключительно важную роль в рыночной экономике.
     Каждый  предприниматель самостоятельно устанавливает  цену за свой товар. Имеется два подхода  к рыночному ценообразованию: установление индивидуальных цен либо единых цен. Первая формируется на договорной основе в результате переговоров между  покупателем и продавцом, обеспечивающих согласование интересов сторон. Вторая характерна тем, что все покупатели приобретают товар по одинаковой цене. В современных рыночных условиях развития предпринимательства и  бизнеса, более приемлемым является первый вариант установления цены.
    Целями  данной курсовой работы являются:
    - проанализировать себестоимость продукции на предприятии, рассмотреть порядок определения цен на продукцию.
     Задачи  данной курсовой работы:
     - закрепить изученный материал  по дисциплине «Ценообразование»;
     - изучить на примере организации  определение цен на продукцию;
     - проанализировать себестоимость  продукции на изучаемом предприятии;
     - разработать пути совершенствования  ценообразования на данном предприятии.
     Объектом  исследования является предприятия  ООО «Цементная торговая компания».
     Предметом исследования является себестоимость, цена и ценовая политика предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Взаимосвязь цен и денежного  обращения
 
     В условиях рыночного хозяйства цена связана с денежным обращением.
     Денежное  обращение представляет собой движение денег в процессе выполнения ими  функций средства обращения, платежа, образования денежных резервов и  сбережений.
     Денежная  масса в обращении является предложением денег.
     Сумма единиц, обозначенных на денежных знаках, которые находятся в обращении  называется денежной массой, или количеством  денег в обращении.
     Денежная  масса состоит из трех основных элементов:
     — наличных денег в обращении;
     — депозитов до востребования;
     — средств в расчетах.
     Зависимость ценообразования от изменения количества денег в обращении проявляется  через действие законов стоимости  и денежного обращения, означающий, что цены на товары должны устанавливаться  на основе стоимости, а количество денег  в обращении должно соответствовать  объему производимых товаров и услуг, исходя из действующей системы цен.
     Для достижения стабильности цен, и избежания  инфляционных процессов должно соблюдаться  следующее соотношение:
     

     где M – денежная масса;
     Р- цена товара;
     Q – количество товара.
     В случае если указанное соотношение  больше единицы, то наблюдаются инфляционные процессы, происходит повышение цены.
     Сбалансированность  денежного сектора достигается  следующим образом.
     На  сбалансированность денежной массы  влияют два рыночных элемента: спрос  на деньги со стороны производства и предложение денег со стороны  Центробанка, осуществляющего их эмиссию.
     Количество  денежной массы определяется потребностями  товарооборота и государства. На величину денежной массы влияет также  скорость обращения денег, т. е. интенсивность  их движения при выполнении функций  обращения и платежа.
     Скорость  движения денег определяется по формуле:
     

     где V – скорость движения денег;
     ВВП – валовой внутренний продукт;
     M – денежная масса.
     Низкий  уровень оборачиваемости денежной массы означает, что коэффициент  размещения национального продукта низок; высокая скорость обращения  денег свидетельствует о быстром  размещении товаров.
     Замедленное денежное обращение показывает накопление товарных запасов, нереализованной  продукции; высокая скорость обращения  денег сокращает потребность  в дополнительной эмиссии денежных средств.
     Однако  увеличенная денежная масса при  неизменном объеме выпуска товаров  и услуг ведет к обесцениванию  денег, т. е. является одним из факторов инфляционного процесса.
     Оборачиваемость денег в платежном обороте  определяется отношением суммы денег  на банковских счетах к среднегодовой  величине денежной массы в обращении. Этот показатель свидетельствует о  скорости безналичных расчетов.
     На  скорость обращения денег влияют общеэкономические факторы: циклическое  развитие производства, темпы его  роста, движения цен, а также денежные факторы: структура платежного оборота (соотношение наличных и безналичных  денег), развитие кредитных операций и взаимных расчетов, уровень процентных ставок за кредит и внедрение электронных  денег в расчеты. Кроме этих общих  факторов, скорость обращения денег  зависит от периодичности выплаты  доходов, равномерности расходования населением своих средств, уровня сбережений и накопления.
     Следует отметить, что на величину денежной массы оказывает также влияние  необходимость создания банками  обязательных резервов, исходя из устанавливаемой  Центральным банком нормы обязательного  резервирования.
     Манипулируя нормой резерва, Центральный банк либо сжимает денежную массу, либо увеличивает  кредитные операции в стране.
     Сбалансированность  денежного сектора может достигаться  при соблюдении формулы равновесия:
     ДхС=ЦхQ,
     где Д- масса денег в обращении  в определенный период времени;
     С – скорость обращения денег;
     Ц – цена товара данного вида;
     Q – количество товара на рынке.
     Левая часть уравнения отражает уровень  предложения денег, правая часть  – величину спроса на деньги. Следовательно, любое увеличение физического объема товара на рынке или рост его цены требует расширения объема денежной массы или возрастания скорости обращения денег.
     Прирост денежной массы или ускорение  её оборачиваемости при неизменных ценах также должны соотноситься с соответствующим увеличением  предложения товаров или услуг.
     На  практике темпы прироста денежной массы  нередко опережают рост предложения  товаров и услуг.
     Несоответствие  между объемами денежной и товарной массы уравнивается через систему  цен, что приводит к их инфляционному  росту.
     В результате инфляции происходит постепенный  переход к новому масштабу цен.
     Формула равновесия экономических систем была предложена американским экономистом, приверженцем количественной теории денег  И. Фишером. Она отражала зависимость  между ценами и денежной массой, включающей кредитные деньги в форме  банковских платежных средств. В  результате масса денег в обращении  определялась как сумма денежной наличности и банковских текущих  счетов, умноженных на скорость их оборота:
     ДхС+Д`хС`=ЦхQ,
     где Д` – сумма денег на текущих  банковских счетах;
     С` – скорость их обращения.
     Для оценки того, в какой мере нарушено равновесие между денежной массой и  товарным покрытием используют показатель индекса цен. Индекс цен измеряет соотношение между покупной ценой  определенного набора потребительских  товаров и услуг (рыночная корзина) для данного периода и совокупной ценой идентичной исходной группы товаров  и услуг в базовом периоде.
     
     Индекс  потребительских цен не адекватен  инфляционной динамике в полной мере, однако считается наиболее подходящим для макроэкономического анализа, благодаря своей социальной ориентированности.
 


     2. Экономический анализ деятельности предприятия
     2.1 Характеристика деятельности  предприятия ОАО «Цементная торговая компания» 

     История одного из крупнейших промышленных предприятий  Пермского края началась 13 июня 2000 года
     ОАО «Цементная Торговая Компания» является одним из крупнейших поставщиков цемента и производителем бетонных и растворных смесей г. Перми и Пермского края.
     Компания  зарегистрирована 11 апреля 2000 г. в г. Перми, имеет удобное месторасположение:
     офис  — г. Пермь, ул. Героев Хасана, 42;
     цементный терминал — г. Пермь, ул. Героев Хасана, 48;
     бетонно-растворный узел — г. Пермь, ул. Промышленная, 103;
     имущественный комплекс — г. Пермь, ул. Дачная, 20.
     Основной  принцип работы компании заключается  в максимальном учете всех интересов  партнеров при разработке вариантов  производства, условий поставки, цен, сроков и видов оплаты. Компания располагает обширной информационной базой по продукции, предлагаемой предприятиями-изготовителями цемента, поставщиками инертных материалов и пластифицирующих добавок и  более 100 предприятиями Пермского  края. Со многими из этих предприятий  компания имеет сложившиеся долгосрочные партнерские отношения.
     Рынок сбыта продукции широк: строительство  производственных зданий и сооружений, торговых и бизнес-центров, жилых  домов, коттеджей. Покупателями также  являются заводы и организации г. Перми, оптовые базы, магазины строительных материалов и частные покупатели. Поставка продукции осуществляется транспортом покупателя или транспортом  компании.
     Успех работы заключается в постоянном анализе рынка, четко отлаженному  менеджменту и полной самоотдаче сотрудников. ОАО «Цементная Торговая Компания» делает ставку на постоянных клиентов и долгосрочное сотрудничество. При помощи постоянных контактов компания имеет возможность обновлять и пополнять информацию о сложившейся конъюнктуре на рынке продаж цементной и бетонной продукции. Сбыт продукции основывается на поддержании постоянного контакта с предприятиями-потребителями цементной продукции и бетонных смесей. Ряд покупателей, с которыми сложились долгосрочные партнерские отношения, составляют годовые заявки на поставку продукции, что позволяет более корректно прогнозировать сбыт продукции.
     Сотрудники  постоянно повышают свой профессиональный уровень, участвуют в профессиональных семинарах и тренингах, проводимых сторонними организациями.
     Компания  располагает современным офисом в центре города, оборудованной собственной  складской площадкой для хранения цемента с подъездными автомобильными и железнодорожными путями.
     С июля 2007 года компания приступила к  производству товарного бетона и  строительного раствора. Производительность бетонно-растворного узла 35 м3/час. Выпускаемая  продукция полностью соответствует  ГОСТам и СНиПам, что дает положительные  отзывы о качестве и конкурентоспособности  на рынке сбыта. Имеется собственная  лаборатория для проверки качества бетонных смесей и строительных растворов. На всю выпускаемую продукцию  выдается паспорт качества.
     Организация производства по цементной продукции  заключается в приеме навального цемента из вагонов в стационарные емкости через шнеково-элеваторное  оборудование и пневмомагистрали, а  также отпуск из емкостей навального цемента в автоцементовозы, фасовка  навального цемента в тару.
     Мощность  цементного терминала по разгрузке (загрузке):
     по  упаковке цемента в мешки производительностью 30 тн/час;
     два загрузочных устройства в автоцементовозы  производительностью 120 тн/час;
     по  отгрузке упакованного цемента 420 тонн за смену;
     два разгрузочных устройства по выгрузке вагонов производительностью 840 тонн в сутки.
     Мощности  компании по доставке:
     6 вагонов (хоппер-цементовозов);
     6 автоцементовозов 27-35 тонн на базе  автомобилей «MAN»; 
     2 трейлера для перевозки тарного  цемента до 27 тонн;
     8 автобетоносмесителей по 9 м3 на  базе автомобиля «КАМАЗ».
     «Цементная  Торговая Компания» имеет долгосрочные партнерские отношения с рядом  поставщиков из предприятий-производителей цементной продукции, производителей пластифицирующих добавок, поставщиков  инертных материалов, благодаря чему организованы постоянные товарные потоки в адрес компании. За счет организации  постоянных потоков предприятие  получает возможность своевременно и в кратчайшие сроки отгружать  продукцию потребителям.
     В условиях продолжающегося экономического кризиса за счет проводимых антикризисных  мероприятий, включающих в себя:
     реорганизацию работы коммерческого отдела;
     сокращение  издержек по основным видам деятельности;
     жесткое управление структурой себестоимости;
     сокращение  дебиторской задолженности;
     разработку  систем управления продажами.
     Удалось, как показывают итоги 2009 г., не только сохранить объемы продаж цемента  в натуральном исчислении, но и  значительно увеличить этот показатель на 30 % по сравнению с 2008 годом. 

     Применение  гибких бизнес-моделей и принятие быстрых управленческих решений  при работе с потребителями, позволило  «ЦТК» подтвердить надежность бизнеса  компании.
     Рассмотрим  организационную структуру управления предприятием ОАО «ЦТК».
     Рисунок 1. Организационная структура управления предприятием
     
     Главным органом управления ОАО «ЦТК» является общее собрание акционеров. В промежутках между общими собраниями управление осуществляет совет директоров, состоящий из председателя совета директоров, генерального директора.
     Важнейшим фактором развития ОАО «ЦТК» как предприятия использующего стратегию вперёд идущей интеграции является рациональная организационная структура, то есть тип устройства управления внутри предприятия. Организационная структура в настоящее время выбрана такой, чтобы обеспечить реализацию ее стратегии. Поскольку с течением времени стратегии меняются, то руководством вносятся и соответствующие изменения в организационной структуре.
     На  предприятии используется линейно-функциональная структура управления. Она представляет собой принцип построения управленческого  процесса по функциональным подсистемам  организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и пр.). По каждой из них  сформирована иерархия служб, пронизывающая  всю организацию сверху донизу.
     В вертикально интегрированных компаниях  между основными блоками структуры (одноотраслевыми бизнесами) наблюдается  тесная технологическая взаимосвязь. Возникает необходимость в формировании штабных корпоративных групп, которые  занимаются мониторингом, координацией и планированием деятельности направлений, а также оценкой предложенных руководством планов в различных  сферах стратегической и оперативной  деятельности (маркетинга, производства и т.д.).
     С учетом того, что интересы каждого  из отделов находятся в зависимости  от результатов деятельности других, их руководство должно иметь возможность  оказывать влияние на процессы принятия решений, связанных с переводом  ресурсов в рамках вертикально интегрированной  системы.
     ОАО «ЦТК» - одно из крупнейших предприятий отечественной цементной промышленности. Его мощность составляет 2,6 млн. т. В 2009 г. здесь выпущено 1,7 млн. т. цемента или на 13% больше, чем в 2008 г. Всего за 11 лет работы предприятием было отгружено более 100 млн. т. продукции.
     За 9 месяцев 2010 года увеличено производство на 15,4%. Всего за этот период было выпущено 1,45 млн. т. цемента. 

     2.2 Анализ себестоимости  продукции
     На  цементном заводе применяется попередельный  метод калькулирования себестоимости  цемента. Расчет себестоимости цемента  производится суммированием статей затрат по каждому переделу в следующей  последовательности: определяется себестоимость  добычи сырья, затем продукции отдельных  переделов и, наконец – полная себестоимость цемента. Разделив сумму затрат на объем выпуска, определяют себестоимость 1 тонны цемента.
     При расчете себестоимости сырья  применяют простой метод калькуляции, при котором все затраты группируются по отдельным статьям, а затем  делением общей суммы на количество добываемого сырья определяют себестоимость  единицы (т или м3). Процесс добычи сырья состоит из буровзрывных, добычных и транспортных работ, затраты по которым входят в общую себестоимость  сырья. Таким образом производство цемента относится не только к  обрабатывающей, но и добывающей отрасли.
     Себестоимость 1 тонны цемента определяется на основе разработки плановых и отчетных калькуляций.
     Анализ  себестоимости цемента производится с целью изыскания резервов снижения затрат на его производство и реализацию.
     Основными задачами анализа являются:
    анализ общей суммы затрат на производство продукции;
    анализ себестоимости цемента по калькуляционным статьям;
    анализ материальных затрат;
    анализ косвенных затрат.
     При анализе себестоимости в первую очередь изучается правильность ее формирования. На анализируемом  предприятии себестоимость цемента  формируется в соответствии с  Положением о составе затрат, а  также изменениями и дополнениями к нему.
     После проверки правильности формирования себестоимость  продукции рассматривается выполнение плана по данному показателю как  в целом, так и в разрезе  элементов и статей затрат, что  позволяет проследить за изменением уровня отдельных затрат, происшедших  в результате изменения в технике, технологии и организации производства.
     Изучение  структуры затрат на производство и  ее изменений за отчетный период по отдельным элементам затрат позволяет  сделать вывод о том, является ли производство материалоемким, трудоемким, энергоемким и т.д. И тем самым  выбрать основное направление в  анализе затрат, которое позволит вскрыть наибольшие резервы в  снижении себестоимости.
     Для оценки выполнения плана по себестоимости  продукции рассмотрим таблицу, составленную на базе данных цементного завода.

     Таблица 1. Затраты на производство цемента

№ п/п Элементы  затрат Сумма, тыс. руб. Структура затрат, %
План Факт +/- План Факт +/-
1. 
2.
3.
Материальные  затраты Заработная  плата
Отчисления  на социальное страхование
 
403202 14011
5394
 
398572 12960
4989
 
-4630 -1051
-405
 
74,8 2,6
1,0
 
75,5 2,5
0,9
 
+0,7 -0,1
-0,1
4. 
5.
Амортизация основных средств 
Прочие  расходы
81395 
35038
81298 
30091
-97 
-4947
15,1 
6,5
15,4 
5,7
+0,3 
-0,8
  Полная  себестоимость В том  числе:
- переменные  расходы
- постоянные  расходы
539040 
442013
97027
527910 
422400
105510
-11130 
-19613
+8483
100 
82,0
18,0
100 
80,0
20,0
- 
-2,0
+2,0
 
     Анализ  данных таблицы 1 выявил, что в целом фактические расходы предприятия на производство продукции составили 527910 тыс. руб. Это ниже суммы полной себестоимости, предусмотренной по плану на 11130 тыс. руб. или на 2% (11130/539040 ? 100).
     Снижение  произошло по всем видам и особенно по материальным затратам и прочим расходам. Изменилась несколько и  структура затрат: увеличилась доля материальных затрат и амортизации  основных средств, а доля зарплаты уменьшилась. 

     
     Рисунок 1. Фактическая структура затрат на производство цемента за 2010г.
     Приведенная фактическая структура затрат позволяет  сделать вывод, что данное производство является материалоемким. Следовательно, важным направлением снижения издержек на производство является поиск резервов по сокращению материальных расходов.
     Общая сумма затрат может измениться из-за объема выпуска продукции в целом  по предприятию (Vобщ.), уровня переменных затрат на единицу продукции (В) и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А):
     Зобщ. = Vобщ. ? В + А.
     Исходные  данные для расчета влияния этих факторов приведены в таблице 2.

     Таблица 2. Исходные данные для факторного анализа  общей суммы издержек на производство и реализацию продукции.

№ п/п Показатель Алгоритм расчета

Расчет

Сумма, тыс. руб.
1. 
2. 
 
 
 

3. 
 
 

4.
Плановая себестоимость По плану, пересчитанному но фактический объем  производства продукции
Фактические затраты при плановом уровне постоянных затрат
Фактическая себестоимость 
Зпл = Vпл ? Впл + Апл 
З1 = Vф ? Впл + Апл 
 
 
 

З2 = Vф ? Вф + Апл 
 
 

Зф = Vф ? Вф + Аф
Табл. 1 
539040?0,94?
?0,82+97027 
 
 

527910?0,8+
+97027 
 

527910?0,8+
+105510
539040 
512519 
 
 
 
 

519355 
 
 

527910
 
     Расчет  влияния факторов на общую сумму  затрат приведен в таблице 3.
     Таблица 3. Расчет влияния факторов на общую сумму затрат
№ п/п Фактор Алгоритм расчета

Расчет

Размер влияния, тыс. руб.
1. 
2.
3.
Объем выпуска  продукции Переменные  затраты
Постоянные  затраты
З1 – Зпл 
З2 –  З1
Зф –  З2
512519-539040 
519355-512519
527910-519355
-26521 
+6836
+8555
  Итого: Зф – Зпл 539040-527910 -11130
 
     Анализ  таблицы 3 выявил, что общая сумма затрат ниже плановой на 11130 тыс. руб. или на 2%, в том числе в связи с невыполнением плана по выпуску товарной продукции в условно-натуральном выражении на 6% (Кв=0,94) сумма затрат снизилась на 26521 тыс. руб. или на 4,9% (26521/539040 ? 100), а за счет повышения уровня удельных переменных затрат допущен перерасход издержек на производство продукции на сумму 6836 тыс. руб. или 1,3% (6836/539040 ? 100), а также повышения постоянных расходов по сравнению с планом на сумму 8555 тыс. руб. или на 1,6% (8555/539040 ? 100). Таким образом из-за повышения себестоимости продукции общая сумма затрат снизилась только на 2% (4,9-1,3-1,6).
     Для более глубокого изучения причин отклонения фактической себестоимости  от плановой, рассмотрим постатейный  анализ издержек производства. 

     2.3 Анализ себестоимости цемента по калькуляционным статьям
     Эффективность использования материальных и трудовых ресурсов с наибольшей полнотой раскрывается при изучении себестоимости продукции  по статьям затрат. Постатейная форма  отражения расходов при калькулировании  себестоимости повышает аналитические  возможности этого показателя и  делает сам анализ действенным и  целенаправленным, а также позволяет  анализировать затраты не только по направлениям расходов, но и по местам их возникновения. Выделение места  возникновения затрат в анализе  дает возможность судить не только об экономии или перерасходе при  производстве продукции, но и качестве руководства и организации работы отдельных участков.
     В процессе анализа следует прежде всего изучить динамику себестоимости 1 тонны цемента путем сравнения  удельного веса затрат в динамике расходов за два предшествующих года. Такое сопоставление показывает, как изменилась структура затрат и какая наблюдается тенденция  – роста или снижения удельного  веса затрат по отдельным статьям  расходов.
     Таблица 4. Динамика структуры затрат на производство 1 тонны цемента
№ п/п Статьи затрат 2008 г. 2009 г. Отчетный год
1. 2.
3.
4. 

5. 

6.
7.
8.
Сырье и материалы Топливо на технологические  цели
Энергия на технологические  цели
Зарплата  с отчислениями на социальные нужды
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
Общепроизводственные  расходы
Общехозяйственные расходы
Коммерческие  расходы
25,9 33,1
8,4 

1,8 

18,2 

2,8
6,2
3,6
24,8 35,2
10,5 

1,6 

16,4 

2,6
5,4
3,5
22,8 37,9
12,8 

1,5 

13,7 

2,5
5,2
3,6
  Полная себестоимость 100 100 100
 
     Приведенные данные таблицы 4 свидетельствуют, что из года в год структура затрат на производство цемента изменяется: повышается удельный вес затрат на топливо и энергию на технологические нужды, а по остальным статьям себестоимости удельные затраты снижаются.
     Следующий этап анализа – изучение выполнения плана и определение влияния  факторов на изменение себестоимости 1 тонны цемента.
     Себестоимость 1 тонны цемента непосредственно  зависит от влияния следующих  факторов первого порядка:
    изменения объема выпуска продукции;
    изменения суммы постоянных затрат;
    изменения уровня удельных переменных затрат.
     Влияние факторов первого порядка на изменение  уровня себестоимости единицы продукции  изучают с помощью факторной  модели:
     Сед = А/V + В,
     где условные обозначения соответствуют  ранее принятым.
     Исходные  данные для факторного анализа себестоимости 1 тонны цемента приведены в  таблице 5.
     Таблица 5. Исходные данные для факторного анализа себестоимости цемента
№ п/п Показатель По плану Фактически Отклонение  от плана
1. 2.
3.
Объем производства, тыс. т Сумма постоянных затрат, тыс. руб.
Сумма переменных затрат на единицу продукции, руб.
1600 97027 

276,3
1500 105510 

281,6
-100 +8483 

+5,3
 
     Расчет  исходных показателей методом цепной подстановки для факторного анализа  себестоимости 1 тонны цемента приведен в таблице 6.
     Таблица 6. Расчет исходных показателей для факторного анализа себестоимости 1 тонны цемента
№ п/п Показатель Алгоритм расчета

Расчет

Сумма, руб.
1. 
2. 
 

3. 
 
 

4.
Плановая себестоимость 
Плановая  себестоимость при фактическом  объеме выпуска 

Себестоимость 1 тонны цемента при фактических  объеме выпуска и постоянных затратах и при плановом уровне переменных затрат
Фактическая себестоимость 
Спл = Апл/Vпл + Впл 
С1 = Апл/Vф + Впл 
 

С2 = Аф/Vф + Впл 
 
 

Сф = Аф/Vф + Вф
97027000/1600000+ +276,3
97027000/1500000+
+276,3 

105510000/1500000+
+276,3 
 

105510000/1500000+
+281,6
336,9 
340,9 
 

346,6 
 
 

351,9
 
     Расчет  влияния факторов первого порядка  на 1 тонну цемента методом цепной подстановки приведен в таблице  7.

     Таблица 7. Расчет влияния факторов первого порядка на 1 т цемента

№ п/п Фактор Алгоритм расчета

Расчет

Размер влияния, руб.
1. 2.
3.
Объем выпуска  продукции Постоянные  затраты
Переменные  затраты
С1 – Спл С2 –  С1
Сф –  С2
340,9-336,9 346,6-340,9
351,9-346,6
+4,0 +5,7
+5,3
  Итого: Сф – Спл 351,9-336,9 +15,0
 
     Анализ  данных таблицы 7 выявил, что фактическая себестоимость 1 тонны цемента выше плановой на 15,0 руб. или на 4,4% в том числе за счет невыполнения плана по выпуску товарной продукции на 4,0 руб. или 1,2% (4,0/336,9 ? 100), что является причиной роста постоянных затрат на 1 тонну цемента на 5,7 руб. или на 1,7% (5,7/336,9 ? 100), а также роста переменных затрат на 5,3 руб. или на 1,5% (5,3/336,9 ? 100).
     Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости необходимо произвести анализ отчетной калькуляции 1 тонны цемента. Анализ калькуляционных  статей основан на сопоставлении  плановых и фактических затрат и  последующем изучении отклонений и  их причин в первую очередь по тем  статьям, которые занимают наиболее высокий удельный вес в структуре  себестоимости. Группировка затрат на 1 тонну цемента в калькуляционном  разрезе представлена в Приложении А.
     Как гласят данные таблицы 7 предприятие допустило превышение фактической себестоимости над плановой на 15,0 руб. или на 4,45%. Причем перерасход произошел по материальным затратам на 19,0 руб., который повлиял на увеличение себестоимости на 5,64 % (19,0/336,9 ? 100), в том числе по сырью и материалам на 2,4 руб. или на 0,71%, топливу на технологические цели на 12,1 руб. или на 3,59%, энергии на технологические цели на 1,5 руб. или на 0,45%. Значительный перерасход допущен по статье топливо на технологические цели.
     Общая экономия себестоимости 1 тонны цемента  составила 4,0 руб. или 1,19% (4/336,9 ? 100), в том числе за счет экономии затрат по основной заработной плате производственных рабочих на 0,9 руб. или на 0,27%, дополнительной заработной плате производственных рабочих на 0,2 руб. или 0,06%, отчислениям на социальные нужды на 0,3 руб. или на 0,09%, расходам на содержание и эксплуатацию оборудования на 0,7 руб. или на 0,21%, коммерческим расходам на 0,1 руб. или на 0,03%.
     Наибольшая  экономия достигнута по заработной плате  с отчислениями на социальные нужды, а также по расходам на содержание и эксплуатацию оборудования. Такое  снижение затрат положительно характеризует  организацию работы на анализируемом  предприятии. Более детальный анализ причин отклонения этих расходов рассмотрен в следующих параграфах.
     Однако  перерасход плановых затрат по материалам привел к превышению фактической себестоимости над плановой.
     Кроме того, приведенные данные свидетельствуют  о незначительном изменении структуры  себестоимости цемента по сравнению  с запланированной. Наибольший удельный вес в структуре себестоимости  занимает статья топливо на технологические  цели, следовательно, производство цемента  является топливоемким, что объясняется  особенностями технологического процесса (процесс обжига клинкера происходит при t 1200-15000С). Таким образом основное направление в анализе затрат – анализ прямых материальных затрат, что позволяет вскрыть наибольшие резервы в снижении себестоимости цемента. Анализу прямых материальных затрат посвящен следующий параграф.
     На  следующем этапе анализа рассматриваются  причины изменения себестоимости  в разрезе отдельных статей затрат с целью выявления неиспользованных возможностей ее снижения.
     2.4 Оценка основных  направлений ценовой  политики предприятия
 
     В 2010 году предприятие ОАО «ЦТК» несколько раз производило комплексный пересмотр цен на продукцию, причем пересмотр происходил не только под влиянием растущих затрат на производство, но и при воздействии рыночной конъюнктуры (то есть иногда и в сторону снижения по отдельным группам и видам продукции, что было вызвано сезонными колебаниями спроса).
     Политика  предприятия в области цен  и скидок была направлена на ускорение  продаж. В частности:
    для ускорения оборачиваемости денежных средств предоставлялась скидка за 100%-ную предварительную оплату продукции (размер скидки в течение года составлял 2%);
    предоставлялись скидки покупателям, выполняющим условия договора купли-продажи в части выполнения плановых объемов и ритмичности выборки продукции (5%).
     Средний суммарный размер скидок, предоставленных  покупателям к базовым ценам  по всем основаниям, в отчетном году уменьшен и составил 6.0% (2008 год - 9.1%).
     

     Рисунок 2. Динамика средней цены и средней  себестоимости на 1 т. цемента
     Динамика  средней цены (с учетом фактически предоставленных скидок, без НДС) и удельных затрат представлена на рисунке показывает, что доходность производства (разрыв между кривыми) в III - IV кварталах традиционно несколько  возросла, что объясняется, с одной  стороны предновогодним возрастанием платежеспособного покупательского  спроса, а, с другой стороны, относительной  стабильностью курса доллара  и, соответственно, уровня затрат на основное сырье и материалы.
     Затратные методы ценообразования предполагают расчет цены продажи продукции путем  прибавления к издержкам реализации некой определенной величины.
     Суть  метода, основанного на определении  полных издержек (метод «издержки  плюс»), состоит в суммировании совокупных издержек (переменные (прямые) плюс постоянные (накладные) издержки) и прибыли, которую  предприятие рассчитывает получить.
     Пример  определения цены методом полных затрат ОАО «ЦТК» приведен в таблице 8.
     Определим цену за 1 мешок по 25 кг цемента.
     Таблица 8. Определение цены 25 кг цемента методом полных затрат
Наименование  затрат Значение
Переменные (прямые) издержки, тыс.р. :  
— на закуп товара 18000
— на рабочую силу 2001
Постоянные (накладные) расходы, тыс.р. 7600
Итого затрат, тыс.р. 27600
Ожидаемая прибыль, тыс.р. 120
Ожидаемый доход от реализации, тыс.р. 33120
Месячная  реализация продукции, кг 1000
Цена  единицы продукции, руб. 33,12
 
     Таким образом, усредненная цена реализации 25 кг цемента, рассчитанная на основе метода полных издержек, составит 33 руб.
     Если  предприятие отталкивается от определенного  процента рентабельности реализации продукции, то расчет продажной цены может быть произведен по следующей формуле:
     Р = С(1+ R/100),
     где Р — продажная цена;
     С — полные издержки на единицу продукции;
     R — ожидаемая (нормативная) рентабельность.
     Любой метод отнесения на себестоимость  товара постоянных издержек (например, арендной платы), которые являются расходами  по управлению предприятием, а не расходами  для реализации данного товара, —  условный, и он искажает подлинный  вклад продукта в доход предприятия.
     В связи с этим на практике используются различные способы распределения  постоянных затрат:
     - пропорционально заработной плате  производственных рабочих;
     - пропорционально затратам на  материалы;
     - пропорционально переменным издержкам.
     Предположим, ОАО «ЦТК» реализует три вида цемента.
     Данные  о количестве реализуемых ею товаров, переменных затратах и полной себестоимости  приведены в таблице 9.
     Таблица 9. Расчет распределения постоянных затрат, руб.
Показатели Товар А Товар Б Товар В Всего
1 Количество единиц реализованной  продукции, кг 1000 2001 500 3500
2 Переменные издержки — всего - на  зарплату производственных рабочих
- на  закуп товара 
20 100 3500 16 600
42 000 8000 34 000
20 500 12 000 8500
82 600 23 500
59 100
3. Общие постоянные издержки        55 000
4. Распределение постоянных издержек  между товарами:        
4 1 Пропорционально зарплате производственных  рабочих  892 18 723 28 085 55 000
4.2 Пропорционально затратам на  материалы  15 448 31 641 7911 55 000
4 3. Пропорционально переменным издержкам  13 384 27 966 13 650 55 000
5. Общая себестоимость при распределении  постоянных издержек по способу 4.1
28 292 60723 48 585  
  по способу 4.2 35 548 73 641 28 411  
  по способу 4.3 33 484 69 966 34 150  
     Цена  единицы каждого товара при рентабельности 15% к себестоимости и распределении  затрат разными способами дана в  таблице 10.
     Таблица 10. Определение цены с учетом способа распределения постоянных затрат, руб.
  Себестоимость единицы Прибыль на единицу Цена  единицы
А Б В А Б В А Б В
По  способу 4 .1 28,3 30,4 97,2 4,2 4,6 14,6 32,5 35,0 111,8
По  способу 4.2 35,5 36,8 56,8 5,3 5,5 8,5 40,8 42,3 65,3
По  способу 4.3 33,5 35,0 68,3 5,0 5,3 10,2 38,5 40,3 78,5
 
     Таким образом, каждая из трех рассчитанных цен, с учетом различных способов отнесения на себестоимость полных затрат, является вполне обоснованной, но какую цену выберет предприятие, зависит от того, какая ситуация сложилась на рынке (конкуренты, спрос  и т.д.).
     Методика  расчета цен на основе полных издержек является одной из самых популярных среди большинства предприятий  России, так как достаточно проста и удобна. Также к достоинствам данного метода ценообразования  для ОАО «ЦТК» относят:
     1) снижение ценовой конкуренции.  Этим методом пользуется большинство  фирм отрасли продажи продовольственных  товаров, их цены скорее всего  будут схожими, поэтому ценовая  конкуренция сводится к минимуму;
      2) равенство покупателей и продавцов.  При высоком спросе продавцы  не наживаются за счет покупателей  и вместе с тем имеют возможность  получить справедливую норму  прибыли.
     Однако  метод полных издержек имеет два  больших недостатка:
     - при установлении цены не принимаются  во внимание имеющийся спрос  на товар и конкуренция на  рынке, поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене  не будет пользоваться спросом,  а продукция конкурентов может  быть лучше по качеству и  более известна покупателю благодаря  рекламе и т.п.;
     - отнесение на себестоимость товара  постоянных издержек, которые являются  условными и искажают подлинный  вклад продукта в доход предприятия.
     Метод полных затрат наиболее распространен  в ценовой стратегии ОАО «ЦТК, так как это оптовое предприятие с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен традиционных товаров.
     Сущность  метода прямых затрат (метод минимальных  издержек, метод стоимостного изготовления) состоит в установлении цены путем  добавления к переменным затратам определенной надбавки — прибыли. При этом постоянные расходы, как расходы предприятия  в целом, не распределяются по отдельным  товарам, а погашаются из разницы  между суммой цен реализации и  переменными затратами на реализацию продукции. Эта разница получила название «добавленной», или «маржинальной».
     При правильном подходе переменные (прямые) издержки должны явиться тем пределом, ниже которого ни один производитель  не будет оценивать свою продукцию.
     Если  в случае применения метода полных затрат расчет начинается с суммирования всех затрат, связанных с реализацией  продукции, то в случае метода прямых затрат фирма начинает с оценки потенциального объема продаж по каждой предполагаемой цене. Подсчитывается сумма прямых переменных затрат, и определяется величина наценки («маржинальной» прибыли) на единицу продукции и весь объем  прогнозируемых продаж по предполагаемой цене. Вычитая из полученных суммарных  наценок постоянные расходы, определяют прибыль от реализации продукции.
     Определение цены методом прямых затрат в ОАО  «ЦТК» на примере цемента рассматривается в таблице 11.
     Таблица 11. Определения цены продукции методом прямых затрат
Предполагаемая  цена 1 м., р. 36,00 32,00 30,00 28,00
Сумма переменных (прямых) затрат (производственных и сбытовых), р. 8,58 8,46 8,40 8,34
«Маржинальная»  прибыль на единицу продукции, р. 9,42 7,54 6,60 5,66
Ожидаемый объем продаж, кг 400 600 800 900
Суммарная «маржинальная» прибыль, тыс.р. 3768 4524 5280 5094
Постоянные  затраты, тыс.р. 3000 3000 3000 3000
Реализованная прибыль, тыс.р. 768 1524 2280 2094
 
     Из  данного расчета видно, что наибольшую прибыль ОАО «ЦТК» получит при продаже 800 кг (32 меш.) цемента по цене 30 руб.
     Метод прямых затрат позволяет с учетом условий сбыта находить оптимальное  сочетание объемов реализации, цен  реализации и расходов по реализации продукции. Однако он может быть с  уверенностью использован при установлении цен только тогда, когда имеются  неиспользованные резервы и когда  все постоянные расходы возмещаются  в ценах, установленных из текущего объема реализации.
     В практике оптовых и розничных  продавцов встречается ситуация, когда покупатель требует от них  осуществить снижение цены на определенное количество процентов. Поэтому, если заранее  определить величину прибыли, которую  необходимо получить в целом от продажи  данного товара, можно легко и  без ущерба для финансовой деятельности ОАО «ЦТК» контролировать величину снижения цен.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.