На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Взаимоотношение руководителя и подчененнго

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Взаимоотношения руководителя и подчиненного в таможенных органах 
 

Норильск, 2011 

Введение 

В условиях становления  цивилизованных рыночных отношений  в нашей стране перед государственными службами стоит задача создания целостной, эффективной и гибкой системы управления, опирающейся, в первую очередь, на экономические, рыночные инструменты при должном использовании организационных воздействий. Процессы глобализации, развития экономических связей, информатизация важнейших аспектов жизни людей и другие реалии современности приводят к усложнению ориентации не только коммерческих фирм, но и государственных служб, что предполагает, с одной стороны, возрастание роли управления ими, а с другой — качественные изменения во всей структуре и методах управления. 

Поэтому проблема эффективного управления является одной из наиболее актуальных и практически значимых проблем в комплексе взаимосвязанных аспектов развития таможенной службы. 

Проблематика  темы заключаются в, зачастую, неосознанности того, что именно управленческие процессы взаимодействия руководителя на подчиненных предопределяют успех совместной деятельности таможенного органа. Ведь само по себе управление в системе таможенных органов во многом зависит именно от руководителя, его личных качеств, стиля управления, методов воздействия, организационной структуры, согласно которой осуществляются процессы управления. 

Проблема совершенствования  управления организациями являлась предметом исследований многих зарубежных и российских ученых. Теории контроллинга на предприятии посвящены работы зарубежных и отечественных экономистов Э.Майэра, Р.Манна, Х.Фольмута, Е.А..Ананькиной, С.В.Данилочкина, Н.Г. Данил очкиной, В.М.Носова, С.Г.Фалько, А.М.Карминского, А.М.Оленева, А.Г.Примак и других. 

Это и обусловило выбор темы «Взаимоотношения руководителя и подчиненного в таможенных органах». 

Объект исследования: процессы управления в таможенных органах  Российской Федерации. 

Предмет исследования: управление в системе таможенных органов. 

Цель исследования: поиск наиболее эффективных методов взаимоотношений руководителя и подчиненных в таможенных органах Российской Федерации. 

Гипотеза: успех  деятельности таможенного органа зависит  именно от управленческих способностей, особенностей и стиля управления руководящего состава, которые могут наилучшим образом оказывать влияние на подчиненных. 

Задачи: 

1.  Рассмотреть  сущность и функции управления  в таможенных органах. 

2.  Определить  требования, предъявляемые к управлению  в таможенных органах. 

3.  Изучить  организационные структуры управления в системе таможенных органов, как компонент взаимоотношений руководителя и подчиненного. 

4.  Проанализировать  личность руководителя таможенного  органа и принципы эффективности  его управления. 

Методы исследования: сбор, анализ и систематизация научной литературы по выбранной теме. 

Методологическую  базу исследования составили идеи об управлении в таможенной системе  Дегтярева В. Г., Толкушкина А.В. Коган  М.В., Шабановой В.А. 

Практическая  значимость заключается в рассмотрении положений эффективного механизма совершенствования управления в таможенных органах, позволяющего таможенной службе выполнять возложенные на нее задачи на более высоком качественном уровне, а так же повышении уровня заинтересованности руководителей органов таможенных служб в данной проблеме. 

Структура: данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по два параграфа, списка использованной литературы и приложений. 

Первая глава  рассматривает общие принципы, сущность и функции управления в системе  таможенных органов, а так же требования, к ним предъявляемые. 

Во второй главе  анализируется управление, то есть взаимоотношение руководителя и  подчиненных, в рамках одного конкретного  таможенного органа, так же рассматривается  организационная структура, как один из факторов влияния на взаимодействия руководителя и подчиненных, и сама личность руководителя. 

Характеристика  литературы: основным источник для  данного исследования послужил журнал «Ученые записки Санкт-Петербургского филиала Российской Таможенной Академии», в котором рассмотрены основные психологические и управленческие аспекты деятельности таможенных органов: личность руководителя таможенного органа, эффективность его управления, особенности управления в системе таможенных органов и многое другое. 

управление таможенный руководитель подчиненный  
 

 
1. Теоретические  основы управления в системе  таможенных органов 

Современное таможенное дело - это сложная динамическая система, управление которой можно  определить как непрерывный целенаправленный социально-экономический и организационно-технический процесс, осуществляемый с помощью различных методов. Как совокупность способов гармонизации всего процесса таможенной деятельности они являются взаимосвязанной системой, правильное сочетание элементов которой определяет эффективность внешнеэкономической деятельности РФ. 

  

1.1 Сущность и  функции управления в таможенных  органах 

Статья 1 редакции Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 г. определяет, что «общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации». 

Применительно к таможенному делу термин «общее руководство» включает в себя выбор  стратегии и тактики осуществления  таможенного дела, определение его  основных направлений, конкретных составных  частей, координацию и контроль за их развитием, акцентирование внимания на тех или иных сторонах и участках таможенной деятельности, имеющих значение для экономического Суверенитета и экономической безопасности России. 

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему и включают федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты. 

В систему таможенных органов также входят не являющиеся правоохранительными органами учреждения, которые учреждаются для 

обеспечения деятельности таможенных органов (приложение 1). 

Важным компонентом  управления является сам процесс  управления. Процесс управления - это  деятельность органов и аппаратов  управления, направленная на достижение целей таможенных органов путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления. 

Процесс управления отличается специфическим содержанием, в котором выделяются: методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты. 

Методологический  аспект состоит в том, что процесс  управления реализуется по этапам в  определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого решения. 

Цель - это представление  руководителя о том, какой должна быть управляемая система, то есть это  желаемое, возможное и необходимое  состояние управляемой системы. 

Управленческая  ситуация - это совокупность всех условий (внутренних и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управления, сложившихся в определенное время и требующих соответствующих действий руководителя. 

Проблема - это  основное противоречие между ситуацией  и целью. Разрешение основного противоречия, как правило, ведет за собой разрешение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определяет выработку решения. 

Принятие управленческого  решения - это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная  работа, связанная с практической реализацией найденного пути. 

Функциональный  аспект - это реализация общих функций  управления 

в определенной последовательности. 

Экономический аспект определяется деятельностью  управляющей системы, связанной  с установлением потребности  в ресурсах управляемой системы  и оценкой их использования. 

Организационный аспект заключается в использовании  организационно-распорядительных методов  воздействия на управляемую систему  в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктирование и ответственность. 

Социальный аспект определяется участием человека во всех этапах процесса управления, независимо от той или иной степени автоматизации управления, и выражается как последовательность человеческих и человекомашинных операций. 

Информационный  аспект состоит в определенной последовательности операций по преобразованию информации в процессе управления (добывание, поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача информации). 

Все множество  операций, присущих процессу управления, можно сгруппировать следующим  образом: операции целеполагания; операции информационной работы; операции аналитической работы и проектирования вариантов решения; операции выбора варианта действия; операции организационно-практической работы. Распределение операций по этапам управления и названным группам приведено в приложении 2. 

Таможенная деятельность находится на стыке внутренней и  внешней политики страны и напрямую связана с выполнением ее важнейших  социально-экономических и внешнеэкономических  программ и планов. Главной целью  управления в системе таможенных органов, то есть целью стратегического управления, является обеспечение государственного регулирования внешнеторговой деятельности. 

Достижение этой цели управления реализуется решением соответствующих комплексов задач. 

В зависимости  от той роли, которую играет цель в процессе 

управления, выделяют несколько типов управления. В  таможенных органах наиболее часто  применяются «ситуационное управление», «программное управление» и «целевое управление». 

Ситуационное  управление имеет место на всех уровнях иерархии управления в таможенных органах, так как строится главным образом по складывающимся ситуациям. В этом типе управления цели не придается большого значения. 

Программное управление основано на тщательной разработке заданной программы с расчленением ее по уровням системы с указанием последовательности ее выполнения. 

Этот тип управления наряду с вышеуказанным является часто применяемым в управленческой деятельности таможенных органов. 

Наиболее рельефно этот тип управления просматривается  в решении фискально-контрольных задач по формированию доходной части федерального бюджета, в развитии региональных таможенных управлений, создании и оборудовании сети автомобильных пунктов пропуска через таможенную границу и других. 

В целевом управлении цель играет основополагающую роль и определяет характер и ход управленческой деятельности. 

Содержанием целевого управления является его исключительно  высокая аналитичность при определении  проблемы управления; предельно строгое  и четкое формирование цели управления; структуризация проблемы управления, построение «дерева целей»; строгое согласование «дерева целей» с «деревом задач», достаточно высокая корреляция между «деревом целей», «деревом задач» и организационной структурой управления; каждое звено организационной структуры системы управления должно объединяться с другими звеньями более высокого порядка. 

В целевом управлении большую роль играет прогнозирование. 

В практике управления его типы нередко применяются  в сочетании. Наиболее эффективным  сочетанием является сочетание программного и целевого типов управления, которое получило название программно-целевого. Этот тип управления в настоящее время для таможенных органов имеет исключительно важное значение. 

Из двух рассматриваемых  компонентов управления - структуры и процесса - более динамичным является процесс управления, поэтому развитие процесса управления влечет за собой и развитие структуры управления. Изменения в структуре должны осуществляться тогда, когда в существующую структуру процесс управления уже не вкладывается, когда структура создает существенные помехи, становиться тормозом развития управления, а, следовательно, и всей системы управления в целом. 

В настоящее  время в таможенной системе наблюдается  совершенствование динамических характеристик  управления, прежде всего, за счет внедрения автоматизированных систем и информационных технологий управления. 

В управлении таможенными  органами функции управления занимают важнейшее место, так как они  раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются отражением распределения обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства действий при их реализации для получения намеченных результатов. Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определенные управленческие работы (операции). 

Классифицируя функции управления в системе  таможенных органов, их можно разделить  на общие функции управления, отражающие стадии процесса управления, и специфические (конкретные) функции управления конкретными видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов. 

Общие функции  управления раскрывают сущность управления, они универсальны, так как характеризуют  процесс управления любым объектом. 

К общим функциям управления относятся: анализ и прогнозирование оперативно-служебной обстановки, планирование, организация, регулирование, учет и контроль. 

Для того чтобы  реализовать ту или иную функцию  управления, необходимо выполнить ряд  управленческих работ (операций). При этом под управленческой работой (операцией) понимается совокупность устойчиво повторяющихся действий, необходимых для реализации функции управления, но недостаточных для обеспечения управляемости объекта управления. 

Реализация каждой конкретно взятой общей функции управления осуществляется путем выполнения строго определенного количества специфических только для этой функции управленческих работ. 

Анализ и прогнозирование  таможенной оперативно-служебной обстановки неразрывно связаны с изучением, познанием и предвидением развития совокупности условий на том или ином участке таможенной деятельности и определением их влияния на результаты таможенного дела, а также в целях принятия обоснованных решений и составления планов. 

Планирование - это основная функция управления, посредством которой в таможенных органах вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. С помощью планирования определяются цели и направления движения системы, разрабатываются методы, с помощью которых реализуются существующие проблемы, определяется темп развития системы. Субъект управления намечает план будущих действий исполнителей, обосновывает пути, способы, средства и сроки достижения поставленных в плане задач. 

Организационное планирование осуществляется на всех уровнях 

управления: стратегическом (ФТС России); оперативном (РТУ); тактическом (таможни, таможенные посты). 

Под организацией понимается основная функция управления, посредством реализации которой  и создаются условия для выполнения разработанных в процессе планирования планов. 

Сущность этой функции состоит в создании системы  сил и средств, установлении необходимых  связей и отношений между исполнителями, в определении рациональных форм и методов их деятельности. 

В процессе реализации данной функции субъектом управления создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых решений, в том числе утвержденных планов. 

Функция управления «организация» в таможенных органах  реализуется посредством выполнения таких управленческих работ (операций) как постановка задач по выполнению решений и разработанных планов; организация взаимодействия; подготовка исполнителей, включающая их обучение, а также проведение других мероприятий по всестороннему обеспечению выполнения планов. 

Под регулированием следует понимать основную функцию управления, посредством которой возрастает эффективность деятельности подчиненных или устраняются отклонения от параметров, заданных при планировании. 

Регулирование осуществляется на основании результатов  обратной связи. Оно может реализовываться путем поддержания взаимодействия, координации, перераспределения усилий, а также мотивацией и стимулированием отдельных сотрудников и коллективов. 

Реализация функции  управления «регулирование» включает исполнение таких управленческих работ (операций) как анализ результатов контроля; принятие решения на регулирование; доведение решений в виде 

задач до исполнителей; организация регулирования; проведение регулирования; проверка действенности  регулирования. 

Сущность функции  учета состоит в накоплении, систематизации и первичной обработке информации о текущем состоянии управляемой системы, направлении и темпах ее движения, о достигнутых результатах и переменных проблемах. 

Для того чтобы  определить правильно ли выполняются  планы, каковы условия и результаты их выполнения, существует контроль. 

Контроль - это  основная функция управления, посредством  реализации которой осуществляется наблюдение за процессом функционирования единой системы таможенных органов, сбор данных о ходе, условиях, состоянии и результатах деятельности подчиненных в тот или иной момент времени. 

Контроль за реализацией принятых решений направлен  на выявление соответствия таможенной деятельности поставленным задачам, своевременное  внесение в зависимости от изменений  обстановки необходимых коррективов в ранее принятые решения и утвержденные планы. 

Главной задачей  контроля является выявление отклонений от параметров, заданных при планировании, и вскрытие причин, их порождающих, а также положительных моментов, дальнейшее развитие которых может послужить существенному повышению эффективности всей деятельности таможенного органа. 

Конкретные задачи и методы контроля производны от оперативно-служебной  обстановки. 

Контроль ведется  в двух направлениях: с одной стороны, начальник таможенного органа контролирует работу своих заместителей и непосредственно подчиненных начальников отделов, таможенных постов и других структурных подразделений, а с другой - совместно с ними по единому плану проверяет деятельность структурных подразделений. 

Для реализации функции «контроль» требуется выполнить  такие управленческие работы как  определение объектов, сроков, методов  контроля; определение исполнителей контроля и их подготовка; подготовка объекта контроля; осуществление  контроля; обработка данных контроля и их реализация. Контроль необходим не только при рассмотрении результатов исполнения управленческих решений, но и для анализа и оценки управления в целом. 

Все эти функции  управления находятся в неразрывной  связи друг с другом и представляют собой единое целое. 

Таким образом, управление в таможенных органах - это  комплексная, конкретная, практическая деятельность по сознательной организации  всей оперативно-служебной деятельности, на всех ее этапах и стадиях, в пространстве и времени. 

К специфическим (конкретным) функциям управления в таможенных органах относятся следующие функции: 

1.  Функция  управления таможенной деятельностью  (управление таможенным оформлением  и таможенным контролем, правоохранительной  деятельностью, экономической деятельностью, деятельностью по правовому регулированию и научно-техническому развитию). 

2.  Функция  управления финансово-экономической  деятельностью (управление финансовой  деятельностью и управление бухгалтерской  деятельностью). 

3.  Функция  управления социальной деятельностью (управление кадровой, трудовой и психолого-педагогической деятельностью, а также социальным обеспечением). 

4.  Функция  управления административно-хозяйственной  деятельностью (управление административной  деятельностью; управление развитием  таможенной инфраструктуры и капитальным строительством; управление всесторонним материально-техническим обеспечением). 
 

 
1.2 Требования, предъявляемые  к управлению в таможенных  органах 

Системы управления в таможенных органах имеют своей  главной целью достижение единодействия всех сотрудников таможенных органов. Система должна работать в одном направлении и обеспечивать решение поставленных перед ней задач. Для этого требуется четкое управление внутри нее. 

Управление –  это непрерывный информационный процесс воздействия на сотрудников таможенных органов, обеспечивающий их целенаправленное поведение при изменяющихся внешних и внутренних условиях, путем принятия и реализации управленческих решений. 

Управление в  таможенных органах опирается как  на объективные экономические законы и законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему интересов всех участников оперативно-служебной деятельности: общественных, коллективных и личных. Важной особенностью управления является то, что оно играет созидательную роль, повышая эффективность таможенной деятельности. 

Законы управления отражают общие, существенные и необходимые  связи между элементами и подсистемами системы управления, происходящими  в ней процессами и внешней  средой. Они объективны и не зависят от сознания и воли людей. Знание законов управления позволяет учитывать их требования при создании систем управления и при организации их функционирования. 

К ним относятся: 

1.  Закон единства  системы управления. 

2.  Закон пропорциональности. 

3.  Закон оптимального соотношения централизации функций управления. 

4.  Закон соотносительности  управляющей и управляемой систем. 

Действие закона единства системы управления проявляется: в неразрывной цепи отношений  управления от высших органов системы  государственного управления до низших ее звеньев; в непрерывности, ритмичности, согласованности всех стадий, операций и этапов процесса управления; в единстве управления всеми составными частями глобальных целей и интересов людей; в единстве функций и методов управления; в единстве требований к сотрудникам аппарата управления. 

Закон пропорциональности профессиональной деятельности и управления определяет, что важнейшей задачей  управления является обеспечение оптимального пропорционального функционирования управляющей и управляемой систем, организация непрерывного сопряжения составных частей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно и четко будет обеспечена управлением основная деятельность системы – таможенное оформление и таможенный контроль, осуществление других функций, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект. 

Закон оптимального соотношения централизации предполагает такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которой существует непрерывная и достаточно устойчивая подчиненность каждого нижестоящего звена системы таможенных органов центральным органам управления. 

Централизованное  управление не означает предельно жесткой  регламентации деятельности всех звеньев  системы. Для каждого этапа развития системы существует свой оптимальный уровень централизации, под которым понимается максимальное соответствие форм централизации управления реальным потребностям системы, выражающим уровень ее развития. 

Суть закона соотносительности управляющей и управляемой систем состоит в требовании обеспечения соответствия управляющей системы управляемой. 

Изменение этой соотносительности происходит под  воздействием различных факторов, главным  образом организационных и экономических. Прежде всего, уровень развития и функционирования управляющей системы должен соответствовать уровню оперативно-служебной деятельности управляемой системы. 

Через законы раскрываются содержание теории управления, основные функции, методы и структуры, а также  особенности процесса управления. Поэтому главным в использовании законов управления является системный подход. Он позволяет системно выразить их требования и определить оптимальный вариант функционирования и развития всей системы. 

Управление в  таможенных органах опирается как на объективные законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов. 

Под принципами управления понимаются руководящие  идеи, правила, основные положения и  нормы поведения, которыми руководствуется  управляющая система. 

В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы. 

Общие принципы управления - это стратегические нормы  управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления (таких как системность, принципы обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других), а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это. 

Системность - ведущий  принцип управления. Системность  в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует 

структурное и  функциональное единство системы. 

Чем сложнее  задачи, стоящие перед таможенными органами, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений. 

Принцип информационной достаточности означает, что в  условиях небывалого роста объемов  информации в таможенной системе, в  том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов. 

Достижение в  таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки  при наименьших материальных, финансовых и трудовых затратах является сутью  принципа оптимальности управления. 

Оптимальность управления в таможенной системе обеспечивается различными методами и средствами. 

Важное значение в таможенной системе имеют и  находятся в различной степени  реализации и другие общие принципы управления. 

Частные принципы управления в таможенных органах  подразделяются на две большие группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности, и принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохранительной организации, обеспечивающей в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ. 

К частным относятся  принципы управления: 

-  Законности. 

-  Централизации  в сочетании с разумной децентрализацией. 

-  Непрерывности. 

-  Оперативности. 

-  Гибкости. 

-  Ответственности. 

-  Преемственности. 

-  Нацеленности  на конечный результат и другие. 

Управление в  таможенной системе опирается и  на группы таких частных принципов, как принципы организации и деятельности государственной службы; принципы подбора  кадров, их обучения и воспитания; принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности и ряд других. 

Организационно-технологические  принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и  административно-исполнительской деятельности руководителей таможенных органов. 

К ним можно отнести принципы управления: 

-  Единоначалия. 

-  Конкретности. 

-  Разделения  труда. 

-  Скалярный. 

-  Иерархии. 

-  Единства  распорядительства и одного начальника. 

-  Делегирования  полномочий. 

-  Диапазона  управления и другие. 

Особо необходимо подчеркнуть значение принципа единоначалия. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой - установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность не исключает, а предполагает 

личную ответственность каждого сотрудника за порученное ему дело. 

В таможенных органах  на всех уровнях руководства принцип 

единоначалия  действует постоянно, так как  руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями  единоначальника. 

Это выражается в полноте и объеме властных полномочий, предоставляемых для решения  поставленных задач перед данной структурой; наличии законодательного обеспечения реализации этой функции  с ответственностью перед государством за использование предоставленных прав; в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников; в материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства; в наличии государственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры. 

На принципе единоначалия руководит системой таможенных органов руководитель ФТС России. Наиболее важные вопросы руководства  таможенным делом рассматриваются  на заседаниях коллегии ФТС России. Принимаемые на заседаниях коллегии решения, оформленные приказом руководителя ФТС России, обязательны для исполнения всеми таможенными органами и сотрудниками. 

На принципе единоначалия действуют начальники региональных таможенных управлений, опирающиеся в своей деятельности на коллегии управлений, а также руководители Российской таможенной академии, Главного научного информационно-вычислительного центра, Центральной таможенной лаборатории и других организаций, подведомственных ФТС России. 

Принцип единоначалия реализуют в своей управленческой деятельности начальники таможен и таможенных постов. 

Успех в управлении таможенными органами обеспечивается единством действий всех должностных  лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. При этом весьма важное значение имеет четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле. Большое значение имеют для этого издаваемые ФТС России нормативные документы, положения о таможенных органах Российской Федерации и их подразделениях. 

Принцип конкретности управления требует конкретного  анализа ситуации, для чего нужна  добротная научная информация о  системе управления и об ее внешней  среде. 

Принцип разделения труда предусматривает, что вся  деятельность по организации управления разбивается на простейшие операции, выполнение которых поручается конкретным звеньям системы управления. Каждое звено системы управления таможенным органом должно иметь четкие, конкретные обязанности. 

Скалярный принцип  определяет, что каждая организация (в том числе таможенный орган) должна иметь четко определенную иерархическую структуру. 

Принцип иерархии предусматривает, что нижестоящий  сотрудник или подразделение  подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник  административной иерархии отвечает перед вышестоящим за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему сотрудников. 

Принцип единства распорядительства и одного начальника определяет, что каждый сотрудник  получает приказы и распоряжения только от одного начальника, так как это - необходимое условие единства действий, и что ни один сотрудник не должен докладывать более чем одному вышестоящему руководителю. 

Принцип делегирования  полномочий означает, что при передаче задачи из сферы деятельности руководителя подчиненному должны также передаваться и права для ее решения, а подчиненный должен принимать на себя ответственность за них. 

Принцип диапазона  управления предусматривает, что вышестоящее  должностное лицо должно нести ответственность  за деятельность строго определенного, оптимального количества подчиненных. 
 

  

Вывод 

Под процессом  управления в системе таможенных органов понимается деятельность органов  и аппаратов управления, направленная на достижение целей таможенных органов  путем реализации определенных функций с использованием соответствующих методов и принципов управления. Прежде чем рассмотреть сущность управления (и, следовательно, взаимоотношений руководителя и подчиненного, как одного из компонентов управления), необходимо проанализировать процесс управления самой системы, то есть на более глобальном уровне. 

В процесс управления системой таможенным органов, наделенной специфическим содержанием, можно  выделить методологический, функциональный, экономический, организационный, социальный и информационный аспекты. 

Наиболее часто  в таможенных органах действуют  такие стили управления, как «ситуационное  управление», «программное управление»  и «целевое управление». Важной особенностью управления является то, что оно  играет созидательную роль, повышая  эффективность таможенной деятельности. 

Управление основано на законах, которые отражают общие, существенные и необходимые связи  между элементами и подсистемами системы управления, происходящими  в ней процессами и внешней  средой. Они объективны и не зависят  от сознания и воли людей. Знание законов управления позволяет учитывать их требования при создании систем управления и при организации их функционирования. 

Под принципами управления понимаются руководящие  идеи, правила, основные положения и  нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система. В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы. 
 

2. Основы взаимодействия  руководителя и подчиненных 

Успех в управлении таможенными органами обеспечивается единством действий всех должностных лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих в управлении, а так же взаимоотношенем руководителя и подчиненных в конкретном таможенном органе. На взаимодействие руководящего состава и подчиненных оказывает влияние сама личность руководителя, используемые принципы, метода управления, стили руководства и организационная структура, в рамках которой и происходит взаимодействие. 

2.1 Организационные  структуры управления в системе  таможенных органов 

Развитие системы  таможенных органов России тесно  связано с решением управленческих проблем, ибо управление всегда начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, распределения между ними прав и ответственности. Организационное оформление этих вопросов предполагает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами. 

Под организационной  структурой управления чаще всего понимают упорядоченную совокупность элементов иерархической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого. 

При анализе  организационных структур и управления в них, как правило, выделяются следующие элементы: звенья управления, уровни управления и взаимоотношения. 

К звеньям управления в системе таможенных органов  относятся: ГТК России, управления и  самостоятельные отделы ГТК России, РТУ, отделы РТУ, таможни, отделы таможен, таможенные посты и отдельные специалисты, выполняющие соответствующие профессиональные или управленческие функции. Эти звенья управления находятся на соответствующих уровнях иерархии управления. 

Под уровнем  управления понимается совокупность звеньев  управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией. 

Структура управления в единой системе таможенных органов  состоит из четырех уровней: ГТК  России, РТУ, таможни, таможенные посты. 

При этом чаще всего  могут рассматриваться следующие  каналы управленческих взаимоотношений: 1) ГТК России — РТУ; 2) РТУ — таможня; 3) начальник таможни — отделы таможни; 4) отдел таможни — отдел таможни; 5) таможня — таможенный пост; 6) таможенный пост — таможенный пост; 7) таможня — таможня; 8) ГТК России — таможня. 

В центре таких  взаимоотношений — таможня с  ее начальником, отделами и таможенными  постами. Это не случайно, ибо здесь  решаются основные вопросы таможенной деятельности. 

В рамках структуры  управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно — права и ответственность за их выполнение. С этих позиций организационную структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в которой происходит процесс управления, направленный на достижение поставленных целей. 

Между звеньями и уровнями управления в таможенных органах складываются следующие  виды взаимоотношений: 

Вертикальные  управленческие отношения (ГТК —  РТУ; РТУ — таможня; начальник таможни — отделы таможни; таможня — таможенный пост; ГТК — таможня); 

Горизонтальные  управленческие отношения (РТУ —  РТУ; отдел таможни — отдел  таможни; таможенный пост — таможенный пост; таможня — таможня); 

Диагональные  управленческие отношения (пост — взаимодействующая таможня отправления или назначения; таможня — взаимодействующее РТУ другого региона; отдел ГТК — взаимодействующее Управление ГТК РФ). 

Рассмотрим эти  взаимоотношения несколько подробнее. 

Вертикальные  отношения предполагают, прежде всего, взаимоотношения между руководителями и его подчиненными, когда часто вырисовывается так называемая линейная субординация: все нижестоящие по уровням управления звенья находятся в подчинении у руководителя, находящегося на более высоком уровне управления. Это так называемые линейные отношения. 

Вертикальные  отношения в системе таможенных органов существуют не только между  линейными звеньями организационной  структуры, но и между функциональными  звеньями, связанными отношениями субординации. Такие взаимоотношения проявляются тогда, когда, например, управленческие звенья, предназначенные для выполнения определенной функции управления, реализация которой является их профессиональной (служебной) деятельностью (финансовой, правоохранительной, кадровой и другие), находятся в функциональном (по роду профессиональной деятельности) подчинении у аналогичного вышестоящего управленческого звена. Например, начальник отдела кадров таможни находится в линейном подчинении (вертикальные линейные взаимоотношения) у заместителя начальника таможни по работе с личным составом, у начальника таможни и у других вышестоящих линейных руководителей. 

Управленческое  воздействие со стороны этих линейных руководителей на начальника отдела кадров таможни является выражением линейной субординации, их решения для него носят обязательный характер. 

В функциональном же подчинении (вертикальные функциональные взаимоотношения) начальник отдела кадров таможни находится у начальника отдела кадров РТУ, а также у начальника Управления кадров и учебных заведений ГТК России. Здесь уже управленческое воздействие больше носит рекомендательный характер. Одновременно с этим тот же начальник отдела кадров таможни является линейным руководителем по отношению к сотрудникам своего отдела. 

Таким образом, приведенный пример показывает сложную иерархию вертикальных взаимоотношений. Помимо этого они включают в себя и так называемые отношения управленческого аппарата, работающего в виде института советников и помощников под началом линейного или функционального руководителя. Должностные обязанности советников (помощников) при этом состоят в разработке рекомендаций и советов. 

Но вместе с тем им предоставляются порой определенные права и полномочия. Например, советнику (консультанту) линейного руководителя может быть разрешено вступать в отношения с начальниками отделов того же подразделения от имени и по поручению линейного руководителя, выражая волю и желания последнего. В этом случае помощник осуществляет полномочия, которыми обладает линейный руководитель. Не располагая лично этими полномочиями, помощник не принимает решения, но его обязанность состоит в предоставлении рекомендаций своему непосредственному руководителю по тем или иным оперативно-служебным вопросам. Поэтому к его мнению начальники отделов могут отнестись как к возможному мнению начальника управления. 

Это хороший  метод обучения и подготовки из помощников будущих руководителей, способ экономии рабочего времени высшего звена руководителей, освобождение их от рутинной, чисто административной работы. 

Горизонтальные  отношения могут быть двух категорий. Во-первых, коллегиальные — отношения  между сотрудниками одного отдела, находящимися в подчинении у одного начальника. Во-вторых, параллельные — отношения между сотрудниками разных отделов, занимающими одинаковое положение в организации, у которых возникает необходимость обмена информацией, идеями и мнениями (например, такие каналы горизонтальных параллельных взаимоотношений, как отдел таможни — отдел таможни, таможенный пост — таможенный пост, таможня — таможня). 

Диагональные  отношения — это отношения, возникающие  между звеньями управления, находящимися на различных уровнях системы управления, не состоящими в отношениях прямого подчинения, но взаимодействующими между собой во исполнение решений вышестоящих уровней. Примерами таких отношений являются взаимное информирование при доставке товаров, направление запросов, обязательных для исполнения, по вопросам осуществления правоохранительных функций и тому подобное. 

Если в организации (службе, системе органов и тому подобное) наблюдаются только линейные взаимоотношения, то организационная  структура управления в ней называется линейной. Если же на линейные взаимоотношения накладываются функциональные, то организационная структура управления в такой организации называется линейно-функциональной или просто функциональной. В последнем случае подразумевается, что линейные взаимоотношения и линейные структуры управления всегда при этом присутствуют естественным образом. 

Аналогично при  создании в рамках линейной структуры  управления института помощников и  советников, которые готовят соответствующие  рекомендации руководителю, организационная структура управления получает название линейно-штабной. 

Линейная и  функциональная организационные структуры  управления наиболее характерны для  вертикальных управленческих взаимоотношений. 

Опора в управленческой деятельности на развитие горизонтальных взаимоотношений чаще всего приводит к так называемым программно-целевым (матричным) организационным структурам управления. В данных структурах вся совокупность работ по реализации заданной конечной цели рассматривается не с позиции иерархии подчинения, а с точки зрения достижения той цели, которая предусмотрена программой. 

В качестве примера  стихийного программно-целевого образования  можно назвать оперативную группу, создаваемую в таможенном органе для выявления контрабанды или  предупреждения других нарушений таможенной границы. 

Сочетание рассмотренных  структур управления порождает так  называемую смешанную организационную  структуру управления, характерную  для единой системы таможенных органов  Российской Федерации. Рассмотрим характеристики этих структур несколько подробнее. 

В числе преимуществ  линейной организации многие авторы чаще всего выделяют: 

-  Ярко выраженную  систему вертикальных связей. 

-  Ответственность,  установленные обязательства. 

-  Четкое распределение  обязанностей и полномочий. 

-  Оперативный процесс принятия решений. 

-  Простоту  в понимании и использовании  указаний. 

-  Возможность  поддерживать необходимую дисциплину. 

Этот тип управленческой структуры ведет к формированию стабильной и прочной организации. 

К недостаткам  линейного построения организационной структуры управления относятся: негибкость, жесткость; неприспособленность к дальнейшему росту организации; тенденциозность и волокита при рассмотрении вопросов, в решении которых задействованы несколько подразделений (по горизонтали); повышенная зависимость результатов работы от личных и деловых качеств руководителя. 

Преимущества  линейно-штабной организационной  структуры управления в том, что  при ее использовании достигаются: более глубокая подготовка решений  и планов; освобождение линейных руководителей от более глубокого анализа проблем; возможность привлечения консультантов и экспертов. 

Недостатками  линейно-штабной структуры управления являются: недостаточно четкая ответственность  штаба; появление тенденций к  чрезмерной централизации. 

Создание линейно-штабных  структур есть первый шаг к функциональной специализации в управлении. Функциональная организационная структура управления требует создания подразделений  для выполнения определенных функций  на всех уровнях управления. 

Функциональная специализация аппарата управления, а именно ей в последнее время начинают уделять все большее внимание в таможенных органах, повышает эффективность его деятельности. Вместо универсальных руководителей, которые должны разбираться в особенностях всех функций управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетентность в своей области и отвечающих за определенное направление деятельности. Так появляются функциональные службы, к которым в таможенных органах можно отнести кадровую службу (Управление кадров и учебных заведений ГТК РФ, отделы кадров и отделы подготовки кадров таможенных органов), финансовые службы, службы по борьбе с таможенными правонарушениями, службы материально-технического снабжения и другие. В этих условиях приобретает важное значение функция управления деятельностью руководителей служб, то есть организация межфункциональной координации управленческой деятельности. 

К преимуществам  функциональной организационной структуры  управления можно отнести то, что  она освобождает линейных руководителей от решения некоторых специальных вопросов; создает основу для использования в работе консультаций опытных специалистов; уменьшает потребность в специалистах широкого профиля. 

К общим недостаткам  такой структуры управления относятся: усложнение взаимосвязей; ухудшение координации; проявление тенденции к чрезмерной централизации и двойному подчинению сотрудников. 

Программно-целевая  организационная структура управления позволяет руководителю, ответственному за достижение поставленной цели, подчинить всех исполнителей, независимо от того, в каком подразделении они выполняют основную работу. По окончании работы все исполнители возвращаются в состав своих подразделений. 

Создание программно-целевой  структуры в таможенных органах  считается целесообразным в случаях, когда в сжатые сроки необходимо создать оперативные группы для освоения новых технологий служебной деятельности, внедрения различных усовершенствований быстрого реагирования на изменения внешних и внутренних условий. 

Преимущества программно-целевой структуры управления: лучшая ориентация на цели конкретной служебной деятельности; более эффективное текущее управление; более гибкое использование специальных знаний и компетентности отдельных исполнителей; развитие у работников навыков принятия решения, профессиональной и управленческой деятельности (в виду относительной автономности оперативных групп); улучшение контроля за выполнением отдельных задач служебной деятельности; возможность применения эффективных методов планирования и управления. 

Недостатками  программно-целевой системы управления являются: необходимость постоянного  контроля за "соотношением" сил  между задачами управления по целям  и функциональным предназначениям  подразделений; затруднения с установлением  четкой ответственности за работу по заданию подразделения и выполнение функций по решению целевой задачи (наличие негативных явлений, связанных с двойным подчинением); возможные нарушения установленных правил работы, принятых в линейных и функциональных подразделениях, из-за длительного отрыва от них сотрудников, участвующих в работе целевых рабочих групп; необходимость адаптации сотрудников к новым условиям и приобретения ими навыков, необходимых для эффективной работы в составе оперативных групп; возможность возникновения конфликтов между руководителями линейных и функциональных подразделений и руководителями оперативных групп. Смешанные организационные структуры управления не лишены положительных сторон и недостатков всех названных выше структур. 

Анализ сложившихся  в системе таможенных органов организационных структур управления позволяет сформировать следующие требования к ним. 

1.  Простота  и экономичность. Очевидно, что  чрезмерно сложная организационная  структура усложняет работу органов  управления, ведет к увеличению расходов на его содержание. Поэтому новые структурные подразделения в таможенных органах создаются в тех случаях, когда эффективность реализации ими какой-либо служебной функции заведомо будет более высокой по сравнению с эффективностью осуществления этой функции сотрудниками, работающими в других подразделениях. Так, создание в таможнях отделов по борьбе с контрабандой наркотиков призвано повысить эффективность деятельности таможен в этом плане по сравнению с тем периодом, когда она осуществлялась сотрудниками различных служб и подразделений. 

2.  Осуществляемые  контроль и стимулирование работы  сотрудников должны требовать  минимальных усилий и экономических  затрат. 

Организационная структура управления должна способствовать самоконтролю и наличию у работников внутренней мотивации, то есть минимальное количество сотрудников должно тратить время на организационно-управленческие вопросы. 

Если в любой  организации часть усилий управленцев  и рядовых работников так или  иначе приходится направлять "вовнутрь", то эти затраты должны быть как можно меньше. Организация, которая работает только на саму себя, так же невозможна, как невозможен вечный двигатель.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.