На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Экологические пирамиды

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Экологические пирамиды - это графические изображения  численности и структуры между  продуцентами, консументами и редуцентами. Основанием пирамиды служит уровень  продуцентов, а последующие уровни питания образуют этажи и вершину  пирамиды. Известны три основных типа экологических пирамид:
1) пирамида чисел,  отражающая численность организмов  на каждом уровне (пирамида Элтона);
2) пирамида биомассы, характеризующая массу живого  вещества, - общий сухой вес, калорийность  и т.д.;
3) пирамида продукции  (или энергии), имеющая универсальный характер, показывает изменение первичной продукции (или энергии) на последовательных трофических уровнях.
Пирамида чисел  отображает отчетливую закономерность, обнаруженную Элтоном: количество особей, составляющих последовательный ряд звеньев от продуцентов к консументам, неуклонно уменьшается (рис.1). В основе этой закономерности лежит, во-первых, тот факт, что для уравновешивания массы большого тела необходимо много маленьких тел; во-вторых, от низших трофических уровней к высшим теряется количество энергии (от каждого уровня до предыдущего доходит лишь 10% энергии) и, в-третьих - обратная зависимость метаболизма oт размера особей (чем мельче организм, тем интенсивнее обмен веществ, тем выше скорость роста их численности и биомассы).
Однако пирамиды численности будут сильно различаться  по форме в разных экосистемах, поэтому  численность лучше приводить  в табличной форме, а вот - биомассу - в графической. Она четко указывает  на количество всего живого вещества на данном трофическом уровне, например, в единицах массы на единицу площади - г/м2 или на объем - г/м3 и т.д.
В наземных экосистемах  действует следующее правило  пирамиды биомасс: суммарная масса  растений превышает массу всех травоядных, а их масса превышает всю биомассу хищников. Это правило соблюдается, и биомасса всей цепочки изменяется с изменениями величины чистой продукции, отношение годового прироста которой к биомассе экосистемы невелико и колеблется в лесах разных географических зон от 2 до 6%. И только в луговых растительных сообществах она может достигать 40-55%, а в отдельных случаях, в полупустынях - 70-75 %.
На рис.2 показаны пирамиды биомасс некоторых биоценозов. Как видно из рисунка, для океана приведенное выше правило пирамиды биомасс недействительно - она имеет  перевернутый (обращенный) вид. Для экосистемы океана характерна тенденция накапливания биомассы на высоких уровнях у хищников. Хищники живут долго и скорость оборота их генераций мала, но у продуцентов - у фитопланктонных водорослей, оборачиваемость может в сотни раз превышать запас биомассы. Это значит, что их чистая продукция и здесь превышает продукцию, поглощенную консументами, т.е. через уровень продуцентов проходит больше энергии, чем через всех консументов.
Отсюда понятно, что еще более совершенным  отражением влияния трофических отношений на экосистему должно быть правило пирамиды продукции (или энергии): на каждом предыдущем трофическом уровне количество биомассы, создаваемой за единицу времени (или энергии), больше, чем на последующем. Пирамида продукции отражает законы расходования энергии в трофических цепях. На рис.3 показана пирамида энергий (Ю. Одум, 1986).
В конечном итоге  все три правила пирамид отражают энергетические отношения в экосистеме, а пирамида продукции (энергии) имеет  универсальный характер.
В природе, в  стабильных системах биомасса изменяется незначительно, т.е. природа стремится  использовать полностью валовую  продукцию. Знание энергетики экосистемы и количественные ее показатели позволяют  точно учесть возможность изъятия  из природной экосистемы того или иного количества растительной и животной биомасссы без подрыва ее продуктивности.
Человек получает достаточно много продукции от природных  систем, тем не менее основным источником пищи для него является сельское хозяйство. Создав агроэкосистемы, человек стремится получить как можно больше чистой продукции растительности, но ему необходимо тратить половину растительной массы на выкармливание травоядных животных, птиц и т.д., значительная часть продукции идет в промышленность и теряется в отбросах, т.е. и здесь теряется около 90% чистой продукции и только около 10% непосредственно используется на потребление человеком.
В природных  экосистемах энергетические потоки также изменяются по своей интенсивности  и характеру, но этот процесс регулируется действием экологических факторов, что проявляется в динамике экосистемы в целом. 

Любая жизнь  требует постоянного притока  энергии и вещества. Энергия расходуется  на осуществление основных жизненных  реакций, вещество идет на построение тел организмов. Существование природных экосистем сопровождается сложными процессами вещественно-энергетического обмена между живой и неживой природой. Эти процессы очень важны и зависят не только от состава биотических сообществ, но и от физической среды их обитания.
Поток энергии в сообществе это ее переход от организмов одного уровня к другому в форме химических связей органических соединений (пищи).
Поток (круговорот) вещества – перемещение вещества в форме химических элементов  и их соединений от продуцентов к  редуцентам и далее (через химические реакции, происходящие без участия живых организмов) вновь к продуцентам.
Круговорот вещества и поток энергии – не тождественные  понятия, хотя нередко для измерения  перемещения вещества используются различные энергетические эквиваленты (калории, килокалории, джоули). Отчасти это объясняется тем, что на всех трофических уровнях, за исключением первого, энергия, необходимая для жизнедеятельности организмов, передается в форме вещества потребленной пищи. Лишь растения (продуценты) могут непосредственно использовать для своей жизнедеятельности лучистую энергию Солнца.
Строгое измерение  циркулирующего в экосистеме вещества можно получить, учитывая круговорот отдельных химических элементов, прежде всего тех, которые являются основным строительным материалом для цитоплазмы растительных и животных клеток.
В отличие от веществ, которые непрерывно циркулируют по разным блокам экосистемы и  всегда могут вновь  входить в круговорот, энергия может  быть использована в  организме только один раз.
Согласно законам физики энергия может переходить из одной формы (например, энергии света) в другую (например, потенциальную энергию пищи), но она никогда не создается вновь и не исчезает. Не может быть ни одного процесса, связанного с превращением энергии, без потери некоторой ее части. В своих превращениях определенное количество энергии рассеивается в виде тепла и, следовательно, теряется. По этой причине не может быть превращений, например пищевых веществ в вещества, из которых состоит тело организма, идущих со стопроцентной эффективностью.
Существование всех экосистем зависит  от постоянного притока  энергии, которая  необходима всем организмам для поддержания  их жизнедеятельности  и самовоспроизведения.
Лишь около  половины солнечного потока, падающего  на зеленые растения, поглощается фотосинтетическими элементами, и лишь малая доля поглощенной энергии (от 1/100 до 1/20 части) запасается в виде энергии, необходимой для деятельности тканей растений.
По мере удаления от первичного продуцента скорость потока энергии (то есть количество энергии, выраженное в энергетических единицах, перешедшее с одного трофического уровня на другой) резко ослабевает.
Падение количества энергии при переходе с одного трофического уровня на более высокий  определяет число самих этих уровней. Подсчитано, что на любой трофический уровень поступает лишь около 10% (или чуть более) энергии предыдущего уровня. Поэтому общее число трофических уровней редко превышает 3–4.
Соотношение живого вещества на разных трофических  уровнях подчиняется  в целом тому же правилу, что и соотношение поступающей энергии: чем выше уровень, тем ниже общая биомасса и численность составляющих его организмов.
Соотношение численности  разных групп организмов дает представление  об устойчивости сообщества, ведь биомасса и численность некоторых популяций являются одновременно и показателем жизненного пространства для организмов данного и других видов. Например, числом деревьев в лесу определяется не только общий запас заключенной в них биомассы и энергии, но и микроклимат, а также количество убежищ для многих насекомых и птиц.
Пирамиды численности  могут быть перевернутыми. Это происходит, когда скорость воспроизводства  популяции жертвы высока, и даже при низкой биомассе такая популяция  может быть достаточным источником пищи для хищников, имеющих более высокую биомассу, но низкую скорость воспроизводства. Например, на одном дереве может жить и кормиться множество насекомых (перевернутая пирамида численности). Перевернутая пирамида биомассы свойственна водным экосистемам, где первичные продуценты (фитопланктонные водоросли) очень быстро делятся и умножаются в числе, а их потребители (зоопланктонные ракообразные) гораздо крупнее, но имеют длительный цикл воспроизводства.
Биология: учебник  для студентов высшего учебного заведения / С,Г, Мамонтов В.Б. Захаров, Т.А. Козлова, стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008
Батуев А.С. –  Биология: Большой справочник для  школьников и поступающих в вузы/ Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. и др. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 668 с.: ил.
http://otherreferats.allbest.ru/biology/00106349_0.html
Система правовой охраны природы. Гарантии прав граждан  на здоровую и благоприятную для  жизни окружающую среду.
Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов представляет собой сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке.
Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства.
В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий.
Правовое регулирование  отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.
Организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение  природоохранных действий.
Государственный и общественный контроль за выполнением  требований охраны природы.
Юридическая ответственность  правонарушителей.
В соответствии с экологическим законодательством  объектом правовой охраны выступает  природная среда - объективная, существующая вне человека и независимо от его  сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.
Имеется большое  количество законоположений, определяющих правовое регулирование природоохранных  отношений. Совокупность природоохранных  норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов  и целей правовой охраны, в России образует природоохранное (экологическое) законодательство.
Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие правовые отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
В СССР, а затем  в России было шесть периодов развития экологического законодательства.
1918-1922 гг. - возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов.
1922-1957 гг. - активное  развитие союзного природоресурсного  законодательства.
1953-1963 гг. - принятие  во всех республиках бывшего  СССР законов об охране природы  (например, Закон РСФСР «Об охране природы» был принят в 1960 г.).
1968-1980 гг. - проведение  кодификации союзного и республиканского  законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном  воздухе. Принятие по этим объектам  соответствующих Основ законодательства СССР и союзных республик, кодексов в союзных республиках.
1985-1990 гг. - попытка  перестроить общественные отношения  в охране природы и рациональном  использовании природных ресурсов, разработать закон об охране  природы в СССР и создать  специальные органы управления в СССР и республиках.
С 1991 г. и до настоящего времени - суверенизация России, распад СССР, пересмотр законодательства Российской Федерации, в том числе экологического, принятие нового Закона «Об охране окружающей природной среды» (2001), нового Земельного кодекса (2001), нового Кодекса об административных правонарушениях (2001) и других актов экологического направления.
Система экологического законодательства, руководствующаяся  идеями основополагающих конституционных  актов, включает в себя две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.
В природоохранное  законодательство входит Закон «Об  охране окружающей природной среды» и другие законодательные акты комплексного правового регулирования.
В подсистему природоресурсного законодательства входят Земельный кодекс РФ, Закон РФ «О недрах», Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, а также другие законодательные и нормативные акты.
Центральное место  среди экологических норм Конституции  Российской Федерации занимает ст. 9, ч. 1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Конституции  РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ст. 9, ч. 2). Первая касается биологических начал человека, вторая - его материальных основ существования.
10 января 2002 г.  вступил в силу новый Закон  «Об охране окружающей природной  среды» вместо утратившего силу  Федерального закона «Об охране  окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г., который определил в российском экологическом законодательстве следующие пути разрешения противоречий, возникших между экологией и экономикой в новой демократической России.
Другим источником экологического права служат Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья (август 1993 г.). В целом они относятся к источникам административного права, так как регулируют административные отношения. Однако в них есть нормы, обеспечивающие экологические права граждан. Так, ст. 28 закрепляет права граждан на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах.
Эти два больших  закона комплексной подсистемы экологического законодательства составляют основу для  охраны окружающей природной среды  и обеспечения экологического законодательства.
Большую роль в  обеспечении экологического права  играют акты природоресурсного законодательства России, основным из которых является Земельный кодекс РФ, принятый Государственной  Думой в октябре 2001 г., который  принципиально отличается от своих предшественников - Земельных кодексов 1922, 1970 и 1991 гг.
Вся Россия следила  за ходом принятия нового важнейшего Закона Российской Федерации - «Земельного  кодекса». Интерес общества к содержанию и процедуре принятия Земельного кодекса, к перипетиям ведущейся вокруг него политической борьбы вызван, прежде всего, тем обстоятельством, что от судьбы российских земель во многом будет зависеть и будущее нашей страны, будущее наших детей и будущее каждого гражданина, независимо от его национальности и принадлежности к какой-либо партии. «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности» (Конституция РФ, ст. 9, п. 2). Земля стала объектом гражданского оборота - купли-продажи, наследования, залога, аренды и т.д. Институт частной собственности на землю - центральное звено земельной реформы России.
Отход от административного  метода регулирования характерен и  для других актов природоресурсного  законодательства. Вместе с тем в  ряде законов наблюдается тенденция к укреплению административно-правового метода регулирования за счет сокращения норм экологической защиты.
Так, например, произошло  с Законом РФ «О недрах», принятым поспешно в 1992 г.; сейчас решается вопрос о его доработке и принятии в новой редакции. Недра являются природным объектом, составной частью окружающей природной среды, охраняемой государством, но в закон не включены нормы собственно эколого-правового содержания.
Правовые нормы  по охране природы и рациональному  природопользованию содержатся также и в других актах природоресурсного законодательства России. К ним относятся Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и др.
Круг экологических  вопросов, по которым могут издаваться указы и распоряжения президента РФ, практически не ограничен.
На основании  и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных  указов Президента РФ Правительство  РФ издает постановления и распоряжения, отвечая также за их исполнение. Постановление Правительства также  является нормативно-правовым актом. В соответствии со ст. 144 Конституции РФ правительство обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
Постановления Правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы. К первой группе относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений. Вторая группа постановлений предназначена для определения компетентных органов управления и контроля. Третья группа постановлений включает нормативно-правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений.
Природоохранительные  министерства и ведомства наделяются правом издавать нормативные акты в  рамках своей компетентности. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами. Так, МПР России издает нормативные приказы, инструкции и положения по вопросам охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.
Подводя итоги, следует отметить, что развитие нашего общества, научно-технический прогресс создают новые экологические  проблемы, связанные с охраной  окружающей природной среды и  рациональным использованием ее ресурсов. Поэтому развитие эколого-правовых норм - процесс непрерывный и неизбежный.
Право человека на благоприятную окружающую среду  находится в непосредственной связи  с концепцией обеспечения экологической  безопасности как составной части  всеобъемлющей системы национальной безопасности.
Обеспечение экологической безопасности в России возможно путем осуществления со стороны государства системы научно-обоснованных правовых, организационных, экономических, технических, воспитательных и иных мер по охране окружающей среды (1).
В настоящее  время экологическая безопасность человека в России выдвигается на первое место. Это обусловлено тем, что усиление антропогенного давления на окружающую природную среду приводит к обострению экологической ситуации. Выражается это в следующем: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется в целом как природная, так и окружающая среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой. Теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное состояние людей, их здоровье (2). Этим самым нарушаются нормы Конституции РФ, закрепляющие не только право на благоприятную окружающую среду, но и право на жизнь, на свободу труда, на отдых и т.д., так как нарушения данного анализируемого права влечет за собой нарушение и ряда других конституционных прав и свобод.
Право человека на благоприятную окружающую среду  относится к числу основополагающих прав.
Конституция РФ в статье 42 закрепляет право каждого  на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии  и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, таким образом в данной статье закрепляется три самостоятельных экологических права:
* право на  благоприятную окружающую среду;
* право на  достоверную информацию о ее  состоянии;
* право на  возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Обозначенное  право обуславливает существование  отдельного человека и общества в  целом и поэтому относится  к правам индивидуальным и коллективным. Закрепив право на благоприятную окружающую среду, российская конституция подтвердила прогрессивные тенденции правового развития государства.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью  означает с политической и юридической  точек зрения изменение подходов к взаимоотношениям гражданина и государства, целью деятельности которого являются обеспечение интересов личности.
Конституционным провозглашением прав и свобод человека, как высшей ценности, Россия признала такие общепризнанные международные  акты, как Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, а с вступлением в Совет Европы - Европейскую конвенцию "О защите прав человека и основных свобод" 1950 года (3).
Право на благоприятную  окружающую среду занимает важное место  в системе конституционных прав и свобод, которое определяется тем, что нарушение этого права  влечет ущемление и других прав и  свобод, закрепленных в Конституции  РФ. Право на благоприятную окружающую среду находится в тесной взаимосвязи с другими правами и свободами:
* правом на  жизнь (существует угроза для  жизни, связанная с экологическими  авариями, катастрофами или хроническим  смертельным загрязнением);
* правом на  охрану здоровья (наличие экологически опасных условий проживания);
* правом на  достоинство личности, в части  запрета любых опытов на человеке  без добровольного согласия (применение  экспериментов со здоровьем человека  в результате воздействия разных  экологических факторов);
* правом на  отдых (рост уровня загрязнения  воздуха, воды, почвы, продуктов  питания и др.);
* правом на  труд в безопасных условиях (необходимость  обеспечения благоприятных условий  окружающей среды на рабочем  месте);
* правом на  жилище (угроза создания экологически опасных условий отдельными промышленными предприятиями в районе жилых домов, жилых застроек);
* правом на  ознакомление с документами и  материалами, непосредственно затрагивающими  права и свободы человека и  гражданина, если они содержат  сведения, затрагивающие экологические права;
* правом на  поиск, получение, передачу, производство  и распространение информации  любым законным способом в  отношении экологической информации;
* правом на  социальное обеспечение в случае  болезни и инвалидности при  наличии экологически обусловленных заболеваний;
* правом потерпевших  от преступлений и злоупотреблений  властью на доступ к правосудию  и компенсацию причиненного ущерба  в случаях экологических правонарушений;
* правом на  возмещение государством вреда,  причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц в случаях, которые связаны с действием экологических факторов.
Объясняется это  тем, что понятие "окружающая среда" и "здоровье" тесно взаимосвязаны  между собой, и последнее зависит от состояния окружающей среды в целом.
Окружающая среда  может оказывать негативное воздействие  на человека, условия его жизнедеятельности  и состояние здоровья.
Особенности воздействия  факторов окружающей среды привели  к существенным изменениям показателей здоровья населения, которые заключаются в том, что наблюдаются новые закономерности в распространенности и характере патологии человека (4).
Произошли характерные  демографические изменения (постарение, сдвиг в сторону смертности); определился ряд заболеваний, имеющих высокие уровни (болезни кровообращения, хронические неспецифические болезни органов дыхания, несчастные случаи, отравления, травмы и др.); выделилась группа важных, ранее редко встречавшихся заболеваний (эндокринные, аллергические, врожденные пороки, болезни иммунной системы и др.); возросла заболеваемость некоторыми инфекционными болезнями; сложилась тенденция формирования множественной патологии.
Значительное  влияние на изменение показателей  здоровья оказывают изменившаяся окружающая среда и факторы риска, под которыми понимают факторы, не являющиеся непосредственной причиной определенной болезни, но которые увеличивают вероятность ее возникновения. По мнению ученых и специалистов такими экологически опасными факторами являются:
1. Ухудшение  качества среды обитания, ведущее  к снижению средней продолжительности  жизни людей.
2. Ухудшение  качества вод.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.