На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Введение 

     Процессы  обновления системы образования, целью  которых является поиск наиболее эффективных форм ее функционирования, связаны с целым рядом тенденций, определяемых развитием современной  науки. В их числе - концептуальный подход к комплексу проблем образования, как к сложной системе взаимосвязанных  компонентов, а также рассмотрение их через призму требований информационного  общества начала ХХI века. Указанные тенденции детерминируют развитие одного из направлений педагогической инноватики, а именно, активное включение в образовательный процесс информационных технологий.
     В концепции модернизации российского  образования на период до 2010 г. отмечается, что главной задачей российской образовательной политики является «обеспечение современного качества образования  на основе сохранения его фундаментальности  и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества». Модернизацию образования в современном обществе невозможно представить без применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Они являются одним из важнейших инструментов обеспечения доступности образования, инструментом, обуславливающим эффективность всех процессов школьной деятельности от управления образованием до воспитания.
     Стремительное развитие информационного общества, распространение мультимедийных и  сетевых технологий позволяют расширить  возможности использования ИКТ  в школе.
 

      1. ИКТ в образовании 

     Современные средства информационных и коммуникационных технологий дают возможность повышения  эффективности и качества образовательного процесса в самых разных его аспектах, играя существенную роль в формировании новой системы образования, целей  и содержания, педагогических технологий.
     Начиная с 2001 года, Правительством Российской Федерации было принято несколько  программ, призванных изменить коренным образом ситуацию с оснащением компьютерами и подключением учебных заведений  к Интернет, сложившуюся в системе  образования за последние 5-10 лет. Практически  одновременно с этими программами, нацеленными преимущественно на компьютеризацию и информатизацию российского образования, была определена новая стратегия на модернизацию образовательной системы в целом. Была принята Национальная доктрина образования до 2025 года и Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждены программы «Дети России на 2001-2002 годы», «Молодежь России (2001 – 2005 годы), программа «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001 – 2005 гг.», и др. Значительный раздел по образованию, где речь идет о средствах ИКТ, включен в Федеральную целевую программу «Электронная Россия на 2002 – 2010 гг.». Практически завершилась «Программа компьютеризации сельских школ», «Программа компьютеризации городских и поселковых школ – 2002» и т.д. В результате реализации этих программ российские вузы почти сравнялись по основным показателям оснащенности средствами ИКТ с европейскими образовательными учреждениями, о чем свидетельствуют данные международных социологических исследований. При этом на уровне средних школ все еще наблюдается значительное отставание России от стран ЕС.4
     2. Использование ИКТ  в общеобразовательной  школе 

     Система общего среднего образования Российской Федерации включает более чем 67 тысяч  учебных заведений в которых  обучается 20 млн. детей и подростков. В системе общего образования  работает 1,7 млн. человек преподавателей или 2% трудоспособного населения  России.
     По  данным независимого социологического исследования, проведенного авторским  коллективом Института развития информационного общества (ИРИО, Москва) и Центром социологических исследований Министерства образования Российской Федерации в 2002 – 2003 гг., оснащенность российских школ современными компьютерами выросла по сравнению с предыдущими  годами (в основном, благодаря проведенным  кампаниям по оснащению сельских школ), однако она все еще не соответствует  уровню высоко развитых стран.
     В целом, по данным официальной статистики Министерства образования Российской Федерации общая доля общеобразовательных  учебных заведений, имеющих компьютеры, составляет около 47%. В городах показатели оснащенности средствами ИКТ значительно  лучше – около 70% городских школ имеют компьютеры, а вот на селе количество школ, оснащенных компьютерами достигает лишь немногим более 35%.
     По  данным на 2002 год всего современными компьютерными классами оснащено около 11% российских школ, при этом в городах  доля школ, имеющих компьютерные классы, составляет 32,5%, а на селе только 4% от всех школ. Если учесть, что в среднем  в российской общеобразовательной  школе учатся 705 учащихся, то на каждую российскую школу приходится не более 12 компьютеров, что дает соотношение 60 учащихся на 1 компьютер или один компьютерный класс на школу. В отдельных, наиболее хорошо обеспеченных компьютерами школах (а это, чаще всего, городские  школы) может быть два и более  компьютерных класса, при этом один класс может находиться в начальной  школе, а другой – в помещении, где учатся средние и старшие классы. В этом случае в начальной школе, в среднем, на один компьютер приходится 20 учащихся, а в старших классах – 34 учащихся. В сельских школах на каждый компьютер в школах, оснащенных компьютерными классами, приходится меньше учащихся, чем в городских – 40 учащихся, что объясняется, в целом, меньшим наполнением классов в этих школах. 6
     Около 62% компьютеров от числа имеющихся  в средних школах, являются новыми, то есть, были произведены не более  трех лет назад. Это главным образом IBM-совместимые компьютеры (82,5% школ). Доля компьютеров Apple незначительна (например, отдельные школы-новостройки г. Москвы, Республика Карелия). Доминирование IBM-совместимых  компьютеров в российских школах объясняется целом рядом причин - экономическими (IBM-совместимые компьютеры дешевле Apple), кадровыми – учителя  практически совсем незнакомы с Apple, и методическими – рынок  программных средств учебного назначения для IBM несравнимо богаче, чем для Apple.
     Портативные компьютеры и ноутбуки среди компьютерного  оборудования школы отсутствуют  полностью. К началу 2003 году 14% российских школ, имеющих компьютерные классы, были оснащены локальной сетью. Лучше  в этом отношении ситуация в городских  школах (10% городских школ имеют Интернет).
     По  данным социологических опросов, проведенных  ИРИО, большая часть компьютеров, имеющихся в российских школах, установлена  в компьютерных классах (79,4% школ). Некоторое  количество школ имеют дополнительные компьютеры, установленные в кабинетах  и предметных лабораториях (13,7%), а  также в школьной библиотеке, чаще всего в этом случае называемой медиатекой (6,9% школ). В 10% школ компьютеры есть в  кабинете директора, в бухгалтерии, учебной части (в этом случае, компьютеры практически не задействованы в учебном процессе). 10
     В настоящее время по данным различных  социологических опросов к Интернету  подключено около трети российских школ. Опрос, проведенный ИРИО в 2003 году, показал, что подавляющее большинство  подключенных к Интернет школ, имеют  доступ к сети по стандартным коммутируемым  телефонным линиям (dial-up) – 32%, что резко  ограничивает возможности учащихся одновременно и продолжительно работать в Интернет. Незначительное число  школ подключено по телевизионному кабелю (2,2%), 0,3% - по линиям ISDN (Integrated Services Digital Network) и 0,6% - ADSL (Asymmetric Digital Subscriber Line), а также  по другим каналам (0,9%).
     По  данным некоторых социологических  опросов обеспеченность компьютерами сельских школ к 2003 году приближается к 42%. Это довольно высокий показатель по сравнению с ситуацией в 1999 – 2001 гг., который достигнут за счет проведения общероссийской программы  модернизации образования и компьютеризации  сельских школ. Однако, современные  компьютеры и периферия были поставлены далеко не во все школы, которые в  этом нуждались, с другой стороны  поставки компьютеров происходили  на фоне отсутствия комплексных решений  по созданию современной телекоммуникационной инфраструктуры в сельской местности (где далеко не все села или деревни  электрифицированы и телефонизированы).
     Компьютеры  и другие средства ИКТ поступают  в школы различными путями. При  этом участие государства на уровне поставок современной техники в  средние школы явно занижено по сравнению  с поставками средств ИКТ в  вузы. При этом в последние два-три  года наблюдается тенденция к  снижению доли расходов регионального консолидированного бюджета на образование.
     Таким образом, поскольку государственных  средств и средств, выделяемых местным  бюджетом не хватает чтобы полностью  обеспечить потребности школ в средствах  ИКТ, а школы имеют право принимать  самостоятельные решения о покупке  средств ИКТ, то они начинают решать эти проблемы за счет частных средств. В среднем 56% компьютеров, которыми в настоящее время оснащены российские школы, были приобретены на средства отдельных юридических или физических лиц и подарены школе. Спонсорами школы в данной ситуации выступают  как отдельные родители учащихся, так и группы родителей, приобретающие  необходимые для школы компьютеры по решению школьных попечительских советов. Помимо родителей, компьютеры приобретаются на средства шефствующих  над школами муниципальных предприятий, частных фирм и организаций.
     При оценке доступа средних школ к  ИКТ немаловажным вопросом является наличие компьютеров и Интернета  у учителей дома. Данные исследования, проведенного ИРИО, показали, что даже в условиях городских школ компьютеры дома есть у 24% учителей, при этом большая  часть этих компьютеров была приобретена  на собственные средства учителей. При этом только 6% российских учителей средних школ имеют доступ к Интернет. Это довольно низкие показатели в  сравнении с показателями обеспеченности средствами ИКТ учителей школ Европейского Союза и преподавателями европейских  и российских вузов. Объясняется  такая ситуация лишь одним - исключительно  низким материальным уровнем учителей российских школ, для большинства  из которых современный домашний компьютер и Интернет оказываются  предметами роскоши.
     Другие  возможные источники появления  компьютеров дома у учителей –  гранты, полученные от российских и  международных организаций-доноров, призы за участие в конкурсах, списанные устаревшие компьютеры и пр. Наличие компьютера в личном пользовании у учителей сельских школ – по-прежнему большая редкость. Большая часть учителей, имеющих доступ к Интернету со своего домашнего компьютера (а это лишь 6% учителей), оплачивают это подключение тоже сами. При этом, они используют Интернет довольно редко: 5,6% участников опроса, проведенного ИРИО, ответили, что используют Интернет «редко», 3,4% - «еженедельно, 1,1% - ежедневно. 8
     Таким образом, можно сделать вывод  о том, что доступ средних общеобразовательных  школ Российской Федерации к средствам  ИКТ, в целом, улучшился по сравнению  с предыдущими годами в связи  с реализацией одновременно нескольких важных государственных целевых  программ по оснащению сельских и  городских школ современной компьютерной техникой и их подключением к Интернету. Обновился парк компьютеров и  программного обеспечения. Наметилась положительная тенденция в изменении  финансирования системы образования, где часть расходов начинают принимать  на себя местные бюджеты и негосударственные  российские фирмы и организации.
     К негативным чертам ситуации с доступом к ИКТ на уровне средних школ можно  считать диспропорцию в соотношении  количества учащихся и количества компьютеров, которыми оснащены школы. Незначительно  количество школьных локальных сетей (что препятствует формированию информационно-образовательного пространства внутри школы) в школах. Из-за сохраняющейся неразвитости телекоммуникационной инфраструктуры удаленных от центра регионов в сельских школах все еще  проблематичен выход в Интернет и пр. 3 

     3. Использование ИКТ  в учебном процессе 

     Стратегия внедрения ИКТ в образовании  на уровне средней школы зависит  от таких глубинных причин как  выбор приоритетной модели образования  и принципов, на которых это образование  строится. В настоящее время (и  особенно остро это проявляется  в последние пять-семь лет) в российском образовании происходит борьба двух направлений, двух моделей образования  – «классической» и «прагматической». От выбора модели зависит и то, в каком объеме и насколько эффективно будут использоваться средства ИКТ в учебном процессе.
     Первая, «классическая» модель образования, очень  наглядно проявляется на примере  учебных программ по информатике  и вычислительной техники. В подавляющем  большинстве средних школ России учащимся старших классов преподают  основы программирования в ущерб  формированию пользовательских навыков  по работе с операционной системой, прикладными офисными программами, т.е. происходит явный крен в сторону  теории в ущерб практике, реальным навыкам, которые как раз и  требуются учащимся на выходе из школы.
     Вторую  модель условно называют «американской», и базируется она на конструктивистской теории. «Американская» модель прагматична, максимально интернационализирована и личностно - ориентированна. Эта  модель более чутко реагирует  на реальные потребности общества, педагог в ней выполняет функции  тренера, руководителя группы учащихся, но не основного (и тем более единственного!) носителя информации. Учащиеся не приобретают  глубокие и систематизированные  знания, зато они в полной мере развивают  навыки самостоятельной, исследовательской  деятельности, навыки критического мышления, они умеют общаться и работать совместно с другими. Именно в  случае использования «американской» образовательной модели средства ИКТ  используются и в школах, и в  вузах в максимальной степени.
     Формирование  первичных базовых навыков по работе со средствами НИТ начинает системно закладываться на уровне средней  школы. При оценке готовности российских школ очень важно учитывать такой  индикатор, как наличие ИКТ в  учебных планах и программах. ИКТ  постепенно становятся обязательным компонентом  содержания среднего образования. Обычно, цели изучения ИКТ на уровне средней  школы включают:
     • формирование навыков программирования,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.