Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Деловая этика

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


      Содержание:
 

          Введение
      Мы  живём в обществе и связаны  с ним тысячами нитей. Любые отношения в общественной жизни: экономические, политические, семейные, дружеские – это, в конечном счёте, отношения конкретных людей или групп. Человек и как отдельный индивид, и как родовое, общественное существо не может жить, не общаясь с другими людьми.
      Казалось  бы, если общение так универсально в человеческой жизни, то, что может  быть проще общения? Однако простое с виду нередко оказывается на самом деле самым сложным по существу. Это утверждение можно в полной мере отнести к феномену общения. Ведь именно в общении, как в фокусе, как в капле воды отражены основные характеристики человеческого бытия.
      Вот почему к данному феномену на протяжении многих веков обращают своё пристальное внимание представители различных наук – философы, социологи, культурологи и, не в последнюю очередь, психологи.
      Общение для человека - это его среда  обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.
      Умение  общаться одновременно и естественное качество всякого человека, данное от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование.
      Общение представляет собой процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.
      В процессе общения: передаётся и усваивается  социальный опыт; происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов; формируется разнообразие человеческих индивидуальностей; происходит социализация личности. Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга.
      В общении индивид получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.
      В результате общения достигается  необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность.
      Так как общение представляет собой  довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук - философы, социологи, культурологи, психологи и лингвисты. Философы изучают место общения в жизни человека и общества, роль общения в развитии человека. Социологи исследует формы общения внутри различных социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные социальными причинами. Психологи рассматривают как форму деятельности и поведения человека, рассматривают индивидуальные психотипические особенности общения, а также место общения в структуре индивидуального сознания. Культурологи устанавливают взаимосвязи между типами культур и формами общения. Лингвисты исследуют языковую и речевую природу социального и межличностного общения.
      Цель  нашей работы – рассмотреть понятие  «культура общения»: что разграничить понятия культурного и некультурного.
      Даная цель реализуется с помощью следующих  задач: рассмотреть понимание феномена общения, дать характеристику основным формам общения, дать понятие «золотого правила нравственности».
 

      1 Культура общения:  общение как форма  социальной активности  личности. Образ жизни и общение

      Ключ  к научному пониманию данного  феномена следует искать в истории культуры. В архаическом обществе проблема межличностного общения ещё не возникла как таковая. Люди ещё не отличались друг от друга как самостоятельные личности, «Я» растворялось в «Мы». В то время внимание человека было обращено к природе, и главным героем первобытного искусства был не человек, а зверь.
      История формирования понятия «общение»  начинается с философского осмысления межличностных взаимоотношений в период Древнего Египта, Древней Индии и, особенно, в античном мире. Так, в античной этике проблемы общения были тесно вплетены в общефилософские системы взглядов мыслителей того времени. Демокрит представлял философию как своего рода искусство общения, искусство жизни, которое состоит в том, чтобы хорошо мыслить, говорить, поступать. Сократ и Платон рассматривали философию как равноправный диалог, взаимный разговор, беседу в интересах познания себя и других, познания истины. Аристотель первым ввёл в оборот термин «общение», которое является основой для возникновения искусства, культуры, языка.
      Марксизм  общение связывает со всей человеческой деятельностью, со всеми её формами. Общение представлено как сверхприродная (общественная) потребность, которая возникает в процессе совместной трудовой деятельности людей. Здесь один член производственного коллектива оказывается необходимым другому.
      В условиях либерализации общественной жизни, провозглашения индивидуализма вместо коллективизма теория человеческого общения нашла своё выражение в следующих аспектах. Во-первых, «индивидуалистическая редукция», т.е. сведение общения к отношениям индивидов «Я» и «Ты» (поскольку субъект понимается здесь только как личностное «Я»). Во-вторых, «психологическая редукция», т.е. сведение общения к чисто духовной связи «Я» и «Ты». В-третьих, «этическая редукция», т.е. сведение общения к чисто нравственным, внесоциально и внеисторически трактуемым отношениям между «Я» и «Ты», между «Я» и «другими».
      Проблема  общения изучается социальными, гуманитарными, техническими, естественными и другими науками. Возникла и новая специализированная наука – соционика, объектом которой является мир общения людей во всей его сложности и многообразии. В современной науке существует более ста определений понятия «общение». В результате человеческое общение понимается и характеризуется по-разному: а) как вид общественных отношений; б) как связь и взаимодействие; в) как духовный контакт двух или более индивидов; г) как процесс коммуникации с целью передачи информации; д) как деятельность.
      Следует сразу же определиться с соотношениями  понятий «общение» и «коммуникация». Коммуникация – один из видов всеобщей связи – так называемая направленная связь. В сущности, это передача чего-либо (в том числе и информации) от одних явлений, предметов и т.д. к другим. Например, СМИ. Общение обязательно предполагает коммуникацию (направленную передачу информации) в качестве одного из элементов, но не сводится к ней. Иначе это обедняет понятие «общение». В этом случае общение предстаёт, прежде всего, как субъектно-объектное отношение.
      Общение же должно носить двусторонний характер процесса, обязательно предполагает обратную связь и по своему содержанию значительно богаче, чем просто примём и передача информации.
      Общение, как процесс следует рассматривать  как совокупность объективных потребностей, определённых интересов, целей, структуры, средств, техники общения, конечных результатов. Возникнув, оно проходит ряд этапов и фаз, характеризующихся определённой продолжительностью.
      В качестве основополагающего стимула  взаимодействия между людьми выступают объективные потребности.
      Э. Фромм сформулировал пять основных, фундаментальных потребностей: 1) потребность в «человеческих связях» – потребность в чувстве «мы»; 2) потребность в «самоутверждении», в утверждении своей значимости, в престиже; 3) потребность в «привязанности», в тёплых отношениях, в любви; 4) потребность в «самосознании», потребность быть индивидуальностью, получать от других признание; 5) потребность в системе «ориентации и объекте поклонения» (перед кем-то благоговеть, к кому-то относиться с презрением, враждебностью и т.д.)1.
      Общение предполагает взаимный интерес обоих  партнёров. Если таковой имеется, то общение может быть продуктивным. В противном случае связи могут легко разрываться. Но может быть и такой вариант: нет общего интереса в общении у партнёров, но невозможен разрыв (совместная работа, служба при взаимной антипатии). В этом случае отношения, как правило, деструктивные. Наконец в процессе общения может присутствовать момент стихийности и неосознанности. Результат может быть двояким: либо распад («мы с тобой случайно как-то встретились, от того так скоро разошлись»), либо в процессе спонтанного общения возникает интерес к его дальнейшему продолжению.
      Если  общение устойчиво, то у партнёров  возникают определённые целевые установки: передача различной информации; обмен опытом, знаниями; достижение взаимопонимания, общности переживаний; достижение общности действий. Отсюда ясно просматривается три взаимных стороны структуры общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная. Рассмотрим их несколько подробнее.
      Коммуникативная (от лат.: делаю общим, связываю, обобщаю) сторона общения. В ходе совместной жизнедеятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.д. В условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается. Однако следует иметь в виду возможные затруднения (коммуникативные барьеры) в общении. Они могут обусловливаться социальными или психологическими различиями между партнёрами. Социальные (принадлежность к различным социальным группам); политические; религиозные; профессиональные; психологические (чрезмерная стеснительность, замкнутость, боязливость).
      Интерактивная (англ.: взаимодействие) сторона общения. В ходе взаимодействия между людьми чрезвычайно важно не только обмениваться информацией, но и организовать «обмен действиями», планировать общую деятельность.
      Перцептивная  (лат.: восприятие) сторона общения. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса.
      Общение, будучи сложным социально-психологическим  процессом взаимопонимания и  взаимодействия между людьми, осуществляется с помощью различных средств.
      Принято различать вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы).
      Вербальная  коммуникация – это естественный звуковой язык. Речь является самым универсальным средством общения.
      К невербальным средствам коммуникации относят следующие знаковые системы: оптико-кинетическая (это жесты, мимика, пантомимика); паралингвистическая (это качество голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистическая (это паузы, покашливание, плач, смех, темп речи), представляющие собой такие “добавки” коммуникации; проксемика (это пространственная и временная организация общения, т.е. размещение партнёров); визуальное общение (“это контакт глаз”); язык запахов.
      Для установления доверительного контакта необходимо знать и научиться владеть техникой общения. Это набор различных приёмов и действий для достижения поставленных целей. Универсальные приёмы общения: приветливость, тактичность, чувство юмора. В любом случае для нормального контакта необходимо проявлять доброжелательность, снять психологическую напряжённость, находиться в зоне комфорта, втягивать в диалог, добиваться положительных ответов, относиться критично к своему поведению, умело распоряжаться инициативой.
      Люди  в общении воспринимаются по-разному: одни – как бы “открыты” для восприятия, о них легко составить первое впечатление; другиекак бы “закрыты” для восприятия, о них трудно сказать что-либо определённое.
      Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему объекту, отзывчивостью и готовностью воспринимать внешние события, желанием влиять и оказываться над влиянием событий, потребностью вступать во взаимодействие с внешним миром, способностью выносить суматоху и шум любого рода, а в действительности находить в этом удовольствие, способностью удерживать постоянное внимание к окружающему миру, заводить много друзей и знакомых без особого разбора, ощущать огромную важность быть рядом с кем-то избранным, а, следовательно, сильной склонностью демонстрировать самого себя. Соответственно, жизненная философия экстраверта и его этика несут в себе, как правило, высоко коллективистскую природу (начало) с сильной склонностью к альтруизму. Его совесть в значительной степени зависит от общественного мнения.
      В том случае, если экстраверт не слишком  вмешивается в чужие дела, не слишком  напорист и не слишком поверхностен, он может быть ярко выраженным полезным членом общества.
      Интроверсия поддаётся наблюдению не так легко. Интроверт не столь доступен, он как бы находится в постоянном отступлении перед объектом, пасует перед ним. Он держится в отдалении от внешних событий, не вступая в связь с ними, и проявляет отчётливо негативное отношение к обществу, как только оказывается среди изрядного количества людей. В больших компаниях он чувствует себя одиноким и потерянным. Его нельзя отнести к разряду общительных людей. Свои лучшие качества он приберегает для себя. Для него характерны завистливость, обидчивость и раздражительность. Интроверт в размышлениях и раздумьях о самом себе находит сущее удовольствие. Его взаимоотношения с другими людьми делаются теплее только в условиях гарантированной безопасности. У него ограниченное число друзей и знакомых.
      Несмотря  на все эти особенности, интроверт  ни в коем случае не является социальной потерей. Его уход в себя не представляет окончательного самоотречения от мира, но являет поиск успокоения, в котором уединение даёт ему возможность сделать свой вклад в жизнь общества.
 

       2 Понятие о внешней  и внутренней культуре  человека. Вежливость  и хорошие манеры. Традиции и деловое  общение

      Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Например, требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в правилах вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т. п. Верность принятым на себя обязательствам с точки зрения культуры поведения означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью.
      В широком плане в понятие «культура поведения» входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах, культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище), эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. В известном смысле к культуре поведения можно отнести культуру труда, способность правильно организовать рабочее время и место, найти целесообразные приемы и операции для достижения максимально полезных результатов и получения высокого качества производимой продукции. В человеке должно быть органическое единство эстетического и этического, духовного и внешнего. В классовых обществах манера вести себя, одеваться и обладание изысканным эстетическим вкусом служили внешним признаком принадлежности к «высшему кругу», в то же время внешняя культура часто не соответствовала внутреннему облику человека. Вежливость и вообще соблюдение определенных правил в обществе, основанном на принципах эгоизма, часто скрывали за собой взаимное равнодушие и отчужденность, безразличное или даже пренебрежительное и враждебное отношение к людям. Поэтому этикет, принимая в основном характер чисто внешнего ритуала, не основывался на действительно гуманном отношении к людям.
      Слово “этикет” французского происхождения и означает “ярлык”, “этикетка”. В европейских языках в т.ч. и в русском, оно стало  общепринятым, употребляется для обозначения внешних форм культурного поведения.
      Этикет  – это “установленный порядок  поведения, формы обхождения в каком-либо общении”. Первоначально этикет обозначал  правило дворцового церемониала  при французском королевском  дворе, затем распространился в  аристократических кругах.
      "По  одежде встречают, по уму провожают", гласит русская народная мудрость. Иными словами, в общении важны  и внешний вид, и сказанные  Вами слова. Этикет, как мы уже  говорили, регулирует общение, взаимодействие людей. Надо серьезно, с умом относится к этикету, к умению общаться. Правило довольно простое: то, что может быть неприятно Вам, неприятно окружающим.
      Итак, что же все-таки необходимо, чтобы  правильно общаться? Надо, в первую очередь уважать собеседника, слушать  его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться.
      Пренебрежительное отношение к этикету, нежелание  следовать ему – показатель недостаточного культурного развития человека, затрудняющего  его взаимоотношения с другими  людьми. Соблюдение же этикетных правил создает атмосферу дружелюбия, уважительности, доверия, теплоты, особого психологического климата, преодолевающего отчужденность людей.
      Участники общения выбирают и используют различные способы, средства, формы, методы, приемы, правила, нормы, которые в своей совокупности составляют так называемую «техническую сторону общения».
      Область «техники общения» чрезвычайно разнообразна. Она включает в себя всю, так сказать, анатомию человеческого общения, включая  и характер условий, обстановку общения.
      По существу все  нормы и правила общения можно  условно разделить на этикетные (стереотипные) и неэтикетные (нестереотипные, или творческие). Нравственные проблемы «техники общения» наиболее наглядно и емко можно проследить на анализе этикетного общения.
      Конечно же, деление общения на этикетное и неэтикетное весьма относительно, ибо в реальном общении и в выполнении этих этикетных норм постоянно присутствуют элементы, чуждые шаблонам, стереотипам, носящие в определенной степени творческий характер. И, наоборот, любое общение в той или иной степени регламентировано и связано с определенными нормами и правилами этикета, по крайней мере, речевого этикета. Более того, одни и те же элементы этикета, но в «разном исполнении», могут нести и разное нравственное содержание: даже «буквальное» следование правилам этикета может иметь негативную нравственную окраску. Исполнение этикетных норм имеет конкретно-ситуативный характер: этикетная норма должна вписываться в аксиологические, антропологические и прагматические параметры конкретной ситуации общения. Вот именно поэтому одно знание этикетных норм еще не делает человека культурным и не гарантирует высокую культуру и этику общения: нужно еще и уметь их применить в той или иной конкретной ситуации.
      К примеру, о том, что в Турции принято принимать гостей в бане, в Латинской Америке разговоры о жаре считаются дурным тоном, в Японии принято постоянно извиняться перед гостями за то, что им нечем угостить гостей (даже, если стол ломится от яств).
      В Японии, Индии, Пакистане, Восточной Азии принята «неконтактная культура». Так японец может коснуться другого человека лишь тогда, когда он полностью теряет контроль над собой, или в состоянии агрессивности. В японском этикете, как известно, нет рукопожатий, но есть поклоны с потупленным взором: смотреть прямо в глаза (так же как и во многих южных странах) неприлично.
      Почитание старших в одних культурах  реализуется в знаках, подчеркивающих их возраст, а в других в том, что их якобы не замечают. В одних культурах принцип гостеприимства реализуется в знаках особого почтения к гостю, а в других - в том, чтобы гость «чувствовал себя как дома».
      Латиноамериканцы, итальянцы, арабы представляют образцы  «контактной культуры», контактного общения, что выражается, в частности в формах приветствий (рукопожатия, поцелуи), в близкой дистанции общения и т.п. Если человека пригласили на чай в мусульманский дом, то невежливо уходить после первой, или второй чашки чая, но третья чашка - признак того, что хозяева просят о завершении визита. Двумя руками до сих пор пожимают руку, приветствуя, таджики, которые считают, что протянуть одну руку - признак неуважения или невоспитанности.
      Этикет  как «арифметика общения» помогает ориентироваться в ситуациях общения, но иногда и он преподносит немало казусов, в которых можно разобраться только при знании алгебры общения - культуры и этики общения. Этикет, в частности, предписывает как правильно прощаться, но и здесь не обходится без разногласий, которые порой приобретают любопытный, даже интригующий характер: «Если общество многочисленно, можно ни с кем, кроме хозяев, не прощаться. Это называется всюду, кроме Англии, «уйти по-английски», в Англии такое правило называют «уйти по-французски».
      Если  человеку неизвестно, какая этикетная  форма применяется в данном конкретном случае и если он не хочет обидеть своих партнеров по общению, то правильнее будет просто извинится и спросить: «Как это принято у вас?», «Может быть я делаю это не совсем так, но делаю это совершенно искренне» и т.д. Этикетные правила нужно выполнять по возможности творчески. Так, например, если вежливые «спасибо» и «пожалуйста» повторять однообразно, слишком часто и монотонно, то ценность их может незаметно девальвироваться и поэтому формы благодарности можно и нужно разнообразить (поблагодарить можно, в частности, и интонацией и жестом и взглядом). Но всегда важно и при выполнении любой формы этикета, что выполнять ее следует достойно: даже здороваться также нужно уметь достойно, а не просто пробурчать что-то невнятное.
      «Техника  общения», несомненно, не ограничивается только строго регламентированными этикетными нормами. Органически вплетаясь в этикетные формы динамичного, поведенческого характера важнейшее место в «технике общения» занимают элементы речевого этикета, которые перманентно переходят в неэтикетное, нестереотипное, нерегламентированное общение. Рассматривая этикетную «технику общения» дифференцированно, в ней можно выделить два слоя: вербальный (связанный с речевыми формами) и невербальный (бессловесный). Бессловесное, или «немое» общение - это язык мимики, жестов, движений, взглядов и т.д. Как известно, все основные человеческие чувства, потребности, мотивы, оценки могут быть выражены этим «общечеловеческим» языком. Разумеется, понимание этого языка самым тесным образом связано с умением правильно интерпретировать знаки этого языка, так как эти знаки, как принято говорить, полисемантичны: разные знаки могут иметь сходный смысл и сходные знаки могут иметь разный смысл. Любое общение - это восприятие мимики, пантомимики, взглядов, поз, жестов, движений, изменения дистанции и т.п. Значимость бессловесных знаков в процессе общения меняется и порой приобретает другие смыслы в зависимости от изменения их сочетаний; на большом расстоянии между партнерами по общению те же жесты воспринимаются совершенно иначе, чем на расстоянии одного или двух метров (они могут приобрести и отрицательное звучание).
      У каждого человека складывается своя индивидуальная, неповторимая манера общаться, своя система использования  средств, приемов и способов, свой стиль общения, который у взрослого человека по существу сложно изменить, разве что косметически подкорректировать, с учетом той или иной ситуации. Стиль общения детерминируется всем комплексом антропологических и социокультурных характеристик личности. «Техника общения», ориентированная на гуманистические нравственные ценности связана, на наш взгляд, с выполнением следующих условий:
    Все средства, формы, нормы, способы, правила общения должны выражать безусловное уважение достоинства партнера по общению в целом.
    Постоянно, даже в «технических» мелочах, требуется проявление (конечно, в зависимости от ситуации) максимума милосердия, сочувствия, сострадания, заботы, внимания, готовности помочь и стремления к установлению взаимопонимания.
    Гуманистическое, нравственное общение (то есть общение, которое ориентируется на высокие нравственные нормы и ценности) как наиболее совершенный уровень общения отличается ориентацией на полное добровольное взаимоуважение права на неприкосновенность достоинства, доверие, равенство и справедливость.
    Нравственное общение стремиться к открытости между партнерами; это означает, что в общении каждый партнер должен быть уверен в надежности «другого», в том, что тот будет хранить чужие тайны еще лучше, чем свои личные. Без этого в общении не может быть ни доверия, ни открытости в отношениях.
    «Техника общения» предполагает максимально толерантное отношение к «непонятным» особенностям характера «другого», даже в том случае, если эти особенности совершенно неприемлемы для собственных вкусов, принципов и представлений.
    Обращение к партнеру, как в рамках этикета, так и в нерегламентированном общении, должно быть обязательно по имени; даже в его отсутствии, и даже, если он не вызывает особых симпатий, называть его не личным местоимением «он», а по имени (если требуется, то и по имени-отчеству). Запомнить имя человека - это значить проявить к нему определенное реальное уважение, поэтому нужно помнить имя ближнего своего как свое собственное.
    Критика, как и лекарство, должна быть вовремя и в меру. Д. Карнеги призывает не критиковать вообще, но в реальном общении полностью отказаться от критики могут, может быть, только единицы, поэтому совершенная «техника общения» предполагает и культуру критики.
    Уважение человека не должно оставаться в рамках абстрактных установок: оно проявляется в уважении его друзей, его выбора, его идей, планов, прав, мнений, качеств, достоинств, даже планов, одежды и т.п.
    Нужно стараться как можно меньше беспокоить окружающих своими проблемами, своим присутствием, своим общением, но, в то же время, нужно проявлять больше деликатного внимания к делам и заботам «другого», партнера, так как это является одной из форм его признания и уважения.
 

       3 Золотое  правило нравственности

      «Золотое  правило» - общее этическое правило: поступайте по отношению к другим так, как Вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к Вам. «Золотое правило» предполагает возможность встать на место другого человека: я к себе могу отнестись как к другому, к другому - как к себе. Такое отношение и есть основа связи между людьми, которая называется любовью. «Золотое правило» нравственности - основа нравственного поведения личности, концентрированное выражение принципа гуманизма, осознанное человечеством с древнейших времён. В современном его значении «золотого правила» нравственности начинает использоваться в XVIII в.
      Изначально, в условиях родоплеменной общности, действовал универсальный обычай кровной мести («око за око, зуб за зуб» - законы обычного права; на Руси - Закон русский), талион, содержание которого сводится к идее равного воздаяния: «возмездие по отношению к представителю др. рода должно быть равно причинённому им ущербу тебе или членам твоего рода». Этот жёстокий обычай ограничивал вражду родов, вводил её в определённые рамки, ибо требовал строго равного воздаяния. В талионе отражена спаянность рода и отчуждённость межродовых взаимодействий.
      Талион - (лат. talion, oт talio - возмездие, равное преступлению, от talis - такой же), которое в развернутом виде гласит: «душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Книга Исхода, 21:24-26). В философски обобщенной форме правило талиона гласит: «В ответ на нанесенный ущерб поступай по отношению к окружающим (чужим) так, как они поступают по отношению к тебе и твоим сородичам». Правило талиона регулировало действия, ответные на совершенное зло. Действия, ответные на совершенное добро, определялись правилом благодарности. Если правило талиона детализировалось и градуировалось под разные ситуации, то правило благодарности всего лишь требовало отвечать добром на добро.
      Заповедь  любви - другая проекция золотого правила - в сторону содержательно наполненной и ценностно определенной («прогрессивной») формы. Это формула заповеди любви, которая в христианском учении известна как сдвоенная заповедь любви к Богу и любви к человеку.
      Итак, талион, золотое правило и заповедь любви совокупно образуют первичное нормативное содержание морали и характеризуют его следующим образом. Все эти правила регламентируют отношение человека к другому: талион ограничивает меру ответного зла, которым допустимо отвечать на зло со стороны другого; золотое правило устанавливает равенство и взаимность во всех отношениях к другому и устанавливает источник стандарта, по которому надо относиться к другому; заповедь любви указывает на необходимость заботливого и любовного отношения к другому.
 

       4 Роль понимания,  сочувствия, сопереживания  в общении

      Эмпатия (от греч. pathos — «сильное и глубокое чувство, близкое к страданию», em — префикс, означающий «направление внутрь») — такое духовное единение личностей, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяется в нем.
      Эта эмоциональная особенность человека играет большую роль в общении между людьми, в восприятии ими друг друга, установлении взаимопонимания. Л. Н. Толстой считал, например, что лучший человек живет своими мыслями и чужими чувствами, а худший — своими чувствами и чужими мыслями. Посредине писатель располагал все разнообразие человеческих душ.
      Эмпатия может проявляться в двух формах — сопереживания и сочувствия. Сопереживание — это переживание субъектом тех же чувств, которые испытывает другой. Сочувствие — это отзывчив
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.