На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Мерчендайзинг. Розничная торговля

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
  Введение 3
1 Специфика и  формы организации розничной  торговли 4
1.1 Понятие розничной  торговли и ее виды 4
2 Организационные формы управления розничной торговли 7
2.1 Классификация предприятий розничной торговли по формам собственности 7
2.1.1 Розничная торговля, осуществляемая вне магазина 9
3 Направления эффективности  розничной торговли 13
3.1 Внутренняя  среда и базовый продукт 13
4 Мерчендайзинг розничной торговли 15
4.1 Понятие  мерчендайзинга розничной торговли 15
4.2 Теоретические предпосылки мерчендайзинга 15
4.2.1 Поведение потребителей как компонент технологий мерчендайзинга 15
4.2.2 Природная система  человека, как основная предпосылка  при формировании теоретических  основ мерчендайзинга 18
4.2.3 Управление  поведением посетителей на основе восприятий и ощущений 19
  Заключение 22
  Список литературы 23
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
     Торговля является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей. Розничная торговля, будучи завершающим этапом многосложного процесса товародвижения выявляет необходимые по цене и потребностям товары производственно-технического назначения и широкого потребления, т.е является индикатором спроса. Именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни общества за счет своевременного удовлетворения запросов каждого его члена. Основу материально-технической базы торговли составляет розничная торговая сеть, представленная предприятии розничной торговли. Под торговым предприятием понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли. То есть розничная торговля фактически представляет собой отношения, возникающие между торговой организацией и покупателем в процессе передачи и оплаты товара.
     Мерчендайзинг (merchandising) происходит от английского merchandise – торговать, окончание –ing  придает динамичность понятию, представляя процесс торговли как активное средство коммуникации. Мерчендайзинг появился на свет в незапамятные времена, когда люди еще не использовали деньги. Уже при меновой торговле умение красиво и правильно разложить свой товар, организовать свое торговое – меновое место давало хорошие результаты первым торговцам. В древности им было гораздо труднее, чем нашим современникам, еще и потому, что торговцы зачастую говорили на разных языках со своими покупателями. С тех пор одним из правил мерчендайзинга стало: все должно быть понятно покупателю с минимальными пояснениями продавца. Все последующие века торговцы совершенствовали возможности выкладки товара и создания индивидуальности магазина. Масштабы торговли минувших веков позволяли владельцу торгового предприятия лично контролировать мерчендайзинг, продумывать его стратегию. (В наше время такие возможности сохраняются для небольших предприятий розничной торговли, контроль за которыми под силу одному - двум хозяевам).
     В конце двадцатого – начале девятнадцатого веков происходит развитие фабричного и машинного производства. Задача времени – произвести качественные товары, доступные по ценам широкому потребителю.
     На  первом этапе массового производства очень сильно пострадал внешний  вид товаров, так как основное внимание уделялось снижению их себестоимости. Основным видом конкуренции на этом этапе была ценовая. Однако появилось  новое явление: покупатели предпочитали переплатить за товар, изготовленный кустарным способом, так как он был более приятен для глаз, чем невзрачный, пусть даже и дешевый продукт машинного производства. К началу двадцатого века стало очевидным, что усилия по снижению себестоимости без улучшения внешнего вида и эргономики товаров не в состоянии дать желаемого результата. Производители товаров в европейских странах, а следом и в США, стали обращать повышенное внимание на их эстетику.
     Быстрый рост производства товаров привел к принципиальным изменениям в торговой сфере. Торговля в свою очередь переживает бурный рост. Резко возрастает количество работников торговли. Бурный послевоенный рост (в 1950-х годах) рост числа и размеров торговых предприятий и возникновение торговых сетей привели к необходимости обучения продавцов искусству мерчендайзинга. Стали выделятся специально подготовленные сотрудники – мерчендайзеры. Задачи, стоящие перед ними, все более усложняются: большие площади новых торговых центров затрудняют анализ взаимосвязи между выкладкой, распределением торговых площадей и прибыльностью продаж.
     По  данным исследований проводимых в западных странах – 80% товаров в магазинах  покупается под воздействием различных  импульсов (внешний вид товара, привлекательная  цена, дополнительная реклама в месте продажи товара), то есть не потому что они лучше, а потому что в конкретный момент времени производят наиболее благоприятное впечатление на покупателя.
     Мерчендайзинг – это методика, которая позволяет за счет лучшего учета психологии поведения покупателей значительно увеличить продажи, как отдельных товаров, так и товарооборот в целом по магазину. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Специфика и формы организации розничной  торговли
 
     
      Понятие розничной  торговли и ее виды
 
     Розничная торговля представляет собой торговлю товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. В основу классификации торговых предприятий положены следующие признаки:
     - виды и особенности устройства;
     - тип предприятия;
     - форма торгового обслуживания;
     - тип здания и особенности его  объемно-планировочного решения;
     - функциональные особенности предприятия.
     По  видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, автомагазины, торговые автоматы и др.
     В зависимости от ассортимента реализуемых  товаров и размера торговой площади  магазины подразделяются на типы (универмаг, универсам и т. п.), а внутри каждого  типа (в зависимости от величины торговой площади) - на типоразмеры.
     По  формам обслуживания различают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или  продавцом-консультантом в магазине самообслуживания. Форма торгового  обслуживания – организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания.
     С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения  предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроено-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.
     По  функциональным особенностям розничные  торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.
     Завершая  комплексный торгово-технологический процесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций.
     Основные  торговые функции магазинов:
     - изучение покупательского спроса  на товары;
     - составление заявок на завоз  товаров;
     - формирование ассортимента товаров;
     - реклама товаров и услуг.
     К технологическим функциям (операциям) относят:
     - прием поступивших в магазин  товаров по количеству и качеству;
     - обеспечение хранения товаров;
     - выполнение операций, связанных  с производственной доработкой  товаров (фасовка, упаковка и др.);
     - внутримагазинное перемещение, размещение  и выкладка товаров в торговом  зале;
     - продажа товаров (предложение  товаров и оказание помощи  покупателям в их выборе, выполнение  расчетных операций).
     Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом                           покупателю и т. д.). [1]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Организационные формы управления розничной торговли
 
2.1 Классификация  предприятий розничной торговли по формам собственности 

    Предприятия розничной торговли разделяются  на независимых розничных торговцев, торговую сеть, розничные франшизы, арендуемые отделы и кооперативы (рисунок 1). 

   
 

  Рисунок 1 Классификация розничной торговли по формам собственности 

  Независимые розничные торговцы. Они владеют, как правило, одним магазином и осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины обычно удобно расположены, в их число входят продовольственные магазины, лавки, парикмахерские, химчистки, автозаправочные станции и пункты автосервиса. Это наиболее многочисленная часть розничных торговцев, и для этой деятельности требуются относительно небольшие инвестиции и средняя квалификация торгового персонала. В этой сфере торговли во многих странах существует значительная конкуренция.
   Торговая сеть. Это одно из заметных явлений в розничной торговле последних десятилетий. Они подразумевают совместное владение двумя или более розничными точками и осуществляют централизованную закупку и сбыт продукции. В настоящее время в США на долю сетей приходится 20% розничных торговых точек, обеспечивающих 52% оборота всей розничной торговли.
   Розничные франшизы. Это юридически оформленные соглашения между владельцами привилегий, в качестве которых могут выступать производители, оптовики, организации по предоставлению услуг, и держателями привилегий в лице предприятий розничной торговли. Такие соглашения позволяют розничным торговцам осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной маркой и по соответствующим правилам. Приобретение франчайзинга позволяет мелким фирмам пользоваться преимуществами уже накопленного опыта, налаженных каналов распределения и имиджа крупных розничных предприятий.
   Арендуемый отдел. Это, как правило, отдел в розничном магазине (обычно в гастрономе, универмаге или специализированном магазине), который сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью отвечает за его хозяйственную деятельность в рамках правил, установленных арендодателем. Свою выгоду арендатор получает от работы в хорошо известном месте, от большего числа посетителей и престижа самого торгового предприятия. Арендодатели также заинтересованы в такой форме благодаря выгодным условиям аренды и привлечению дополнительных посетителей в магазин. Эта форма торговли нашла широкое применение в нашей стране. Многие посетители магазинов пользуются услугами арендуемых отделов – газетных и книжных киосков, лотков, киосков по продаже парфюмерии, фототоваров, медицинских препаратов и т. п.
   Кооперативы розничной торговли. Они могут создаваться как самими торговцами, так и потребителями. Объединение независимых розничных торговцев в кооператив позволяет существенно снизить многие издержки, связанные с закупкой, транспортировкой и хранением товаров, осуществлять совместное планирование и рекламу.
   В кооперативах, созданных потребителями, розничный магазин принадлежит  его членам пропорционально вложенным  ими средствам. Цель такой кооперации – приобретение продуктов и товаров  для самих членов по более низким ценам. Доля таких кооперативов в общем объеме розничной торговли весьма мала.
   Данную  классификацию можно проводить, используя комбинацию таких характеристик, как режим работы, местоположение, товарный ассортимент, уровень цен  и т.п. На рисунке 2 показаны предприятия розничной торговли, попадающие под такую классификацию. [2] 

   
 

Рисунок 2 - Классификация предприятий розничной торговли по структуре стратегии 
 

        Розничная торговля, осуществляемая вне магазина
 
    Хотя  на сегодняшний день подавляющее  большинство товаров и услуг  продаются в стенах тех или  иных предприятий розничной торговли, объем продаж, осуществляемых вне магазинов, растет гораздо быстрее. На его долю приходится уже 12% всех потребительских покупок. Некоторые наблюдатели делают прогноз, что уже к началу XXI века половина всех товаров будет продаваться вне магазинов. По другим оценкам к этому же времени около одной трети всех продаж потребительских товаров будет проходить по внемагазинным каналам, таким как теле, магазины, по каталогам и через сеть Internet.
   Многие  магазины принадлежат независимым  владельцам, однако, все большее  их число относится к одной из форм корпоративной розничной торговли. Такие организации во многом используют эффект масштаба. Основные типы организаций, занимающихся розничной торговли, представлены в таблице 1. 
 

Таблица 1 - Основные типы внемагазинной розничной торговли
   Тип    Описание
   1    2
   Личная  продажа    Возникла  много веков назад, когда существовали еще странствующие торговцы, и  развивалось до уровня отрасли с  оборотом в 9 млрд.дол. США, в которой  работают свыше 600 компаний, предлагающих свои товары на дому, в офисах и на специальных вечеринках. Существует три типа личной продажи: «один на один» (собственно личная продажа), «один многим"» (вариант "«вечеринка"» и моногоуровневый (сетевой) маркетинг.
   Продажа «один на один»    Торговый  представитель наносит визит  одному человеку (потенциальному пользователю товара) и пытается продать ему свой продукт. Торговый представитель приходит в дом к человеку, который пригласил друзей и соседей на вечеринку или другое подобное мероприятие. Затем он демонстрирует свой товар и принимает заказы.
   Продажа «один многим»    Наилучшие продавцы, как правило, получают большие  премии. Например, компания Mary Kay предлагает наиболее отличившемся бриллианты, изделия  из меха норки.
   Многоуровневый (сетевой) маркетинг    Пионером  этого вида продаж стала компания Arnway, оборот которой в1994 г. превысил 5,3 млр. дол. США. Половина сделок этой компании заключается в Японии и странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Это «пирамидальный» вариант личной продажи, при котором компания набирает независимых работников, становящихся дистрибьюторами ее продукции. Эти дистрибьюторы в свою очередь нанимают других людей и продают товар им, а те тоже нанимают распространителей и т. д. Конечная продажа осуществляется чаще всего на дому у покупателей.
Продолжение таблицы 1  
   1 2
   Прямой  маркетинг    Своими  корнями уходит в прямую почтовую рассылку и торговлю по каталогам. Сегодня  прямой маркетинг включает и иные способы продаж, в том числе  телемаркетинг, специальные телеканалы и электронную торговлю.
   Продажа через автоматы    Через автоматы продается широкий ассортимент  товаров, включая как товары импульсной покупки, необходимые в самых  разных ситуациях (сигареты, прохладительные  и горячие напитки, конфеты и  газеты), так и другие продукты (колготки, косметику, различные легкие продукты питания, горячие супы, музыкальные альбомы, фильмы, футболки, страховые полисы, даже червей для рыбалки). Максимальное развитие торговые автоматы получили в Японии, где с их помощью распространяются ювелирные изделия, замороженное мясо, свежие цветы, спиртные напитки. Торговые автоматы можно найти на любой фабрике, в офисах, крупных магазинах розничной торговли, на автозаправочных станциях, в гостиницах, ресторанах. С точки зрения покупателей такие автоматы имеют следующие выгоды: работают 24 часа в сутки, предоставляют возможность полного самообслуживания и «чистый» товар, который практически никто до этого не держал в руках.
   Торговое  обслуживание    Розничный торговец, не имеющий отдельного магазина и обслуживающий некоторую постоянную клиентуру (как правило, это работники крупных организаций – школ, больниц, союзов, правительственных агентств).
 
  Работники такой организации создают свою сеть торгового обслуживания и получают право на скидки в различных розничных  магазинах, согласившихся принять  участие в программе. Например, если человек собирается приобрести видеокамеру, он получает у фирмы-организатора обслуживания специальный бланк, идет с ним в один из магазинов-участников и в случае покупки получает там скидку. После этого магазин перечисляет фирме-организатору небольшие комиссионные.
  Классификацию предприятий розничной торговли можно проводить и с точки  зрения уровня предоставляемых услуг.
  Предприятия розничной торговли рассматриваются  по четырем уровням обслуживания – самообслуживания, свободного отбора товаров, ограниченного обслуживания и полного обслуживания. В настоящее время любая из этих форм обслуживания находит своих потребителей. Самообслуживание - основа любой торговли со скидками – привлекает все большее число покупателей, которые ради экономии готовы самостоятельно заниматься поиском и выбором товаров. В то же время наблюдается устойчивая тенденция сокращения розничных заведений с полным обслуживанием в силу высокого уровня в них накладных расходов.
  В ходе своей коммерческой деятельности розничные торговцы должны решать целый ряд важных задач, связанных с выбором целевого рынка, определением товарного ассортимента и комплекса услуг, установлением цен, стимулированием и выбором мест размещения предприятий розничном торговли.
   Выбор целевого рынка – важнейший из решений розничного торговца, поскольку от него зависит профиль магазина, его товарный ассортимент, характер оформления магазина, организация рекламы, установление цен и т.п. Зачастую многие торговцы не имеют четкого представления о своих целевых рынках. В результате все последующие решения будут носить случайный характер, поэтому им необходимо систематически проводить маркетинговые исследования, позволяющие находить оптимальные решения по удовлетворению выбранного целевого сегмента рынка. [3] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Направления эффективности розничной торговли 

Включает 8 элементов, которые можно объединить в четыре группы.
1. Месторасположение  и имидж.
     - Реальное или виртуальное расположение магазина
     - Имидж розничного продавца, позиция и репутация
2. Внутренняя среда и базовый продукт.
     - Внутренняя среда магазина, атмосфера, дизайн
     - Ассортимент предлагаемых товаров
3. Стимулы  внутри магазина.
     - Восприятие соотношения «цена/ценность»
     - Эффективность представления товара
     - Уровень предоставления услуг, как во время совершения покупки, так и после.
4. Политика  работы с клиентами и формирование  постоянных клиентов.
     -Развитие  и упрочение отношений с клиентами.
     Первая  группа является собирательной, так  как в ней в той или иной мере находят отражение три остальные  группы факторов, а потому является итогом их воздействия. 

     3.1 Внутренняя среда и базовый  продукт 

     Внутренняя  среда магазина подразумевает прежде всего интерьер и рекламное оформление. Оформление магазина должно осуществляться с использованием элементов фирменности, с помощью которых создается его фирменный стиль. Фирменный стиль создается путем использования единых принципов оформления, цветовых сочетаний и образов для рекламы, деловых бумаг, вывески магазина, торгового зала и т. д.
     Основными составлющими фирменного стиля являются: товарный знак (словесный и графический), фирменные цвета, логотип, рекламный слоган, рекламный персонаж. Для оформления товарного знака выбираются определенные фирменные цвета, а для особого начертания названия магазина – логотип. Рекламный слоган представляет собой краткую фразу или девиз фирмы.
     Основными носителями фирменного стиля могут  выступать: вывеска над входом или  у входа в магазин, элементы помещения  торгового зала (стены, колонны, перегородки), различные виды витрин, торговое оборудование, ценники, наклейки и этикетки, одежда персонала.
     Рациональное  планировочное решение торгового  зала не только отвечает требованиям  эффективной организации совершаемых  здесь торгово-технологических операций, но и позволяет создать наиболее удачный интерьер, под которым  следует понимать как оформление торгового зала, так и организацию внутреннего пространства помещения и решение всех его составляющих элементов – отделки, освещения, торгового оборудования           и т. д. Интерьер торгового зала магазина должен отвечать эстетическим и эргономическим требованиям. Фактор эргономики должен учитываться при организации основных функциональных зон, при расстановке и конструировании основных элементов интерьера торгового зала, выборе размеров оборудования. В интерьерах торговых залов должна широко использоваться реклама, информирующая о наличии товаров, о ближайшем их поступлении, о расположении торговых отделов.
     Внешняя информация торгового предприятия, как правило, включает вывеску, состоящую  из названия магазина, отвечающего  типу предприятия, фирменного знака, а  также указателя времени работы магазина. С помощью витрин покупателей информируют о товарном профиле магазина, рекламируют новые товары, прогрессивные методы продажи, дополнительные услуги, оказываемые магазином.
     Товарная  политика каждого торгового предприятия имеет варианты, однако для розничного магазина рекомендуем следующий ассортимент товаров. Ассортимент продуктов имеет четыре основных ценовых группы, покрывающие основные потоки покупателей:
     - ограниченное количество наиболее  ходового товара по заниженным ценам (направлен на малообеспеченного покупателя);
     - широкий ассортимент для взыскательного  покупателя по умеренным ценам  (основное направление деятельности);
     - наличие «элитного», дорогого товара (направлен на взыскательного  покупателя);
     - широкий ассортимент полуфабрикатов, кулинарии и готовых продуктов собственного производства (направлен на широкую массу покупателей). [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4  Мерчендайзинг розничной торговли 

4.1. Понятие мерчендайзинга розничной торговли 

     Розничная торговля включает все функции, начиная с закупки товара у производителя и заканчивая продажей этих товаров конечному потребителю. В функции розничной торговли входят: деятельность магазина, управление персоналом, финансовый контроль, продвижение товаров, информационные системы и мерчендайзинг. Хотя мерчендайзинг – только одна из этих функций, он является «сердцем» розничной торговли. Другие функции служат для поддержки прибыльной покупки и продажи товаров и услуг.
     Понятие мерчендайзинга может быть определено различными способами. Мерчендайзинг может рассматриваться как управление покупками и продажами или как планирование, включающее оценку потребностей покупателей и обеспечение их удовлетворения. Американская маркетинговая ассоциация (American Marketing Association) определила мерчендайзинг как «планирование и контроль маркетинга отдельного торговца по времени, месту, цене и количеству товара, которое будет наилучшим образом соответствовать маркетинговым задачам бизнеса».
     Если  рассматривать мерчендайзинг более  широко,  то можно сказать, что в него входят все действия, необходимые для прибыльного осуществления торговцем покупок и продаж. Эти действия включают:
     1. оценку нужд и запросов потребителей;
     2. планирование закупок;
     3. приобретение товаров и обеспечение  доступа к ним потребителей тогда, когда и туда, где они этого хотят;
     4. мотивацию потребителей к приобретению  товаров, доступных для них. [5] 

4.2. Теоретические предпосылки мерчендайзинга. 

4.2.1. Поведение потребителей как компонент технологий мерчендайзинга. 

     По  мнению большинства теоретиков и практических работников, процесс принятия потребителем решения о покупке включает следующие этапы:
     - осознание потребности;
     - поиск информации;
     - оценка вариантов;
     - решение о покупке;
     - реакция на покупку.
     Поведения покупателя в торговом зале магазина различается и проходит разные стадии в зависимости от вида покупки (таблица 2).  

Таблица 2 - Виды товаров и этапы принятия решения о покупке в торговом зале магазина.
Вид покупки Этап  принятия решения Элемент мерчендайзинга
Осознание потребности Поиск информации Выбор товара Оценка товара Покупка товара
Четко запланиро-ванная покупка (товары повсед- невного спроса)       (+) Проводится  не всегда  + Постоянство месторасположения
Частично  запла - нированная покупка (товары предвари-тельного спроса)   + +   + Эффективное рас-положение  точек продажи в зале и выкладка товара. Презентация.
Незапланированная, или импульсивная, покупка (товары раз  личных групп, как правило, недорогие) + + +   + Эффективное рас-положение  точек продажи в зале и выкладка товара. Презентация.
 
     Все покупки можно разделить на два  вида: первичные и вторичные.
     При первичной покупке процесс принятия решения требует довольно много  времени и в зависимости от вида товара и его значимости для  покупателя может проходить все этапы принятия решения. В данном случае специалисты по мерчендайзингу должны создать ситуацию, которая побудила бы посетителя внести данный магазин в список возможных точек своих посещений для принятия окончательного решения и осуществления покупки.
     При вторичной покупке отдельные  этапы могут быть пропущены, большую  роль при этом играет лояльность к  торговой марке или инерция.
     При четко запланированной покупке  оценка товара перед покупкой может  не проводиться. Однако и в случае четко запланированной покупки настрой покупателя может измениться.
     Определенный  интерес для специалиста по мерчендайзингу представляет подход DAGMAR (Defining Advertising Goals for  Measured Advertising Results) к рекламному планированию.
     Считается, что для понимания того, какой должная быть мотивация покупателя в торговом зале магазина необходимо представлять на какой ступени лестницы  DAGMAR (рисунок 3) он находится. От момента получения потребителем знания о товаре до момента совершения покупки может пройти значительный период времени.
     При правильной организации мерчендайзинга в торговом зале магазина этот период может быть существенно сокращен. Для этого используются технологии визуального мерчендайзинга в сочетании  с другими компонентами мерчендайзинга и маркетинга, такими как:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.