На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Семья, как социальный институт

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО  Марийский государственный технический  университет 
 

кафедра:
СНиТ
Реферат
По дисциплине: «Социология»
На тему: «Семья, как социальный институт» 
 

выполнила:
ст. гр. СКСиТ-22
Телкова Д. В.
Проверила:
Oхотина Н. М.-
к. и. н., доцент
кафедры СНиТ 
 

Йошкар-Ола
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Семья, как социальный институт………………………………………………4
1.1 Семейный цикл………………………………………………………………..5
1.2 Семейная структура в демографической статистике……………………….5
1.3 Типы семьи и её организации………………………………………………...6
1.4 Социальные  функции семьи………………………………………………….8
2. Брак…………………………………………………………………………….10
2.1 Виды  брака…………………………………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список  литературы………………………………………………………………14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Итак, социальный институт — внутрисоциальное образование, в преемственности поколений несущее специфический набор функций, которые другие общественные институты и люди поодиночке не могут выполнять либо вообще, либо с уровнем качества, необходимым для устойчивости общества и его развития.
Существует 5 основных социальных институтов:
1) Институт  семьи и брака;
2) Политический  институт;
3) Экономический  институт;
4) Институт  образования;
5) Институт  религии.
В данной работе, мы рассматриваем семью, как  социальный институт, т.е. институт семьи  и брака.
Семья — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.
Ценностный подход к семье, как к социокультурному явлению, осуществим  в рамках социологии. Известно, что семья поаспектно  включена  в  рассмотрение многих наук — философии, психологии, этики, демографии,  сексологии и т.д. Но социология видит семью как особую целостность, и  эта  ее заинтересованность в исследовании  семьи  как  целого,  выделила брак и   семью в отдельный социальный институт. 
 

1. Семья, как социальный  институт
По мнению исследователей, семья имеет двойственный характер: это 1) социальный институт, выполняющий ряд важных общественныхфункций, включенный в социальную систему и, в силу этого, непосредственно зависящий от ее политических, экономических, культурно-религиозных и иных отношений; 2) малая группа, основанная на единой общесемейной деятельности и связанная узами супружества (отношения между мужем и женой), родительства (или усыновления) (отношения между родителями и детьми) и родства (отношения между братьями, сестрами и другими родственниками). В каждой конкретной семье необязательно должны иметься все три типа, но наиболее крепкими являются такие семьи, где они представлены в комплексе.
Для понимания семьи, как социального института, большое значение имеет 
анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль – один из видов 
социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются в первую очередь 
на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, 
дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабушка, 
старший, младший) и т.д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения 
ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. 
Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, 
старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие 
правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы 
сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить 
свое место и место других в ролевой структуре семьи. Для успешного 
формирования семьи, немаловажное значение, также имеет, чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость 
ролевого поведения, которая проявляется в способности, без особых 
затруднений, выходить из одной роли, включаться сразу в новую, как этого 
потребует ситуация.

1.1 Семейный цикл
С позиций  воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической  типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется следующими стадиями родительства:
    предродительство — период от заключения брака и до рождения первенца;
    репродуктивное родительство — период между рождениями первого и последнего детей;
    социализационное родительство — период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребёнка (в случае одного ребёнка в семье совпадает с предыдущей стадией);
    прародительство — период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей.
1.2 Семейная структура в демографической статистике
Семейная  структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым  во время переписей или специальных  обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре  населения можно только по данным переписей или обследований. При  этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам:
    размер семьи (число её членов);
    тип семьи;
    число детей в семье:
1) малодетные семьи — 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста);
2) среднедетные семьи — 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики);
3) многодетные семьи — 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений).
1.3 Типы семьи и её организации
При комплексном  изучении семейной структуры они  рассматриваются в комплексном  сочетании. С демографической точки  зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.
В зависимости  от форм брака:
1) моногамная  семья — состоящая из двух партнёров;
2) полигамная  семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров.
В зависимости  от пола супругов:
1) однополая  семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей или детей от предыдущих (гетеросексуальных) браков;
2) разнополая  семья.
В зависимости  от количества детей:
1) бездетная,  или инфертильная семья;
2) однодетная  семья;
3) малодетная  семья;
4) среднедетная  семья;
5)многодетная семья.
В зависимости  от состава:
1) простая  или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть элементарной ( семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок; неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей) и составной ( полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей).
2) сложная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.
В зависимости  от места человека в семье:
1) родительская — это семья, в которой человек рождается;
2) репродуктивные — семья, которую человек создаёт сам.
В зависимости  от проживания семьи:
1) матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены,
2) патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;
3) неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.
Наследование  по отцовской линии означает, что  дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность  обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи.
Каждую  из категорий семей характеризуют  протекающие в ней социально-психологические  явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его  содержание, особенности эмоциональных  контактов членов семьи, социально-психологические  цели семьи и индивидуально-психологические  потребности её членов.
1.4 Социальные функции  семьи
Исследователи единодушны, в том, что функции  отражают исторический характер связи  между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть  функций являются устойчивыми к  изменениям, в этом смысле их можно  назвать традиционными. К ним  можно отнести следующие функции:
а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;
б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;
в) регенеративная — означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных реликвий;
г) образовательно-воспитательная — состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;
д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;
е) рекреативная — связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи;
ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. 
 

2. Брак
В любом  обществе – семья формируется, как  правило, через брак. Брак – 
санкционированный обществом сексуальный союз определенной 
продолжительности между двумя индивидами. Брак – совокупность обычаев, 
которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В 
современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, 
обучение, обмен кольцами, медовый месяц. Кроме того, брак подразумевает 
некоторые правила поведения, ставшие традицией, например, добрачное 
целомудрие, супружеская верность, обязательства поддерживать супруга всю 
жизнь. И в то же время брак неотделим от законов, связанных с ним: 
регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право 
признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, 
соответствие возрастов заключающих брак, согласие родителей, отсутствие 
родства между вступающими в брак.

 В  обществе, инсти
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.