На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международный рынок труда

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство железнодорожного транспорта 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
Иркутский государственный университет путей сообщения
 
 
 

Факультет экономики и управления
Кафедра мировой экономики и экономической теории 

Курсовая  работа по международно-экономическим  отношениям на тему
«Международный  рынок труда» 
 
 
 
 

                    Выполнил: студент гр. МЭ-07-2
                    Зыкина  Г.М.
                    Научный руководитель: профессор, д.э.н
                      Новолодская Г.И 
                     
                     

Иркутск 2010
Оглавление

     Введение

         Выбранная тема для курсовой  работы международный рынок рабочей  силы достаточно интересна и  актуальна в наши дни. Массовая миграция рабочей силы и мировой рынок труда оказывает существенное влияние на воспроизводственный процесс, на количественные и качественные характеристики рабочей силы. Активный происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее.
     Почему  же во всем мире такое внимание уделяется  миграции трудовых ресурсов? Можно  даже говорить об определенном круге  государств, как бы “специализирующихся” на этом виде внешней экономической деятельности.
     Самое главное: экспорт рабочей силы приносит государствам-экспортерам немалые  доходы от перевода средств мигрантов  на родину. Ведь суммы переводов  могут достигать нескольких миллиардов долларов. Достаточно сказать, что из 80 стран, дающих сведения о своих платежных балансах в Международный валютный фонд, 52 страны имеют доходы от экспорта рабочей силы. Кроме того, по некоторым оценкам исследователей, реальные доходы страны-экспортера рабочей силы в два раза выше декларированных, поскольку мигранты, возвращаясь на родину, как правило, привозят с собой ценности и сбережения, технические новшества, оборудование.
     Получая от экспорта трудовых ресурсов миллиарды  долларов ежегодно, многие государства, естественно, поддерживают свою экспортную специализацию, ставшую для них не только одним из основных источников валютных поступлений, но и способом поддержания социальной стабильности, не требующим, что важно, затрат государственных средств. Кроме того, развитие экспорта рабочей силы улучшает положение национальной валюты.
       Актуальность  рассмотрения данной темы как раз  и заключается в том, что Россия имеет реальную возможность пополнить  свой бюджет, включившись в мировую  практику. По данным Международного валютного  фонда, по средней норме прибыльности, экспорт товаров в среднем приносит 20% дохода, тогда как экспорт услуг - 50%.
       Целью данной работы является рассмотрение функционирования международного рынка  рабочей силы и отдельных его  аспектов, а также особенностей включения  в этот процесс нашей страны.
       Поставленная  цель обусловила выбор следующих задач:
    рассмотреть основные виды трудовой миграции и ее причины;
    показать современные центры притяжения рабочей силы;  
    рассмотреть Россию на мировом рынке труда и денежных переводов мигрантов;
    исследовать государственное регулирование трудовой миграции в странах-донорах;
    исследовать государственное регулирование иммиграции рабочей силы

       1. Международный рынок рабочей силы

       1.1 Основные виды трудовой миграции и ее основные виды.

       Можно выделить два основных вида международной миграции рабочей силы:
       1. международная переселенческая миграция;
       2. международная трудовая миграция.
       Исторически первоначально преобладала переселенческая  миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых других стран. Она предполагала перемещение мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.
       Международная трудовая миграция - это перемещение  трудоспособного населения между государствами под влиянием сугубо экономических причин, то есть в поисках заработка. В отличие от переселенческой миграции, она предполагает сохранение постоянной связи мигранта со своей родиной. На практике отделить эти виды миграции друг от друга достаточно сложно. Определение термина  "трудящийся-мигрант"1 гласит, что это лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получить работу. Данное определение включает в себя также любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудящегося-мигранта. Однако оно не включает в себя пограничных и сезонных рабочих, лиц свободных профессий и некоторые другие категории. В силу такой противоречивости статистические показатели, характеризующие миграцию рабочей силы несколько преуменьшены, и не дают полного представления о масштабах этого явления в мировом хозяйстве. Но имеющаяся статистика показывает, насколько важную роль играют мигранты как в экономике тех стран, куда они приезжают (страны-реципиенты), так и в экономике своих родных стран, которые они временно покидают (страны-доноры).
       Причины международной трудовой миграции имеют, в основном, экономический характер. К ним относятся следующие:
    различия в уровне экономического развития отдельных стран;
    наличие национальных различий в размерах заработной платы;
    существование органической безработицы в развивающихся странах (в последнее время это явление распространено и в постсоциалистических странах);
    международное движение капитала и функционирование международных корпораций.
       Наибольшую  долю участников международной трудовой миграции составляют представители  рабочих специальностей, но в ней  принимают участие и служащие.
       Одним из мотивов участия в международной  трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только "не умереть с голода". Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы.
       Но, наряду с этим, существует и миграция в поисках более высокой заработной платы, более комфортабельных условий  труда и жизни. Эти обстоятельства также связаны с неравномерным экономическим развитием стран. Такой вид миграции связан, прежде всего, с миграцией квалифицированных специалистов, ученых.
       Наибольшую  роль в развитии мировой экономики  международная трудовая миграция начала играть после второй мировой войны. В настоящее время в общем объеме современной международной миграции преобладает трудовая миграция.
       Распад  СССР значительно усилил подвижность  населения бывших советских республик, что привело к увеличению численности  международных трудовых мигрантов.
       Первоначально международная трудовая миграция имела  стихийный характер. Но затем принимающие  страны попытались ввести ее в организационные  рамки. Так, уже в конце 19-начале 20 вв. в Германии, Франции, Швейцарии  широко был распространен временный найм иностранных рабочих на определенный срок, предусматривающий их обязательную депортацию, т.е. их выезд обратно на родину. В Соединенных Штатах Америки с конца 19 в. был введен контроль за иммиграцией.
       В настоящее время практически все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей силы. Государственное регулирование направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.

       1.2 Современные  центры притяжения  рабочей силы

       Направления миграционных потоков рабочей силы сравнительно устойчивы, они зачастую пересекаются. Решающее значение при  этом имеют экономические возможности принимающей страны, ее роль в современном мире, а иногда и ее исторические, географические, этнические корни.
       В международной миграции рабочей  силы можно выделить пять направлений:
       1) миграция из развивающихся в  промышленно развитые страны;
       2) миграция в рамках промышленно  развитых стран; 
       3) миграция рабочей силы между  развивающимися странами;
       4) миграция рабочей силы из бывших  социалистических стран (сходна  с миграцией из развивающихся  стран в промышленно развитые);
       5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны.
       Для промышленно развитых стран иностранная  рабочая сила из развивающихся стран  означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда и просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении. В Бельгии они составляют половину всех шахтеров, в Швейцарии - 40% строительных рабочих.  Уже В конце 80-х годов только в США работало около 1,5 тыс. южнокорейских специалистов, имеющих ученую степень, что превышало численность защитивших диссертации в высших учебных заведениях Южной Кореи. Привлечение интеллектуальной иммиграции для США - обычная практика. Около половины прироста численности специалистов в области математики, особенно программного обеспечения, обеспечивает импорт иностранной рабочей силы. Ведь затраты на подготовку специалистов в США в некоторых случаях достигают 600-800 тыс. долл.2 Существует миграция рабочей силы из промышленно развитых стран в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и других специалистов, например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т. п.).
       В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым данным существует опасность колонизации российского Дальнего Востока и Сибири его многонаселенным соседом.
       Крупнейшим  импортером рабочей силы является Москва - в ней работают около 70 тыс. иностранных  рабочих и специалистов из 78 стран  мира. Иммигранты составляют 46% московских строителей, 34% работников столичного транспорта. За ней идут Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные области (соответственно, 27,3 и 18,2 тыс. человек). Подавляющее большинство - 247,2 тыс. человек, т. е. 85% от общей численности задействованы в отраслях материального производства.3
       Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия является нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства. 
         Великобритания максимально открыла  рынок труда, не препятствуя  притоку специалистов и разнорабочих. Сейчас в школах Великобритании  работает около 11 000 иностранных преподавателей.4 В сфере медицинского обслуживания, а также других общественных учреждениях никогда не были бы достигнуты такие высокие результаты, если бы там не использовался труд квалифицированных специалистов из других стран.
       Спрос на иностранную рабочую силу в странах — членах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) обусловлен такими факторами, как нехватка квалифицированных специалистов, ограничения на занятость женщин, лишающие страны значительной части трудового потенциала (в странах ССАГПЗ среди граждан, участвующих в экономической деятельности, женщины составляют 2-10%). Иностранные рабочие заняты преимущественно в частном секторе; граждане в основном работают в государственном секторе экономики (в сфере финансов, нефтедобычи, телекоммуникационных технологий), где можно рассчитывать на высокий доход, социальный статус, льготы.
       Сегодня, по разным оценкам, иностранцы составляют приблизительно 18-19% населения Омана, 20-33% населения Саудовской Аравии, около 33% населения Бахрейна, более 50% населения Кувейта, 75-80% населения Катара, 85-90% населения ОАЭ (статистика в целом не отражает нелегальную иммиграцию, в результате которой численность мигрантов значительно превышает официальные данные).5
       Германия  поглощает большую долю рабочей силы в такие отрасли промышленного производства как: химическая промышленность, автомобилестроение и энергетика. в международном разделении труда определяют ведущие отрасли немецкого промышленного производства: химическая промышленность, автомобилестроение и энергетика. 
       В  Италию хлынул поток мигрантов из развивающихся стран. Географическое положение Италии таково, что она  находится на южной границе Европы, что обуславливает достаточно высокий  уровень миграции из африканских стран. Также наплыв иммигрантов происходит из стран Азии, в частности Китая.
       Иммигранты  из этих регионов готовы работать за более  низкую заработную плату, чем коренное население.

       1.3 Россия на мировом рынке труда и денежных переводов мигрантов

       Россия  стала участников международного рынка  труда только в начале 90-х годов. До этого, в период административно-командной экономики население СССР принимало минимальное участие в процессах международной трудовой миграции. Выезд за границы и въезд из-за границы были строго регламентированы государством. Советские специалисты выезжали на работу по трудовым контрактам в основном в страны третьего мира, которые провозглашали стремление идти по социалистическому пути развития. Организация процессов международной миграции производилась только государственными органами.
       В период перестройки экономики нашей страны, отхода от административно-командных методов управления во всех сферах жизни процессы международной трудовой миграции значительно интенсифицировались.
       Немалую роль здесь сыграл и распад СССР. Если раньше приезд на работу в Российскую Федерацию из Армении, Грузии или других республик являлся внутренней миграцией, то теперь аналогичные процессы относятся к международной трудовой миграции.
       Россия  является в настоящее время как  страной-донором, так и страной-реципиентом. Немало российских граждан выезжает в развитые страны с целью заработка. Причем не всегда речь идет о работе по специальности. В связи с высоким уровнем безработицы люди нередко соглашаются выполнять низко квалифицированную работу, так как получают за это, по их мнению, относительно высокую заработную плату.
       В рейтинге стран, откуда утекают в  виде зарплатных переводов мигрантов  наибольшие денежные объемы по данным за 2007 год Россия занимает втрое  место после США, в другие страны из России было переведено мигрантам 7,7 млрд. американских долларов.6
       В Россию в 2007 г. Поступили из-за границы  зарплатные переводы на сумму 4,1 млрд. американских долларов.
       Количество  международных мигрантов в России устойчиво возросло, увеличившись от 11,5 млн. человек в 1990 г. До 12,3 млн. человек в 2010 г. Или с 39% до 48% численности международных мигрантов на всем постсоветском пространстве.
       По  оценкам специалистов МКГ (международная  кризисная группа) в 2004-2005 г. на заработки в Россию ежегодно отправлялись 800 тыс. граждан Киргизии, 1,5 млн. – Таджикистана и 2,5 млн. – Узбекистана.7 Основными сферами занятости трудовых мигрантов является строительство, розничная торговля, сельское и жилищно-коммунальное хозяйство
       В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» правительство российской Федерации постановляет: Утвердить на 2010 год квоту на выдачу иностранным гражданам 611080 приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности8.
       Характерной чертой участия России в процессах международной трудовой миграции является слабая роль государства в регулировании данных процессов. В результате этого большое число иностранных работников используются на нелегальных условиях.
       С другой стороны, не созданы механизмы использования положительных сторон эмиграции работников по трудовым контрактам, что не позволяет обеспечить должный приток валютных средств в экономику России, как от фирм-посредников, так и от официальных переводов самих мигрантов на родину.

       1.4 Государственное  регулирование иммиграции  рабочей силы

       Регулирование импорта рабочей силы преследует две основные цели:
    защита национального рынка труда от стихийного потока трудящихся-мигрантов, так как он обостряет проблему занятости;
    обеспечение рационального использования иностранных работников, то есть применение их труда именно в тех областях, которые не могут быть обеспечены за счет внутренних трудовых ресурсов.
       Международная трудовая миграция имеет как положительные, так и отрицательные последствия для стран-реципиентов.
       К положительным последствиям можно  отнести следующие:
    занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны;
    расширение внутреннего рынка принимающей страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими;
    снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют, социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.
       К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующие:
    рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не ходят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране;
    рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.
       В настоящее время в странах-импортерах рабочей силы сложилась система  мер государственного регулирования  иммиграции, которая включает в себя законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов, национальные службы иммиграции, а также межгосударственные соглашения по вопросам миграции.
       На  международном уровне деятельность национальных иммиграционных служб координируется службой СОПЕМИ (Система постоянного наблюдения за миграцией), созданной странами-членами ОЭСР (Организации экономического и социального развития).
       В межправительственных соглашениях  о найме иностранной рабочей  силы оговариваются условия пребывания мигрантов в принимающей стране, соблюдение которых призвано защитить интересы мигрантов. Так, в межправительственных соглашениях о найме иностранной рабочей силы, заключаемых между ФРГ и странами-экспортерами, есть положение о том, что наем и оплата иностранных рабочих осуществляются работодателями на основании тех же пунктов тарифных договоров, что и для немецких рабочих.
       Иммиграционные  службы стран контролируют, прежде всего, въезд иммигрантов в страну. Они выдают разрешения на въезд в соответствии с заявками предпринимателей о необходимых им работниках, причем подобное разрешение выдается на определенный срок.
       Первым  этапом регулирования миграционных процессов можно считать организацию  вербовки иностранных рабочих, которая осуществляется на основе межправительственных соглашений.
       Международные соглашения могут быть двусторонними  и многосторонними. В этих соглашениях  устанавливаются определенные количественные лимиты (квоты) на въезд граждан в  ту или иную страну. Многосторонние соглашения имеют место между странами Европейского Союза. Особое значение здесь приобретает регулирование иммиграции из третьих стран (т.е. из стран, не входящих в Европейский Союз).
       Эти соглашения, как правило, реализуется  через национальные ведомства, занимающиеся вопросами труда (например, в Швейцарии -Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда; в Финляндии - Министерство труда; в Китае - Государственное управление по делам иностранных специалистов).
       Процедура реализации соглашений об иммиграции заключается в следующем. Сторона, направляющая работников за рубеж, проводит предварительный отбор кандидатов в соответствии с критериями, согласованными с другой стороной. Уполномоченный орган отправляющей стороны проверяет соответствие предлагаемых кандидатов-мигрантов условиям международного соглашения, а затем переправляет данные об этих кандидатах уполномоченному органу принимающей стороны.
       В основном ограничения принимающих  стран не распространяются на следующие  категории работников:
    работники, претендующие на малооплачиваемую работу, работу с тяжелыми и вредными условиями труда, не престижную и малоквалифицированную работу;
    специалисты быстроразвивающихся и приоритетных сфер экономической деятельности;
    представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин и старинных рукописей, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения);
    специалисты высшей квалификации и представители свободных профессий (выдающиеся ученые, музыканты);.
    руководящий персонал фирм и их подразделений, а также предприниматели, которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают новые рабочие места.
       Следует отметить, что государственный аппарат  вербовки иностранных рабочих не всегда может справиться с вербовкой  работников в необходимом объеме. В этой связи во многих странах существует институт частных посредников, т.е. фирм или частных лиц, которые, получив от государственных органов лицензию на данный вид деятельности, занимаются подбором кадров для работы за рубежом. Однако государство должно контролировать деятельность подобных фирм. Отсутствие такого контроля зачастую приводит к росту нелегальной иммиграции.
       В последние годы многие страны, например, Австрия, Швеция, Финляндия пытаются ужесточить контроль над въездом  в них иностранных работников. Так Швеция намерена требовать от иммигранта не только предъявления уже подписанного контракта на работу, но и знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья. Но это не дает ощутимых результатов. Естественно, что достоверных данных о размерах нелегальной иммиграции мало. По оценкам специалистов в последнее десятилетие она возросла. Это можно связать не только с увеличением числа людей, пытающихся "найти счастье" за рубежом, но и с тем, что предприниматель, использующий иностранную рабочую силу, при найме нелегальных иммигрантов получает более управляемых и дешевых работников. Ведь в этом случае не делаются страховые взносы и другие платежи, обязательные при легальном найме.
       Количество  нелегальных иммигрантов пополняется не только за счет людей, нелегально въехавших в страну. Серьезной проблемой для принимающих стран является возвращение иностранных рабочих на родину после истечения срока контракта (т.е. репатриация). Нежелание возвращаться на родину объясняется наличием тех экономических, социальных, психологических проблем, с которыми репатрианты неизбежно столкнутся в своей стране.
       В ряде западноевропейских стран принимались  программы, направленные на стимулирование репатриации.
       Так, например, во Франции и в Германии вводились материальные выплаты  в случае добровольного увольнения иностранных рабочих, а также  их возвращения на родину. Однако эти  меры не привели к существенному  снижению численности иностранцев.
       Аналогичные меры пыталось принять правительство Нидерландов. Был разработан проект закона о материально помощи репатриантам и об ограничении сроков пребывания иностранных рабочих в стране. Однако эти предложения официальных кругов вызвали негативную реакцию со стороны предпринимателей, т.к. в случае принятия подобного закона они лишались дешевых, нетребовательных работников. Предприниматели заявили, что введут премию за то, чтобы иностранцы оставались в стране.
       Кроме программ, стимулирующих репатриацию  путем выплаты определенных денежных сумм, страны-импортеры рабочей силы разрабатывали различные меры, направленные на облегчение интеграции возвращающихся рабочих в экономику их родных стран. Франция в числе первых среди стран Западной Европы  ввела систему профподготовки для иммигрантов из Алжира, Туниса, Марокко, Португалии, Мали, Югославии, Турции, Испании. Однако число иностранцев, прошедших обучение в рамках этой программы было весьма незначительно и не дало ощутимых результатов по стимулированию репатриации.
       Одним из средств, направленных на ограничение численности иностранных рабочих, является установленная в некоторых европейских странах плата за наем иностранных рабочих, которая постепенно повышается. Однако, несмотря на этот налог, предпринимателям во многих случаях выгодно использовать иностранную рабочую силу, особенно нелегальную, как менее защищенную и более управляемую.
       Наряду  с "мягкими" методами регулирования  нелегальной иммиграции (выплата  премий за возвращение на родину и  т.п.), правительства стран-реципиентов используют также и жесткие принудительные меры, вплоть до принудительной высылки их из страны.
       В целом можно сказать, что процесс  репатриации иностранных рабочих  из развитых стран происходил и происходит медленно, несмотря на принимаемые  меры экономического и внеэкономического характера. Увеличение репатриации стало бы возможным лишь в случае сокращения различий в уровне жизни и труда между странами-реципиентами и странами-донорами, улучшения социально-экономических условий в странах эмиграции.

       1.5 Государственное регулирование миграции рабочей силы в странах донорах

       Наряду  с государственным регулированием иммиграции, существует и государственное  регулирование эмиграции. Оно особенно развито в тех странах, где  экспорт рабочей силы является важным элементом экономического развития.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.