На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Механизм регулирования природоохранной деятельности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
                                          

                                            
Реферат
      Механизм  регулирования природоохранной  деятельности 

                                                                     
  
                                                                          
 

                                                                         Выполнил:
                                                                          
 

                                                                         Руководитель:
                                                                          
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

1. СУЩНОСТЬ И  НАПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ  ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
1.1 ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ  ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ОХРАНЫ
2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ  СРЕДЫ
2.1. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ И НОРМАТИВОВ
2.2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
4 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
5 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Для человека природа - сфера жизнеобитания. Он нередко стремится перекроить отведенное ему жизненное пространство на свой лад, но выйти полностью из-под её влияния не может. В последние годы проблема обеспечения экологической безопасности стала важнейшим компонентом национальной безопасности Российской Федерации, составной частью безопасности граждан России, мирового сообщества. Проблема загрязнения окружающей среды является приоритетной не только на региональном, но и на общенациональном уровнях. Одним из основных условий устойчивого развития Российской Федерации в настоящее время является достижение необходимых темпов экономического роста с одновременным обеспечением экологической безопасности государства. Современное состояние окружающей среды таково, что дальнейший рост благосостояния государства невозможен без коренных изменений в подходе к решению экологических проблем.
     Актуальность  данной темы не вызывает сомнений, так как государственное экологическое управление - это сфера с уникальными объектами регулирования, и федеральный уровень - это именно тот уровень, на котором следует решать такие глобальные проблемы, как охрана окружающей природной среды, её рациональное использование, защита и восстановление. Природопользование - это один из самых сложных объектов управления. И именно поэтому основной объем работы по обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды лежит на федеральном уровне управления. Загрязнение окружающей среды во многих районах достигло критического уровня относительно возможностей дальнейшего сохранения устойчивости экологических систем и здоровья населения. Загрязнение только атмосферного воздуха сопровождается массовой гибелью лесов, снижением урожайности сельскохозяйственных культур, ставит под угрозу безопасность людей. Всё это ставит перед государством, обществом и каждым отдельным человеком объективное требование - учитывать воздействие производства и потребления на окружающую среду. Нельзя допускать превышения порогов устойчивости экологических систем, чтобы не вызвать необратимых изменений в природе.
     Приоритетную  роль в деле обеспечения охраны и  защиты окружающей среды играют органы государственного управления.
     Целью данной работы является раскрытие сущности государственного регулирования природоохранной  деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить теоретико-методологические аспекты управленческой деятельности в сфере охраны и защиты окружающей среды, а также механизмы и инструменты этой деятельности; рассмотреть нормативно-правовую базу обеспечения охраны окружающей среды; изучить структуру, полномочия и функции федеральных органов управления природоохранной и природопользовательской деятельностью. Субъектами деятельности по охране окружающей среды являются: государство, его органы, муниципальные образования, организации, учреждения, предприятия, общественные движения и объединения, граждане. Объектом рассмотрения является управление в сфере охраны окружающей природной среды на федеральном уровне, предметом - процесс реализации функций государства по осуществлению данной деятельности.
     Цель  управления природопользованием - обеспечение  выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие процессов производства и выпускаемой продукции на окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, их восстановление и воспроизводство. Значение управления природопользованием состоит в том, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами и рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение провозглашенных экологических прав и законных интересов личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 

     1.1 ВИДЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ  ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ  СРЕДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ  ЕЕ ОХРАНЫ 

     Разнообразное вмешательство человека в естественные процессы в биосфере можно сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая под ними любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения:
     - ингредиентное (ингредиент - составная часть сложного соединения или смеси) загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно чуждых естественным биогеоценозам;
     - параметрическое загрязнение (параметр окружающей среды - одно из ее свойств, например уровень шума, освещенности, радиации и т. д.), связанное с изменением качественных параметров окружающей среды;
     - биоценотическое загрязнение, заключающееся в воздействии на состав и структуру популяции живых организмов;
     - стациально-деструкционное загрязнение (стация - место обитания популяции, деструкция - разрушение), представляющее собой изменение ландшафтов и экологических систем в процессе природопользования.
     До 60-х годов нашего века под охраной  природы понималась в основном защита ее животного и растительного  мира от истребления. Соответственно и  формами этой защиты было главным  образом создание особо охраняемых территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных животных, и т. п. Ученых и общественность волновали, прежде всего, биоценотическое и частично стациально-деструкционные воздействия на биосферу. Ингредиентное и параметрическое загрязнение, конечно, существовало тоже, тем более что об установке очистных сооружений на предприятиях и речи не шло. Но оно не было столь многообразным и массированным, как теперь, практически не содержало искусственно созданных соединений, не поддающихся естественному разложению, и природа с ним справлялась самостоятельно. Так, в реках с ненарушенным биоценозом и нормальной скоростью течения, не замедляемой гидротехническими сооружениями, под влиянием процессов перемешивания, окисления, осаждения, поглощения и разложения редуцентами, дезинфекции солнечным излучением и др. загрязненная вода полностью восстанавливала свои свойства на протяжении 30 км от источников загрязнения.
     Конечно же, и раньше наблюдались отдельные  очаги деградации природы в окрестностях наиболее загрязняющих производств. Однако к середине XX в. темпы ингредиентного и параметрического загрязнений возросли и качественный их состав изменился столь резко, что на значительных территориях способность природы к самоочищению, т. е. естественному разрушению загрязнителя в результате природных физических, химических и биологических процессов, была утрачена.
     В настоящее время не происходит самоочищения даже таких полноводных и протяженных  рек, как Обь, Енисей, Лена и Амур. Что же говорить о многострадальной Волге, естественная скорость течения которой в несколько раз снижена гидротехническими сооружениями, или реке Томь (Западная Сибирь), всю воду которой промышленные предприятия успевают забрать для своих нужд и спустить обратно загрязненной, как минимум, 3 - 4 раза, прежде чем она доберется от истока до устья.
     Способность почвы к самоочищению подрывается  резким уменьшением в ней количества редуцентов, происходящим под влиянием неумеренного применения пестицидов и  минеральных удобрений, выращивания  монокультур, полной уборки с полей всех частей выращенных растений и т. д.
1.2 ОБЪЕКТЫ И ПРИНЦИПЫ  ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ  ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ 

     Под охраной окружающей среды понимают совокупность международных, государственных  и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований.
     Только  если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей природной среды, можно рассчитывать на успех.
     Поскольку не была решена вовремя задача охраны природы от отрицательного воздействия  человека, теперь все чаще встает задача защиты человека от влияния изменившейся природной среды. Оба эти понятия интегрируются в термине «охрана окружающей (человека) природной среды».
     Охрана  окружающей природной среды складывается из:
     - правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;
     - материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;
     - инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.
     В соответствии с законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» охране подлежат следующие  объекты:
     - естественные экологические системы, озоновый слой атмосферы;
     - земля, ее недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, микроорганизмы, генетический фонд, природные ландшафты.
     Особо охраняются государственные природные  заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.
     Основными принципами охраны окружающей природной  среды должны являться:
     - приоритет обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;
     - научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;
     - учет законов природы и возможностей самовосстановления и самоочищения ее ресурсов;
     - недопущение необратимых последствий для охраны природной среды и здоровья человека;
     - право населения и общественных организаций на своевременную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды и отрицательном воздействии на нее и на здоровье людей различных производственных объектов;
     - неотвратимость ответственности за нарушение требований природоохранительного законодательства.
 

      3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ ОХРАНЫ  ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ  СРЕДЫ 

     3.1 СИСТЕМА СТАНДАРТОВ  И НОРМАТИВОВ 

     Одной из важнейших составных частей природоохранительного  законодательства является система экологических стандартов. Ее своевременная научно обоснованная разработка является необходимым условием практической реализации принимаемых законов, так как именно на эти стандарты должны ориентироваться предприятия-загрязнители в своей природоохранной деятельности. Несоблюдение стандартов влечет за собой юридическую ответственность.
     Под стандартизацией понимается установление единого и обязательного для  всех объектов данного уровня системы  управления норм и требований. Стандарты  могут быть государственными (ГОСТы), отраслевыми (ОСТы) и заводскими. Системе стандартов по охране природы присвоен общий номер 17, который включает несколько групп в соответствии с охраняемыми объектами. Например, 17.1 означает «Охрана природы. Гидросфера», а группа 17.2 «Охрана природы. Атмосфера» и т. д. Этот стандарт регулирует различные стороны деятельности предприятий по защите водных и воздушных ресурсов, вплоть до требований к аппаратуре для наблюдения за качеством воздуха и воды.
     Важнейшими  экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах.
     ПДК утверждается для каждого из наиболее опасных веществ в отдельности  и действует на территории всей страны.
     В последнее время ученые утверждают, что соблюдение ПДК не гарантирует сохранения качества среды на достаточно высоком уровне хотя бы потому, что влияние многих веществ в перспективе и при взаимодействии друг с другом еще слабо изучено.
     На  основе ПДК разрабатываются научно-технические нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу и сбросов (ПДС) в водный бассейн. Эти нормативы устанавливаются индивидуально для каждого источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное воздействие на окружающую среду всех источников в данном районе не приводило к превышению ПДК.
     Из-за того, что количество и мощность источников загрязнения меняются с  развитием производительных сил  района, приходится периодически пересматривать нормативы ПДВ и ПДС. Выбор наиболее эффективных вариантов природоохранной деятельности на предприятиях должен осуществляться с учетом необходимости соблюдения этих нормативов.
     К сожалению, в настоящее время  многие предприятия в силу технических  и экономических причин не способны сразу уложиться в эти нормативы. Закрытие такого предприятия или резкое ослабление его экономического положения в результате штрафных санкций тоже не всегда возможно по экономико-социальным причинам.
     Кроме чистой окружающей среды, человеку для  нормальной жизни нужно есть, одеваться, слушать магнитофон и смотреть кино и телепередачи, производство пленок и электроэнергии для которых является весьма «грязным». Наконец, нужно иметь работу по специальности рядом с жильем. Лучше всего реконструировать отсталые в экологическом смысле предприятия так, чтобы они перестали наносить вред окружающей среде, но сразу в полном объеме выделить средства на это может далеко не каждое предприятие, так как природоохранное оборудование, да и сам процесс реконструкции стоят очень дорого.
     Поэтому таким предприятиям могут быть установлены  временные нормативы, так называемые ВСВ (временно согласованные выбросы), допускающие повышенное сверх нормы  загрязнение окружающей среды в  течение строго определенного срока, достаточного для проведения необходимых для снижения выбросов природоохранных мероприятий.
     От  того, укладывается или нет предприятие  в установленные ему нормативы  и в какие именно ПДВ, ПДС или только в ВСВ, зависят размер и источники платы за загрязнение окружающей среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
     1. Нормативно-правовая  база.
     Важнейшим инструментом сохранения окружающей среды  и ее устойчивого развития является законодательное закрепление основных принципов, механизмов, гарантий, критериев охраны окружающей природной среды, а также оценки качества окружающей среды. Поэтому экологическое законодательство ориентировано на регулирование общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, чтобы активизировать все эти юридические механизмы в интересах сохранения, рационального использования природных ресурсов, их воспроизводства, сохранения благоприятной окружающей природной среды для настоящего и будущего поколений. Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция РФ создает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе об охране окружающей среды и экологической безопасности. Законодательство в области охраны окружающей природной среды Российской Федерации разрабатывается уже на протяжении десятков лет. Уместно остановиться подробнее на правовых основах охраны окружающей среды.
     Международные конвенции. За истекшие годы ратифицированы Конвенция ООН об изменении климата (4.11.94 г.), Конвенция о биологическом разнообразии (17.02.95 г.), Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалении (25.11.94). Удалось достичь взаимопонимания по конвенции по опустыниванию в результате снятия противоречий, тормозивших ратификацию её в России.
     Внутреннее  законодательство. С 1993 г. с принятием новой конституции в развитии федерального законодательства в данной области общественных отношений огромную роль играет законодательная деятельность Федерального Собрания. С 1993 г. Образован и действует Комитет государственной думы по экологии, задачей которого является развитие и совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды. К особо важным из федеральных законов, принятых за последние годы, относятся федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе», «О радиационной безопасности», «О геодезии и картографии», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и многие другие законы.
     Федеральный закон «Об охране окружающей среды» - базовый нормативный правовой акт, который призван обеспечить реализацию права каждого человека на благоприятную окружающую среду путем определения правовых основ государственной политики в области охраны окружающей среды. В настоящее время именно этот закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Закон «Об охране окружающей среды» ввел новые принципы охраны окружающей среды, такие как:
     1) презумпция экологической опасности  планируемой хозяйственной деятельности, которая дает основание для реализации принципов обязательности проведения оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, а также для запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой не предсказуемы для окружающей среды;
     2) обязанность использования наилучших  существующих технологий (НСТ), имеющих  природоохранный эффект, что позволит  обеспечить с одной стороны прогресс в области развития технологий, а с другой стороны - снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.
     3) ответственность органов государственной  власти, органов местного самоуправления  за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также принцип независимости экологического контроля.
     4) платность природопользования и  обязанность возмещения вреда  окружающей среде. Этим законом  более четко и конкретно урегулированы  вопросы разграничения полномочий органов государственной власти в области охраны окружающей среды, что является крайне актуальным в связи с постоянными реорганизациями государственных органов власти, отвечающих за охрану окружающей среды на федеральном уровне.
     Определена система природоохранных нормативов, которая включает:
     1) установление нормативов качества  окружающей среды по химическим, физическим, биологическим показателям состояния компонентов природной среды и природных объектов с учетом природных особенностей территорий и акваторий и их целевого использования.
     2) установление нормативов воздействий  хозяйственной и иной деятельности  на окружающую среду, исходя  из нормативов допустимой антропогенной  нагрузки на окружающую среду.
     3) установление технологических нормативов на допустимые выбросы и сбросы.
     К тому же, в том законе установлены  правовые нормы, предусматривающие  осуществление экологического страхования, экологического аудита и экологической  сертификации на соответствие природоохранных  требований с целью обеспечения экологически безопасного ведения хозяйственной деятельности.
     Впервые установлены правовые нормы по осуществлению  оценки воздействия на окружающую среду. А также введены новые природоохранные  требования к осуществлению хозяйственной  деятельности. Определено понятие вреда окружающей среде от хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и установлен порядок его компенсации.
     Данный  закон фактически является «генеральной подготовкой» к написанию Экологического Кодекса РФ. Экологический кодекс, как и любой другой кодекс, представляющий из себя кодификацию всего законодательства в области охраны окружающей природной среды и природопользования, мог бы урегулировать не только природоохранные проблемы, но и дал бы возможность скорректировать все законы, касающиеся природопользования.
     Значение  управления природопользованием состоит  в том, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами и рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, обеспечивается соблюдение провозглашенных экологических прав и законных интересов личности.
     Российская  Федерация располагает громадным  природно-ресурсным потенциалом, однако в последние годы накопился ряд серьезных проблем, не позволяющих в полной мере использовать имеющиеся природные богатства.
     За  последние годы уровень разведанных  запасов минерального сырья начал  снижаться. Добыча ряда видов минерального сырья даже при сократившихся объемах превышает прирост их запасов. Состояние минерально-сырьевых баз многих горнодобывающих регионов России резко ухудшилось вследствие истощения и снижения качественных характеристик сырья, усложнения условий отработки. В связи с этим требуется обеспечить подготовку поисковых заделов, что связано с осуществлением комплексов работ по геологическому изучению недр, оценке ресурсов минерального сырья, особенно по остродефицитным видам полезных ископаемых, проведением разведочных работ. Возрастает актуальность выявления новых ресурсных провинций для компенсации выбывающих сырьевых баз. Россия обладает 22 процентами лесных ресурсов планеты, однако этот потенциал используется недостаточно. По сравнению с началом 90-х годов объем заготовок древесины снизился более чем в 2 раза, что привело к накоплению перестойной части лесов с одновременным снижением их качества. Возросла опасность массовых вспышек болезней леса и лесных пожаров. Неоценимо значение водных ресурсов для обеспечения социально - экономического развития России. Для удовлетворения потребностей населения и экономики страны в водных ресурсах построено более 2000 крупных водохранилищ и 34 межрегиональные межбассейновые системы по перераспределению водного стока. Однако состояние многих водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений неудовлетворительно, в ряде случаев является аварийным, велик их физический износ. Широкое развитие получили эрозия берегов, подтопление земель, а также загрязнение водных источников. Суммарный биоресурсный потенциал российского рыболовства оценивается на уровне 9-10 млн. тонн в год. Объем добычи рыбы и других водных биологических объектов с 1991 года по 2000 год сократился с 8,3 до 4,2 млн. тонн, то есть почти вдвое. Наиболее значительно сократился вылов в экономических зонах иностранных государств и в открытых 13 районах Мирового океана. Производство продукции из пресноводной аквакультуры сократилось в 3,5 раза. При наличии неиспользуемого потенциала водных биоресурсов в стране около 30 процентов потребляемых рыбных товаров обеспечивается за счет импорта. Общим недостатком развития природно-ресурсного комплекса является несовершенство экономических механизмов и законодательной базы.
     Остается  напряженной экологическая обстановка на территории России. Несмотря на то, что за последнее десятилетие значительно снижены объемы производства, на отдельных территориях она близка к критической. Основными экологическими проблемами по-прежнему являются: загрязнение водных объектов (Поволжье, Урал, Кузбасс, Северный Кавказ); загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных предприятий (гг. Норильск, Нижний Тагил, Магнитогорск, Новокузнецк, Череповец и др.); постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления, в том числе токсичных (Московская, Кемеровская, Тюменская, Ярославская области и др.); загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова на многих территориях, сокращение видового состава флоры и фауны. Особенно неблагополучно состояние окружающей природной среды в бассейне реки Волги.
     В 90-х годах был разработан и  осуществлялся целый ряд федеральных  и региональных целевых программ, направленных на оздоровление экологической  обстановки, обеспечение экономики  страны и населения природными ресурсами, их охрану и воспроизводство. Однако реализация этих программ была затруднена в основном из-за недостатка финансовых ресурсов, в результате чего достичь намеченных целей в полной мере не удалось.
     Кроме того, причинами неудовлетворительного  выполнения указанных программ являлись: недостаточно четкое определение программных приоритетов, что в условиях слабого финансового обеспечения отрицательно сказалось на концентрации средств на главных направлениях; несогласованность, недостаточная координация и взаимоувязка при разработке и реализации программ различного уровня; нецелевое использование выделенных финансовых ресурсов; отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий в области реализации федеральных программ между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Начавшийся рост промышленного производства в России может обострить экологическую обстановку, а также увеличить вероятность возникновения техногенных аварий с негативными экологическими последствиями. Необходим комплексный системный подход при разработке правовых, экономических, организационных и иных условий рационального, неистощительного природопользования и охраны окружающей природной среды. Возникает необходимость принятия соответствующих мер, обеспечивающих подготовку природноресурсной базы страны для удовлетворения растущих экономических потребностей, сохранение и воспроизводство ресурсного потенциала, снижение антропогенной нагрузки на природные комплексы. На решение указанных проблем направлена федеральная целевая программа «Экология и природные ресурсы России (2001-2010 годы)» Государственный заказчик - координатор Программы - Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
     Цель  программы - сбалансированное развитие природно-сырьевой базы для удовлетворения потребностей экономики страны в топливно-энергетических, минеральных, водных, лесных и водных биологических ресурсах, обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Основные задачи: обеспечение потребностей экономики страны в различных видах природных ресурсов на принципах их комплексного и рационального использования; осуществление мер по охране и воспроизводству природных ресурсов как компонентов окружающей природной среды; стабилизация экологической обстановки в стране и ее улучшение в регионах с наиболее высоким уровнем загрязнения окружающей природной среды; предотвращение деградации и сохранение природных комплексов; развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и условиями, сохранение биоразнообразия; формирование государственной системы комплексного мониторинга состояния природных ресурсов и окружающей природной среды; научное и технико-технологическое обеспечение развития природно-ресурсного потенциала и системы охраны окружающей природной среды; формирование нормативно-правовых и экономических механизмов государственного регулирования в сфере изучения, воспроизводства, использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.Сроки реализации Программы - 2002-2010 годы: I этап - 2002-2004 годы; II этап - 2005-2010 годы.
Ожидаемые конечные результаты реализации:
     в области обеспечения экономики страны основными видами природных ресурсов:
     1) по минерально-сырьевым ресурсам  прирост ресурсного потенциала углеводородного сырья (18-20 млрд. тонн условного топлива), а также стратегически важных твердых полезных ископаемых ценностью не менее 4 трлн. рублей; прирост запасов нефти и газа и других стратегически важных твердых полезных ископаемых ценностью не менее 4 трлн. рублей; достижение оптимального соотношения между приростом запасов и добычей полезных ископаемых; увеличение балансовых запасов различных видов минерального сырья на 5 млрд. тонн за счет использования техногенных образований;
     2) по лесным ресурсам лесовосстановление  на площади 6,9 млн. гектаров, лесоразведение - 160 тыс. гектаров; ввод молодых  лесных посадок в категорию  хозяйственно ценных лесных насаждений  на площади 9,5 млн. гектаров; подготовка  лесосечного фонда под рубки главного и промежуточного лесопользования в объеме до 220 млн. куб. метров в год; улучшение санитарного состояния лесов на площади около 10,4 млн. гектаров; уменьшение опасности лесных пожаров;
     3) по водным ресурсам повышение  водообеспеченности населения и отраслей экономики за счет строительства и реконструкции 50 комплексных гидроузлов с водохранилищами; предотвращение развития водной эрозии, оползней и разрушения берегов водных объектов в бассейнах рек Волги, Дона, Амура со снижением наносимого ущерба на 10 млрд. рублей в год; предотвращение затопления и подтопления территорий и объектов экономики при паводках и наводнениях в бассейнах рек; повышение уровня безопасности эксплуатации гидроузлов и гидротехнических сооружений;
     4) по водным биологическим ресурсам увеличение добычи водных биологических ресурсов до 5,5 млн. тонн (на 38 процентов по сравнению с 2000 годом), в том числе во внутренних водоемах - до 0,65 млн. тонн (в 2,2 раза) и переход отрасли к стабильному развитию;
     в области охраны окружающей природной среды:
     снижение  выбросов вредных веществ в атмосферный  воздух, сбросов загрязненных сточных  вод в водные объекты и объемов  складируемых отходов; оздоровление экологической  обстановки в регионах и городах  с наиболее высоким уровнем загрязнения  окружающей природной среде; развитие государственной системы комплексного мониторинга состояния природных ресурсов и окружающей природной среды; создание системы государственного регулирования обращения с отходами производства и потребления, ввод в эксплуатацию опытно-промышленных установок по переработке и обезвреживанию различного вида отходов мощностью около 70 млн. тонн в год; развитие системы заповедников и национальных парков с увеличением их площади на 11,7 млн. гектаров; сохранение редких и исчезающих видов животных и растений; восстановление качественных характеристик экологической системы озера Байкал;
     в области развития гидрометеорологического  и картографического  обеспечения экономики  и населения:снижение ущерба от воздействия неблагоприятных природных явлений и загрязнения окружающей природной среды на 20-30 процентов; повышение технологической эффективности решения задач геодезии и картографии, обеспечение потребностей экономики и населения страны картографической продукцией.
     3. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
     Министерство  природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, а также координирующим в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
     Министерство  природных ресурсов Российской Федерации  осуществляет возложенные на него полномочия как непосредственно, так и через  свои территориальные органы. В ведении  Министерства природных ресурсов Российской Федерации находятся предприятия, особо охраняемые природные территории, специализированные инспекции, научно - исследовательские учреждения и иные организации.
     Основными задачами Министерства природных ресурсов Российской Федерации являются:
     1) разработка и проведение государственной  политики, осуществление государственного управления в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (недр, водных объектов, лесов, объектов животного и растительного мира), ведения лесного хозяйства, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности;
     2) разработка и реализация мер,  направленных на удовлетворение  потребностей экономики Российской  Федерации в минерально-сырьевых, водных, лесных и иных природных  ресурсах, на обеспечение охраны, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, рационального использования природных ресурсов, сохранения средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных природных свойств лесов, биологического разнообразия, природных комплексов и объектов;
     3) координация деятельности других федеральных органов исполнительной власти по вопросам изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, ведения лесного хозяйства, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, организации охраны и использования особо охраняемых природных территорий, обращения с отходами (за исключением радиоактивных);
     4) комплексная оценка и прогнозирование  состояния окружающей природной  среды и использования природных ресурсов, обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения соответствующей информацией;
     5) организация и координация выполнения  обязательств, вытекающих из членства  Российской Федерации в международных организациях и участия в международных договорах, по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, содействие привлечению инвестиций для освоения и рационального использования природных ресурсов, ведения лесного и водного хозяйства, охраны окружающей природной среды.
     Министерство  природных ресурсов Российской Федерации  в соответствии с возложенными задачами осуществляет следующие функции:
     в области реализации государственной  политики в сфере  природопользования и охраны окружающей среды
     1) разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации основные направления изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, охраны окружающей природной среды, развития системы особо охраняемых природных территорий и сохранения биологического разнообразия;
     2) разрабатывает и организует выполнение  федеральных целевых программ  геологического изучения недр  и развития минерально-сырьевой  базы, рационального использования, восстановления и охраны водных объектов, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод, использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, охраны окружающей природной среды;
     3) в установленном порядке разрабатывает  проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также методические и инструктивно - технические документы;
     4) организует и осуществляет лицензирование  видов деятельности, связанных с  недро-, водо- и лесопользованием, пользованием  объектами животного мира, охраной окружающей природной среды, а также контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;
     5) обеспечивает организацию и проведение  государственной экологической  экспертизы, государственной экспертизы  запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию водохозяйственных и других объектов;
     в области управления государственным  фондом недр
     1) организует и обеспечивает государственное  геологическое изучение недр  территории Российской Федерации  и ее континентального шельфа;
     2) разрабатывает стратегию и основные  направления воспроизводства минерально-сырьевой базы с целью удовлетворения потребностей экономики в минерально-сырьевых ресурсах;
     3) организует проведение конкурсов  и аукционов на право пользования  недрами, в том числе на условиях  раздела продукции, осуществляет  в установленном порядке выдачу, регистрацию, приостановление действия и аннулирование лицензий на пользование недрами по всем видам минерального сырья, включая подземные воды, участвует в пределах своей компетенции в подготовке соглашений о разделе продукции;
     в области управления использованием и охраной водного фонда
     1) устанавливает для субъектов  Российской Федерации лимиты  водопользования (водопотребления  и водоотведения) по водным  объектам, отнесенным к федеральной  собственности;
     2) обеспечивает составление прогнозов,  разработку схем комплексного использования и охраны водных ресурсов, водохозяйственных балансов;
     3) выдает, регистрирует, приостанавливает  действие и аннулирует в установленном  порядке лицензии на водопользование,  регистрирует договоры на пользование  водными объектами, согласовывает места размещения хозяйственных и иных объектов, а также осуществление всех видов работ на водных объектах и в их водоохранных зонах;
     в области управления использованием, охраной, защитой лесного  фонда, воспроизводством лесов и ведением лесного хозяйства
     1) организует и обеспечивает рациональное, многоцелевое, непрерывное и неистощительное  лесопользование, воспроизводство,  охрану и защиту лесов, выполнение  мер по лесному семеноводству,  рациональное использование земель  лесного фонда, сохранение и усиление средообразующих, защитных, водоохранных, рекреационных и иных полезных природных свойств лесов;
     2) обеспечивает осуществление прав  владения, пользования и распоряжения  лесным фондом, государственный  учет лесного фонда, производит  в установленном порядке отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или из категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию;
     3) обеспечивает проведение лесоустройства, устанавливает порядок и методику проведения лесоустройства на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, определяет состав лесоустроительных проектов и других документов лесоустройства, устанавливает порядок их утверждения, обеспечивает выполнение лесхозами работ по уходу за лесами, лесохозяйственных, лесовосстановительных, гидролесомелиоративных и иных работ по ведению лесного хозяйства, устанавливает возраст рубок и спелости древостоев, определяет и утверждает в установленном порядке расчетные лесосеки, правила (наставления) рубок, подсочки древостоев;
     4) рассматривает в установленном  порядке ходатайства о переводе  лесных земель в нелесные земли  для использования их в целях,  не связанных с ведением лесного  хозяйства и пользованием лесным фондом, а также об изъятии земель лесного фонда;
     в области охраны окружающей природной среды
     1) обеспечивает совместно с другими  федеральными органами исполнительной  власти разработку природоохранных  и экологических требований для  учета их в государственных стандартах, ведомственных инструктивно - методических и нормативно - технических документах;
     2) разрабатывает, согласовывает или  утверждает по согласованию с  соответствующими федеральными  органами исполнительной власти  в пределах своей компетенции нормативные правовые акты и инструктивно - методические документы по проведению экологической паспортизации производств, опасных отходов, хозяйственных и иных объектов и территорий;
     3) участвует в организации системы  всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования, ведет работу по пропаганде знаний в области охраны окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия;
     в области обеспечения  деятельности Министерства, его территориальных  органов и организаций, находящихся в его ведении
     1) осуществляет в установленном  порядке распределение средств  федерального бюджета, в том  числе средств целевых бюджетных  фондов, выделяемых на государственное  управление и осуществление мероприятий  в области изучения, использования,  охраны и воспроизводства природных ресурсов, ведения лесного хозяйства, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности, на выполнение работ в этой сфере, предусматриваемых государственным заказом, и осуществляет контроль за использованием средств, выделяемых на указанные цели;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.