На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Контроль и самоконтроль в процессе самостоятельных занятий физкультурой и спортом

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ
по  физической культуре 

Контроль  и самоконтроль
в процессе самостоятельных занятий 
физкультурой  и спортом 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Подготовила:  
 
 
 

Проверил: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г., 2009
Содержание
Введение
    Самоконтроль  при занятиях физкультурой и спортом.
    Организация контроля при занятиях физической культурой и спортом
      Педагогический  контроль.
      Врачебный контроль.
Список использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Для каждого человека, да и  для общества в целом нет  большей ценности, чем здоровье. Способ достижения гармонии человеком один - систематическое выполнение физических упражнений. 
    Физическая  культура - неотъемлемая часть жизни  человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества.  При регулярных занятиях физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечно-сосудистая система. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.
      Но без контроля за выполнением  физических упражнений, занятий  спортом, тренировочным процессом невозможно добиться высоких результатов без издержек для здоровья.  Для этого существуют педагогический и врачебный контроль. При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом также очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья, то есть владеть навыками самоконтроля. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом

    Самоконтроль  – одна из наиболее простых и  доступных форм контроля собственного самочувствия при регулярных занятиях физической культурой и спортом. Наиболее удобная форма самоконтроля - это ведение специального дневника. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные.
    К субъективным показателям можно отнести:
    - самочувствие,
    - сон,
    - аппетит,
    - умственная и физическая работоспособность,
    - положительные и отрицательные эмоции.
    Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам. 
    Как правило, при систематических занятиях физкультурой сон хороший, с быстрым засыпанием и бодрым самочувствием после сна. 
Применяемые нагрузки должны соответствовать физической подготовленности и возрасту. 

    Аппетит после умеренных физических нагрузок также должен быть хорошим. Есть сразу после занятий, не рекомендуется лучше подождать 30-60 минут. Для утоления жажды следует выпить стакан минеральной воды или чая. 
    При ухудшении самочувствия, сна, аппетита необходимо снизить нагрузки, а при  повторных нарушениях - обратиться к врачу. 
Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима. 

    Регулярное  ведение дневника даёт возможность  определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии.
    В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как  они отражаются на занятиях и общей  работоспособности.
      К объективным показателям самоконтроля относятся:
    - наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом),
    - артериальным давлением,
    - дыханием,
    - жизненной ёмкостью лёгких,
    - весом,
    - мышечной силой,
    - спортивными результатами. 
          Общепризнанно, что достоверным показателем тренированности является пульс. Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за X. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после - 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%.
            Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также  артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.
      Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формуле 
      ИК=Д/П,
      где Д - минимальное давление, а П - пульс.
      У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной  регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице. 
      Также очень важно произвести оценку функций  органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем, возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту. Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. В среднем у мужчин он составляет 3,5-5 литров, у женщин - 2,5-4 литра. 
      Прежде  чем начать самостоятельно заниматься, нужно получить рекомендации по режиму физической подвижности у своего участкового врача или в районном врачебно-физкультурном диспансере. Затем, используя советы врачей или  специалистов по физической культуре (или популярную методическую литературу), подобрать себе наиболее полезные виды упражнений. Заниматься следует регулярно, стараясь не пропускать ни одного дня. При этом необходимо систематически следить за своим самочувствием, отмечая все изменения, происходящие в организме до и после занятий физическими упражнениями. Для этого проводится диагностика или, если это возможно, самодиагностика. При её проведении тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося. 
      Оценка  реакции сердечно-сосудистой системы  проводится по измерению частоты  сердечных сокращений (пульса), которая  в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80. 
У физически тренированных людей частота пульса значительно реже - 60 и менее ударов в минуту, а у тренированных спортсменов - 40-50 ударов, что говорит об экономичной работе сердца. В состоянии покоя частота сердечных сокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение тела), совершаемой деятельности. С возрастом она уменьшается. Нормальный пульс находящегося в покое здорового человека ритмичен, без перебоев, хорошего наполнения и напряжения. Ритмичным пульс считается, если количество ударов за 10 секунд не будет отличаться более чем на один удар от предыдущего подсчёта за тот же период времени. Выраженные колебания числа сердечных сокращений указывают на аритмичность. Пульс можно подсчитывать на лучевой, височной, сонной артериях, в области сердца. Нагрузка, даже небольшая, вызывает учащение пульса. Научными исследованиями установлена прямая зависимость между частотой пульса и величиной физической нагрузки. При одинаковой частоте сердечных сокращений потребление кислорода у мужчин выше, чем у женщин, у физически подготовленных людей также выше, чем у лиц с малой физической подвижностью. После физических нагрузок пульс здорового человека приходит в исходное состояние через 5-10 минут, замедленное восстановление пульса говорит о чрезмерности нагрузки.

      При физической нагрузке усиленная работа сердца направлена на обеспечение работающих частей тела кислородом и питательными веществами. Под влиянием нагрузок объём сердца увеличивается. Так, объём сердца нетренированного человека составляет 600-900 мл, а у спортсменов высокого класса он достигает 900-1400 миллилитров; после прекращения тренировок объём сердца постепенно уменьшается. 
      Существует  много функциональных проб, критериев, тестов-упражнений, с помощью которых производится диагностика состояния организма при физических нагрузках. 
      Например, определить степень утомления можно, воспользовавшись таблицей 1.
      Таблица 1.
Признаки  различных степеней утомления
Наблюдаемые признаки

Степень утомления

небольшая средняя большая (недопустимая)
1. Окраска  слизистых и кожных покровов Без изменений  или легкое покраснение Значительное  покраснение, скоро проходящее Значительное  покраснение или наоборот побледнение, синюшность, медленно исчезающее
2.Потливость Отсутствует или  небольшое выступление пота на лбу, груди. Большая потливость верхней половины тела. Потливость, распространившаяся на все тело
3.Дыхание Ровное, спокойное, глубокое Учащение дыхания, иногда чередующееся с форсированным глубоким дыханием. Резкое учащение дыхания. Поверхностное дыхание. Отдельные  глубокие вдохи, сменяющиеся беспорядочными
4. Осанка, походка, характер движений Осанка не изменена. Походка бодрая. Точность выполнения заданных движений вполне удовл. Осанка расслабленная. Шаг неуверенный, покачивания. Резкое покачивание. Дрожание конечностей, вынужденные  позы с опорой
5. Речь, мимика Речь отчетливая. Мимика обычная Речь затруднена. выражение лица напряженное. Взгляд вялый. Речь крайне затруднительна. Выражение лица страдальческое
6. Самочувствие Жалоб нет. Бодрое состояние. Жалобы на усталость. Боль в мышцах. Сердцебиение, одышка, шум в ушах, биение в висках. Головокружение, головная боль. Тошнота, иногда икота, рвота
7. Внимание, интерес к проводимому занятию. Внимание, интерес, активность сохранены. Внимание снижено. Вялость. Активность уменьшена.
Рассеянность. Ответы невпопад. Отсутствие интереса, вплоть до апатии
   
    Следует отметить, что на практике чаще возникают  отдельные симптомы переутомления. В этом случае обычно бывает достаточно изменить режим занятий, снизить нагрузку и нормальное состояние восстанавливается. Но в случаях более серьезных, связанных с перенапряжением или перетренировкой требуется серьезное длительное лечение с последующим осторожным расширением двигательного режима.
    Боли  в мышцах. После первых занятий физическими упражнениями, довольно часто, в мышцах возникают боли. Они могут возникать и при выполнении новых упражнений, а также при форсированном увеличении физических нагрузок. Чтобы это не случилось, необходимо медленнее увеличивать дозу мышечных усилий. Держаться боли несколько дней, вызывая некоторый дискомфорт  у занимающихся. Они не опасны и связаны с накоплением в мышцах недоокисленных продуктов распада. При этом появляется чувство тяжести, скованности движений, ухудшается эластичность мышц, они становятся тверже, хуже расслабляются.
    Физическую  нагрузку в этот период нужно несколько  снизить. Прекращать занятия совсем не следует. Чтобы уменьшить мышечные боли, способствовать расслаблению и скорейшему восстановлению обмена в мышцах, следует попариться в бане, принять ванну, сделать массаж.
    Головные  боли могут быть следствием чрезмерной физической нагрузки, в особенности, если она выполняется в неблагоприятных условиях. Возникновение головокружений и головных болей во время занятий физическими упражнениями может указывать на заболевание среднего и внутреннего уха, сосудистые и другие заболевания. Все эти симптомы надо фиксировать в дневнике самоконтроля, чтобы разобраться, в каких случаях, после каких упражнений появляются головокружения и головные боли и как долго они длятся.
    Боли  в правом подреберье (так называемый печеночно-болевой синдром), наблюдающийся после интенсивной нагрузки могут возникать в результате различных причин. Но чаще всего боли в правом подреберье являются следствием  заболеваний печени и желчного пузыря. В ряде случаев боли в правом подреберье могут возникать при несоответствии интенсивных нагрузок функциональным возможностям организма, что приводит к перенапряжениям и перетренированности организма. Определенную роль может  играть дыхание. Недостаточное  участие диафрагмы в акте дыхания при интенсивных физических нагрузках, наряду с другими причинами могут способствовать застою крови в печени и вызывать боли. Болевые ощущения в печени могут быть, если занимающийся перед тренировкой обильно поел, особенно жидкой пищи. При болях в правом подреберье необходимо значительно снизить нагрузку. 

      Систематические занятия физическими упражнениями, грамотный и регулярный самоконтроль помогут сохранить стройность фигуры, предупредить появление полноты, повысить сопротивляемость организма к всевозможным негативным явлениям, как внутренней, так и внешней среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Организация контроля  при занятиях физической  культурой и спортом

      Педагогический  контроль
     Среди актуальных проблем физического  воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие основных физических (двигательных) качеств. Важную роль здесь играют не только пути их развития и совершенствования, но и средства их контроля, особенно педагогического.
     Задача  последнего состоит в необходимости  ознакомиться с вопросами решаемыми с помощью педагогических наблюдений, познакомиться с методами и организацией их проведения. Такие наблюдения могут проводиться не только во время занятий или тренировки, но и до и после них.
     Основная  задача этих наблюдений - совершенствование учебно-тренировочного процесса с целью получения наилучшего эффекта. Такая задача может быть решена плодотворно с участием врача, хорошо знающего спорт, методы планирования, а педагог-тренер, в свою очередь, должен обладать необходимыми медицинскими знаниями. При этом тренер должен четко представлять какие сведения он может получить с помощью врача и какие самостоятельно. Такие наблюдения в естественных условиях спортивной деятельности, проводимые совместно с врачом позволяют оценить физическую подготовленность и специальную тренированность спортсмена, оценить правильность используемых методик и режима тренировок, предупредить перенапряжения, переутомление и перетренерованность. Исходя их вышеизложенного, эти наблюдения следует называть врачебно-педагогическими.
      В основе педагогического контроля лежит:
      - определение (предварительное изучение) степени стабильности в развитии показателей физического состояния спортсмена, их значимости и влияния на процесс спортивного совершенствования;
      - поиск и разработка как отдельных тестов, так и комплексных тестирующих программ, отвечающих требованиям к информативности, надежности и объективности;
      - разработка нормативных требований, норм, способов статистической и педагогической оценки результатов тестирования, контрольных испытаний;
      Непосредственная  педагогическая деятельность требует  от преподавателя физической культуры не только глубокого знания своего предмета, но и определённой системы, последовательности действий. При этом бесспорно, важно, чтобы каждый из обучающихся:
      - систематически посещал учебные занятия по физическому воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;
      - проходил медицинское обследование  в установленные сроки, осуществлял  самоконтроль за состоянием здоровья и физического развития, спортивной подготовленности;
      - активно овладевал знаниями по  основам теории и методики  физического воспитания, используя соответствующую литературу;
      - соблюдал рациональный режим  учёбы, отдыха и питания;
      - самостоятельно выполнял физические упражнения, регулярно занимался утренней и производственной гимнастикой, спортом и туризмом, соблюдал необходимый недельный двигательный режим, используя консультации преподавателя;
      - активно участвовал в массовых  оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятиях.
    В работе со спортсменами преподаватель  должен уметь чётко и грамотно выражать свои мысли, внимательно наблюдать  за учебной группой, чувствовать  её и находить с ней общий язык, правильно использовать наглядные  пособия и иллюстрировать материал. Для успешной работы каждый педагог должен:
    досконально знать материал преподаваемой дисциплины в объёме программных требований, а также основные положения педагогики и психологии;
    владеть методикой подготовки и проведения соответствующих видов практических занятий;
    чётко, ясно и грамотно излагать свои мысли;
    иметь представление о содержании и объёме материала, преподаваемого по смежным дисциплинам, и о месте физической культуры в общей системе подготовки специалиста;
    вести научную работу и владеть суммой практических навыков, необходимых специалисту для ведения учебной дисциплины;
    знать современный уровень науки и текущую литературу в объёме практических занятий;
    представлять общее развитие и тенденции в физкультуре и спорте;
    проводить консультации в пределах курса практических занятий.
  В системе педагогического контроля за усвоением техники двигательных действий, осуществляемого в процессе занятий преподавателями физического  воспитания, принято различать три  вида проверок (контроля):
    предварительную (прием первичных контрольных нормативов);
    текущую (отмечается преподавателем-тренером в журнале или дневнике);
    итоговую (прием государственных тестов).
  Особое  место при проведении педагогического  контроля занимает медицинское обеспечение - одно из решающих условий рационального использования средств физической культуры и спорта, высокой эффективности проведения учебно-тренировочных занятий.
  Медицинское обеспечение способствует реализации принципа оздоровительной направленности системы физического воспитания и осуществляется в виде врачебного контроля. 

      . Врачебный контроль.
    Врачебный контроль - система медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом.
         Целью врачебного контроля является содействие правильному использованию средств физической культуры и спорта, всестороннему физическому развитию, сохранению здоровья людей.
    Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой направлен на решение трех основных задач:
    1. выявление противопоказаний к физической тренировке;
    2. определение уровня физического состояния (УФС) для назначения адекватной тренировочной программы;
    3. контроль за состоянием организма в процессе занятий (не менее двух раз в год).
    В Положении о врачебном контроле за физическим воспитанием населения определены следующие основные формы работы по врачебному контролю:
    1. Врачебные обследования всех  лиц, занимающихся физкультурой  и спортом. 
    2. Врачебно-педагогическое наблюдение  в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований.
    3. Диспансерное обслуживание отдельных  групп спортсменов. 
    4. Медико-санитарное обеспечение производственной  гимнастики.
    5. Медико-санитарное обеспечение соревнований.
    6. Профилактика спортивного травматизма. 
    7. Предупредительный и текущий санитарный надзор за местами и условиями проведения физкультурных занятий и соревнований.
    8. Врачебная консультация по вопросам  физкультуры и спорта.
    9. Санитарно-просветительская работа  с занимающимися физкультурой  и спортом. 
    10.   Агитация и пропаганда физической культуры и спорта среди населения.  

    Система организации врачебного контроля
    Врачебный контроль за физическим воспитанием  обеспечивается всей сетью лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения  под методическим и организационным руководством врачебно-физкультурных диспансеров.
    Предусмотрен  порядок врачебных обследований занимающихся физкультурой и спортом:
    - дети дошкольного возраста, находящиеся  в детских яслях и детских  садах, занимающихся по специальным  программам физического воспитания, находятся под врачебным контролем детских поликлиник и консультаций;
    - учащиеся общеобразовательных школ, средних специальных учебных  заведений, школ профессионально-технического  обучения и других учебных  заведений, студенты вузов, занимающиеся по государственным программам физического воспитания, проходят врачебные обследования у врачей, обслуживающих указанные учебные заведения;
    - занимающиеся в спортивных секциях  коллективов физкультуры, добровольных  спортивных обществ и спортивных клубов, учреждений, школ, средних специальных и высших учебных заведений направляются для врачебных обследований в лечебно-профилактические учреждения по территориальному и производственному принципу: участковые и районные больницы, городские, областные, краевые объединённые больницы и поликлиники, здравпункты и санчасти предприятий и учреждений.
    Преподаватель физического воспитания, тренер, методист, инструктор принимают активное участие  в организации всех форм врачебного контроля.
Педагог совместно с руководителем лечебно-профилактического учреждения или выделенным для обследования врачом составляет план и график прохождения занимающимися врачебных обследований с учётом контингента (учащиеся, члены коллективов ФК, спортивных секций, занимающиеся в спортивных школах, участники соревнований, члены сборных команд по различным видам спорта). Педагог сообщает занимающимся сроки прохождения врачебных обследований и проверяет явку на них.
    Содержание  обследования
    Основная  цель врачебных обследований - определение и оценка состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют врачу рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма.
    При нормальном состоянии человека все  его органы и системы функционируют  наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована  и представляет единый сложный процесс.
    При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности.
    Определяя при первичном обследовании состояние здоровья, физического развития и подготовленности до начала занятий, врач решает, можно ли допустить обследуемого к занятиям, к каким именно, с какой нагрузкой и т.д.
    Проводя повторные обследования, он следит по изменениям здоровья, физического развития и подготовленности за правильностью, эффективностью хода физического воспитания. Контроль за состоянием обследуемого позволяет учитывать влияние занятий физическими упражнениями на его здоровье.
    Дополнительные  обследования после заболеваний и травм помогают проверить ход восстановления здоровья, после переутомлений или перетренированности - ход восстановления приспособительных механизмов, уровня работоспособности и т.д.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.