На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление ассортиментом в торговом предприятии

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  сельского хозяйства российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Кафедра товароведения и маркетинга
Экономический факультет 
 
 
 
 

ИВАНОВА ЕВГЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА 
 

УПРАВЛЕНИЕ  АССОРТИМЕНТОМ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
(На примере  ООО «Тройка») 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

Специальность 351100 «Товароведение и экспертиза товаров» 
 
 

                ВЫПОЛНИЛ:
                Студентка 2 курса, группы 4031
                очного  обучения
                Иванова Евгения Владимировна
                ПРОВЕРИЛ:
                Ст. преподаватель кафедры товароведения и маркетинга
                Величко Наталья Николаевна
                ОЦЕНКА  ПОСЛЕ ЗАЩИТЫ: 

                Дата  «   » 2011 г.
                Подпись      
                 
                 
                 

Барнаул 2011
 

Содержание
                                                                                  Стр.
 

      Введение

 
     На  сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество торговых предприятий, которые реализуют определенный ассортимент товаров.
     Потребители предъявляют всё новые, новые требования к товарам, хотят, чтобы товары были более практичными, красивыми, долговечными. На рынке происходит пересечение целей продавцов и покупателей, при которых продавец стремится продать товар дороже, а покупатель – приобрести товар дешевле и удовлетворить свои потребности, управление ассортиментом  является определяющим фактором, обеспечивающим эффективный товарооборот предприятия. При этом управление товарной политикой требует системного подхода, т.е. выстраивания системы стратегии, тактики и политики управления ассортиментом.
     Вопрос  управления ассортиментом является актуальным на сегодняшний момент, поскольку ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, знаниями, полученными в ходе рассмотрения данной темы, должен обладать каждый высококвалифицированный торговый специалист в области товароведения.
     Целью нашего исследования является выявление особенностей управления ассортиментом в торговом предприятии и разработка предложений по ее улучшению.
     Задачи  данной курсовой работы:
    дать основные понятия управления ассортиментом в торговом предприятии;
    показать состояние и особенности управления в торговом предприятии;
    предложить основные направления совершенствования формирования ассортимента.
     Объектом  наблюдений выбрано ООО «Тройка».
     Объектом  исследования является ассортимент  товаров, а предметом-управление им.
 

      Глава 1. Теоретические основы управления ассортиментом в торговом предприятии

     1.1 Понятие ассортимента  товаров и его классификация

 
     Совокупность  всех товаров, производимых фирмой, называется товарным миксом или товарной номенклатурой [1, с.348].
     Каждый  из товаров, входящих в товарный микс фирмы, также можно представить  как обособленную ассортиментную позицию, обладающую своими особенными потребительскими свойствами. Совокупность ассортиментных позиций составляет товарный ассортимент фирмы [2, с.290].
     Ассортимент товаров - совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединённых или сочетающихся по определённому признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский.
     Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы — по местонахождению, на подгруппы — по широте и глубине охвата товаров, на виды — по степени удовлетворения потребностей, на разновидности — по характеру потребностей (рис. 1).
     По  местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый.
     Промышленный  ассортимент  — ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием (ГОСТ Р 51303-99).
     Торговый  ассортимент — ассортимент товаров, представленный в торговой сети (ГОСТ Р 51303-99).
     В отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций-изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только этой фирмы [3, с. 86].
     Широта  охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов и наименований [3, с. 87]. В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, развернутый, укрупненный, сопутствующий, смешанный.
       Рисунок 1 – Классификация ассортимента товаров 

     Простой ассортимент товаров — ассортимент  товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более  чем по трем признакам (ГОСТ Р 51303-99).
     Такой ассортимент представлен небольшим  количеством групп, видов и наименований товаров, которые удовлетворяют  ограниченное число потребностей, характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями.
     Сложный ассортимент товаров — ассортимент  товаров, представленный такими видами, которые классифицируются более  чем по трем признакам (ГОСТ Р 51303-99).
     Данный  ассортимент характеризуется значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах,  присущ оптовым базам и розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов.
     Развернутый ассортимент товаров — ассортимент товаров, представленный их разновидностями (ГОСТ Р 51303-99).
     Он  включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим.
     Укрупненный ассортимент товаров — ассортимент  товаров, объединенный по общим признакам в определенной совокупности товаров (ГОСТ Р 51303-99).
     Совокупностью является класс, подгруппа, вид товаров. В торговле укрупненный ассортимент обычно относится к роду (например, продовольственных или непродовольственных товаров), а также к группе или подгруппе однородных товаров (например, одежно-обувные или молочные товары). Укрупненный ассортимент положен в основу организационной структуры многих торговых предприятий. Так, на непродовольственных оптовых базах склады различаются укрупненным ассортиментом. По тому же признаку в универмагах создаются разные секции (одежные, обувные, галантерейные и т. п.).
     Видовой ассортимент — набор товаров различных видов, разновидностей и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью ассортимента.
     Марочный  ассортимент — набор товаров  одного вида, но разных торговых марок. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками автомобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и др.
     Сопутствующий ассортимент — набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации.
     Смешанный ассортимент — набор товаров  разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Такой ассортимент характерен для магазинов, торгующих одновременно непродовольственными и продовольственными товарами, например, для гипермаркетов.
     По  степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.
     Рациональный  ассортимент — набор товаров, который обеспечивает достаточную степень удовлетворенности потребителей и достижение целей организации.
     Оптимальный ассортимент — набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности  с максимально полезным эффектом для потребителя или организации при рациональных затратах на их приобретение и потребление (реализацию). Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.
     Затраты торговых организаций оцениваются  по издержкам обращения, обусловленным  закупкой, доставкой, хранением и реализацией товаров оптимального ассортимента, а полезный эффект — по чистой прибыли.
     В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным и прогнозируемым.
     Реальный  ассортимент — действительный набор  товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.
     Прогнозируемый  ассортимент — набор товаров, который должен будет удовлетворять  предполагаемые потребности [3, с. 89]. 

     1.2 Основные свойства  и показатели ассортимента

 
     Ассортименту  товаров присущи такие характеристики как свойства и показатели.
     Свойство  ассортимента - это особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании и реализации.
     Показатель  ассортимента - это количественное и/или качественное выражение свойств ассортимента, при этом измерению подлежит количество групп, подгрупп, видов и наименований товаров [4, с.94].
     Рассмотрим  показатели ассортимента более подробно.
     Широта  ассортимента - количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.
     Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем — коэффициентом широты.
     Действительная  широта - фактическое количество групп, видов, разновидностей и наименований товаров, имеющихся в наличии.
     Базовая широта - широта, принятая за основу для  сравнения. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т.п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями торговой организации.
     Коэффициент широты - выражается как отношение  действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому [4, с.96].
     Полнота ассортимента - способность набора товаров однородной группы удовлетворять  одинаковые потребности.
     Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы и/или подгруппы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.
     Показатель  действительной полноты характеризуется  фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый - регламентируемым или планируемым количеством товаров.
     Коэффициент полноты - отношение действительного  показателя полноты, к базовому [4, с.98].
     Устойчивость (стабильность) ассортимента - способность  набора товаров удовлетворять спрос  на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
     Коэффициент устойчивости - отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп [4, с. 101].
     Выявление товаров, пользующихся устойчивым спросом, требует анализа данных о реализации товаров и их поступлении.
     Новизна (обновляемость) ассортимента - способность  набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров.
     Новизна характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в  общем перечне и степенью обновления, которая выражается через отношение  количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте) [4, с. 102].
     Структура ассортимента товаров - это соотношение  выделенных по определённому признаку совокупностей товаров в наборе. Она характеризуется удельной долей каждого вида и/или наименования товаров в общем наборе [4, с. 102].
     Кроме данных основных показателей ассортимент  также характеризуется глубиной, рациональностью, гармоничностью и  ассортиментным минимумом (перечнем).
     Глубина ассортимента - это количество торговых марок товаров одного вида, и/или  их модификаций и/или товарных артикулов. Единицей измерения этого показателя служит товарная марка, а при наличии модификаций - одна из них.
     Действительная  глубина - количество торговых марок  и/или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии.
     Базовая глубина - количество торговых марок и/или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.
     Коэффициент глубины - отношение действительной глубины к базовой.
     Глубокий  ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимизировать использование места в торговых точках; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку диллеров. Однако он также увеличивает расходы на поддержание запасов, модификацию продукции и выполнение заказов.
     Рациональность  ассортимента - способность набора товаров наиболее полно удовлетворять  реально обоснованные потребности  разных сегментов потребителей.
     Коэффициент рациональности - средневзвешенное значение показателя рациональности с учётом реальных значений показателей глубины, устойчивости и новизны товаров разных групп, помноженное на соответствующие коэффициенты весомости [4, с. 104].
     При определении коэффициента рациональности ассортимента должны учитываться все вышеперечисленные показатели с учётом степени значимости или коэффициента весомости для каждого показателя.
     С определённой степенью достоверности  коэффициент рациональности может  свидетельствовать о рациональном ассортименте. Вероятная погрешность показывает разницу между потребностями, предлагаемыми при формировании ассортимента (прогнозируемый ассортимент), и реальными потребностями, подкреплёнными покупательским спросом.
     Гармоничность ассортимента - свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и/или использования.
     Гармоничность определяет качественную характеристику ассортимента, но может измеряться количественно. Показателем гармоничности служит коэффициент гармоничности, который определяется как отношение количества видов, наименований или торговых марок, имеющихся в торговой организации и соответствующих установленному перечню или образцу, к действительной широте товаров той же организации [3, с. 106]. 

     1.3 Управление ассортиментом.  Факторы, влияющие на управление  ассортиментом

 
     Управление  ассортиментом товара - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.
       Основными элементами управления  являются установление требований к рациональности ассортимента и формирование ассортимента. Установление требований к рациональности начинается с выявления запросов потребителей к товарам определенной ассортиментной принадлежности. Для этого могут быть использованы такие методы, как социологический (опрос) и регистрационный (наблюдение).
     Основные  направления формирования ассортимента - это сокращение, расширение, углубление, обновление, совершенствование, гармонизация.
     1) сокращение ассортимента - количественные и качественные изменения ассортимента дешевых, некачественных товаров, не пользующихся спросом у потребителей. Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве или реализации отдельных товаров;
      2) расширение ассортимента - количественные  и качественные изменение набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты, глубины и новизны выпуска новых товаров. Причинам, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения; высокая рентабельность производства и реализации товаров; внедрение на рынок новых товаров;
     3) углубление ассортимента - количественные  и качественные изменения ассортимента  товаров за счет разработки  и предложения новых торговых марок или их модификации. Основанием для выбора этого направления служит высокая насыщенность рынка, стремление снизить риск при выпуске товаров незначительной новизны, наличие известных, пользующихся спросом торговых марок отсутствие возможности у организации выпускать товары новых видов;
      4) стабилизация ассортимента - состояние  набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса;
     5) обновление ассортимента - количественные  и качественные изменения состояния  набора товаров, характеризующиеся  увеличением показателей новизны;
     6) совершенствование ассортимента - количественные  и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности;
      7) гармонизация ассортимента - отражает  степень близости реального ассортимента к лучшим отечественным, либо зарубежным аналогам.
     Главная цель формирования ассортимента - наиболее полное удовлетворение покупательского спроса. Различают общие и специальные факторы формирования ассортимента [5].
     Общие факторы, влияющие на формирование промышленного  и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность. Специальными факторами формирования промышленного ассортимента является сырьевая и материально-техническая база производства, достижение научно- технического прогресса.
     Торговый  ассортимент неизбежно формируется  под воздействием промышленного, поскольку производственные возможности изготовителя определяют состав предложения. Однако в условиях рыночной экономики производственные возможности изготовителя перестают быть определяющим фактором формирования торгового ассортимента [3, с.113].
     Специализация торговой организации относится  к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Она определяется при создании, лицензировании или аттестации организации. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит ее последующая деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента.
     Каналы  распределения товаров также  имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки  и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента.
     Методы  стимулирования сбыта и формирования спроса, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента.
     Материально-техническая база торговой организации также может оказать определенное воздействие на формирование торгового ассортимента. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного либо развернутого ассортимента, организация не должна и планировать формирование такого ассортимента.
     Сегмент потребителей, на который выходит  торговая организация, определяет ассортимент товаров по уровню качества и цен (дорогие высококачественные или дешевые низкокачественные товары). На формирование ассортимента могут влиять национальные, религиозные и индивидуальные запросы потребителей.
     Регулирование перечисленных выше факторов составляет суть управления ассортиментом и достигается посредством установления определенных требований, предъявляемых к рациональному ассортименту. Эти требования регламентируются рядом нормативных, технических и технологических документов [6, с. 213].
 

      Глава 2. Управление ассортиментом в  торговом предприятии ООО «Тройка»

    2.1 Краткая характеристика ООО «Тройка»

 
     Общество  с ограниченной ответственностью «Тройка» было принято согласно закону со статьёй 87-94 ГК и Федеральным законом от 8 февраля 1998 года.
     Магазин «Тройка» расположен по адресу: 6586700, р. п. Благовещенка, ул. Советская, д.69.
     Торговое  предприятие имеет печать со своим  наименованием, фирменным знаком (символикой).
     Общество  несёт ответственность по своим  обязательствам только в пределах своего имущества.
     Основными целями Общества являются:
     1. комплексное удовлетворение спроса покупателей;
     2. получение прибыли.
     Основными видами деятельности торгового предприятия  является:
     1. организация торговли продовольственных товаров;
     2. проведение товарообменных операций;
     3. закупка и продажа товара;
     Ценообразование формируется, в соответствии, с действующим законодательством.
     Магазин расположен в престижном жилом микрорайоне, где активно ведется реконструкция и строительство, на улице, соединяющей две магистрали. Преобладает жилая застройка, много школ и детских садов, также рядом находятся два здания бывших министерств, где сейчас располагаются офисы процветающих крупных компаний.
     Площадь магазина «Тройка» составляет 391 м2. Имеется складское помещение, кладовая, туалет, кухня общей площадью 36,8м2, площадь занимаемая администрацией составляет 30,1м2. Площадь торгового зала составляет 170.6м2.
     Интерьер  торгового зала оформлен просто и  лаконично и подчиняется своему основному назначению – выделить товар и подчеркнуть его потребительские свойства для удобства покупателей. Конфигурацию торгового зала магазина можно считать рациональной, так как его форма приближена к прямоугольнику.
     Помещения для хранения товаров оснащены соответствующим  технологическим оборудованием – стеллажами, подтоварниками коробками.
     Штат  работников магазина представляет собой линейно-
     функциональную  структуру, в которую входят:
     - Генеральный директор магазина,
     - заместитель директора магазина (1 чел.),
     - старший продавец (1 чел.),
     - экспедитор (1 чел.),
     - продавец-кассир (5 чел.),
     - охранник (2 чел.),
     - грузчик (1 чел.),
     - шофёр-грузчик (1 чел.),
     - фасовщица (1 чел.),
     - уборщица (1 чел).
     Всего штат работников насчитывает 14 человек. График работы сотрудников магазина устанавливается согласно правилам внутреннего распорядка магазина.
     Режим работы торговых работников отвечает всем требованиям трудового законодательства в отношении продолжительности и чередования рабочих дней и дней отдыха.
     В магазине «Тройка» представлена продажа  товаров способом самообслуживания. В обязанность продавца входит предложение и показ товаров покупателям, предоставление информации о них, консультации и помощь в выборе новых и сопутствующих товаров.
     Приемка товаров в магазине «Тройка» осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству», «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству». Магазин сотрудничает только с проверенными поставщиками.
     С целью оценки качества и привлекательности некоторых товаров и торговых новинок в магазине регулярно проводятся дегустации, выставки-продажи, о которых заранее сообщают покупателям.
     Конкуренты  такую работу не проводят, контроль  качества реализуемых товаров у  них гораздо ниже. Зачастую у них  невозможно заменить некачественный товар, товар с истекшим сроком реализации.
     В магазине такие случаи бывают очень  редко и расцениваются как  чрезвычайное происшествие. Администрация в данном случае расценивает такую ситуацию с точки зрения «Покупатель всегда прав». По его просьбе ему заменят товар или вернут деньги.
     Все сводится к тому, чтобы претензий  со стороны по уровню качества реализуемых товаров не возникало. По каждому такому случаю проводится детальное расследование, и принимаются меры по пресечению возникновения таких случаев впредь.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.