На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Международная миграция трудовых ресурсов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
АМУРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО  «АмГУ»)
Кафедра ЭТиГУ 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА  
 

на тему Современные тенденции международной миграции трудовых ресурсов
по дисциплине Экономика 
 
 
 
 
 
 

Исполнитель студент группы  836
 
                           
 
 Д.А. Устинова
Руководитель профессор
 
                           
 
         С.А Бунина
 
Нормоконтроль профессор
 
                          
 
          С.А.Бунина
 
 
 
 
 
Благовещенск 2009
 

РЕФЕРАТ 
 

Работа 37 с., 5 рисунков, 22 источника, 5 приложений. 

     Международная миграция, миграционное сальдо, эмиграция и иммиграция, тенденции современной миграции, государственное регулирование международной миграции, денежные переводы мигрантов, масштабы миграции, виды трудовой миграции, стимулирование реэмиграции 

     Курсовая работа касается такой проблемы как миграция рабочей  силы в современном мире. Проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу. Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы.
     Задачи, курсовой работе, следующие: рассмотреть теории, направления, масштабы, виды, основные  понятия, а также механизмы государственного регулирования миграции рабочей силы между странами, Методы, которые будут использоваться для решения поставленных задач, такие: описание, сравнение, анализ и приведение статистических данных.
     Цель, курсовой работы, - проинформировать читателей данной работы об основных современных аспектах процесса миграции. 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение         4
1. Теории международной миграции      5
      1.1. Виды трудовой миграции      5
      1.2. Экономические эффекты миграции     7
2. Масштабы, формы и направления миграции рабочей силы   9
      2.1. Количественные показатели      9
      2.2. Направления миграции       11
3. Государственное регулирование миграции     14
      3.1. Механизмы контроля миграции     15
      3.2. Регулирование иммиграции       16
      3.3. Стимулирование реэмиграции      19
4. Последствия миграции для национальных рынков труда   22
      4.1. Дискриминация мигрантов      23
      4.2. Миграция в Европе       24
      4.3. Миграция в России       25
      4.4. Ситуация в Благовещенске      29
5. Денежные переводы работников – мигрантов      32
Заключение         34
Библиографический список       36
Приложение  А. Миграционный прирост 1980-2008 годы   38  
      Приложение  Б. Основные потоки внешней миграции в России
      1998-2008 годы       39 
      Приложение  В Современная трудовая миграция    40
Приложение  Г Занятия мигрантов на родине       41
Приложение  Д Уровень образования трудовых мигрантов    42 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

      Начнем с истории. Это явление было известно еще в Х веке. На протяжении всего времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, а следовательно и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции. И только в наши дни эти попытки приводят к положительным результатам.
    Трудовая  миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции в условиях кризиса выражается как в количественных  показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков.
    Одним из проявлений интернационализации  и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, мировой экономический кризис являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы. Это беженцы и вынужденные мигранты, покидающие родину не по своей воле, а под давлением «обстоятельств».
      Мировое сообщество столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.
    1ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ 

          Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах, предусматривает наличие в разных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка международного разделения труда как обособление отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью. Но если такая трактовка осуществляется, то происходить  она может в двух формах: международного обмена товарами (международной торговли), произведенными на основе разделения труда, либо на основе межгосударственного перемещения самого труда – международной трудовой миграции.
    1.1 Виды трудовой миграции
    Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран. Наука международной экономики занимается внешней миграцией рабочей силы и ее экономическими причинами. Основные понятия, используемые при изучении проблем международной миграции, следующие:
      Миграция рабочей силы – переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера.
      Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов.
      Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы.
    Миграционное  сальдо – разность иммиграции из страны и эмиграции в страну.
      «Утечка мозгов» - международная миграция высококвалифицированных кадров.
      Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства.
    Нерезиденты - частное лицо, находящееся в стране менее года.
    Резиденты- если человек пребывает в стране более года.
    Наиболее  активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в уровне оплаты труда. Сторонники неоклассического подхода, в соответствии с которым каждый человек получает и потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграция, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается.
    Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку мозгов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития. В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы моделей международная миграция является одним из объяснений различий в темпах экономического роста между странами. /5. c. 117/. В зависимости от времени пребывания на территории другой страны (другого региона одной страны) выделяют постоянную, временную и маятниковую миграцию:
    Постоянная (долгосрочная) миграция  характеризуется численность прибывших или выбывших на постоянное место жительства. При этом  в  некоторых  странах иностранец начинает считаться иммигрантом (эмигрантом) если он присутствует (или отсутствует) в стране течение определенного периода времени.
    Временная (краткосрочная)миграция представляет собой въезд или выезд, связанный с текущими потребностями без смены гражданства и постоянного места жительства. Однако во многих странах из числа временных мигрантов исключают число сезонных работников  (иногда  довольно значительное).
    Маятниковая миграция является особым видом миграции в зависимости от времени и представляет собой передвижения работающих к месту работы из одного региона в другой и обратно к месту своего жительства в случае, если срок отсутствия лица на постоянном месте составил менее одной недели. /8, c. 137/.
    1.2 Экономические эффекты миграции
    Международная миграция рабочей силы может осуществляться как по экономическим, так и по внеэкономическим причинам. В число последних включается  политические  и религиозные причины, объединение  и распад государств, природные бедствия, войны, экологические проблемы, причины личного характера. Каждая из этих и многие  другие неэкономические причины способны привести, и приводят к крупным государственным перемещениям рабочей силы, которые будут иметь те же экономические последствия, что и международная миграция рабочей силы, по экономическим причинам, под которыми понимаются главным образом межстрановые различия в оплате труда./22, с.329/
    Миграция  рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате международной миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается товар особого свойства – рабочая сила. Его принципиальное отличие от других товаров заключается в том, что сама рабочая сила является фактором производства других товаров. Страна, экспортирующая рабочую силу, то есть откуда эмигрируют работники, обычно получает своеобразную оплату за такой экспорт  в виде переводов обратно на родину части доходов эмигрантов. В условиях относительной избыточности трудовых ресурсов во многих странах вывоз рабочей силы помогает снизить безработицу, обеспечить приток денежных поступлений из-за рубежа. Но, с другой стороны, отлив высококвалифицированной рабочей силы приводит к снижению технологического потенциала экспортирующих стран, их общего научного и культурного уровня.
    Экономические эффекты иммиграции зачастую упрощенно  описываются как отрицательные, поскольку рабочие, приезжающие  из-за рубежа, сокращают количество рабочих мест  и увеличивают  безработицу среди коренного  населения. Не отрицая существования такой проблемы, необходимо, однако, отметить, что иммигранты привносят новый опыт, знания  и навыки. США, Канада, Австралия – страны, возникшие в результате иммиграции. В других странах иммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей. Примером могут служить китайские промышленные рабочие в  Индонезии и Малайзии, предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские и ливанские бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающих странах  Персидского залива. Более того, иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые все равно нет претендентов среди местного населения.  Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60-80 % иммиграции в ФРГ, Францию. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии, боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие, в том числе экспортный доход для стран, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров – горнорудная промышленность ЮАР, сельскохозяйственные плантации в Доминиканской Республике, Малайзии и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии./8, c.86/
 

     2 МАСШТАБЫ, ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
    2.1 Количественные показатели
       В статистике платежного баланса показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по трем статьям:
    Трудовой доход, выплаты занятым – зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. В эту категорию включаются также и все выплаты резидентов в пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу нерезидента. К кругу частных лиц-нерезидентов относятся все иностранные работники, находящиеся в данной стране менее года, в том числе сезонные рабочие, рабочие из приграничных стран, приезжающие в данную страну на временные заработки, а также местный персонал иностранных посольств.
    Перемещения мигрантов – оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну. При этом вывоз имущества эмигрантов в натуре показывается как экспорт товаров из страны, а его оценочный денежный эквивалент (как бы оплата за этот экспорт) – по данной статье.
    Переводы работников – пересылка денег и товаров мигрантов своим родственникам, оставшимся на родине. В случае пересылки товаров учитывается их оценочная стоимость.
    На  практике точно определить, по какой  именно статье должны фиксироваться те или иные международные переводы, довольно сложно. Человек изначально может поехать за рубеж просто на временные заработки, но затем по каким-либо причинам задержаться там более чем на год, став мигрантом. И наоборот, люди, намеревавшиеся эмигрировать за рубеж навсегда, чье имущество было зарегистрировано как переводы работников, вдруг решают вернуться на родину, не прожив за рубежом и года. Общее правило, которое действует в данном случае, заключается в том, что учет ведется по состоянию на момент пересечения границы, и если даже позже выяснится, что запись произведена неверно, ее, тем не менее, обычно не пересматривают.
    Не  менее важным в этом процессе является учет высокой территориальной концентрации миграции, специфики использования  труда рабочих-мигрантов. Эти обстоятельства играют существенную роль в системе международных экономических отношений как способ межгосударственного и внутрикорпорационного перераспределения рабочей силы в пределах мирового хозяйства.
    Численность населения России увеличивается  за счет миграционного обмена с другими странами, а ранее - с союзными республиками, начиная с 1975 года (в предшествующие этому периоду 30 лет Россия теряла население в миграционном обмене с союзными республиками). Наибольшим миграционный прирост был в середине 1990-х годов (845,7 тысячи человек, или 6,6 ‰), но затем сложилась устойчивая тенденция быстрого сокращения миграционной активности населения, а в результате - и миграционного прироста. За январь-июнь 2008 года, тенденция повышения миграционного прироста населения России, наметившаяся в 2004 году, сохранялась, хотя и существенно замедлилась. (приложение 1). Объемы ежегодных денежных потоков, связанных с международной миграцией, измеряются сотнями миллиардов долларов и вполне сопоставимы по масштабам с ежегодными прямыми зарубежными инвестициями.
    В развитых странах сосредоточена  основная доля временных рабочих-мигрантов, и что именно туда эмигрируют трудоспособные работники из развивающихся стран, включая страны с переходной экономикой, которые становятся там резидентами. В рамках денежных потоков, связанных с трудовой миграцией, переводы  работников занимают около 62 %, трудовые доходы – около 31 % и перемещение мигрантов – около 7 %.
      Наиболее крупные выплаты трудового  дохода  частным  лицам-нерезидентам осуществляют Швейцария, ФРГ, Италия, Япония, Бельгия, США. В развивающемся мире наиболее активно иностранную рабочую силу используют ЮАР, Израиль, Малайзия, Кувейт.
    Эмиграция оказывает весьма ощутимое положительное воздействие на экономику трудоизбыточных стран, поскольку отъезд работников за рубеж сокращает масштабы безработицы. Так, в 70-е годы египетское правительство, принимая программы по борьбе с безработицей, специально  закладывало в них стимулирование эмиграции в страны Персидского залива. В Пуэрто-Рико закон о минимальной зарплате исходил из того, что по меньшей мере треть рабочей силы переедет в США.
    «Утечка мозгов» является серьезной проблемой  для большинства развивающихся стран, особенно в Африке (Малави, Судан, Заир, Замбия).
    Однако  «утечка мозгов» в большинстве случаев сокращается, когда экономическое положение  страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшиеся на родину после того, как они несколько лет работали в высокотехнологичных американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ./5, 60c./
    Нельзя, разумеется, отрицать и негативные последствия иммиграции, которые в развитых странах связаны, прежде всего, с понижением в результате притока иммигрантов реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы.
    Например, в США один из каждых четырех занятых  с образованием менее 12 классов – иммигрант. Иммигранты занимают места в секторах, производящих неторгуемые товары, которые в противном случае могли бы  перейти к местным рабочим, в результате торговли оказавшимся вытесненными из секторов, производящих торгуемые товары.
    2.2 Направления миграции
    В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами. На протяжении всего послевоенного времени направления международной миграции непрерывно изменялись вслед за изменяющимися экономическими условиями. Вследствие отсутствия достоверной статистики международного переселения и широкого развития нелегальной миграции установить точно иерархичность основных направлений миграции достаточно сложно.
    Среди важнейших центров притяжения иностранных  работников, которые определяют современные  направления международной трудовой миграции, можно выделить: Северно- и Южно-Американский регион, Западная Европа, Юго-Восточная и Западная Азия. Из них крупнейшими выступают США и Канада, которые исторически были и остаются районами массовой иммиграции населения и рабочей силы. Успешно конкурируют с ними страны Западной Европы, где общая численность людей, охваченных миграцией в послевоенный период, оценивается в 30 млн. человек. Характерно, что в последние 20 лет больше, чем 1 млн. человек ежегодно переезжают в поисках работы из одной европейской страны в другую, т.е. принимают участие во внутриконтинентальном межгосударственном обмене рабочей силой. Новым пунктом концентрации интернациональных отрядов рабочей силы стал район Персидского залива. На Африканском континенте центры притяжения - страны Южной и Центральной Африки. США, Канада, Австралия. Будучи наиболее экономически  развитой  страной современного мира, США является основным направлением миграции как низкоквалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов, чем во все остальные страны, вместе взятые. Основные потоки низкоквалифицированной рабочей силы  направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран – Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т. д.
    Наиболее  развитые западноевропейские страны, и, прежде всего страны, входящие в  Европейский союз, притягивают рабочую  силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран северной Африки и Ближнего Востока. Стран Африки  к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран – бывших колоний западноевропейских государств способствуют общность языка, исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи. В рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами Европейского союза и унификацию трудового законодательства.
    Нефтедобывающие страны Ближнего Востока привлекают дешевую иностранную рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии, Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.
    Практически все страны, в которые иммигрируют более 25 тыс. человек в год, - высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. на душу населения. Источник эмиграции – развивающиеся страны, главные из которых - Мексика и страны Азии.
 

     3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИИ
    Данный вопрос стоит достаточно остро из-за недовольства коренного населения страны избыточной концентрацией этнических групп, что подтверждает тот факт, что в 2006 году В.В.Путину было направлено от граждан 2678 вопросов по теме «Проблемы миграции». На что В.В.Путин в 2007 году сказал: «В среднем число жителей нашей страны ежегодно становится меньше почти на 700 тысяч человек. Мы неоднократно поднимали эту тему, но по большому счету мало что сделали. Что касается совершенствования миграционной политики, то приоритетом здесь остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников. При этом необходимо все больше стимулировать приток в страну квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных. Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям.»
    После 25 апреля 2009 г. на совещании при директоре ФМС России генерал-полковнике К.О. Ромодановском были рассмотрены результаты еженедельного мониторинга рынка труда в части привлечения и использования иностранной рабочей силы. На совещании было отмечено, что за прошедшую неделю увеличился миграционный поток иностранных граждан во все регионы Российской Федерации, за исключением субъектов федерации Северо-Западного федерального округа. Устойчивым также остается дальневосточное направление движения мигрантов из стран СНГ для осуществления трудовой деятельности.
    Что касается нашей пограничной области, то 21-22 апреля 2009 года в г. Благовещенске состоялся семинар с заместителями начальников территориальных органов ФМС России Дальневосточного Федерального округа. На семинаре были обсуждены вопросы планирования деятельности территориальных органов ФМС России, анализа миграционной ситуации в субъектах Российской Федерации, и ее особенности в период мирового финансового кризиса. /20/
    3.1 Механизмы контроля миграции
      В то время как большинство стран мира продвигаются по пути либерализации своей внешней торговли, практически все они принимают меры, ограничивающие международную миграцию. Миграция приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительные экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами, которые также имеют место. Одно из них – финансовое бремя, которое иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это проявляется, когда развитые страны близко расположены или даже граничат с менее развитыми государствами. Типичным примером является, с одной стороны, США, Мексика и страны Карибского бассейна, с другой стороны – Франция и страны Магриба, Германия и Турция. Такое близкое соседство приводит к наплыву не только легальных иммигрантов, которые требуют финансовых расходов либо для материальной поддержки, либо для депортации. По оценкам, в США постоянно находится около 4 млн., а в Западной  Европе – около 3 млн. нелегальных иммигрантов.
    Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, привели к созданию широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами– людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и неиммигрантами – людьми, приезжающими в страну временно и (или) не ретендующими там на постоянное место жительства. Несмотря на то, что неиммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой иммиграции. Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммигрантов) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции).
    3.2 Регулирование эммиграции
    Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к одной из следующих категорий:
    .- работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;
    - специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие;
    - представители редких профессий - огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;
    - специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;
    - крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места.
    Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих стран представлена огромным количеством законов и подзаконных актов. Основные черты иммиграционного законодательства следующие:
    -профессиональная квалификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально-технического училища.(приложение Д) Приоритет  при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребоваться также и рекомендательные письма.
    -ограничения личного характера. Законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД
    -возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в  пределах  20-40 лет.
    -политический и социальный облик иммигрантов. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций.
    -количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках определенных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года.
    -экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственных бюджет.
    Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест.
    -временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней.
    -географические приоритеты. Практически каждая страна, нанимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями разных стран из одного географического региона.
    -запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержатся в законах о профессиях, которые иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. /10, с.61/
    Незаконное  проникновение в страну считается преступлением. За его совершение предусматривается депортация, денежные штрафы и (или) тюремное заключение. Подобное преступление, совершенное повторно, карается повторной депортацией, большим денежным штрафом и более длительными  сроками заключения. За незаконное посредничество или наем на работу  нелегального иммигранта, которые также считаются преступлением, предусматриваются настолько крупные штрафы, что они могут вести к разорению некоторых  больших фирм и предприятий. 

    3.3 Стимулирование реэмиграции
    В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов  главную причину безработицы, правительства  многих западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие:
    -программы  стимулирования  реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная от мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину
    -программы профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Нидерланды) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую работу, что и побудит их вернуться  на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в этих программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получение работы по этой специальности на родине.
    -программы экономической помощи странам массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами – экспортерами рабочей силы об инвестициях части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмигрантов из Турции.
    Несмотря на активные действия правительств, принимающих стран, большинство программ стимулирования реэмиграции не достигли поставленных целей: при некотором увеличении реэмиграции в начале их осуществления отъезд на родину резко уменьшался по мере того, как сокращалось финансирование программ. Однако главной причиной их низкой эффективности является то, что правительства стран, экспортирующих рабочую силу, просто не заинтересованы в ее реэкспорте и не предпринимают должных усилий по сокращению эмиграции.
    Несмотря  на некоторое снижение потока иностранцев в России, управление миграционной службы стало больше внимания уделять защите российского рынка труда. В частности, они стали тщательнее следить, чтобы иностранцы устраивались на работу на те предприятия, которые попали в квоту.
    Кроме того, разрешения на работу мигрантам- безвизовикам стали выдавать не сразу на год, как раньше, а на три месяца. Если в течение этого времени гастарбайтер трудоустроится и принесет в миграционную службу контракт на год, разрешение на работу ему продлят. Если нет, он должен будет уехать на родину. И ФМС увеличило число проверок как работодателей, так и самих мигрантов. "В неделю у нас проходит 35-40 тысяч проверок", - сообщил Константин Ромодановский.
    Он  также напомнил, что сейчас на межведомственном согласовании находятся поправки в миграционное законодательство, направленные, во-первых, на устранение барьеров для высоко- квалифицированных специалистов из других стран, а во-вторых, на легализацию мигрантов, трудящихся в частном секторе: и те и другие будут приезжать вне квоты. Для первых ФМС разрабатывает аналог европейских "голубых карт", что даст человеку, приезжающему на конкретное рабочее место, право на получение вида на жительство и обеспечит ему социальные гарантии. Для вторых - патент на работу в частном секторе. "По идее, работник может приобрести патент на три месяца, и если он захочет продолжать работать в России, то каждый месяц будет его продлевать", - пояснил Константин Ромодановский. Предположительная цена патента - 1 тысяча рублей в месяц, хотя глава ФМС не исключил, что его цена в регионах будет варьироваться.
    Все эти меры необходимы, потому что  на территории России находится не более 4 миллионов нелегальных мигрантов. Об этом сообщила на конференции в Москве заместитель директора Федеральной миграционной службы (ФМС) Екатерина Егорова. Она сказала, что в условиях мирового кризиса ФМС усилила контроль за трудовой деятельностью иностранных граждан и увеличила количество соответствующих проверок. В России сохраняется тенденция к снижению числа приезжающих на работу иностранцев. На настоящий момент квота, определенная правительством для привлечения трудовых ресурсов из-за рубежа, исчерпана на 20 процентов. По словам Егоровой, квалифицированные трудовые мигранты нужны российской экономике, они потребуются и после кризиса.
 

     4 ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ ДЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ ТРУДА
    Эмиграция уменьшает давление на рынок труда  страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку.
    Иммиграция  обеспечивает также некоторое омоложение населения, поскольку средний возраст мигрантов чаще всего меньше, чем коренного населения. К тому же у иммигрантов обычно больше детей. Правда, однозначно судить о влиянии миграции на демографические процессы нельзя. Миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату). В районах массового проживания иностранцев нередко ухудшается криминогенная обстановка. Тенденция увеличения нелегальной трудовой миграции продолжается; незаконные иммигранты стараются как можно дольше оставаться в принимающей стране после окончания действия трудовых договоров, вовлекаясь в теневую экономику (включая торговлю оружием и наркотиками). Социальная защита иностранных рабочих, несмотря на принятую МОТ Конвенцию о защите трудящихся-мигрантов, оставляет желать лучшего.
    Нельзя  забывать что иностранная рабочая сила занимает рабочие места. На данный момент из стран, с которыми у России визовый режим, в Москву чаще всего приезжают работать китайцы, вьетнамцы и турки, сообщил начальник управления Федеральной миграционной службы (УФМС) РФ по Москве Федор Карповец на пресс-конференции: "По данным УФМС Москвы, в настоящее время в столице работает 6 тыс. 433 граждан Китая, 5 тыс. 974 - Вьетнама и 4 тыс. 12 - Турции", - сказал Ф.Карповец. Он отметил, что 94 % трудящихся в столице граждан Вьетнама и 98 % граждан Китая заняты в сфере торговли и общественного питания, причем в основном в должности менеджера. "В общей сложности они вместе составляют 84 % от всех привлекаемых иностранных работников в этой отрасли", - сказал Ф.Карповец. 79 % граждан Турции, по его словам, заняты на строительных объектах города. Их число от общей численности иностранных граждан, работающих в этой сфере, составляет 59 %. В то же время, по словам Ф.Карповца, на основании поступивших в УФМС столицы уведомлении работодателей о приеме на работу граждан, прибывших в безвизовом порядке, можно сделать вывод, что подавляющее их число занято в строительной отрасли (30 %), в системе ЖКХ (22 %), в торговле (16 %) и в сфере транспорта (6 %). "Наибольшее количество этих иностранных граждан работает по следующим профессиям: каменщик, официант, арматурщик, монтажник, менеджер, уборщик территории, маляр, дворник, повар, водитель автомобиля, уборщик производственных и служебных помещений, грузчик, подсобный рабочий и специалист", - сказал Ф.Карповец. /17/
    4.1 Дискриминация мигрантов
    Трудящиеся-мигранты во все времена и во всех странах подвергались и подвергаются дискриминации. Она касается всех аспектов: занятости, зарплаты, социальных выплат и льгот и т.п. Известно, что мигрантам труднее, чем коренным жителям получить рабочие места, за исключением самых малопривлекательных.
    По  данным обследования, проведенного ЕС почти 30%  иностранцев, работающих в Испании, не могли трудоустроиться по своей квалификации. При этом иммигрантам реже, чем коренным рабочим, предоставляется  возможность профессионального обучения и повышения квалификации. Заработная плата мигрантов по сравнению с коренными жителями, занятыми на одинаковых работах, как правило, занижена. Результаты исследований, проведенных в ФРГ, показали, что среднечасовая оплата иммигрантов на 10% ниже, чем немцев.
    Еще сложнее дело обстоит с различными социальными выплатами. По оценкам специалистов, 11 млн. рабочих-эмигрантов в США зарабатывают за год примерно 240 млрд. долл. и платят 90 млрд. долл. налогов, получая при этом различных социальных выплат всего на 5 млрд. долл. Иммигрантов проще уволить. Типичный пример: на заводах «Рено» во Франции в рамках  30 %-го  высвобождения работников было сокращено 55 % иммигрантов. /6, c.86/
    4.2 Миграция в Европе
    Широкое использование дешевого низкоквалифицированного  иностранного труда явилось основой функционирования ряда традиционных отраслей (хотя в некоторых случаях это замедляет процесс модернизации производства).
    Например, в Бельгии иммигранты составляют половину всех горняков, в Швейцарии – 40 % строительных рабочих, в США – 70 % работников, занятых в сельском хозяйстве.
    Активное  развитие новейших отраслей во многом обусловлено привлечением высококвалифицированной рабочей силы. Только в компаниях Силиконовой долины США трудились более 2 млн. квалифицированных иностранцев – программистов, инженеров-компьютерщиков и других, но в связи с мировым экономическим кризисом сокращение рабочих мест стабильно продолжается.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.