На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Соглашение об избежании двойного налогообложения в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     I  Раздел: Теория.
     § 1. Теоретические  основы двойного налогообложения.
     Для того чтобы избежать двойного налогообложения, Россия заключила соответствующие договоры с более чем шестью десятью странами.
       Практически все страны мира  имеют свои правила, регулирующие  налоговые режимы для своих  резидентов, осуществляющих деловую  активность за границей, и для  иностранных налогоплательщиков, действующих  в стране. Различия подходов отдельных  стран к тем или иным вопросам  налогообложения порождают не  только сложности в оформлении  необходимой налоговой отчетности, но и приводят к такому феномену, как двойное налогообложение.
     В налоговой практике и теории различаются  двойное экономическое налогообложение и двойное юридическое налогообложение.
      Под двойным экономическим налогообложением понимается ситуация, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько его последовательных получателей. Это проявляется при обложении налогом дохода предприятия как самостоятельного плательщика и обложении налогом дохода акционера или пайщика при распределении прибыли.
      Как правило, проблема экономического двойного налогообложения разрешается при разработке национального налогового законодательства, в котором предусматриваются нормы, позволяющие тем или иным способом засчитывать налог, уплаченный на уровне предприятия, при расчете налоговых обязательств акционера.
      Под двойным юридическим налогообложением понимается ситуация, когда один и тот же налогоплательщик облагается в отношении одного и того же дохода одинаковыми или сопоставимыми налогами два и более раз за один период. В принципе подобная ситуация может возникать и в том случае, когда налогоплательщик осуществляет деятельность только в одной стране. Такое двойное налогообложение может возникнуть при несостыковке общегосударственного (центрального, федерального, конфедерального) законодательства и законодательства на уровне регионов (штатов, провинций, областей земель), а также на уровне органов местного самоуправления. Подобная ситуация неоднократно отмечалась в 90-е гг. в Российской Федерации и основной причиной этого явления следует считать неконтролируемое федеральными властями региональное и местное нормотворчество в сфере налогообложения. Однако если в одной стране данная проблема может быть решена путем приведения регионального и местного законодательств в соответствие с общегосударственным, то в международных экономических отношениях двойное и даже многократное экономическое и юридическое налогообложение осуществляется на основе налогового законодательства суверенных государств и может быть устранено лишь путем согласования многочисленных и сложных вопросов на межгосударственном уровне.
      В устранении двойного налогообложения  доходов и имущества заинтересованы не только налогоплательщики, налоговое  бремя которых многократно возрастает  при последовательном обложении одного и того же объекта в разных странах, но и сами государства, стремящиеся к увеличению внутреннего и внешнего товарооборота, привлечению иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособности не только отдельных национальных предприятий, но и экономики в целом. Налоговое бремя юридических и физических лиц, действующих в сфере международных экономических отношений, без устранения двойного налогообложения может достигать таких размеров, что всякое участие в международном разделении труда для них станет экономически неоправданным.
      Устранение  двойного экономического и юридического налогообложения в принципе возможно и в одностороннем порядке. Для  этого страна постоянного местопребывания  налогоплательщика может разрешить ему при выполнении налоговых обязательств учитывать налоги, уплаченные им за рубежом. Однако это может привести к неоправданным потерям бюджета, а также различного рода махинациям со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Кроме того, в этом случае страна постоянного местопребывания выступает нетто-донором той страны, где ее гражданин (или предприятие) осуществляет экономическую деятельность.
      Другим  путем урегулирования проблемы двойного налогообложения является заключение международных соглашений. В этом случае государства, подписывающие такие соглашения, идут на взаимный компромисс, договариваясь, какие налоги и с каких категорий налогоплательщиков будут удерживаться на территории каждого участника соглашения.
     В 1963 году свою модель налогового соглашения об избежании двойного налогообложения  предложила Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). С  тех пор большинство заключаемых  налоговых соглашений следует именно этой модели, ввиду чего все они  имеют примерно одинаковую структуру, хотя и различаются в деталях, в частности в ставках налогов  у источника (рис. 1). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Структура налогового соглашения (договора, конвенции)
     
     Эта модель со временем модернизируется. В 1977 и 1992 годах ОЭСР были предложены усовершенствованные модели. Структура  договора, тем не менее, остается в  основном неизменной.
      Налоговые юрисдикции строятся на разных принципах. Теоретически можно выделить три основных принципа налоговых юрисдикции - по признаку :
      - территориальности, 
      - резиденства,
      -  гражданства. 
      К наиболее распространенным относится  юрисдикция, основанная на принципе территориальности или территориальной привязки. В соответствии с этим принципом страна облагает налогом только те доходы, которые связаны с деятельностью, осуществляемой на ее территории. Доходы, извлекаемые гражданами и предприятиями этой страны за пределами ее территории, не включаются в состав налогооблагаемых доходов.
     Принцип резиденства заключается в том, что всякий налогоплательщик, признаваемый постоянным жителем страны (резидентом), подлежит налогообложению по всем доходам из всех источников, включая и зарубежные. Статус резидента определяется по нормам национального законодательства, различающимся в отношении физических и юридических лиц. Критерии резидентства в разных странах различны. Так, в США критерием резидентства является место создания компании, в Англии – центра фактического руководства. В России физические лица признаются налоговыми резидентами, если они находятся на ее территории более 183 суток в календарном году (статья 11 НК РФ). Юридические лица считаются налоговыми резидентами, если они созданы на территории Российской Федерации в соответствии с российским законодательством.
        Наряду с указанными принципами  отдельные страны традиционно используют принцип гражданства, который является во многом сходным с принципом территориальности.
      В современных условиях деятельность многих предприятий приобрела международный характер, т.е. она осуществляется на территории нескольких государств. В связи с этим часто возникает вопрос о распределении и перераспределении доходов предприятия между источниками, расположенными в разных странах. Особую важность эта проблема имеет для транснациональных компаний, деятельность которых в сфере международных экономических отношений является основной.
      Международное налогообложение юридических лиц  в принципе схоже с международным  налогообложением физических лиц, при  этом оно имеет определенную специфику, как в определении субъекта налогообложения, так и исчислении базы налогообложения. Кроме того, существуют нормы и правила международного налогообложения, которые действуют только в отношении юридических лиц, например статьи соглашений об устранении двойного налогообложения дивидендов.
      Проблемы  международного налогообложения  юридических лиц можно подразделить на следующие группы:
       — определение национальной привязки юридического лица — субъекта налогообложения;
       — порядок определения режима деятельности иностранного юридического лица на территории страны деятельности;
       — проблемы, связанные с установлением  источника дохода;
       — учет налогов, уплаченных за рубежом, при  определении налоговых обязательств в стране постоянного местопребывания;
       — порядок определения налоговой  базы по подоходному налогообложению  при осуществлении внешнеэкономической  деятельности между зависимыми друг от друга экономическими агентами.
      В отличие от физических лиц, национальную принадлежность которых иногда трудно определить (из-за режима двойного гражданства, отсутствия гражданства или несовпадения гражданства и постоянного места проживания), юридические лица всегда имеют единственное место регистрации, которое является основным юридическим адресом. В стране регистрации все юридические лица всегда имеют статус налогового резидента. Вместе с тем статус налогового резидента юридическое лицо может получить и в той стране, в которой оно осуществляет коммерческую или иную экономическую деятельность. Для привязки коммерческой деятельности к определенной территории используются следующие режимы: деятельность через собственное деловое учреждение, деятельность через независимого агента и деятельность по контрактам, заключаемым с местными фирмами. Как правило, внешнеторговая деятельность не приводит к распространению на национальное предприятие налоговой юрисдикции другого государства.
      Источники дохода юридического лица могут определяться по месту заключения сделки, по месту  нахождения у покупателя товара или  потребителя услуги, по месту фактической  передачи товара или по месту перехода права собственности на товар.
      В связи со спецификой налогообложения  физических и юридических лиц в сфере международных экономических отношений соглашения об устранении двойного налогообложения доходов и имущества содержат как общие нормы и правила, так и отдельные специальные статьи и положения, действие которых распространяется только на физические, или только на юридические лица.
     Как уже говорилось ранее, признавая, что двойное налогообложение не способствует развитию торговли, многие государства заключают между собой договоры, соглашения и конвенции (далее – международные налоговые соглашения), определяющие взаимный порядок взимания налогов с субъектов экономической деятельности. Такие международные налоговые соглашения включают условие, по которому доходы компаний, а также физических лиц облагаются налогом только в одной стране. Кроме того, названные соглашения определяют порядок налогообложения имущества, находящегося в иной, в отличие от его собственника, стране.    
     Международные налоговые соглашения определяют также  порядок уплаты налогов, подлежащих взиманию у источника выплаты (заработная плата, авторские вознаграждения и  др.), в случаях, когда получатель дохода и источник выплаты находятся  по разные стороны границы.    
     Обычно  международные налоговые соглашения являются двухсторонними, то есть регулируют отношения, складывающиеся в налоговой сфере между двумя государствами. Однако встречаются и многосторонние международные налоговые соглашения.    
     В связи с этим возникает вопрос о соотношении внутреннего национального  законодательства (в нашем случае российского законодательства), регулирующего  налоговые правоотношения, и международных  налоговых соглашений.    
     Применение  национального и международного налоговых законодательств имеет  свои особенности. Так, в соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы. При этом декларируется приоритет международного права над правом национальным. Это  означает, что если соответствующее  национальное правило отличается от закрепленного в международном  договоре (соглашении), то применяется  международный договор (соглашение). В настоящее время данный принцип  нашел свое дальнейшее подтверждение  в статье 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).    
     При применении международных налоговых  соглашений необходимо учитывать следующие  особенности.    
     Во-первых, нормы международных договоров имеют обязательную силу в отношении тех стран, которые в установленном порядке выразили согласие на обязательность для них норм этого международного договора. Согласие может выражаться путем подписания договора (соглашения, конвенции), обмена документами, подписания двухсторонних протоколов, присоединения к договору (соглашению, конвенции). В России формой выражения согласия применять уже подписанное международное налоговое соглашение является ратификация, обязательность которой в некоторых случаях установлена Федеральным законом “О международных договорах Российской Федерации”.    
     Во-вторых, международные налоговые соглашения не действуют непосредственно, поэтому для реализации положений, содержащихся в них, необходимо принятие соответствующих правовых актов на уровне каждого государства-участника договора. Данные нормативные акты необходимо учитывать при применении норм международных налоговых соглашений.    
     В-третьих, необходимо иметь в виду, что в указанных соглашениях иногда предусмотрены специальные даты их практического применения либо обратная сила их действия.
     § 2.Соглашение об избежании  двойного налогообложения  в РФ.
     Международные соглашения России об избежании двойного налогообложения доходов и имущества  можно подразделить на три группы.
     Первую  группу составляют соглашения со странами — членами Содружества Независимых Государств, заключенные после 1991 г.
     Во  вторую группу включаются соглашения, подписанные с развитыми и развивающимися государствами после принятия Правительством РФ постановления от 28 мая 1992 г. № 352 «О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества».
     В третью группу выделяются соглашения, подписанные до указанного постановления, а также продолжающие действовать соглашения, заключенные СССР. Соглашения этой группы характеризуются наибольшим своеобразием. Их структура, отдельные статьи и положения могут существенно отличаться от соглашений первой и второй групп.
     Основным  документом, регламентирующим взаимоотношение стран — членов Содружества Независимых Государств в сфере налогообложения, является Соглашение между правительствами государств-участников «О согласованных принципах налоговой политики» от 13 марта 1992 г. В соответствии с этим документом, с целью обеспечения единого методологического подхода к заключению соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества главы правительств договорились использовать между собой и с третьими странами Типовое соглашение. Эта договоренность была закреплена в Протоколе «Об унификации подхода и заключения Соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» от 15 мая 1992 г. Протокол был подписан в г. Ташкенте (Узбекистан) в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр Протокола хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направило государствам, подписавшим Протокол, его заверенную копию. Этот документ был подписан представителями 11 правительств: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины и Республики Молдова.
     Принятое  Типовое соглашение является приложением  к указанному Протоколу.
     Текст Типового соглашения идентичен Типовому соглашению об избежании двойного налогообложения  доходов и имущества, утвержденному Правительством Российской Федерации в постановлении от 28 мая 1992 г. № 352.
     Правительство РФ постановило: одобрить представленный Министерством финансов РФ проект Типового соглашения, поручить Министерству финансов РФ с привлечением ГНС и заинтересованных министерств и ведомств, провести переговоры с уполномоченными органами других государств о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и подписать указанные соглашения от имени Правительства РФ. Министерству финансов разрешено в случае необходимости вносить в проект Типового соглашения изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера. Изменения и дополнения, имеющие принципиальный характер, могут быть внесены в проект Типового соглашения по решению Правительства РФ.
     Типовое соглашение состоит из преамбулы, 27 статей и заключения, указывающего, что Соглашение совершено в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу. Указываются дата подписания Соглашения и его языки.
     - ст. 1 определяются лица, к которым  применяется Соглашение;
     - в ст. 2 — налоги, на которые  распространяется Соглашение;
     - в ст. 3 даются общие определения;
     - ст. 4 содержит разъяснение термина  «постоянное представительство»  для целей Соглашения;
     - ст. 5 регламентирует порядок налогообложения  прибыли от коммерческой деятельности;
     - ст. 6 характеризует порядок налогообложения доходов от международных перевозок;
     - ст. 7 — порядок налогообложения дивидендов;
     - ст. 8 — процентов;
     -  ст. 9 — доходов и недвижимого имущества;
     -  ст. 10 — доходов от продажи  недвижимого и движимого имущества;
     - ст. 11 — доходов от авторских  прав и лицензий;
     - ст. 12 — доходов от работы по  найму; 
     - в ст. 13 регламентируется налогообложение доходов от независимой личной деятельности;
     - в ст. 14 — гонораров директоров;
     -  в ст. 15 — доходов в форме  вознаграждений, выплачиваемых из  государственных фондов договаривающихся  государств;
     - в ст. 16 определяется порядок обложения  налогом пенсий;
     -  в ст. 17 дается характеристика  особенностей налогообложения доходов  работников искусств и спортсменов; 
     - в ст. 18 — преподавателей, ученых, студентов и практикантов;
     -  ст. 19 определяет порядок налогообложения «других доходов», т.е. доходов, о которых не говорится в предыдущих статьях;
     -  ст. 20 определяет особенности налогообложения  недвижимого и движимого имущества  в особых случаях; 
      - в ст. 21 дается механизм устранения двойного налогообложения;
     -  ст. 22 фиксирует принцип недискриминации  налогоплательщиков;
     - в ст. 23 устанавливаются правила обмена информацией:
     - в ст. 24 фиксируется порядок проведения  взаимосогласительных процедур  при возникновении спорных ситуаций;
     - в ст. 25 констатируется, что никакие  положения договора не затрагивают  налоговых привилегий сотрудников  дипломатических представительств и консульств, предоставленных нормами международного права или в соответствии с положениями специальных соглашений;
      - ст. 26 определяет порядок вступления  Соглашения в силу;
      - а ст. 27 — порядок прекращения  действия Соглашения.
     Основное  внимание в международных налоговых  соглашениях уделяется вопросам налогообложения прибыли от коммерческой деятельности, дохода от международных  перевозок, доходов от интеллектуальной собственности, доходов физических лиц (в данном случае имеется в  виду заработная плата), дивидендов и  процентов.  
Прибыль от коммерческой деятельности:   

     Налогообложение прибыли организации зависит  от того, действует она через постоянное представительство или нет. Международные  налоговые соглашения исходят из того, что прибыль (доход) подлежит налогообложению  в государстве основного местонахождения  организации, ее получившей, независимо от места возникновения дохода. Если же организация осуществляет коммерческую деятельность на территории иностранного государства через расположенное  там постоянное представительство, то та часть прибыли, которая относится  к деятельности ее постоянного представительства, облагается налогом на территории государства  местонахождения представительства.  
Международные перевозки:   

     Доход от международных перевозок организация  уплачивает в государстве ее постоянного  пребывания. Так, организация, созданная  и зарегистрированная на территории Финляндской Республики уплачивает налоги на доходы от международных  перевозок в Финляндии.  
Дивиденды и проценты:   

     Дивиденды и проценты, выплачиваемые организацией, подлежат налогообложению в государстве  основного местопребывания лица, указанные доходы получающего. Но, если дивиденды или проценты выплачиваются  постоянным представительством организации, расположенном в иностранном  государстве, или они получены от деятельности этого представительства, налогообложение осуществляется по месту нахождения данного представительства. Так, проценты, полученные по вкладу, размещенному в филиале немецкого банка, расположенного на территории РФ, подлежат налогообложению  в России.  
Доходы от интеллектуальной собственности:   

     К таковым относятся доходы, выплачиваемые  за пользование (или за предоставление права пользования) авторским правом на произведения литературы, искусства  или науки, включая кинофильмы, права  пользования патентом, товарным знаком, дизайном или моделью, секретной  формулой или процессом и т. д.    
     Налогообложение рассматриваемых доходов также  зависит от того, осуществляет ли организация, выплачивающая доход, свою деятельность через постоянное представительство  или нет. Обычно доходы от интеллектуальной собственности облагаются налогом  только в государстве постоянного  местопребывания лица, получающего  данные доходы. То есть доходы, получаемые, российским автором от предоставления права пользования авторским  правом на произведение литературы, подлежат налогообложению в РФ, несмотря на то, что они получены, например, в  Швеции. Таким образом, указанные  доходы освобождаются от налогообложения  у источника выплаты.    
     Данное  положение не применяется, если получатель дохода осуществляет деятельность в  государстве, где возникают рассматриваемые  доходы, через расположенное в  нем постоянное представительство. В этом случае налогообложение осуществляется по месту нахождения постоянного  представительства.  
Доходы физических лиц:   

     Заработная  плата или иное вознаграждение, получаемое физическим лицом за выполняемую  им работу на территории государства, которое не является его постоянным местопребыванием, подлежит налогообложению  в государстве, где получен данный доход, при выполнении следующих  условий: 
   - физическое лицо находится в государстве, в котором получен доход, в течение одного или нескольких периодов времени, превышающих в сумме 183 дня в календарном году; 
   - работодатель, которым или от имени которого выплачивается заработная плата, имеет постоянное местопребывание в государстве получения дохода.   

     Кроме того, если заработная плата выплачивается  постоянным представительством, расположенным  на территории иностранного государства, налогообложение осуществляется в  государстве местонахождения этого  представительства.    
     Пенсии, выплачиваемые по законодательству Договаривающегося государства, облагаются налогами только в этом государстве.    
     Таковы  основные положения международных  налоговых соглашений. Данные соглашения могут предусматривать, кроме того, особенности налогообложения имущества  и доходов, возникающих от его  использования и реализации, доходов  от независимых личных услуг и  т. д. Иногда в международных налоговых  соглашениях предусматриваются  конкретные ставки налогов. Такое встречается, например, при налогообложении дивидендов.  
Налогообложение физических лиц:   

     Регулирование вопросов двойного налогообложения  осуществляется не только на уровне международных  налоговых соглашений, но и национальным законодательством.    
     В настоящее время вопросы двойного налогообложения в РФ регулируются НК РФ (глава 23 “Налог на доходы физических лиц” и глава 25 “Налог на прибыль  организаций”).    
     Порядок устранения двойного налогообложения  доходов физических лиц установлен в статье 232 НК РФ.    
     Если  физическое лицо – налоговый резидент РФ получает доход от зарубежного  источника, он обязан уплатить в России налог с такого дохода. Налоговый  платеж может быть уменьшен на сумму  налога на доход, уплаченную в иностранном  государстве. Однако такой зачет  возможен только при наличии действующего международного налогового соглашения с соответствующим иностранным  государством. Сумма, на которую могут  быть уменьшены налоговые обязательства, не должна превышать сумму налога, рассчитанную в соответствии с российским законодательством по аналогичному доходу из источника в РФ (пункт 1 статьи 232 НК РФ). Таким образом, налогоплательщик не имеет права на получение из российского бюджета компенсации  по налогам, уплаченным за рубежом.    
     Чтобы подтвердить право на зачет налога, уплаченного в иностранном государстве, налогоплательщик должен представить  налоговому органу документы, подтверждающие: 
   - получение соответствующего дохода на территории иностранного государства; 
   - уплату налога на доход в иностранном государстве. 
   Указанные документы должны быть заверены налоговым органом иностранного государства.    

     Физические  лица, являющиеся резидентами иностранных  государств, также имеют право  на получение освобождения от налога на доход в России в соответствии с международными соглашениями.
      
Налогообложение юридических  лиц:   

     Именно  при решении вопросов избежания  двойного налогообложения юридических  лиц наиболее отчетливо проявляется  несовершенство не только российского  налогового законодательства, но и  международных налоговых соглашений.    
     В частности, до сих пор не определен  четкий механизм определения налогооблагаемых доходов и уменьшающих эти  доходы расходов в отношении постоянных представительств. Трудность заключается  в том, чтобы выделить из доходов  постоянного представительства  долю, которая должна облагаться налогом  на доходы. Это относится прежде всего к ситуациям, когда реализуемый  товар – предмет договора –  не является результатом деятельности постоянного представительства. В  этом случае также сложно выделить расходы которые умешают налогооблагаемый доход.    
     Доходы  иностранных юридических лиц  подлежат налогообложению как в  случае осуществления деятельности через постоянное представительство, так и при отсутствии такового. Чтобы представительство считалось  постоянным, необходимым и достаточным  условием является его регулярная деятельность. Но что понимается под этой "регулярностью", ни российский законодатель, ни международные  налоговые соглашения не разъясняют. В связи с этим имеются не только предпосылки к появлению правовых споров, но и возможные пути ухода  от налогов.    
     Иностранное юридическое лицо может не иметь  представительства на территории РФ. В этом случае согласно российскому  законодательству (глава 25 НК РФ) доходы иностранного юридического лица, полученные в результате деятельности, не приводящей к образованию постоянного представительства, подлежат обложению налогом на доходы у источника выплаты.    
     В том случае, если со страной происхождения  организации нет действующих  международных налоговых соглашений, данная организация облагается по всем видам доходов, возникших в ходе деятельности, независимо от налогового статуса (т.е. наличия постоянного представительства). Основным условием при этом является получение дохода на территории РФ.

2.1 Лица, к которым  применяется Типовое  соглашение.

     Все соглашения об избежании двойного налогообложения  применяются к лицам, которые  являются лицами с постоянным местопребыванием в одном или обоих договаривающихся государствах.
     Для целей Типового соглашения термин «лицо  с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве» означает любое лицо или любое образование, которое по законодательству этого государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, постоянного местопребывания, места регистрации в качестве юридического лица или любого иного аналогичного критерия. В случае если доход получает полное товарищество, партнерство или фонд, постоянное местопребывание определяется в соответствии с постоянным местопребыванием лица, подлежащего налогообложению в отношении такого дохода .
     Последнее положение может иметь различия в отдельных соглашениях. Так, в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Польша от 22 мая 1992 г. (заключенного практически одновременно с утверждением Типового соглашения) слова «партнерство или фонды» отсутствуют.
     Если  в соответствии с вышесказанным  лицо, не являющееся физическим лицом, является лицом с постоянным местопребыванием в обоих договаривающихся государствах, оно считается лицом с постоянным местопребыванием в том договаривающемся государстве, в котором расположен его фактический руководящий орган.
       Постоянное местожительство физического лица, которое является лицом с постоянным местожительством в обоих договаривающихся государствах - определяется для целей налогообложения следующим образом:
     1) лицо считается лицом с постоянным  местожительством в том договаривающемся  государстве, в котором оно  располагает постоянным жилищем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих договаривающихся государствах, оно считается лицом с постоянным местожительством в том договаривающемся государстве, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);
     2) если государство, в котором  оно имеет центр жизненных  интересов, не может быть определено или если оно не располагает постоянным жилищем ни в одном из договаривающихся государств, оно считается лицом с постоянным местожительством в том государстве, в котором оно обычно пребывает;
     3) если оно обычно проживает  в обоих договаривающихся государствах  или если оно обычно не проживает  ни в одном из них, оно  считается лицом с постоянным  местожительством в том договаривающемся государстве, гражданином которого оно является;
     4) если каждое из договаривающихся  государств рассматривает его  в качестве своего гражданина  или ни одно из государств  не считает его таковым, компетентные  органы договаривающихся государств  решают данный вопрос по взаимному согласию.
     Практически все соглашения об устранении двойного налогообложения, заключенные Правительством Российской Федерации (или бывшего  СССР), разрешают данную проблему одинаково. Однако могут быть и отклонения, которые заключаются: в случае неупоминания критерия гражданства, если подпункт «4» включает в себя следующую формулировку: «компетентные органы Договаривающихся Государств решают этот вопрос в порядке, предусмотренном статьей «Порядок достижения согласия», «Урегулирование спорных вопросов» настоящего Соглашения».

2.2 Налоги, на которые  распространяется  Типовое соглашение.

     Соглашения, как следует из их названия, распространяются на налоги с доходов и имущества. Однако конкретные виды налогов, на которые  распространяются соглашения, всегда детализируются.
     В Типовом соглашении налоги, на которые  распространяется Соглашение, определяются следующим образом:
     1) Настоящее Соглашение распространяется  на налоги с доходов и имущества  или части общего дохода, или  общего имущества, взимаемых в соответствии с законодательством каждого из Договаривающихся Государств, независимо от метода их взимания.
     2) Налоги, на которые распространяется  настоящее Соглашение:
     а) в первом Договаривающемся Государстве (указываются конкретные налоги),
     б) во втором Договаривающемся Государстве (указываются конкретные налоги).
     3) Настоящее Соглашение будет применяться  также к любым по существу  аналогичным налогам, предусмотренным  п. 1 настоящей Статьи, которые будут  взиматься после даты подписания  этого Соглашения в дополнение к существующим налогам или вместо них, включая налоги, по существу аналогичные тем, которые в настоящее время действуют в одном Договаривающемся Государстве, но отсутствуют в другом Договаривающемся Государстве и которые в последующем будут введены другим Государством. Компетентные органы Договаривающихся Государств будут уведомлять друг друга о существенных изменениях в их налоговых законодательствах» (ст. 2).
     Как правило, статьи, определяющие виды налогов, на которые распространяется Соглашение, значительно различались в соглашениях, заключенных Россией (СССР) с разными  странами, что определяется как спецификой налогообложения стран, с которыми заключались соглашения, стремлениями договаривающихся сторон расширить, или сузить сферу действия соглашений, так и теми налоговыми изменениями, которые происходили в договаривающихся государствах в различные периоды.
     Для практического применения соглашений об устранении двойного налогообложения этот раздел (как правило, ст. 2) имеет особое значение. В некоторых случаях достаточно трудно определить, распространяется ли действие Соглашения на вновь вводимые налоги, а также на налоги, взимаемые на региональном и местном уровнях.
     Как правило, соглашения всегда распространяются на федеральные (центральные) налоги на доходы юридических лиц, подоходные налоги с физических лиц и федеральные (центральные) налоги на имущество юридических и физических лиц. Различия между соглашениями, заключенными с разными странами, часто заключаются в распространении или нераспространении действия соглашений на налогообложение фондов заработной платы, акцизы, налоги, установленные в отношении доходов от инвестиций частных лиц и организаций, налогообложение прироста капитала, взносы в фонды социального страхования и ряд других видов налогообложения. Несмотря на то, что практически все соглашения об устранении двойного налогообложения содержат положения, аналогичные п. 3 ст. 2 Типового соглашения (распространение действия соглашения на вновь вводимые аналогичные налоги), для практического применения соглашений к тем или иным новым налогам всегда необходимо располагать письменным подтверждением того, что тот или иной налог или сбор включен в число налогов, на которые распространяется действие конкретного соглашения. 
2.3 Порядок устранения двойного налогообложения.   

     Сложность рассмотрения данного вопроса состоит  в том, что международные налоговые  соглашения регулируют порядок устранения двойного налогообложения по-разному. В соответствии с некоторыми соглашениями эти действия могут осуществляться “автоматически” . В других соглашениях  установлено, что применительно  к РФ двойное налогообложение устраняется в соответствии с ее законодательством . Это означает в увязке со статьей 232 НК РФ (в отношении налогоплательщиков – физических лиц) фактическое отсутствие какого бы то ни было устранения двойного налогообложения. В отношении налогоплательщиков – юридических лиц (организаций) такая процедура в настоящее время и вовсе не предусмотрена (глава 25 НК РФ).    
     В соответствии с действующим российским законодательством существуют два  способа применения положений международных  налоговых соглашений: предварительное  освобождение от налогообложения доходов  иностранных юридических и физических лиц из источников в России и возврат  налогов, удержанных налоговыми агентами.    
     Предварительное освобождение может быть получено в  российских налоговых органах по месту нахождения налогового агента. Отечественная практика предварительного освобождения от уплаты налога в соответствии с международными налоговыми соглашениями имеет очевидные недостатки, связанные  с несовершенством законодательства РФ. Это нередко становится причиной разногласий и споров. С целью  обойти двойное налогообложение  иностранный налогоплательщик приобретает  право освобождения от конкретного  налога в РФ именно в силу международного соглашения, а не на основании разрешения российского налогового органа (статья 312 НК РФ). Это подтверждает и арбитражная  практика .    
     Кроме того, ранее данная процедура регулировалась для юридических лиц Инструкцией  Госналогслужбы России от 16 июня 1995 г. № 34 “О налогообложении прибыли  и доходов юридических лиц”. Однако в связи с частичной отменой  Закона РФ “О налогообложении прибыли  предприятий и организаций” данная Инструкция фактически не действует.    
     Как представляется, выходом из сложившейся  ситуации может быть введение уведомительного  порядка освобождения иностранных  налогоплательщиков от уплаты налогов  на территории РФ в соответствии с  имеющимися международными налоговыми соглашениями.    
     Для подтверждения права на освобождение от уплаты налога в соответствии с  международным налоговым соглашением  в Министерство РФ по налогам и  сборам должны быть представлены документальные доказательства того, что: 
   - организация является резидентом государства, с которым заключено соглашение об избежании двойного налогообложения; 
   - доход получен и налог уплачен за пределами РФ.   

     Лицо, не являющееся налоговым резидентом РФ, предоставив соответствующие  подтверждающие документы до момента  уплаты налога или авансовых платежей по нему, может получить освобождение от уплаты налога. Если на дату уплаты налога такие документы не были представлены, налог должен быть перечислен в бюджет, а затем, при представлении соответствующих  документов, возвращен налогоплательщику.    
     Возврат из бюджета уплаченных налогов производится при условии подачи документов на освобождение не позднее одного года с момента окончания налогового периода, в котором налогоплательщик претендует на льготу.

2.4 Общие определения Типового соглашения.

     Общие определения, даваемые в Типовом  соглашении, затрагивают следующие  термины международного налогового права: «Договаривающееся Государство», «лицо», «компания», «международная перевозка», «компетентный орган».
     Термин  «Договаривающееся Государство» при использовании в географическом смысле означает территорию этого государства, включая территориальное море, а также экономическую зону и континентальный шельф, где это государство осуществляет свой суверенитет или права и юрисдикцию в соответствии с нормами международного права, и в которых действует его налоговое законодательство.
     Правильное  понимание того, входят или не входят та или иная зависимая территория, острова, участки континентального шельфа в ту территорию договаривающегося  государства, на которую распространяется соглашение, имеет значение как для иностранных лиц, осуществляющих экономическую деятельность на территории страны пребывания, так и для национальных фирм, осуществляющих свою деятельность за рубежом.
     Для практического применения соглашений об устранении двойного налогообложения иногда необходимо получить официальное подтверждение компетентных органов того факта, что на данную территорию распространяется действие соглашения.
     Термин  «лицо» по Типовому соглашению означает либо физическое лицо, либо партнерство, юридическое лицо или другое образование, созданное по законам договаривающегося государства и рассматриваемое как юридическое лицо для целей налогообложения в этом государстве. Последний термин может иметь различные значения в договорах, заключенных с разными странами. В Соглашении с Правительством Республики Польша от 22 мая 1992 г. термин «лицо» означает физическое лицо, а также фонд, доверительный фонд, партнерство, компанию и любое другое объединение лиц.
     Термин  -  «компания» означает любое образование, рассматриваемое как корпоративное объединение для целей налогообложения, и включает, в частности, акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или любое другое юридическое лицо или другую организацию, которая подлежит обложению налогом на прибыль. Термин «компания» в общих определениях, даваемых в соглашениях, как правило, отсутствовал в соглашениях, заключенных СССР. Объединение лиц по законодательству ряда стран не является субъектом обложения налогом на прибыль (корпорационным налогом). Доходы партнерства в момент их получения рассматриваются налоговым законодательством как доходы лиц, составляющих данное партнерство.
     Термин - «международная перевозкам» означает любую перевозку морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом с местом расположения фактически располагаемого органа в одном из договаривающихся государств исключительно между пунктами, расположенными на территории различных договаривающихся государств. Определения термина «международная перевозка» (в отдельных договорах использован термин «международное сообщение») могут различаться.
     Термин - «компетентный орган» означает, как правило, Министерство финансов или уполномоченного им представителя. Все вышеперечисленные термины обязательно разъясняются в тексте соглашений, однако наряду с ними в статью «Общие определения» иногда включаются дополнительные термины. Также, заключительные положения статьи «Общие определения» могут иметь отличающиеся формулировки. Например, в  соглашение СССР — Финляндская Республика содержит следующую  четвертую формулировку: «При применении настоящего Соглашения Договаривающимся Государством любой термин, который не определен в Соглашении и в отношении которого из контекста не вытекает иное имеет то значение, которое он имеет по законодательству этого Государства» (п. 2 ст. 3).
     Основное  различие, которое может иметь практическое значение при применении соглашения об избежании двойного налогообложения по указанному пункту, состоит в том, имеют ли приоритет взаимосогласительные процедуры между компетентными органами или приоритет закреплен за национальным законодательством договаривающегося государства, в котором осуществляется налогообложение конкретного вида доходов.
     Одной из ключевых категорий в соглашениях  об устранении двойного налогообложения  имущества является категория  - «постоянное местопребывание лица для целей налогообложения». Разъяснение данной категории всегда выделяется в особую статью, которая может иметь следующие названия: «резидент», «постоянное деловое учреждение», «постоянное представительство», «определение постоянного представительства», «постоянное местопребывание для целей соглашения». Эта статья регулирует порядок определения налогового статуса лица, являющегося резидентом обоих договаривающихся государств.
     Постоянное  местопребывание физического лица устанавливается на основании таких  критериев, как наличие постоянного  жилища, местонахождения центра жизненных  интересов, места обычного проживания, гражданства.
     Для юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, основной категорией для определения  порядка налогового статуса лица является  постоянное деловое учреждением. Под постоянным деловым учреждением может пониматься либо место деятельности, через которое лицо осуществляет коммерческую деятельность, либо сама эта деятельность, либо местный агент, действующий в интересах лица.
     Местом  деятельности лица могут быть: контора, отделение, бюро, фабрика, цех, нефтяная или газовая скважина, карьер или  любое другое место добычи природных ископаемых. При этом постоянное помещение, как и осуществление деятельности в этом помещении, не является достаточным критерием для утверждения того, образует ли эта деятельность  деловое учреждение для целей налогообложения. Более важным критерием является характер деятельности, осуществляемый через это деловое учреждение, которое не образуется в тех случаях, когда деятельность носит подготовительный или вспомогательный характер.
     Термин  «постоянное представительство»- означает постоянное деловое учреждение, т.е. постоянное представительство для целей налогообложения.
     В Типовом соглашении (Приложение № 1 постановления Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 352) разъяснение термина «постоянное представительство» дается в ст. 4.
     Определения «постоянного места деятельности»  в тексте Типового соглашения, а  также в текстах всех соглашений, заключенных Россией и бывшим СССР, не дается. Вместо этого перечисляются  все те возможные виды объектов, на которые распространяется данный термин:
     Термин  «постоянное представительство», включает:
     а) место управления;
     б) отделение;
     в) контору;
     г) фабрику;
     д) мастерскую
     е) рудник, нефтяную и газовую скважину, карьер или любое другое место  добычи природных ресурсов.
     Другими словами, все объекты разделены  на две группы. Первая группа включает те объекты, которые всегда рассматриваются  как «постоянное место деятельности», а вторая включает в себя объекты, приобретающие этот характер, если продолжительность связанных с  ними работ превышает определенный срок.
       Все те объекты, которые нельзя  отнести ни к первой, ни ко  второй категории, не рассматриваются  в качестве «постоянного делового  учреждения для целей налогообложения». К таким объектам относятся склады, конторы, в которых заключаются экспортно-импортные контракты, ведется сбор информации об экономической ситуации в стране, о потенциальных поставщиках и покупателях, выставки товаров. Объекты последней категории не перечисляются в Типовом соглашении, вместо этого определяется характер деятельности лица с постоянным местопребыванием в одном государстве, не приводящего к образованию постоянного делового учреждения для целей налогообложения в другом: «4. Несмотря на предыдущее положение, в настоящей статье следующие виды деятельности лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве не будут рассматриваться как осуществляемые им в другом Договаривающемся Государстве через постоянное представительство:
     а) использование сооружений исключительно  для целей хранения демонстрации или отгрузки товаров или изделий, принадлежащих этому лицу с постоянным местопребыванием;
     б) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих лицу с постоянным местопребыванием, исключительно для  целей хранения, демонстрации или  отгрузки;
     в) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих лицу с постоянным местопребыванием, исключительно для  целей переработки другим лицом;
     г) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки  товаров или изделий или для  сбора информации для этого лица с постоянным местопребыванием;
     д) содержание постоянного места деятельности только для целей осуществления  для лица с постоянным местопребыванием любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера в интересах исключительно этого лица;
     е) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей подготовки заключения или просто подписания коммерческих и иных контрактов от имени этого  лица;
     ж) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления  любой комбинации видов деятельности, упомянутых в подпунктах в (п. 4 ст. 4).
     Другими словами, все, что выходит за рамки  указанного пункта, т.е. любой из видов  деятельности, не перечисленных в  приведенных выше пунктах, а также  осуществление любого из перечисленных  видов деятельности с какими-либо нарушениями (например, сбор информации для третьих лиц) приводит к тому, что образуется постоянное деловое учреждение для целей налогообложения.
     Пункты 5—7 Типового соглашения определяют те случаи, когда деятельность через  посредника (агента, брокера) приводит к тому, что образуется постоянное деловое учреждение для целей  налогообложения. Это сформулировано следующим образом: «5. Несмотря на положение пунктов 1 и 2, если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве осуществляет деятельность в другом Договаривающемся Государстве через агента, то считается, что это лицо имеет постоянное представительство в этом другом Государстве в отношении любой деятельности, которую агент осуществляет для этого лица, если этот агент удовлетворяет каждому из следующих условий:
     а) он имеет полномочия заключать контракты  в этом другом Государстве от имени  этого лица;
     б) он обычно использует эти полномочия;
     в) он не является агентом с независимым статусом, к которому применяются положения п. 6;
     г) его деятельность не ограничивается видами деятельности, упомянутыми в п. 4» (п. 5 ст. 4).
     Для того чтобы посредник рассматривался в качестве постоянного делового учреждения для целей налогообложения, необходимо соблюдение всех условий, определенных в п. 5. Если посредник не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных условий и если вся деятельность лица осуществляется через него, то считается, что лицо не имеет постоянного представительства. Этот принцип сформулирован в п. 6: «Считается, что лицо с постоянным местопребыванием в одном из Договаривающихся Государств не имеет постоянного представительства в другом Договаривающемся Государстве только в силу того, что оно осуществляет коммерческую деятельность в этом другом Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной коммерческой деятельности».
     Заключительный  пункт ст. 4 определяет, что дочерние, материнские и иные взаимосвязанные и взаимоконтролируемые компании не рассматриваются автоматически как постоянные представительства Друг друга. Это положение сформулировано следующим образом:
     «Тот  факт, что компания, которая является лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, контролирует или контролируется компанией, которая является лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, или которое осуществляет коммерческую деятельность в этом другом Государстве (через постоянное представительство или иным образом), сам по себе не превращает одну из этих компаний в постоянное представительство другой» (п. 7 ст. 4). Иными словами, для того, чтобы зависящая или зависимая компания рассматривалась в качестве представительства другой компании, необходимо наличие какого-либо другого из вышеприведенных условий.
     В отдельных соглашениях соответствующие  пункты приведенной статьи могут  излагаться в другой редакции, однако их смысл практически никогда не меняется.
     Анализируемая статья соглашений может иметь следующие  названия: «Представительство», «Постоянное представительство», «Доходы постоянного представительства», она также может быть разделена на две статьи: «Постоянное представительство» и «Доходы постоянного представительства». Последнее было характерно для соглашений, заключенных СССР. Некоторые из них продолжают действовать в настоящее время. В Соглашении СССР — Австрийская Республика от 10 апреля 1981 г. дается детальная схема налогообложения доходов постоянного представительства. Ст. 5 «Доходы представительства» этого соглашения составлена следующим образом:
     1. Доходы лица с постоянным местопребыванием  в одном Договаривающемся Государстве,  получаемые из другого Договаривающегося Государства от коммерческой деятельности, могут подлежать налогообложению в другом Договаривающемся Государстве только в том случае, если они получены в результате деятельности представительства, находящегося в этом другом Договаривающемся Государстве, и только в части, составляющей доходы данного представительства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.