На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Роль общественного мнения в политике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное Образование Учреждение Высшего  Профессионального Образования
    «АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
    (ГОУВПО «АмГУ») 
 

Кафедра социологии 
 
 

    КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему:        РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ПОЛИТИКЕ
по дисциплине         СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
                               ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ 
 
 

Исполнитель
студент группы263                                                                            К.В.Комарова 

Руководитель                                                                                                      
ассистент                                                                                             Е.П.Селькова 

Нормоконтроль
ассистент                                                                                             Е.П.Селькова                                                                                               
 
 
 
 

Благовещенск 2005
СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение 
    1 Общественное  мнение как социальный феномен                                      6                                           
       1.1 Понятие  и структура общественного  мнения                                     6
       1.2 Формирование общественного мнения                                              10
       1.3 Функции общественного мнения  в обществе                                    12
    2 Общественное  мнение как явление в политической  сфере                    17
        2.1 Сущность и основные характеристики  политической сферы       
              общества                                                                                               17
        2.2 Формирование общественного мнения  в политике                         24
               2.2.1 Препятствия для формирования 
                        общественного мнения                                                              25
       2.3 Общественное мнение в сфере  современной политики                  28
         2.4 Влияние общественного мнения  на принятие
               политического решения                                                                     33
         2.5 Управление общественным мнением                                               35        
    Заключение                                                                                                     39
    Библиографический список                                                                          42
    Приложение  А. Роль общественного мнения в принятии
                                политического решения                                                    44 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Работа  содержит 2 главы,   44 страницы,  19  источников, 1 приложение

 
 
       Мнение, общественное мнение, субъект  общественного мнения, формирование  общественного мнения, политика, политические  манипуляции, политическая реклама, пропаганда  

      В первой части данной курсовой работы было рассмотрено общественное мнение как один из самостоятельных структурных элементов общественного сознания, которое включает в себя совокупность разнообразных идей, взглядов, суждений и т. д. и разные формы (нравственность, правосознание, религию, науку и т. д.).
      Во  второй главе рассматривается общественное мнение в политической сфере, его  роль и влияние на политику. Роль политики обусловлена ее универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически на любые события общественной жизни: от масштаба государства до проблем личности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
     
    Проблема  общественного мнения всегда была одной  из самых актуальных в сфере общественных наук, таких как политология, философия, социология, психология. Каждая из них выделяет свой предмет этого многогранного объекта, ибо общественное мнение выступает и выражением определённой морали, нравственности общества, и отношением социальных общностей к явлениям общественной жизни, и социально-психологическим коммуникативным явлением.  
    Общественное  мнение, понимаемое как мнение общества, есть всегда мнение какого-либо субъекта. Если в качестве такового выступает  всё общество, речь идёт о мнении общества; если в качестве субъекта мнения выступает та или иная социальная группа, то речь идёт о мнении группы, т.е. некоторой части общества. В любом случае, когда субъектом мнения является не отдельный индивид, групповое мнение в социологической литературе обычно обозначается как общественное.
    В содержательном плане общественное мнение есть "коллективное суждение, в котором в форме оценки (одобрения, осуждения) выражается отношение к  чему-либо на основе общего интереса.
    Общественное  мнение есть выраженный в форме оценки общий интерес той или иной социальной группы или общества в целом. Именно в силу этого обстоятельства общественное мнение служит не только отражением действительности, но и выражением состояния сознания общества или его части, состояния, обусловленного каким-либо значительным фактом или событием в жизни общества и его оценкой этим обществом. Будучи оценкой, "общественное мнение по своей природе представляет собой реакцию массового сознания на явления, события, процессы, конфликты, то есть на всё то, что составляет живую ткань текущей истории в её конкретных характерных проявлениях.
    Общественное  мнение требует уважения к себе как  от правительства, так и от отдельного члена общества. Если правительство  не учитывает общественное мнение, ничего не предпринимает, чтобы переманить на свою сторону враждебное общественное мнение, ему грозит крах, лишение власти. Индивиду угрожает изоляция, отвержение сообщества. Результатом признания общественного мнения служит интеграция, укрепление сплоченности и на этой основе – способности действовать и принимать решения. Общественное мнение создается через межличностное общение и средства массовой коммуникации.
    Цель  данной курсовой работы - рассмотреть  общественное мнение в политике, его  роль и влиянии на принятие политического  решения. Объектом является общественное мнение, предметом – общественное мнение в политике.
    При написании работы были поставлены следующие  задачи:
    1. Рассмотреть понятие общественного  мнения.
    2. Выявить факторы, влияющие на  формирование общественного мнения.
    3. Рассмотреть функции общественного мнения и их значение для политики и для всего общества в целом.
    4. Выявить значение политической  сферы для общества и её  влияние на общественное мнение  и сознание.
    5. Узнать каким образом политическое  мнение влияет на принятие  политического решения.
          В ходе написания данной курсовой работы были использованы в большей степени материалы журнальных статей, а также учебники и  энциклопедические словари.
         
 

        
 

       1ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ  ФЕНОМЕН   
 

    1.1 Понятие и структура общественного мнения
    Необходимо  отметить, что общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются  всестороннему анализу и строгому определению. Поэтому существует множество  точек зрения.
    Содержание общественного мнения нужно раскрывать через уяснение родового понятия «мнение».
      Мнение — это суждение об определенном объекте: факте, явлении, событии, принимаемом решении и т. д.  Существуют оценочные суждения, выражающие похвалу или порицание, одобрение или неодобрение действий и поступков людей и т. д., а также дескриптивные (описательные), нормативные//.
    Когда ценностные свойства явлений, процессов  рассматриваются как социально значимые, т. е. затрагивают интересы социальных общностей (классов, групп и т. д.), то в этом случае правомерно говорить об общественном мнении.        
      Общественное мнение — это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение к социальным событиям, к деятельности групп, организаций, отдельных личностей.
    На  эмпирическом уровне предлагается определять общественное мнение через: отношение, оценочные суждения или практические действия социальных общностей, в которых выражается их ответная реакция на различные факты, события или явления общественной жизни».
    Для более полного понимания приведу несколько определений, которые можно встретить в различных источниках: Так В. Н Лавриненко пишет, что «общественное мнение – это отношение социальных общностей к проблемам общественной жизни, проявляющееся сначала в эмоциях и суждениях, а затем и в действиях»/9, с. 355 - 357/.
      Из определения, которое приведено  в учебном пособии по социологии  Елсукова следует, что «общественное  мнение – это специфическое  проявление общественного сознания, сложное духовное образование,  выражающееся в оценках (как в вербальной, так и не в вербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам действительности, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом».
    А в энциклопедическом словаре  понятие общественное мнение определятся как состояние массово сознания, заключающего в себе отношение к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей/15, с. 324 - 325/.
    Следует заметить, что термин общественное мнение используется в двух смыслах:
           1) мнение, поддерживаемое реальным  числом людей, представителями  отдельной социальной группы  и субкультуры в данном обществе;
           2) доминирующее мнение, среди всех  представителей общественности.
      Согласно первому определению, общественных мнений может быть много и их число зависит от степени гетерогенности и степени неравенства в обществе. Если следовать второму определению, то общественное мнение представляет собой лишь мнение большинства представителей общественности, некий консенсус большого количества точек зрения по обсуждаемой проблеме. В научной литературе понятие общественное мнение может применяться как в первом, так и во втором смыслах.
      Общественное мнение выражает  позицию одобрения или осуждения  по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп, насаждает определённые нормы общественных отношений. Из всего выше сказанного можно выделить некоторые логические варианты, которые включают в себя  существенные признаки этого феномена/4, с. 145 - 147/.
    Во-первых, следует иметь в виду, что общественное мнение включает не все точки зрения, имеющиеся у отдельных индивидов, а лишь связанные с вопросом или  ситуацией, в отношении которой  данная совокупность выступает как  общность.
    Во-вторых, общественное мнение по конкретному  вопросу и в конкретной ситуации может коренным образом отличаться от общественного мнения по другому  вопросу и в другой ситуации или  даже по тому же конкретному вопросу, но в другой ситуации. Иными словами, не существует абстрактного и внеисторического общественного мнения.
    В-третьих, общественное мнение должно быть публично выражено, доведено до сведения общества или какой-либо общности людей, ибо  в противном случае оно остается индивидуальной точкой зрения отдельных лиц (хотя этих лиц может быть и достаточно много).
    В-четвёртых, общественное мнение дает о себе знать  тогда, когда оно высказывается  по проблемам, интересующих конкретное общество или конкретную общность людей.
    В-пятых  общественное мнение складывается только при условии доступа общественности к информации, касающегося конкретного вопроса или группы вопросов. Необходимо при этом иметь в виду, что общественное мнение может возникать на основе информации, как отражающей реальное положение вещей, так и искажающей действительность.
    В-шестых, общественное мнение не является чем-то неизменным, должно обладать, тем не менее, достаточной интенсивностью, определенностью и сохраняться  на протяжении определённого отрезка  времени, что и дает возможность  фиксировать его в качестве общественного феномена».
    Необходимо  учитывать, что общественное мнение — это один из самостоятельных структурных элементов общественного сознания, которое включает в себя совокупность разнообразных идей, взглядов, суждений и т. д. и разные формы (нравственность, правосознание, религию, науку и т. д.). Это своеобразный сплав рационального и эмоционального, особое сочетание теоретического и обыденного сознания.
    Общественное  сознание можно рассматривать на уровне общества, классов, социально-демографических, социально-профессиональных групп, а также на  уровне отдельных регионов и коллективов. Его правомерно рассматривать по экономическим, политическим, нравственным, правовым и т. д. вопросам жизнедеятельности людей.
    Необходимо  учитывать признаки общественного мнения: публичность высказывания мнения, широкую распространенность его в массах, подвижность, динамичность; оно выступает продуктом взаимодействия людей, затрагивает общие интересы и формируется по общественно значимым вопросам в процессе борьбы мнений.
    Часто общественное мнение считают неустойчивым, быстро развивающимся и изменяющимся. Все это так. Однако ему присуща и определенная стабильность. И причинами этого выступают общественные потребности и интересы людей. Именно этим можно объяснить складывающиеся в обществе (группе, слое) традиции, обычаи, имеющие долговременный характер и активно воздействующие на формирование мнений людей по многим другим проблемам общественной жизни.
    Субъектами (носителями) общественного  мнения выступают устойчивые общности людей, которым принадлежит мнение, чьи интересы оно выражает, с позиций которых оно оценивает то или иное явление социальной действительности, определяет отношение к нему.
    Выразителями общественного мнения могут быть любые объединения людей, организации, пресса и даже отдельный человек.
    Нужно так же упомянуть ещё об одной очень важной стороне анализируемого вопроса – сущность и содержание общественного мнения/12, с. 5 – 8/.  По этому поводу можно сделать следующие предположения:
    1. Общественное мнение есть конкретный  вывод определённой общности  людей по тем или иным проблемам,  своего рода итог мыслительной  деятельности людей. 
    2. Критерием отбора при формировании  общественного мнения служат  общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения.
    3. Массовые суждения обладают различной  степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе, как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений.
    4. Общественное мнение выступает  в качестве специфической побудительной,  регулирующей поведение людей,  их практическую деятельность.
    5. Общественное мнение представляет  собой специфический продукт  взаимодействия людей, своего  рода соединение мнений, нивелированных, изменённых, образовавших новое  качество, не сводимое к простой  сумме индивидуальных мнений.
    1.2 Формирование общественного мнения
    Формирование  общественного мнения является показателем  важности, значимости вопроса для группы, ее включенности в определенную систему отношений, широты (узости) общественных интересов, уровней развитости (не развитости) самой группы. Общественное мнение имеет ценностно-регулятивный, практически-действенный характер, находящий прямое отражение в поведении и деятельности группы, общества в целом.
     Общественное мнение формируется там и тогда, где и когда на обсуждение народа ставится проблема, имеющая важное практическое значение, затрагивающее существенные интересы людей (экономические, политические, духовные). Таково первое условие формирование общественного мнения.
    Общественное  мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, экономикой, правом, моралью или искусством, где больше всего спорного и затрагивающего интересы людей. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т. е. заключает в себе момент дискуссионности – это второе.
    Третье  условие формирования общественного  мнения – уровень компетентности.
    Общественное  мнение может формироваться как  стихийно, так и сознательно. Основные способы (методы) его формирования — внушение, убеждение, подражание и т. д.
    Раскрывая факторы формирования общественного  мнения, необходимо учитывать этапы этого процесса: зарождение мнения, дискуссии по предмету мнения, образование общей точки зрения и единой позиции действия. Появление социально значимой проблемы предопределяет зарождение общественного мнения. Появление той или иной социально значимой общественной проблемы с необходимостью вызывает и потребность в определении путей и средств ее решения. Из практики известно, что процесс формирования общественного мнения протекает, как правило, так: публичные выступления — отклики — разнообразие, противоречивость суждения — сближение точек зрения — выработка общей точки зрения — согласованность позиции действия.
      Сформировавшемуся общественному мнению присущи следующие качественные характеристики: его направленность, интенсивность, стабильность, динамизм, распространенность, зрелость/4, с.229 – 236/.
    Выделяют  три вида направленности общественного  мнения:        позитивную, негативную и нейтральную.
    Для социологического анализа следует  обратить внимание на такую характеристику общественного мнения, как его интенсивность. Она выражает:
    1) определенную степень внимания  людей к объекту высказывания, заинтересованности в нем;
    2) силу убежденности людей в правильности, значимости и практической полезности своих суждений;
     3) определенную степень настойчивости людей в отстаивании своих требований при разрешении обсуждаемой проблемы.
    Зрелое  общественное мнение отличается объективностью, социальной направленностью, высокой интенсивностью, значительно распространенностью.
    1.3 Функции общественного мнения в обществе
    Функции общественного мнения можно подразделить на главные и производные от них. Так же их различают в зависимости  от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы/7, с. 75 - 81 /.
    Главное предназначение общественного мнения заключается в том, оно выступает в роли регулятора отношении между людьми в масштабе всего общества. Регулирование общественных отношений – основная функция общественного мнения. Сущность её заключается в том, что общественное мнение вырабатывает и прививает членам общества отдельные нормы общественных отношений. Причём общественное мнение проявляет себя не только как регулятор между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью.
    По  мере развития и совершенствования общественного мнения, по мере того, как оно доходит до общества в целом и начинает воздействовать на него, регулятивная функция общественного мнения начинает проявлять себя как функция воспитания. Она представляется  в создании и утверждении между людьми «воспитывающих отношений». Главное же предназначение этой функции общественного мнения – воспитание в каждой личности чувства высокой ответственности за свои дела и поступки перед обществом, проникновение в саму сущность человека, оказание ему помощи. Воспитательная функция формирует в человеке чувство нравственной ответственности. Важнейшим условием для достижения воспитательного эффекта от проявления общественного мнения выступает общественная природа индивида и непрерывный процесс социализации.
    Посредством функции воспитания общественного  мнения можно влиять на человека, т.е. показывать ему его недостатки. Например: во времена коммунистических партий проходили собрания, на которых обсуждали  многие проблемы, в том числе и  поведение того или иного индивида. Это тоже можно назвать общественным мнением. Соответственно многие, выслушав мнение о себе, старались исправиться/9, с. 217 – 225/
    Особенность функционирования общественного мнения заключается в том, что оно  «работает без перерывов», осуществляя нравственный постоянный контроль за поведением членов общества, состоянием их жизненных позиций, состоянием их жизненных позиций, за событиями, фактами и явлениями социальной действительности.
    Общественное  мнение народа оценивает и анализирует, контролирует и консультирует, вырабатывает предложения и предписания, другими словами, выполняет значительный объём весьма нужной для общества работы.
    Начнем  с того, что в зависимости от характера влияния мнения масс на различные социальные институты, принято выделять контрольную, консультативную и директивную функции общественного мнения.  
    Сущность  контрольной (в более широком смысле – экспрессивной) функции «заключается в том, что народное мнение  по заинтересовавшему его вопросу практически всегда занимает определённую позицию и стремиться к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность официальных организаций и лиц». «Эта особенность придает данному феномену характер силы стоящий над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства».
    Смысл консультативной функции заключается в том, что в случае необходимости общественное мнение может дать консультацию, совет относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым лишь в том случае, если институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к таким советам, политические лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать  решения,  методы  управления. Но нужно заметить, что «выработка дельного совета, конструктивного предложения требует от субъекта общественного мнения определённых способностей, и, прежде всего умение анализировать явления социальной действительности, программировать социальные отношения и процессы, из цепочки отдельных   фактов   выстраивать   модель   общественного развития».
    Что касается директивной (предписывающей) функции общественного мнения, то о её проявлении можно говорить  в том случае, когда результатом функционирования общественных суждений  выступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности общества  и имеющие строго заданный характер. Это означает, что «общественность выносит решения по тем или иным вопросам проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данном случае не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место»/8, с. 279 – 283/.
    Какую бы из функций общественного мнения мы не взяли бы, их проявлению практически  всегда предшествует оценка объекта, на который направлено внимание. Эта  оценка может быть как позитивной, так и негативной, а порой просто нейтральной, но обязательно будет присутствовать в общественных суждениях. В связи, с чем будет правильно выделить ещё несколько функций общественного мнения.
      Самой первой функцией из производных  нужно назвать оценочную функцию или оценочное мнение, потому что данная функция является одной из самых распространенных. В её компетенцию входит выражение определенного отношения к тем или иным фактам, событиям, проблемам, процессам социальной действительности.
    Не  менее важными видами общественного  мнения являются аналитическое и конструктивное, которые «тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требуют глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и конструктивное мнения не совпадают».
    Также нужно обратить внимание на информационную функцию общественного мнения, т.к. с каждым годом расширяется информационная база выработки и принятия решений, и с каждым годом возрастает потребность во включении в неё сведений, исходящих от широких масс. Своеобразие данной функции определяется тем, что общественное мнение аккумулирует в себе различные виды социальной информации – политическую, экономическую, идеологическую, психологическую и другую, причем такую информацию, которая связана с живым опытом населения, А главное – самые разные пути и способы их разрешения. Регулярность обращения к общественному мнению, как информационному источнику повышает управленческую ценность принимаемых решений, а, кроме того, активизирует само общественное мнение, стимулирует процессы его формирования, возникновения и функционирования.
    Теперь, когда мы разобрали все функции, которые выполняет общественное мнение, необходимо уточнить «отчего  зависит  проявление той или иной функции общественного мнения?
    Во-первых, необходимость проявления какой-либо из них диктуется характером и  содержанием объекта мнений.
    Во-вторых, активизация деятельности конкретной функции зависит от степени зрелости субъекта мнения, его политического, идейно-нравственного и культурного уровня, что и предполагает диапазон и глубину проявления данной функции.
      В-третьих «вызов к действию»  какой-либо функции во многом  обусловлен конкретной социальной  ситуацией, которая может усиливать  или ослаблять её проявление/18, с. 235 – 239/.
      Анализируя функциональные возможности  общественного мнения, можно заметить, что нередко значимость его  суждений выходит далеко за  пределы общества, в условиях  которого оно функционирует, приобретая  тем самым международное, внешнеполитическое звучание. 
 
 

       
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ЯВЛЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ   
          СФЕРЕ 
 

    2.1 Сущность и основные характеристики политической сферы   
          общества
    Общество  состоит из своеобразного комплекса взаимосвязанных, но и в значительной степени самостоятельных сфер: хозяйственно-экономической, социальной, политической и духовной. Каждая из них имеет свои границы, свою специфику. Политическая сфера общества отличается от других сфер тем, что она в определенном смысле слова выполняет верховенствующую роль по отношению к ним. Такое положение политической сферы обусловлено обязательностью выполнения принятых в ее рамках законов, решений, указов, предписаний, инструкций всеми другими общественными сферами. В силу этого политическая сфера имеет, особенно в переходные и неординарные периоды развития общества, соответствующие приоритеты. В то же время сфера политики тесно связана со всеми другими сферами общества, зависит от них, «черпает» в них исходный материал.
    Особенность политической сферы общества состоит  и в том, что она имеет своеобразный, «пульсирующий» характер. Ее основное ядро — политическая организация общества — относительно постоянно. В то же время, в зависимости от тех или иных причин, некоторые вопросы и явления могут приобретать политический характер, если они попадают в центр общественных интересов, в «юрисдикцию» политических органов. В принципе любое социальное явление может «получать» или «терять» политические признаки, политическое звучание в зависимости от степени и уровня его сопряжения с властью. Все «политическое» в обществе всегда является социальным, но далеко не все социальное является или становится «политическим»/1, С. 44 – 46/.
    Понятие «политика» — одно из древнейших. В современные языки и культуры термин «политика» вошел как заимствование из древнегреческого (politika). Он основывается на древнегреческих понятиях, связанных с государством, властными отношениями, наукой руководства людьми и обществом.
    Политика  традиционно означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, народами, нациями, государствами. Она включает функционирование политических институтов и организаций, политические нормы и традиции, властно-управленческую и организаторскую деятельность людей, их социально-политические интересы и потребности, политические идеи и взгляды.
    Политика — многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации и коммуникационных связей между классами и социальными группами по поводу власти и управления обществом; основными факторами политики выступают, прежде всего большие социальные группы (классы, нации, народы, цивилизации), выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры.
    Роль  политики обусловлена ее универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать практически на любые  события общественной жизни: от масштаба государства до проблем личности. Соответственно, политика теснейшим образом связана с экономикой, правом, культурой, моралью.
    Содержание  политики определяется интересами ведущих социальных групп, классов или сил общества. Ареал политики охватывает все, что связано с властными отношениями, с проведением той или иной общественной линии поведения, выражающей коренные интересы тех или иных социальных групп, организаций, людей. Содержание политики выражается в ее целях, программах и ценностях, в проблемах и задачах, которые она решает, в мотивах, механизмах, способах и методах принятия и реализации политических решений. Соответственно политика может быть демократической и авторитарной, передовой и традиционной, революционной и реформаторской, публичной и закрытой, проводимой от имени того ли иного класса или социально-политического блока и т.д./14, с. 301- 306/.
    В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов. Политика во многом зависит от своего времени, от конкретно-исторических и цивилизационных условий, от господствующих в обществе идеологии, моральных и религиозных норм, от уровня развития самого человека, его миропонимания и культуры. Каков человек, каково общество людей, каковы в нем господствующие политические институты, нормы и традиции — такова и политика в целом.
    В основе политики лежат либо сотрудничество, кооперация и взаимопомощь людей, либо их конфронтация, вражда, насилие и конфликты между ними, а также организациями, выражающими их интерес.
    Функции политики характеризуют важнейшие  направления воздействия политики на общество. К ним относятся:
    поддержание и укрепление целостности общества как сложно 
    дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

    разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;
    авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;
    предотвращение и регулирование групповых конфликтов;
    конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция).
    Суть  этой функции достаточно полно описывает  английский политолог Р. Н. Берки: "Политика предполагает: выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной общности; выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения; распределение функций и ролей между субъектами или выработку правил, по которым субъекты самостоятельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание общепонятных для всех субъектов языка (вербального и символического), способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества".
    Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций. Это - поддержание классового или социального господства; защита основополагающих прав человека; привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общего блага и др./1, С. 48 – 53/.
       По сути дела, политика представляет  собой регулирование общественных отношений посредством их ориентирования, направления развития во многих областях или во всей их совокупности. Какова будет политика, т.е. в каком направлении, с какой целью и с использованием каких средств будут осуществляться властные усилия, зависит от степени развития каждого общества, от его социальной структуры, соотношения классовых сил, особенностей исторического развития, традиций и культуры.
      Многообразие функций политики  свидетельствует о ее глубоком  проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления. Какова же область распространения политики и существуют ли пределы ее проникновения в общество?
      Политика достаточно динамична, изменчива, подвижна. Она распространяется на многие экономические, культурные и другие общественные явления, причем порою, казалось бы, даже на сугубо личные области.
      Из широкого понимания политики  как любой деятельности и поведения,  связанных с властью, авторитетом,  организацией и управлением (Г.  Лассуэлл, Г. Вассерман и др.), логически  следует, что она проникает  во все области общественной жизни: экономику, культуру, религию, науку, спорт и т.д. Как пишет известный американский политолог Роберт Даль, к политическим ассоциациям принадлежат не только такие организации, как государство и партии, но также профсоюзы, частные клубы, деловые предприятия, религиозные организации, группы граждан, дикие племена, кланы и даже отдельные семьи.
    Еще более широкий взгляд на сферу  распространения политики выражает американский политолог Д. Хелд. Трактуя  политику как "борьбу за организацию  человеческих возможностей", он утверждает, что она является "составным элементом всей человеческой жизни, неотъемлемым вектором, измерением производства и воспроизводства общества", а не только деятельностью правительства. Почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если, по мнению политических лидеров, она затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений.
      Политика — это инструмент  сознательного саморегулирования общества. Поэтому она может распространяться на самые различные общественные явления, как на те, которые требуют постоянного властного регулирования (например, охрана безопасности граждан, общественного порядка, развитие международных связей и т.д.), так и на те, которые временно приобретают политическую значимость (например, государственная помощь населению в случае стихийных бедствий).       
    В каждом государственно-организованном обществе складывается та или иная вовлеченность граждан в политику. Однако сама идея необходимости участия людей в политической жизни понимается учеными по-разному.
    Чаще  всего указываются следующие  причины включения индивида в политику: те или иные состояния сознания человека (например ощущение угрозы своему общественному положению — Ласуэлл; рациональное и расчетливое осознание своих интересов и необходимости завоевания нового статуса—Лэйн; желание жизненного успеха и общественного признания — Доунс; понимание общественного долга и реализация собственных прав, страх за самосохранение в общественной системе и т.д.) достижение определенного культурно-образовательного уровня; доступность информации и ряд других факторов. В качестве особой причины рассматривается способность государства (политических структур и институтов) к принудительному включению граждан в сферу политики.
    В совокупности все эти мотивы выражают соотношение представлений индивида о своем гражданском статусе и реальных, предоставленных государством возможностей для укрепления или изменения этого общественного положения.
      Таким образом, политическое участие раскрывает процесс включения индивида (групп граждан) в механизмы артикулирования и агрегирования его (их) властно значимых интересов. Оно характеризует все действия отдельных лиц и групп граждан, стремящихся повлиять на содержание и характер политических решений органов и институтов государственной власти в общенациональном масштабе или на местном уровне.
    Многообразие  форм и разновидностей политического  участия политического участия  зависит от определенных свойств  действующего субъекта (пол, возраст, род  занятий, религиозная принадлежность, образование и т. д.), режима правления (и, следовательно, набора тех средств, которые государство предоставляет гражданам для защиты их прав и интересов), а также от конкретной политической ситуации/2, С. 39 – 41/.
    В соответствии с этими условиями американские политологи С. Верба и Л. Пай выделяют следующие разновидности политического участия:
    1) совершенно пассивные формы политического  поведения граждан;
    2) участие людей только в выборах  представительных органов; 
    3)   вовлеченность индивидов только в решение местных проблем;
    4)политическое  поведение активных участников  предвыборных кампаний;
    5)поведение  политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики;
    6)участие  как форма профессиональной деятельности  политика.
    Их  соотечественник Милбэрт предпочитает говорить об:
    "активных" формах политического участия (руководство государственными и партийными учреждениями, деятельность кандидатов в представительные органы власти, организация предвыборных кампаний и т.д.),
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.