На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ВВЕДЕНИЕ 

          Актуальность темы заключается в том, предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции является важным направлением в антимонопольном законодательстве республики, которое тесно связано с авторским и патентным правом, регулированием отношений в сфере промышленной собственности. Необходимость развития данного направления деятельности антимонопольного органа обусловлена, прежде всего, построением в Республике Беларусь социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Правовые нормы Закона о конкуренции направлены в т.ч. на выполнение задач:
обеспечения охраны интересов конкурентов;
защиты  интересов потребителей;
сохранения  и повышения качества конкуренции в интересах общества в целом.
Тем самым  в основу критерия, определяющего  недобросовестность тех или иных действий в конкурентной борьбе, положен  прагматический подход: полезны или  вредны эти действия для субъектов  хозяйствования, потребителей и государства.
Эффективный контроль за недобросовестной конкуренцией имеет важное значение для формирования в республике цивилизованной конкурентной среды, развития честных приемов  ведения конкуренции на рынках товаров (работ, услуг), обеспечения охраны интересов хозяйствующих субъектов, защиты интересов потребителей, сохранения и повышения качества продукции в интересах общества в целом. 

Объектом  курсовой работы является сфера общественных отношений, складывающихся в связи с пресечением недобросовестной конкуренции.
Предмет курсовой работы составляют специальная литература, посвященная рассматриваемой проблеме, правовые нормы хозяйственного права.
Целью выполнения курсовой работы является изучение правовых аспектов и научных положений, касающихся недобросовестной конкуренции ее ограничения и пресечения.
Для достижения указанной  цели были поставлены следующие задачи:
- дать  определение  понятия недобросовестной  конкуренции;
-определить  проблемы конкуренции в экономической  и правовой теории;
-выделить  формы недобросовестной конкуренции;
- изучение способов ограничения и пресечения недобросовестной конкуренции.
Методологическую  основу курсовой работы составил ряд общенаучных, общих, специальных и частных методов научного познания. При написании данной курсовой работы были использованы работы  

Источниковедческая  база. В работе использованы действующее законодательство, комментарии к законодательству,  учебные пособия.
Структура и  содержание курсовой работы определяется целями, задачами и методами исследования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1
НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ  КОНКУРЕНЦИЯ: ПОНЯТИЕ  И ПРИЗНАКИ 

       1.1. Проблема конкуренции в экономической и правовой теории.
     Важнейшим элементом, составляющим основу функционирования современной экономики и обеспечивающим поступательное развитие рыночных отношений, является конкуренция, понимаемая в широком смысле как процесс борьбы хозяйствующих субъектов, приводящий к изменению условий обращения тех либо иных продуктов труда в соответствующем сегменте рынка. Сам указанный процесс - явление, безусловно, прогрессивное, поскольку наличие соперничества участников рыночных отношений свидетельствует о развитии производства и стремлении производителей разного рода товаров, работ и услуг повышать качественные и иные параметры своей продукции. Однако соперничество или борьба, которую ведут между собой участники рынка в его однородных сегментах, могут приобретать не только дозволенные, но и недозволенные формы. Одной из недозволенных форм соперничества хозяйствующих субъектов на рынке является недобросовестная конкуренция, выступающая антиподом добросовестных с позиции действующего законодательства форм конкурентной борьбы.
Устанавливая  правила, обеспечивающие благоприятные  условия для развития конкурентной среды, государство одновременно стремится свести к минимуму отрицательные последствия проявления недобросовестных конкурентных действий, вводя для этих целей в действующее законодательство признаки недобросовестной конкуренции и очерчивая круг запрещенных при занятии предпринимательством действий, подлежащих пресечению. Основными нормативными правовыми актами Республики Беларусь, регулирующими отношения недобросовестной конкуренции, являются Гражданский кодекс Республики Беларусь [1], законы «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами» [3] и «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» [2]. 

В соответствии с пунктами 1—3 статьи 1029 Гражданского кодекса Республики Беларусь недобросовестной конкуренцией признаются: 

   1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов; 

   2) ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента; 

    3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента. 

Из пункта 4 указанной статьи следует, что данный перечень является открытым, поскольку установлено, что к недобросовестной конкуренции также относятся и другие действия, противоречащие требованиям названного Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.  

Согласно  статье 1 Закона «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции» (далее –  Закон), под недобросовестной конкуренцией понимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской  деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат Закону, требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации. 

Статьей 141 Закона («Недопущение недобросовестной конкуренции») предусмотрено, что любые действия, направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других хозяйствующих субъектов на свободную конкуренцию, а также нарушающие права и законные интересы потребителей, не допускаются.  

Статья 142 Закона, содержащая аналогичный, но более детализированный, чем предусмотренный  статьей 1029 Гражданского кодекса Республики Беларусь, примерный перечень форм недобросовестной конкуренции, также  позволяет относить к ней и  иные, не перечисленные в данной статье Закона, действия, противоречащие требованиям Закона и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности. 

Проанализировав вышеизложенные нормы законодательства Республики Беларусь о недобросовестной конкуренции, можно прийти к выводу, что в том случае, когда какие-либо действия законодательно не отнесены к формам недобросовестной конкуренции, необходимо исходить из анализа данного понятия, которое и будет эталоном их оценки. 

Таким образом, для квалификации каких-либо действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо одновременное наличие у них следующих признаков: 

  1. Недобросовестной конкуренцией является исключительно активное поведение, т. е. бездействие недобросовестной конкуренцией признаваться не может. Действия, представляющие собой недобросовестную конкуренцию, могут быть по своему характеру любыми. 

    2. Указанные действия могут совершаться только хозяйствующими субъектами, т. е., согласно статье 1 Закона, физическими или юридическими лицами, иными субъектами гражданского права, осуществляющими предпринимательскую деятельность или имеющими право ее осуществлять. Это означает, что под понятие «недобросовестной конкуренции» подпадают и действия лиц, которые осуществляют экономическую деятельность, не являющуюся предпринимательской.  

3. Соответствующие  действия должны иметь в качестве  конечной цели приобретение преимуществ  в предпринимательской деятельности. Иначе говоря, хозяйствующий субъект  стремится к освоению части рынка, занятой его конкурентом (конкурентами), с одновременным вытеснением конкурирующих хозяйствующих субъектов из общей сферы деятельности либо к созданию условий, ограничивающих или устраняющих возможность доступа на соответствующий товарный рынок других участников [5, с 300]. Для квалификации действий хозяйствующих субъектов в качестве недобросовестной конкуренции руководящие ими мотивы значения не имеют. 

    4. Действия хозяйствующих субъектов должны противоречить Гражданскому кодексу Республики Беларусь, либо Закону, либо иным актам законодательства о конкуренции, либо требованиям добросовестности и разумности. Что касается категорий «добросовестности» и «разумности», то, по мнению М. И. Брагинского, в обоих случаях должна идти речь об использовании критерия «средний человек», т. е. для оценки действий конкретного лица должно иметь исходное значение отклонение от того, как действовал бы такой «средний человек» [8, с. 101]. Вместе с тем, можно согласиться с точкой зрения А. А. Малиновского, который считает, что любые используемые в законодательстве оценочные понятия зачастую приводят к разногласиям в толковании и затрудняют правовую оценку того, когда субъект злоупотребляет правом [11, с. 87].  

5. Действия  совершаются при осуществлении  предпринимательской деятельности. При этом в законодательстве Республики Беларусь не оговаривается, кем осуществляется данная предпринимательская деятельность: хозяйствующим субъектом, совершающим соответствующие действия, либо лицом, права которого нарушены, либо ими обоими.  

6. Возможность  причинения соответствующими действиями  или причинение убытков другим  хозяйствующим субъектам-конкурентам  либо нанесения ущерба их деловой  репутации. Субъективной стороной  недобросовестной конкуренции могут  являться как умысел, так и неосторожность. Для пресечения недобросовестной конкуренции фактически причиненный вред не обязателен, он важен только в том случае, когда конкурент требует возмещения убытков [4, с. 166]. 

Сопоставляя содержащееся в статье 1 Закона понятие  недобросовестной конкуренции с положениями статьи 141 Закона, можно увидеть определенную правовую коллизию в определении субъектов, имеющих право на защиту от недобросовестной конкуренции (в статье 1 Закона идет речь лишь о хозяйствующих субъектах-конкурентах, т. е. о хозяйствующих субъектах, осуществляющих предпринимательскую деятельность на одном и том же товарном рынке, а в статье 141 Закона — обо всех хозяйствующих субъектах, право которых на свободную конкуренцию ограничено, и о потребителях, права и законные интересы которых нарушены). 

 1.2. Недобросовестная конкуренция, как действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности.
     Конкуренция - неотъемлемая черта предпринимательской  деятельности.
     Предпринимательская деятельность осуществляется с целью извлечения прибыли и предприниматель всегда стремится находить оптимальные экономические решения и быть новатором с тем, чтобы производимые им товары и услуги пользовались спросом у потребителей. С другой стороны, поскольку в условиях рынка к подобной ситуации стремится каждый предприниматель, большую прибыль получит тот из них, который сделает свой товар конкурентоспособным. В этом смысле конкуренция всегда выступает необходимым условием предпринимательской деятельности в обществе, основанном на товарном производстве и обмене. 

     1.3. Правовые последствия  недобросовестных  конкурентных действий.
     Правовая сущность недобросовестной конкуренции заключается в том, что, будучи объектом правового запрета, она представляет собой действия, от которых обязаны воздерживаться все участники конкурентных отношений при осуществлении деятельности на товарном рынке. Соблюдение запрета недобросовестной конкуренции, как и любого иного правового предписания, не ставится в зависимость от психического отношения субъекта конкурентных отношений к своим действиям. Соответственно для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией не требуется устанавливать ни наличие у лица умысла, ни вины вообще.
      Совершение акта недобросовестной конкуренции является основанием для применения мер государственного принуждения, которые делятся на меры защиты (требование прекращения нарушения и требование об устранении его последствий) и меры юридической ответственности (возмещение убытков, перечисление в бюджет прибыли, полученной в результате недобросовестной конкуренции). Из общих принципов применения мер защиты и привлечения к гражданско-правовой ответственности вытекает, что вина не входит в число оснований для применения мер защиты от недобросовестной конкуренции, но является обязательным условием привлечения к юридической ответственности. При этом юридическая ответственность за недобросовестную конкуренцию наступает при любой форме вины, а не только при умысле. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2
ФОРМЫ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ 

2.1. Недобросовестные  конкурентные действия, касающиеся информации  о конкуренте и  его продукции.
    Запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными указания или утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, которые могут ввести в заблуждение относительно характера, свойств, способа и места, изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя  при потреблении товаров или при заключении сделки. [5, с. 236]
Другой  формой недобросовестной конкуренции  является: «введение потребителей в  заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров». [5, с. 236]
     Введение  потребителей в заблуждение так  же, как и дискредитация конкурента, имеет своей целью привлечение  внимания к своим товарам путем  распространения несоответствующей  действительности информации. Однако, в отличие от случаев дискредитации конкурента, здесь акцент делается не на ложных или обманных заявлениях в отношении конкурента и его товаров, а на недостоверной информации в отношении собственных товаров.
     Этот  недобросовестный прием часто используется в конкурентной борьбе. Причем, в подавляющем большинстве случаев он применяется предприятиями, не имеющими широкой известности на рынке, но стремящихся с помощью любых средств, в том числе и нечестных, продвинуть свой товар.
     Безусловно, запрет этой формы недобросовестной конкуренции направлен на защиту и поддержку честной конкуренции. Это, в общем, является основополагающей целью Закона о конкуренции. Однако немаловажным является и то, что такие действия хозяйствующих субъектов, как введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товаров могут привести к серьезным негативным последствиям для рынка соответствующих товаров, а также нанести ущерб самим потребителям. Следовательно, реализация предусмотренных Законом о конкуренции мер по пресечению рассматриваемой формы недобросовестной конкуренции также способствует нормальному функционированию товарных рынков и защите интересов потребителей.
     Понятие введение в заблуждение не ограничивается заведомо обманными заявлениями или утверждениями, которые могут создать ложное впечатление у потребителя. Так, в ряде случаев правдивые утверждения также могут ввести потребителей в заблуждение относительно более высоких потребительских свойств того или иного товара, если при этом, например, подчеркивается, что продукция именно данного производителя отличается такими-то параметрами, хотя согласно принятым стандартам этим параметрам соответствует аналогичная продукция любого производителя. В результате этого у потребителя может возникнуть ложное впечатление, что только товар данного производителя обладает такими-то потребительскими свойствами, тогда как на самом деле искомые потребительские свойства присущи аналогичным товарам других производителей.
     2.2. Недобросовестные  конкурентные действия, связанные с продажей, обменом или иным  введением в оборот  товара с незаконным  использованием результатов  интеллектуальной  деятельности и  приравненных к  ним средств индивидуализации. В качестве результатов интеллектуальной деятельности и средств.
     Запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными все действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов в том числе:
      - незаконное использование хозяйствующим субъектом принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака ( знака обслуживания), наименование места происхождения товара на товарах, их упаковке, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярморках, в рекламных материалах, печатных изданиях и иной документации; [5, с. 236]
      -введение в гражданский оборот товаров с незаконны использование интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации участников гражданского оборота или их товаров; [5, с. 236]
     - незаконное копирование внешнего  вид товара другого хозяйствующего  субъекта, за исключением случаев,  когда копирование товара или  его частей (узлов, деталей) обусловлено  исключительно их техническим  применением;
     - введение в гражданский оборот товаров другого хозяйствующего субъекта с использованием собственных средств индивидуализации товара, если иное не предусмотрено договором, заключенным между хозяйствующими субъектами. 

     2.3. Недобросовестные  конкурентные действия, связанные с дезорганизацией производственного процесса конкурента.
     Запрещаются и признаются в установленном  порядке неправомерными утверждения  при осуществлении предпринимательской  деятельности, способные дискредитировать хозяйствующий субъект, товары или  предпринимательскую деятельность конкурента, в том числе в результате:
        - распространения хозяйствующим субъектом непосредственно или через других лиц в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах, конкурента; [5, с. 237]
     -распространения  хозяйствующим субъектом непосредственно  через других лиц в любой форме и любыми способами заявлений, которые содержат информацию, порочащую деловую репутацию хозяйствующего субъекта либо его учредителя или работника, и могут подорвать доверие к хозяйственному субъекту как производителю товара.
     Обычно эта форма недобросовестной конкуренции имеет своей целью привлечение потребителей к собственной продукции либо услугам путем распространения ложной информации о конкуренте, его товарах и услугах.
     Хотя  дискредитация имеет непосредственную направленность против конкретного хозяйствующего субъекта либо группы лиц, такие действия могут иметь негативные последствия не только для конкурента: если информация о каком-либо хозяйствующем субъекте или его товарах является недостоверной, то потерпевшим может стать и потребитель.
     К рассматриваемой форме недобросовестной конкуренции, как правило, применяется  условие, связанное с тем, что  хозяйствующие субъекты должны находиться в конкурентных отношениях, то есть работать на рынок того же товара либо взаимозаменяемых товаров. Это следует из смысла рассматриваемой нормы и дефиниции недобросовестной конкуренции.
     Однако  в ряде стран (например, в Бельгии, Швейцарии, Швеции) требование наличия  конкурентных отношений между «нарушителем»  и «потерпевшим» не является обязательным.
     Это позволило обеспечить в правоприменении  более широкий подход к вопросу  о дискредитации: не только конкуренты, но и объединения потребителей или  средства массовой информации могут  в таком случае подпадать под  действие положений о недобросовестной конкуренции, если они распространяют информацию, способную опорочить конкретного хозяйствующего субъекта.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 3
     ПРАВОВЫЕ  СПОСОБЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ. 

     3.1.Особенности  юридической ответственности  за акты недобросовестной конкуренции.
За виновные противоправные действия, нарушающие антимонопольное законодательство, субъекты хозяйствования несут юридическую  ответственность, в зависимости  от вида ответственности и необходимых  мер, подлежащих применению к субъекту хозяйствования, меры ответственности могут налагаться антимонопольным органом или судом. К субъектам хозяйствования, нарушившим антимонопольное законодательство, могут применятся гражданские, административные или уголовные меры воздействия. [5, с. 237]
       В случае нарушения антимонопольного законодательства юридические лица, должностные лица субъектов хозяйствования или граждане-предприниматели обязаны в соответствии с предписаниями антимонопольных органов прекратить правонарушение, восстановить положение, существовавшее первоначально, заключить договор в соответствии с нормами, предписанными антимонопольным законодательством, осуществить реорганизацию предприятия или совершить иные действия.
     Предписания антимонопольных органов подлежат исполнению в установленный ими срок.
     Прибыль, незаконно полученная хозяйствующим  субъектом в результате злоупотребления  своим доминирующим положением на товарном рынке, заключения соглашений и осуществления  действий, ведущих к ограничению  конкуренции, или осуществления  недобросовестной конкуренции, взыскивается судом и направляется в установленном порядке в республиканский или местные бюджеты.
       В соответствии со ст. 1030 Гражданского  кодекса Республики Беларусь  осуществляющее недобросовестную  конкуренцию, обязательно прекратить  противоправные действия и опубликовать опровержение распространенных сведений и действий, составляющих содержание недобросовестной конкуренции. В свою очередь, лицо, потерпевшее от недобросовестного конкурента вправе требовать от недобросовестного конкурента в судебном порядке возмещения причиненных убытков.
     В случае совершения хозяйствующими субъектами, государственными органами, их должностными лицами противоправных действий, нарушающих требования антимонопольного законодательства, антимонопольный орган может налагать административную ответственность в виде штрафа на виновных лиц за:
     - уклонение должностных лиц органов  управления хозяйствующими субъектами  от исполнения предписаний антимонопольных  органов;
     - злоупотребление индивидуальным  предпринимателем или должностным лицом хозяйствующего субъекта своим доминирующим положение на рынке;
     -установление  или поддержание монопольных  цен.
     Уголовная ответственность субъектов предусмотрена  ст.ст. 244-250 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Уголовно-наказуемыми будут считаться действия субъектов хозяйствования, связанные с нарушением антимонопольного законодательства (ст.244), установлением или поддержанием монопольных цен ( ст. 245), принуждение к совершению сделки или оказу от ее совершения ( ст. 246), ограничением конкуренции ( ст. 247), незаконным использованием деловой репутации конкурента и ее дискредитацией ( ст.ст. 248 и 249), распространением ложной информации о товарах( услугах) (ст. 250), и иные нарушения антимонопольного законодательства.
     3.2. Юрисдикционные способы борьбы с недобросовестной конкуренцией.
    Система государственного антимонопольного регулирования включает меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков. Для реализации перечисленных мер антимонопольные органы могут использовать следующие правовые средства:
1. Осуществление государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. Способом осуществления такого контроля является ведение Реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Его формирование осуществляет Департамент ценовой политики Министерства экономики. Реестр имеет двухуровневую структуру включает: на республиканском уровне-перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке; на местном уровне- хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках областей ( г.Минск). [5, с. 230]
За деятельность субъектов, доминирующих на товарных рынках и включенных в Реестр , осуществляется наблюдение со стороны Департамента и управлений (отделов) ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома. Основанием для включения хозяйствующего субъекта в Реестр является установление факта его доминирования на соответствующем товарном рынке.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.