На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


доклад История развития экономического права

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Содержание   

Введение.
Глава 1. Предмет, источники  и объекты экологического права.
1.1.  Понятие и формы проявления экологического права.
1.2.  Источники и объекты экологического права.
Глава 2. Механизм экологического права.            
2.1. Эколого-правовой механизм охраны природной среды.            
2.2. Экономический механизм охраны природной среды.
Глава 3. Экологическая  ответственность.
3.1. Экологические правонарушения как основания гражданско-правовой ответственности. 
Глава 4. Нормативно- правовые акты Президента, Правительства,  
министерств и ведомств, органов местного самоуправления в  
системе источников экологического права.

Заключение.
Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.
Экологическое право – одна из отраслей российского  права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере  взаимодействия общества и природы  в интересах настоящего и будущего поколений. Значение слова «экология» определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их природной средой обитания. Из общей  экологии можно выделить важную часть, называемую социальной экологией. Социальную экологию можно назвать учением  о взаимодействии общества с окружающей его природной средой обитания. Следует  отметить, что предметом социальной экологии является именно природная (но не окружающая) среда. В социальную экологию составной частью входит правовая экология. Под ней понимается совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Одним из проявлений правовой экологии является экологическое  право. Экологическое право –  совокупность норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере  взаимодействия общества и природы  в интересах сохранения и рационального  использования окружающей природной  среды для настоящих и будущих  поколений людей.
Природная среда  образует сложное понятие, в рамках которого исторически получили развитие две формы взаимодействия общества и природы. Первая – потребление  природы человеком, использование  природы для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей. Это экономическая форма. Второй формой, получившей название экологической, стала охрана окружающей среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания. Негативная деятельность человека по отношению к природной среде проявляется объективно в трех взаимосвязанных формах. Это – загрязнение окружающей природной среды, ее разрушение и истощение природных ресурсов. Загрязнением природной среды считается физико-химическое изменение состава природного вещества, которое угрожает состоянию здоровья человека. Рассмотрим антропогенное загрязнение, которое подразделяется на несколько видов: пылевое, газовое, химическое, ароматическое и тепловое. В основном, большой урон природе наносят транспорт и металлургические предприятия. Так, основным источником загрязнения атмосферы углекислым газом являются тепловые электростанции, металлургические заводы и транспорт. Большая концентрация данного вещества, в конце концов, может привести к возникновению парникового эффекта, одними из следствий которого могут стать опустынивание земель и разрушение озонового слоя. В результате неконтролируемого выброса в воды мирового океана различных отходов происходит уничтожение планктона, который обеспечивает атмосферу кислородом. Из-за нерационального использования земли миллионы гектаров плодородной почвы превратились в безжизненную пустыню. Все это происходит из-за недостатков организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды, а также дефектов экологического воспитания и образования, в результате чего у людей вырабатывается потребительская психология по отношению к природе.
Для регулирования  взаимодействия общества и природы  были сформулированы следующие принципы: приоритет охраны жизни  и здоровья; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов; рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов; законность и неотвратимость наступления ответственности за экологические правонарушения; гласность в работе экологических организаций и некоторые другие. На базе вышеприведенных принципов осуществляется охрана природной среды несколькими способами. Среди них следует особо выделить правовой способ, которому и посвящен данный реферат.

Глава 1. Предмет, источники  и объекты экологического права.

1.1.  Понятия и формы проявления экологического права.
Наличие специфического предмета правового регулирования, метода, принципов регулирования  и осознанной общественной необходимости  в самостоятельном существовании  такой отрасли права позволяет  рассматривать экологическое право  как самостоятельную отрасль. Его  предметом являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы, подразделяющие на две группы: отраслевые (земельно-охранительные  отношения, отношения по охране недр, лесоохранительные и водо-охранные отношения и отношения по охране фауны и атмосферного воздуха) и комплексные (охрана природных территорий, комплексов, природно-заповедного фонда, лечебно-оздоровительных и иных зон).
Рассмотрим  методы экологического права, т.е. способы  воздействия на общественные отношения. Исходя из специфики природных объектов, наиболее приемлемым является административный метод. При этом господствующее положение занимает запретительные, предупредительные и управомочивающие нормы. Это соответствует требованию обеспечения выполнения экологических предписаний и охраны окружающей среды. Следует также отметить, что большое значение в рамках гражданско-правового способа воздействия стал приобретать экономический метод, т.е. влияние на охрану среды через материальный интерес к ее охране и рациональном использовании со стороны хозяйствующего субъекта. Таким образом, метод экологического права представляет собой совокупность экономических методов регулирования качества природной среды и административно-правовых средств воздействия на природопользователя.
Для понимания  сущности экологического права важно  рассматривать его как органическое единство всех форм его проявления. К первой форме относятся правовые идеи, входящие в правовую концепцию  взаимодействия общества и природы, опираясь на которую определяется содержание правовых норм. Нормы экологического права устанавливают правила  поведения человека в его отношениях по поводу использования и охраны окружающей природной среды. В целом  эти нормы образуют экологическое  законодательство. Третьей формой являются правоотношения, без которых экологическое  право остается бумажным, не достигнув  своей реальной сущности и не выполнив  цель, поставленную законом по охране окружающей среды.
На основе вышеприведенных фактов дадим наиболее полное определение экологического права. Экологическое право –  совокупность норм и правоотношений, регулирующих отношения в сфере  взаимодействия общества и природы. В этом определении соединены  положительные моменты нормативной  теории права и социологическая  теория права.
Теперь рассмотрим нормы экологического права, которые  являются правилами поведения, регулирующими  отношения людей по поводу охраны и использования природной среды. Существует следующее разделение норм: отраслевые (охрана и использование  отдельных природных объектов), комплексные (охрана и использование природных  комплексов) и экологизированные (нормы других отраслей права). По содержанию правовые нормы делятся на нормы-приоритеты, нормы-принципы и нормы-правила. Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды.
Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних  объектов перед другими в интересах  обеспечения качества природной среды. Нормы-приоритеты бывают следующих уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня. Отраслевые приоритеты содержатся в природноресурсовых отраслях законодательства. Межотраслевые приоритеты отражены в нормах отраслевого законодательства, но устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими. Общие экологические приоритеты закрепляют преимущество высшей цели охраны природной среды – обеспечение качества окружающей человека среды и оптимальных условий для жизни и здоровья человека.
Нормы-правила  – третья категория экологических  норм. Они содержат экологические  требования-императивы применительно  к конкретной сфере экологических  отношений: предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные, поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обязывающие. Предупредительные императивы призваны предотвратить наступление вредных последствий в результате неправомерного действия. Запретительные императивы направлены на недопущение действий, причиняющих вред окружающей природной среде. Восстановительные нормы права содержать требование, обращенное к правонарушителю, о восстановлении нарушенного состояния природной среды. Карательные императивы проявляются в случаях привлечения к ответственности за экологическое правонарушение или преступление в соответствии  с нормами соответствующего кодекса. Поощрительные эколого-правовые нормы относятся к правовым нормам, регулирующим функционирование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Разрешительные и обязывающие нормы обращены, прежде всего, к природопользователю (ст. 40-57 Закона РФ об охране окружающей природной среды). Управомочивающие нормы, устанавливающие компетенцию представительных, исполнительных и специальных органов государства, излагаются в ст. 6-10 Закона РФ об охране окружающей природной среды.

Экологические правоотношения

Экологические правоотношения – это общественные отношения, возникающие в сфере  взаимодействия общества и природы  и урегулированные нормами экологического права. Основаниями из возникновения  служат юридические факты. В области  экологии их делят на события и  действия. Событие возникает и  порождает эколого-правовые отношения  помимо воли человека (различного рода стихийные бедствия). Действие –  наиболее распространенное основание  возникновения экологических правоотношений. Так как действия проявляются через поступки человека, имеет место их деление на позитивные (выполнение человеком в процессе природопользования экологически предписаний закона) и негативные (нарушение человеком экологических предписаний, причинение вреда природной среде и здоровью человека).
Субъектом экологических  правоотношений является государство, когда природные ресурсы на законных основаниях становятся собственностью физических (юридических) лиц, или физическое (юридическое) лицо, воздействующее на природную среду с целью ее потребления. Под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия и организации, воздействующие на природную среду.
Объектами экологических  правоотношений являются природные  объекты (земля, недра и пр., а также  природные комплексы при особых обстоятельствах). От вида объекта правоотношения и его особенностей зависят те права и обязанности, которые  и возникают у субъектов правоотношений. Под содержанием экологического правоотношения понимаются права и  обязанности участников правоотношения по использованию и охране природной  среды. По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории: природопользователи, органы представительной и исполнительной власти, общественные объединения экологического профиля и органы судебно-прокурорского надзора. Особенности содержания экологического правоотношения зависят также от природного объекта, по поводу которого оно возникает и развивается.

Система экологического права

Под системой экологического права следует понимать совокупность его институтов, расположенных  в определенной последовательности в соответствии с экологическими закономерностями. В нынешнем виде система экологического права включает в себя пять частей. Первая – предмет, источники и объекты экологического права. Вторая – механизм экологического права, включающий концепцию механизма  охраны природной среды, его звенья: экологическое управление с его  органами и функциями, нормирование природной среды и экологический  контроль. Третья рассматривает правовую охрану окружающей среды в народном хозяйстве. Предметом внимания здесь  становятся механизм охраны природной  среды в хозяйственной деятельности, охрана ее в промышленности и пр. Четвертая – экологическая ответственность, а именно ее основания и виды, нормы, закрепляющие концепцию экологической  ответственности, формы возмещения вреда и методы предупреждения. И  пятая -  механизм международно-правовой охраны окружающей природной среды. Экологическое право изучается в трех аспектах, в том числе и правовом, которому мы и уделим внимание.
1.2.  Источники и объекты экологического права.
Под источниками  права в материальном смысле понимается воля народа, выраженная путем опроса или референдума по поводу того или  иного документа. Под источниками  права в формальном смысле понимаются формы права, в которых содержатся  общие правила поведения – нормы права. Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Источники экологического права имеют свои особенности: в них представлен значительный вес законов по сравнению с другими формами права; они отличны содержанием так называемых «экологизированных» норм и тех актов, которые, регулируя соответствующие отношения, отражают сопутствующие им требования охраны окружающей среды. Совокупность нормативно-правовых форм образует законодательство. В России можно выделить несколько периодов развития экологического законодательства:
1)        возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов (1917-1922 гг.);
2)        активное развитие союзного законодательства природноресурсового направления (1922-1963 гг.);
3)        принятие во всех республиках СССР законов об охране природы (1957-1963 гг.);
4)        проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах и пр. (1968 – 1980 гг.);
5)        попытка перестроить общественные отношения в охране природы (1985-1990 гг.);
6)        пересмотр законодательства РФ (1990 г. и до настоящего времени).
В основу экологического законодательства положены следующие  основополагающие нормативные акты: Декларация Первого Съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете РСФСР (1990 г.), Декларация Прав и Свобод Человека и Гражданина (1991 г.) и Конституция РФ (1993 г.). Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительного и природноресурсового. В первую подсистему входит Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и другие акты комплексного правого регулирования. Во вторую подсистему входят Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ о недрах, а также другие акты, регулирующие использование природных ресурсов. Основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка отражены в Конституции РФ, которая вводит трехзвенное определение экологической деятельности в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
19 декабря  1991 г. Верховный Совет РФ принял  Закон об охране окружающей  природной среды, необходимость  принятия которого была вызвана  социально-экономическими (острая эколого-экономическая  ситуация) и юридическими причинами  (образование пробелов экологического  законодательства и отсутствие  комплексных актов для регулирования  охраны природной среды). Предметом регулирования закона служат экологические отношения, в регулировании которых закон преследует следующие задачи: сохранение природной среды; предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и человека; оздоровление и улучшение качества природной среды. Центральная тема закона – человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды. Ядром данного закона служат природоохранительные нормы, обеспечивающие выполнение задачи охраны  природной среды и действующие в комплексе с нормами других отраслей права. Нахождение той или иной нормы, регулирующей поведение по отношению к природе, в природоохранительном законе не лишает ее основного содержания, ее принадлежности той отрасли права, которая представлена предметом правового регулирования. Аналогичные выводы можно сделать и по другим законам экологического права.
Рассмотрим  ранее упоминавшиеся экологизированные нормативно-правовые акты. Под экологизацией надо понимать  внедрение эколого-правовых требований в содержание, правовую ткань нормативно-правового акта. Необходимость этого процесса состоит в неспособности  норм экологического права, заложенных в специальных законах, всегда действовать напрямую в регулировании экологических вопросов. Базовым законодательным актом для экологизации законодательства служит Закон РФ об охране  окружающей природной среды и другие отраслевые экологические правовые акты, дополняющие закон. В числе других экологизированных законов следует назвать Закон о местном самоуправлении. В заключение темы об источниках экологического права следует отметить, что экологизированные  акты являются источниками права в своих правовых отраслях, но в части норм, которая касается охраны окружающей среды, они имеют прямое отношение и к экологическому праву.
Перейдем  теперь к рассмотрению объектов экологического права. Согласно Закону РФ об охране окружающей среды, все охраняемые законом объекты  земной природы делятся на три  категории: интегрированные, дифференцированные и особо охраняемые. К интегрированным относят природную среду, к дифференцированным – отдельные природные объекты (земля, недра, воды и пр.), остальные объекты – особо охраняемые. Под объектом «окружающая природная среда» понимают сочетание природы и окружающей человека среды. Под природой действующее законодательство понимает природную среду в узком смысле слова как объективную реальность, существующую независимо от сознания человека, как следствие объективного эволюционального развития материального мира и состоящую из естественных экологических систем.
Под окружающей человека средой понимается та часть  естественной среды, которая преобразована  в процессе антропогенной деятельности человека, состоящая в органическом единстве естественных, модифицированных, трансформированных экологических  систем. Внешние границы охраняемой законом окружающей природной среды  очерчиваются рамками атмосферы  и околоземного пространства в той  части, в которой она испытывает влияние земной природы и антропогенной  деятельности жителей Земли, и в  той степени, в какой она испытывает на себе влияние космического пространства. Внутренние пределы охраны окружающей природной среды исходят из признаков  охраняемого законом природного объекта или комплекса. Поэтому  в круг охраняемой законом естественной среды обитания не входят: социальные ценности, созданные человеком; компоненты природы, вышедшие из экологической  связи с природой; элементы природы, не представляющие ценности для общества; природные явления ли условия, охрана которых невозможна на данном этапе  развития науки.
Интегрированный подход к характеристике окружающей среды ставит в центре ее внимания охрану экологических систем, три  вида которых названы в Хартии природы: естественные, сохранившиеся  в той или иной степени от воздействия  человека; модифицированные, измененные в процессе экономической и иной преобразовательной деятельности; трансформированные, преобразованные человеком естественные структуры для удовлетворения своих  хозяйственных  потребностей. Охрана природных экосистем ведется путем организации заповедников и других форм особо охраняемых территорий, а также посредством рационального природопользования.
Природный объект можно определить как составную  часть окружающей природной среды, охраняемую действующим законодательством, обладающую признаками естественного происхождения, состояния в экологической цепи природных систем, способную выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечивать качество среды обитания. Признаки природного объекта находят свое проявление в трех выполняемых им функциях – экологической, экономической и культурно-оздоровительной. Экологическая функция является  главной; выполнение ее позволяет природному объекту находиться в естественной взаимосвязи с природой. Сохранение за природным объектом экологической функции предопределяет существование экономической функции, а затем и культурно-оздоровительной, которую выполняет практически каждый объект в рамках своих возможностей.
Экологические права человека являются особым объектом охраны экологического права. Согласно ст. 42 Конституции РФ они делятся  на две группы: 1) право человека на чистую, здоровую и благоприятную  для жизни окружающую природную  среду; 2) право гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия  окружающей среды. Обеспечение экологических  прав человека гарантируется законом  РФ об охране окружающей природной  среды. Закон РФ подтверждает, что  государство в лице его полномочных  органов и должностных лиц  гарантирует поддержку общественного  мнения в нормализации экологической  обстановки. 

Глава 2. Механизм экологического права. 

2.1. Эколого-правовой  механизм охраны окружающей природной  среды. 

Эколого-правовой механизм представляет собой самостоятельный  институт российского экологического права и находит свое проявление в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного  в законе экологического императива. Цель механизма: обеспечить материализацию эколого-правовой нормы. Структура механизма состоит из четырех звеньев. Первое звено – природоохранительные нормы права, главная функция которых состоит в том, чтобы закрепить базовые экологические императивы. Второе звено включает экологизированные правовые нормы и нормативы. Третье звено механизма составляет гарантии, обеспечивающие выполнение как базовых, так и экологизированных и нормативов. Наконец, четвертое звено – завершающий этап движения нормы, реализующий себя в правоотношении.
Природоохранительные  правовые нормы, призванные  выполнять базовые эколого-правовые функции, сконцентрированы в головном природоохранительном Законе РФ «Об охране окружающей природной среды». Закон содержит следующие виды эколого-правовых норм: нормы-принципы, нормы-приоритеты, нормы-императивы, нормы-гарантии (они были описаны выше).
Эффективность эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды –  это оценка качества его работы. С точки зрения эффективности, данный механизм моет быть исследован применительно  к трем его стадиям движения: статической, динамической и результативной. На статической стадии эффективность  механизма зависит от полноты  и социально-экономической обоснованности природоохранительной нормы. На динамической стадии в действие вступают гарантии. Одним из условий эффективности  нормы на динамической стадии является эколого-правовая культура. Под этим понимается комплекс эколого-правовых структур – знание закона, уважение закона, умение его правильно применить. С принятием нового природоохранительного  закона в категорию факторов эффективности  вошли гласность, участие населения, общественных объединений в охране окружающей среды, экономическое стимулирование природопользователей в охране природной среды.
На третьей  результативной стадии движения механизма  анализируются итоги действия звеньев. Итогом работы всего механизма является правовое отношение, направленное на решение  конкретной хозяйственной задачи. Однако результативность эколого-правого  механизма не всегда сопряжена с  его эффективностью. Выход из этого  положения – в нахождении оптимального варианта решения, в основу которого кладутся принципы приоритета экологии, но в сочетании с экономикой, а  именно учет потенциальных экологических  возможностей природной среды, отсутствие необратимых последствий, реальная вероятность восстановления потерь в природной среде. Теоретически допустимы три варианта решения: альтернатива интересов (при экономическом варианте страдает экология, при экологическом экономика и экономическое благосостояние человека); сочетание интересов (предполагается учет экологических интересов граждан в здоровой окружающей среде и обеспечение их необходимых материальных потребностей); совмещение интересов (экологический интерес предприятия становится составной частью органической частью экономического интереса этого объекта).
2.2. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
В отличие  от метода административно-правового  воздействия, исходящего из отношений  власти и подчинения, экономический механизм опирается на материальную заинтересованность исполнителя в достижении реальной цели. В состав экономического механизма входят как постоянно действующие институты, без которых он не может нормально функционировать, так и новые, возникшие на базе переходных отношений к рыночным отношениям. К институтам первой группы относятся природные кадастры, меры материально-технического и финансового обеспечения, платность за использование природных ресурсов, платежи за загрязнение окружающей среды, а также льготы по кредитованию, налогообложению и освобождению от обложения налогами.
Кадастрами  природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных  и технических показателей, характеризующих  количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей. Кадастры представлены по видам природного ресурса. Земельный кадастр включает в себя систему следующих сведений: количественный состав земель, распределение земель по категориям  и по использованию, качественный состав земель, собственники земли, владельцы, пользователи, арендаторы. Кадастр месторождений полезных ископаемых включает сведения о хозяйственной ценности каждого месторождения, различные условия их разработки. Лесной кадастр содержит систему сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов, подразделении лесов на группы и категории защитности, экономическую оценку лесов. Задачами водного кадастра являются текущая и перспективная оценка состояния водных объектов, предотвращения истощения водных источников, восстановление нормативного качества вод.
В нынешнее время охрана природной среды  как никогда нуждается в финансировании. Закон РФ об охране природной среды  называет несколько источников финансирования: государственный бюджет, внебюджетные экологические фонды, средства предприятий, учреждений, организаций. Но опыт использования  внебюджетных экологических фондов вскрыл много злоупотреблений, что  снизило материальную заинтересованность предприятий в охране среды и  породило стремление избежать отчислений в эти фонды. С целью консолидации в бюджете России всех внебюджетных фондов Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. все фонды были уничтожены, а поступающие в них средства перечисляются в государственный  бюджет с сохранением целевой  направленности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.