На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Виды монархий в современном мире

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
                                                                                                                                          Стр. 

Введение……………...…………………………………………………..…...........……...3
1 История монархии………….……...………………………………..………...…...........5
2 Монархия в современном мире …………………………………..…...…....…...........11
3 Государственное управление в современных монархиях (в Японии и Великобритании); сравнительная характеристика систем государственного управления этих стран…………………………………………………………...……....19
3.1 Государственное управление в Великобритании……………………..…...............19
3.2 Государственное управление в Японии…………………………………....…........25
Заключение……………………………………………………….……..……..………....30
Глоссарий……...……………………………………..………………..............................31
Список использованных источников …………………...……...………………….…...33
Приложение А  Логическая схема………………………………………………...…….34 

Приложение Б  Сравнительные характеристики различных  форм правления…….....35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

       Актуальность  темы курсовой работы не вызывает сомнений. История мировой цивилизации  насчитывает много тысячелетий. С самого зарождения общества, существовала власть отдельной личности или всей общины над отдельным индивидом. В древнейшем обществе власть принадлежала сильнейшему мужчине войну, превосходившему других общинников умом и силой. В более развитых земледельческих общинах преобладала власть старейшин и народного собрания.
       В дальнейшем (развитие истории) многократно  возникали и рушились государства и целые цивилизации. Совершались великие открытия, бушевали грандиозные войны. Но любое событие в жизни рядового человека или целой общины по-прежнему контролировались властью. Власть существовала и существует в любом обществе: в маленьких племенах древних людей, в благополучных странах современной Европы.
       По-своему характеру власть может быть монархической (абсолютизм, единовластие) или демократической (народовластие). В любом обществе власть относится к одной из данных форм, хотя в разных частях мира, из-за различных религиозных верований и обычаев, могут проявляться какие-либо особенности форм управления, характерные для данного народа. От этих особенностей зависит жизнь общества и его дальнейшее развитие.
       В представленной курсовой работе речь пойдет об одной из самых древних форм правления – монархии.
       Следует заметить, практически до самого начала XIX века монархическая форма правления  была правилом для большинства государств. Даже в современном мире, не смотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления, спор между ней и монархией продолжается. Данное утверждение подтверждается тем фактом, что в настоящее время приблизительно пятая часть государств в мире является монархиями,
при этом к их числу относятся такие  крупные державы как Великобритания и Япония.
       Монархическая форма правления имела место и в истории России. В последующие годы был выбран курс на демократизацию и либерализацию общества, но и сегодня достаточно громко звучат голоса о том, что выборы это пустая трата времени, периодически предлагается продлить полномочия президента, губернатора, мэра.
       Таким образом, тема «Виды монархий в современном мире» актуальна не только для «древних» времен, когда к ее раскрытию обращались такие мыслители как Аристотель, она актуальна и сегодня, поскольку целый ряд современных успешно развивающихся стран в качестве формы правления избрали именно монархию. В современной научной литературе широко дискутируются аргументы, как в пользу монархической формы правления, так и в отрицание положительного ее потенциала в целях оптимизации политического управления. Изучению сущности и потенциала монархии как форма правления посвящены труды таких авторов как С.С. Алексеев, М.Н. Марченко, С.В. Боботов, Н.В.Варламова, В.Г.Графский, А.Д.Керимов, А.И. Ковлер, С.А. Комаров, В.В.Лузин, Е.А.Лукашева, А.В.Малько, Л.С.Мамут, В.С. Нерсесянца, А.В. Оболонский, Л.И. Спиридонов, В.А. Четвернин и др.
       В этой связи существует настоятельная  потребность оценить высказанные  в научной литературе точки зрения о понятии, сущности, характерных чертах монархической формы правления, исходя из теоретических положений, изложенных классиками политико-юридической мысли, а также действительных закономерностях функционирования монархических государств, изучить пути становления монархической формы правления сквозь призму истории не только зарубежных стран, но и Российского государства, выявить особенности характерные для современных монархий (на примере Японии и Великобритании). 
 
 

1 История монархии 

       Монархия  представляет собой такую форму правления, при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия.
       Монархия (от греческого monos - один, arch - власть; monarchia - единовластие) - это такая форма правления, при которой полномочия верховной власти формально или фактически принадлежат одному лицу, занимающему престол по праву наследования и как правило, пожизненно.
       История монархии начинается с истории государства. Институты военной демократии, сложившиеся в период разложения родового строя, были использованы при создании первых монархий.
       В древности разновидностью монархии зачастую была деспотия. (Деспотия - от греческого слова - неограниченная власть). Аристотель демократию называл тиранией. В средние века Фома Аквинский и другие тиранией называли монархии, которым давались отрицательные оценки. Монтескье,  Мабли, Дидро и другие использовали понятие "деспотия" для критики абсолютной монархии, противопоставляя ей умеренное правление. Она еще называлась тиранией, неограниченной монархией. Вся верховная власть принадлежала одному властителю (как правило, получавшему власть по наследству монарху). Монарх опирался на военно-бюрократический аппарат. Эта разновидность монархии была характерна для большинства рабовладельческих государств. Осуществление власти характеризовалось полным произволом, бесправием граждан. Воля деспота была законом. Личность монарха зачастую обожествлялась при жизни и после смерти. Власть монарха была неограниченна, но фактически учитывала интересы господствующего класса, в первую очередь непосредственного окружения, знати.
       Форма правления зависима от особенностей экономического строя. В древнейших странах Востока долгое время  сохранялся общинный строй, отсутствовала частная собственность на землю.
       Такая особенность общественной жизни  проявлялась в форме государства. Экономическая потребность в  создании и поддержании порядка  в ирригационных сооружениях, столь  необходимых для земледелия - главного вида экономической деятельности в ряде стран Востока с общинным строем, предопределяла необходимость централизованной государственной власти, использования деспотической формы правления.
       В рабовладельческую и феодальную эпохи в ряде стран складывается особая разновидность монархии – теократия. Это понятие и термин впервые употребил Иосиф Флавий в сочинении "Против Аппона" в отношении политического строя Иудейского царства, в котором власть жрецов во главк с первосвященником была установлена в VI в. до н.э. (от греч. - боговластие), в которой управление осуществлялось преимущественно жрецами или духовенством, а глава церковной иерархии обладал высшей не только духовной (церковной), но и светской властью.
       Разнообразие  монархий не только в соотношении  светской и церковной власти, но и в титулах главы государства (император, царь, король, герцог, князь, фараон, султан и др.).
       На  всех этапах развития феодализма монархия была самой распространенной формой правления, но имела особенности, связанные  с этими этапами. Можно выделить раннефеодальную монархию, монархию периода феодальной раздробленности, сословно-представительную и абсолютную монархию.
       В раннефеодальный период власть монарха  на Ближнем и Среднем Востоке  осуществлялась в условиях ее ограничения  родовой аристократией (вождями племен). В странах, в которых утвердилось большое политическое влияние и высокое общественное положение духовенства, особенно мусульманского, власть монарха сдерживалась религиозно-правовыми нормами.
       В обстановке феодальной раздробленности, которая в ряде стран наступила в результате распада крупных монархий, сохранилась деспотическая форма правления.
       Монархия  периода феодальной раздробленности  характеризовалась тем, что 
при формальном сохранении верховной власти одного монарха она фактически распадалась на отдельные полусамостоятельные монархии. Формирование сословий привело к изменению государственных образований, к установлению сословно-представительной монархии - новой формы правления с относительно сильной властью единоличного главы государства в сочетании с сословно-представительными органами (в центре и на местах), которые, как правило, обладали совещательными функциями. Центральная власть еще не могла обойтись без согласия сословий на сбор налогов, содержание государственного аппарата, крупные государственные мероприятия. Разнообразными были наименования органов сословного представительства (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, риксдаг в Скандинавских странах, сеймы в славянских, Земские соборы в России и др.), их компетенция и реальное разделение власти между монархом и органами сословного представительства. Разным был и способ комплектования. Вначале эти органы не выбирались, а были объединением лиц в силу их должностного положения. Потом был установлен выборный порядок. Разнообразной была и структура центральных органов сословного представительства, включавшая от одной до трех палат.
       Эта форма правления соответствовала  периоду развитого феодализма, сформировавшихся сословий в масштабах страны, потребности  развития внутреннего рынка в связи с ростом городов, товарного производства и обмена, обострения борьбы за власть внутри класса феодалов, столкновения интересов разных сословий.
       Хронологически  этап сословно-представительной монархии занял около четырех столетий и по времени не совпадал в истории отдельных стран.
       На  смену сословно-представительной монархии приходит абсолютная монархия. Абсолютной обычно называют монархию, соответствующую этапу развитого феодализма, хотя власть монарха зачастую была абсолютной и в рабовладельческих государствах. Имеет место условность лексики.
       Историки  и государствоведы иногда абсолютную монархию рассматривают 
лишь  с учетом формально-юридических  признаков, отождествляя ее с любой  неограниченной монархической властью, которая использовалась в обстановке развития капиталистического уклада экономики, при сохранении феодальной еще в качестве господствующей при зарождении буржуазии, которая не была готова к захвату власти, но постепенно становилась все более мощной экономической силой, созревая к такому захвату.
       Если  для сословно-представительной монархии были характерны отношения сюзеренитета-вассалитета  с участием феодальной и теократической аристократии, то для абсолютной монархии типична неограниченная централизация  бюрократического аппарата, возглавляемого монархом.
       Абсолютная  монархия в разных странах складывалась не одновременно и имела немало особенностей. В классическом виде она была во Франции. В Англии сохранялся парламент, использующий королевскую власть в  своих интересах, и слабый бюрократический аппарат на местах. В раздробленной Германии абсолютная монархия сложилась позже и в пределах отдельных территорий (княжеств). В России во второй половине XVII века прекратился созыв Земских соборов, и были созданы дворянско-бюрократические учреждения, регулярная армия, флот. Социальной опорой абсолютной монархии в России были дворянство и бюрократия.
       В некоторых странах абсолютная монархия не сложилась (например, в Польше). В  ряде стран, формой правления в которых  была абсолютная монархия, проводились  отдельные реформы, направленные на уничтожение отдельных сословных привилегий, изменение положения крестьян, церкви, но и в них практически превалировали феодально-деспотические черты.
       В странах Азии абсолютная монархия развивалась  на иной основе. Там не было сословно-представительной монархии, замедленным было развитие элементов капиталистических отношений. Устойчивые феодальные отношения мешали процессу формирования централизованного государства.
       Эта разновидность формы правления  характеризуется тем, что глава
государства считается единственным источником законодательной, исполнительной власти с полной зависимостью чиновничьего аппарата. Абсолютный монарх сам устанавливал налоги, бесконтрольно расходовал государственные  средства. Это наиболее законченная  разновидность монархической формы правления для организации централизованного государства с мощным, разветвленным государственным аппаратом, с постоянной армией, полицией, разведкой, судебными и фискальными системами. Эта форма государства помогла покончить с сепаратизмом феодальной знати, с раздробленностью, содействовала экономическому единству страны и развитию капиталистических отношений.
       В тех странах, в которых прошли ранние буржуазные революции, складывалось разное отношение к монархии. В  странах с более замедленным развитием капиталистических отношений буржуазия шла на союз с феодальной абсолютной монархией (Германия, Россия, Япония), происходила постепенная эволюция абсолютистской монархии в буржуазно-помещичью монархию.
       Требование  упразднения феодальной монархии и установления республики было одним из важнейших политических требований буржуазно-демократической революции, но монархия сохранялась и при буржуазном строе, а в Англии она была восстановлена вскоре после буржуазной революции (в 1660 г.); в Испании лишь недавно (в 1977 г. после ее упразднения в 1931 г.).
       Буржуазия вносит в монархическую форму  правления изменения, заменив абсолютную монархию на конституционную, при которой  полномочия монарха определяются конституциями  и ограничиваются представительными учреждениями. В некоторых странах монарх сохраняет право назначения правительства, смещения министров, распоряжения вооруженными силами, законодательной инициативы, издания декретов, роспуска парламента.
       Развитие  буржуазного парламентаризма - это  главная тенденция совершенствования формы правления, что приводит к росту ограничений полномочий монарха, низводя его к номинальному главе государства.
       Парламентарная  монархия - чисто буржуазная форма  правления - явилась 
политико-правовым закреплением победы буржуазии. Она существует в ряде стран (Англии, Бельгии, Дании, Норвегии, Швеции, Японии и др.) без дуализма государственной власти. Власть монарха ограничивается, он лишается права самостоятельно осуществлять свои полномочия. Его акты должны получать одобрение министров. Исполнительная власть находится в распоряжении правительства, которое несет ответственность перед парламентом. Правительство реально формирует лидер победившей на выборах партии или партийная коалиция.
       В буржуазных государствах монарх как глава государства имеет неодинаковые полномочия. В XX веке действует тенденция совращения числа монархий, хотя конкретные причины различны. То обстоятельство, что монарх формально венчает систему государственных органов, оказалось фактором, сделавшим эту форму правления все же довольно устойчивой в сравнении с республиками, в которых сильны политические схватки в борьбе за высшие государственные органы.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


1.Мамут Л.//Государство и право, 2001год. 

2 Монархия в современном мире 

       В настоящее время монарх является главой государства приблизительно в 50 странах мира, то есть в 1/4 части современных государств. Только в Европе десять Великобритания, Испания, Швеция, Норвегия, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Лихтенштейн, Монако, стран имеют монархическую форму правления. Кроме того, семнадцать (в том числе Канада, Австралия, Новая Зеландия) признают британскую королеву в качестве своего главы государства. Семь стран Ближнего Востока и зоны Персидского залива - Иордания, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ и Оман - сохранили или восстановили различные виды монархий. В Южной и Юго-Восточной Азии монарх является главой государства в Непале, Бутане, Камбодже, Таиланде, федерации Малайзии, Брунее. В Японии императорская власть существует более полутора тысяч лет.
В Африке институт монарха сохранился в трех странах - Марокко, Лесото и Свазиленде. Своеобразными (так называемыми  патриархальными) монархиями являются в Океании королевства Тонга  и Западное Самоа.
       Историческим  предшественником современной монархии является монархия абсолютная, сформировавшаяся как политическое учреждение в поздний период развития средневековья. Для абсолютной монархии (самодержавия) характерно отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха.
       Конституционная монархия подразделяется на два вида - дуалистическую и парламентарную монархию.
       Дуалистическая  монархия характеризуется определенными  признаками. Прежде всего, при этой форме правления существует одновременно два политических учреждения - монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть. Эта двойственность (дуализм) выражается в том, что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента.
         Парламентарная монархия в настоящее время существует в целом ряде развитых стран, в экономике которых не сохранилось сколько-нибудь существенных пережитков феодализма Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др...
       Власть  монарха ограничена не только в области  законодательства, но и в сфере  государственного управления и контроля над правительством. В случае выражения  парламентом правительству вотума недоверия последнее уходит в  отставку или распускает парламент  и назначает внеочередные выборы.
       Правовое  положение монарха как главы  государства отличается следующими тремя особенностями.
Во-первых, власть монарха юридически считается  непроизводной ни от какой иной власти, государственного органа или избирательного корпуса. Во-вторых, пост главы государства в условиях монархии передается в порядке престолонаследия. Иными словами, должность главы государства принадлежит монарху по праву рождения. Власть переходит от монарха к преемнику на основе биологических кровнородственных связей. В-третьих, власть монарха носит, как правило, не фиксированный по времени характер. Монарх занимает свой пост пожизненно и юридически не может быть отстранен, смещен с поста главы государства до конца своих дней.
       Власть  монарха, как уже отмечалось, наследственна. Порядок престолонаследия устанавливается конституциями и специальными законами, но может регулироваться религиозными нормами и нормами обычного права.
       В Европе в настоящее время существуют четыре системы престолонаследия: салическая, австрийская, кастильская и шведская.
       Салическая  система Бельгия, Норвегия, предполагает, что наследование престола осуществляется исключительно по мужской линии.
       Австрийская система Лихтенштейн, предполагает, что женщина может взойти на трон только лишь в случае пресечения всех линий и степеней мужского родства.
       Кастильская система. Наиболее распространена в Европе: Великобритания, Дания, Нидерланды, Испания, отдает предпочтение мужскому полу, хотя не исключает восхождение женщины на престол.
       Шведская  система предусматривает, что мужчины и женщины наследуют престол на равных основаниях.
       Наследник престола, будущий монарх должен отвечать еще целому ряду требований, среди  которых требование определенной религиозной  принадлежности является одним из наиболее распространенных. Так, согласно закону о престолонаследии 1701 года монархом Великобритании может быть только лицо, принадлежащее к англиканской епископальной церкви.
В Дании  монарх должен исповедовать евангелическо-лютеранскую  религию. Общим для всех арабских монархий правилом является непременное исповедание монархом и наследным принцем ислама.
       Одним из немаловажных условий наследования престола является условие вступление наследного принца или монарха в  равнородный брак, то есть в брак с лицом, принадлежащим к царствующему или властительному дому. Лицо, вступившее или вступающее в морганатический, то есть неравнородный брак, теряет, как правило, право на престол. Прецеденты подобного рода в политической истории XX века имелись.
       Власть  монарха, как уже отмечалось, носит пожизненный характер. Правление многих монархов отличалось завидной длительностью. Так, король Швеции Густав V находился у власти 43 года (с 1907 по 1950 год). Отец нынешнего главы японского государства император Хирохито правил страной с 1926 по 1990 год, т.е. 64 года. Королева Великобритании Елизавета II пребывает на троне с 1952 года. Отстранение монарха от власти юридическим путем невозможно. Однако физическое его устранение, свержение в результате революции, дворцовых переворотов - явление достаточно частое. За период после Второй мировой войны монархии были ликвидированы более чем в 30 странах мира, в том числе в Египте, Греции, Эфиопии, Иране, Афганистане, Италии и других странах. И это несмотря на то, что личность монарха конституциями или религиозными нормами признается священной и неприкосновенной.
       В случае несовершеннолетия, болезни  или длительного отсутствия монарха, а также, если наследник престола в момент смерти правившего главы государства не достиг, определенного конституцией необходимого для восхождения на трон возраста, устанавливается регентство, или правление за монарх. Регентство может осуществляться в двух формах: индивидуальной - регентом или коллегиальной - регентским советом. В некоторых монархических странах Арабского Востока институт регентства отсутствует. Так, в Кувейте Закон о престолонаследии предусматривает,
что в  случае вакантности престола функции  главы государства будут осуществляться советом министров.
       Монарх  как глава государства обладает внешними атрибутами или символами власти - короной, мантией, скипетром, державой. Он является носителем титула (короля, императора, шаха, эмира, султана), в котором обычно перечисляются владения монарха, указывается сакральный характер его власти или подчеркивается ее божественное происхождение и т. п.
         Монарх имеет право на резиденцию, при нем состоит штат чиновников королевского двора. На содержание монарха, членов его семьи и королевского двора выделяются ассигнования из государственного бюджета, получаемые им по цивильному листу, принимаемому парламентом в конституционных монархиях или утверждаемому самим монархом в абсолютных и дуалистических монархиях. Помимо ассигнований по цивильному листу денежное содержание включает доходы от его личного имущества.
       Конституционный статус монарха отличается от монаршего титула меньшей пышностью и большей юридической конкретностью. Обычно в конституциях закрепляется место монарха в системе государственных органов, его принадлежность той или иной ветви власти (если конституционный механизм предусматривает принцип разделения властей), его полномочия и прерогативы.
       Формальное  и реальное положения монарха  в механизме осуществления власти, его роль в государственном управлении обществом, круг конституционных и  внеконституционных полномочий во многом зависят от формы правления, государственного устройства, политического режима, исторических особенностей развития, этнокультурных и религиозных традиций и обычаев той или другой страны и иных социально-политических и идеологических факторов.
       Наибольшим удельным весом в системе власти обладают монархи в условиях абсолютных монархий, особенно в мусульманских странах или в странах с традиционным общественным укладом. Так, в соответствии с конституцией Катара
1970 года  вся полнота законодательной  и исполнительной власти сосредоточена в
руках главы государства - эмира.
       В Саудовской Аравии король является главой государства, правительства, основным источником законодательства, верховным  главнокомандующим вооруженными силами, а также провозглашается обладателем верховной религиозной власти и духовным главой своих подданных. В Свазиленде король сочетает статус главы государства, главы исполнительной власти, верховного законодателя, верховного судьи, жреца, верховного хранителя традиций и обычаев.
       Однако, к некоторым формам монархии применима давно уже ставшая реальностью формула: "Монарх царствует, но не правит".
       В монархиях же парламентарных роль монарха  может быть сведена к выполнению чисто символических, церемониальных и представительских функций. Конституция Японии, например, не наделяет императора ни одним самостоятельным полномочием. Император назначает премьер-министра, но после предварительного решения парламента. Он назначает главного судью верховного суда, но после предварительного решения правительства. Причем изменить эти предварительные решения он не может.
       Независимо  от формы правления и иных факторов, определяющих статус главы государства  в монархических странах, монархи  обладают рядом аналогичных полномочий.
       Конституции или государственно-правовые обычаи всех монархических стран наделяют главу государства правом участвовать в формировании правительства. Степень этого участия варьируется в отдельных странах весьма значительно.
       Наряду  с формированием правительства  монарх, как правило, активно участвует и в формировании государственного аппарата. Конституции закрепляют право монарха назначать гражданских и военных служащих. В Великобритании в соответствии с конституционными соглашениями король (королева) назначает на высшие государственные должности, включая должности губернаторов, дипломатов, судей.
       В подавляющем большинстве монархических  государств монархи являются верховными главнокомандующими вооруженными силами. Это положение так же, как правило, фиксируется в основных законах. Реальные полномочия монарха в сфере руководства армией могут серьезно варьироваться в зависимости от конкретной социально-политической ситуации в той или иной стране, от исторических традиций, формы правления и множества других факторов.
       Например, в Великобритании английская финансовая олигархия в свое время ограничила контроль короля над вооруженными силами. Ему было запрещено содержать в мирное время сухопутную армию. В пределах королевской прерогативы осталось, однако, регулирование внутренней организации армии. В ведении короля находится также право распоряжаться военно-морскими и военно-воздушными силами и право определять их численность. Военно-морской флот и военная авиация именуются "королевскими".
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.