На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Роль и значение общественного мнения в государственном и социальном управлении

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ФИЛИАЛ
Федерального  государственного образовательного учреждения
высшего профессионального  образования
"СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ"
в г. Выборге (Ленинградская область) 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

Студентки 2 курса очного отделения
по специальности "ГиМУ" 
 

Федотовой Александры Владимировны 
 

На  тему: "Роль и значение общественного мнения в
государственном и социальном управлении" 
 
 

Предмет: социология 
 

Преподаватель: Белова Ольга Александровна 

Рецензия и  подпись
преподавателя___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
 
 
 

г. Выборг
2009
 

СОДЕРЖАНИЕ 

      Введение  3 

      Глава I. Общественное мнение 

      1.1. История, сущность и содержание общественного мнения  4 

      1.2. Мировое общественное мнение 9 

      1.3. Требования к изучению, этапы  формирования, функции 10 

      Глава II. Социология управления 

      2.1. Сущность и содержание понятия управления 14 

      2.2. Исторический путь развития управленческой мысли. 17 

      2.3. Структура и функции управления. 20 

      Заключение 24 

      Список  литературы 25
 

       Введение 

      Каждое  общество на определенных этапах своего развития создает специальные институты, называемые государством. С этого момента жизнь каждого человека начинает существенно зависеть от мудрости государственных деятелей, от институтов, которые они создают, от принимаемых ими решений. Таким образом, решения, принимаемые на государственном уровне должны быть максимально объективными и научно обоснованными, так как от них зависит судьба общества, страны и каждого его члена, поэтому государственные деятели должны использовать в своей практической работе научные методы  социального управления.
      Воздействие на общественность и общественное мнение, с целью управления

общественными отношениями, является на сегодняшний день основной задачей управленческих сфер, политиков и дипломатов. Управление общественными отношениями является искусством, а специалист, владеющий достаточными знаниями для управления общественными отношениями, является незаменимым во многих сферах управления.

      В российских организациях активно создаются  подразделения по связям с общественностью, в числе целей которых - формирование имиджа организации. Уважаемая фирма  сможет мобилизовать свой капитал в  области общественных отношений  и управлять общественным мнением намного успешнее, чем компания, которая неизвестна. Поэтому специалисты по связям с общественностью, рассматривают свою деятельность как процесс построения непрерывных взаимоотношений с различными общественными группами1.
      Цель данной работы: выявить сущность и функции общественного мнения и его роль в социологии управления. 
 
 
 

      Глава I. Общественное мнение 

      1.1 История, сущность и содержание общественного мнения 

      Общественное  мнение - мнение определённой группы людей  по какому-либо вопросу, разделяемое и выражаемое значительной частью данной группы.
      Феномен ”общественное мнение” принадлежит  к числу таких социальных явлений  которые привлекают внимание мыслителей с давних времен. Макиавелли в своем "Государе" особо указывал на исключительную важность этого феномена. В том виде, в каком данная категория употребляется нами, она встречается у английского государственного деятеля и писателя Джона Солсбери. Происхождение словосочетания - англосаксонское., появилось оно в АНГЛИИ во второй половине XII в., а точнее в речи Солсбери в 1159 г. Из Англии этот термин пришел в другие страны, а в XVIII в. стал общепринятым.
      Не  обошел этот феномен своим вниманием  и великий философ Г.Ф. Гегель2.
      Представители разных сословий часто вкладывали в  него различное содержание. Это происходило потому, что общественное мнение отражает реальное состояние общественного сознания, интересы, настроения и чувства классов и социальных групп общества. В общественном мнении проявляется конкретное состояние общественного сознания в тот или иной исторический отрезок времени. Оно концентрирует внимание на определенных сторонах, процессах бытия. Содержание общественного мнения - показатель глубины отражения, познания этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом. Общественное мнение и общественное сознание находятся в сложных связях и отношениях. Общественное сознание, как считают многие ученые- это совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие, исторический процесс. Они порождены определенными материальными условиями жизни людей. Структура реального содержания общественного сознания чрезвычайно сложна. В нем выделяют несколько форм. Чаще всего в качестве таких форм выступают политические идеи, правосознание, мораль, наука, искусство, религия, философия, экология и экономика и т. д. Эти формы отличаются друг от друга способом отражения действительности, особенностями своего развития и т. д., но, прежде всего своим предметом. Каждая форма сознания отражает определенную сторону действительности: мораль, например, имеет дело с нормами поведения человека в обществе, принципами, регулирующими его, наука рассматривает законы природы и общества, политическая идеология имеет дело с политическими отношениями (государственными, классовыми, национальными и т. д.).
      Общественное  мнение невозможно отождествить ни с  одной из форм общественного сознания. Предмет общественного мнения невозможно «втиснуть» в рамки какой-либо одной  формы, так как общественное мнение может быть сформулировано по вопросам политики или права, морали или искусства, религии или науки и т. д. В силу этих обстоятельств общественное мнение может быть признано еще одной формой общественного сознания, ибо по своему предмету оно как бы пронизывает все формы сознания, т. е. выступает как вид общественного сознания, однако, уступая ему в широте диапазона.
      Исходя  из сказанного можно попытаться определить общественное мнение как отношение  социальных общностей к проблемам  общественной жизни, проявляющееся сначала в суждениях, а затем и в действиях. Общественное мнение отличается относительной распространенностью, интенсивностью, достоверностью и стабильностью. Эти качества феномена во многом зависят от объекта и субъекта общественного мнения.
      Объектом общественного мнения являются конкретные темы, по которым высказывается или может быть высказана точка зрения индивида, группы или общественности, и процесс материального производства, и события, совершающиеся в сфере духовной жизни общества, и поведение болельщиков на стадионе, публики в театре, политических лидеров.
      Общественное  мнение имеет 3 важных момента:
    Общественное мнение формируется там и тогда, когда на обсуждение народа выносится, ставится проблема, имеющая важное практическое значение, т. е. проблема (вопрос), которая затрагивает социальные интересы людей (экономической, социальной, политической, духовной жизни). Это - первый очень важный момент.
    Общественное мнение чаще всего касается вопросов, связанных с политикой, правом, моралью или искусством, где больше спорного и затрагивающего наши интересы. Предметом рассмотрения общественности чаще всего выступают те формы общественного сознания, те вопросы, которые предполагают различия в оценках, характеристиках, т. е. заключают в себе момент дискуссионности. Это второе условие появления общественного мнения. Данная проблема или вопрос должны носить дискуссионный характер.
    Кроме того, нельзя забывать и о третьем условии формирования общественного мнения - уровне компетентности. Если человек незнаком с каким-либо обсуждаемым вопросом, то на просьбу высказать мнение чаще всего отвечает: «Я не знаю». Но возможен и такой вариант, когда человеку просто не хватает знаний для спора, обсуждения вопроса.
      Общественное  мнение – состояние массового  сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.
      В социологии сложилось несколько  концепций общественного мнения:
    монистическая (существует единое (общее) общественное мнение, которое является истинным ("народ ошибаться не может"));
    мажоритарная (существует мнение большинства, с которым необходимо считаться);
    плюралистическая (единого, достаточно стабильного общественного мнения не существует). Современные исследователи попытались "примирить" эти взгляды. Они полагают, что общественное мнение имеет монистически-плюралистическую природу (то есть, вначале возникает несколько различных мнений относительно того или иного объекта, затем из их числа вычленяется одно господствующее, которое разделяет большинство).
      Специфика общественного мнения:
    это конкретный вывод определенной общности людей по поводу тех или иных объектов, итог их мыслительной деятельности;
    критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности;
    массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности);
    общественное мнение выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность;
    оно представляет собой специфический продукт взаимодействия, соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.
      Цель  формирования общественного мнения – направленное намерение, неуемное стремление, неугасимая жажда привести в соответствие наблюдаемое, имеющееся, действительное с желаемым, требуемым; не приспособление к действительности, а стремление выразить к ней свое отношение, повлиять на течение событий и процессов, на разрешение конфликтов и противоречий.
      Типология общественных мнений:
    по степени развитости: зарождающиеся, активно формирующиеся, вполне сложившиеся, угасающие (утрачивающие актуальность);
    по степени соответствия общественным потребностям: актуальные (современные), прогрессивные (устремленные в будущее), реакционные (характеризуют отставание общественного мнения от текущих общественных процессов);
    по различным видам признаков и особенностей: индивидуальные, групповые, коллективные, общественные, истинные и ложные, устойчивые и изменчивые, ясные и расплывчатые, господствующие и оппозиционные, официальные и неофициальные, консервативные и новаторские, запоздалые и своевременные и т.д.
      Факторы формирования общественного мнения:
    социальные интересы людей;
    различия в оценках, характеристиках тех или иных общественных явлений (дискуссионный характер проблемы);
    уровень компетентности.
      Структура общественного мнения:
    субъекты (субъекты-создатели – "творцы" мнений, субъекты-носители – "лидеры" мнений, "массовая" публика – 90 % всех людей, имеющих мнения);
    объекты (объекты-факты – тот или иной факт действительности, объекты-события – набор фактов, составляющих содержательную сторону события, объекты-явления – процессы);
    рациональный компонент (познавательный) – знания субъекта об объекте;
    социальная оценка (общественное суждение) – ценностный элемент общественного мнения, результат взаимодействия рационального и эмоционального;
    общественно волевые побуждения – активное начало общественного мнения, проявление его позиции по отношению к объекту.
      Стадии  развития общественного мнения:
    зарождение – процесс выработки людьми своей оценки попавшего в поле их зрения объекта, определение по отношению к нему собственного, личного мнения;
    формирование – преобразование (слияние) индивидуальных оценочно-ценностных суждений в групповые, коллективные, классовые, общественные;
    функционирование – выполнение ряда присущих общественному мнению социальных функций.
      Социальное  управление рассматривается как  процесс воздействия на социальные процессы для достижения определённых целей, а также как сфера деятельности людей. Необходимость социального управления обусловлена разделением труда и потребностью его кооперации. Ключевым понятием управления является воздействие. В социальных системах оно представляет собой воздействие субъекта управления на объект управления с целью перевода его в новое желательное состояние3. 

      1.2. Мировое общественное мнение 

      Субъект мирового общественного мнения –  население планеты ("творец мнений"). Выразители – более узкие социальные общности: отдельные государства и народы, международные организации и союзы, политические и общественные деятели, рядовые граждане ("лидеры мнений", "носители" мнений). Объект – международная действительность в ее геополитическом аспекте4.
      Специфика мирового общественного мнения состоит в том, что его содержание соотносится не со всеми чертами и свойствами национальных общественных мнений, а лишь с теми из них, которые отличаются объединяющим, интегративным характером и обусловлены общечеловеческими элементами нравственности, общими психологическими формами морального переживания, страстей и социальных чувств.
      Социальные  функции мирового общественного  мнения:
    оценочная – выражение ценностного отношения к проблемам, затрагивающим интересы всего человечества;
    контрольная – отслеживание состояния и развития положения в мире, путей и средств, которые используются для разрешения возникающих конфликтных ситуаций;
    защитная – отстаивание общечеловеческих интересов;
    коммуникативно-мобилизующая – сплочение и ориентирование практической деятельности населения планеты, международных организаций, политических и общественных деятелей за сохранение жизни, за справедливое решение глобальных проблем;
    регулятивная – способность оказывать воздействие на состояние морально-политического климата в мире, вносить вклад в регулирование международных отношений.
 
      1.3. Требования к изучению общественного  мнения, этапы формирования, функции 

      При подготовке и проведении изучения общественного  мнения не обходимо придерживаться следующих основных требований:
      1) Постановка цели исследования, (должно  быть четко сформулировано, какие  сведения предполагается получить, как использовать и на что  направить обобщенные итоги).
      2) Разработка инструмента (анкеты, вопросники). Вопросы должны формулироваться четко, быть краткими, не допускающими различных толкований. Следует избегать прямых, "лобовых" вопросов, особенно в тех случаях, если они по смыслу касаются оценок работы опрашиваемого, направлены на получение данных непосредственно о самом человеке, его взглядах. Для получения более объективной информации вводятся проверочные вопроса (по этой же теме, но в другой постановке, позволяющей получить косвенное подтверждение ответа на основной вопрос).
      З) Подготовка выборки (число и состав опрашиваемых). При проведении исследований в городе, районе по Проблемам, касающимся всех социальных слоев оптимальное количество опрашиваемых должно составлять 1 - 1,5 процента от общей численности населения. Если же опрос проводится среди отдельных групп, в крупных трудовых коллективах, учебных заведениях количество респондентов может достигать 10 процентов от списочного состава. В небольших подразделениях по возможности опрос проводится среди всех его членов, либо какой-то его части по усмотрению исследователей. При устных, телефонных, экспресс-опросах по текущим, не требующим глубокого анализа вопросам достаточно проинтервьюировать несколько десятков человек. Для получения наиболее объективной информации в число опрашиваемых должны быть включены все категории населения по национальности, возрасту, (социальному положению, образованию и т.д.
      4) Проведение анкетирования, опроса. Как правило, его надо проводить  анонимно, что повышает достоверность  информации. Многое зависит от  организаторов этого дела, насколько умело, они настроят, подготовят людей на откровенные высказывания своих взглядов, позиций, мнений.
      5) Обработка анкет, подготовка выводов,  рекомендаций и предложений, по  преодолению развития нежелательных  процессов, прогнозирование возможных  результатов и последствий их реализации.
      6) Принятие конкретных мер. 
      7) Последующие проверки правильности  решений и результатов принятия  мер (отслеживание)5.
      Этапы формирования и функции общественного мнения
      Выделяют  следующие основные этапы:
    Восприятие реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.
    Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний, опыта, умения анализировать, уровня информированности.
    Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми
    Возникновение общенародного мнения.
      Можно выделить основные стадии формирования и функционирования общественного  мнения:
    Рождается
    Достигает определенной степени развития
    "Умирает" или реализует себя в конкретных проявлениях жизни.
      Практика  показывает, что если необходимые меры, в частности пропагандистские, приняты в период зарождения или на начальном этапе формирования общественного мнения его значительно легче сориентировать в позитивном, нужном направлении либо локализовать, не дать перерасти в неверные убеждения, последующие, на этой основе, соответствующие действия и проявления в жизни.
      В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса).На общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными и компетентными, личный опыт людей.
      Функции общественного мнения различаются  в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов или отдельных лиц в первую очередь от характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Для общественного мнения характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком смысле контрольная); консультативная; директивная.
      Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению  к любым фактам и событиям в  жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства.
      Вторая  функция - консультативная. Общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких ответах. Прислушиваясь к этим советам, «руководящие лидеры», группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.
      И, наконец, директивная функция общественного  мнения - проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов.
      В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным. Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений. Аналитическое и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и инструктивное мнения не совпадают. Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т. д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общественное мнение может также выступать в форме позитивных или негативных суждений.  

 

       Глава II. Социология управления
    2.1. Сущность  и содержание понятия управления 
      Социология  управления - отрасль социологии, изучающая  закономерности, формы и методы целенаправленного  воздействия на социальные структуры и процессы, которые имеют место в организациях и обществе. В социологии управления сложились школы:
      - научного менеджмента Ф.Тейлора; 
      - человеческих отношений Э.Мейо;
      - социальных систем Ч.Барнарда;
      - новая школа теории управления;
      - управления в кризисных ситуациях Ч.Перроу и др.
      Социология - наука об обществе как единой социальной системе. Она изучает закономерности развития и функционирования общества, на структуру, организацию и поведение  людей в нем.
      Объект  социологии - это общество, т.е. люди, объединенные в обществе, а так же протекающие в нем многообразные процессы сотрудничества, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные или иные группы.
      Объект  в общем смысле - это процессы, явления в природе и обществе, которые противостоят исследуемому вниманию тех или иных групп исследователей или отдельных из них.
      Объектно-предметная область любой науки - есть единство взаимодействия объекта и предмета, порождающего то или иное противодействие.
      Предмет любой науки - это часть объекта исследования, позволяющая определить его принципиальные свойства, особенности, состояния, функции и т. д.
      Предмет социологии - это выделение из многообразных  аспектов общественной жизни определенного  набора тех или иных социальных отношений  и взаимодействий общества (как многосложной, многоуровневой системы) с человеком, личностью.
      Механизм  управления присущ всем без исключения областям деятельности людей, он как  бы интегрирует в них, обеспечивает выработку и применение способов, методов и форм достижения намеченных целей.
      Под управлением понимается воздействие, основанное на систематическом взаимодействии и достоверном знании, субъекта управления (управляющие подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему)6.

    Основные  уровни управления

      1 уровень - управление и управленцы высшего звена (институциональный уровень). Принятие решений - президент, директор.
      2 уровень - управление среднего  звена или управленческий уровень  (управление людьми).
      3 уровень - технический уровень (подчиненные).
      Управление  рассматривается разными науками:
      Экономика - реализация положений хозяйственного механизма.
      Кибернетика - взаимодействие элементов кибернетической  системы и подсистемы.
      Информатика - информационные взаимодействия.
      Социология - взаимодействие различных социальных групп.
      Психология - процесс принятия решения.
      Социология  управления является социальной дисциплиной  среднего уровня7.
      Социология  исследует:
      - социально-экономические институты, влияющие на ту или иную общественную деятельность.
      - совокупность лиц, связанных с управленческим трудом в сфере экономики, политики, искусства, бизнеса.
      - организационно-технические и социальные аспекты общественного производства.
      -  различные управленческие структуры в обществе.
      - системы и механизмы в сфере общественного производства.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.