На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


реферат Охрана смежных прав исполнителей, изготовителей фонограмм, организаций вещания. Правовые основы защиты авторского права и смежных прав

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки, молодёжи и спорта Украины
Харьковская национальная академия городского хозяйства 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

по дисциплине «Интеллектуальная собственность»
на тему:
«Охрана смежных прав исполнителей, изготовителей фонограмм, организаций вещания. Правовые основы защиты авторского права и смежных прав» 
 

              Выполнил: студент гр. МЕТЕР 2007-1
              Белевцов  Н. А. 
               
               
               
               
               

Харьков 2011 

Содержание 
 

Введение             3
    Смежные права           4
      Понятие, объекты и субъекты смежных прав      4
      Содержание и границы субъективных смежных прав    7
    Правовые основы защиты авторского права и смежных прав   10
      Законодательство Украины об авторском праве и смежных правах  10
      Международно-правовая охрана авторского права и смежных прав  12
      Способы защиты авторского права и смежных прав     13
Выводы              16
Список литературы           17
 


    Введение 

    Индустрия записи произведений исполнительского искусства на материальные носители и передачи таких произведений в  эфир фактически приобрела размах только в XX веке. К тому времени сложились национальные законодательства об авторском праве во многих странах, в том числе была разработана Бернская конвенция. По этой причине законодатели многих стран решили охранять права исполнителей не с помощью инструментов авторского права, а с помощью сходного с ним института смежных прав (т.е. прав, смежных с правами авторов). Но в некоторых странах, и прежде всего в США (представляющих собой самый большой рынок звукозаписи), права исполнителей охраняются авторским правом при более узком определении прав автора произведения. В национальном законодательстве и в международных договорах проводится четкое разделение прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания.
    Существенной  особенностью большинства смежных прав является их производность и зависимость от прав создателей (авторов) произведений. По общему же правилу, производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют предоставленные им права в тех пределах, которые определены договорами с исполнителем и автором записанного на фонограмму или передаваемого в эфир или по кабелю произведения. Поэтому основным принципом возникновения и осуществление сопредельных прав есть безусловное соблюдение прав авторских. 
 

 


    1. Смежные права 

    1.1 Понятие, объекты и субъекты смежных прав 

    Смежные права можно определить как права  на результаты творческой деятельности исполнителей, производителей фонограмм, видеограмм, организаций вещания  и их правопреемников, которым на основаниях, предусмотренных законом, переданы эти права. Права субъектов авторских и смежных прав делятся на имущественные и личные неимущественные.
    Объектами смежных прав, независимо от назначения, содержания, оценки, способа и формы  выражения, согласно ст. 35 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах», являются:
    а) исполнение литературных, драматических, музыкальных, музыкально-драматических, хореографических, фольклорных и других произведений;
    б) фонограммы, видеограммы;
    в) передачи (программы) организаций вещания.
    В ст. 36 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» отмечено, что субъектами смежных прав являются:
    а) исполнители произведений, их наследники и лица, которым на законных основаниях переданы смежные имущественные  права относительно исполнения;
      б) производители фонограмм, их наследники (правопреемники) и лица, которым на законных основаниях переданы смежные имущественные права относительно фонограмм;
    в) производители видеограмм, их наследники (правопреемники) и лица, которым  на законных основаниях переданы смежные имущественные права относительно видеограмм;
    г) организации вещания и их правопреемники.
    Исполнитель - актер (театра, кино и т.п.), певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое исполняет роль, поет, читает, декламирует, играет на музыкальном инструменте, танцует или любым другим способом исполняет произведения литературы, искусства или произведения народного творчества, цирковые, эстрадные, кукольные номера, пантомимы и т.п., а также дирижер музыкальных и музыкально-драматических произведений.
    Публичное исполнение - представление по согласию субъектов авторского права и (или) сопредельных прав произведений, выполнений, фонограмм, передач организаций речи путем декламации, игры, пения, танца и другим способом как непосредственно (в живом выполнении), так и с помощью любых устройств и процессов (за исключением передачи в эфир ли по кабелям) в местах, где присутствуют или могут быть присутствующими лица, которые не принадлежат к числу членов семьи или близких знакомых этой семьи, независимо от того, присутствуют ли они в одном месте и в одно и одно и то же время или в разных местах и в разное время.
    Публичная демонстрация аудиовизуального произведения, видеограммы - публичное одноразовое или многоразовое представления публике по согласию субъектов авторского права и (или) смежных прав в помещении, в котором могут быть присутствующими лица, которые принадлежат к числу членов семьи или близких знакомых этой семьи, аудиовизуального произведения или зафиксированного в видеограмме исполнения или любых движущихся изображений.
    Публичный показ - любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения, исполнение, фонограммы, видеограммы, передачи организации вещания по согласию субъектов авторского права и (или) смежных прав непосредственно или на экране с помощью пленки, слайда, телевизионного кадра и т.п. (за исключением передачи в эфир или по кабелю) или с помощью других устройств или процессов в местах, где присутствуют ли могут быть присутствующими лица, которые не приналежат к числу членов семьи или близких знакомых этой семьи, лица, которое осуществляет показ, независимо от того, присутствуют ли они в одном месте и в одно и одно и то же время или в разных местах и в разное время (публичный показ аудиовизуального произведения или видеограммы означает также демонстрацию отдельных кадров аудиовизуального произведения или видеограммы без соблюдения их последовательности).
    Публичное оповещение (доведение к общему сведению/известности) - передача по согласию субъектов авторского права и (или) смежных прав в эфир с помощью радиоволн (а также лазерных лучей, гамма-лучей и т.п.), в том числе с использованием спутников, или передача на расстояние с помощью проводов или любого вида наземного или подземного (подводного) кабеля (проводникового, оптоволоконного и других видов) произведений, исполнений, любых звуков и (или) изображений, их записей в фонограммах и видеограммах, программ организаций вещания и т.п., если указанная передача может быть воспринятая неограниченным числом лиц в разных местах, отдаленность которых от места передачи такова, что без указанной передачи изображения или звуки не могут быть ими восприняты.
    Фонограмма - это звукозапись на соответствующем носителе (магнитной ленте или магнитном диске, граммофонной пластинке, компакт-диске, двд-диске, флешке и т.п.) исполнения или любых звуков, кроме звуков в форме записи, входящей в аудиовизуальное произведение. Фонограмма является исходным материалом для изготовления ее экземпляров (копий).
    Производитель (изготовитель) фонограммы - это физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звукозапись исполнения или каких-либо звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на содержащем ее футляре любым образом. 

 

     1.2 Содержание и границы субъективных смежных прав 

    К имущественным правам, присущим всем субъектам смежных прав, принадлежат:
    1) право на использование объекта  смежных прав;
    2) исключительное право разрешать  использование объекта смежных  прав;
    3) право препятствовать неправомерному  использованию объекта смежных  прав, в том числе запрещать  такое использование; 
    4) другие имущественные права интеллектуальной  собственности, установленные законом.
    Имущественным правом исполнителей является (ст. 39) их исключительное право разрешать  или запрещать другим лицам:
    а) публичное извещение своих незафиксированных исполнений (прямой эфир);
    б) фиксацию в фонограммах или видеограммах своих ранее незафиксированных исполнений;
    в) воспроизведение своих исполнений, зафиксированных без их согласия в фонограмме или видеограмме, или  по их согласию, но если воспроизведение  осуществляется с другой целью, чем  та, на которую они дали свое согласие;
    г) распространение своих исполнений, зафиксированных в фонограмме или  видеограмме, путем первой продажи  или другой передачи права собственности  в случае, если они при первой фиксации выполнения не дали разрешения производителю фонограммы (производителю  видеограммы) на ее дальнейшее воспроизведение;
    д) коммерческий прокат, имущественный  найм своих исполнений, зафиксированных  в фонограмме или видеограмме, если при фиксации не было их согласия на коммерческий прокат и имущественный  наем, даже после распространения выполнений, осуществленного производителем фонограммы (видеограммы) или за его разрешением;
    е) распространение своих исполнений, зафиксированных в фонограммах  или видеограммах, через любые  средства связи таким образом, что  любое лицо может получить к ним доступ из любого места и в любое время по его собственному выбору, если при первой фиксации исполнения не было их согласия на такой вид распространения.
    Исполнителю принадлежат также имущественные  права:
    – требовать признания того, что  он является исполнителем произведения;
    – требовать, чтобы его имя или  псевдоним отмечались или сообщались в связи с каждым его выступлением, записью или выполнением, если это  возможно;
    – требовать обеспечения надлежащего  качества записи его выполнение и  противодействовать любому извращению, искажению или другому существенному изменению, которое может нанести ущерб его чести и репутации.
    Согласно  Закону Украины «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 40) к имущественным правам производителей фонограмм и производителей видеограмм принадлежит их исключительное право на использование своих фонограмм, видеограмм и исключительное право разрешать или запрещать другим лицам:
    а) воспроизведение своих фонограмм  и видеограмм в любой форме  и любым способом;
    б) распространение среди публики фонограмм, видеограмм и их экземпляров путем первой продажи или другой передачи права собственности;
    в) коммерческий прокат фонограмм, видеограмм и их экземпляров;
    г) публичное извещение фонограмм, видеограмм и их экземпляров через  любые средства связи таким образом, что любое лицо может получить к ним доступ из любого места и в любое время по его собственному выбору;
    д) любое видоизменение своих фонограмм, видеограмм;
    е) ввоз на таможенную территорию Украины  фонограмм, видеограмм и их экземпляров с целью их распространения среди публики.
    Производители фонограмм, видеограмм имеют право  отмечать свое имя (название) на каждом носителе записи или ее упаковке рядом  с указанием авторов, исполнителей и названий произведений, требовать  его упоминания в процессе использования фонограммы (видеограммы). 

    Субъектами  смежных прав являются также организации  речи. В ст. 41 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» определены имущественные права организаций вещания, к которым принадлежат исключительное право на использование своих программ любым способом и исключительное право разрешать или запрещать другим лицам:
    – публичное извещение своих программ путем трансляции и ретрансляции;
    –фиксацию своих программ на материальном носителе и их воспроизведение;
    – публичное исполнение и публичную демонстрацию своих программ в местах с платным входом.
    Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» устанавливает определенные ограничения относительно имущественных прав исполнителей, производителей фонограмм, видеограмм, организаций вещания. Допускается использование исполнений, фонограмм, видеограмм, программ вещания, их фиксация, воспроизведение и доведение до всеобщего сведения без согласия исполнителей, производителей фонограмм, видеограмм и организаций вещания, если воспроизведение указанных объектов осуществляется исключительно с целью обучения или научных исследований. 

 


2. Правовые основы  защиты авторского  права и смежных  прав 

    2.1 Законодательство Украины об авторском праве и смежных правах 

    Законодательство  Украины об авторском праве и  смежных правах базируется на Конституции Украины и состоит из соответствующих норм Гражданского кодекса Украины, Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах», законов Украины «О собственности», «О кинематографии», «О телевидении и радиовещании», «Об издательской деятельности», «О распространении экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм» и других законов Украины, которые охраняют личные имущественные и неимущественные права субъектов авторского права и смежных прав.
    Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах» обеспечивает охрану авторского права:
    – авторам, независимо от гражданства  и постоянного места проживания, произведения которых впервые опубликованы или не опубликованы, но находятся в объективной форме на территории Украины;
    – авторам, произведения которых впервые  опубликованы в другой стране и на протяжении 30 дней после этого опубликованы на территории Украины;
    – авторам, которые являются гражданами Украины или имеют место проживания на территории Украины, независимо от того на какой территории были впервые опубликованы их произведения.
    Среди источников авторского права необходимо также назвать постановления  Кабинета Министров Украины «О минимальных  ставках авторских вознаграждений за использование произведений литературы и искусства» от 18 ноября 1994г. и «О государственной регистрации прав автора на произведения науки, литературы и искусства» от 18 июля 1995г. Важное значение в урегулировании авторских отношений играют типовые авторские договоры, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины или по его поручению соответствующими ведомствами и творческими союзами.
    Охрана  объектов авторского права и смежных  прав осуществляется различными способами. Одна из форм охраны состоит в том, что собственник авторского права для оповещения о своих правах может использовать знак охраны авторского права, который состоит из латинской буквы С (от англ. copyright) в круге – ©, имени (наименовании) собственника авторского права и года первого опубликования произведения. Например: © Липинский В.В., 2005г.
    Охрана  объектов смежных прав имеет свои особенности. Прежде всего, субъекты смежных  прав должны использовать свои субъективные права таким образом, чтобы не нарушать прав авторов, чьи произведения используются. Законодатель не предусматривает процедуру возникновения и осуществления смежных прав. В тоже время исполнители и производители фонограмм, с целью информирования о принадлежности им смежных прав, которые возникли в процессе создания фонограмм, могут на всех ее экземплярах или их упаковках использовать знак охраны смежных прав. Он содержит латинскую букву R в круге – ®, имя (наименование) лица, который имеет смежные права и указание первой публикации фонограммы.
    Согласно  Закону Украины «Об авторском праве и смежных правах» правовая охрана не распространяется на идеи, процедуры, методы, процессы, концессии. Открытие, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, рационализаторские предложения не являются объектами авторского права, поскольку охраняются в пределах других (отдельных) институтов права интеллектуальной собственности.
    Объекты авторского права и смежных прав подлежат правовой охране независимо от их ценности. Не имеет значения уровень  художественного, литературного или научного произведения.
 

    
    2.2. Международно-правовая  охрана авторского  права и смежных  прав 

    Каждая  страна осуществляет охрану прав на объекты  интеллектуальной собственности самостоятельно. Если заявитель желает получить правовую охрану в других странах, он должен получить ее в каждой из этих стран. Международная охрана прав на объекты интеллектуальной собственности призвана облегчить получение правовой охраны в зарубежных странах.
    Международно-правовая охрана авторского права осуществляется на основании Бернской конференции по охране литературных и художественных произведений, которая была принята 9 сентября 1886 года.
    Конвенция основана на трех принципах: первый –  это принцип национального режима, в соответствии с которым произведения, созданные в одной из стран-участниц Союза, должны получать во всех других странах-участницах Союза такую же охрану, какую эти страны предоставляют свои собственным гражданам. Второй – это принцип автоматической охраны, в соответствии с которым такой национальный режим не зависит от каких либо формальных условий; другими словами, охрана предоставляется автоматически без формальной регистрации, депонирования и т.д. Третий – это принцип независимости охраны, в соответствии с которым обладание предоставленными правами и их осуществление не зависит от существования охраны в стране происхождения произведения.
    Международно-правовая охрана смежных прав осуществляется на основе Римской конвенции по охране прав исполнителей, создателей фонограмм  и организаций эфирного вещания, принятой 26 октября 1961г. Учитывая тот факт, что использование литературных и художественных произведений обычно подразумевалось в работе исполнителей, индустрии звукозаписи и организации эфирного вещания, конвенция в Риме перебросила мостик к охране авторских прав. Первая статья Римской конвенции предусматривает, что охрана, предоставляемая в соответствии с ней, не затрагивает и никоим образом не влияет на охрану авторского права на литературные и художественные произведения.
    Аналогично  Бернской конвенции охрана, предоставляемая Римской конвенцией, в основном сводится к национальному режиму, предоставляемому государствами-членами национальным исполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного вещания в соответствии с национальным законодательством ст. 21. Действие национального режима, однако, ограничено требованиями предоставления минимального уровня охраны, гарантированного Конвенцией.
    Если  международным договором, участником которого является Украина, установлены  другие правила охраны, чем те, которые содержатся в Законе Украины «Про авторське право і суміжні права», то принимаются нормы международного договора. 

    2.3. Способы защиты  авторского права  и смежных прав 

    Неправомерное (без разрешения автора) использование  произведения является нарушением прав автора. К числу нарушений авторского права и смежных прав относятся:
    1) публикация произведений без  указания имени автора, иллюстрирование  произведения, искажение произведения, замена произведения и т. п.;
    2) любое воспроизведение или использование произведения без разрешения автора, без выплаты ему вознаграждения;
    3) использование исполнений произведений, фиксации их на носители и  распространение зафиксированных  исполнений без согласия исполнителя.
    Защита  авторских и смежных прав и  охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов. Под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя.
    Защита  личных неимущественных и имущественных  прав субъектов авторского права  и смежных прав осуществляется порядком, установленным административным, гражданским  и криминальным законодательством.
    Способы защиты авторских и смежных прав:
    – гражданско-правовой способ (осуществляется на основе Гражданского Кодекса Украины);
    – административно-правовой способ (Правовая основа – Кодекс Украины об административных нарушениях (ст. 512 – незаконное использование  авторских и смежных прав, присвоение авторских прав и другие умышленные нарушения прав на объект, который охраняет Закон, влечет за собой наложение штрафа в размере от 10 до 200 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан с конфискацией незаконно изготовленной продукции, оборудования и материалов, которые предназначены для ее изготовления) и Закон Украины «Об авторском праве и смежных правах»);
    – уголовная ответственность за нарушение  и защита прав интеллектуальной собственности  в рамках соглашения TRIPS (защита прав интеллектуальной собственности при помощи административных процедур, гражданско-правовых способов защиты прав, а также уголовные процедуры и штрафы, которые могут быть применены к нарушителям права).
    Признание авторских и смежных  прав. Необходимость в данном способе защиты возникает тогда, когда наличие у лица авторского или смежного права подвергается сомнению, авторское или смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Признание права авторства является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания условий для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих их нормальному осуществлению.
    Восстановление  положения, существовавшего  до нарушения права. Данный способ защиты применяется в тех случаях, когда нарушенное авторское или смежное право в результате правонарушения не прекращает своего существования и может быть реально восстановлено путем устранения последствий правонарушения.
    Возмещение  убытков, взыскание незаконно полученного дохода и выплата компенсации представляют собой один из наиболее действенных способов защиты авторских и смежных прав. В данном случае имущественный интерес потерпевшего удовлетворяется за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь. При этом такая компенсация может быть либо прямо увязана с размером причиненного вреда (возмещение убытков), либо связана с ним, лишь косвенным образом (взыскание незаконного дохода), либо вообще относительно независима от него (выплата компенсации).
 

Выводы 

    В данном реферате рассмотрены смежные права как составная часть интеллектуальной собственности, изучен порядок их осуществления, рассмотрены объекты и субъекты смежных прав, а также правовые основы защиты авторского права и смежных прав.
    Можно обобщить все вышесказанное.
    Смежные права - разновидность исключительных прав, являющихся производными от авторских прав, но полностью с ними не совпадающих. Различают смежные права: исполнителей произведения автора, производителей фонограмм и вещательных организаций. Основное содержание смежных прав сводится к тому, что использование третьими лицами фонограмм, радио- и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует согласия субъектов соответствующих смежных прав. Смежное право артиста и вещательной теле- или радиоорганизации возникает с момента первого исполнения (постановки). Оно истекает через 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом возникновения права (лишь право на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или посягательства действуют бессрочно). Права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в этот срок.
    Авторское право и смежные права охраняются Законом Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23 декабря 1993г. Данный закон охраняет личные неимущественные и имущественные права авторов и других правопреемников, связанных с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), а также права исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания (смежные права).
 

Список  литературы 

  
    Липинский В.В., Основы интеллектуальной собственности: Курс лекций. – Донецк: НордПресс, 2005. – 188 с.
    Гражданский Кодекс Украины. – Х.: «Одиссей», 2006 – 400 с.
    Коссак В.М., Якубівський І.Е., Право інтелектуальної власності: Підручник. – К.: «Істина», 2007. – 208 с.
    Мікульонок І.І., Основи інтелектуальної власності: Навч. посібник. – К.:ІВЦ «Видавництво «Політехніка»», Ліра – К, 2005. – 232 с.

и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.