На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Соотношение системы права и системы законодательства

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

1.Введение……………………………………………………………………3 

2.Понятие система права…………………………………………………….4 

3.Структурные элементы системы права…………………………………..7 

4.Основания деления права на отрасли…….………………………………11 

5.Основные отрасли системы права…. ……………………………………17 

6. Материальное и процессуальное право………………………………….19

7.Частное и публичное право……………………………………………….21

8.Соотношение  системы права и системы законодательства…………….24 

9.Заключение……………………………………..…………………………..26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Введение 

Актуальность данной темы заключается в том, что категории "система права" и "система законодательства" являются ключевыми в теории государства и права, в общем, и в теории права в частности.
Право по своему содержанию должно выступать  универсальным регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий.
Понятие "система" означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящие из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинение, координации, функциональной зависимости и т.д.).
Вопрос о  системе права - это вопрос о том, как право организовано изнутри, из каких элементов и подсистем оно состоит. Система права - это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференциации на отрасли и институты. 

Система права - это строение права, которое  позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия так как главная особенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима - метода регулирования.  
 
 

Систему права принято определять как  исторически сложившуюся , объективно существующую внутреннюю структуру права , определяемую характером регулируемых общественных отношений .
В учебной  литературе приводятся и другие определения  системы права , однако всегда подчеркивается , что это :
а) системное образование, т.е. не простая совокупность или сумма элементов, а целостное образование , обладающее конкретными свойствами , связями , внутренней структурой ;
б) объективное  явление, поскольку предопределено общественными отношениями, сложившимися в обществе;
в) обусловлено  национальными, историческими, культурными и иными социальными факторами;
г) динамичное, способное изменять свою внутреннюю организацию под воздействием внешней среды.
Задачи  моей работы:
    Изучить общетеоретические основы понятия и признаки системы права как явления объективного порядка;
    Дать характеристику структурным элементам системы права;
    Рассмотреть отрасли, которые образуют систему права;
    Рассмотреть соотношение системы права и системы законодательства .
С точки  зрения облегчения, использования и изучения правовых норм – используются различные классификации , а соответственно вводится понятие системы права . 
 
 

2.Понятие  система права 

«Правовая система как философское понятие  — это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы».
Система права формируется и функционирует  на основе общих объективных закономерностей. Это сложное и развивающееся социальное явление, которое отражает и закрепляет в нормативной форме закономерности общественной жизни.
Право как  система характеризуется следующими признаками:
Во-первых, право - это органически целое правовое явление, а не случайный набор правовых норм. Система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право, с одной стороны, отражает в специфической форме эту систему отношений, а с другой стороны, оказывает на нее регулирующее воздействие. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.
Для системы  права характерны единство и взаимосвязь норм, ее составляющих. Они не могут функционировать изолированно. Их регулирующая сила состоит во взаимосогласованности и общей целенаправленности. Любой структурный элемент, извлеченный из системы права, лишается системных функций, а, следовательно, и социальной значимости.
Во-вторых, система права - это многообразное правовое явление, включающее неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы. Будучи цельным образованием, система права в то же время подразделяется на нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права. Такое деление объясняется большим разнообразием общественных отношений, которые отражает и регулирует система права.
Норма права  регулирует типовое общественное отношение, образуя первичный элемент системы  права, а из различных сочетаний  правовых норм складываются другие ее элементы: институты права, подотрасли и отрасли права, - которые регулируют более сложные по структуре группы общественных отношений.
Таким образом, система права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части.
Исторически все системы права условно  включают в себя право частное  и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходящих от специфической организация общества, право призвано охранять интересы всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов. Охраняя собственные интересы, государство посредством правовых установлений охраняет в первую очередь интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в праве, должны совпадать.
Тем не менее в жизни цивилизованного  общества имеется определенная градация между общественным и частным интересом, которая находит объективное отражение в системе права. Право в субъективном смысле рассматривается как частное или публичное в зависимости от того, принадлежит ли оно частному лицу, самостоятельному индивиду или члену государственной организации. В первом случае речь идет о праве частном (праве собственности); во втором случае - о праве публичном (праве участвовать в выборах). В обоих случаях лицо обладает правом как член известного общественного целого. Однако в сфере частного права лицо действует по собственному праву, а не по праву какого-нибудь общественного целого. Понятно, что не существует вообще прав, которые принадлежали бы лицу как изолированному индивиду. Все права, в том числе и частные, принадлежат лицу по отношению к другим лицам, по отношению к государству.
Мировая юридическая наука считает деление  права на частное и публичное  в известной мере условным, но необходимым. Естественным основанием для деления права на частное и публичное является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-организованными стуктурами общества. Всякое право, будь оно частное или публичное, заключает в себе отношения конкретного лица не только к другим лицам, но и к государству и обществу в целом. В зависимости от того, каково отношение субъекта права к общим государственным интересам, право будет частным или публичным. Те права, где индивидуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом права, - это права частные. Если же субъект выступает как часть социального целого, ему подчиненная, - это права публичные. В правовом государстве частные и публичные права гармонически сочетаются.
Интересны в этом отношении суждения Г. Ф. Шершеневича. Он считал, что обеспечение интересов  отдельных лиц при помощи права  достигается двояким путем. С одной стороны, государство очерчивает круг свободного проявления личности и осуществления ее интересов, охраняя от посторонних вторжений. С другой стороны, государство определяет устройство и порядок деятельности своих органов, имеющих целью принудительное выражение интересов отдельных лиц. В первом случае нормы права удовлетворяют частным интересам непосредственно, во втором - косвенно. В этом плане для частника главным является не только признанное законом право собственности, но и то, как правоохранительные органы, государство в целом охраняют его собственность. По мнению Шершеневича, интересу правильной общественной организации следует противопоставлять не институт права собственности, а права собственников.
Традиционно к частному праву относят те отрасли, которые призваны обеспечивать интересы частных лиц (гражданское, банковское, страховое, патентное право и другие). К публичному праву относятся отрасли государственного, административного и уголовного права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Структурные элементы системы права 

Как уже  отмечалось, система права носит  объективный характер. Будучи отражением реально существующей системы общественных отношений, право подразделяется на определенные части с зависимости  от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права. По своему содержанию общественные отношения могут быть имущественными, финансовыми, земельными, трудовыми, семейными и другими. Каждый вид данных отношений регулируется строго определенной группой правовых норм, которые отражают их - характерные особенности и конкретную социальную направленность. Таким образом, системность общественных отношений придает системные свойства праву, обусловливает его структурное построение. 

Структурными  элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют ткань рассматриваемого явления.
Правовая  норма – первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.
Основным  элементом системы права является отрасль права. Это наиболее широкое  объединение правовых норм, регулирующих все разнообразие определенного  вида общественных отношений. В отличие  от других структурных элементов  системы права отрасль, не порывая  системной связи, обладает относительной автономией: способна к самостоятельному функционированию в общей системе права.
Приоритетное  положение отрасли в системе  права определяется тем, что она  отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений, играющие существенную роль в организации общественной жизни.
Отрасль права – это основное подразделение системы права, его главный элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой институты права, регулирующие качественно однородную область общественных отношений. Отрасль права – это распределенная по правовым институтам совокупность юридических норм, регулирующих особую, качественно своеобразную область отношений (имущественных, трудовых, семейных и т.д.).
Если  отдельное нормативное предписание представляет собой первичную клеточку права, а правовые институты – группы таких предписаний (блоки), то отрасли права представляют относительно замкнутые подсистемы правового регулирования. Их главное назначение заключается в том, чтобы применительно к специфической области отношений обеспечить специфический режим правового регулирования.
Отрасль права имеет специфическое строение (структуру). В ней выделяются общая  и особенная части. В общую  часть входят институты, которые  содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части. Институты общей части содержат те нормы права, действие которых, как правило, распространяется на все регулируемые данной отраслью отношения. Институты общей части отрасли конкретизируются в институтах ее особенной части. Особенная часть объединяет нормы , имеющие значение только лишь при разрешении конкретного правового вопроса. Такое построение системы права позволяет исключить дублирование нормативно-правового материала, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отрасли права.
Отрасли неоднородны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованиями, иные представляют собой  сравнительно компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли). Крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают еще один компонент – подотрасль права.
Подотрасль  права – цельное по составу  и предмету регулирования образование , которое регламентирует особую сферу отношений в пределах одной отрасли права . ( Природно – ресурсное право делится на : земельное право , лесное , воздушное … ) .
Так, в  составе конституционного права  выделяют такие подотрасли, как муниципальное  и парламентское право. В гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В финансовом праве выделяются такие подотрасли, как бюджетное, налоговое право. Отдельные отрасли права, в частности процессуальное, земельное, семейное, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от правового института подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли права не является.
Правовой  институт - это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической  частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений. В отличие от отраслей права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Эти нормы действуют в составе отрасли права, хотя и отличаются от других отраслевых норм некоторым своеобразием.
Следовательно, систему права можно представить  совокупностью норм права, объединенных в институты, подотрасли и отрасли  права. 

Виды  правовых институтов. Прежде всего институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей – столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов – наиболее общий критерий   их диференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые  и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).
Внутриотраслевой  институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.
Простой институт, как правило, небольшой  и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.
Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные – закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).
Таким образом, система права представляет собой  сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко  выделяются четыре ступени: 1) структура  отдельного нормативного предписания; 2) структура правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом. Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию. 

Системное построение права означает; что все  правовые нормы находятся между  собой в определенной зависимости, связи. Наличие этих устойчивых связей указывает на то, что одни нормы  могут существовать и действовать, оказывать регулирующее воздействие  лишь при наличии иных норм, с которыми такая связь предполагается. 

Связанность норм, институтов и отраслей права  в единый нормативно-юридический  комплекс дает согласованный (системный) эффект. Право, таким образом, оказывает  влияние на регулируемые отношения всей совокупностью юридических средств, добиваясь тем самым необходимого юридического результата, достижения целей и задач правового регулирования. Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее оказывается социальная отдача права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Основания деления права на отрасли 

«Предмет  и метод правового регулирования  — это наиболее существенные основания  для деления системы права  на отрасли. Предмет правового регулирования — это то, на что воздействует право. А право, как известно, воздействует на общественные отношения. Общественные отношения являются той объективной основой, которая вызывает к жизни право и вносит в него системообразующие признаки».
«Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый, качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации». Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения правотворческих органов. Главным фактором, обусловливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями права. «Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами. Так, нормы административного права регулируют отношения, связанные с исполнительными функциями государственной власти, а нормы гражданского права определяют порядок имущественных связей в государстве».
«Предмет  правового регулирования — это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. Предмет показывает , какие общественные отношения регулирует данная отрасль права. При указании на отрасль права можно отметить целый ряд ее признаков». У каждой из отраслей есть «свой предмет» т.е. особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений - конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «свое законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные кодифицированные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом (УК); гражданскому праву - гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом (ГК).
Выделение отраслей права обусловлено объективно существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом правового регулирования
Вторым, вспомогательным основанием для  распределения норм права по отраслям служит метод правового регулирования. Под ним понимаются способы воздействия  норм данной отрасли права на поведение  людей, на регулируемые этой отраслью общественные отношения.
Метод показывает , какими способами , средствами , приемами регламентируются данные общественные отношения .
Метод правового  регулирования состоит из следующих  элементов: специфического способа  взаимосвязи прав и обязанностей между участниками урегулированных отраслью правоотношений.
Под методом правового регулирования понимаются обусловленные предметом регулирования способы правового воздействия отрасли права на общественные отношения.
Метод правового  регулирования реализуется в определенные общественные отношения с помощью таких способов правового регулирования, как дозволение, запрещение и обязывание:
    дозволение - предоставление лицу права на совершение тех ли иных действий, не запрещенных законом;
    запрещение - возложение на субъекта обязанности воздержаться от определенного поведения, от совершения тех или иных действий;
    обязывание - возложение на субъекта обязанности определенного поведения, совершения тех или иных действий.
Метод правового  регулирования в основном принято подразделять на авторитарный и автономный.
Авторитарный  метод (метод субординации) - это способ властного императивного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях и предписаниях. Этот метод характерен для таких отраслей как уголовное и административное право.
Автономный  метод (метод координации) - это способ регулирования общественных отношений, основанный на дозволениях, предоставленных равноправным сторонам. Этот метод предоставляет субъектам правоотношения возможность усмотрения при вступлении в те или иные отношения и выбора варианта своего поведения. Он, например, характерен для отраслей гражданского и семейного права.
Принято также данные методы именовать в  юридической литературе императивным и диспозитивным методами. Императивный метод основан на применении властных юридических предписаний, когда субъекты правоотношений вправе совершать только те действия, которые разрешены («запрещено все, кроме того, что дозволено»). Диспозитивный метод предоставляет возможность самим участникам отношений самостоятельно выбирать вариант своего поведения. Лица при этом вправе совершать любые действия, прямо не запрещенные законом («дозволено все, кроме того, что запрещено»).
Предмет и метод правового регулирования вместе позволяют упорядочивать системные образования права, выстраивать их во внутренне согласованные общности права. Любая система права в тоже время подразделяется на публичное и частное право, критерием подобной классификации является выполняемая нормами права в обществе роль и их целевое назначение.
В юридической  литературе помимо предмета и метода предлагается для выделения отраслей еще один критерий – юридический процесс , который обеспечивает достижение определенного юридического результата .
Действительно , двух критериев не всегда достаточно . Как свидетельствует практика , нормы материального права требуют  для своей реализации соответствующих  процессуальных норм , что придает  определенную законченность делению  нормативного материала на отдельные отрасли права.
Процесс буквально переводится как «движение  вперед». В юридической практике
он означает порядок осуществления деятельности следственных,
административных, судебных органов. Близким ему по значению является термин
«процедура» - официально установленный порядок при обсуждении, ведении
какого-либо дела.
Важнейшие особенности юридического процесса заключаются в том, что он
урегулирован  процессуальными нормами, а направлен на реализацию норм
материального права. Поэтому чтобы понять, что такое юридический процесс,
каковы  его место и назначение в правовой практике, необходимо помнить, что
роль  материальных и процессуальных норм в правовом регулировании различна.
Нормы материального  права определяют субъективные права, юридические
обязанности, юридическую ответственность граждан и организаций, т. е.
составляют  основное содержание права. Существенными  признаками права, как уже
отмечалось, являются его обеспеченность возможностью государственного
принуждения, связь с государством. Это означает, что органы государства активно
включаются  в деятельность, направленную на реализацию права, на проведение его
в жизнь.
Подобная  разнообразная деятельность и обозначается термином
«юридический  процесс».
Юридический процесс - это урегулированный процессуальными нормами порядок
деятельности  компетентных государственных органов, состоящий в подготовке,
принятии  и документальном закреплении юридических решений общего или
индивидуального характера.
В правовом государстве или в государстве, которое стремится стать правовым,
вся деятельность органов и должностных лиц  должна быть организована так,
чтобы она  протекала в определенных правовых формах, т. е. по заранее
установленным юридическим правилам.
Особенности юридического процесса заключаются в следующем. Во-первых, это
властная  деятельность компетентных органов  и должностных лиц; во-вторых, это
деятельность, осуществление которой урегулировано  процессуальными нормами; в-
третьих, это деятельность, направленная на принятие юридических решений
общего (нормативные акты) или индивидуального (акты применения права)
характера.
Юридический процесс - это сложная, длящаяся во времени  деятельность,
состоящая из процессуальных стадий, которые  имеют строго определенную
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.