На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Научно-технический потенциал

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение                                                                                                                3
    1. Сущность  научно-технического потенциала                                                  5
    2.Научно-технический  потенциал в системе экономической политики         12
    3. Особенности  научно-технического потенциала Республики Беларусь    24
    Заключение                                                                                                           33
    Список  использованной литературы                                                                  35
    Приложения                                                                                                          37 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ

 
    Научно-технический потенциал представляет собой совокупность научно-технических кадров, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов, необходимых для создания и реализации достижений НТП в народное хозяйство. Он является одним из объектов государственного регулирования, а, следовательно, прогнозирования и планирования. Государство выступает как институт финансирующий, организующий и управляющий его развитием.
    Научно-технический  прогресс – это непрерывный процесс приобретения и накопления научных знаний об окружающем мире и на их основе совершенствование действующих, создание и внедрение потенциаливных средств и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства.[1, 14]
    Научно-технический  потенциал, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием  инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается  от  зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
    В этих обстоятельствах инновация  изначально нацелена  на практический  коммерческий  результат.  Сама  идея, дающая толчок, имеет меркантильное  содержание: это уже не результат  “чистой науки”, полученный университетским  ученым в свободном,  ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.
    Инновация  есть скорее экономический и социальный, нежели технический термин. Она не обязательно должна быть чем-то техническим. Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: “Что же такое инновация?”
    Инновация может быть определена в терминах спроса и предложения, - как изменения  в ценности и удовлетворённости, получаемых потребителем из используемых им ресурсов (или же нововведения в их использовании).
    Таким образом, предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Предпринимательство основывается на экономических и социальных теориях, согласно которым изменения - вполне нормальное и естественное явление. Главная же задача общества и особенно экономики видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего, а не в улучшении уже существующего. Таким образом, перед предпринимателями стоит задача научиться осуществлять инновационные решения на систематической основе.
    Систематическая инновация, поэтому, состоит в целенаправленном, организованном поиске изменений и  в систематическом анализе тех  возможностей, которые эти изменения  могут дать для экономических  или социальных нововведений.
    Выделяют  следующие изменения, или источники инноваций:
    Неожиданное событие, которым может быть неожиданный  успех, неожиданная неудача;
    Несоответствие  между реальностью, такой, каковой  она является, и её отражением во мнениях и в оценках людей;
    Изменение потребностей производственного процесса
    Изменения в структуре отрасли или рынка;
    Демографические изменения;
    Изменения в восприятии и в ценностных установках;
    Объектом  исследования в курсовой работе является научно-технический потенциал.
    Предметом исследования – процесс приращения научно-технического потенциала в Республике Беларусь.
    Целью работы является изучение особенностей научно-технического потенциала Республики Беларусь и определение перспектив его развития с акцентом на инновации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность научно-технического потенциала 

     Решающим  средством повышения эффективности  общественного производства, совершенствования  структуры экономики, обеспечения  экономического роста  и решения  социальных задач является научно-технический  потенциал (НТП).
     Научно-технический  прогресс – это непрерывный процесс приобретения и накопления научных знаний об окружающем мире и на   их   основе совершенствование действующих, создание и внедрение потенциаливных средств  и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства.[1, с.15]
     НТП – это процесс взаимосвязанного потенциаливного развития науки и техники, обусловленный нуждами материального производства, ростом и усложнением потребностей общества[10,c11]
     НТП рассматривается как цикл ”наука - производство”, включающий в себя ряд стадий:
      - фундаментальные исследования. Цель  этой стадии – получить новые  знания  о    закономерностях  развития природы и общества, на основе которых выявляются  новые пути потенциала  техники, экономики,  организации производства.  В результате фундаментальных  исследований  появляются  гипотезы,  теории. Продукты труда исследователей,  результаты  деятельности  коллективов  и исполнителей  фундаментальных исследований отражаются в   авторских свидетельствах  на  открытие,  изобретение, в   монографиях,   статьях, учебниках, учебных пособиях, отчетах, предложениях. Они используются  для дальнейшего  развития  самой  науки,  подготовки  специалистов  с  высшим образованием, кандидатов и  докторов  наук,  в  прикладном  плане  –  для дальнейшего развития идей и предложений на стадии прикладных исследований с целью определения  возможности  овеществления  получаемых  результатов. Фундаментальные исследования проводятся силами  и  средствами  институтов Академии наук  и  государственными  университетами,  отраслевыми  научно- исследовательскими институтами и вузами страны;
      - поисковые исследования. Это исследования  по выбору  идей,  представляющих  интерес общества на  современном   этапе  его  развития,  т.е.  выявляются технико-экономические   возможности  и   конкретные  пути   практического применения в соответствующих областях экономики принципиально  новых  для    них способов и средств производства продукции. Конечные  результаты  этих работ имеют  вполне  конкретный  характер  и  выдаются  в  виде  отчетов, технической документации, макетов экспериментальных и опытных образцов;
      - прикладные исследования.  На  этой  стадии  проводятся  теоретические   и экспериментальные  исследования,  появляется  информация  о   возможностях создания новой  техники,  технологии и   продукта, создается   схема конкретного образца изделия;
     - опытно-конструкторские работы. Изготавливается  опытный образец или установка  для производства новой продукции,  подготавливается соответствующая  документация;
     - освоение и  внедрение  в  производство.  Технология  производства  нового изделия приспосабливается к условиям предприятия.  Проводятся  проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы.
     Каждая  стадия характеризуется специфическими задачами, особым подходом к их решению,  определенным  составом  и  уровнем  квалификации  участников, выбором определенных средств и предметов труда, материальными и  финансовыми ресурсами, различными  формами  объединения  исполнителей  и  управления  их деятельностью.[1, с.16]
     В учебной и специальной литературе нет однозначного толкования сущности НТП. Но в обобщенном плане можно дать следующие определение этому понятию. НТП — это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации научных знаний.
     Выделяют  девять важнейших видов НТП: открытие, изобретение, рационализаторское предложение, промышленный образец, полезная модель, товарный знак, ноу-хау, инжиниринг и  проектное решение.
     Открытие  -  обнаружение того, что объективно существует, но ранее не было известно. То есть это установление неизвестных раньше, но существующих закономерностей, свойств, явлений материального мира, которые вносят изменения в наши знания о мире.  Открытие должно быть доказано, теоретически обосновано и экспериментально подтверждено автором. Открытия являются основой  изобретения и создания новых  технологий производства, и лежат в основе НТР. Каждое открытие характеризуется следующими признаками:
    Новизна;
    Фундаментальность;
    Достоверность;
    Радикальный характер.
   Изобретение - вновь созданный, прежде не известный предмет. Оно не должно повторять по своей сущности тех изобретений, на которые ранее выданы авторские свидетельства. Изобретением могут быть признаны новые конструкции: машины, механизмы, аппараты. Так же изобретением может быть признанно существенно новое решение задачи в любой области. (культуры, здравоохранения, народного хозяйства  и.т.д.) Изобретение должно быть полезным и давать положительный эффект.
Так же изобретением может считаться всякий достигнутый человеком творческий результат. Примечание:   Если изобретение является усовершенствованием другого, уже зарегистрированного изобретения, без применения которого оно не может быть использовано, в этом случае изобретение считается дополнительным. В случае, если со дня выдачи основного патента прошло более 15 лет, такое изобретение считается самостоятельным.
    Рационализаторское  предложение - это предложение по организации какой-либо деятельности наиболее целесообразным способом, по усовершенствованию применяемой техники, выпускаемой продукции и технологии производства. Использование оборудования и материалов более эффективным способом так же является рационализаторским предложением.
Рационализаторское  предложение должно быть  решением задачи. в технологическом аспекте.. Основным его признаком является новизна (в данный момент времени).То есть для каждого предприятия должно быть свое определение новизны (исходя из последних выпусков продукции). Но если это предложение уже использовалось на данном предприятии (за исключением случаев его использования по инициативе автора), оно новым не считается.
Таким же образом предложение можно  определить по его полезности Оно признается полезным для предприятия, если  его существование позволяет получить экономический, технический или иной положительный эффект.
Вообще  существует несколько видов рационализаторского  предложения:  по технике безопасности и охране труда; и предложения по улучшению организации работы и управления хозяйством.
По законодательству предложение должно быть оформлено в письменном виде до его внедрения.
   Промышленный  образец - это новое, пригодное к осуществлению промышленным способом художественное решение изделия, в которых достигается единство его технических и эстетических качеств. Задача, решаемая с помощью промышленного образца, состоит в определении внешнего вида изделия. Промышленными образцами могут быть целое единичное изделие, его часть, комплект изделий, варианты изделий.
    Промышленный образец признается новым. Если совокупность его существенных признаков, определяющие эстетические и эргономические особенности изделия, неизвестны из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.
    Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обуславливают творческий характер.
    Промышленный образец признается промышленно применимым, если он может быть многократно воспроизведен путем изготовления соответствующего изделия.[2, с.38]
 
   Полезная  модель - это техническое решение, не отвечающее по своему уровню требованиям, предъявляемым к изобретениям. Полезная модель может вносить изменения и усовершенствования в конструкцию машин. К полезным моделям относятся конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Обязательным признаком является то, что решение задачи заключается в пространственном расположении материальных объектов. В качестве полезных моделей не признаются решения, относящиеся к способам, веществам, культурных клеток растений и животных. Полезными моделями не признаются проекты и схемы планировки сооружений и зданий; предложения касающиеся внешнего вида изделий. Полезная модель является техническое решение задачи. В качестве полезных моделей охраняются не любые технические решения, а лишь те, которые относятся к типу устройств, т.е. конструкторскому выполнению средств производства и предметов потребления. К полезным моделям не предъявляется  требований изобретательского уровня. Полезная модель должна быть результатом самостоятельного изобретательского творчества. Полезная модель является новой, если совокупность ее существенных признаков не известна из уровня техники. К существенным относят те, которые влияют на достигаемый результат. Новизна устанавливается через уровень техники, т.е. совокупность общедоступных в мире сведений. К полезным моделям предъявляются требования не абсолютной, а относительной мировой новизны. Новизна устанавливается на дату приоритета, который определяется по тем же правила, что и приоритет изобретения. 

   Товарный  знак является обозначением, предназначенным отличать товары и (или) услуги одних производителей товаров и услуг от однородных товаров и услуг других производителей. Прежде всего товарным знаком признается условное обозначение, символ, который помещается на выпускаемой продукции. Товарный знак -  символ для обозначения не одного а всех товаров данной фирмы-производителя.
Новизна. Новыми будут считаться такие  условные обозначения товаров, которые  по своему содержанию не являются тождественными или сходными с:
    С товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в стране на имя другого лица в отношении однородных товаров.
    С товарными знаками других лиц охраняемыми без регистрации в силу международных договоров.
    С фирменными наименованиями, принадлежащими другим лицам.
    С наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в стране.
Новизна определяется на дату приоритета, который  устанавливается по дню поступления  правильно оформленной заявки на регистрацию товарного знака  в Патентное ведомство.
Товарные  знаки обычно воспринимаются на слух и зрительно. Товары с товарными  знаками часто называются маточными  товарами.
Функции товарного знака:
    Облегчать восприятие различия или создавать различия,
    Давать товарам имена (80% товарных знаков словесные),
    Облегчить опознание товара,
    Облегчить запоминание товара,
    Указывать на происхождение товара,
    Сообщать информацию о товаре,
    Сигнализировать гарантию качества.[2,  с.39]
 
   НОУ-ХАУ – вид инновации и объект беспатентной лицензии. Дословно НОУ-ХАУ(know how) в переводе с английского: знание дела. Под НОУ-ХАУ понимается различного рода технические знания и опыт, способы и навыки административного, экономического, финансового и нового порядка, не являющиеся общеизвестными и практически применяемые в производственной и хозяйственной деятельности. Оно необходимо для проведения проектирования строительства для проведения НИОКР.
Критерии:
    Научно-технический и связанный с ним экономический опыт, необходимый для совершенствования производства (новизна по существующему производству). Не является теоретическим знанием, носит коммерческую направленность.
    Секретность и конфиденциальность.
    Отсутствие национальной или международной правовой охраны.
    Необходимость специальных знаний для использования.
Объекты НОУ-ХАУ представлены:
    Путем конкретного перечисления чертежей, инструкций, технологической и другой документации.
    Путем исчерпывающего перечисления знаний и опыта, которые будут передаваться в процессе договорных отношений по использованию НОУ-ХАУ.
    Путем указания видов и объема инженерных и др. расчетов.
    Перечнем документов необходимых для производства и эксплуатации лицензионных изделий.[2,с.40]
 
   Инжиниринг - это технические услуги необходимые для развития инновационной деятельности и для развития производства.
Это консультации, экспертиза проектов, техническое обучение и др. научно-технические услуги, т.е. представляет собой большое  разнообразие научно-технических работ, необходимых для разработки и поставки новой модернизированной продукции на производство, а также для обеспечения наиболее выгодного выполнения других этапов инновационного процесса, не только связанных с реализацией и эксплуатацией нового товара, но и с реинжинирингом инновационного процесса. Говоря по другому, инжиниринг - это подготовка технико-экономических обоснований и проектов; консультации; строительный, инвесторский и технический надзор; кратко и долгосрочные консультационные услуги; проектирование новой технологии; техническое содействие при проведении специализированных работ; проведение испытаний и проверки оборудования и машин и переработка сырья заказчика с использованием оригинальной технологии. Инжиниринг составляет инфраструктуру инновационных процессов. 

    Проектное решение - это результат любого проектирования, выразившийся в комплексе технической документации, необходимой для подготовки производства любого объекта (конструкторская, технологическая подготовка, разработка с проектно-сметной документации). Решение на основе стандартных и обработанных приемов и сведений. Непатентоспособное (тривиальное решение, невысокий признак новизны).
Проектное решение позволяет получить следующий  эффект:
    Облегчение конструкции
    Упрощение технологии изготовления
    Снижение расхода сырья
    Снижение себестоимости.[2, с.42]
 
Таким образом, понятие научно-технического потенциала достаточно широкое. Оно не ограничивается формами развития науки и техники, а включает все потенциаливные сдвиги, как в производственной сфере так и в непроизводственной. Нет такой сферы экономики производства и социальной стороны жизни общества, развития которой не было бы связано с научно-техническим потенциалом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
    2.Научно-технический  потенциал в системе  экономической политики 

     Научно-технический  потенциал,  признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с  понятием  инновационного процесса. Это, как справедливо отметил американский экономист Джеймс Брайт, единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику,  предпринимательство и управление. Он состоит в получении новшества и простирается  от  зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая таким образом весь комплекс отношений:  производства, обмена, потребления.
     Существует  множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях  осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и  подчинена  одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.
     Место и роль инновационной политики в  структуре государственного регулирования  экономики определяются  особенностями инновационного  процесса как объекта управления. Он в большей степени, чем другие элементы НТП, связан с  товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство  вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы  выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего  решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.
     В этих обстоятельствах инновация  изначально нацелена  на практический  коммерческий  результат.  Сама  идея, дающая ей толчок, имеет меркантильное  содержание: это уже не  результат «чистой  науки»,  полученный университетским ученым в свободном,  ничем не ограниченном творческом поиске. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила для капиталистических компаний.
Приступая к разработке и осуществлению этой идеи, компании, разумеется, должны начать с авансирования денежного  капитала. Существеннейшая специфика такого рода вложений состоит в том, что она связана с резко повышенной угрозой их потери:  инновации  носят  рисковый  характер. Вероятность успеха воплощения новой идеи в новом продукте достигает только 8,7%; из каждых 12 оригинальных идей только одна доходит до последней стадии массового производства и массовых  продаж.  Американский  специалист  в  области инноваций Твисс отмечает, что коммерческий успех достигается лишь в 10%  начатых  проектов, следовательно,  уровень  неудачи  можно  оценить в 90%. Иными словами, отдача от вложения капитала в инновационный  процесс имеет крайне мало общего с гарантированными выплатами ссудного  процента на капитал в банке или дивиденда на акции. И потому, что такая отдача может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, и потому, что может при неудаче отсутствовать вовсе, более того,  погибнет  и вложенный капитал.
Какие  же побудительные силы заставляют предпринимателей идти на столь значительный риск? Силы эти для любой  экономической  системы  (малая инновационная фирма; крупная корпорация; группа промышленных компаний; «объединения» промышленных фирм, университетов, правительственных лабораторий  в  разных комбинациях  и  т.д.) могут быть подразделены на внутренние и внешние либо на имеющие объективную и  субъективную  природу. Так,  к  числу внутренних побудительных мотивов инновационной активности можно  отнести  необходимость  замены  устаревшего оборудования  (объективная причина) или стремление группы талантливых инженеров  реализовать  свой  творческий  потенциал (субъективная  причина). Набор внутренних побудительных мотивов инновационной активности индивидуален для каждой  отдельной  компании  и  в  некоторых случаях играет решающую роль в том, чтобы предпринять  решение  об  инновационном  процессе. Так, для только что созданной малой фирмы рождение и освоение новшества может быть единственной возможностью завоевать место  на рынке. Однако, зачастую внутренние причины оказываются недостаточно весомыми. Многим  компаниям  свойствен  довольно устойчивый  консерватизм в инновационной политике. Так, крупные монополии, добившиеся преобладания на  рынке,  обычно  не имеют  внутренних побудительных мотивов к риску, связанному с инновациями. Тут решающим стимулом  могут  выступить  причины внешнего  характера, в частности, обусловленные соответствующими мерами экономической политики государства.[7,  с.16]
     Государственная инновационная политика в промышленно развитых  странах  направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления  инновационных  процессов  и является,  очевидно,  связующим  звеном  между сферой «чистой» (академической) науки и задачами производства.  В  целом  роль государства в области поддержки инноваций можно свести,  никак не претендуя на полноту перечисления,  к  следующим  моментам: государство способствует развитию науки,  в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров (основной источник инновационных идей);  в рамках большинства правительственных ведомств существуют разнообразные программы,  направленные на повышение инновационной активности бизнеса; государственные заказы,  преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества,  которые затем находят широкое применение в экономике страны;  фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воздействие внешней среды, которые обусловливают эффективность  и необходимость инновационных решений отдельных фирм; государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки,  стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.
     Меры  воздействия  государства в области  инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение  их  определяется  экономической  ситуацией в стране и избранной  в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором  на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание «кейнсианского» подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества; в период подъема экономики  берет  верх  философия  консерватизма,  отдающего  предпочтение игре рыночных сил.[4]
В настоящее  время экономисты по степени активности вмешательства государства в  экономику выделяют три группы стран: в первой возобладала концепция необходимости активного вмешательства государства в управление экономикой (Япония и  Франция); вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (США,  Великобритания); третья придерживается «промежуточного» варианта в экономической,  в том числе и инновационной, политике: государственное регулирование сочетается с низкой   степенью  централизации  государственного  аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.
Прямые  методы государственного регулирования  инновационных  процессов  осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной  и программно-целевой.
     Административно-ведомственная  форма проявляется  в  виде прямого  дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия  инновациям. Так, в США в 1980 г. был принят закон Стивенсона-Вайдлера «О  технологических  нововведениях»,  предусматривающий  ряд мер стимулирования промышленных инноваций; создания для их изучения и  стимулирования  специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти; оказание содействия в обмене  научным  и  техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями; поощрение частных лиц и корпораций,  вносящих  большой вклад в развитие науки и техники. Ярким примером дотационного государственного финансирования  может  служить открытие в США в 1985 г. института промышленной технологии при Мичиганском университете. На организацию этого института  местными  и федеральными властями было выделено 17 млн. долл. Основная его задача - разработка и опытная эксплуатация гибких интегрированных производственных систем и других средств автоматизации производства. Всего  из  133  млрд.  долл., расходуемых  в  США  на НИОКР в 1988 г.б на долю федерального правительства приходилась почти половина - 49,3%.[11, с.27]
     Программно-целевая  форма государственного  регулирования  инноваций  предполагает  конкретное  финансирование последних посредством государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе и в малых наукоемких  фирмах;  создается система  государственных  контрактов  на приобретение тех или иных товаров и услуг, фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений и т.д. Контрактное  финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее  время  системы  контрактных  отношений – договоров между заказчиками и подрядчиками (в данном случае государство выступает в роли заказчика-потребителя НИОКР  -  например,  в аэрокосмической области, - а фирма-исполнитель НИОКР является подрядчиком). В договоре четко предусматриваются сроки завершения работ, конкретное разделение труда между исполнителями, характер  материального  вознаграждения. Строго оговариваются взаимные обязательства и экономические санкции. В  США  таким образом финансируются 77% федеральных затрат на НИОКР.
Особое  место в системе «прямых» мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации  вызвана осознанием  объективной необходимости, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии  их коммерческой реализации, с другой, - создания условий для заинтересованности  промышленности в финансировании академических исследований. В этом направлении государственной  инновационной  политики отчетливо проявляется ее перспективная направленность, заинтересованность в научной новизне  промышленных  инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов у промышленных компаний, решающих в первую  очередь производственные и коммерческие задачи. Вообще, по справедливому замечанию А.Я.Лившица, «рынок не дает эффекта в ситуациях,  когда  есть нужда в осуществлении крупных инвестиционных проектов, с длительными сроками окупаемости, высокой степенью прибыли и неопределенности в отношении будущей  нормы  прибыли».  Создание  консорциумов,  инженерных  центров, научных и технологических парков и других  перспективных формирований, успешно реализующих сложные инновационные идеи, - наглядный пример эффективности государственной поддержки таких идей, благодаря  которой  различные  организации не только осознают необходимость совместной реализации инновационного цикла,  но и реально ощущают преимущества совместной работы.
     Государственная поддержка  создания таких организационных  формирований осуществляется в  развитых  промышленных  странах преимущественно в виде специальных программ различных правительственных ведомств (в США это в основном Министерство энергетики  и Национальный Научный Фонд - ННФ).  Так,  в настоящее время ННФ осуществляет четыре программы по организации сотрудничества  научно-исследовательских  учреждений  и промышленных фирм США.
Первая  из них - «Промышленно-университетские кооперативные  исследовательские  центры»  -  реализуется с 1973 г. Она предусматривает создание кооперативных университетско-промышленных центров на базе разработки и реализации крупный исследовательской программы, в которой участвует несколько промышленных фирм и один университет. В 1984 г. в стране насчитывалось более 100 таких центров, причем 20 из них были организованы целиком на средства ННФ. В 1985 г. в рамках  этой  программы ННФ приступил к реализации новой формы кооперации. Возникли  «Центры инженерных исследований», основной целью которой является помощь в повышении их эффективности и конкурентоспособности. Характерно, что государство охотнее использует свою  финансовую  помощь в качестве стимула при создании совместных центров по изучению научно-технических проблем, которые в силу ряда причин не являются достаточно привлекательными для промышленности.
     Вторая  программа начата в 1978 г. и направлена на организацию кооперации промышленности с университетами в выполнении исследовательских проектов, финансируемых ННФ в интересующих правительство областях. Партнерам по совместной исследовательской работе ННФ предоставляет субсидии.
Третья  программа ставит своей задачей  предоставление финансовой помощи отдельным  лицам или фирмам  в  сфере  мелкого бизнеса, обязующимся в  течение полугода провести исследования какой-либо научной идеи.
Наконец,  цель  четвертой  программы  состоит  в развитии фундаментальных знаний о процессе технологических  нововведений и оценке механизма поддержки совместно ведущихся исследований промышленности и университетов.
Косвенные методы, используемые в государственной  инновационной  политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование самих инновационных процессов, а с другой -  на  создание благоприятного  общехозяйственного  и социально-политического климата для новаторской деятельности. Ниже попытаемся  кратко охарактеризовать основные методы, относящиеся к косвенным.
     Либерализация налогового  и  амортизационного законодательства.  Предприниматели  реализуют инновационные процессы с целью получения большей  прибыли.  Склонность  к  предпринимательству  вообще,  инновационному  в  частности,  регулируется уровнем налогообложения прибыли.  Иллюстрируя эту мысль,  венгерский экономист Б.Санто приводит следующую зависимость, учитываемую Министерством промышленности Швеции: «если размер налога  на  прибыль  варьирует  между  0 и 25%,  то склонность к предпринимательству быстро уменьшается, если же налог достигает  50%  от прибыли,  то склонность к инновациям и связанным с ними  капвложениями  практически  исчезает».  Важность   этого инструмента государственного регулирования осознается практически во всех промышленно развитых странах,  и каждая  из  них стремится найти свою оптимальную модель налогообложения прибыли.  В США система налоговых льгот на НИОКР существует с  1981 г.  Налоговая скидка предполагает возможность вычета затрат на НИОКР,  связанных с основной производственной и торговой  деятельностью налогоплательщика, из суммы облагаемого налогом дохода.  До 1985 г. она составляла 25%, в настоящее время - 20%. Подсчитано,  что в целом амортизационные и налоговые льготы покрывают в среднем в США от 10 до 20%  общей суммы затрат  на НИОКР.[11, с.29]
     Законодательные нормы. Они весьма разнообразны и  касаются многих  областей влияния  на инновационную политику.  Например, действующее в США уже около 200 лет патентное право  законодательно  закрепляет  права изобретателей на их открытия - интеллектуальную собственность,  которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение.  Это обстоятельство позволяет изобретателю,  подобно землевладельцу, получать, по определению В.Л.Сажина,  «инновационную ренту» т.е. плату за пользование его изобретением. Такое положение в конечном счете положительно  сказывается на активности научной работы в стране. Антитрестовское законодательство позволяет поддерживать необходимую жесткость конкурентной борьбы - важного фактора стимулирования инновационной активности. Это обстоятельство в определенной  мере обусловливает направленность торгово-валютной политики,  ориентированной на защиту интересов национального капитала в области реализации новшеств внутри страны. Так, в апреле 1987 г.  под давлением Ассоциации электронной  промышленности США администрация Р.Рейгана ввела стопроцентный налог на некоторые виды японской электроники,  ввозимой на американский рынок, что было вызвано повышением импорта электронных изделий из Японии над американским экспортом  соответствующих  товаров на 16,9%.
     Создание  социальной инфраструктуры, включающее формирование единой информационной системы  внутри  страны.  Это  тем более  важно, если учитывать ключевую, связующую  роль информации в процессе реализации инновационного цикла, состоящего из отдельно обособившихся этапов: исследования, разработки, подготовка к производству, производство, сбыт. Обмен информацией между этапами этого цикла играет, без преувеличения, такую же роль, как и ток крови в организме человека.
     При  всем многообразии форм и приемов  стимулирования инновационной деятельности со стороны  государственных  органов  во  всех промышленно развитых странах  прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить  инновационную  политику  в качестве специфического элемента системы государственного регулирования.  Так,  отмечается  согласованность инновационной политики со всеми видами государственной экономической  политики  вообще; это проявляется в использовании единых экономических инструментов государственного воздействия,  соответствующих избранному экономическому курсу. Характерным свойством инновационной политики является также широта воздействия: оно нацеливается  на  предложение  инновационных идей, инициирует начальный спрос на результаты инновационных процессов,  способствует  привлечению в инновационный бизнес финансово-кредитных средств и информационных ресурсов, создает благоприятный для инноваций экономический и политический климат.  Наконец,  общая черта инновационной политики - учет особенностей инновационного процесса: его цикличности,  расчлененности  на этапы, вероятностного характера, высокой степени риска и т.д.
     Национальные  ориентиры инновационной политики проявляются в конкретных моделях, используемых разными странами. Здесь сказывается  неравномерность  экономического  развития стран, проявляющаяся и в сфере инноваций. Вследствие этого возникает необходимость сосредоточивать национальные усилия на ключевых областях науки и техники, - тех, в которых страна  может  добиться  лидирующего  положения на мировом рынке. В частности, выделяют американскую и японскую модели инновационной политики.
     Американская  модель отличается наиболее полной автономией предпринимательства. Ориентировка экономического  развития осуществляется  путем  выделения  особой области, в последнее  время это военная  технология,  куда  государство  вкладывает средства  и тем самым обеспечивает ее технологический приоритет. Так, в 1981-85 гг. в США планировалось выделение 1500 млрд.  долл.  на развитие военно-промышленного комплекса. Результаты и побочные  продукты  военных инноваций становятся важным  источником  инноваций  гражданских. Схожую модель использует и Англия. За последние 5-7 лет доля расходов на  военные исследования в общих затратах на НИОКР возросла здесь с 20-25 до 50%.[11, с. 31]
     Японская  модель  также предполагает создание технологического приоритета, но при этом упор делается  на  конкретные технологии.  За  последние  10  лет  технология строительства больших танкеров была заменена в роли ведущей технологий  изготовления  роботов. Иными словами, на государственном уровне определяются  технологические  преимущества,  которые  должны быть достигнуты, и стимулируется их развитие с тем, чтобы затем переводить на новые технологии все народное хозяйство.
     С усилением международных интеграционных процессов и выработкой  согласованной  экономической политики, свойственной общему экономическому пространству стран, в частности  членов ЕС, появляется новая возможность: разработка единой инновационной  политики на уровне государств-членов сообщества. Выработка единого антимонопольного законодательства;  использование системы ускоренных амортизационных отчислений, которые по существу  являются беспроцентными займами на приобретение новейшей техники; льготное налогообложение расходов  на  НИОКР; поощрение мелкого наукоемкого бизнеса; прямое финансирование предприятий для поощрения нововведений  в  областях  новейших технологий; стимулирование сотрудничества университетской науки  и компаний, производящих наукоемкую продукцию, - вот далеко не полный  перечень  атрибутов  инновационной  политики, проводимой  в  странах европейского сообщества, и открывающих по существу равные возможности для  национальных  предприятий стран-членов ЕС в сфере инновационного бизнеса.<
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.