На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Процесс исследования систем управления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 

                                                                            Стр
     Введение……………………………………………………………………2
    Глава 1 Система управления, как объект исследования ………………..5
    1.1. Система  управления организации…………….……………………...5
    1.2. Виды  систем управления……………………………………………...7
    1.3. Анализ систем управления…………………………………………..12
    Глава 2 Процесс исследования систем управления…………………….14
    2.1. Исследования систем управления…………...………………………14
    2.2. Планирование исследования систем управления…………………..17
    2.3. Этапы исследования………………………………………………….18
     Заключение.………………………………………………………………..24
     Библиографический список……………………………………………....26
     Приложения……….……………………………………………………….28
 

      Введение

     Функционирование современных организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых типовые и могут быть сравнительно просто решены специалистами с помощью обычных технологий  разработки и реализации решений. Для разрешения нетиповых проблем требуются специальные технологии разработки решений и, наконец, решение части проблем может быть не по силам как руководителям, так и специалистам. Набор таких проблем характеризует организацию как одну из самых сложных объектов для изучения и познания. Особый интерес представляет система управления (СУ), ее изучение и совершенствование – постоянная задача руководителя.

     СУ  представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, обеспечивающих процесс целенаправленного управления.
     Анализ  существующих подходов к СУ позволил сформировать для нее общее определение1: Система управления представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. СУ – это сложное образование процессов и явлений, совершенствование которого может идти с различной степенью детализации.
     Итак, тема данной курсовой работы «Процесс исследования систем управления». Всякое исследование представляет собой процесс, который отражает объективные этапы выполнения работы. Процесс исследования систем управления можно представить в виде 14 этапов. Содержание данных 14 этапов будет раскрыто в основной части данной работы.
     В условиях динамичности современного производства и общества в России управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования тенденций и возможностей, без выбора альтернатив и направлений развития.
     Но  для чего же необходимо исследование систем управления? В настоящее время  необходимость проведения исследования систем управления признается всеми. Исследование, изучение системы управления организацией выполняет три основные задачи:
     1) направляет внимание руководителя  на актуальные или перспективные  проблемы, решение которых позволяет  повысить эффективность организации;
     2) углубляет понимание руководителем  регулируемых процессов, а также условий и обстоятельств, в которых действует организация;
     3) позволяет руководителю действовать  более рационально, т.е. экономить  время и ресурсы.
     Чтобы исследование помогло руководителю решить перечисленные задачи, оно  должно быть организовано, т.е. выполняемые действия должны быть упорядочены.
     Для этого необходимо освоить основные понятия, которые применяются при  изучении систем управления. Знакомство с ними поможет руководителю сориентироваться в результатах исследования, квалифицированно и грамотно сформулировать цель исследования. Я постараюсь раскрыть наиболее часто встречаемые термины и объяснить их суть в разрезе той темы, которую я выбрала. Экономическая стабильность организации, ее выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с ее непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде. В общем, процесс исследования систем управления очень важно знать менеджерам всех уровней, именно правильное, последовательное выполнение этапов позволит наиболее эффективно провести исследование, а затем и на основе полученных данных вывести правильное управленческое решение, в конечном итоге обеспечив развитие предприятию.
 

    Глава 1 Система управления, как объект исследования 
     
     

    1.1. Система управления организации 
     
     

     Система управления любой организации является сложной системой, созданной для  сбора, анализа и переработки  информации с целью получения  максимального конечного результата при определенных ограничениях .
     Говоря  об управлении организацией, в частности  предприятием, мы употребляем термин система. Например, производственная система, система материально-технического снабжения, система сбыта, различные обеспечивающие и обслуживающие системы. Почему? Прежде всего, потому, что любой объект мы рассматриваем с точки зрения кибернетики и тем самым пытаемся понять его цели, из каких элементов он состоит, как он функционирует рассматриваем любой конкретный объект, в том числе и предприятие как систему.
     Во-первых, надо определиться, что же такое  система. Существуют два определения  этого понятия. Они взаимодополняют друг друга, хотя и могут использоваться по отдельности. Оба этих определения значимы для исследования систем управления предприятиями.
     Первое: система это взаимосвязанная совокупность элементов. Такое представление широко распространено, но оно пригодно лишь для тех специалистов, которые сами не создают системы, а участвуют в качестве исполнителей.
     Руководитель  создает, а исследователь формирует системы сам. Руководитель активный деятель производства, поэтому такое определение системы ему мало подходит, оно его дезориентирует. Исследователю и руководителю полезнее другое определение системы. Структурную формулу второго представления о системе представим следующим образом:
     В отечественной литературе такое  представление системы идет от А.И. Берга и Ю.И. Черняка. Это очень  значимое для руководителя представление. Оно в явном виде выделяет конструктора системы, коим и является руководитель. Это представление ясно фиксирует, что правила, отношения и связи между элементами системы устанавливает руководитель в сфере своей компетенции.
     Система это способ видения мира, пространства деятельности. Следовательно, она может  быть организована в различных конфигурациях. Это зависит от знаний и умений того, кто ее формирует, от его мировоззренческой позиции, от способности различать процессы, объекты, явления в различных ситуациях. На производстве системы формируют руководители.
     Есть  еще представление системы. В настоящее время можно выделить, по крайней мере, пять типов системных представлений: микроскопическое, функциональное, макроскопическое, иерархическое и процессуальное.2
     Каждое  из указанных представлений системы  отражает определенную группу ее характеристик.
      Микроскопическое представление системы основано на понимании ее как множества наблюдаемых и неделимых величин (элементов). В принципе абсолютно неделимых элементов нет, однако в каждом конкретном случае проектирования системы элемент принимается неделимым. Структура системы фиксирует расположение выбранных элементов и их связи.
      Под функциональным представлением системы понимается совокупность действий (функций), которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы.
      Макроскопическое представление характеризует систему как единое целое, находящееся в «системном окружении» (среде). Это означает, что реальная система не может существовать вне системного окружения (среды), а окружающая среда представляет собой ту систему, в рамках которой выбраны интересующие нас объекты. Следовательно, система может быть представлена множеством внешних связей со средой.
      Иерархическое представление основано на понятии «подсистема» и рассматривает всю систему как совокупность подсистем, связанных иерархически.
      И, наконец, процессуальное представление характеризует состояние системы во времени.
 
 
 
     1.2. Виды систем управления 
 
 

     Существуют  несколько видов систем управления. Это непосредственно влияет на процесс  исследования систем управления. Исследование систем управления, как правило, осуществляется с практической целью, а именно для того, чтобы выбрать наилучший вариант и освоить его в какой-либо организации. Окончательный вывод о том, что выбор сделан правильно, возможен только после некоторого опыта применения системы управления.
     Как следует из названия данного раздела, необходимо соотнести системы управления с подходами к их исследованию. Здесь уместно вспомнить, что  искусственные классификации разрабатываются  для конкретных применений. Соответственно классификация систем управления относится к искусственным классификациям.
     Рассмотрим три вида систем управления организациями, соответствующих трем подходам к сущности управления: организация, как система; организация, как бюрократическая система и организация, как социальная технология.
     1.Организация-система. Различают два вида систем: закрытые и открытые. Закрытые системы характеризуются преимущественно внутренними связями и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала и учредителей.3 Открытые системы характеризуются открытым характером связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее. Они энергично обмениваются с ней информацией, энергией, материалами. Активное взаимодействие позволяет им выживать и развиваться. Менеджмент как стиль управления формирует и имеет дело с открытыми системами.
     Система управления такого вида рассматривается  как подсистема фирмы, компонентами которой являются прежде всего группы взаимодействующих людей, руководителей  среднего и нижнего звена, т.е. менеджмент фирмы, а также оборудование, документация и другие компоненты.
     При исследовании под компонентами системы понимают входы, процессы или операции, выходы системы, а также персонал, финансы, технические средства, документы. Основные функции системы управления состоят в восприятии проблем организации (входов), а также выполнении действий (операций, процессов), результатом которых являются решения (выходы). При этом система управления представляется как набор, множество операций. Операция - это последовательность действий по обработке входов системы. На основе такого представления системы управления можно классифицировать по их рабочим характеристикам с точностью, достаточной для уверенности в правильности выбора лучшей из ряда вариантов.
     Принято, что решения, принимаемые в системе управления, должны увеличивать прибыль организации или оптимизировать некоторую функцию всех ее входов и выходов. При этом считается, что система управления придает организации способность адаптироваться (приспосабливаться, подстраиваться) к внешней среде (окружению организации), а также способность к обучению, самоорганизации (саморегулированию). В целом выходом (продуктом) системы управления считается суммарная отдача решений в год, например величина прироста прибыли, которая возникла в результате деятельности менеджмента фирмы.
     2. Организация - бюрократическая система. При исследовании бюрократических систем управления изучают цели и задачи подразделений, четкость их разделения и степень выполнения. Если подразделение достигает целей, выполняет задачи, то считается, что руководитель работает успешно. Он поощряется, например окладом или переводом на вышестоящую должность.
     Особенности рациональной бюрократии:4
     1) четкое разделение труда, способствующее  появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности, а также высокой производительности труда;
     2) иерархичность уровней управления, где каждый нижестоящий уровень  контролируется вышестоящим и  подчиняется ему;
     3) наличие системы формальных правил  и стандартов, что способствует скоординированности различных задач;
     4) найм на работу в строгом  соответствии с квалификационными  требованиями и соответственно  защищенность должности от низкой  квалификации специалиста, который  ее занимает, а сотрудников от  произвольных увольнений.
     Ограничения бюрократической организации обусловлены  негибкостью в поведении, обычно из-за преувеличения значимости правил, стандартов, процедур технологии управления. Жесткое поведение такой системы  управления проявляется как по отношению  к внешней среде, так и внутри организации.
     Бюрократическая организация состоит из подразделений. В каждое подразделение назначается  руководитель, который наделяется правом устанавливать методы работы персонала. Размер подразделения, например число  работников, является основным показателем при определении числа руководителей.
     Властные  полномочия осуществляются с помощью  иерархической структуры командования и подчинения. Функция выработки  решений ограничивается определением полномочий и ответственности руководителей. Например, указываются полномочия в финансовых средствах, в том числе величина и характер расходов, которые имеет право утверждать руководитель.
     3. Организация - социальная технология. Социальная технология -это способ освоения социального пространства и поддержания в нем социального равновесия. 5Особенно развилось такое направление в рассмотрении организаций в последнее время. Известны различные способы освоения социального пространства: традиция; интуиция; организованная социализация, например семья, образование, деятельность. Под социализацией понимается процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм, целевых установок, образцов поведения, которые соответствуют культуре общества. Освоение этих норм и знаний позволяет человеку действовать в качестве активного субъекта общественных отношений. Для взрослого человека основной способ социализации - это социализация через деятельность, труд.
     Актуальность  такого подхода к менеджменту  вызвана особенностями сложившейся  глобальной цивилизационной ситуации. Можно выделить следующие ее особенности. К середине XX века энергетические, вещественные технологии, прикладные знания поддержания равновесия жизнедеятельности общества стали обновляться по несколько раз в пределах одного поколения. В силу этого снизилась их роль как средства социализации, как способов социального наследования поведения и управления развитием социального пространства. В этой связи в 60-80-е годы Запад переживал информационную, управленческую и концептуальную революции. На этом новом базисе теперь происходят коренные изменения в бизнесе, науке, образовании, социальной организации общества, а также рост экономики и конкурентоспособности наций.
     В основе такого подхода к описанию систем управления лежит представление  о том, что приоритетным в организации является человеческий ресурс, интеллектуальная собственность и управленческие ноу-хау. Осуществляется переход к наукоемким социальным технологиям. Они обеспечивают социальное наследование на основе научных данных и информатизации социального пространства, а не на основе интуиции и традиций, как прежде. Именно в этой связи актуально изучение дисциплины "Исследование систем управления".
     1.3. Анализ системы управления 
 
 

     Прежде  чем регулировать какой-либо процесс, необходимо изучить его, знать основные стадии его развития, взаимосвязь между стадиями, характеристики компонентов. Изучение системы управления - это анализ взаимосвязи и взаимодействия составляющих системы и их вклада в достижение цели организации.6
     Обычно  анализ системы управления содержит следующие этапы:
     а) выбор масштаба детализации процесса управления, например на уровне отделов, цехов или на уровне рабочих мест;
     б) выбор аспектов, которые должны быть определены и проанализированы, например экономический аспект управления, социальный, правовой и другие;
     в) выбор способа, техники отображения  системы;
     г) описание системы управления;
     д) анализ, оценка и представление на утверждение документации, содержащей характеристики системы.
     В современных условиях такой анализ целесообразно производить с помощью компьютерных технологий. На рынке информационных технологий появляются программные продукты, которые дают возможность менеджеру осуществлять описание и моделирование производственных и хозяйственных процессов, минуя посредников, например, в лице аналитиков, программистов. Эти программные продукты предназначены для реинжиниринга (реорганизации) производств.
     Обычно  они содержат графический объектно-ориентированный язык для описания моделей и проектов, средства анимации и имитационного моделирования реконструируемых процессов, методы искусственного интеллекта для представления экспертных знаний о реальных процессах. Эти средства позволяют моделировать и реконструировать бизнес-процессы руководителям соответствующего уровня без посредников в лице программистов, аналитических служб и т.п.
 

    Глава 2 Процесс исследования систем управления 
     
     

    2.1. Исследование систем управления 
     
     

     Процесс исследования осуществляется в рамках управляемой системы и управляющих  подсистем, следовательно, касается всех аспектов деятельности организации. Исследованию подлежат сильные и слабые стороны организации, процесс производства и сбыта (на предприятии), финансовое состояние, службы маркетинга. персонал, а также организационная культура.
     Исследование  систем управления это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.7 В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала и в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. Иногда для проведения исследования приглашают консультационные фирмы. Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. Исследования систем управления могут быть различными как по целям, так и по методологии их проведения.
     Всякое  исследование представляет собой процесс, который отражает объективные этапы выполнения работы. Процесс исследования систем управления состоит из 14 этапов.
     
     Первый  этап - обнаружение проблемы состоит из комбинации и последовательности различных операций выявления проблемы, ее формулировки, оценки и обоснования, переводе проблемы на научный язык.
     На  втором этапе происходит выбор метода сбора данных в зависимости от типа исследования и используемых методов  оценки точности и достоверности  его результатов, затрат времени  и финансовых средств на исследования, возможностей проведения нескольких вариантов исследования и проверки их результатов.
     Анализ  данных на третьем этапе позволяет  правильно выбрать структуру  информации, собрать конкретные данные в эту структуру. При разработке структуры данных надо отделить существенную информацию от несущественной.
     Диагностика проблемы позволяет установить причины ее возникновения, уровень иерархии системы управления, на котором возникла и может быть устранена проблема.
     Цель  исследования системы достигается  тем состоянием объекта управления в будущем, в которое его можно будет привести с помощью комплекса управляющих воздействий, найденных при исследовании системы. Критерий оценки эффективности работы системы позволяет оценить качество решения проблемы и степень достижения поставленных целей. Разработка (генерация) вариантов решения проблемы может быть осуществлена как интуитивно, эвристически, так и с помощью модели. До применения управляющих воздействий необходимо оценить последствия применения каждого варианта управляющих воздействий на систему.
     Верификация прогноза - это оценка функциональной полноты, точности и достоверности прогноза. Проведение верификации необходимо, так как в противном случае управляющее воздействие на систему может привести к нежелательным последствиям. Обычно первые девять этапов исчерпывают теоретический аспект исследования системы управления.
     Следующие этапы процесса исследования представляют собой процесс внедрения результатов  исследования в управление системой. Решение об изменении работы системы  управления согласно с предложенными  исследователями управляющими воздействиями осуществляется руководством предприятия, фирмы.
     После принятия решения устанавливают  основные положения (программирование) для изменения работы организации, которые затем детально разрабатываются  в виде директив (планов) для целенаправленной деятельности по реализации нового управления. Все директивы, составляющие решение проблемы, доводятся до исполнителей, и под контролем в точно обозначенные сроки происходит исполнение найденного в результате исследования системы управления решения.
     2.2. Планирование исследования системы управления 
 
 

     Планирование  исследования системы управления включает следующие этапы:8
     1) предварительное описание системы  управления на основании изучения  документов и интервью с руководителями, с целью выявления круга проблем организации, интересов ее менеджмента;
     2) формулировка целей исследования  системы управления, условий и  необходимых ресурсов;
     3) разработка и утверждение у  заказчика задания на проведение  исследования;
     4) сбор необходимых данных;
     5) описание системы управления и фиксация проблемных областей;
     6) моделирование системы управления  и выявление проблем ее адаптации  или развития;
     7) разработка рекомендаций по решению  проблем управления или реорганизации  системы управления;
     8) обсуждение проблем и рекомендаций  по их решению с менеджерами  организации;
     9) адаптация рекомендаций к возможностям  менеджмента и персонала организации;
     10) сопровождение реализации рекомендаций, необходимые консультации с менеджерами  организации. 

     2.3. Этапы исследования 
 
 

     Методология исследования систем управления основывается на разумной организации деятельности руководителей и менеджеров предприятия по рационализации системы управления. Она предполагает определение целей, предмета исследований, границ исследования, выбор средств и методов исследований, средств (ресурсов) и этапов проведения исследовательских работ. Любое исследование осуществляется в несколько этапов.
     На  первом этапе необходимо выявить  потребности в исследовании, проанализировать проблемы, стоящие перед конкретной системой управления, выбрать из них  главную, определяющую важность и первостепенность проведения исследования. Для этого проблема должна быть четко сформулирована.
     Под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого объекта (например, производства продукции) желаемому или заданному (запланированному).9 Именно в связи с отклонением от плановых (или нормативных) состояний, которое отмечается в определенный момент времени или прогнозируется на будущее, и возникают чаще всего проблемы в организациях. Но их источником может быть и изменение самих целей или нормативов. Например, если в результате анализа информации о продажах изделия руководство предприятия принимает решение о снятии его с производства и переключении на другой вид продукции, это может радикально изменить целевые установки всех подразделений, связанных с данными видами продукции. Менеджеры должны заново составить планы, найти и перераспределить ресурсы, организовать обучение персонала и т.д.
     Совершенно  очевидно, что введение изменений, требующих  для реализации ресурсов и времени, должно быть обосновано анализом факторов, оказывающих воздействие на состояние и положение организации.
     Совокупность  факторов и условий, вызывающих появление той или иной проблемы, называется ситуацией, а рассмотрение проблемы с учетом воздействующих на нее ситуационных факторов позволяет описать проблемную ситуацию.10 Описание проблемной ситуации, как правило, содержит две части: характеристику самой проблемы (места и времени ее возникновения, сущности и содержания, границ распространения ее воздействия на работу организации или ее подразделений и ситуационные факторы, ведущие к появлению проблемы (они могут быть внешними и внутренними по отношению к организации).
     Внутренние  факторы в наибольшей мере зависят от самого предприятия. К ним относят: цели и стратегию развития, состояние портфеля заказов, структуру производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ. Внутренние факторы влияют на систему управления и в значительной степени способствуют достижению стоящих перед ней целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов одновременно вызывает необходимость срочного принятия мер, направленных на сохранение равновесного состояния системы.
     Например, если произошло изменение стратегического  направления в развитии организации, необходимо определить, как это отразится на деятельности таких подсистем, как производство и выпуск новой продукции, управление персоналом и др. Иными словами, управляющая систем должна разработать план организационных мероприятий, направленных на достижение целей новой стратегии развития.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.