На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти готовые бесплатные и платные работы или заказать написание уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов по самым низким ценам. Добавив заявку на написание требуемой для вас работы, вы узнаете реальную стоимость ее выполнения.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Быстрая помощь студентам

 

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Иностранные инвестиции и их роль в национальной экономике

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА 

на тему: Иностранные инвестиции и их роль в национальной экономике 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2010 

 


                                                          РЕФЕРАТ 

Курсовая  работа: 37 с, 1 табл., 2 рис., 16 источников. 

ИНВЕСТИЦИИ, ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС,
ИНВЕСТИЦИОННАЯ  ПОЛИТИКА.
     Объект  исследования – инвестиции.
     Предмет исследования – инвестиции и инвестиционная деятельность в Республике Беларусь.
     В работе рассмотрены сущность инвестиций и инвестиционной деятельности, их виды и особенности, государственная инвестиционная политика и пути ее совершенствования.
     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней материал правильно и  объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                               СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………….4
1. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности

1.1 Экономическая сущность инвестиций и их виды…………………….6

1.2  Инвестиционная деятельность: виды, этапы и ее значение………..10
      Инвестиционная политика Республики Беларусь
                2.1 Общая характеристика инвестиционной политики государства…....13
     2.2 Правовое регулирование инвестиционной деятельности.
Основные положения Инвестиционного кодекса республики Беларусь…19
    Инвестиционная деятельность Республики Беларусь
    3.1  Инвестиционный климат Республики Беларусь…………………....23
    3.2 Инвестиционная деятельность государства на современном этапе. Успешные инвестиционные проекты……………………………………….27
    3.3 Пути улучшения инвестиционного климата в РБ…………………..32
Заключение……………………………………………………………………34
Список использованных источников………………………………………...36
Приложение А………………………………………………………………….38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             ВВЕДЕНИЕ 

      Об  инвестициях и их роли в экономике  сказано уже не мало. Инвестиционный процесс является одним из основных факторов функционирования экономической системы, определяющих возможности технологического развития и эффективность материального производства.
      Принятие  инвестиционного решения невозможно без учета следующих факторов: вид инвестиции, стоимость инвестиционного проекта, ограниченность финансовых ресурсов, риск, связанный с принятием того или иного решения и так далее. И всё же ключевую роль в этом процессе играет оценка инвестиционной привлекательности. Чем сложнее ситуация в стране, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата и выявления инвестиционной политики государства.
Проблема привлечения  иностранных инвестиций в белорусскую  экономику существует многие годы и продолжает сохранять свою научную и практическую значимость до настоящего времени. Несмотря на активизацию деятельности иностранных инвесторов в экономике РБ, страна проигрывает конкуренцию многим государствам по объемам привлекаемого зарубежного капитала.
Актуальность  темы курсовой работы очевидна, так  как в последние годы центральной  проблемой белорусской экономики  является острая нехватка инвестиционных (финансовых) ресурсов. РБ находится  на пути нового экономического курса  и в его основу положена модель социально ориентированной рыночной экономики, позволяющей сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения. А всё это невозможно без активного привлечения иностранных инвесторов на белорусский рынок.
Целью данной работы является оценка состояния инвестиционного климата Беларуси на современном этапе и перспектив изменений инвестиционного климата в и его активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.
Задачами данной работы являются изучение понятий инвестиций и инвестиционной деятельности, исследование аспектов правового регулирования инвестиционной деятельности  в Республике Беларусь, проведение исследования инвестиционного климата Беларуси.
В работе использована литература как отечественных (Поплыко В.И.), так и зарубежных авторов (Подшиваленко Г.П.,  Зимин А.И., Чиченов М.В.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Сущность инвестиций  и инвестиционной  деятельности
1.1 Экономическая сущность инвестиций и их виды 

Термин  «инвестиция» происходит от латинского слова investire — облачать. В рамках централизованной плановой экономики он не использовался, а речь всегда шла о капитальных вложениях, т.е. о затратах, направляемых на воспроизводство основных фондов, их увеличение и совершенствование.
    Под инвестициями понимается совокупность затрат, реализуемых в форме целенаправленного вложения капитала на определенный срок в различные отрасли и сферы экономики, в объекты предпринимательской и других видов деятельности для получения прибыли (дохода) и достижения как индивидуальных целей инвесторов, так и положительного социального эффекта [4, с.7].
Наиболее  важными и существенными признаками инвестиций являются:
• осуществление  вложений лицами (инвесторами), которые  имеют собственные цели, не всегда совпадающие с общеэкономической  выгодой;
• потенциальная  способность инвестиций приносить доход;
• определенный срок вложения средств (всегда индивидуальный);
• целенаправленный характер вложения капитала в объекты  и инструменты инвестирования;
• использование  разных инвестиционных ресурсов, характеризующихся  спросом, предложением и ценой, в процессе осуществления инвестиций;
• наличие риска вложения капитала. [4, с.8]
Средства, предназначенные для инвестирования, в своей подавляющей массе  выступают в форме денежных средств. Кроме того, инвестиции могут осуществляться в натурально-вещественной (машины, оборудование, технологии, паи, акции, лицензии, любое другое имущество и имущественные права, интеллектуальные ценности) и смешанной формах. Экономическая природа инвестиций состоит в опосредовании отношений, возникающих между участниками инвестиционного процесса по поводу формирования и использования инвестиционных ресурсов в целях расширения и совершенствования производства. Поэтому инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важных функций, без которых невозможно развитие экономики.
Для осуществления  инвестиционной деятельности как на макро-, так и  на микроуровнях необходимо детально представлять существующие виды и типы инвестиций. Все инвестиции можно классифицировать по различным  признакам:
В зависимости от объектов вложения капитала выделяют реальные и финансовые инвестиции.
Под реальными инвестициями понимают вложение капитала в создание активов, связанных с осуществлением операционной деятельности и решением социально-экономических проблем хозяйствующего субъекта. Предприятие-инвестор, осуществляя реальные инвестиции, увеличивает свой производственный потенциал — основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные средства.
К реальным инвестициям  относятся вложения:
1) в  основной капитал;
2) в материально-производственные запасы;
3) в  нематериальные активы.
В статистическом учете и экономическом анализе  реальные инвестиции называют еще капиталообразующими. Капиталообразующие инвестиции включают в себя следующие элементы:
• инвестиции в основной капитал;
• затраты на капитальный ремонт;
•инвестиции на приобретение земельных участков и объектов природопользования;
• инвестиции в нематериальные активы (патенты, лицензии, программные продукты, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки);
• инвестиции в пополнение запасов материальных оборотных средств.
Основное  место в структуре капиталообразующих инвестиций занимают инвестиции в основной капитал. В них входят затраты  на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий, жилищное и культурно- бытовое строительство.
Финансовые  инвестиции — это вложение капитала в различные финансовые инструменты, прежде всего в ценные бумаги, а также в активы других предприятий. При их осуществлении инвестор увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды и другие доходы. Финансовые инвестиции имеют либо спекулятивный характер, либо ориентированы на долгосрочные вложения.
К финансовым инвестициям относятся вложения:
• в акции, облигации, другие ценные бумаги, выпущенные как
частными  предприятиями, так и государством, местными органами
власти;
• в иностранные валюты;
• в банковские депозиты;
• в объекты тезаврации.
Финансовые  инвестиции лишь частично направляются на увеличение реального капитала, большая их часть — непроизводительное вложение капитала. В классической модели рыночного хозяйства преобладающими в структуре финансовых инвестиций являются частные инвестиции.
По  приобретаемому инвестором праву собственности  инвестиции подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые  инвестиции — это форма вложения, которая дает инвестору непосредственное право собственности на ценные бумаги или имущество.
Косвенные инвестиции представляют собой вложения в портфель (набор) ценных бумаг или имущественных ценностей. В этом случае инвестор будет владеть не требованием к активам той или иной компании, а долей
в портфеле.
По  периоду инвестирования различают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные инвестиции.
Долгосрочные  инвестиции — это вложения капитала на период от трех и более лет, среднесрочные инвестиции — вложения от одного до трех лет, краткосрочные инвестиции — вложения на период до одного года.
По  региональному признаку выделяют внутренние (отечественные) и внешние (зарубежные) инвестиции.
Внутренние инвестиции осуществляются в объекты инвестирования, находящиеся внутри страны;
внешние инвестиции— в объекты инвестирования, находящиеся за ее пределами. Сюда же относится приобретение различных финансовых инструментов: акций зарубежных компаний или облигаций других государств.
По  формам собственности  используемого инвестором капитала инвестиции подразделяют на частные, государственные, иностранные и совместные.
Частные инвестиции представляют собой вложения капитала физическими и юридическими лицами негосударственной формы собственности.
К государственным инвестициям относят вложения капитала, осуществляемые центральными и местными органами власти и управления за счет бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств, а также вложения, осуществляемые государственными предприятиями за счет собственных и заемных средств.
Иностранные инвестиции — вложения капитала нерезидентами (как юридическими, так и физическими лицами) в объекты и финансовые инструменты другого государства.
Совместные  инвестиции осуществляются совместно субъектами страны и иностранных государств. [15, с.11] 
 
 
 

1.2 Инвестиционная деятельность: цели, этапы и ее  значение 

Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в  производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.[4, ст. 9]
  Инвестиционная  деятельность представляет собой  один из наиболее важных аспектов  функционирования любой коммерческой  организации.  Причинами, обусловливающими необходимость инвестиций, являются обновление имеющейся материально-технической базы, наращивание объемов производства, освоение новых видов деятельности.
  Объектами инвестиционной деятельности в Республике Беларусь являются:
•  недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
•  ценные бумаги;
• интеллектуальная собственность.
  Субъектами инвестиционной деятельности являются:
• инвесторы (заказчики);
• подрядчики (исполнители работ);
•  пользователи объектов инвестиционной деятельности;
•  юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации);
•  граждане Республики Беларусь;
• иностранные юридические и физические лица, государства и международные организации.
    В качестве инвесторов могут выступать:
• правительство страны и правительство субъекта федерации;
• органы местного самоуправления, муниципалитеты;
• отечественные предприятия, предпринимательские объединения и другие юридические лица, наделённые их уставами необходимыми правами;
• совместные белорусско -зарубежные предприятия и организации;
• зарубежные предприятия и организации;
• отечественные и зарубежные физические лица;
• иностранные государства;
• международные организации [2, с.16]
   Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:
•  создание юридического лица;
•  приобретение имущества или имущественных прав, а именно:
• доли в уставном фонде юридического лица;
•  недвижимости;
•  ценных бумаг;
•  концессий;
•  оборудования и других основных средств [4, ст.7].
     Целями инвестирования могут быть:
• стремление компании к увеличению прибыли
• расширение масштабов деятельности компании
• стремление к престижу. Общественному влиянию, власти
• решение социальных задач, например сохранение и увеличение рабочих мест, снижение уровня безработицы, повышение культурного и образовательного уровня людей.
• решение экологических проблем и т.д.
   Четко и конкретно сформулированные цели инвестирования упрощают решение задач, связанных с выбором направления инвестирования, повышают эффективность их достижения. Среди направления инвестировании могут быть взаимозависимые инвестиции, независимые друг от друга инвестиции, а также взаимоисключающие (альтернативные) инвестиции.[10, с.8]
   Среди множества факторов, определяющих инвестиционную деятельность, можно выделить следующие:
• финансово-экономические;
• социально-политические;
• научно-технические;
• демографические;
• правовые факторы.
  Рассматривая финансово-экономические факторы, влияющие на инвестиционную деятельность, следует отметить: наличие значительного налогового пресса на бизнес-деятельность; недостаточную развитость и надежность банковской системы; монопольно высокие цены на энергетические ресурсы; инфляцию.
Не менее негативно  влияют на инвестиционные процессы неразвитость среднего класса, расслоение населения  по доходам и собственности, недостаточный  жизненный уровень, безработица, несвоевременная  выплата заработной платы, коррупция  и высокий уровень криминализации в экономической сфере.Все эти факторы препятствуют привлечению инвестиций – как отечественных, так и иностранных.
На инвестиционный процесс оказывают влияние правовые факторы. К ним можно отнести  недостаточно проработанную правовую базу, которая детально регламентировала бы правовые отношения хозяйствующих субъектов в инвестиционной сфере; частую сменяемость отдельных законодательных актов, а также недостаточный уровень их исполнения.
К факторам, положительно влияющих на инвестиционный процесс, можно отнести укрепление отечественной валюты,  совершенствование банковской системы, рост доходов населения, развитие информационных технологий.
Наиболее существенный фактор, способный эффективно повлиять на инвестиционный процесс в настоящее  время – это формирующийся и развивающийся слой отечественных специалистов, способных эффективно работать в условиях рыночной экономики.[3, с.14] 
 
 
 

Инвестиционная политика Республики Беларусь
2.1. Характеристика инвестиционной политики Республики Беларусь 

     Важнейшим направлением государственной экономической политики Республики Беларусь в настоящее время является создание в республике благоприятного инвестиционного климата для привлечения иностранных инвестиций.
      В этих целях Президентом Республики Беларусь принят ряд Указов, правовых актов, направленных на радикальную либерализацию экономики и повышение инвестиционной привлекательности страны. Эти и запланированные последующие шаги предпринимаются для достижения поставленной Главой государства цели – войти в число первых 25 стран в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса. Особо следует выделить следующие документы:
     1. С целью привлечения инвестиций (в первую очередь, зарубежных) в экономику страны, увеличения объемов экспорта, внедрения новых технологий, развития импортозамещающих производств в период 1996-2002 гг. в соответствии с законом от 7 декабря 1998 года "О свободных экономических зонах" на территории Республике Беларусь были созданы шесть свободных экономических зон (СЭЗ «Брест» создана в 1996 г., СЭЗ «Минск» (1998г.), СЭЗ «Гомель-Ратон» (1998г.), СЭЗ «Витебск» (1999г.), СЭЗ «Могилев» (2002г.) и СЭЗ «Гродноинвест» (2002 г). [8]
      2 . Указом от 31 декабря 2007 г. № 703 Глава государства расширил перечень льгот в части освобождения от обложения таможенными пошлинами товаров, ввозимых резидентами Парка высоких технологий.
      3. Главой государства 28 января 2008 г. подписан ряд документов, целью принятия которых является дальнейшая последовательная либерализация внешней торговли. Так, указом № 40 введен статус «добросовестный участник внешнеэкономической деятельности». Его обладатели получат возможность в упрощенном порядке ввозить товары для своих производственных нужд и при необходимости использовать их сразу же в производство без таможенной очистки – соответствующие таможенные процедуры будут осуществляться по заявительному принципу без предъявления товара в таможню.
3 . Важным шагом на пути к улучшению ситуации в решениях вопросов связанных с землей является принятие  нового земельного кодекса, в 2009 г. В частности кодекс создает основания для развития рынка недвижимого имущества посредством предоставления возможности приобретения права собственности на землю, использования ее в качестве залога для получения банковского кредита. Кроме того, принятие документа значительно снизит инвестиционные риски лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков, связанные в настоящее время с необходимостью подготовки дорогостоящей строительной документации и возможным отказом в предоставлении земельных участков.
      4. Указ № 42 от 28 января 2008 г. расширяет перечень льгот резидентам свободных экономических зон и предоставляет им гарантии неизменности специального правового режима налогообложения. Для уже зарегистрированных в СЭЗ резидентов такие гарантии будут действовать до 31 марта 2015 года, для новых – в течение семи лет с даты их регистрации в СЭЗ. Данным Указом также расширяются полномочия администраций СЭЗ: теперь они самостоятельно смогут принимать решение о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве резидентов СЭЗ при реализации ими проектов с заявленной суммой инвестиций свыше 1 млн. евро.
      5. Дополнительно защитить права белорусских и иностранных инвесторов, оградить их деятельность от чрезмерного вмешательства со стороны государственных органов призвана отмена Указом Президента Республики Беларусь от 4 марта 2008 г. № 144 особого права государства на участие в управлении хозяйственными обществами, т.н. «золотой акции».
    6.  В 2009 году продолжено совершенствование законодательной базы: Декрет Президента Республики Беларусь “О дополнительных условиях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь” от 6 августа 2009 г. № 10 и Указ Президента Республики Беларусь “О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь” от 6 августа 2009 г. № 413. Декрет предусматривает формирование трехуровневой системы инвестиционных договоров. На первом уровне инвестиционный договор заключается на основании решения облисполкома или профильного ведомства. На втором уровне инвестиционный договор заключается на основании решения Правительства Республики Беларусь. На третьем уровне инвестиционный договор заключается на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь при предоставлении инвестору льгот и преференций.
данный Декрет предполагает дополнительные условия  для реализации инвестиционного  проекта. В частности, предусматривается:
• право на строительство инвестиционных объектов параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением последующих этапов строительства;
• упрощение режима получения земельных участков, который включает аренду без процедуры проведения аукциона, без взимания платы за заключение договора аренды с фиксированным размером арендной платы за земельный участок;
• освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель;
• освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему для объектов инвестиционного проекта. Перечень товаров согласуется с органом госуправления;
• освобождение от целевых сборов в местные бюджеты.
Указом №413 вводится новый институциональный механизм осуществления инвестиционной деятельности – инвестиционные агенты. Статус инвестиционного  агента могут получить как юридические, так и физические лица, способные проводить подготовку инвестиционных проектов к реализации, и вести переговоры с потенциальным инвестором. Введение данного института еще раз свидетельствует о том, что Республика Беларусь открыта для инвесторов и готова к инвестиционному сотрудничеству. [8]
           7. Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа  
2009 г. № 10 ”О дополнительных условиях реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь“.

     Инвестор, после заключения и регистрации  в установленном порядке инвестиционного договора, при реализации инвестиционных проектов имеет право на:
      строительство объектов с параллельным проектированием последующих этапов данного строительства;
     • предоставление земельных участков без проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка требуемого размера для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с оформлением необходимых документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству. - освобождение от перечисления платы за право заключения договора аренды земельного участка;
     • освобождение от возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель для реализации инвестиционного проекта, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов. [13]
      8. Изменения, направленные на стимулирование рынка ценных бумаг, были внесены в налоговое законодательство. Снижена ставка
налога  на доходы от операций санкциями и облигациями, а также освобождены от налогообложения доходы от операций с корпоративными облигациями юридических лиц Республики Беларусь, выпущенными в период с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2013 г. Произошли и другие позитивные сдвиги в сокращении налоговой нагрузки на экономику страны. В частности, снижены налоговые ставки в рамках упрощенной системы налогообложения. Осуществлен переход от ежемесячной к
ежеквартальной  периодичности исчисления и уплаты ряда налоговых платежей. Приняты меры по снижению налоговых ставок по ряду платежей.
       9. Главой государства подписан Указ от 25 мая 2010 г., которым предусмотрено повышение статуса существующего РУП «Национальное инвестиционное агентство», путем подчинения его Правительству республики и преобразования в государственное учреждение «Национальное агентство инвестиций и приватизации» (далее - Агентство).
     Основными задачами Агентства является совершенствование работы по привлечению инвестиций, обеспечение эффективного взаимодействия инвесторов с органами государственного управления, оказание услуг по сопровождению реализации инвестиционного проекта, создание положительного инвестиционного имиджа страны, а так же эффективного проведения приватизационных процессов в Беларуси, которые позволят достичь основной цели – увеличения притока иностранного капитала в экономику республики. Новое Агентство станет «одним окном» для инвестора, где он сможет получить полный пакет услуг: от консультирования и информирования до непосредственного сопровождения реализации инвестиционного проекта, обеспечит эффективное взаимодействие инвестора с органами госуправления.[9]
    Сегодня в Беларуси сформированы благоприятные правовые условия для деятельности инвесторов. Республика Беларусь – единственная страна среди стран СНГ, принявшая в 2001 году Инвестиционный кодекс – основополагающий документ, регулирующий национальные и иностранные инвестиции. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь защищает права собственности отечественных и иностранных инвесторов, обеспечивает благоприятные условия их деятельности. Кодексом установлены права инвесторов на получение государственной поддержки при реализации проектов, имеющих значение для государства, предусмотрены льготы при выделении кредитных ресурсов под гарантии правительства. Дополнительные гарантии зарубежным инвесторам предоставляются в рамках двусторонних соглашений Республики Беларусь с другими странами (см. приложение А). Республика Беларусь является участницей многосторонних договоров, в том числе Конвенции о разрешении инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств от 18.03.1965, Конвенции об учреждении многостороннего агентства инвестиционных гарантий от 11.10.1985. [8]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Правовое регулирование  инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. Основные положения инвестиционного кодекса Республики Беларусь
    Основу  правового регулирования инвестиционной  деятельности составляет Инвестиционный  кодекс Республики Беларусь, принятый 22 июня 2001года. Он определяет общие правовые условия осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь и направлен на ее стимулирование и государственную поддержку, а также на защиту прав инвесторов на территории Республики Беларусь.[4]
Рассмотрим основные положения инвестиционного кодекса Республики Беларусь:
  Инвестиции
Под инвестициями понимаются любое имущество, включая  денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве  собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. [4, ст. 1]
  Иностранный инвестор 
Иностранными  инвесторами в Республике Беларусь признаются: иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов; международные организации; иностранные юридические лица; иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; иностранные граждане; физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.
Особенности регулирования деятельности иностранных  инвесторов определяются настоящим Кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь. [4, ст. 3]
  Объекты инвестиций 
Объектами инвестиционной деятельности являются: недвижимое имущество, в том числе  предприятие как имущественный комплекс; ценные бумаги; интеллектуальная собственность.
Законодательными  актами Республики Беларусь определяются объекты, находящиеся только в собственности  Республики Беларусь, что не исключает  инвестиционной деятельности в отношении этих объектов.
Законодательными  актами Республики Беларусь устанавливается  перечень объектов, в отношении которых  запрещено осуществление инвестиционной деятельности инвесторам, за исключением  Республики Беларусь. [4, ст. 4]
  Формы инвестиционной деятельности
 Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах: создание юридического лица; приобретение имущества или имущественных прав, а именно: доли в уставном фонде юридического лица, включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица; недвижимости; ценных бумаг; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования; других основных средств. [4, ст. 5]
  Источники инвестиций 
Источниками инвестиций, если иное не предусмотрено  законодательными актами Республики Беларусь, могут являться:
собственные средства инвесторов, включая амортизационные  фонды, прибыль, оставшаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей, в том числе средства, полученные от продажи долей в уставном фонде юридического лица; заемные и привлеченные средства, включая кредиты банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, займы учредителей (участников) и других юридических и физических лиц, облигационные займы. [4, ст. 5]
Защита  инвестиций
    Государство гарантирует защиту инвестиций в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией. Порядок и условия национализации и реквизиции, а также выплаты компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией, устанавливаются настоящим Кодексом и законами Республики Беларусь. [4, ст. 11]
Государственная поддержка инвестиционной деятельности
   Инвестиционная деятельность поддерживается государством с целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности оказывается в виде предоставления:
    • гарантий Правительства Республики Беларусь;
    • централизованных инвестиционных ресурсов.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться и с применением  иных ее видов, а также установлением  дополнительных гарантий инвесторам.
Вид, размер и сроки государственной поддержки  для каждой организации, внедряющей новые и высокие технологии, устанавливаются  индивидуально решением Президента Республики Беларусь. Гарантии Правительства  Республики Беларусь предоставляются кредиторам в случаях привлечения иностранных кредитов или кредитов банков Республики Беларусь для реализации инвестиционных проектов.
Государственная поддержка в виде выделения средств  за счет централизованных ресурсов (финансовых ресурсов государства, в том числе средств республиканского бюджета) предоставляется инвесторам при условии, что в реализацию инвестиционного проекта ими вкладываются собственные средства в размере не менее 20 процентов от общего объема инвестиций по данному проекту.
Основными критериями оценки инвестиционных проектов при проведении государственной комплексной экспертизы являются:
• актуальность инвестиционного проекта и его соответствие стратегии развития отрасли;
• финансовое состояние организации-инвестора;
• техническая, технологическая, финансовая возможность и целесообразность реализации инвестиционного проекта в намечаемых условиях осуществления инвестиционной деятельности;
• обоснованность инвестиционных затрат по инвестиционному проекту и государственного участия в этом проекте;
• научно-технический уровень привлекаемых и (или) создаваемых технологий;
• обоснованность инвестиционных затрат по инвестиционному проекту и государственного участия в этом проекте;
• конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг) и перспективность рынков сбыта, эффективность стратегии маркетинга организации-инвестора;
• сравнительные показатели эффективности и устойчивости иевстиционного проекта [4, ст. 14-21, 26, 33] 
 
 

3. Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь
     3.1.Инвестиционный климат в Республике Беларусь 

«Инвестиции в  модернизацию, в строительство, в  создание нового – это
залог того, что  страна будет жить и процветать. Если этих инвестиций нет – страны не будет». А.Г. Лукашенко. [6] 
     В 2002 году в ходе Совета Белорусской научно- промышленной ассоциации и Белорусского союза нанимателей, а также Международного клуба директоров, был проведен научно-практический семинар «Инвестиционный климат: состояние и перспективы обновления производственных фондов Республики Беларусь, создания новых рабочих мест». Президент БНПА Н.А Стрельцов привел следующие данные. В начале того же года  группой по формированию положительного инвестиционного имиджа республики за рубежом, созданной Консультативным советом по иностранным инвестициям, был проведен опрос около 100 коммерческих организаций с иностранными инвестициями и представительств зарубежных компаний в Беларуси, касающийся оценки инвестиционного климата и условий хозяйствования. В нем приняли участие представители 11 стран, в том числе Бельгии, Великобритании, Германии, Китая, США, России. Большинство опрошенных (около 60%) охарактеризовали инвестиционную «погоду» как плохую.
     В числе наиболее значимых причин, которые  препятствуют притоку иностранного капитала в страну, указывались:
•  излишняя регламентация хозяйственной деятельности,      
• большое количество нормативных актов по одним и тем же вопросам,
• нестабильность законодательства,
• отсутствие гарантий собственности и права собственности на землю,
• сложная система налогообложения и таможенных процедур,
•слишком частые и не всегда обоснованные проверки контролирующих органов.
   Подавляющее большинство (82,5%) отметили, что инвестиционный климат в Беларуси хуже, чем в других странах, и только 11,5% опрошенных считают, что он лучше, чем в России и Украине. [7]
    В настоящее время стабильная внутриполитическая обстановка, отсутствие конфликтов межнационального или религиозного характера делают страну все более привлекательной для инвесторов.
   Сейчас в Беларуси сформированы все благоприятные условия для успешной  деятельности инвесторов и созданы следующие преимущества рынка:
1. Выгодное экономико-географическое  и геополитическое положение
Беларусь является восточной границей Европейского союза  и может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ. Этому во многом способствует развитая сеть автомобильных и железнодорожных путей сообщения между странами ЕС и СНГ. А единое таможенное пространство с Россией обеспечивает потенциальному инвестору широкий доступ к огромной емкости российской территории.
2. Благоприятный  инвестиционный климат
В Беларуси имеется  развитое инвестиционное законодательство, направленное на стимулирование инвестиционной деятельности, ее государственную поддержку, а также защиту прав инвесторов на территории республики. В стране действует Консультативный Совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром. В Республике Беларусь действуют 6 свободных экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового, таможенного и регистрационного режимов. За период своего функционирования СЭЗ доказали целесообразность их создания для социально-экономического развития регионов и республики в целом. За счет привлечения иностранных инвестиций задействуются ранее пустующие и неэффективно используемые производственные площади, создаются новые рабочие места, внедряются современные технологии, растут объемы производства и экспорта товаров из СЭЗ, увеличиваются налоговые поступления и сборы в бюджет и во внебюджетные фонды.
3. Политическая, социальная и экономическая стабильность
В последние  годы в Беларуси наметился устойчивый экономический рост.  

Таблица 1 -  ВВП  Республики Беларусь за период с 1995 по 2009 г.

                                 Примечание – Источник: [8] 

Наряду со стабильной внутриполитической обстановкой, низким уровнем преступности и коррупции, отсутствием конфликтов межнационального или религиозного характера, эти  показатели привлекают в страну с каждым годом все больше инвесторов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.