На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Земельный кадастр и рациональное использование земельных ресурсов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 24.06.2012. Сдан: 2011. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

Кафедра теоретической экономики и экономики недвижимости

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
По дисциплине «Землеустройство и земельный кадастр»  

на тему: «Земельный кадастр и рациональное использование земельных ресурсов» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Самара 2009г. 

     СОДЕРЖАНИЕ 

Введение...................................................................................................................
1. Развитие и сущность государственного земельного кадастра.......................
    1.1. История развития земельного  кадастра в России....................................
    1.2. Понятие, значение и содержание  земельного кадастра...........................
2. Ведение  государственного земельного кадастра и рациональное использование земельных ресурсов....................................................................
    2.1 Комплексный подход к планированию и рациональному использованию земельных ресурсов.............................................................................................
    2.2. Охрана и рациональное использование земельных ресурсов в России…
Заключение.............................................................................................................
Библиографический список.................................................................................. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
     Моя курсовая работа написана на тему: «Земельный кадастр и рациональное использование  земельных ресурсов». Ее целью является изучение понятия, содержания и значения земельного кадастра, а так же рациональное использование земельных ресурсов.
     Государственный земельный кадастр имеет важное народнохозяйственное значение. Его  данные служат для организации эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, правильного размещения и специализации сельскохозяйственного производства, а также для осуществления других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель.
     Задачами данной работы являются изучение проблем рационального использования земли и ее комплексный подход к планированию.
     Почва является основным средством производства в сельском хозяйстве. Рациональное её использование является широкой  комплексной программой, которая касается всех сторон организации сельскохозяйственного производства. Разработка этой проблемы требует тщательного изучения имеющихся земельных ресурсов, обоснования системы показателей и методов объективного анализа фактического уровня использования земель и планирования его на перспективу, определения на этой основе общих направлений и разработки системы конкретных мероприятий повышения плодородия почвы улучшения использования земель применительно к местным природно-климатическим и экономическим условиям.
     Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что земельные ресурсы являются предпосылкой сельскохозяйственного производства, влияют на его развитие и эффективность, а важнейшим условием обеспечения населения продуктами питания является устойчивость развития сельского хозяйства. Увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции в современном мире достигается в значительной мере благодаря постоянному повышению использования энергетических ресурсов, запасы которых ограничены.
     Для России гарантированное обеспечение продовольствием и сельскохозяйственным сырьем является первостепенной задачей устойчивого экономического роста. На современном этапе развития сельского хозяйства страны при ограниченных материальных, трудовых и финансовых ресурсах преодоление аграрного кризиса возможно на основе эффективного использования природных ресурсов.
     В данных условиях особо актуальным является исследование земельных ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Развитие и сущность  государственного  земельного кадастра
1.1. История развития  земельного кадастра  в России.
     Кадастр как общественное явление известен с давнего времени, когда человек  начал обрабатывать землю. История  развития земельного кадастра  в  России определяется, прежде всего, уровнем  экономического развития и характером отношений собственности. А начинается эта история с образованием государства и развитием налогообложения. Объединение в 882 году двух крупнейших политических центров древних славян, Киевского и Новгородского, под властью Киева, положило начало существованию могущественного древнерусского государства – Киевской Руси. Отсюда берет истоки отечественный земельный кадастр, об этом свидетельствуют некоторые статьи «Пространной Русской правды» Владимира Мономаха.
     Исторически сложилось, что земельный кадастр в России включал такие составные части, как учет и регистрацию земель, естественноисторическое и экономическое описание земель, оценку земель.
     Наиболее  яркое и полное описание земельных  владений в России относится к  периоду ликвидации феодальной раздробленности и возникновения централизованного государства. В описаниях приводились сведения о количестве земель во владениях, давалась оценка этих земель путем приведения их к определенным условным единицам. Раздача земель за службу и необходимость приведения вотчинных и поместных земель в соответствие с отправляемой службой стали одной из основных причин частых переписей земель в XV - XVI вв.
     Писцовый  наказ 1622г. возлагал на писцов измерение пашни, перелогов, сенокосов, лесов и других угодий. Количество земли исчислялось приблизительно. Сведения о земле отражали в писцовых книгах. Их составляли в двух экземплярах: один посылался в Москву в Поместный приказ, а второй предназначался для воевод, наместников и дьяков.
     Писцовые  книги имели юридический и правовой характер. При их заполнении проверяли права землевладельца на описываемые земли. Купля-продажа земли, обмен земельными владениями, передача земель по наследству подтверждались документами и отражались в писцовых книгах. Эти книги признавались государством в качестве важнейшего доказательства прав на землю, а сама запись в них получила характер земельной регистрации. Составление писцовых книг велось по населенным пунктам.
     В писцовых книгах освещались и финансовые вопросы: оценка имущества, размеры обложения налогом. Запись этих книг содержит показатели своеобразной русской статистики населения, землевладения, культуры, финансов и т. д.
     Кроме писцовых книг, в которые заносились все земли, составлялись окладные, приправочные полевые, строенные, засечные, отказные, дозорные и вотчинные книги. В окладных книгах отражались только земли, приносящие доход, с указанием размера. В приправочных книгах - служилые земли с указанием кому, какие принадлежат и по каким документам. Полевые книги составляли при межевании, на их основе появились межевые книги, в которых отражались границы землевладений. В строенных книгах регистрировалось количество земли, отведенной под строительство городов, с указанием их местонахождения. Отказные книги содержали описание раздач, засечные - описание земель по границам государства, в дозорные книги заносили земли, находящиеся в разорении и подлежащие конфискации. Вотчинные книги давали сведения для распределения тягла между населением вотчины с учетом имущественного положения крестьян. Таким образом, собираемая информация могла быть использована для управления территориями и проведения земельной и налоговой политики Российского государства.
     Следующий этап развития кадастра был обусловлен политикой Петра I, он уничтожил поместную систему, сравнял прежние поместья с вотчинами и ввел подушную подать. В результате качественный учет земель и их оценка утратили свое значение. Вместе с тем значительно повысилась точность полевых измерений, впервые основанная на геометрии и применении геодезических инструментов. Однако замыслы Петра I о производстве сплошного межевания выполнить не удалось, и первое генеральное межевание было начато в 1754г. Главная задача межевания 1765г. состояла в регистрации казенных и других земельных владений. На каждый уезд составлялись межевые книги и планы с указанием землевладельцев, местоположения и общего количества земель, их распределения по угодьям и составлением перечня угодий по провинциям и губерниям. К планам прилагались алфавитные реестры с характеристикой землевладений и отражением проведенных измерений.
     В 1837 году министерство государственных  имуществ приступило к разработке нового земельного кадастра. Были проведены  большие работы по съемке и определению  размеров усадебных земель, пашни, сенокосов, пастбищ.
     Дальнейшее  развитие и совершенствование системы  учета и оценки земельных ресурсов стимулировалось такими этапными реформами, как отмена крепостного права в 1861г., предусматривавшая выкуп земли крестьянами у помещиков, отмену взимания выкупных платежей в 1905г. и указ 1906г., дающий крестьянам право выделения или выхода из общин. Таким образом, в период наиболее динамичного развития хозяйственных отношений в России межевание имело следующие основные цели:
       Юридическая - определение и укрепление  формальными юридическими законами границ земельных владений с составлением соответствующих юридических документов.
       Сельскохозяйственная - устранение  неудобных условий землепользования (чересполосица, сильная извилистость  границ и т. п.).
       Финансовая - определение доходности владений для исчисления налога на основе подробной съемки и оценки угодий.
     Новая аграрная политика России 1906 – 1910 гг. связана  с именем Петра Аркадьевича Столыпина. 19 ноября 1906г  вышел в свет Указа императора Николая II - «Об изменении и дополнении некоторых постановлений об крестьянском землевладении». Главное содержание реформы составило разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности. Разрешением продажи и купли наделов облегчался отлив бедноты из деревни, и происходила концентрация земли в руках зажиточных крестьян.
     Основными тенденциями развития в области  земельных отношений в России к началу ХХ века были значительное сокращение дворянской земельной собственности, некоторое уменьшение государственной и увеличение площадей крестьянского землевладения.
     Всего с 1906 по 1915 год  2,8 млн. крестьянских хозяйств заявили о закреплении  земли в собственность (30 % их общего числа). Закреплена земля была за 2,0 млн. хозяйств (22 %), которым отошло в  собственность 13, 9 млн. десятин, или 16 % всей надельной земли.
     Необходимые сведения о земле содержались  в «Поземельной книге» и «Межевой книге». В «Межевой книге» описывали  границы землевладений и отражали происходящие изменения в размещении границ между землевладениями, связанные с куплей-продажей части владения. В «Поземельной книге» фиксировали обладателей прав на землевладения и отражали сведения о совершаемых с землей сделках. Государство, имея такие сведения, могло выполнять фискальную функцию, а землевладельцы могли защищать  в суде свои права и решать межевые споры.
     После 1917 года земельные отношения в  России резко изменились. Одним из первых законодательных актов о  земле был Декрет «О социализации земли» 1918 года. А положения «О социалистическом землеустройстве» и «О мерах перехода к социалистическому землепользованию» 1919 года закрепили две основные формы: государственную и коллективную. Одновременно с этим земля фактически перестала являться объектом налогообложения. В то же время государство нуждалось в сведениях о земле. Эта потребность определяла состав сведений земельного кадастра и порядок его ведения.
     Кадастр представлял собой сведенные  в единую книгу регистрационные  сведения по землепользователям, а  также количественные и качественные характеристики земель. Основой ведения кадастра являлась развернутая система регулярно проводившихся за счет государственных средств съемок и обследований земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда.
     Регистрацию проводили в государственных  земельно-кадастровых книгах районов (городов) и именовали государственной регистрацией землепользований. Выполняли ее должностные лица районной землеустроительной службы, персонально отвечающие за достоверность регистрируемых сведений о землепользовании.
     Начиная с 1955 года, был введен государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. В последствии в 1970 году Совет Министров СССР утвердил положение «О государственном контроле за использованием земель», возложив контроль на Советы народных депутатов и землеустроительные службы системы Министерства сельского хозяйства и продовольствия СССР.
     За  годы советской власти были созданы  три основные вида кадастров: сельскохозяйственных территорий, водный и лесной. Все основные учетные и отчетные кадастровые документы создавались в виде государственных актов на право пользования землей, списков землепользователей, земельно-кадастровых книг предприятий и организаций и др., а также в виде планово-картографических документов. Все вышеперечисленные документы создавались в рукописной форме, и имели достаточно низкую точность. Координаты точек на границах между коллективными хозяйствами определялись с точностью от 1 до 5метров, а на населенные пункты не всегда имелись карты и планы даже масштаба М 1: 5 000.
     С 1989 года было принято большое количество нормативно-правовых документов, в  той или иной степени связанных  с содержанием и ведением государственного земельного кадастра. Они были направлены на осуществление земельной реформы.
     В период с ноября 1989г. по март 1990г. Верховным советом СССР были приняты законы об аренде, о собственности и о земле. Эти законы разрешили гражданам арендовать земельные участки как внутри, так и вне колхозов и совхозов. Данные законы также предоставили право владения землей, включая наследуемое право работать на земле, но без прав купли-продажи и залога земли.
     К началу земельных реформ 1990 гг. в  России сформировался многоцелевой Государственный земельный кадастр как единая интегрированная система сведений о правовом, природном и экономическом положении земель, направленная на решение задач управления в различных сферах экономики.
     В конце 1990 года Верховный Совет РСФСР  одобрил пакет, состоящий из трех законодательных актов по земельной и аграрной реформе: Закон о крестьянском хозяйстве, Закон о земельной реформе и Закон о социальном развитии в сельской местности. Эти законы дали крестьянам право продажи земли районному Совету, обеспечили механизм наделения крестьян землей, освободили крестьянские хозяйства от государственных закупок, земельного налога на 5 лет, разрешили использовать наемный труд и обеспечили гибкий максимальный размер землевладения.
     С августа 1991г. проведение аграрной и земельной реформ осуществлялось в границах территории всей страны. В декабре 1991г. вышел Указ Президента «О неотложных мерах по проведению земельной реформы» и Постановление Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». На основании этих документов колхозы и совхозы должны были принять решение о переходе к частной собственности.
     С 11 октября 1991г. принят Закон «О плате за землю», который установил, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, плата за временное пользование землей, плата за приобретение земельных участков в собственность, плата за приобретение права аренды земельных участков, компенсационные платежи за потери сельскохозяйственного производства, плата за пользование земельным участком при установлении сервитута.
     От 19 марта 1992г. Постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены новые свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения.
     25 августа 1992г. Постановлением Правительства Российской Федерации «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации» было утверждено Положение о порядке ведения государственного кадастра, признана необходимость координации ведения земельного кадастра, обеспечения поэтапного перехода на автоматизированный метод получения, обработки, хранения и предоставления его данных. Кроме того, была указана необходимость проведения инвентаризации земель населенных пунктов.
     Важными стали Указ Президента РФ от 27 октября 1993г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» и Гражданский кодекс Российской Федерации, которые отнесли земельные участки и все, что прочно с ними связано, к недвижимости. Это повлекло за собой изменение многих положений земельного кадастра, касающихся научных и методических основ земельной регистрации, учета и оценки земель. Указом были введены новые формы свидетельства на право собственности на землю и других регистрационных документов. В декабре 1993г. были изданы указы Президента РФ: «О налогообложении продажи земельных участков и операций с землей»; «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость»; «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы»; Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации; Основные положения о залоге недвижимого имущества – ипотеке.
     Принятие  Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года разрешило главный  спорный вопрос в сфере земельных  отношений. Конституция закрепила  право частной собственности  на землю в Российской Федерации и свободу распоряжения землей как одно из основных неотъемлемых прав человека, охраняемых законом.
     В 1997 году были продолжены работы по формированию автоматизированной системы государственного земельного кадастра и регистрации  прав на землю. В субъектах РФ были разработаны и утверждены региональные программы создания систем государственного земельного кадастра.
     В содержание земельного кадастра, в  соответствии с Федеральным законом  «О государственном земельном кадастре» от 2 января 2000г., включено получение достоверных  сведений о земельных участках и территориальных зонах как основных единиц кадастрового учета. Все прочие действия (ведения основного и текущего учета земель, составление баланса земель, бонитировка почв и экономическая оценка земель, государственное управление земельными ресурсами и др.) включены в земельную информационную систему.
     Современный Государственный земельный кадастр  призван обеспечить государство  и граждан следующей актуальной юридически значимой для развития государства и общества информацией: гарантия прав собственности и их надежная защита; поддержка системы налогообложения земли и иной недвижимой собственности; гарантия ипотечных кредитов; развитие и контроль земельного оборота; проведение государственного контроля за охраной и использованием земель; рассмотрение земельных споров; проведение земельной реформы, включая приватизацию земли; развитие территорий, планирование и эффективное использование земельных ресурсов; рациональное использование окружающей среды. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Понятие, значение  и содержание земельного  кадастра
     Государственный земельный кадастр (ГЗК) в соответствии со ст. 1 ФЗ "О государственном  земельном кадастре" представляет собой систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов. Термин "кадастр" происходит от слова capitastrum (лат.), означающего опись (реестр) податных предметов. Позднее во Франции это понятие преобразовалось в термин cadastre (реестр), который используется в настоящее время.
     Государственный земельный кадастр создается  и ведется в целях информационного  обеспечения:
    государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
    государственного контроля за использованием и охраной земель;
    мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
    государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
    землеустройства;
    экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
    установления обоснованной платы за землю.
     Задача  ГЗК уровня муниципального образования  заключается во всестороннем количественном и качественном описании каждого  земельного участка, земельных ресурсов муниципального образования в целом, характеристике их природного состояния, хозяйственного использования и правового статуса, проведении оценки земель и использовании их результатов, обеспечении земельно-кадастровой информацией органов управления муниципального образования.
     Решение этой общей задачи достигается посредством  решения частных, к которым относятся:
      организация кадастрового деления подведомственной территории;
      кадастровый учет земельных участков;
      кадастровый учет территориальных зон;
      кадастровая оценка земель;
      хранение, обработка и предоставление земельно-кадастровой информации (информационно-аналитическая задача).
     Процесс ведения ГЗК включает основные технологические  действия:
      подготовительные работы;
      формирование и учет земельных участков;
      формирование и учет территориальных зон;
      оценка земель;
      формирование отчетов об использовании земель и предоставление земельно-кадастровой информации.
     Объектом  земельного кадастра является земельный  фонд Российской Федерации, независимо от его ведомственной принадлежности, форм собственности, целевого назначения и вида использования. Земля имеет важное значение как предел суверенитета государства, как основа жизнедеятельности народов, как природный ресурс, как территориальный базис, как средство производства, как составная часть единой глобальной экологической системы и как элемент рыночных товарно-денежных отношений.
     До  настоящего времени учет земель представлял  собой процесс регистрации земельных  участков и территориальных зон  с внесением записей в Единый государственный реестр земель. Теперь создана автоматизированная система  ведения государственного земельного кадастра и государственный учет объектов недвижимости (разработанная  в соответствии с федеральной целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 745) с целью обеспечить эффективное использование земли и иной недвижимости, вовлечение их в оборот и стимулирование инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества.
     Назначение  автоматизированной системы государственного кадастра объектов недвижимости –  создание единой системы, функционирующей  на всех уровнях государственного управления недвижимостью, обеспечивающей консолидацию сведений об объектах недвижимости на уровнях субъектов Российской Федерации, обеспечивающей возможность публичного доступа к сведениям единого кадастра объектов недвижимости.
     Информация  об объектах недвижимости поступает  в систему в электронном виде, в том числе и о координатах  объекта. Перед внесением сведений об объекте в единый кадастр объектов недвижимости, информация проходит тщательный контроль на корректность семантических и графических данных. При внесении в кадастр, сведения об объектах капитального строительства привязываются к сведениям о земельных участках, на которых они располагаются. Для привязки объектов используются их координаты.
     Таким образом, проведение земельной реформы еще раз подчеркнуло необходимость государственного земельного кадастра как системы информации, обеспечивающей осуществление государственного регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами в Российской Федерации.
     Широкие полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений на территории муниципального образования подтверждены Земельным кодексом. Более того, Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" четко определены основания для отнесения земельных участков к собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности.
     В связи с этим было бы логично представить  содержание ГЗК отдельно для различных  уровней следующими разделами:
     для субъекта Федерации:
      кадастровое деление кадастрового округа;
      установление (восстановление) границ муниципальных образований;
      кадастровый учет земельных участков;
      кадастровый учет территориальных зон;
      кадастровая оценка земель;
      для муниципального образования:
      кадастровое деление кадастрового района;
      кадастровый учет земельных участков;
      кадастровый учет территориальных зон;
      кадастровая оценка земель.
     Важнейшее значение земельного кадастра заключается  в том, что он необходим для  организации наиболее полного, рационального  и эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, размещения и специализации сельскохозяйственного производства, мелиорации земель и химизации сельского хозяйства, а также проведения других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.